Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЯМ НА ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЯМ НА ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

339
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / сочинение на этическую тему / речемыслительная деятельность / этический концепт / смысловые технологии / нравственно-этическое оценивание / эмотивный подход / junior schoolchild / essay on an ethical theme / speech-thinking activity / ethical concept / semantic technologies / moral and ethical assessment / emotive approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стельмахова Лариса Александровна

В статье раскрывается актуальность решения проблем, связанных с методикой обучения младших школьников сочинениям на этическую тему. Раскрыта значимость формирования навыков речемыслительной деятельности, а также становления культуры доказательного, аргументированного рассуждения в ходе написания сочинения этического содержания. Выявлена взаимосвязь с процессом становления этического мышления младшего школьника. Изучена сущность и значение процесса решения этических задач при написании данных сочинений, конкретизированы основные проблемы. Определено, что основные проблемы касаются определения ценностных категорий в теме и содержании сочинения, их соответствие возрасту обучающихся; выявления наиболее эффективных методов развития универсальных учебных действий, способов воспитательного воздействия и т.д. Выявлены и описаны общие трудные вопросы, связанные с недостаточным развитием компетенций обучающихся по сбору и обработке информации, разработке композиции сочинения, контроля грамотности, речемыслительной деятельности в целом. Изучены авторские технологии смыслового чтения, в частности, описана авторская технология А.В. Бабухиной. Рассмотрены этапы работы по подготовке сочинений на этическую тему, конкретизированы методы и приемы интерпретации духовно-нравственного содержания художественных произведений. Описан авторский алгоритм С.И. Граховой, используемый для анализа смысловых единиц текста и выявления сущностных характеристик героя. Выявлены возможности нравственно-этического оценивания на уроке литературного чтения, рассмотрены аспекты формирования нравственно-этического оценивания при работе с литературными произведениями. Изучена специфика применения эмотивного подхода в работе со сказкой (на подготовительном этапе работы над сочинением), конкретизированы технологии данного подхода: литературные SMSсообщения, «графический коктейль эмоций», учебные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стельмахова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING PRIMARY SCHOOLCHILDREN TO ESSAYS ON AN ETHICAL THEME AND WAYS TO SOLVE THEM IN THE PRACTICE OF MODERN EDUCATION

The article reveals the relevance of solving problems related to the methodology of teaching primary schoolchildren to essays on an ethical topic. The importance of the formation of the skills of speechthinking activity, as well as the formation of a culture of evidence-based, reasoned reasoning in the course of writing an essay of ethical content, is revealed. The relationship with the process of the formation of the ethical thinking of a younger schoolchild is revealed. The essence and significance of the process of solving ethical problems when writing these essays has been studied, the main problems have been concretized. It was determined that the main problems relate to the definition of value categories in the topic and content of the essay, their compliance with the age of students; identifying the most effective methods for the development of universal educational actions, methods of educational influence, etc. Identified and described common difficult issues related to insufficient development of students' competencies in collecting and processing information, developing composition of an essay, literacy control, speech-thinking activity in general. The author's technologies of semantic reading have been studied, in particular, the author's technology by A.V. Babukhina. The stages of work on the preparation of essays on an ethical theme are considered, methods and techniques for interpreting the spiritual and moral content of works of art are concretized. The author's algorithm of S.I. Grakhova, used to analyze the semantic units of the text and identify the essential characteristics of the hero. The possibilities of moral and ethical assessment at the lesson of literary reading are revealed, aspects of the formation of moral and ethical assessment when working with literary works are considered. The specificity of the application of the emotive approach in working with a fairy tale (at the preparatory stage of work on an essay) has been studied, the technologies of this approach have been concretized: literary SMS messages, «graphic cocktail of emotions», educational projects.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЯМ НА ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 43-51. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022. No. 9. P. 43-51.

