УДК 378
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗАХ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
© 2022 Н. В. Плаксина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: Natalyanegrebetskaya@ yandex. ru Курский государственный университет
В статье рассматриваются актуальные вопросы и проблемы организации эффективного онлайн-обучения в системе высшего образования в вузах Европы в период пандемии COVID-19. Проанализированы основные принципы организации процесса обучения в указанный период, дистанционные образовательные технологии, основные направления и возможные перспективы развития современной модели онлайн-образования.
Ключевые слова: университет, высшее образование, образование, дистанционное образование, онлайн-образование, информационные технологии, дистанционные технологии, веб-трансляции, пандемия COVID-19.
DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES AT UNIVERSITIES OF EUROPE DURING THE COVID-19 PANDEMIC
© 2022 N. V. Plaksina
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of Foreign Languages and Professional Communication Department, e-mail: Natalyanegrebetskaya @yandex. ru
Kursk State University
The article reveals some actual problems and the main directions of effective online education in the system of higher education in Europe at COVID-19 pandemic. The basic organizational principles, distance learning technologies, the main trends and possible ways of distance learning development during the above-mentioned period are analyzed.
Keywords: university, higher education, education, distance learning, online-learning, informational technologies, distance learning technologies, webcasts, Covid-19 pandemic.
Пандемия COVID-19 за несколько недель привела к беспрецедентному медицинскому и социально-экономическому кризису и повлияла на сектор высшего образования во всем мире. В апреле 2020 г. большинство европейских стран инициировали несколько стратегий по сдерживанию распространения COVID-19, включая массовое закрытие учебных заведений и переход в онлайн-формат обучения. Перевод в онлайн-формат образовательных учреждений во многих странах мира в связи с распространением COVID-19 затронул 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах [1, с. 2].
Кризис, вызванный пандемией, поставил перед высшими учебными заведениями множество новых задач. В сложившейся ситуации вузам приходится принимать радикальные меры и прилагать значительные усилия, чтобы замедлить распространение инфекции, тестируя на практике новые способы управления
ситуацией в области образования. Это создает прежде всего принципиально новые возможности для европейских университетов, в частности, в отношении цифровизации, цифрового обучения и преподавания, открытой науки, исследований, обеспечения качества, автономии университетов, финансирования и гражданской активности.
В сложившейся ситуации Ассоциация университетов Европы (The European University Association (EUA)) тесно сотрудничает с вузами и определяет стратегии развития образования на мировом уровне.
Следует отметить, что в период пандемии данная организация одна из первых перевела все свои публичные мероприятия в онлайн-режим и добавила ряд принципиально новых и актуальных, посвященных вопросам, возникшим в результате сложившейся ситуации в области образования. В некоторых случаях содержание существующих мероприятий, а также опросов и проектов было адаптировано применительно к ситуации.
Главная задача Ассоциации университетов Европы - организация обмена передовым опытом, связанным с кризисом, между её членами. Ассоциация также собирает полезную информацию через анкетирование членов и мониторинг политических изменений на европейском уровне, делится информацией через свои многочисленные коммуникационные мероприятия [3].
Обучение и преподавание в вузах Европы в период пандемии COVID-19 ведется с привлечением ресурсов Интернета, и университеты по-прежнему играют центральную роль в исследовании новых методов лечения. Кризис открыл ряд новых возможностей для университетов, позволил еще больше взаимодействовать с обществом, а также поддерживать правительства стран через исследования и инновации.
Если проследить историю дистанционного образования от заочного образования до электронного образования и дистанционных университетов, то станет ясно, что для связи между учащимися, преподавателями и ресурсами используются двусторонние телекоммуникационные системы, поскольку суть дистанционного образования заключается в разделении преподавательской и учебной деятельности. Теперь, когда преподаватель и учащийся дистанцированы, для их совместной работы с привлечением актуальных ресурсов необходимо использовать подходящие цифровые инструменты, методы доставки информации и новые учебные стратегии.
Интернет-технологии уже давно играют важную роль в высшем образовании. По мере развития данных технологий многие университеты быстро внедряют новейшее, передовое программное обеспечение и приложения, моделируя лучшую учебную среду для студентов. В период пандемии COVID-19 начали появляться и активно развиваться такие виды онлайн-обучения, как прямые веб-трансляции (webcasts), позволяющие студентам учиться, выбирая актуальные онлайн-курсы, формируя ситуацию сосуществования онлайн-обучения и офлайн-обучения.
