VIII Международная научно-практическая конференция УДК 378.147
Морданов Максим Андреевич Mordanov Maksim Andreevich
Преподаватель Lecturer
БУ ВО «Сургутский государственный университет»
Surgut State University, Аксенова Алена Игоревна Aksenova Alena Igorevna Магистрант Master's Degree student ФГБОУ ВО «НГПУ» NSPU
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ANALYSIS OF THE STATE AND DEVELOPMENT OF ELECTRONIC HIGHER EDUCATION AND ITS IMPROVEMENT IN MODERN
CONDITIONS
Аннотация : авторами проведён анализ текущего состояния дистанционного обучения Российской Федерации. Раскрыты уровень проникновения и объем инвестируемых средств как в российское, так и зарубежное образование. Авторы обозначили преимущества и недостатки реализации дистанционного обучения на примере высшего образования для различных участников образовательной сферы - студента и преподавателя. В целях реализации эффективного дистанционного обучения и повышения познавательной мотивации студентов, представителей поколения Z, обобщены различные существующие web-технологии по их направлению применения. Авторами раскрыты особенности применения различных онлайн-сервисов для вовлечения студента в образовательный процесс и проектную деятельность, разнообразия содержательной части лекционных и семинарских занятий. Целями статьи являются анализ состояния и характеристика ключевых аспектов электронного обучения в высшем образовании, обобщение и раскрытие направления применения web-технологий для реализации исследуемого вида обучения в высшем учебном заведении. Новизна заключается в комплексном подходе к рассмотрению предмета исследования, представление авторских подходов к реализации практических аспектов организации онлайн-обучения посредством применения современного программного обеспечения. Методами исследования является анализ и обобщение результатов работ отечественных авторов в области педагогики и образования и синтез практики применения web-технологий в рамках высшего образования.
Abstract: authors analyzed the current state of distance learning of the Russian Federation. The level of penetration and the volume of invested funds in both Russian and foreign education is disclosed. The authors outlined the advantages and disadvantages of implementing distance learning on the example of higher education for various participants in the educational sphere - a student and a teacher. In order to implement effective distance learning and increase cognitive motivation of students, representatives of generation Z, various existing web-technologies are summarized in their direction of application. The authors disclosed the peculiarities of using various online services to involve the student in the educational process and project activities, the diversity of the content of lecture and seminar classes. The objectives of the article are to analyze the state and characterize key aspects of e-learning in higher education, summarize and disclose the direction of using web-
technologies to implement the studied type of education in a higher educational institution. The novelty lies in an integrated approach to the consideration of the subject of research, the presentation of copyright approaches to the implementation of practical aspects of the organization of online training through the use of modern software. The methods of research are the analysis and synthesis of the results of the works of domestic authors in the field of pedagogy and education and the synthesis of the practice of using web technologies in higher education.
Ключевые слова, электронное обучение, коронавирусная инфекция, методы обучения, дистанционные образовательные технологии, web-технологии, высшее образование.
Key words: e-learning, coronaviru infection, teaching methods, distance learning technologies, web-technologies, higher education.
Внедрение элементов цифровизации обучения, повышение доступности информации и изменение её формы представления способствуют закономерной трансформации существующей образовательной системы. В настоящее время необходимо формировать предложение в сфере образовательных услуг в соответствии с имеющимся запросом главных потребителей: школьников и студентов, представителей поколения Z.
Когда преподаватель оценивает знания обучающихся на зачёте, экзамене или с помощью научных работ, то они, как правило, демонстрируют теоретические знания, полученные до промежуточного контроля. Современные студенты поколения Z нуждаются в большем. Им необходимы навыки и умения, которые в последующем можно применить при решении рабочих задач.
В тоже время поколение Z - это цифровое поколение, поэтому преподавателям важно уметь применять на практике различные программы, которые способствуют повышению познавательной мотивации обучающихся. Кроме того, следует использовать виды деятельности, направленные на развитие ключевых компетенций XXI века "4К": критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации (сотрудничества).
Стоит также отметить, что применение технологий не единственный аспект образовательного процесса, который нужно переосмыслить в современных условиях. Необходимо разработать и внедрить новые способы оценки компетенций, а также инструменты для представления материалов студентам поколения Z. Данные изменения способствуют модернизации традиционного формата обучения, повышению значения и массового применения электронного обучения (e-learning, онлайн-обучение).