Научная статья УДК

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-9-43-51

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЯМ НА ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лариса Александровна Стельмахова

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, StelmakhovaLA@mgpu.ru

Аннотация В статье раскрывается актуальность решения проблем, связанных с методикой обучения младших школьников сочинениям на этическую тему. Раскрыта значимость формирования навыков речемыслительной деятельности, а также становления культуры доказательного, аргументированного рассуждения в ходе написания сочинения этического содержания. Выявлена взаимосвязь с процессом становления этического мышления младшего школьника. Изучена сущность и значение процесса решения этических задач при написании данных сочинений, конкретизированы основные проблемы. Определено, что основные проблемы касаются определения ценностных категорий в теме и содержании сочинения, их соответствие возрасту обучающихся; выявления наиболее эффективных методов развития универсальных учебных действий, способов воспитательного воздействия и т.д. Выявлены и описаны общие трудные вопросы, связанные с недостаточным развитием компетенций обучающихся по сбору и обработке информации, разработке композиции сочинения, контроля грамотности, речемыслительной деятельности в целом. Изучены авторские технологии смыслового чтения, в частности, описана авторская технология А.В. Бабухиной. Рассмотрены этапы работы по подготовке сочинений на этическую тему, конкретизированы методы и приемы интерпретации духовно-нравственного содержания художественных произведений. Описан авторский алгоритм С.И. Граховой, используемый для анализа смысловых единиц текста и выявления сущностных характеристик героя. Выявлены возможности нравственно-этического оценивания на уроке литературного чтения, рассмотрены аспекты формирования нравственно-этического оценивания при работе с литературными произведениями. Изучена специфика применения эмотивного подхода в работе со сказкой (на подготовительном этапе работы над сочинением), конкретизированы технологии данного подхода: литературные SMS- сообщения, «графический коктейль эмоций», учебные проекты.

Ключевые слова: младший школьник, сочинение на этическую тему, речемыслительная деятельность, этический концепт, смысловые технологии, нравственно-этическое оценивание, эмотивный подход.

Для цитирования: Стельмахова Л.А. Проблемы обучения младших школьников сочинениям на этическую тему и пути их решения в практике современного образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 43-51. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-43-51

Original article

PROBLEMS OF TEACHING PRIMARY SCHOOLCHILDREN TO ESSAYS ON AN ETHICAL THEME AND WAYS TO SOLVE THEM IN THE PRACTICE OF MODERN EDUCATION

Larisa A. Stelmakhova

Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, StelmakhovaLA@mgpu.ru

© Стельмахова Л.А., 2022

Abstract. The article reveals the relevance of solving problems related to the methodology of teaching primary schoolchildren to essays on an ethical topic. The importance of the formation of the skills of speech-thinking activity, as well as the formation of a culture of evidence-based, reasoned reasoning in the course of writing an essay of ethical content, is revealed. The relationship with the process of the formation of the ethical thinking of a younger schoolchild is revealed. The essence and significance of the process of solving ethical problems when writing these essays has been studied, the main problems have been concretized. It was determined that the main problems relate to the definition of value categories in the topic and content of the essay, their compliance with the age of students; identifying the most effective methods for the development of universal educational actions, methods of educational influence, etc. Identified and described common difficult issues related to insufficient development of students' competencies in collecting and processing information, developing composition of an essay, literacy control, speech-thinking activity in general. The author's technologies of semantic reading have been studied, in particular, the author's technology by A.V. Babukhina. The stages of work on the preparation of essays on an ethical theme are considered, methods and techniques for interpreting the spiritual and moral content of works of art are concretized. The author's algorithm of S.I. Grakhova, used to analyze the semantic units of the text and identify the essential characteristics of the hero. The possibilities of moral and ethical assessment at the lesson of literary reading are revealed, aspects of the formation of moral and ethical assessment when working with literary works are considered. The specificity of the application of the emotive approach in working with a fairy tale (at the preparatory stage of work on an essay) has been studied, the technologies of this approach have been concretized: literary SMS messages, «graphic cocktail of emotions», educational projects.

Keywords: junior schoolchild, essay on an ethical theme, speech-thinking activity, ethical concept, semantic technologies, moral and ethical assessment, emotive approach.

For citation: Stelmakhova L.A. Problems of teaching primary schoolchildren to essays on an ethical theme and ways to solve them in the practice of modern education. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022;9:43-51. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-43-51

Введение

Актуальность изучаемой темы связана с необходимостью «формирования мировоззренческих установок» обучающихся, представляющих собой определенное мироосмысление, его выражение в языковой картине мира детей. Последнее интегрирует в себе основы научного, религиозного и философского знания. В ходе обучения написанию сочинений на этическую тему педагоги ставят своей целью развитие ценностных ориентаций детей, становление системы нравственных норм, а также формирование навыков речемыслительной деятельности, позволяющих образно, эмоционально и доказательно выразить суть этических концептов, а также сформулировать суть собственной моральной позиции по отношению к описываемому феномену. Необходимо отметить, что «способность к нравственно-этическому оцениванию действий и поступков включены в планируемые результаты начального общего образования» [Приказ Министерства 2013: 4; Федосеева 2017: 215]. Важность выбранной темы объясняется также началом подготовки обучающихся к дальнейшей итоговой аттестации, в рамках которой для проверки предметных, метапредметных и личностных результатов обучения по русскому языку используется, так называемый, «сверхтекст» [Цыбулько 2018: 110]. Ученики работают с данным дидактическим материалом (сверхтекстом), основными характеристиками которого являются: наличие и описание ситуации «переживания и осмысления ценностной составляющей» определенной моральной категории, которая занимает важное место в системе этических координат русской культуры; включение как содержательной составляющей в описании этического концепта, так и методических средств, способствующих углубленному анализу и освоению данного концепта; наличие сформированной модели речемыслительной деятельности, включающей в себя такие компоненты, как: «восприятие -понимание - анализ - оценку - интерпретацию - применение» [Цыбулько 2018: 105].

Это значит, что у обучающихся, уже в младшем школьном возрасте должны закладываться основы решения этических задач при работе с текстом, навыки осмысления

ряда этических категорий, формирования собственного текста сочинения-рассуждения как результата диалога с культурой и самим собой. Начиная с младшего школьного возраста, идет развитие «этического типа мышления», без которого невозможно глубокое осмысление нравственных категорий; понимание ценностных основ бытия; формирование качеств порядочного, морально зрелого человека (ответственность, долг, совесть и т. д.); выделение этических концептов и их оценочное описание в контексте реалий современного мира и собственного опыта.

Основная часть

Рассматривая основные проблемы обучения написанию сочинений на этическую тему, следует выделить следующие:

1. Четкое определение степени значимости ценностных категорий, которые ложатся в основу тематики сочинения, для данного, конкретного возраста. При этом важно понимать приоритет нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, который связан «развитием произвольного уровня нравственного и морального поведения» [Попрядухина 2018: 173].

На рисунке 1 представлены основные критерии актуальных нравственных ценностей на разных этапах обучения.

Значимость ценностных категорий и соответствующих им этических концептов

Младший школьный возраст:

Ценность следования установленным законам и правилам

Подростковый возраст:

Проявление нравственных качеств в

личности

Юношеский возраст:

Ценности активного

формирования жизненной позиции

Рис. 1. Значимость ценностных категорий на разных возрастных этапах

Также следует отметить, что выбор тематики сочинений может осуществляться на основе текстов духовно-нравственной направленности. Выбор данных текстов необходимо осуществлять по трем содержательным линиям: образовательной, ценностной и творческой [Губина 2020: 33].

2. С первой проблемой напрямую связана другая - методического и дидактического обеспечения процесса обучения написанию сочинений. Здесь следует отметить, что существуют общие сложные вопросы, которые касаются работы с текстом, информацией в целом при написании сочинений. К основным из них мы отнесли:

- недостаточно сформированные навыки сбора и систематизации информации, составления плана сочинения (согласно его замыслу);

- отсутствие умений выбора речевых средств, составления композиции (с учетом логики повествования), слабый контроль грамотности орфографии и грамматики;

- недостаточные умения речемыслительной деятельности, позволяющие передать личное отношение, дать субъективную оценку, выражающую собственную этическую позицию обучающихся по поводу исследуемого концепта.