Следует отметить, что онлайн-обучение и образовательные веб-трансляции не являются новыми формами обучения, они не были широко приняты в качестве основного способа проведения занятий до апреля 2020 г. COVID-19 изменил ситуацию в университетах на мировом уровне. Переоборудовав большие лекционные залы под аудитории с техническими возможностями для веб-трансляций, университеты могут эффективно продолжать занятия в режиме онлайн, укрепляя практику социального дистанцирования, которая сохраняет здоровье студентов и преподавателей.
Веб-трансляция определяется как «передача цифровой информации через Интернет для приема, просмотра и прослушивания публикой, возможно, с некоторым взаимодействием между отправителем и получателями» [7, с. 98].
В вузах Европы выделяют и активно используют три способа технологий веб-трансляции для чтения лекций студентам: прямая трансляция/живое вещание, предварительная запись и видео по запросу.
Необходимо отметить, что в рамках данной технологии взаимодействие с преподавателем является ключевым моментом. Несмотря на то что онлайн-обучение обогащает учебные ресурсы студентов, расширяет их учебное пространство и диапазон выбора активного обучения, визуальное обучение на экране может пострадать из-за отсутствия интерактивности. Кроме того, учащимся может быть трудно адаптироваться к такому виду сотрудничества, а также правильно организовать и регулировать свой процесс обучения. В этой связи вопрос о том, как преодолеть дилемму недостаточной интерактивности онлайн-обучения, становится одним из ключевых.
В результате активного развития мобильных технологий была внедрена в сферу образования технология прямых трансляций. Возникла новая форма обучения «Интернет +» - «прямые трансляции/потоковое вещание + образование», которая восполняет недостаток взаимодействия в процессе онлайн-обучении [6, с. 54].
Среди основных преимуществ веб-трансляций при организации обучения, по мнению европейских ученых [4, с. 12-20], в системе высшего образования выделяется их возможность поддерживать крупномасштабное онлайн-обучение при условии разделения времени и пространства для преподавания и обучения. Преподаватели главным образом оценивают учебную деятельность студентов. При веб-трансляции с использованием платформы прямого эфира студенты могут обозначать свои потребности в обучении, а преподаватели могут соответствующим образом моделировать процесс обучения, ориентируясь на запросы обучающихся.
С точки зрения педагогического взаимодействия веб-трансляция может улучшить коммуникацию между преподавателями и студентами с помощью разнообразных функций платформы, на которой студенты могут размещать вопросы и отвечать на них.
Очевидным преимуществом обладают платформы веб-трансляций, которые обладают функцией записи видео- и аудиоматериала для воспроизведения студентами во внеучебное время. Кроме того, используя специальные функции платформы, студенты могут взаимодействовать с преподавателем не только в режиме онлайн с помощью веб-камер и микрофонов, но и в офлайн-режиме, размещая на платформе, текстовые материалы, файлы pdf, видео или аудио, изображения и слайды презентаций. Студенты могут повторно просмотреть лекции после живого сеанса или поделиться материалом с отсутствующими студентами.
Использование веб-трансляций позволяет преодолеть физические границы для более широкого охвата обучающихся, что позволяет преподавателям получить доступ к студентам в разных районах страны или даже в разных странах. С помощью веб-трансляции европейские университеты и колледжи в период пандемии COVID-19 получили более широкий охват аудитории обучающихся, так как отсутствовало физическое ограничение традиционной аудитории или лекционного зала [9].
По мнению преподавателей европейских вузов, с помощью платформы веб-трансляций очевидна возможность трансляции высококачественных лекций большому количеству студентов в любом месте, в любое время, на любом устройстве. Факультет или школа могут проводить более масштабные веб-трансляции, чтобы привлечь большее количество студентов одновременно, например, для решения некоторых организационных вопросов.
Активное использование различных интерактивных функций веб-приложений обеспечивает создание интерактивной среды обучения. Например, опросы во время
лекций и обмен результатами в режиме реального времени - отличный способ вовлечь студентов и обеспечить общее понимание содержания дисциплины.
Кроме того, преподаватели могут загружать на платформу веб-трансляции дополнительные материалы, такие как рабочие листы, слайды и статьи, чтобы студенты могли обращаться к ним во время занятий. Еще одной функцией является запись, которая может быть предоставлена студентам сразу после завершения веб-трансляции. Студенты могут воспроизвести и просмотреть лекцию, а также некоторые дополнительные материалы, что может повысить их вовлеченность в процесс обучения, а также улучшить их успеваемость.
Преподаватели вуза часто приглашают принять участие в веб-трансляции известных профессоров или экспертов в определенной области в качестве приглашенных специалистов, что способствует получению новых знаний и установлению более тесного взаимодействия между отраслями промышленности и университетами на мировом уровне.
