Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ'

ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / МЫСЛИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОМО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Ди, Цзо Ци

Наряду с развитием платформ онлайн-образования в Интернете постепенно растет осознание важности обучения в таком формате. В связи с этим данная статья направлена на изучение возможностей онлайн-образования в Китае, которое получило мощный толчок в развитии в период пандемии COVID-19 в связи с введенными в обществе ограничениями и необходимостью социального дистанцирования. Однако отмечается, что экстренный характер перевода образовательной системы страны на удаленный формат обусловил возникновение целого ряда организационных проблем и не способствовал повышению качества обучения. Наиболее перспективной авторам представляется смешанная форма обучения, которая позволит использовать в образовательном процессе преимущества как цифровых, так и традиционных технологий подготовки специалистов. Кроме того, в статье отмечается необходимость интеграции онлайн-обучения с аксиолого-идеологическим воспитанием студентов, что позволит повысить общий уровень национальной культуры и поможет избежать негативного влияния непроверенной информации из открытых источников на молодежь. Сделана также попытка прогнозного рассмотрения тенденций развития образования в долгосрочной и краткосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE EDUCATION IN MODERN CHINA

Along with the development of online education platforms, awareness of the importance of training in this format is gradually growing on the Internet. In this regard, this article is aimed at exploring the possibilities of online education in China, which received a powerful boost in development during the COVID-19 pandemic due to the restrictions imposed in society and the need for social distancing. However, it is noted that the urgent nature of the transfer of the country's educational system to a remote format caused the emergence of a number of organizational problems and did not contribute to improving the quality of education. The most promising for the authors is a mixed form of education, which will allow using the advantages of both digital and traditional technologies of training specialists in the educational process. In addition, the article notes the need to integrate online learning with the axiological and ideological education of students, which will increase the overall level of national culture and help avoid the negative impact of unverified information from open sources on young people. An attempt is also made to forecast the trends in the development of education in the long and short terms.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5. С. 50-56. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 5. P. 50-56.

Научная статья УДК 37.018.43(510) https://doi.org/10.24158/spp.2022.5.6

Онлайн-образование в современном Китае

Ван Ди1, Цзо Ци2

■^Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия 1wangdi931022@163.com 2zq840474927@126.com

Аннотация. Наряду с развитием платформ онлайн-образования в Интернете постепенно растет осознание важности обучения в таком формате. В связи с этим данная статья направлена на изучение возможностей онлайн-образования в Китае, которое получило мощный толчок в развитии в период пандемии COVID-19 в связи с введенными в обществе ограничениями и необходимостью социального дистанцирования. Однако отмечается, что экстренный характер перевода образовательной системы страны на удаленный формат обусловил возникновение целого ряда организационных проблем и не способствовал повышению качества обучения. Наиболее перспективной авторам представляется смешанная форма обучения, которая позволит использовать в образовательном процессе преимущества как цифровых, так и традиционных технологий подготовки специалистов. Кроме того, в статье отмечается необходимость интеграции онлайн-обучения с аксиолого-идеологическим воспитанием студентов, что позволит повысить общий уровень национальной культуры и поможет избежать негативного влияния непроверенной информации из открытых источников на молодежь. Сделана также попытка прогнозного рассмотрения тенденций развития образования в долгосрочной и краткосрочной перспективе.

Ключевые слова: онлайн-образование, традиционная религиозная культура, мыслительное образование, ОМО

Для цитирования: Ван Ди, Цзо Ци. Онлайн-образование после пандемии // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5. С. 50-56. https://doi.org/10.24158/spp.2022.5.6.

Original article

Online education in modern China

Wang Di1, Zuo Qi2

12Moscow State University, Moscow, Russia 1wangdi931022@163.com 2zq840474927@126.com

Abstract. Along with the development of online education platforms, awareness of the importance of training in this format is gradually growing on the Internet. In this regard, this article is aimed at exploring the possibilities of online education in China, which received a powerful boost in development during the COVID-19 pandemic due to the restrictions imposed in society and the need for social distancing. However, it is noted that the urgent nature of the transfer of the country's educational system to a remote format caused the emergence of a number of organizational problems and did not contribute to improving the quality of education. The most promising for the authors is a mixed form of education, which will allow using the advantages of both digital and traditional technologies of training specialists in the educational process. In addition, the article notes the need to integrate online learning with the axiological and ideological education of students, which will increase the overall level of national culture and help avoid the negative impact of unverified information from open sources on young people. An attempt is also made to forecast the trends in the development of education in the long and short terms.

