Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
710
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / PRIMARY SCHOOL AGE / PRIMARY EDUCATION / PEDAGOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качанова Лариса Александровна

В статье приводятся некоторые результаты исследования особенностей формирования духовно-нравственных основ личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения. Духовно-нравственное воспитание - одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных организаций, причем особенно важен этот процесс на ступени начального общего образования, поскольку ребенок младшего школьного возраста осваивает элементы поведения в обществе, развиваются социальные чувства (ответственность, справедливость, взаимопомощь, долг), значительно расширяется круг общения, происходит резкий скачок в речевом развитии. Показано особое значение уроков русского языка и литературного чтения для решения задач формирования духовно-нравственных основ личности учащегося младшего школьного возраста. Учителю отводится главенствующая роль в приобщении ребенка к духовным ценностям: отобранные для изучения произведения должны вызывать необходимый отклик, который дает возможность, не нарушая художественной условности, обратиться к реальностям жизни, влияющим на духовный рост и развитие ребенка. Противоречие между наличием большого количества исследований в области духовно-нравственного воспитания обучающихся и недостаточно разработанной методикой организации этого процесса позволило определить проблему исследования: совершенствование педагогической работы по формированию духовно-нравственных основ личности учащегося на уроках русского языка и литературного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF THE JUNIOR PUPIL PERSONALITY AT LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERARY READING

The article presents some results of studying the features of spiritual and moral formation of the junior pupil personality at the lessons of the Russian language and literary reading. Spiritual and moral 344 education is one of the priorities in the activities of educational organizations. This process is especially important at the stage of primary education, since at this age the child starts developing socialization patterns and feelings (responsibility, justice, mutual aid and duty); the circle of his/her communication is expanding; his/her speech is quickly progressing. The author shows the importance of Russian language and literary reading lessons in forming spiritual and moral basis of the junior pupil's personality. At this stage the teacher plays the leading role in introducing spiritual values to primary school children. Selected literary works for studying should resonate with the readers. This gives the opportunity to address the realities of life that affect spiritual growth and development of the child without breaking artistic conventions. The contradiction between the large number of studies in the field of spiritual and moral education of students and insufficiently developed methods of organizing this process allowed us to determine the problem of the research: improving pedagogical work on the formation of spiritual and moral foundations of the student’s personality at the lessons of the Russian language and literary reading.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

УДК 37.013

Формирование духовно-нравственных основ

личности младшего школьника

на уроках русского языка и литературного чтения

Л. А. Качанова

Качанова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии, образования и педагогических наук, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, larisakachanova@gmail.com

В статье приводятся некоторые результаты исследования особенностей формирования духовно-нравственных основ личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения. Духовно-нравственное воспитание - одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных организаций, причем особенно важен этот процесс на ступени начального общего образования, поскольку ребенок младшего школьного возраста осваивает элементы поведения в обществе, развиваются социальные чувства (ответственность, справедливость, взаимопомощь, долг), значительно расширяется круг общения, происходит резкий скачок в речевом развитии. Показано особое значение уроков русского языка и литературного чтения для решения задач формирования духовно-нравственных основ личности учащегося младшего школьного возраста. Учителю отводится главенствующая роль в приобщении ребенка к духовным ценностям: отобранные для изучения произведения должны вызывать необходимый отклик, который дает возможность, не нарушая художественной условности, обратиться к реальностям жизни, влияющим на духовный рост и развитие ребенка. Противоречие между наличием большого количества исследований в области духовно-нравственного воспитания обучающихся и недостаточно разработанной методикой организации этого процесса позволило определить проблему исследования: совершенствование педагогической работы по формированию духовно-нравственных основ личности учащегося на уроках русского языка и литературного чтения. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, учебная деятельность, младший школьный возраст, начальное общее образование, педагогическое воздействие.

Поступила в редакцию: 06.05.2020 / Принята: 20.05.2020 / Опубликована: 30.09.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-340-345

Введение

Среди множества задач, поставленных перед образованием, особенно выделяется актуальная задача воспитания сознательной, самостоятельной и активной личности. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «именно в школе должна быть сосредоточена не только

интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося» [1, с. 85]. Можно утверждать, что сегодня культурное, политическое и даже экономическое развитие страны зависит от того, насколько успешно будет решаться задача духовно-нравственного воспитания обучающихся. Базовым условием реализации воспитательных задач в современной российской школе является создание единого пространства духовно-нравственного развития личности.