Большинство навыков связаны с развитыми универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными), развитие которых происходит на занятиях по предметам «Русский язык» и «Литературное чтение». В частности, к ним относят: умения принимать и сохранять учебную задачу, произвольно строить речевое высказывание, строить логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей; адекватно использовать речевые средства для решения представленных коммуникативных задач и т. д. [Калинина 2014: 15].

Одним из путей решения данной проблемы является развитие навыков смыслового чтения для развития умений интерпретации литературных произведений, умений грамотно и обоснованно строить свое речевое высказывание как квинтэссенции этического анализа произведения. Мы, вслед за О.Г. Коник считаем, что именно в процессе смыслового чтения в полной мере реализуется процесс постижения младшими школьниками «ценностно-смыслового момента текста, т. е. исполняется процесс его интерпретации» [Коник 2019: 164]. Мы считаем важным проведение работы по формированию у обучающихся представлений о смысловом чтении, освоения ими интерпретационного уровня понимания текста. Дети начинают знакомиться с произведениями, в совместном обсуждении понимают их основную специфику и назначение. Методисты рекомендуют в младшем школьном возрасте использовать сказки и фольклор, что обусловлено тем фактом, что «все образцы устного народного творчества - поучительны, и являются ценными средствами воспитания, способствуют восприятию нравственных норм и правил.

Эта рекомендация применима и для развития навыков композиции, ознакомления младших школьников с «элементами фабулы эпического произведения - экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой, их функциональным значением в художественном произведении» [Слонь 2014: 868]. На уроках литературного чтения, а также во внеурочной деятельности необходимо расширить спектр учебной работы с литературным произведением, постепенно реализуя стратегии смыслового чтения в начальной школе.

При этом, к основным смысловым технологиям, согласно исследованиям А.В. Бабухиной, относят следующую взаимосвязанную цепочку приемов обучения:

1) методы активизации познавательного интереса детей, например, работа в игровой форме по составлению логических цепочек;

2) методы осмысления, активного чтения, работы по вопроснику;

3) приемы переосмысления собственных этических представлений на основе вновь приобретенных знаний;

4) написание творческой работы, например, сочинения-рассуждения на этическую тему [Бабухина 2018:70].

В таблице 1 приведено описание этапов работы по подготовке к написанию творческой письменной работы - сочинения на этическую тему, а также основные приемы и методы, способствующие развитию навыков интерпретации духовно-нравственного содержания текста сказки. При написании сочинения-рассуждения на этическую тему, важным навыком обучающихся является овладение методикой анализа сущностных характеристик героя по алгоритму, позволяющему раскрыть, в том числе, его духовно-нравственные проявления. Мы считаем обоснованным при анализе сказки или былины использовать алгоритм, предложенный в трудах С.И. Граховой [Грахова 2016:192], ключевые этапы которого приведены ниже, в таблице 2. Данный алгоритм может ложиться в основу написания плана сочинения, помогая грамотно выстроить логическое повествование, осветить наиболее значимые смысловые единицы текста.

Таким образом, в ходе урочной и внеурочной деятельности, дети приобретают навыки анализа и интерпретации литературных произведений, а в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности обобщают данный опыт смыслового чтения, рефлексии, творческого поиска для написания текста этического содержания, включающего в себя их собственные открытия в ходе знакомства с духовным наследием и народной мудростью.

Таблица 1. Этапы работы и средства реализации технологий обучения

Этапы Цель Технология

1. Учебные задания для достижения фактического уровня понимания текста. Распознание утверждений, которые ясно выражены в тексте, самоопределение в информации, формирование первых впечатлений у обучающихся. Метод «Чтение с остановками», «Чтение - суммирование в парах», «Работа с вопросником».

2. Упражнения и техники по развитию навыков интерпретации текста. Осмысление детьми контекста той или иной истории, расшифровка замысла, связанного с нравственным подтекстом и т.д. Приемы герменевтической технологии: «Вживание в образ», «Сопереживающее проникновение в художественную логику текста», «Вчувствование в текст - идентификация с героем». Работа по алгоритму «Описание образа персонажа» [Меркурьева 2011: 25].