Keywords: online education, traditional religious culture, thought education, OMO

For citation: Wang Di & Zuo Qi. (2022) Online education in modern China. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 50-56. Available from: doi:10.24158/spp.2022.5.6 (In Russian).

Быстрое развитие цифровых технологий и их активное применение в различных сферах жизни стимулировали масштабные преобразования и в области образования. Однако из-за бесспорных преимуществ офлайн-подготовки и нехватки электронных ресурсов в Китае онлайн-об-разование не получило по-настоящему широкого распространения до 2020 года. Эпидемия COVID-19 стала ключевым фактором, определившим прорыв цифровых технологий в сферу образования. Заболевание характеризовалось быстрым распространением, поэтому повлекло за

© Ван Ди, Цзо Ци, 2022

собой целый ряд ограничений в человеческой жизни и функционировании всех структур и систем общества. Это обстоятельство повлияло и на форму образовательной деятельности. Традиционное обучение в классе потеряло возможность прежней реализации, поэтому было заменено на дистанционные формы взаимодействия участников образовательного процесса.

Удаленные занятия с использованием цифровых платформ, таких как Cousera и ШасКу, впервые начали практиковаться еще в 2012 году, тем самым было заявлено о возникновении новой формы обучения - онлайн-образования (Лю И, Чжан Хуйжун, 2020). Сегодня существует два основных варианта интернет-обучения: с использованием видеоматериалов в записи и в реальном времени. Такие платформы, как Cousera, в основном ориентированы на предоставление образовательных услуг посредством видеороликов или блоков необходимой тематической направленности. В этом случае расписание курсов более гибкое и не требует фиксированного времени и места. Студенты могут получить соответствующий сертификат об обучении, изучив самостоятельно содержание дисциплины с применением предложенных видеоматериалов и выполнив тестирование в течение указанного времени. Недостатком такого обучения является то, что оно не может решать задачи студентов в реальном времени во время учебы. Негативным моментом также следует признать отсутствие взаимодействия между занимающимися и преподавателями.

Кроме того, «записанное» обучение основано на «слушании». Согласно концепции «пирамиды обучения», выдвинутой американским ученым Эдгаром Деллом1, модель «слушания» является относительно неэффективным методом обучения, который не способствует усвоению знаний. Занятия же в реальном времени способствуют отслеживанию и устранению различных проблем с восприятием и освоением учебного материала в онлайн-классе, а содержание курса корректируется преподавателем в соответствии с успеваемостью студентов, что наиболее близко к традиционной китайской модели обучения в классе. Однако, в отличие от очного обучения в автономном режиме, онлайн-занятия в реальном времени в силу удаленности участников друг от друга и индивидуализации учебного процесса лишены атмосферы коллективного взаимодействия, не формируется типичная для совместного обучения студентов коммуникативная среда, процесс участия в практике закрепления знаний, умений и навыков также персонифицирован. Преподаватели и студенты могут видеть друг друга только через экран, что является новым и серьезными вызовом для участников образовательного процесса, так как сопряжено с определенным психологическим дискомфортом. Следовательно, чтобы эффективно проводить онлайн-обучение в реальном времени, помимо обычной подготовки преподавателям также необходимо приобретать навыки цифровой педагогики. Пандемия обнаружила низкий уровень готовности специалистов в области образования к новым условиям работы, что требует пересмотра существующей системы подготовки преподавателей в Китае на фоне повсеместного внедрения в образовательный процесс занятий в онлайн-формате.

Поскольку ранее масштабы удаленного образования были весьма скромными, с переходом на цифровой формат взаимодействия студентов и преподавателей в период пандемии возникли различные проблемы. Рассмотрим их подробнее.

1. Хаос в преподавании и обучении. Чтобы обеспечить задачи образования и его качество, учебные заведения используют онлайн-платформы для проведения занятий посредством прямой трансляции или записи. Но по сравнению с традиционным обучением в аудитории онлайн-образование не имеет четкой структуры и утвержденного алгоритма оценки результативности обучения. У некоторых студентов отмечается слабое чувство самоконтроля и самодисциплины. Они допускают пропуски занятий, опоздания, сон на лекциях и разговоры. Все эти негативные моменты «домашнего» обучения снижают его эффективность (Ян Сяохун и др., 2020).

