Вестник магистратуры. 2015. № 11 (50). Т. 3.
ISSN 2223-4047
УДК 372.882
Н.С. Сандалов
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ
В статье рассматривается понятие «нравственно-этическая ориентация младших школьников» и отмечаются особенности детской литературы. Указывается, какие задания направлены на формирование нравственно-этической ориентации младших школьников. Перечислены приемы, использование которых будет способствовать формированию нравственно-этической ориентации младших школьников на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: нравственно-этическая ориентация, личностные УУД, литературное чтение, приёмы формирования нравственно-этической ориентации.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывается, что «в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок» [2, с. 4]. Опираясь на это, понимаем, что формирование и развитие всех вышеперечисленных качеств, а значит и нравственно-этической ориентации, в младшем школьном возрасте как никогда своевременно и требует от учителя определенных компетенций, а именно, владения приемами формирования нравственно-этической ориентации как части личностных универсальных учебных действий (УУД).
На наш взгляд, для формирования нравственно-этической ориентации, входящей в состав личностных УУД, как нельзя лучше подходят предметы гуманитарного цикла, в частности, литературное чтение. Задача учителя - научить ребенка не просто суметь прочитать произведение, а заставить ученика глубоко проникнуться идеей произведения, осмыслить его, добиться эмоционального отклика.
Нами было установлено, что на уроках литературного чтения создаются ситуации, в которых детям необходимо выделить главную мысль произведения, раскрыть конфликт, представленный в нем и рассмотреть пути его решения и последствия. Таким образом, из литературных произведений школьники могут вынести нравственные знания в ситуации эмоционального сопереживания героям.
Вслед за А.Г. Асмоловым, под нравственно-этической ориентацией мы понимаем «выбор действия в условиях морального конфликта» [3, с. 43] и руководствуемся выделенными им критериями сфор-мированности нравственно-этической ориентации:
- «структура ценностного сознания;
- уровень развития морального сознания;
- присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
- полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора» [Там же, с. 49].
По мнению А.Г. Асмолова [3], сформированность нравственно-этической ориентации учащихся предполагает знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Мы полагаем, что изучение детской литературы - это один из способов сформировать вышеперечисленные умения у младших школьников.
Обратимся к особенностям литературы для детей и о детях. Детский писатель и филолог Емец Д.А. [5] отмечает некоторые особенности литературы для детей: она имеет конкретного адресата -ребенка, а также особые формы выражения, проявляющиеся на языковом, сюжетно-композиционном и жанровом уровнях восприятия. Кроме того, литература для детей вбирает в себя еще ряд достаточно
© Сандалов Н.С., 2015.
Научный руководитель: Белякова Наталья Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного и начального образования, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2015. № 11 (50). Т. 3.
серьезных нравственных, этических и социальных ограничителей, а также, что немаловажно, включает образы для позитивного подражания. Это тесно связано с особенностями восприятия ребенком окружающего мира.
Согласно «Примерной образовательной программе образовательного учреждения» [4] в круг детского чтения в обязательном порядке включаются произведения тематической группы о детях. Поэтому такие произведения входят во все учебники по литературному чтению различных учебно-методических комплектов (УМК) и представлены большим жанровым разнообразием: стихи и рассказы, басни и сказки, а также пословицы и скороговорки.
Нами был проведен анализ нескольких учебных пособий различных УМК (а именно, тематических разделов «О детях и для детей»). Все приведенные в этих разделах задания были распределены по различным категориям. В результате анализа было выявлено, что 40-41% всех упражнений направлены на понимание прочитанного текста. Только около 30% всех упражнений прямо или косвенно направлены на формирование нравственно-этической ориентации у младших школьников. К ним относятся упражнения на формулирование собственной точки зрения учащегося и на формулирование авторской позиции, отношения автора или самих читателей к героям произведений.
Основываясь на материалах проанализированных учебных пособий, методической литературы, а также статей периодических изданий, нами были определены методические приемы формирования нравственно-этической ориентации учащихся и проведены уроки литературного чтения с их включением. Это следующие приемы:
1. Работа с пословицами и поговорками.
2. Выразительное чтение.
3. Подбор слов (имен существительных, прилагательных, глаголов), характеризующих поступки героев, их переживания, черты характера и пр. (путем составления «ромашки», кругов Эйлера, таблицы сопоставления нескольких героев одного произведения или разных, сходных по тематике и т.п.).
4. Творческие виды работ:
4.1. Творческий пересказ (передача содержания с какими-либо изменениями).
4.2. Драматизация в разных формах:
а) чтение по ролям:
б) пантомима и постановка живых картин:
в) собственно драматизация:
4.3. Написание отзыва-рецензии к прочитанному произведению:
5. Рефлексия.
Представленные виды заданий направлены, главным образом, на полноценное осмысление учащимися литературного произведения. Это приемы, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении.
Все это дает нам право утверждать, что грамотное комбинирование предложенных приемов обеспечит более продуктивное формирование нравственно-этической ориентации младших школьников, а также, на наш взгляд, может способствовать поддержанию познавательного интереса на уроках литературного чтения.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
5.Емец, Д.А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.Hteratura1.narod.ru/texts2/poslJ;r.html#top (дата обращения: 17.04.2015).
САНДАЛОВ НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия.