УДК 347.633 ББК 67.404
© 2018 г. Е. А. Рыбалка,
профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД России доктор философских наук, профессор. E-mail: alena_61_rus@mail.ru
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАЙНЫ
УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИИ
В статье рассмотрены отдельные дискуссионные вопросы развития института усыновления (удочерения) на современном этапе российского общества, а также проблемы законодательного закрепления ответственности за нарушение тайны усыновления.
Ключевые слова: семейная тайна, частная жизнь, тайна усыновления (удочерения), правовое регулирование.
E. A. Ribalka - Professor at the Department of Civil Disciplines of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Doctor of Philosophy, professor.
LEGAL STATUS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SECRET OFADOPTION IN RUSSIA
The article deals with some controversial issues of development of the institution of adoption at the present stage ofRussian society, as well as the problems of legislative consolidation of responsibility for violation of the secrecy of adoption.
Keywords: family secret, private life, secret of adoption, legal regulation.
Современные тенденции развития российского информационного пространства в ряде случаев носит стихийный и неконтролируемый характер, способствуя проявлению противоправных способов распространения информации о человеке, его частной жизни.
Конституция Российской Федерации гарантирует человеку неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Однако содержание конституционно закрепленного права достаточно многогранно и регламентируется нормами различных отраслей права. Такой характер рассматриваемого права позволяет предположить наличие действия на его содержание совокупности норм конституционного, семейного, гражданского, уголовного и информационного отраслей права. С этой точки зрения, по нашему мнению, семейная тайна - это информация (сведения) о лицах, событиях, фактах, в условиях ограничения доступа к данным, связанным с отношениями в данной сфере.
Особое значение в области правового регулирования института семейной тайны следует уделить проблеме сохранения тайны усыновления (удочерения). В соответствии с действующим семейным законодательством именно усыновление (удочерение) является ведущей, наиболее перспективной формой устройства детей, у которых умерли родители или в иных случаях, предусмотренных законом.
В частности, например, В. А. Новиков считает семейную тайну групповой тайной, носителями которой выступают все члены семьи [1, с. 19]. Однако нельзя узко определять круг лиц, которые владеют информацией об усыновлении. В такой круг субъектов входят и судьи, вынесшие решение по конкретному делу об усыновлении, должностные лица регистрационных органов и иные лица, владеющие данными сведениями, и на которых возложена обязанность ее охраны и неразглашения.
Интерес представляет позиция Конституционного Суда Российской Федерации по рассматриваемой проблематике, которая заключается в том, что право на тайну усыновления гарантируется человеку, охраняется государством и в связи с этим защищаются все способы контроля самим человеком форм ее распространения. В данную сферу попадает любая информация о частной жизни человека, она не может контролироваться со стороны институтов общества и государства, если только она не противоречит закону [2].
В соответствии с действующим законодательством Конституционный Суд установил право контролировать информацию о самом себе и препятствовать разглашению сведений личного свойства, в том числе сведений, составляющих тайну усыновления.
Российским законодательством закреплены как меры обеспечения охраны тайны усы-
новления, так и юридической ответственности за ее нарушение. К обеспечительным мерам относятся закрепление обязанности лиц, осведомленных об усыновлении, сохранять данные сведения; возможность внести корректировки в персональные данные; рассмотрение вопроса об усыновлении на закрытом судебном заседании, а также запись усыновителей в качестве родителей. Мерами юридической ответственности выступают уголовные санкции вследствие предоставления какой-либо личной информации об усыновленном лице без его согласия.
Так, ст. 155 Уголовного Закона определяет уголовное наказание за предоставление сведений об усыновленном лице третьим лицам, если были корыстные или иные низменные побуждения. Такая формулировка в определенной мере противоречит ст. 139 Семейного кодекса РФ, которая говорит о наступлении ответственности в случае разглашения этих сведений лицами, которые обязаны их хранить. Можно высказать предложение о возможности исключения формулировки «совершенная из корыстных или иных низменных побуждений».