Пандемия COVID-19 стала настоящим испытанием для преподавателей и студентов. «Экстренный» переход к онлайн-обучению стал причиной неготовности педагогов и обучающихся к восприятию новых условий взаимодействия (У Дагуан, Ли Вэнь, 2020). Однако ситуация в обществе не оставляла альтернативы, поэтому и той, и другой стороне образовательного процесса пришлось срочно адаптироваться под новые требования.

Прежде всего, коснемся лекционной формы обучения, которая сложилась в Китае еще в древние времена. Суть ее состоит в том, что преподаватель объясняет группе студентов новый материал, при этом он ориентирован на коллективное восприятие. Китайские преподаватели привыкли к такому автономному режиму работы в аудитории, а студенты - к учебной деятельности в классе. В кратчайшие сроки перейдя на онлайн-обучение, акторы образовательного процесса оказались лицом к лицу с трудностями его технического обеспечения, с необходимостью задействования цифровых технологий, программного обеспечения последнего поколения и т.д.

1 Дэйл Э. Конус обучения [Электронный ресурс] // МедиаМера. URL: https://mediamera.ru/post/24422 (дата обращения: 15.04.2022).

Проблемы были обусловлены также отсутствием у людей опыта нового ритма жизни. Когда преподаватели читают лекцию онлайн, им нужно в прямом эфире ориентироваться на десятки студентов, при этом выделить среди них тех, кто адекватно воспринял и понял передаваемую учебную информацию, а кто - нет, им уже сложно. Таким образом, способность преподавателя к контролю понимания со стороны аудитории также снижается.

Отдельно следует сказать об эффективности онлайн-обучения. Преподаватели и студенты разделены в физическом пространстве, что требует изменения ролевых позиций участников образовательного процесса. Так, студенты получают больше автономии, но в то же время должны опираться на уровень своей волевой сферы в плане самодисциплины, преподаватели же теряют возможность осуществлять текущий контроль восприятия материала, сохраняя лишь административные и оценочные функции (Лю И, Чжан Хуйжун, 2020). Начинаются пропуски наименее важных с точки зрения занимающихся курсов, чего практически не было в офлайн-формате, поскольку преподаватели при личном контакте с воспитанниками осуществляли нравственно-координирующую функцию, могли вербально выразить недовольство поведением студента или посещаемостью им занятий. Все это также сказывается на уровне образования.

Большинство учащихся в Китае находятся в состоянии пассивного восприятия информации. Тем из них, которые берут онлайн-уроки дома, не хватает контроля со стороны учебных заведений и преподавателей. Большинству недостает самодисциплины и критического мышления, поэтому эффективность дистанционного обучения пока ниже традиционного.

Кроме того, широкомасштабное внедрение онлайн-образования в режиме реального времени также стало тяжелым бременем для образовательной инфраструктуры, регулярно фиксируются факты нестабильности сетевых подключений, а также перебои в работе онлайн-плат-форм. Эти факторы сокращают ценное учебное время, прерывают объяснения преподавателя и отвлекают студентов, в результате чего также страдает качество онлайн-обучения.

2. Платформа обучения несовершенна. Внезапность появления и скорость распространения нового вируса поставили систему образования в условия работы в кризисном формате. Хоть некоторые заведения своевременно отреагировали на введение ограничительных социальных мер и быстро начали внедрять в образовательный процесс онлайн-технологии, ситуация в целом оставалась сложной, так как имеющаяся инфраструктура вузов не была рассчитана на такой объем дистанционной работы. В то же время существовавшая на момент начала пандемии цифровая платформа для организации онлайн-обучения была сложна в эксплуатации, необходимые учебные материалы не могли быть загружены вовремя, что вызывало сбои в ходе образовательного процесса.

Цифровые платформы, такие как Coursera и MOOC, являются пионерами в индустрии интернет-образования. Они накопили большой объем пользовательских данных, постепенно настроили соответствующий режим обучения в соответствии с пользовательским опытом и улучшили рабочий механизм контента. Теперь предлагаемая ими система обучения является наиболее эффективной. Однако эти платформы в основном ориентированы на онлайн-обучение в записи, их возможности ведения дистанционных занятий в режиме реального времени ограничены. В то же время интернет-платформы Khan Academy в США, New Oriental и Xueersi в Китае предоставляют своим студентам возможности для обучения в реальном времени, поскольку количество занимающихся в них одновременно невелико. Для накопления опыта онлайн-обучения необходимо время, поэтому даже с помощью этих образовательных платформ широкомасштабное внедрение дистанционных форм интернет-образования в современных условиях еще представляется сложной задачей.