Выделение в качестве самостоятельного и интеграция в другие предметные образовательные области такого компонента, как духовно-нравственное развитие и воспитание, обусловлено требованиями ФГОС и в целом необходимостью воспитания гармонично развитой личности в интересах общества и государства. Начало данному процессу должно быть положено уже в начальной школе. Постоянный, длительный, непрерывный характер этого процесса зависит от систематических, грамотных действий педагога, через которые осуществляется воспитательное воздействие.

Результаты и их обсуждение

В последние годы активно разрабатываются вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся, что обусловлено потребностями общества в духовном возрождении, с одной стороны, и недостаточно высокой организацией воспитательного процесса в школах, не удовлетворяющей потребностям развивающейся личности ребенка, - с другой.

Традиционные духовные и нравственные ценности должны стать для ребенка повседневными направляющими ориентирами, ядро которых составляют понятия добра и совести. Они слагаются на основе тех реальностей и поступков, с помощью которых человек оценивает, одобряет, т. е. воспринимает их как добрые, благие, справедливые [2, с. 12].

Если нравственное развитие - это специфический процесс педагогического воздействия на обучающихся, в результате которого у них формируются те или иные качества, то необходимо, чтобы это воздействие было направлено на развитие у младших школьников норм поведения,

выработку практических умений и навыков. Знание особенностей нравственного развития детей данной возрастной категории будет способствовать повышению эффективности такого воздействия. Учителю необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы его результаты способствовали формированию целостной личности ребенка. Для того чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективным и направленным на всестороннее развитие личности ребенка, педагогу следует использовать в своей работе принцип обучающего воспитания.

Уроки русского языка и литературного чтения имеют особое значение для решения задач развития духовно-нравственных качеств обучающихся, а важнейшей задачей начальной школы признается воспитание таких основ личности, как высокая нравственность, глубокая духовность, что невозможно без полноценной сформированности словесно-логического мышления и развитой речи. Понимание образования как посредника между личностью и культурой предполагает формирование личности во всей полноте культурного, психологического, духовно-нравственного и социального развития человека [3, с. 91]. Используя данный принцип на уроках русского языка и литературного чтения, учитель реализует метапредметный подход, который способствует осознанию ребенком многих нравственных понятий и формированию его мировоззрения. В процессе чтения художественных произведений обучающийся может понять, что такое любовь, совесть, ответственность, отвага, любовь к Родине, смысл жизни, сострадание и т.п., и через язык осуществлять ценностно-ориентированную связь с миром.

Для формирования духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературного чтения педагогу могут прийти на помощь высказывания писателей и поэтов, например, при проведении словарной работы. При этом большое значение имеют содержательная сторона отобранного материала и особенности его представления в классе. Ввиду того, что русский язык как учебный предмет играет важную роль в начальной школе, включение духовного компонента в его структуру является необходимой задачей: обучающиеся должны иметь представление о русском языке как форме национальной культуры, выражения народного характера; почувствовать связь языка с историей народа. Кроме того, воспитание языковой личности, способной к самоопределению в культурном пространстве, является одной из задач обучения культуре речи в начальной школе [4, с. 13].

Уроки русского языка и литературного чтения имеют единую цель - выработать у младших школьников чуткое, трепетное отношение к родному слову. «...Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, выразительности, о вместительности своего родного языка» [5, с. 78]. Утверждение Н. К. Рериха в целом совпадает с позицией начального образования: невозможно сформировать личность с ценностным взглядом на язык без познания его эстетической стороны, без осознанного уважения к языку, без развития чувства прекрасного, ведь процесс обучения языку основывается в том числе и на таких его функциях, как эмотивная, эстетическая, когнитивная и творческая... Как считает Г. В. Бобровская, целесообразно обогащать словарный запас обучающихся «лексикой человеческих отношений», что выражается в изучении слов особой тематической группы, играющей важную роль в воспитании детей [6, с. 9]. Лексика, включающая этикетные формулы, расширит знания учащихся о языке, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям русским языком, позволит сформировать у детей нравственные представления.