Безусловно, веб-трансляция предоставляет больше возможностей для проведения «гостевых лекций» благодаря гибкости времени и пространства, поскольку при проведении онлайн-лекции значительно меньше вопросов, связанных с организационными моментами, по сравнению с презентацией на месте. Известные эксперты и ученые могут присоединиться к онлайн-лекциям, не покидая своих рабочих мест. Кроме того, для студентов это отличный способ повысить свой образовательный опыт и получить максимальное представление о приглашенном лекторе в глобальном масштабе, поскольку он рассказывает о своем реальном жизненном опыте, а не цитирует содержание учебников.
Еще одним преимуществом при организации онлайн-обучения преподаватели европейских вузов считают возможность организации тестирования, проведение экзаменов онлайн. Преподавателями активно интегрируются некоторые видеоматериалы и вопросы для интерактивного обучения, которые используются после завершения веб-трансляции. Преподаватели получают доступ ко всем ответам на портале, а студенты могут получить результаты своих оценок в режиме реального времени.
Следует отметить активную интеграцию контента массовых открытых онлайн курсов (МООК) в учебный процесс европейских вузов в период пандемии. Впервые термин МООК был введен в 2008 г. Дейвом Кормье, но массовые онлайн-курсы стали широко популярны лишь в 2012 г., когда такие проекты как Coursera, Udacity и Udemy, привлекли первые инвестиции.
Сегодня термином МООК, как правило, называют формат исключительно дистанционного образования, то есть такого, когда процесс обучения и в большинстве случаев оценки знаний учащегося происходит вне учебного заведения. Как следует из самого названия, отличительные особенности этого формата дистанционного образования включают:
- массовость (число слушателей МООК неограниченно и может достигать десятков тысяч);
- открытость (запись на курс открыта, какого-либо отбора слушателей не производится);
- онлайн (курс полностью размещён в Интернете);
- формат курса (как правило, персонализированные форматы обучения предполагают занятия в течение нескольких недель, часто с фиксированными датами начала и окончания учёбы).
В структуре МООК представлены несколько компонентов: разнообразные видео, задания, дискуссионные форумы, интерактивные занятия, дополнительные ресурсы
и др. МООК активно используются в качестве дополнительных ресурсов для «перевернутого» класса и смешанного обучения на основе анализа характеристик учащихся, содержания и ресурсов, необходимых для обучения. Преподаватель может создать комбинированный курс, который включает в себя МООК других преподавателей.
Однако для преподавателя может представлять определенную сложность задача интеграции компонентов, разработанных в классе, в существующий МООК таким образом, чтобы оптимизировать участие студентов и добиться хороших результатов [2, с. 189-191].
Возможности использования МООК зависят от типа управления собственной системы управления обучением университета (LMS Learning Management System). В случае с платформой MOOC задача преподавателя может заключаться в том, чтобы просто дать ссылку на выбранный курс и просмотреть результаты прохождения курса на платформе. В другом случае преподаватели переносят полезные материалы, которые будут интегрированы в учебную деятельность, с платформы MOOC на собственную LMS университета (например, Moodle, Canvas, Blackboard). Чтобы эффективно интегрировать контент МООК или другие высококачественные онлайн-ресурсы в процесс преподавания, преподаватель выделяет определенный контент для своего курса и выбирает МООК исходя из его доступности и содержания. Затем дает студентам четкие инструкции по работе с выбранным курсом и его ресурсами.
Массовый открытый онлайн-курс (МООК) - это онлайн-курс, рассчитанный на неограниченное участие и открытый доступ через Интернет [5, с. 447]. В дополнение к традиционным материалам курса, таким как записанные лекции, чтение и наборы задач, многие МООК предоставляют интерактивные курсы с пользовательскими форумами или обсуждениями в социальных сетях для поддержки взаимодействия между студентами и преподавателями, а также немедленной обратной связи.
Следует отметить, что в некоторых странах Европы многие университеты все еще придерживаются архаичной модели чтения лекций для пассивной аудитории, тем самым не используя возможности онлайн-образования, предоставляемые постоянно развивающимися образовательными цифровыми технологиями.
Для большинства преподавателей вузов все еще актуальны вопросы выбора эффективной стратегии онлайн-преподавания, цифровых инструментов, технологий оценивания работы студентов. В этой связи возникла необходимость в создании новых образовательных ресурсов для оказания помощи преподавателям при организации процесса обучения.