Во время пандемии цифровыми образовательными платформами, наиболее используемыми в Китае, являлись Tencent Conference, Ding Talk, Zoom и т.д. Эти ресурсы изначально обладали программным обеспечением для поддержки видеоконференцсвязи. Они относительно стабильны, могут удовлетворить потребности онлайн-обучения и подходят для эпидемической учебной среды.

Удаленные формы взаимодействия преподавателей со студентами в режиме реального времени можно рассматривать как альтернативу для аудиторных занятий. Однако использование цифровых платформ для онлайн-образования имеет свои ограничения, так как не может удовлетворить потребности преподавателей и студентов в практической деятельности или наглядных демонстрациях. Эксперименты - самая важная часть учебной программы для студентов естественных и технических специальностей. Виртуальная демонстрация тех или иных учебных операций не может обеспечить полного их понимания и осознания студентами. В лучшем случае они смогут усвоить этапы работы из объяснений преподавателя, практический опыт можно получить лишь только при самостоятельной работе с инструментом.

3. Помимо указанных внешних проблем дистанционного образования внимания требуют и внутренние. Так, следует совершенствовать умение студентов критически оценивать получаемую информацию, особенно полученную из открытых источников, обрабатывать ее, развивать навыки самостоятельного мышления и испытывать чувство социальной ответственности. Генеральный секретарь Си Цзиньпин отмечал: «Идеологическая и политическая работа в колледжах и университетах связана с фундаментальным вопросом о том, каких людей готовит учебное заведение, как их обучать и для чего. Необходимо брать за основу мораль как центральное звено воспитания и обучения, проводить идеологическую и политическую работу на протяжении всего процесса подготовки студентов, стремиться к пониманию имиситуации в высшем образованиии в обществе в целом»1. В современном информационном обществе сказанное приобретает определяющее значение для педагогической работы. В условиях активной работы молодежи с интернет-ресурсами ее идеологическое и политическое сознание должно быть устойчиво к разного рода информационным вбросам.

В эпоху сетевой глобализациицифровые контенты представляют собой инструмент многотерминального воздействия на пользователей, фрагментации информации и искажения ее при употреблении в неполном контексте. Каждый может выразить свою точку зрения в киберпространстве, тем самым формируя общественное мнение. У студентов ограниченный социальный опыт, им не хватает способности самостоятельно думать, объективно оценивать социальные события и явления, молодежь легко спровоцировать на неверные поступки, предоставив ей искаженные данные.

Идеологическое и политическое образование в режиме онлайн направлено на распространение общечеловеческих ценностей традиционной культуры через Интернет. Чтобы повысить его привлекательность для студенческой аудитории, необходимо обеспечить учащимся возможность реализации субъективной инициативы, позволить им стать идеологическим и политическим лидером образования.

Таким образом, онлайн-образование должно создавать среду, подходящую для идеологического и политического образования студентов за счет повышения привлекательности традиционной культуры, улучшения идеологической осведомленности студентов и воспитания ими в себе основных нравственных качеств. Впоследствии обучающиеся смогут использовать накопленный багаж традиционных культурных знаний для совершенствования себя как личности и как профессионала.

Китайская культура является неисчерпаемым ресурсом для образования. Это теоретическая сокровищница для решения текущих идеологических и политических проблем. Включение традиционной культуры в идеологическое и политическое образование является обязательным требованием для его эффективности и национальной ориентированности.

С точки зрения истории развития китайской идеологии и культуры ее базис сформировался на основе конфуцианства, даосизма и буддизма (Ван Чжицзе, Мо Чжунцзянь, 2020). Интеграция трех религий - конфуцианства, буддизма и даосизма - на основе духа «доброты, любви и гармонии» обеспечила стабильность китайской нации как культурного сообщества (Ван Чжицзе, Мо Чжунцзянь, 2020). Уникальная ритуальная культура Китая - дзэн и дао - иллюстрирует взаимодействие национальной философии и религии. Традиционное китайское общество, особенно после династии Хань, основывалось на ценностях конфуцианства, которые способствовали совершенствованию личности и культивированию нравственности в обществе. Впоследствии была сформирована уникальная и эффективная модель образования, которая также оказала влияние на повседневное мышление и привычки китайцев.