Одним из требований ФГОС начального общего образования является воспитание на уроках русского языка и литературного чтения бережного отношения к родному слову, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку. Реализация этой задачи возможна при выполнении исследовательской работы на тему «Слово в нашей жизни», в которой учащиеся проследят этимологию слова, его лексическое значение, употребление в устном народном творчестве, произведениях писателей и его бытовании в современном русском языке. Учащимся предлагается рассмотреть особенности слов (добрых и злых), влияющих на жизнь человека, слов-приветствий, слов-разрушителей, молитвенных слов, слов-прощаний. Подобная работа, имея целью знакомство с самобытностью, национальными традициями, устойчивыми речевыми формулами, будет способствовать духовному развитию учащихся. К уроку, посвященному богатству и выразительности языка, рекомендуется приготовить карточки с мыслями русских и зарубежных писателей о языке для собственного выступления с анализом и комментированием цитат.

Обучение литературному чтению должно включать метод воспитательного чтения, разработанный еще Ц. Л. Балталоном и заключающийся в специальном отборе художественных произведений, демонстрирующих примеры высокого

нравственного поведения, формирующих представления об эстетическом идеале. Это должно способствовать духовному росту и развитию младшего школьника, соотносящего реалии жизни с художественными идеалами. Не стоит забывать и о том, что для эффективности выполнения заданий необходимо, чтобы они были внутренне приняты ребенком, при отсутствии мотивированности можно не получить желаемый результат [7]. Учитель в этом процессе является важнейшим звеном, обеспечивающим правильное понимание картины мира читающим учеником, помогающим в принятии и освоении нравственных норм общества. Кроме того, при чтении художественных произведений или работе с упражнениями педагогу необходимо постоянно возвращаться к этимологии непонятных слов: данный вид деятельности способствует глубокому пониманию прочитанного младшими школьниками.

По мнению ученых-психологов, семилетний школьник способен к осознанному восприятию художественного текста. Читая произведение, ребенок соотносит действующие события со своим личным (пусть небольшим) жизненным опытом, принимая при этом нравственные качества положительных героев за образец. Поступки таких героев могут вызывать глубокий отклик у ребенка, образуя ассоциативные связи, на основе чего происходит формирование прочных духовно-нравственных основ личности. Урок литературного чтения в таком случае является местом духовного становления детей, развития нравственных взаимоотношений в ученическом коллективе.

Необходимо учитывать возрастные особенности детей - у школьников могут отсутствовать четкие представления о содержании тех или иных понятий нравственности, поэтому педагог в данной ситуации должен оказать помощь обучающимся в их определении. В результате правильной организации такого урока ученики должны научиться размышлять над серьезными нравственными проблемами, сопереживать героям, верно оценивать их поступки (согласно нормам морали, чести и совести), а показателем усвоения нравственных норм должно стать личное стремление совершать поступки и жить по этим нравственным правилам, т. е. проявлять милосердие, уважение к окружающим, стремиться совершать добрые дела бескорыстно. В ходе урока важно предоставить право каждому ребенку высказаться, возможна ситуация не только диалога, но и продуктивной дискуссии; школьники могут испытывать затруднения при формулировании развернутого ответа (в такой ситуации педагогом используются опорные слова, художественные средства), что не должно быть следствием неверно

поставленной проблемы. В заключение урока для закрепления полученных знаний целесообразно рекомендовать к написанию мини-сочинение, например, на темы «Совесть - глаз народа», «Где честь, там и правда» или «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Как известно, учитель - организатор любой деятельности детей. Перед ним стоит сложная задача формирования духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературного чтения через восприятие художественного текста. Младшие школьники должны научиться извлекать моральные ценности из произведений, переводить их на «свой язык». Для этого обучающимся необходимо глубоко осмысливать произведения, прочитанные ими в школе и дома.

Большое воспитательное значение в начальной школе отводится изучению произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, сказок и былин), тесно связанных с жизнью народа, представляющих весь окружающий ребенка мир в особенном, волшебном преображении и позволяющих в лаконичной форме донести некие общие человеческие принципы, так как фольклор в общем смысле представляет собой самостоятельную целостную систему со своими закономерностями развития и средствами выразительности [8, с. 92].