Первый этап исследования представляет собой анализ текущего состояния электронного образования в России и в мире, определение значимости рассмотрения характеризуемого направления.
Актуальность исследования определена следующими положениями. Сфера онлайн-образования различных направлений в России набирает популярность, увеличивая тем самым инвестиции в данную область. Согласно результатам исследования российского рынка онлайн-образования, в 2018 году объем рынка электронного образования в нашей стране составил около 28,9 млрд. руб. По прогнозу NeoAnalytics, компании по проведению маркетинговых исследований, на протяжении 2019-2021 гг. прирост исследуемого рынка составит 17-20% в год и к концу периода в абсолютном измерении достигнет 53,5
млрд. руб. При этом удельный вес онлайн-образования будет составлять 2,6% от всего рынка образования России [3]. Как отмечают эксперты, в настоящее время проникновение онлайн-технологий в российское образование не превышает 1,1%. Для сравнения мировой рынок онлайн-образования к 2023 году оценивается в $282,62 млрд. при уровне проникновения более 3,5% в сферу образования. По оценке Global Market Insights в 2017 году он измерялся суммой $159 млрд, в 2018-м - $190 млрд, в 2019-м - $205 млрд. Его среднегодовой темп прироста в ближайшие 5-7 лет, по разным прогнозам, составит 7-10% [8].
Что касаемо системы высшего образования России, то, согласно результатам Мониторинга экономики образования, проведённому Высшей школой экономики, доля онлайн-образовательных технологий в данном секторе не превышает 4%. По прогнозу экспертов на основе анализа открытых данных крупнейших площадок-агрегаторов образовательных программ удельный вес дистанционного сегмента в высшем образовании к 2023 году вырастет до 9% [3].
Рост инвестиций в сферу онлайн-образования определён не только повышением спроса со стороны участников образовательного процесса, но изменением формата организации онлайн-курсов в сфере высшего образования.
Стоит отметить, что высокая популярность массовых открытых онлайн-курсов (МООК, англ. MOOC (massive open online course)) в последние годы постепенно снижается. Несмотря на данную закономерность, невозможно констатировать, что для университетов России сегодня МООК стали рабочим инструментом образовательного процесса наряду с формами очного обучения и успешно вписаны в их контур цифровизации. По оценкам экспертов, по итогам последних лет в среднем 3,5% студентов проходили обучение на МООК, 1% от общего числа студентов получил сертификат об успешном прохождении курсов. При этом более 73% студентов не осведомлены о существовании новой формы образования [3]. Можно отметить, что сегодня ключевыми проектами на рынке МООК для российской системы высшего образования являются следующие: «Лекториум», «Универсариум», OpenEdu, Stepik.
Второй этап исследования представляет собой анализ факторов развития электронного обучения в России в современных условиях.
В настоящее время государство активно способствует внедрению цифровых технологий в систему образования, в том числе и высшего. Отметим, что с точки зрения участников рынка, не все реализуемые инициативы и проекты являются в равной мере успешными. Например, разноречивые оценки получил проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Определённые надежды участники образовательного процесса, заинтересованные лица и эксперты возлагают на новый проект - Университет Национальной технологической инициативы 20.35 (Университет 20.35) [3].
В наши дни все большую популярность получает дистанционное обучение, повышается актуальность проблемы применения образовательных web-технологий. Уделяется высокое значение модернизации системы российского образования и его цифровизации. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечивает высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, предусмотрено Федеральным проектом
«Цифровая образовательная среда», входящим в национальный проект «Образование». Срок реализации проекта - 31 декабря 2024 года, общий бюджет проекта составляет более 79,8 млрд рублей на протяжении всего проекта. В рамках представленного выше проекта предусмотрена реализация 13 различных направлений, имеющих непосредственное отношение к общему образованию. В частности, синергетической задачей, охватывающей все уровни образования, в том числе и высшее, является создание системы развития онлайн-образования, позволяющей обеспечить выстраивание индивидуальной образовательной траектории обучающихся.
В рамках следующего этапа исследования определена причина стремительного внедрения электронного обучения на всех уровнях образования в современных условиях в Российской Федерации. Также проведён анализ содержания ключевых терминов, основанный на нормативных правовых актах и результатах исследований отечественных авторов.