Изучение и разъяснение идеологических основ китайской традиционной культуры, наблюдение за эволюцией основных ценностей конфуцианства в современном обществе Поднебесной имеют практическое значение для культивирования социалистических ценностей.

Долг каждого гражданина - сохранить традиционную культуру страны. Пандемия дала возможность интегрировать в виртуальном пространстве идеологические основы общества и образования для их приумножения.

Рассмотрим краткосрочную перспективу развития современного образования в Китае.

В первую очередь очевидно активное развитие смешанной системы образования (ОМО -online, merge, offline) в ближайшем будущем. Она предполагает одновременное использование в учебном процессе форм удаленной и аудиторной работы. Суть ее состоит в том, чтобы интегрировать традиционное и онлайн-обучение в Сети для того, чтобы воспользоваться преимуществами обоих видов, что определяет результативность обучения. Однако в образовательной модели OMO

1 Си Цзиньпин призывает к усилению идеологической работы в колледжах и университетах [Электронный ресурс] // ИА Красная Весна. Ш1_: https://rossaprimavera.ru/news/si-czinpin-prizyvaet-k-usileniyu-ideologicheskoy-raboty-v-kolledzhah-i (дата обращения: 15.04.2022).

все же преобладает офлайн-формат, дополняемый онлайн-занятиями. Это в основном связано с тем, что обучение в аудитории как привычная и доказавшая свою эффективность модель взаимодействия педагога и студента позволяет осуществить большинство образовательных задач, в то время как онлайн-обучение фокусируется на дополнениях, делает образование диверсифицированным, экономит время и субъективно сокращает пространство, обеспечивая удаленный контакт.

Янь Лян считает, что удобство, интерактивность и персонализация обучения - это главные черты ОМО, которые обеспечивают открытость образовательного процесса и его ориентированность на личностное сотрудничество преподавателя и студента (Янь Лян, 2021).

Модель гибридного образования OMO должна быть очень гибкой, для того чтобы соответствовать потребностям общества, увеличивая в своем составе долю традиционного или цифрового компонента. Так, на фоне затухания пандемии учебные заведения постепенно возобновили прежний формат работы, но в социуме все равно еще появляются очаги заражения, которые вполне могут создать угрозу для граждан, и тогда цифровой компонент модели, отвечающий за удаленное взаимодействие участников образовательного процесса, должен максимально быстро актуализироваться. Кроме того, в обществе должна быть развита ИКТ-инфраструктура, что позволит полноценно использовать цифровые образовательные платформы при необходимости.

Студенты должны иметь возможность и пространство для самостоятельного обучения, чтобы развивать навыки самоконтроля, при этом преподаватели могут направлять, перемещать, организовывать их деятельность, что создает основу для работы на перспективу в развитии студентов.

Благодаря сложившейся практике применения модели ОМО появилось много новых возможностей ее использования. Все это произошло благодаря внедрению инновационной концепции многомерных исследований методов обучения в высшей школе, которые интегрируют ресурсы преподавания, улучшают его контент, создавая новые модели обучения с высокой эффективностью.

Говоря о долгосрочных перспективах развития современной образовательной системы Китая, можно отметить следующее.

В условиях распространения цифровых технологий следует работать над совершенствованием содержательного наполнения обучающих контентов, с тем чтобы иметь возможность добиться соответствия онлайн-обучения стандартам качества. Внимания также заслуживает повышение квалификации вузовских преподавателей в плане освоения ими новых методов работы в виртуальном образовательном пространстве1.

S. Lukes отмечает позицию Дюркгейма, согласно которой отношения между социальными науками и образованием являются отношениями между теорией и практикой (Lukes, 1975). В связи с этим социология станет рациональной альтернативой традиционным религиям. Преподаватели должны иметь «глаза социологии», учащиеся - руководствоваться «обществом, семьей, национальными характеристиками, законами, моральными обязательствами, а также основами формирования этих различных социальных явлений» (Lukes, 1975).

Генеральный секретарь Си Цзиньпин указывал: «Для того чтобы та или иная ценность действительно играла свою роль, она должна быть интегрирована в жизнь общества и восприниматься им на практике. Необходимо позаботиться о том, чтобы увязать то, что мы отстаиваем, с повседневной жизнью людей»2. Это позволит добиться интеграции основных ценностей образования и реальных потребностей граждан.

