Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БАШКИРСКОЙ ИНТОНАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БАШКИРСКОЙ ИНТОНАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТОНАЦИЯ / АКЦЕНТОЛОГИЯ / УДАРЕНИЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ / ИНТОНАЦИОННЫЕ СТИЛИ / УЧЕБНИК / ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / УПРАЖНЕНИЕ / АУДИРОВАНИЕ / РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагирова Салима Айбулатовна, Давлеткулова Гульфия Шафкатовна

Актуальность данного исследования определяется потребностью современной школы в разработке и внедрении целенаправленной и систематической работы над интонацией на разных этапах обучения башкирскому языку. Предмет исследования - система работы, нацеленная на формирование интонационной выразительности речи обучающихся. Цель исследования состоит в экспериментальной проверке системы обучения, направленной на развитие интонационных умений обучающихся в процессе обучения башкирскому языку. Задачи исследования: изучить требования ФГОС к предметной области «Родной язык и литература» (утв. приказом Министерства просвещения РФ № 721 от 21.05.2021 г.), проанализировать программу и учебники по башкирскому языку для 5-11 классов, и предложить эффективные пути обучения интонации детей в башкирской школе с использованием региноведческого материала. Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; анализ действующего программно-методического материала; анализ передового педагогического опыта в области методики преподавания башкирского языка и психологии; педагогическое наблюдение; беседы с педагогами и учащимися; констатирующие и контрольные срезы; опытное обучение; сравнительный анализ и статистическая (количественная и качественная) обработка результатов срезов, обобщение. Методологической основой исследования являются положения теории личности и деятельности в общей психологии (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.), концепции о кодовых механизмах речи (Н.И. Жинкин, А.А. Смирнов, А.Н. Соколов), теории дидактических принципов обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин), идеи теории общения и информации (А.А. Бодалев, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), современная теория лингводидактики (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.В. Текучев и др.). На важность работы над интонационной стороной речи учащихся акцентировано внимание в трудах Р.В. Альмухаметова, Р.Г. Давлетбаевой, А.З. Нигматуллина, В.Ш. Псянчина, Д.С. Тикеева. Результаты исследования. Изучены и проанализированы литература по проблеме, основные направления изучения интонации в процессе обучения, азработано и издано учебное пособие по обучению детей интонации башкирского языка с использованием регионоведческого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING BASHKIR INTONATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The relevance of this study is determined by the need of a modern school to develop and implement purposeful and systematic work on intonation at different stages of teaching the Bashkir language. The subject of the study is a system of work aimed at the formation of intonational expressiveness of student's speech. The purpose of the study is to experimentally test the training system aimed at developing the intonation skills of students in the process of learning the Bashkir language. Research objectives: to analyze the program and textbooks on the Bashkir language for grades 5-11, to study the requirements of the Federal State Educational Standard for the subject area "Native language and literature" (approved by the order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 721 of 21.05.2021) and to offer effective ways of teaching intonation to children in the Bashkir school using regional studies material. Methods: theoretical analysis of the literature on the research problem; analysis of the current program and methodological material; analysis of the best pedagogical experience in the field of teaching methods of the Bashkir language and psychology; pedagogical supervision; conversations with teachers and students; ascertaining and control sections; experienced training; comparative analysis and statistical (quantitative and qualitative) processing of cross-section results, generalization. The methodological basis is the provisions of the theory of personality and activity in general psychology (L.S. Vygotsky, B.I. Dodonov, A.N. Leontiev, L.S. Rubinstein, etc.), the concepts of the code mechanisms of speech (N.I. Zhinkin, A.A. Smirnov, A.N. Sokolov), the theory of didactic principles of teaching and upbringing (Yu.K. Babansky, M.A. Danilov, A.K. Markova, V.A. Slastenin), the ideas of the theory of communication and information (A.A. Bodalev, M.S. Kagan, A.A. Leontiev, B.F. Lomov), modern theory of linguodidactics (M.T. Baranov, T.A. Ladyzhenskaya, M.R. Lviv, A.V. Tekuchev, etc.). The importance of working on the intonation side of students ' speech is repeatedly emphasized in the works of Almukhametov R.V., Davletbaeva R.G., Nigmatullin A.Z., Psyanchin V.Sh., TikeevD.S., etc. The results of the study. The literature on the problem, the main directions of studying intonation in the learning process are studied and analyzed, a textbook on teaching children the intonation of the Bashkir language using regional studies material is developed and published.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БАШКИРСКОЙ ИНТОНАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

УДК 372.881.1

Салима Айбулатовна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой башкирского языка и литературы, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы E-mail: sali-t@mail.ru

Гульфия Шафкатовна Давлеткулова, старший преподаватель кафедры башкирского языка и литературы, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы E-mail: gdavletkulova@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БАШКИРСКОЙ ИНТОНАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аннотация. Актуальность данного исследования определяется потребностью современной школы в разработке и внедрении целенаправленной и систематической работы над интонацией на разных этапах обучения башкирскому языку. Предмет исследования - система работы, нацеленная на формирование интонационной выразительности речи обучающихся. Цель исследования состоит в экспериментальной проверке системы обучения, направленной на развитие интонационных умений обучающихся в процессе обучения башкирскому языку. Задачи исследования: изучить требования ФГОС к предметной области «Родной язык и литература» (утв. приказом Министерства просвещения РФ № 721 от 21.05.2021 г.), проанализировать программу и учебники по башкирскому языку для 5-11 классов, и предложить эффективные пути обучения интонации детей в башкирской школе с использованием региноведческого материала.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; анализ действующего программно-методического материала; анализ передового педагогического опыта в области методики преподавания башкирского языка и психологии; педагогическое наблюдение; беседы с педагогами и учащимися; констатирующие и контрольные срезы; опытное обучение; сравнительный анализ и статистическая (количественная и качественная) обработка результатов срезов, обобщение.