Конец первого квартала 2020 года ознаменовался кардинальным изменением системы российского образования: в кратчайшие сроки необходимо было внедрить дистанционные образовательные технологии. Современные неблагоприятные условия обеспечения жизнедеятельности, вызванные повсеместным активным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с февраля 2020 года, способствовали реализации ряда мер со стороны государственных и муниципальных органов, направленных на сохранение здоровья и жизни различных слоёв населения. Распространение коронавирусной инфекции привело к приостановке очного формата работы образовательных учреждений всех уровней, предусмотренных ст. 23 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: дошкольных, общеобразовательных, профессиональных, организаций высшего образования [11].
Отметим, что в целях обеспечения мер реализации образовательных программ, сохранения благоприятных условий для здоровья и жизни обучающихся России, Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования рекомендовали учебным заведениям со второй половины марта 2020 года организовать обучение вне места нахождения образовательных учреждений и обеспечить освоение обучающимися образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [5].
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» электронное обучение представляет собой организацию образовательной деятельности, в рамках которой предусмотрено применение информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [11].
Обобщая содержание характеризуемого вида обучения и результаты исследований, можно резюмировать следующие ключевые аспекты электронного обучения.
Основу образовательного процесса в рамках реализации электронного обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, при которой он организовывает своё обучение в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию. Также обучающийся имеет возможность контакта с преподавателем, как правило, с помощью различных инструментов: системы мгновенного обмена сообщениями, например, Viber, Telegram, WhatsApp, видеоконференции, электронной почты.
На основании отзывов представителей профессорско-преподавательского состава, студентов, их родителей в социальных сетях и форумах была выявлена неподготовленность в полной мере к этой форме обучения как педагогического состава, так и обучающихся. В силу сложившейся ситуации необходимо максимально адаптировать учебный процесс к современным условиям при сохранении высокой эффективности образовательного процесса в целом. Активное проникновение электронного обучения в сферу высшего образования, как главного направления исследования, способствовало повышению потребности разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «Об образовании» дистанционные образовательные технологии представляют собой образовательные технологии, которые реализуются с помощью применения информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [11].
Преимущества применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий подчёркивает Председатель Совета Федерации Российской Федерации Валентина Матвиенко. Она считает, что за анализируемой системой обучения будущее и она требует более точного правового, законодательного оформления уже в ближайшее время. В то же время Валентина Матвиенко отметила, что электронное обучение в будущем не будет применяться как резервный, временный способ исключительно в чрезвычайных ситуациях наподобие текущих неблагоприятных условий [2].
Анализируя результаты модернизации высшего образования, министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что в скором времени будет изменена современная вузовская система: внедрение смешанного обучения и увеличение доли цифровых технологий. В целях формирования качественного цифрового образования необходима трансформация преподавательской деятельности [1].
По мнению министра, организация коллективной работы в онлайн-режиме должна стать повседневностью для всего профессорско-преподавательского состава. Валерий Фальков также отметил, что в сложившейся ситуации, вызванной распространением COVID-19, и вынужденного перехода на электронное обучение, высшие учебные заведения «неплохо сработали» [1].
Лучше смогли перестроиться вузы, которые принимали участие в разных инновационных образовательных проектах, таких, как «Опорные университеты», Проект 5-100. Также министр образования РФ считает, что необходимо изменить систему высшего образования: в приоритете должен быть индивидуальный, а не массовой подход к организации образовательной сферы. Необходимо найти баланса между онлайн и традиционной формами. Модернизация образовательной сферы способствует тому, что в центре анализируемой системы будет студент. а не преподаватель [1].
В настоящее время в сети Интернет можно встретить множество предположений и опасений о полной замене традиционного обучения электронным, закрытии школ и университетов. Данные сообщения, по заявлению Владимира Путина, Президента России, являются «откровенной провокацией» [7]. Глава государства отметил, что средства телекоммуникации не способны заменить живое общение педагога и обучающегося. Система образования, помимо основной цели, направлена на формирование личности, передачи ценностей и традиций, которые являются основой современного российского общества. По мнению Владимира Путина, полученный уникальный опыт при организации электронного обучения должен стать опорой для дальнейшего развития образовательных технологий. Президент также заявил о необходимости ускорения работы по развитию информационной инфраструктуры цифрового обучения [7]. Отметим, что достижение обозначенной задачи определено реализацией ряда взаимосвязанных направлений: развитием телекоммуникационных технологий, дополнительным финансированием, переподготовкой кадров и изменением нормативно-правовой базы в сфере образования.