Интернет является основным каналом для студентов, из которого можно получить информацию. Поэтому необходимо создать атмосферу для сетевого идейно-воспитательного образования в учебных заведениях. Независимо от формы проведения занятий - онлайн или офлайн -следует поощрять «нравственное воспитание в первую очередь», сознательно развивать лучшие моральные традиции китайской нации, активно способствовать созданию эффективной системы образования и нравственного воспитания, позитивно реагировать на национальные стратегии талантов, способствовать повышению национальной культуры, что является наиболее актуальной исторической задачей общества в целом и учебных заведений в частности. Нравственное воспитание должно быть всеобщим. Оно должно быть направлено на развитие у студентов таких качеств, как гуманность, справедливость, благопристойность, мудрость, способствовать формированию добрых намерений, вызывать желание соответствовать нравственной философии, совместимой с традиционной культурой конфуцианства. Нужно все это для того, чтобы воспитанники

1 Си Цзиньпин назвал воспитание молодого поколения политической ответственностью всей партии [Электронный ресурс] // Рамблер. URL: https://sport.rambler.ru/other/42117906/?utm_content=sport_me-dia&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 15.04.2022).

2 Там же.

знали о преданности родителям, их почитании, необходимости выстраивания конструктивных и взаимоуважительных отношений между людьми, чем достигали целей общества в целом.

Высокий уровень традиционной культуры является необходимым условием того, чтобы влиять на изменения в менталитете и поведении учащихся.

Студенты не должны просто получать знания из учебников, им необходимо активно передавать и моральные ценности. Сочетание высокой нравственности и профессиональных навыков является стандартом современного образования в Китае. Интеграция онлайн-обучения с идейно-политическим воспитанием может помочь студентам повысить способность к саморегулированию, научиться самостоятельно планировать и выполнять учебные задачи, лучше адаптироваться к новой образовательной среде, способствовать общему повышению личной и национальной культуры, а также существенно улучшить свои навыки работы на цифровых платформах.

Активное развитие цифровых технологий в сфере образования предъявляет к обучающимся свои требования. Мы знаем, что цифровые технологии включают главным образом большие данные, искусственный интеллект, облачные вычисления и т.д., которые могут быть интегрированы в различные отрасли. По сути, появление онлайн-образования иллюстрирует связывание этих технологий с другими областями жизненного пространства человека. Технологии, которые используют учебные онлайн-платформы, преимущественно основаны на информационных технологиях иКт, то есть используют Интернет как средство передачи информации и коммуникации. Благодаря быстрому развитию цифровых технологий будущая онлайн-площадка образования представляет собой интеллектуальный цифровой конструкт, который будет действовать как один из участников образования и оказывать диверсифицированную помощь преподавателям и студентам. Примером могут служить интеллектуальные платформы с возможностью распознавания речи, сканирования, анализа образа действий учащихся, сравнение получаемой информации с большими данными, формирование информационной модели, определение уровня осознанного восприятия студентами учебной информации и качества его усвоения.

В то же время интеллектуальная платформа может помочь преподавателям в подготовке к занятиям, оценке их эффективности, контроле знаний студентов. Ресурс позволяет также использовать реалистичные виртуальные экспериментальные средства для объяснения учебного материала и практического обучения студентов.

Облачные вычислительные инструменты могут быть привлечены для создания интеллектуальных и персонализированных учебных платформ. Например, комплексная платформа «SaaS» ориентирована на обслуживание учреждений, не имеющих потенциала в области развития и располагающих ограниченными средствами; платформа «PaaS» обеспечивает индивидуальный подход к обучению студентов; платформа «Iaas» является банком виртуальных интеллектуальных ресурсов.

Роль цифровых учебных технологий состоит в том, чтобы обеспечить стабильную информационную связь между преподавателями и студентами. Для этого задействуются большие данные, искусственный интеллект и облачные вычисления. Качество программного и технологического обеспечения образования стало краеугольным камнем развития цифровых технологий в вузах. Только активно управляемая, развивающаяся, «новая инфраструктура», созданная для того, чтобы поддерживать цифровые технологии, станет основой всей социальной промышленности.

Во время пандемии китайская платформа онлайн-образования Dingtalk из-за неустойчивых интернет-соединений и неадекватного технического оснащения не смогла обеспечить высокое качество учебного процесса для десятков миллионов студентов. Поэтому можно сделать вывод о том, что создание систем, устройств и внутренних сетевых ресурсов, которые могут поддерживать одновременную работу множества пользователей в цифровом образовательном пространстве, является актуальной проблемой современного китайского общества.