3. Рефлексия Подведение итогов, написание творческой работы на тему проекта. «Написание творческих работ», сочинений на этическую тематику.

Таблица 2. Алгоритм анализа литературного произведения

1. Работа над интерпретацией образа-персонажа: основные вопросы

2. Описание персонажа, его места в общей картине сказки

3. Анализ характера героя, черты по отношению к себе, окружающим людям и миру в целом.

4. Описание особенностей восприятия мира: чувства, мировоззрение героев.

5. Отношение повествователя к персонажам сказки. Ваше личное отношение к ним.

6. Что можно одобрить в его поведении? Что можно порицать?

7. Как проявляет себя добро и зло в сказке? Какие черты помогают героям справиться с бедой, победить и т. д.?

3. Проблема, связанная с достижением личностных результатов обучения. Мы считаем, что в методике обучения написанию сочинений на этическую тему должна быть проведена достаточная подготовительная работа, которая может носить междисциплинарный характер. Так, в работах Л.В. Калининой показаны возможности применения нравственно-этического оценивания, как совокупности знаний и навыков интерпретации поступков героев литературных произведений, а также становления основ морального сознания младшего школьника. По мнению авторов, «нравственно-этическое оценивание является одним из способов формирования личностных результатов младших школьников» [Калинина 2014: 36].

Это значит, что на уроках литературного чтения посредством работы с художественными произведениями необходимо осуществлять формирование умения проводить нравственно-этическую оценку. Так, при прочтении произведения, где центром анализа становится герой, педагог побуждает обучающихся не только сопереживать героям. Основная цель такого прочтения - предоставить им возможности выявить качества главных героев, оценить их поступки, осмыслить мотивы поведения, которые движут ими, поставить себя на место героя («вжиться» в образ), так как в понимании художественного текста большую роль имеет принцип сочетания чувственного и рационального познания. Литературный герой должен вызывать гамму чувств, актуализировать ценности младшего школьника, сопровождая обогащение его нравственного потенциала. Поэтому педагог, выбирая литературное произведение должен оценить «познавательное и воспитательное значение образа героя» [Иванова 2015: 36], влияния его свойств на систему ценностных ориентаций детей. Сопереживание и оценка являются основой формирования нравственных представлений и убеждений младшего школьника. Нравственно-этическое оценивание поступков литературных героев помогает школьнику соотносить свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо с нравственными ценностями, получить представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей. Все это является основой его нравственных представлений и личностных качеств, помогает овладеть способами действий в различных жизненных ситуациях.

В таблице 3 представлены основные аспекты формирования нравственно-этического оценивания при работе с литературными произведениями по материалам Л.В. Калининой. В данной таблице раскрываются возможные виды заданий, которые способствуют развитию рефлексивной позиции обучающихся в ходе работы над анализом литературных произведений, выделением их проблемного содержания, исследованием нравственных критериев поведения героев и т. д.

Таблица 3. Аспекты формирования нравственно-этического оценивания

при работе с литературными произведениями по материалам Л .В. Калининой

Требования к содержанию произведения, пример Задание 1 Задание 2 Задание 3

Произведение содержит описание поступка героя, описаны его личностные качества. Обсуждение ценностных позиций главных героев. Проблемный вопрос: А какая позиция наиболее близка вам? Продолжение неоконченного рассказа.

Пример «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка. Дискуссия по содержанию жизненных ценностей главных героев. Ответы на проблемный вопрос позволяют определить свою жизненную позицию, самоопределения в мире ценностей. Театрализация отрывка произведения. Написание сочинения-рассуждения

Рассказы Осеевой. Рассказ содержит ситуацию, в которой ребенок ставится перед необходимостью сделать нравственный выбор в ущерб собственным интересам. Дискуссия по итогам составленных рассказов. Анализ предложенных поступков, связанных с нравственным выбором. Анализ содержания неоконченного рассказа «Синие листья», «Хорошее» и т. д. Продолжение детьми, сравнение поступка с решением класса. Написание сочинения.

