Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации на уроках внеклассного чтения'

Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации на уроках внеклассного чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суховей Е.А.

В статье описывается эксперимент по формированию у младших школьников универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации на уроках внеклассного чтения в период исследовательской практики студентов 4 курса, будущих учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации на уроках внеклассного чтения»

Теория и методика обучения и воспитания

141

4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Развитие и воспитание дошкольника: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. - М.: Аркти, 2000. - 62 с.

5. Развитие и обучение раннего возраста в ДОУ: учебно-методическое пособие / сост. Е.С. Демина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова // Детский сад: теория и практика - 2012. - № 6.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

© Суховей Е.А.*

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

В статье описывается эксперимент по формированию у младших школьников универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации на уроках внеклассного чтения в период исследовательской практики студентов 4 курса, будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова личностные универсальные учебные действия, внеклассное чтение, начальная школа.

К личностным УУД нравственно-этической ориентации относятся ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им [7].

Наше исследование проводилось в период педагогической практики студентов 4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»

* Доцент кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат филологических наук.

142

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

(профиль «Начальное образование») в МБОУ СОШ № 189 г. Новосибирска в 3 «Б» классе в апреле 2015 года. В исследовании принимало участие 26 учащихся (12 девочек и 14 мальчиков).

Уроки внеклассного чтения нами были выбраны в связи с тем, что они дают простор учителю в выборе художественных произведений нужной тематики, обладающих необходимым воспитательным потенциалом.

Для определения уровня сформированное™ личностных универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации учащихся третьего класса нами была проведена диагностика «Моральная дилемма» на выявление усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов [1]) и анкетирование младших школьников «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой [2]).

Диагностика «Моральная дилемма» проводилась индивидуально с каждым учащимся в форме беседы. Для этого учащемуся был зачитан рассказ и заданы вопросы.

По вопросам 1 и 2, отражающим уровни решения моральной дилеммы, получены следующие результаты:

35 % учащихся выбрали вариант 1, а именно, «пойти домой играть в игру», что свойственно для решения проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера.

4 % учащихся выбрали вариант 2, а именно, «найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер», что свойственно для стремления к реализации собственных интересов с учетом интересов других.

61 % учащихся выбрали вариант 3, а именно, «Остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное или если больше некому помочь найти», что предполагает отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи.

Далее учащимся 3 класса была предложена анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004) для выявления степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки. Всего нужно было оценить 18 поступков, из них в предложенной анкете было представлено:

- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);

- семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);

- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).

Теория и методика обучения и воспитания

143

По итогам анкетирования 38 % учащихся показали, высокую степень дифференциации конвенциональных и моральных норм, у 46 % учащихся недопустимость нарушения конвенциональных норм превышают недопустимость нарушения моральных норм, у 16 % учащихся недопустимость нарушения моральных норм превышают недопустимость нарушения конвенциональных норм.

Проведённый нами констатирующий срез по выявлению уровня сфор-мированности личностных универсальных учебных действий нравственноэтической ориентации учащихся показал, что при разработке уроков внеклассного чтения необходимо 1) уделить внимание формированию у учащихся понятий «взаимопомощь», «поступок», «поведение»; 2) сделать акцент на изучении норм взаимопомощи в литературных произведениях; 3) провести работу, направленную на оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

С учетом результатов констатирующего среза нами был проведен цикл занятий по внеклассному чтению.

Было выявлено, что не все дети понимают что такое «взаимопомощь», что в некоторых ситуациях необходимо отказаться от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Следует научиться оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Мы провели уроки на следующие темы: «Взаимопомощь в литературных произведениях», «В.П. Астафьев. Бабушка с малиной», «Поступки героев художественных произведений. Влияние доброго поступка», «Г. Остер. «Вредные советы», « Как получаются легенды».

На уроках внеклассного чтения мы использовали такие приемы, как предположение с последующим сравнением с авторским текстом, «Син-квейн», проигрывания ситуаций. Эти приемы на уроках внеклассного чтения мы варьировали, использовали как в комплексе, так и отдельно.

Например, на уроке «Взаимопомощь в художественных произведениях» мы вспомнили что такое взаимопомощь, в каких произведениях она встречается. Учащиеся вспомнили народные сказки «Гуси-лебеди», «Белая уточка», Ю. Олеша «Три толстяка», ГХ. Андерсен «Снежная королева», Э. Сетон-Томпсон «Чинк» и др. Далее мы работали с басней И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», детям были заданы вопросы к первичному восприятию, такие как: «Как вы думаете: зачем они решили везти воз с поклажей? Была ли у них общая цель? Почему они втроем взялись везти воз? Как вы считаете: они работали вместе или рядом? Удалось им выполнить задуманное? Почему? Что им нужно было сделать, чтобы свезти воз?» (Цель данной беседы -подвести школьников к пониманию: общее дело возникает тогда, когда каждый его участник помогает другим, когда все являются единомышленниками, понимают необходимость взаимопомощи).