Работая со сказкой, необходимо указать обучающимся на ее особенности. Можно широко использовать данный жанр как источник эстетического воспитания младших школьников, сказки могут быть успешно использованы с педагогической целью [9, с. 13]. В сказке обучающиеся самостоятельно находят для себя ценную и необходимую информацию для роста своего сознания; благодаря тому, что ребенок сравнивает сказочные события с реальностью, сомневается, утверждается во мнении или отвергает, развиваются его воображение и мышление. Идейные тенденции сказок не делают обучающихся сторонними наблюдателями, дети - активные участники происходящего - переживают вместе с персонажами произведений, веря в победу добра над злом.

Не менее действенным средством для формирования духовно-нравственных основ личности обучающихся являются пословицы и поговорки. Используя их в речи, обучающиеся учатся излагать свои мысли и чувства, устанавливать связь между жизненным опытом и образным словом, приобщаются к общечеловеческим ценностям, развивают навык умелого и точного применения слова. Целесообразно использование малых жанров русского фольклора на следующих этапах урока русского языка: изучение нового материала, закрепление пройденного, например: знакомство

с однородными членами предложения - «Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду»; определение падежей - «Ласковое слово лучше мягкого пирога», «Работа с зубами, а леность с языком»; изучение антонимов - «Сытый голодного не разумеет»; образных средств - «Ноги носят, а руки кормят», многозначных слов - «Не красна книга письмом, красна умом» и др.

Чтобы обеспечить правильное понимание пословицы, ее обобщенный характер, целесообразно использовать на уроке различные иллюстрации либо предложить обучающимся самостоятельно отобразить ее содержание в рисунках. Педагог может рекомендовать детям завести тематические словарики, куда по мере освоения учебного материала обучающиеся будут записывать пословицы; тематику ученики могут выбрать самостоятельно либо по предложению учителя, например: «Честь и совесть», «Добро и зло», «Труд», «Семья», «Справедливость и наказание», «Мужество и героизм» и т. д. При условии грамотной и систематической работы активный словарь обучающихся значительно пополнится ценным материалом, что, безусловно, благотворно отразится на воспитательной стороне учебного процесса.

Задача знакомства обучающихся с историей, культурой русского народа лучшим образом решается при изучении былин. Напевное чтение былин как произведений героико-патриотической направленности с некоторыми элементами древнерусского языка, обладающего мощным эстетическим началом, помогает детям получить знания о культурно-нравственных ценностях своего народа. В современной детской литературе в целом ощущается недостаток в произведениях героико-патриотической тематики, а былинный богатырь - воплощение образа защитника русской земли, отличающийся невероятной силой, мужеством, смелостью, это могучий воин-защитник (гиперболизация - постоянный прием в изображении богатыря: «бьется палицей в девяносто пуд», «махнет направо - улица, махнет налево - переулочек»), его действия драматичны, но он всегда достигает поставленной цели. Двуплановая поэтика былин позволяет объединить читателей в едином порыве осуждения врагов или тех, кто не придерживается морально-этических правил народа. Традиционны выразительные средства жанра, позволяющие почувствовать красоту русского слова: меды медвяные, гусли звончаты, калена стрела, востро копье, дружинушка хоробрая, столы белодубовые. Восприятие былинных образов чрезвычайно ярко, идейная глубина, художественная ценность былин влияют на представления учащихся, дают знания об отношении русского человека к земле, уважении к труду,

традициям и обычаям народа, почетности ратного подвига, благодаря чему происходят эстетическое обогащение личности ребенка, формирование активного отношения к нравственным ценностям.

Многие педагоги, такие как О. А. Шарапова, Е. Н. Землянская, считают, что при знакомстве обучающихся с нравственными понятиями и ценностями лучше всего использовать инсценировку. Можно выделить следующие этапы такого урока: 1) при работе с произведением учитель выявляет проблемы нравственного характера и сопоставляет какие-либо ситуации из сюжета текста с конкретными историями из жизни детей, после чего младшим школьникам необходимо, опираясь на прочитанное, провести оценку своим поступкам; 2) прослушивание аудио- или видеозаписи литературного произведения, которое читают артисты театра и кино, - такой вид деятельности помогает детям упростить понимание содержания произведения; 3) коллективная работа над характерами героев (при проигрывании произведения необходимо подтверждать характер героев как словами, так и действиями - этот вид работы способствует духовному саморазвитию школьника); 4) использование рисования для развития воображения обучающихся (портретные либо сюжетные зарисовки).