По мнению авторов, будущая правовая основа цифровизации образовательной сферы должна раскрывать следующие направления:
1) определение ключевых параметров учебного процесса: расчёт учебной нагрузки педагогов и профессорско-преподавательского состава, формирование целей и задач;
2) применение различных способов повышения квалификации работников системы образования: формирование навыков использования специального программного обеспечения, подготовки презентаций и видеоуроков, создания и сертификации онлайн-курсов;
3) определение источников финансирования для формирования фонда оплаты труда и материально-технической базы образовательного учреждения;
4) утверждение порядка проведения выпускных экзаменов, вступительных испытаний для абитуриентов, итоговой государственной аттестации студентов.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий имеют высокое значение для развития российского образования в обозримом будущем.
На четвёртом этапе исследования авторами были обобщены различные стороны исследуемого вида высшего образования для различных участников образовательного процесса.
Отметим, что дистанционное обучение имеет ряд преимуществ как для студентов высших учебных заведений, так и для других участников образовательного процесса.
Основным преимуществом электронной формы обучения для студентов является доступность получения знаний и выполнения практических заданий. Все, что необходимо студенту для исследуемого обучения - смартфон, планшет или ноутбук с доступом в интернет [9]. Обучающиеся могут получать образование из любой точки мира: расстояние от места нахождения образовательного учреждения не имеет значения, значит, не является препятствием для организации эффективного обучения.
В рамках дистанционного обучения отсутствует необходимость посещать лекции и практические занятия в учебном заведении по расписанию. Это позволяет студенту сформировать индивидуальный темп изучения материала курса, выбрать удобное время для освоения материала с учётом временных ограничений, установленных профессорско-преподавательским персоналом. Данное положение является инструментом совершенствования навыков тайм-менеджмента, и, как результат, соответствие компетенций молодого специалиста запросам рынка труда.
Также одним из достоинств дистанционного обучения является открытый доступ к электронным ресурсам. Использование сторонних сервисов (электронные библиотечные системы, базы данных) позволяет получать информацию не только от профессорско-преподавательского персонала, но и из иных источников. Таким образом, студенты могут углубить свои знания в той или иной области и изучить другие аспекты темы самостоятельно. Такой подход позволяет сформировать познавательный интерес к учебной деятельности [6].
Электронное обучение помогает формировать навыки современного конкурентоспособного специалиста: эффективное управление собственным временем, самоорганизация, ответственность, мобильность, открытость. Особо стоит отметить, что применение е-1еагш^ способствует освоению ключевых компетенций современности, «4К-компетенций»: критическое мышление, креативность, коммуникация и координация (сотрудничество). Это повышает шансы молодого специалиста быть востребованным на рынке труда.
Отметим, что основным преимуществом образовательного процесса в рамках электронного обучения для профессорско-преподавательского персонала образовательного процесса является новая роль последнего [6]. При электронном обучении представитель профессорско-преподавательского персонала занимает позицию тьютора, наставника: предоставляет персональную обратную связь, помогает выстроить индивидуальный маршрут студента и реализовать, тем самым, индивидуальную образовательную траекторию. Помимо этого, на профессорско-преподавательского персонал возлагается ряд новых функций: создание электронного курса, методическое сопровождение и наполнение курса, координация учебного процесса. Меняется и формат взаимодействия со студентами. Консультирование со студентами происходит посредством интернет-технологий: электронная почта, социальные сети, мессенджеры, образовательная онлайн-платформа [9].
В основе программ при создании онлайн-курса заложен модульный принцип. Каждый аспект учебной дисциплины, новый предмет или ряд предметов является частью общей системы знаний. Такой подход позволяет сформировать индивидуальный или групповой план обучения, помогает получить углублённые знаний в определённой области благодаря единой системе теоретических и практических аспектов.
Отметим, что непосредственным, но непервостепенным участником образовательного процесса является администрация высшего учебного заведения.