144

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

При подведении итогов урока мы воспользовались приемом «Синквейн» (работа в группах на карточках). Каждой группе учащихся были даны карточки, на которых написано ключевое слово «Взаимопомощь». Им необходимо было составить синквейн. Пример работы одной из групп:

Взаимопомощь.

Необходимая, взаимная.

Помогать, уступать, доверять.

Должна спасти мир.

Помогай!

Для подготовки урока была использована литература [5, с. 135-137; 6, с. 62-67; 9, с. 136-138].

Следующий урок был посвящен изучению рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной». Рассказ прочитывался до определенного момента (до третьей части). После этого учащимся задавались вопросы: «Как вы думаете, помогут ли пассажиры поезда бабушке? Если да, то как?». Напишите мини-сочинение и сделайте инсценировку (работа в группах).

После приема «Проигрывание ситуации», текст дочитывался до конца. Дети сравнивали свои предположения с авторским текстом. Для подготовки урока была использована литература [3, с. 178-183; 7, с. 154-156; 8, с. 92-98; 9, с. 136-138].

На уроке «Поступки героев художественных произведений. Влияние доброго поступка» мы учились оценивать поступки героев, сравнивать их со своими поступками.

В начале урока учащиеся вспоминали,в каких произведениях главные герои с самого начала являются положительными героями и совершают добрые поступки. («Рыцарь» (Саша) В.К. Железникова); где мы наблюдали эволюцию развития главного героя, то есть в начале рассказа мы видели его как отрицательного героя, а в конце он менялся, становился лучше, честнее, добрее («Полосатая палка» (Мишка) Ю.Я. Яковлева, «Кот-ворюга» К. Паустовского, «Дедушка» (Алеша) С.Г. Георгиева); а как развиваются события в рассказах «Три ветки мимозы» В. Железникова и «Как я ловил человечков» Б. Житкова? (В начале мы видим мальчиков, внимательных к своим близким (маме и бабушке), а в конце они совершают плохие поступки, огорчая тем самым родных людей). Далее учащиеся определяют тему урока.

Затем рассказы были разделены на 3 группы по внутреннему миру героев, по их поступкам, и проводилось исследование по одному рассказу из каждой группы, в ходе которого пробовали ответить на вопросы: «Что такое поступок? Какие бывают поступки? И как влияют добрые поступки на людей». Класс делился на 3 группы, каждой их них давалось задание. Например, работа по рассказу В.К. Железникова «Три ветки мимозы»: 1 группа -найдите и прочитайте диалог между мамой и сыном, 2 группа - прочитайте диалог между учительницей и Леной, 3 группа - монолог Вити по возвра-

Теория и методика обучения и воспитания

145

щении домой из школы. Затем вместе пытаемся найти ответ на вопрос: кто виноват, что мальчику так плохо?

Следующий рассказ - «Рыцарь» Владимира Карповича Железникова. Сначала разбиралось понятие «Рыцарь», какими качествами он должен обладать. Знакомились с рассказом и проводили работу по тексту: почему бабушка передумала ругать внука? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос. Как повлиял Сашин поступок на шофера, о чем он задумался? Прочитайте. Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?

Работа над рассказом Ю. Яковлева «Полосатая палка»: какой рассказ заканчивается словами: «Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить»; Кто автор этого произведения? Что хочет автор сказать этими словами? Какую проблему поднимает автор? Откройте начало рассказа и прочитайте. Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка? Давайте охарактеризуем его. Итак, при первом знакомстве мы видим наглого, равнодушного, грубого, безответственного мальчика, драчуна, задиру. Очень часто человека характеризуют его поступки. Какие поступки совершает герой? (плохие, возмутительные, гадкие, поступки, которые огорчали всех). Задумывался ли он над своими поступками? В каких словах это выражено? («а он стоял в стороне, словно это его не касалось»). Наблюдение над эволюцией характера героя. На протяжении рассказа Мишка остаётся таким же плохим? Попробуем понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным?

Свои суждения учащиеся подтверждают цитатами из текста: «Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок».

При подведении итогов урока мы воспользовались приемом «Синквейн». 3 группы учащихся составляют синквейн. 1 группа по рассказу В.К. Железникова «Три ветки мимозы»; 2 группа по рассказу В.К. Железникова «Рыцарь»; 3 группа по рассказу Ю. Яковлева «Полосатая палка».

Пример работ учащихся 2 группы:

Для подготовки урока была использована литература [4, с. 145-181; 5, с. 221-243; 6, с.145-151; 9, с. 136-138].

Для повторения моральных и конвенциональных норм был проведен урок «Г. Остер. Вредные советы, Как получаются легенды».

Саша.

Шофер.

Решительный, смелый. Услышал, бросился, крикнул. Саша заступился за бабушку. Рыцарь!

Грубый, невоспитанный. Обругал, крикнул, рассмеялся. Великодушно простите! Виноват!

146

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Ученики читали вредные советы, объясняли их смысл, искали полезный совет, «скрывающийся» во вредном, составляют сборник полезных советов После обсуждения переходим к изучению рассказа «Как получаются легенды». Читаем рассказ, используя приём «Чтение с остановками». Делаем предположения по тексту. Затем сравниваем текст с нашими предположениями (о мальчике, который никогда не умывался, о девочке, которая очень плохо ела и совсем не пила молока.