Главное, что выносит ребенок - это эмоциональное переживание, на основе которого формируется способность самостоятельно вырабатывать собственные жизненные смыслы. В исследованиях Т.Г. Фирсовой конкретизирована роль эмпатии в литературном развитии детей, согласно ее идее «только через сопереживание становится возможным постижение художественной идеи произведения, а также приумножение жизненного опыта детей» [Фирсова 2015: 277].

Такое обращение ребенка к анализу опыта своей деятельности и поступков других, рефлексии, само- и взаимооценке сформирует у младших школьников способность критично и адекватно оценивать поступки, готовность открыто выражать и отстаивать свою точку зрения, умение выделить нравственное содержание оцениваемой ситуации, определить мотивы ее участников, оценить поступки с разных позиций.

4. Проблемы воспитательного воздействия, которые должны быть реализованы в разных видах учебной деятельности. При подготовке и написании сочинений на этическую тему педагог задействует развитие эмоциональной сферы детей, формирует навыки этически обоснованного взаимодействия в классе. При этом, на наш взгляд, сочинение на этическую тему может быть представлено как результат проектной деятельности. В частности, интересным решением в подготовительной работе к написанию сочинений-рассуждений может являться эмотивный подход в работе со сказками, имеющими своей целью ознакомление детей с нравственно-этическими категориями. В настоящее время реализуется комплекс технологий в рамках реализации эмотивного подхода в работе со сказкой (Таблица 4).

Для организации диалогового пространства педагог должен ориентировать детей на самостоятельную творческую деятельность, связанную с использованием учебно-исследовательских проектов, решения кейсов и практикоориентированных задач. Работая в рамках проектной деятельности, обучающиеся: осваивают сущность доступных для их

понимания этических категорий (добро, зло, справедливость, честность и т.д.); присваивают значение этических норм, формируют основы морально-нравственных качеств и норм поведения; осваивают комплекс лексических единиц, навыки самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.

Таблица 4. Эмотивный подход в работе со сказкой (по [Меркурьева 2011: 26])

Название сказки Технологии в рамках эмотивного подхода Цель

Бременские Разыгрывание Развивать навыки эмоциональной

музыканты театрализованных сценок. идентификации с героем, учиться выражать свои эмоции с использованием как вербальных, так и невербальных средств

Гадкий утенок Литературные SMS- Создание графических моделей эмоций для

сообщения. дальнейшей работы с произведениями.

Сестрица «Графический коктейль Изображение комплекса эмоций на листе

Аленушка и братец Иванушка эмоций». акварельными красками.

Федорино горе Литературные SMS- Создание карты эмоций с использованием

сообщения технологии «графическая модель».

выполнение заданий Развитие навыков нравственно-этического

Продолжение неоконченной оценивания поступков.

сказки.

Работа с проблемными

вопросами.

Серебряное Учебный проект на тему Создание условий для организации творческой

копытце «Уроки мудрости и доброты деятельности обучающихся, решение

Елена Премудрая от героев любимой сказки», практикоориентированных задач, развитие

и другие сказки написание сочинения- предметных и метапредметных компетенций

из рассуждения на этическую по литературному чтению. Формирование

рекомендованных тему как результата представлений о нравственно-этических

к внеклассному проектной деятельности качествах.

чтению.

Для младших школьников наиболее приемлемыми темами проектов и сочинений-рассуждений на этическую тему могут стать: «Уроки доброты от героев русской народной сказки», «Уроки справедливости о героев любимой сказки» и т.п. Проект предстает как совокупность заданий и способов их решения, сформулированных для раскрытия определенной темы - проблемы. Здесь реализуется регламентированный порядок деятельности и анализа результата в виде готового проекта. Основной целью проектной деятельности является приобретение младшими школьниками функционального навыка исследования произведений фольклора в форме умения интерпретировать их этический замысел, а также самостоятельно, поэтапно составлять письменный текст с опорой на составленный план.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Подводя итог анализу проблем обучения сочинениям на этическую тему младших школьников, стоит отметить, что данный вопрос нуждается в дальнейшей разработке. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают, проблемы методического и психолого-педагогического сопровождения обучения. Своеобразными «мишенями» в плане компетенций обучающихся должны стать: умения аргументированного рассуждения на этические темы, содержание которых доступно для младших школьников; обогащение знаний языковых средств для описания данной смысловой группы; закрепление навыков интерпретации произведений с ценностным этическим контекстом и дальнейшее письменное изложение собственного взгляда в отношении определенного этического концепта.