При реализации электронного обучения исключается недостаток традиционного подхода к образованию - ограниченность материально-технического обеспечения. При характеризуемой форме образования один и тот же курс могут проходить неограниченное количество учащихся [6].
Несмотря на достоинства электронного обучения, подобная форма имеет ряд недостатков для всех участников образовательного процесса.
Отсутствие прямого взаимодействия и живого общения между обучающимися и профессорско-преподавательским персоналом является одним из негативных составляющих электронного обучения. Сложно создать творческий процесс освоения материала, когда отсутствует эмоциональное взаимодействие между субъектами образовательного процесса.
Несмотря на цифровизацию системы образования, многие студенты до сих пор не имеют собственного персонального компьютера с доступом в интернет. При высокой потребности использования электронного устройства всеми членами семьи возможен затруднительный доступ. Также стоит обозначить наличие вероятности сбоев в обеспечении доступа к сети Интернет, вызванных объективными причинами.
Разработка электронного курса и производство мультимедийного контента занимает большое количество времени у профессорско-преподавательского персонала. Стандартный перенос лекций в онлайн не способствует достижению целей е-1еагт^. Для создания качественного учебного процесса необходимо внести изменения в локально-нормативные акты учреждения и предусмотреть порядок перезачета результатов обучения на онлайн-курсах, учесть технические особенности платформ и способы вовлечения слушателя курса в процесс обучения.
Отсутствие опыта дистанционного обучения и недостаточный уровень цифровой грамотности профессорско-преподавательского коллектива также является недостатком системы электронного образования. Значительный удельный вес педагогов не стремится внедрять новые информационные технологии и совершенствовать традиционные методы преподавания учебных дисциплин. Следовательно, процесс обучения на сегодняшний момент не везде организован эффективно.
Профессорско-преподавательский персонал в течение марта-мая 2020 года столкнулся с отсутствием возможности аутентифицировать пользователя в системе. Достоверно проверить, кто выполняет задание и самостоятельно ли обучающиеся осваивают материал учебного курса, практически невозможно.
Многие вузы уже сегодня в целях контроля качества образовательного процесса используют новые электронные способы аутентификации. Например, проверка паспортных данных, освещение комнаты на предмет отсутствия посторонних лиц, установка программ контроля рабочего стола для контроля отсутствия вспомогательных материалов.
Несмотря на рассмотренные выше преимущества и недостатки электронное обучения позволяет реализовать два актуальных принципа: образование в течение жизни (life-long learning) и доступность образования.
Один из основных аспектов, на который стоит обратить внимание при создании курса - интерактивность. Для формирования познавательного интереса обучающихся важно использовать различные формы подачи материала и удобные образовательные платформы.
В рамках последнего этапа исследования авторами обобщены имеющиеся различные сервисы, способствующие созданию интерактивных материалов (презентаций, графиков, облаков слов) и организации конференций и встреч в режиме реального времени. Раскрыты особенности и преимущества использования ряда сервисов.
В современном мире затруднительно найти область жизни, которая была бы не затронута процессом цифровизации. Другими словами, современные технологии в значительной степени проникли в каждую сферу нашего общества, включая образование. Однако в этой области все есть большой потенциал, который не использован в настоящее время, и эта ситуация должна быть исправлена в ближайшее будущее, потому что здесь существует много преимуществ, которые может дать цифровое образование.
В условиях новой реальности электронные образовательные технологии играют фундаментальную роль в процессе обучения. Множество инструментов цифрового образования разработаны с целью повышения качества управления учебными процессами, поощрения сотрудничества, а также направлены на то, чтобы облегчить взаимодействия между преподавателями и учащимися, предоставить автономию последним. В тоже время современные технологии позволяют внедрять в учебный процесс элементы геймификации. Этот инструмент позволяет повысить мотивацию обучающихся и их способность самостоятельно проводить исследования и работать в команде. Геймификация также обеспечивает индивидуальный подход к обучению и побуждает учащихся искать материал для работы, который они считают интересным и достаточным, совершенствуя при этом навыки критического мышления и коммуникативности [12].
Перейдём к характеристике некоторых онлайн-сервисов, получивших наибольшую популярность не только у обучающихся, но и у представителей профессорско-преподавательского состава.