Объектом преступления является нормальное развитие ребенка, субъекта семейного права. При совершении преступления наносится вред психике ребенка, нарушается само право ребенка жить и расти в своей родной семье. Данные деяния совершаются лицами, которые обязаны их не совершать, так как такие отношения охраняются законом. Какими бы ни были мотивы, будь то даже сострадание [3, с. 5].
Кроме того, сохранность сведений об усыновлении (удочерении) в деятельности компетентных органов власти, должностных лиц, граждан должна обеспечиваться в установленном порядке и быть нацелена на защиту интересов усыновленного и его новых родителей. Отдельные практические сотрудники, обеспечивающие реализацию прав граждан на усыновление (удочерение), предлагают законодательно закрепить особый порядок рассмотрения данной категории дел и внедрить специальный порядок делопроизводства для обеспечения сохранения информации об усыновленном и усыновителях [4, с. 164].
Первоначально следует решить вопрос законодательного закрепления понятия тайны усыновления в Семейном кодексе РФ, как осо-
бого правового режима обеспечения интересов усыновителя и усыновленного с целью ограничения неправомерного получения информации, связанной с усыновлением.
Вопросы сохранения тайны усыновления не раз выступали объектом дискуссии в рамках различных отраслей права, а также других специалистов. Многие считают, что сохранение тайны усыновления помогает возникнуть близким связям между усыновленным и усыновителем, а раскрытие информации повлечет за собой возникновение конфликтных ситуаций, разрушит первоначальную цель создания семьи, отрицательным образом скажется на психике ребенка и семейных устоях. Кроме того, особенности развития нашего общества показывают, что многие усыновители инсценируют процесс естественного появления ребенка, во многих случаях даже близкие родственники не посвящены в данные обстоятельства.
Однако другие авторы утверждают, что сохранение в тайне вопросов усыновления не несет важную содержательную нагрузку. Лицо в любом возрасте либо по достижению полной дееспособности имеет право или обязано знать сведения о действительных родственных отношениях и обстоятельствах своего рождения.
В различных странах мира вопрос тайны усыновления решается по-разному. Но большинство государств поддерживает точку зрения о том, что ребенок должен знать о своих настоящих родителях и своем происхождении. В Италии усыновителей обязывают рассказывать детям об их прошлом. В США понятие «тайна усыновления» вообще отсутствует. И связано это с прозрачностью и публичностью процесса усыновления. Так, биологические родители ребенка имеют право общаться с ним и даже вернуть себе ребенка через суд. Но, в то же время, полное отсутствие тайны усыновления вынуждает некоторые семьи Европы и Америки усыновлять детей из других стран. Безусловным лидером по усыновлению детей из других государств является США. Скорее всего, связано это с нежеланием усыновителей контактировать с биологическими родителями ребенка и беспокойством за будущее усыновленного. Таким образом можно сделать вывод, что абсолютное отсутствие тайны усыновления составляет проблему для некоторых усыновителей в силу нравственных, этических, межлично-
стных и других аспектов процесса усыновления [5].
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 16 июня 2015 года № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г. Ф. Грубич и Т. Г. Гущиной» указал, что «тайна усыновления обеспечивает гармоничные отношения между ребенком и приемной семьей. И справедливо, что раскрыть информацию о биологических родителях могут только усыновители. Однако это оставляет без ответа вопрос о том, как поступить, если в живых не осталось ни их самих, ни приемного сына или дочери» [6].
Также Конституционный Суд дал согласие в индивидуальных случаях на разглашение информации об усыновлении в их интересах и интересах их детей. В частности, когда сведения о генетическом происхождении могут понадобиться для выявления наследственных заболеваний и предотвращения кровосмешения.
Вопросами развития тайны усыновления в России является переход к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления.
