ISSN 2221-7347
Экономика и право
УДК 347.633
Е. В. Иванова
ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТАЙНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)* *
В данной работе рассматриваются проблемы охраны тайны усыновления (удочерения). Исследуются вопросы обеспечения сохранности тайны усыновления (удочерения), необходимость данного института в современном уголовном праве. Работа направлена на установление проблем, связанных с реализацией прав несовершеннолетних в области охраны тайны усыновления (удочерения) и путей их решения.
Ключевые слова: усыновление, личная и семейная тайна, разглашение, реализация прав ребенка, зарубежный опыт.
Отношение к тайне усыновления в разных обществах и культурах менялось с течением времени. Первые усыновления часто были совершенно открытыми. В некоторых культурах усыновленные дети не только знали своих биологических родителей, но и поддерживали с ними постоянные контакты. Затем возобладал другой подход, согласно которому усыновление должно было сохраняться в тайне, а усыновителям предлагалось скрывать факт усыновления от своих детей. Ст. 23 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В соответствии со ст. 139 Семейного Кодекса РФ тайна усыновления охраняется законом, и лица, разгласившие тайну усыновления ребенка, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд в соответствии со ст. 273 ГПК РФ рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения [3]. В этих же целях участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя в случаях, предусмотренных в ст. 155 УК РФ.
Объектом разглашения тайны усыновления (удочерения) являются и сама семья, и условия нормального развития и формирования личности несовершеннолетнего. Предметом рассматриваемого преступления выступает конфиденциальная информация о факте усыновления, а также сведения о принятых в целях обеспечения тайны усыновления специальных мерах, предусмотренных действующим законодательством. Так, для обеспечения тайны усыновления допускается по просьбе усыновителей изменение места рождения, а также даты рождения ребенка (в возрасте до 1 года), но не более чем на 3 месяца.
Стремление наших законодателей аргументировать необходимость тайны усыновления противоречит многолетнему опыту других стран (Англия, Франция, США и др.). Там считают, что успех семейного воспитания не в соблюдении формальной стороны усыновления, а в более сложных и тонких оттенках взаимоотношений воспитателя и воспитанника, определяющих качество семейного воспитания. Итальянские законы даже обязывают приемных родителей рассказать ребенку о том, что он усыновлен. Сегодня, когда идет процесс сближения законодательства РФ с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, нельзя не заметить и того обстоятельства, что в статье 21 этой Конвенции, посвященной усыновлению, ничего не говорится о тайне усыновления [2, с. 51].
Сохранение тайны усыновления являлось нормой в Соединенных Штатах Америки и странах Западной Европы на протяжении нескольких десятилетий и было продиктовано благими намерениями. Считалось, что сохранение анонимности всех участников процесса усыновления обеспечит достижение следующих целей:
© Иванова Е. В., 2012.
* Работа выполнена в рамках проекта «Правозащитная политика: отечественный и зарубежный опыт» в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.1., очередь 1).
73
Новый университет. 2012. № 10 (20).
ISSN 2221-7347
• биологической матери будет легче справиться с чувствами, вызванными расставанием с ребенком;
• биологическая мать будет избавлена от клейма «падшей женщины»;
• ребенок будет избавлен от клейма «незаконнорожденного»;
• ребенку будет проще стать частью новой семьи;
• семья сможет предстать в глазах сторонних наблюдателей в виде «обычной» биологической семьи;
• и... никому не придется оглядываться назад [1, с. 57].
Между тем профессионалы в сфере усыновления все чаще слышали от людей, выросших в семьях усыновителей, что это отнюдь не соответствует их наилучшим интересам. Многие из этих людей говорили, что потом, когда они узнали о своем усыновлении, они испытали чувства гнева и стыда и перестали доверять близким им людям, расценив их молчание как предательство. Сегодня большинство усыновленных детей в США знают, что были усыновлены, владеют той или иной информацией о своих биологических семьях, а в некоторых случаях даже поддерживают с ними контакты. Открытость в вопросе усыновления никак не уменьшила их любовь и преданность к усыновителям. Наоборот, их связь с усыновительными семьями стала еще сильнее на прочном фундаменте честности, откровенности и взаимного доверия [1, с. 10]. Таким образом, сохранение тайны усыновления не решает проблем, возникающих перед усыновленными детьми.
Поэтому, по нашему мнению, следует внести изменения в положения об охране тайны усыновления, которые наиболее бы соответствовали интересам усыновляемого ребенка. Во-первых, считается наиболее благоразумным не уничтожать данных о настоящих, биологических, родителях усыновляемого. Рано или поздно ребенок захочет узнать, кто на самом деле его родители. Также это обусловлено вполне объективными факторами - иногда необходимо знать биологических родителей для установления каких-либо генетических, наследственных заболеваний, а равно и при планировании семьи.
Во-вторых, необходимо обязать приемных родителей рассказать ребенку о том, что он усыновлен. Это поможет избежать психологической травмы у усыновляемого и избавит приемных родителей от постоянного страха перед раскрытием тайны усыновления. Но данное обязательство должно иметь ограничение - раскрытие тайны усыновления может происходить только по достижению совершеннолетия ребенка. Надо полагать, что в этом случае лица, располагающие информацией об усыновлении, должны хранить в тайне ставшие им известными в связи с исполнением профессиональных обязанностей сведения об усыновлении [4]. Вмешательство во внутрисемейные отношения со стороны указанных лиц в ситуации, когда ребенок достиг совершеннолетия и может получить интересующие его сведения непосредственно от своих усыновителей, явно излишне и не отвечает интересам ни усыновленного, ни тем более усыновителей.
В-третьих, так как общественно опасным является не только разглашение факта усыновления, но и информации о готовящемся, потенциальном усыновлении в период его подготовки, оформления, регистрации, то информация о предстоящем факте усыновления определенного ребенка контактными лицами должна быть признана конфиденциальной с момента начала ее сбора для фиксации в необходимых документах.
Таким образом, правовой режим охраны тайны усыновления (удочерения) в российском уголовном праве нуждается в существенных доработках, направленных на обеспечение реализации прав ребенка.
Библиографический список:
1. Кифер Б., Скулер Д. И. Как рассказать правду усыновленному или приемному ребенку. Как помочь ребенку осознать свое прошлое. Киев: «Феникс», 2009. 270 с.
2. Нечаева, A.M. Правовые проблемы усыновления // Сов. гос. право. 1986. № 7.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета. № 92. 03.05.2006.
74
ISSN 2221-7347
Экономика и право
4.См.: Рожнов А., Чучаев А. Нарушение тайны усыновления // Законность. № 3. 2002.
Статья поступила в редакцию 10.09.2012.
ИВАНОВА Елена Вячеславовна академия.
студент, Саратовская государственная юридическая
75