Востребованный доступный каждому и простой в использовании сервис для решения основных задач обучения - google-сервисы (google-документы, google-таблицы, google-презентации, google-формы). Благодаря разрешениям на совместный доступ к документу, таблице, презентации или тесту, пользователи имеют возможность работать над одним и тем же материалом с различных
устройств, осуществлять коммуникацию между собой посредством электронной связи [4]. Также представленные сервисы позволяют сформировать одни из важных компетенций современного специалиста - командная работа и организация проектной деятельности. С помощью google-сервисов представитель профессорско-преподавательского персонала может осуществлять контроль и оценивать учебные достижения студентов, а также дистанционно управлять деятельностью и создавать индивидуальную траекторию обучения в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса.
Перейдём к рассмотрению часто используемых приложений в рамках проведения учебных занятий как в онлайн-, так и в офлайн-форматах.
В частности, выделим web-сервисы, которые можно использовать для визуализации информации различного объёма, то есть создания различных ребусов, диаграмм, облаков слов и графиков. К подобным приложениям относятся, например, Cacoo, Chart Go, Create a Graphraph, Piecolor - для создания диаграмм и графиков, Tagxedo, Wordle-net - для генерации облаков слов Mind42, Mindomo - для создания ментальных карт. Охарактеризуем подробно несколько представленных ранее приложений [4].
Cacoo представляет собой удобный интерфейс, который позволяет работать с диаграммами и схемами в режиме реального времени. Идеально подходит для командной работы над проектом. Преимуществом сервиса является доступ к библиотеке изображений. Интерфейс поддерживает русский язык, имеет кириллические шрифты. Бесплатный тариф позволяет создавать до 6 различных диаграмм.
Востребованным приложением для создания ментальных карт является Mindomo. Это русскоязычный сервис, который используется для совместной работы над проектом, имеет доступ к поисковым системам для поиска картинок. Готовую интеллект-карту можно встроить с помощью кода на интернет-страницу (в блог или на сайт). Предусмотрена возможность организации работы в автономном режиме, без подключения к сети Интернет [10].
Второй разновидностью web-сервисов для визуального представления информации являются платформы для создания виртуальных досок в рамках групповой работы. В частности, к подобным платформам можно отнести следующие: Conceptboard DabbleBoard, Trello, Scriblink, FlockDraw, Writeboard и иные.
Отметим, что сервис Dabbleboard используется для создания виртуальных досок в режиме онлайн. Преимуществами является возможность совместного использования группой обучающихся, встроенный функционал для работы с графикой [4]. Приступать к работе сервиса можно без регистрации, однако, для сохранения работы необходимо зарегистрировать аккаунт на платформе.
Trello - бесплатная платформа для управления проектами и задачами в режиме онлайн. Преимуществами площадки являются простой интерфейс, неограниченный бесплатный доступ и оценка эффективности работы. Приложение состоит из досок и карточек. С их помощью можно проводить конференции, обсуждения, голосовать за понравившуюся идею. Можно
использовать систему неограниченное количество времени и создавать неограниченное количество карточек. Предусмотрена возможность оценки прогресса выполняемой работы с помощью характеризуемого сервиса.
В качестве сервисов для создания презентации и слайд-шоу можно выделить следующие наиболее популярные: PhotoPeach, Prezi, Power Point.
В частности, рассмотрим особенности использования сервиса для создания интерактивных презентаций - Prezi. Преимуществом данной платформы является возможность реализации трехмерного пространства при презентации идеи - зуммирования объектов. Любой слайд проекта можно увеличивать или уменьшать, тем самым создавать динамичный процесс. Одновременно в режиме онлайн над презентацией может работать до 10 пользователей. Есть возможность использовать как графические, так и текстовые фрагменты.
Следующей рассматриваемой группой сервисов являются платформы для создания вебинаров, видео-конференции и видео-встреч. К данной совокупности платформ можно отнести следующие: AnyMeeting, Buzzumi, Open-Tok, Quatla, Zoom [4].
Перейдём к раскрытию особенностей онлайн-сервиса для организации и проведения видеоконференций и онлайн-встреч в режиме реального времени AnyMeeting. Интерфейс сервиса позволяет устраивать демонстрацию экрана любого пользователя и организовать подключение до 200 участников. AnyMeeting востребован при презентации и защите научных и исследовательских проектов. Предусмотрена возможность проведения опросов аудитории и ведение записи вебинара. Доступ к платформе бесплатный, интерфейс полностью русифицирован.