Пойдет ли отмена тайны усыновления на пользу российскому обществу? По нашему мнению, абсолютная отмена тайны усыновления в России на современном этапе нежелательна, так как российское общество пока слишком инфантильно для столь глобальных перемен в области семейного права. Тайна усыновления дает возможность усыновителям строить гармоничные отношения с усыновленным, устанавливать истинные семейные связи и гарантирует невмешательство третьих лиц в дела, связанные с усыновле-
Литература
1. Новиков В. А. Неприкосновенность частной жизни как конституционное право и объект уголовно-правовой охраны // Юридический мир. 2014. № 7.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 № 2128-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Золотоносова Михаила Нафталиевича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 25 Федерального закона «Об архив-
нием (в том числе и биологических родителей усыновленного). Усыновление (без тайны этого процесса) будет сложнее осуществить с точки зрения нравственных, моральных принципов и давления общественного мнения, что в итоге может нанести психологическую травму ребенку. В виду этих причин возможно снижение количества усыновляемых детей-сирот, а политика государства ориентирована, наоборот, на увеличение количества усыновляемых, ведь дети-сироты нуждаются в помощи общества в первую очередь.
Резкая отмена тайны усыновления в настоящее время в России, по нашему мнению, недопустима. Чтобы претворить в жизнь данную позицию научного сообщества следует, в первую очередь, систематизировать и законодательно закрепить исключения из режима сохранности тайны усыновления (в частности, право на получение сведений о родителях в органах опеки, медицинских учреждениях, регистрационных органах и др.).
Далее необходимо проанализировать последствия принятия данного решения, сделать соответствующие заключения и спрогнозировать результаты и последствия предоставления информации о тайне усыновления, с учетом целей развития и укрепления института семьи в российском обществе.
Следовательно, сохранение информации об усыновления является одним из актуальнейших и острых вопросов развития семейных отношений в современном государстве. Принимать решение о сохранении тайны усыновления, по нашему мнению, должны сами усыновители. В виду своих личных, нравственных убеждений, внутренних и психологических особенностей только они имеют право решать: раскрывать тайну усыновления или нет.
Bibliography
1. Novikov V. A. Privacy as a Constitutional Right and the Object of Criminal Law Protection. Legal World. 2014. № 7.
2. The Constitutional Court of the Russian Federation 24.12.2013 № 2128-O «On Refusal in Acceptance to Consideration of the Complaint of Citizen Zolotonosov Michael Naftolievich about Violation of his Constitutional Rights by Part 3 of Article 25 of the Federal Law «On the Archival Affair in the Russian Federation». URL: http://www.consultant.ru.
ном деле в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.
3. Воробьев А. Правовые особенности дет-ско-родительских отношений // ЭЖ-Юрист. 2017. № 5.
4. Абраменко Г. И. Правовое регулирование усыновления в семейном законодательстве России: дис. ... к.ю.н. Ростов н/Д, 2003.
5. Смолина Л. А., Задесенская Я. В. Усыновление (удочерение) в Италии и Франции: возможность использования зарубежного опыта отечественным законодателем // Семейное и жилищное право. 2014. № 3.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г. Ф. Грубич и Т. Г. Гущиной» // Собрание законодательства РФ. 29.06.2015. № 26.
3. Vorobyev A. Legal Aspects of Parent-Child Relationships // The Ezh-Lawyer. 2017. № 5.
4. Abramenko G. I. Legal Regulation of Adoption in the Family Legislation of Russia: dis. ... candidate of Law Science, Rostov-on-Don, 2003.
5. Smolina L. A., Zadesenskaya Y. V. Adoption in Italy and France: the Possibility of Foreign Experience Using in the Domestic Legislation //Family and Housing Law. 2014. № 3.
6. The Constitutional Court of the Russian Federation Decision 16.06.2015 № 15-P «On Case about Check of Constitutionality of Provisions of Article 139 of the Family Code of the Russian Federation and Article 47 of the Federal Law «On Acts of Civil Status» in Connection with Complaints of Citizens G. F. Grubic and T. G. Gushchina» // Combined Legislation of the Russian Federation. 29.06.2015. № 26.