В учебниках русского языка и литературного чтения много произведений известных русских писателей и поэтов о нашей стране, о красоте ее природы, об известных соотечественниках, внесших вклад в историю и культуру государства. Произведения для младших школьников, включенные в курсы «Литературное чтение» и «Русский язык», традиционно имеют огромный нравственный потенциал. Учителю необходимо создать условия для того, чтобы обучающиеся научились анализировать поступки главных героев, сопереживали им, оценивали их, осмысливали проблемы и соотносили жизненные ситуации персонажей со своими. В ходе такой деятельности школьники научатся понимать, принимать и распознавать нравственные установки, следствием чего будет являться становление ценностных ори-ентаций личности, которое представляет собой превращение социальных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей [10].

Выводы

Формирование духовно-нравственных основ обучающихся на ступени начального общего образования ставит перед собой задачу воспитания высоконравственных, ответственных, компетентных, с активной жизненной позицией граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, впитавших в себя духовные и культурные

традиции многонационального народа Российской Федерации. Ребенок младшего школьного возраста в силу определенных причин особенно восприимчив к духовно-нравственному развитию. Социализация, расширение круга его общения требуют проявления личностной позиции, в основе которой лежат принятые нравственные ценности. Все это говорит о важной роли начальной школы в формировании духовно-нравственных качеств ребенка.

Использование произведений устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения может способствовать пониманию и принятию обучающимися духовных традиций народа, ориентированию их на нравственные ценности, воспитанию развитой личности. Правильный подбор методов работы даст положительный результат в обучении русской речи и постижении учениками единства слова и нравственного идеала народа.

Материалы исследования представляют определенную теоретическую и практическую ценность, позволяют более осознанно и целенаправленно проектировать и выстраивать работу педагога по духовно-нравственному развитию обучающихся младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Осипова С. Д. Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной российской школе : дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 160 с.

2. Фролова С. В. Формирование духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2015. 25 с.

3. Реутова Л. П., Соловьева Е. В. Культура как фактор развития образования // Изв. Юго-Западного гос. ун-та. Сер. Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 3 (28). С. 87-92.

4. Киселева Н. С. Развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 21 с.

5. Шульгина Н. П., Комарова И. А. Совершенствование системы и инновационные подходы к преподаванию лексики при обучении русскому языку как иностранному // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Лингвистика и педагогика. 2016. № 1 (18). С. 78-89.

6. Бобровская Г. В. Индивидуальный словарь современного младшего школьника (4 класс) : На материале лексики человеческих отношений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 14 с.

7. Дильдибекова Г. А., Бекмаганбетова Г. К., Клим-бей Л. В. Развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся как приоритетная задача современного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1. С. 88-92.

8. Самосенкова Т. В., Малейченко Е. В. Нравственное воспитание средствами фольклора как один из аспектов реализации ценностей в системе образования и воспитания школьников // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Лингвистика и педагогика. 2014. № 4. С. 89-93.

9. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 25 с.

10. Кононова С. В., Сукманова Е. В. Причины рассогласования ценностных ориентаций педагогов и обучающихся // Управление в социальных и экономических системах : материалы ХХУП междунар. науч.-практ. конф. Минск : Минский инновационный университет, 2018. С. 107-108.

Образец для цитирования:

Качанова Л. А. Формирование духовно-нравственных основ личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 340-345. БО!: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-340-345

Formation of Spiritual and Moral Foundations of the Junior Pupil Personality at Lessons of the Russian Language and Literary Reading

L. A. Kachanova

Larisa A. Kachanova, https://orcid.org/0000-0002-2042-4455, Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute, 17 Boulevard Mira, Nevinnomyssk, Stavropol Krai 357030, Russia

The article presents some results of studying the features of spiritual and moral formation of the junior pupil personality at the lessons of the Russian language and literary reading. Spiritual and moral

education is one of the priorities in the activities of educational organizations. This process is especially important at the stage of primary education, since at this age the child starts developing socialization patterns and feelings (responsibility, justice, mutual aid and duty); the circle of his/her communication is expanding; his/her speech is quickly progressing. The author shows the importance of Russian language and literary reading lessons in forming spiritual and moral basis of the junior pupil's personality. At this stage the teacher plays the leading role in introducing spiritual values to primary school children. Selected literary works for studying should resonate with the readers. This gives the opportunity to address the realities of life that affect spiritual growth and development of the child without breaking artistic conventions. The contradiction

between the large number of studies in the field of spiritual and moral education of students and insufficiently developed methods of organizing this process allowed us to determine the problem of the research: improving pedagogical work on the formation of spiritual and moral foundations of the student's personality at the lessons of the Russian language and literary reading. Keywords: spiritual and moral education, educational activity; primary school age; primary education; pedagogical influence.