Список литературы

1. Бабухина А.В. Коучинг слушателей курсов повышения квалификации в освоении технологий смыслового чтения у младших школьников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 1. (34). С. 69-77.

2. Баженова И.В. Сочинение как способ развития речемыслительной способности учащихся // Армия и общество. 2012. № 1 (29). С. 61-65.

3. Грахова С.В., Гусева Т.А., Базуева И.А. Русский народный эпос в начальной школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 3 (57) Ч. 2. С. 191-194.

4. Губина А.Т. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка в процессе работы с текстовым материалом // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1-2. С. 32-35.

5. Иванова В.Е. Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 2-5 (7). С. 105-107.

6. Иванова Е.Д. Образ литературного героя в процессе составления характеристики персонажа учениками младшего школьного возраста. Методы и приёмы // Евразийский научный журнал. 2017. № 7. С. 36-42.

7. Калинина Л.В., Скоморохова М.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников. Монография. Изд. 2-е, испр. и доп. Иркутск: Изд-во ФГБОУ ФПО «ВСГАО», 2014. 217 с.

8. Коник О.Г. Основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в процессе изучения народных сказок // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 163-167.

9. Меркурьева Т.В. Эмотивный подход к работе с авторской сказкой первой половины XIX века на уроках литературного чтения в начальной школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 22. С. 24-27.

10. Попрядухина Н.Г. Изучение ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте // Актуальные вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Кишинев, Молдавия, 12 мая 2018 года / Под общ. ред. А.И. Вострецова. Кишинев: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2018. С. 172-176.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября.

12. Слонь О.В. Метод литературного творчества как способ изучения художественного произведения в начальной школе // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-4. С. 868-872.

13. Федосеева О.Ю. Специфика формирования действий нравственно-этического оценивания в младшем школьном возрасте // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Ч. 2. С. 215-226.

14. Фирсова Т.Г. Соотношение эмпатийного потенциала и литературного развития ребенка-читателя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 276-282.

15. Цыбулько И.П. Этические задачи в государственной итоговой аттестации по русскому языку как один из механизмов практической реализации ФГОС // Школьные технологии. 2018. № 4. С. 104-112.

References

1. Babukhina A.V. Kouching slushatelei kursov povysheniya kvalifikatsii v osvoenii tekhnologii smyslovogo chteniya u mladshikh shkol'nikov [oaching students of advanced training courses in mastering the technologies of semantic reading among younger students]. Nauchnoe obespechenie sistemypovysheniya kvalifikatsii kadrov, 2018, no. 1. (34), pp. 69-77. (In Russ.).

2. Bazhenova I.V. Sochinenie kak sposob razvitiya rechemyslitel'noi sposobnosti uchashchikhsya [Composing as a way to develop the speech-cogitative ability of students]. Armiya i obshchestvo, 2012, no. 1 (29), pp. 61-65. (In Russ.).

3. Grakhova S.V., Guseva T.A., Bazueva I.A. Russkii narodnyi epos v nachal'noi shkole [Russian folk epic in elementary school]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki, 2016, no. 3 (57), part 2, pp. 191-194. (In Russ.).

4. Gubina A.T. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie mladshikh shkol'nikov na urokakh russkogo yazyka v protsesse raboty s tekstovym materialom [Spiritual and moral education of junior schoolchildren at

Russian language lessons in the process of working with text material]. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2020, no. 1-2, pp. 32-35. (In Russ.).

5. Ivanova V.E. Formirovanie strategii smyslovogo chteniya na urokakh literaturnogo chteniya v nachal'noi shkole [Formation of strategies for semantic reading in the lessons of literary reading in elementary school]. Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh, 2015, no. 2-5 (7), pp. 105-107. (In Russ.).