При подведении итогов урока ученики составляли приёмом «Синквейн» с синквейн с ключевым словом «поступок» или об этом писателе (на выбор). Примеры работ учащихся:

Для подготовки урока была использована литература [4, с. 73-81; 7, с. 8591; 10, с. 58-61].

После проведения цикла занятий по внеклассному чтению был проведен контрольный этап по выявлению изменения сформированности личностных универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации.

Повторно были проведены диагностика «Моральная дилемма» и анкетирование «Оцени поступок».

По вопросам 1 и 2, отражающим уровни решения моральной дилеммы, получены следующие результаты: 31 % учащихся выбрали вариант 1, а именно, «пойти домой играть в игру», что свойственно для решения проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера; 0 % учащихся выбрали вариант 2, а именно, «найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер», что свойственно для стремления к реализации собственных интересов с учетом интересов других; 69 % учащихся выбрали вариант 3, а именно, «Остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное или если больше некому помочь найти», что предполагает отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи.

По итогам анкетирования было выявлено, что 47 % учащихся показали, высокую степень дифференциации конвенциональных и моральных норм, у 38 % учащихся недопустимость нарушения конвенциональных норм превышают недопустимость нарушения моральных норм, у 15 % учащихся недопустимость нарушения моральных норм превышают недопустимость нарушения конвенциональных норм.

Таким образом, наше исследование продемонстрировало богатые возможности уроков внеклассного чтения в формировании личностных уни-

Поступок.

Г. Остер.

Храбрый, смелый.

Помогает, учит, спасает.

Надо совершать хорошие дела! Доброта.

Веселый, знаменитый. Пишет, рассказывает, учит. Любимый детский автор. Юмор.

Теория и методика обучения и воспитания

147

версальных учебных действий нравственно-этической ориентации у младших школьников.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - 96 с.

3. Литературное чтение: 3 кл.: в 2 ч.: учебная хрестоматия для общеобразоват. учреждений: рек. М-вом образования и науки РФ. Ч. 2 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.

4. Ложкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса: в 4 вып.: учебное пособие для ФПК директоров школ. Вып. 1 / Н.А. Лошкарева; под ред. М.С. Тесемницыной. -Москва: МГПИ, 1981. - 101 с.

5. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой учёный. -2011. - № 5-2. - С. 155.

6. Преемственность в формировании универсальных учебных действий при реализации требований ФГОС. Ч. 2. - 2013. - 160 с.

7. Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе: пос. для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx.

8. Скоморохова М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников [Текст] / М.И. Скоморохова, С.П. Леонюк. // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 19.

9. Суховей Е.А., Саликаева О.А. Формирование духовно-нравственной сферы младших школьников средствами авторских сказок // Традиции и инновации в образовании: Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Кафедра педагогики и психологии факультета начальных классов // Сибирский педагогический журнал / редкол.: С.П. Бе-ловолова (отв. ред.) и др. - Новосибирск, 2010. - С. 136-138.

10. Суховей Е.А., Бауль А.В. реализация личностно-ориентированного подхода как условие успешности обучения русскому языку // Традиции и инновации в образовании: Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Новосибирский государствен-

148

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ный педагогический университет», Кафедра педагогики и психологии факультета начальных классов // Сибирский педагогический журнал / редкол.: С.П. Беловолова (отв. ред.) и др. - Новосибирск, 2010. - С. 204-206.

11. Ушакова Е.В., Липухина Т.В. К проблеме изучения лирики в начальной школе // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара (г. Новосибирск, 17-18 апреля 2015 г.) / Под ред. Г.С. Чесноковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ 2015. -С. 58-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОЛЬ огневой подготовки в обучении

КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

© Типушкин В.Н.*

Войсковая часть 2567, г. Голицыно

Огневая подготовка в военных учебных заведениях является одним из ведущих предметов в процессе обучения. Умение метко стрелять ставится в основу огневой выучки будущих офицеров. Актуальность изучения предмета заключается в том, что каждый выпускник обязан в совершенстве владеть стрелковым оружием.

Учебная дисциплина «Огневая подготовка» является одним из ведущих предметов в образовательных учреждениях силовых структур России и профессиональной подготовки сотрудников. Огневая подготовка вырабатывает у курсантов знания, умения и навыки, готовит их к будущей практической деятельности по обучению и воспитанию подчиненных.

Значение огневой подготовки в боевой выучке курсантов, как будущих офицеров подразделений силовых структур определяется, прежде всего, значением огня в решении оперативно-служебных задач [1, с. 16].

Огневая подготовка является составной частью полевой выучки. Высокое качество огневой выучки личного состава обеспечивается умелым планированием, строгой методической последовательностью в обучении, правильной организацией занятий, систематическим проведением огневых тренировок [2, с. 31].

Огневая подготовка в значительной мере определяет степень боеготовности личного состава, как индивидуально, так и подразделения в целом, и поэтому является одним из ведущих предметов в общей системе обучения и воспитания курсантов военных учебных заведений различных ведомств и служб [3, с. 12].

Сотрудник, соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.