Received: 06.05.2020 / Accepted: 20.05.2020 / Published: 30.09.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

References

1. Osipova S. D. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya dukhovno-nravstvennykh kachestv shkolnikov v sisteme gumanizatsii uchebno-vospitatelnogo protsessa v sovre-mennoy rossiyskoy shkole [Pedagogical conditions for the formation of spiritual and moral qualities of schoolchildren in the system of humanization of the educational process in modern Russian schools]. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 1999. 160 p. (in Russian).

2. Frolova S. V. Formirovanie dukhovno-nravstvennykh tsennostey bakalavrov obrazovaniya na osnove indi-vidualnogo obrazovatelnogo marshruta vneuchebnoy deyatelnosti [Formation of spiritual and moral values of bachelors of education on the basis of an individual educational route of extracurricular activities]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Kaliningrad, 2015. 25 p. (in Russian).

3. Reutova L. P., Soloveva E. V. Culture as a factor in the development of education. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo un-ta. Ser.: Lingvistika i pedagogika [Proceedings of Southwestern State University. Series: Linguistics and Pedagogy], 2018, vol. 8, no. 3 (28), pp. 87-92 (in Russian).

4. Kiseleva N. S. Razvitie dukhovno-nravstvennykh tsennostey u mladshikh shkolnikov v protsesse igrovoy deyatelnosti [Development of spiritual and moral values in primary school children in the process of playing activities]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2009. 21 p. (in Russian).

5. Shulgina N. P., Komarova I. A. Improving the system and innovative approaches to teaching vocabulary in teaching Russian as a foreign language. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo un-ta. Ser.: Lingvistika i pedagogika [Proceedings of Southwestern State University. Series: Linguistics and Pedagogy], 2016, no. 1 (18), pp. 78-89 (in Russian).

6. Bobrovskaya G. V. Individualnyy slovar sovremennogo mladshego shkolnika (4 klass): Na materiale leksiki chelovecheskikh otnosheniy [Individual dictionary of a modern Junior school student (4th grade): based on the vocabulary of human relations]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2004. 14 p. (in Russian).

7. Dildibekova G. A., Bekmaganbetova G. K., Klimbey L. V. Development of spiritual and moral potential of students as a priority task of modern education. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific Review. Pedagogical Science], 2017, no. 1, pp. 88-92 (in Russian).

8. Samosenkova T. V., Maleychenko E. V. Moral education by means of folklore as one of the aspects of realization of values in the system of education and upbringing of schoolchildren. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstven-nogo un-ta. Ser.: Lingvistika ipedagogika [Proceedings of Southwestern State University. Series: Linguistics and Pedagogy], 2014, no. 4, pp. 89-93 (in Russian).

9. Korotkova L. D. Avtorskaya didakticheskaya skazka kak sredstvo dukhovno-nravstvennogo vospitaniya detey doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta [Author's didactic fairy tale as a means of spiritual and moral education of children of preschool and primary school age]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2008. 25 p. (in Russian).

10. Kononova S. V., Sukmanova E. V. Author's didactic fairy tale as a means of spiritual and moral education of children of preschool and primary school age. Upravlenie v sotsialnykh i ekonomicheskikh sistemakh: materialy XXVII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii [Management in social and economic systems. Proceedings of the XXVII international scientific and practical conference]. Minsk, Minskiy innovatsionnyi universitet, 2018, pp. 107-108 (in Russian).

Cite this article as:

Kachanova L. A. Formation of Spiritual and Moral Foundations of the Junior Pupil Personality at Lessons of the Russian Language and Literary Reading. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2020, vol. 20, iss. 3, pp. 340-345 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-340-345

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.