Подведем итоги. С приходом цифровой социальной эпохи онлайн-обучение, особенно в период пандемии, укрепило свои позиции в качестве формы организации образовательного процесса. Его значение также будет повышаться и в будущем. А для того, чтобы обеспечить эффективность обучения в режиме онлайн, преподаватели должны быть готовы к оптимизации своей деятельности, постоянно обновлять содержание обучения и поощрять учащихся к использованию мультимедийных информационных средств для развития практических навыков цифровой коммуникации и работы с большими объемами электронной информации.

Необходимо помочь студентам изменить представление об обучении как о процессе, в котором не требуется активных действий со стороны занимающихся. С помощью онлайн-образо-вания открываются широкие возможности для проявления самостоятельности студентов. Использование цифровых баз данных стимулирует постоянное обновление формы и содержания

учебных курсов, интегрирует китайскую традиционную культуру в практику ежедневного преподавания, что способствует созданию системы нравственного воспитания в стране, эффективной подготовке высококвалифицированных и морально устойчивых людей.

Список источников:

Lukes S. Emile Dürkheim: His Life and Work. L., 1975. 676 р.

2020. 2^„S67-74S = Ян Сяохун, Чжоу Хайцзюнь, Чжоу Сяочжан. Исследования по строительству критериев для определения качества преподавания качества открытых онлайн-курсов в университетах // Китайский аудиовизуальный центр. 2020. № 2. С. 67-74 (на кит. яз.).

ЯЛ.ЖШФ. 2020. 5-§-„ S66-78S. = Лю И, Чжан Хуйжун. Исследования в области онлайн-

обучения в колледжах и университетах // Исследование высшего образования Чунцина. 2020. № 5. С. 66-78 (на кит. яз.).

2020. 7^„Я1-30м. = У Дагуан, Ли

Вэнь. Стадийные характеристики крупномасштабного онлайн-обучения в китайских колледжах и университетах: эмпирическое исследование, основанное на анкетном опросе студентов, преподавателей и академического персонала // Журнал Восточно-китайского педагогического университета. 2020. № 7. С. 1-30 (на кит. яз.).

2020. 5^„Я13-19м. = Ван Чжицзе, Мо Чжунц-зянь. Интеграция конфуцианства, даосизма и буддизма для развития традиции китайской диверсифицированной и гармоничной культуры // Журнал китайского университета Минзу. 2020. № 5. С. 13-19 (на кит. яз.).

ЯЖ. 2021. 20-§-„®2бй° = Янь Лян. Исследования и применение на

смешанном режиме в период после эпидемии // Автоматизация делопроизводства. 2021. № 20. С. 20-26 (на кит. яз.).

References:

Liu Yi & Zhang Huizhong (2020).[Research in the Field of Online Education in Colleges and Universities]. [Research of Higher Education in Chongqing]. (5), 66-78 (in Chinese).

Lukes, S. (1975) Emile Dürkheim: His Life and Work. London. 676 р.

Wang Zhijie & Mu Zhongjian (2020). [Integration of Confucianism, Taoism and Buddhism to develop the tradition of Chinese diversified and harmonious culture] // [Journal of Minzu University of China]. (5), 13-19 (in Chinese).

Wu Daguang & Lee Wen (2020) [Stage Characteristics of Large-Scale Online Learning in Chinese Colleges and Universities: an Empirical Study Based on a Questionnaire Survey of Students, Teachers and Academic Staff ]. [Journal of the East-China Pedagogical University]. (7), 1-30 (in Chinese).

Yan Liang (2021) [Research and Application on the Blended Teaching Mode in Post-epidemic Period]. [Office Work Automation], (20), 20-26 (in Chinese).

Yang Xiaohong, Zhou Haijun & Zhou Xiaozhang (2020) [Research on the Development of Criteria for Determining the Quality of Teaching in Open Online Courses at Universities // Chinese Audiovisual Center]. (2), 67-74 (in Chinese).

Информация об авторах

Ван Ди - аспирант кафедры истории и теории социологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

Цзо Ци - аспирант кафедры истории и теории социологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

Information about the authors

Wang Di - Post-graduate Student, Department of History and Theory of Sociology of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

Zuo Qi - Post-graduate Student, Department of History and Theory of Sociology at Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.04.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.04.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 24.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.