Очевидно, что в условиях пандемии COVID-19 появляется благоприятная возможность для переосмысления и актуализации процесса преподавания и использования новых современных технологий для преобразования традиционных моделей обучения студентов.
Чтобы помочь преподавателям университетов реализовать в сложившейся ситуации модель гибкого обучения, обеспечив надлежащее качество обучения, руководство европейских вузов определило основные направления развития академической политики. Среди них приоритетной считается организация и проведение занятий с активным использованием различных цифровых технологий и разнообразных образовательных ресурсов, соответствующих инструментов для организации процесса обучения, выбор которых должен основываться на условиях лицензирования, точности, возможностях интерактивности, легкости адаптации, а также культурной релевантности и чувствительности.
В настоящее время в период пандемии вузы Европы используют различные платформы для организации онлайн обучения, комбинируя цифровые инструменты.
Лекционные залы вузов оснащены камерами для видеоконференций, микрофонами и динамиками, что позволяет улучшить качество конференц-связи [8].
Следует отметить еще одно из направлений использования веб-трансляций вузами Европы в период вспышки COVID-19 - организацию онлайн-экскурсий по вузу с целью привлечения потенциальных абитуриентов на следующий год обучения.
Таким образом, пандемия COVID-19 поставила европейские университеты в сложные условия, вынуждая в кратчайшие сроки адаптироваться к происходящим событиям, тратить значительные средства для ускоренной цифровизации, принимать решения часто без учета возможных последствий.
Очевидно, что незапланированный и спонтанный эксперимент по дистанционному преподаванию и обучению в период пандемии COVID-19 в результате привел к наращиванию потенциала сотрудников и преподавателей, которые изучили и протестировали новые цифровые инструменты и системы для дистанционного преподавания и обучения. Гибкость и интерактивность всего процесса обучения в вузах Европы значительно повысились, превратив его в настоящее интерактивное обучение онлайн.
Специалисты в области образования считают, что приобретенный опыт в организации учебного процесса в период пандемии COVID-19 будет способствовать дальнейшему изучению потенциала онлайн-обучения, что, в свою очередь, станет неотъемлемой частью модернизации учебных планов. Современную педагогическую науку, по мнению специалистов, ожидает рост инноваций, в том числе актуализация форм организации процесса обучения с использованием накопленного опыта. Учебные заведения могут принять решение о дальнейших инвестициях в техническую инфраструктуру, чтобы обеспечить переход от управляющих систем обучения к облачным сервисам, цифровизации административных процессов и доступ к документам, ресурсам и библиотекам. В конечном итоге это расширит возможности дистанционной работы образовательных систем и доступа учащихся к возможностям обучения на протяжении всей жизни.
Библиографический список
1. Концептуальная записка: образование в эпоху COVID-19 и в последующий период. Организация Объединённых Наций. 2020. 32 с.
2. Bruff, D.O. Wrapping a MOOC: Student perceptions of an experiment in blended learning / D.O. Bruff, D.H. Fisher, K.E. McEwen, B.E. Smith // Journal of Online Learning and Teaching. - 2013. - №9 (2). - P. 187-199.
3. Covid-19 & universities. European University Association. - URL: https://eua.eu/issues/27:covid-19-and-(дата обращения: 15.01.22)
4. Huang, R.H. Guidance on Flexible Learning during Campus Closures: Ensuring course quality of higher education in COVID-19 outbreak / R.H. Huang, D.J. Liu, J. Guo, J.F. Yang, J.H. Zhao, X.F. Wei, S. Knyazeva, M. Li, R.X. Zhuang, C.K. Looi, T.W. Chang. -Beijing: Smart Learning Institute of Beijing Normal University, 2020. - 114 p.
5. Kaplan, A.M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster / A.M. Kaplan, M. Haenlein // Business Horizons. -2016. - № 59 (4). - Р. 441-450.
6. Liu, J. "Live + Education": A New Form of "Internet Plus" Learning and Its Value Inquiry / J. Liu // Journal of Distance Education. - 2017. - Vol. 35(01). - P. 52-59.
7. Miles, P. Internet World Guide to Webcasting / P. Miles. - New York: Wiley, 1998. - 288 p.
8. Rainbow, C. Supporting every teacher: using a video conference platform for teaching online. (2020) / C. Rainbow. - URL: https://www.cambridge.org/elt/blog/2020/03/16/using-video-conference-platformteaching-online/ (дата обращения: 15.01.22)
9. Strain, K. Webcasting for Higher Education / K. Strain. - URL: https://www.pgi.com/ blog/2020/03/webcasting-for-higher-education/ (дата обращения: 15.01.22)