Иной платформой для проведения онлайн-трансляций и конференций, получившей высокую популярность в рамках организации дистанционного обучения является сервис Zoom [4]. Программа предназначена как для индивидуальных занятий, так и для проведения групповых семинаров с любого устройства: мобильный телефон, планшет, персональный компьютер. Доступ к трансляции имеет любой пользователь, у которого есть ссылка или идентификатор конференции. Бесплатная учётная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут.
Последним направлением использования различных сервисов является создание интерактивных тестов и опросников. В частности, к характеризуемым платформам можно отнести следующие: Mentimetor, QuizSnack, Kahoot, Google-форма, Hot Potatoes, Mentimeter и иные.
Отметим, что Mentimetor является простым и доступным в освоении инструментом проведения опросов. Сервис обеспечивает мгновенную обратную связь от аудитории. Его удобно использовать для опроса студентов в режиме реального времени в аудитории, поскольку он доступен и на мобильных устройствах, и с использованием ПК. Онлайн-опрос может включать серию вопросов с разными типами ответов: множественный выбор (один или несколько из нескольких), открытый ответ, оценка по шкале, ранжирование ответов в пределах 100, создание облаков ответов [4].
Иным онлайн-приложением для создания тестов в рамках образовательного процесса является Ка^о1 Сервис предназначен для проведения опросов, проверки знаний обучающихся с помощью тестов, опросов, учебных игры или марафона знаний. Используется как в мобильной версии, так и в рамках работы на ПК. Формат контроля и проверки знаний позволяет создать следующие интерактивные формы: викторину с выбором одного варианта ответа, с перетаскиванием объектов и установкой соответствия между родовидовыми группами, обсуждение на заданную тему, опрос (анкету).
В настоящее время, в современных условиях осуществления образовательной деятельности мобильные приложения трансформируют образовательную среду, модернизируют применяемые методы и способы в целях повышения мотивации обучающихся и повышения качества образования.
Сегодня мобильные приложения электронного обучения получили популярность в образовательной среде, поскольку значительная часть информации в интернете доступна посредством использования мобильных телефонов, и большинство людей предпочитают удобство, которое обеспечивают смартфоны.
В 21 веке множество сфер и отраслей оказались под влиянием сенсационных изменений. Система образования на протяжении многих лет претерпевала изменения, а с появлением инноваций была полностью реконструирована. Предпосылкой к этим кардинальным изменениям стало развитие смартфонов и мобильных приложений. Современные темпы развития технологий вносят существенные изменения в то, как люди живут и работают.
Одним из ключевых игроков, реализовавших это прогрессивное изменение, являются образовательные мобильные приложения, которые помогают школьникам и студентам в их обучении. Сегодня мир, похоже, работает на приложениях: они создают все более интуитивные и динамичные условия для образовательной сферы.
Согласно результатам исследований, образовательные мобильные приложения занимают третье место по количеству постоянно загружаемых приложений на мобильные телефоны, и в настоящее время этот показатель составляет более 8%. Данная тенденция определяет необходимость перехода от традиционной системы обучения к новаторской системе нового времени и ее корректировки для формирования периода стандартизированных знаний [12].
За последние несколько десятилетий с начала цифровизации образование претерпело множество различных изменений. Образовательные приложения были созданы для того, чтобы дать универсальные ответы студентам всех возрастов и побудить их учиться и дополнительно изучать информацию, расширяя кругозор, несмотря на любые препятствия. С появлением технологий и мобильного доступа студенты получили возможность получать образовательные услуги независимо от места нахождения и времени.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что, несмотря на обозначенные преимущества исследуемого формата обучения, для организация его качественного уровня имеется ряд препятствий со стороны профессорско-преподавательского персонала. Именно на стадии внедрения электронных
курсов по различным дисциплинам в образовательный процесс многие представители профессорско-преподавательского персонала испытывают различные трудности. Анализ причин, препятствующих эффективному внедрению данных технологий в учебный процесс, приводит к необходимости реализации комплексного подхода к решению данной проблемы.