6. Ivanova E.D. Obraz literaturnogo geroya v protsesse sostavleniya kharakteristiki personazha uchenikami mladshego shkol'nogo vozrasta. Metody i priemy [The image of a literary hero in the process of characterization of the character by pupils of primary school age. Methods and techniques]. Evraziiskii nauchnyi zhurnal, 2017, no. 7, pp. 36-42. (In Russ.).

7. Kalinina L.V., Skomorokhova M.I. Formirovanie nravstvennykh tsennostnykh orientatsii mladshikh shkol'nikov [Formation of moral value orientations of younger students]. Monografiya, 2nd edition, Irkutsk: Izd-vo FGBOU FPO «VSGAO», 2014, 217 p. (In Russ ).

8. Konik O.G. Osnovy formirovaniya navykov smyslovogo chteniya u mladshikh shkol'nikov v protsesse izucheniya narodnykh skazok [Fundamentals of the formation of semantic reading skills in younger students in the process of studying folk tales]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 63-1, pp. 163-167. (In Russ.).

9. Merkur'eva T.V. Emotivnyi podkhod k rabote s avtorskoi skazkoi pervoi poloviny XIX veka na urokakh literaturnogo chteniya v nachal'noi shkole [An emotive approach to working with the author's fairy tale of the first half of the 19th century in the lessons of literary reading in elementary school]. Psikhologiya i pedagogika: metodika iproblemyprakticheskogoprimeneniya, 2011, no. 22, pp. 24-27. (In Russ.).

10. Popryadukhina N.G. Izuchenie tsennostnykh orientatsii v mladshem shkol'nom vozraste [The study of value orientations in primary school age]. Aktual'nye voprosy nauki i obrazovaniya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: Materialy Mezhdunarodnoi (zaochnoi) nauchno-prakticheskoi konferentsii, Kishinev, Nauchno-izdatel'skii tsentr «Mir nauki» (IP Vostretsov Aleksandr Il'ich), 2018, pp. 172-176. (In Russ.).

11. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF х Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation ot 6 oktyabrya 2009 g. N 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 N 373 "On approval and implementation of the federal state educational standard for primary general education"]. Rossiiskayagazeta, 25 november 2013. (In Russ.).

12. Slon' O.V. Metod literaturnogo tvorchestva kak sposob izucheniya khudozhestvennogo proizvedeniya v nachal'noi shkole [The method of literary creativity as a way of studying a work of art in elementary school]. Fundamental'nye issledovaniya, 2014, no. 9-4, pp. 868-872. (In Russ.).

13. Fedoseeva O.Yu. Spetsifika formirovaniya deistvii nravstvenno-eticheskogo otsenivaniya v mladshem shkol'nom vozraste [Specifics of the formation of actions of moral and ethical assessment in primary school age]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2017, vol. 9, no. 5, part 2, pp. 215-226. (In Russ.).

14. Firsova T.G. Sootnoshenie empatiinogo potentsiala i literaturnogo razvitiya rebenka-chitatelya [Correlation of empathic potential and literary development of a child-reader]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 2015, vol. 4, no. 3, pp. 276-282. (In Russ.).

15. Tsybul'ko I.P. Eticheskie zadachi v gosudarstvennoi itogovoi attestatsii po russkomu yazyku kak odin iz mekhanizmov prakticheskoi realizatsii FGOS [Ethical tasks in the state final certification in the Russian language as one of the mechanisms for the practical implementation of the Federal State Educational Standard]. Shkol'nye tekhnologii, 2018, no. 4, pp. 104-112. (In Russ.).

Информация об авторе Л.А. Стельмахова - аспирант, Московский городской педагогический университет.

Information about the author L.A. Stelmakhova - Postgraduate, Moscow City Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 15.10.2021; одобрена после рецензирования 16.10.2021; принята к публикации 29.12.2021.

The article was submitted 15.10.2021; approved after reviewing 16.10.2021; accepted for publication 29.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.