Инструменты цифровизации такие, как большие данные, машинное обучение и Интернет вещей (IoT) стали тенденциями образовательных технологий 2019 года. Однако дистанционное обучение стало единственным направлением, которое определяет синергию обозначенных выше элементов цифровой среды в современных условиях его функционирования. Пандемия COVID-19 радикально изменила то, как мы учим и учимся. Студенты были вынуждены привыкнуть к обучению с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий из-за социального дистанцирования. Несмотря на то, что некоторые школы и высшие учебные заведения вновь открываются, эта тенденция может сохраниться вплоть до конца 2021 года. Технология гармонично проникла в образование и усовершенствовала применяемые методы и способы реализации образовательных программ. Особенно электронное обучение, образовательный инструмент, который не только повышает доступность и удобство обучения, но и изменяет поведение учащихся и их желание учиться.
В рамках дистанционного обучения образовательная информация доставляется учащимся с помощью электронных устройств таких, как компьютеры, ноутбуки, планшеты или смартфоны. Данный формат позволяет не только экономить время обучения, но и открывает дополнительные возможности для интерактивного образования. На текущий момент учащиеся могут получать образовательные услуги независимо от места нахождения и самостоятельно выбирать способ получения информации - выстраивать вектор индивидуального обучения.
Данный тезис определяет возможность реализации различных сценариев принятия решений в электронном обучении, побуждают обучающихся делать собственный выбор относительно того, что какие дисциплины и курсы они будут изучить.
Библиографический список:
1. Исследование российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс] / «EdMarket» - проект «Нетологии-Групп» // Платформа для профессионалов. - URL: http://research.edmarket.ru/ (Дата обращения 27.09.2020).
2. Сможет ли онлайн-образование вытеснить очное обучение? [Электронный ресурс] / Русская школа управления. - URL: https://uprav.ru/blog/smozhet-li-onlayn-obrazovanie-vytesnit-ochnoe-obuchenie/ (Дата обращения 19.05.2020).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
4. Минобрнауки рекомендовало вузам организовать дистанционное обучение [Электронный ресурс] / «РИА Новости» - информационное агентство. - URL: https://ria.ru/20200315/1568638470.html?rcmd_alg=svd&rcmd_id=152324 7910 (Дата обращения 22.11.2020)
5. Дистанционному образованию юридический статус [Электронный ресурс] / Яндекс.Дзен. Открывайте новое каждый день. - URL: https://zen.yandex.ru/media/andreeva/distancionnomu-obrazovaniiu-iuridicheskii-status-5e9343c8be5bae634e20773f (Дата обращения 01.12.2020).
6. Валерий Фальков: «Идеальный» вуз 21 века: 200 студентов - 200 учебных программ» [Электронный ресурс] / Новости Югры. Комсомольская правда в Югре. - URL: https://www.ugra.kp.ru/daily/27143/4236342/ (Дата обращения 17.11.2020).
7. Президент РФ назвал провокацией слухи о полном переходе к дистанционному образованию [Электронный ресурс] / Интерфакс: новости. -URL: https://www.interfax.ru/russia/709666 (Дата обращения 12.11.2020).
8. Танцура, Т.А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях [Электронный ресурс] / Т.А. Танцура // МНКО. - 2020. - №2 (81). -URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/aspekty-distantsionnogo-obucheniya-v-sovremennyh-usloviyah (Дата обращения: 21.11.2020).
9. Попова, Н. И. Открытые образовательные ресурсы в условиях организации дистанционного подхода [Электронный ресурс] / Н.И. Попова // Colloquium-journal. - 2020. - №10 (62) - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytye-obrazovatelnye-resursy-v-usloviyah-organizatsii-distantsionnogo-podhoda (Дата обращения: 29.11.2020).
10. Лучшие сервисы для создания интерактива на вебинаре [Электронный ресурс] / платформа eTutorium - площадка для проведения вебинаров и тренингов. - https://etutorium.ru/blog/luchshie-servisy-dlya-sozdaniya-interaktiva (Дата обращения 13.12.2020).
11. Топ-5 сервисов для создания ментальных карт [Электронный ресурс] / CareerLift // Платформа для профессионалов. - URL: http://www.career-lift.ru/5_mind_mappmg_services (Дата обращения 27.10.2020).
12. How Mobile Apps Are Transforming The Education Industry [Электронный ресурс] / eLearning Industry // Платформа для профессионалов. -URL: https://elearningindustry.com/mobile-apps-are-transforming-education-industry (Дата обращения 15.01.2021).