Методологической основой исследования являются положения теории личности и деятельности в общей психологии (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.), концепции о кодовых механизмах речи (Н.И. Жинкин, А.А. Смирнов, А.Н. Соколов), теории дидактических принципов обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин), идеи теории общения и информации (А.А. Бодалев, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), современная теория лингводидактики (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.В. Текучев и др.). На важность работы над интонационной стороной речи учащихся акцентировано внимание в трудах Р.В. Альмухаметова, Р.Г. Давлетбаевой, А.З. Нигматуллина, В.Ш. Псянчина, Д.С. Тикеева.

Результаты исследования. Изучены и проанализированы литература по проблеме, основные направления изучения интонации в процессе обучения,

азработано и издано учебное пособие по обучению детей интонации башкирского языка с использованием регионоведческого материала.

Ключевые слова: интонация, акцентология, ударение, логическое ударение, интонационные стили, учебник, грамматические категории, упражнение, аудирование, речь

Для цитирования: Тагирова, С.А. Проблемы обучения башкирской интонации в образовательных организациях Республики Башкортостан / С.А. Тагирова, Г.Ш. Давлеткулова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №3(93). - С.95 -109.

Salima A. Tagirova, Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Head at the Department of Bashkir Language and Literature, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

E-mail: sali-t@mail.ru

Gulfiya Sh. Davletkulova,

Senior Lecturer

Department of Bashkir Language and Literature, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

E-mail: gdavletkulova@mail.ru

PROBLEMS OF TEACHING BASHKIR INTONATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Abstract. The relevance of this study is determined by the need of a modern school to develop and implement purposeful and systematic work on intonation at different stages of teaching the Bashkir language. The subject of the study is a system of work aimed at the formation of intonational expressiveness of student's speech. The purpose of the study is to experimentally test the training system aimed at developing the intonation skills of students in the process of learning the Bashkir language. Research objectives: to analyze the program and textbooks on the Bashkir language for grades 5-11, to study the requirements of the Federal State Educational Standard for the subject area "Native language and literature" (approved by the order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 721 of 21.05.2021) and to offer effective ways of teaching intonation to children in the Bashkir school using regional studies material.

Methods: theoretical analysis of the literature on the research problem; analysis of the current program and methodological material; analysis of the best pedagogical experience in the field of teaching methods of the Bashkir language and psychology; pedagogical supervision; conversations with teachers and students; ascertaining and control sections; experienced training; comparative analysis and statistical (quantitative and qualitative) processing of cross-section results, generalization.

The methodological basis is the provisions of the theory of personality and activity in general psychology (L.S. Vygotsky, B.I. Dodonov, A.N. Leontiev, L.S. Rubinstein, etc.), the concepts of the code mechanisms of speech (N.I. Zhinkin, A.A. Smirnov, A.N. Sokolov), the theory of didactic principles of teaching and upbringing (Yu.K. Babansky, M.A. Danilov, A.K. Markova, V.A. Slastenin), the ideas of the theory of communication and information (A.A. Bodalev, M.S. Kagan, A.A. Leontiev, B.F. Lomov), modern theory of linguodidactics (M.T. Baranov, T.A. Ladyzhenskaya, M.R. Lviv, A.V. Tekuchev, etc.). The importance of working on the intonation side of students ' speech is repeatedly emphasized in the works of

Almukhametov R.V., Davletbaeva R.G., Nigmatullin A.Z., Psyanchin V.Sh., TikeevD.S., etc.

The results of the study. The literature on the problem, the main directions of studying intonation in the learning process are studied and analyzed, a textbook on teaching children the intonation of the Bashkir language using regional studies material is developed and published.

Keywords: intonation, accentology, accent, logical accent, intonation styles, textbook, grammatical categories, exercise, listening, speech

For citing: Tagirova S.A., Davletkulova G.Sh. (2021) Problems of teaching Bashkir intonation in educational organizations Republic of Bashkortostan. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 3(93): 95-109 (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-93-3-95-109

Осознание интонационной стороны башкирской речи является необходимым условием успешного формирования у учащихся умений и навыков в области синтаксиса и пунктуации; навыков выразительного чтения текста; освоения риторических приемов устного высказывания и основных правил речевого поведения, а именно, стратегии приспособления к собеседнику, к предмету разговора и умения интонационными средствами родного языка достигать целей речевого общения. Однако констатирующие срезы, анкетирования учеников и учителей, наблюдения за практикой преподавания башкирского языка в школах и ссузах свидетельствуют о том, что интонация как важнейшая сторона речи не становится объектом целенаправленного и систематического наблюдения в процессе изучения башкирского языка. Отрывочные сведения, которые учащиеся получают на уроках башкирского языка и литературы, русского языка и литературы (логическое ударение, пауза, громкость речи, темп и т.д.), не укладываются в сознании учащегося в определенную систему и не становятся той основой, на которой формируются важнейшие умения и навыки из разных областей школьного курса. Обучающиеся воспринимают интонацию башкирского языка на интуитивном уровне, не ориентируются в интонационных возможностях тона, тембра, в информационных возможностях пауз, логического ударения, темпа, громкости чтения. Более того, учащиеся не могут дать полного перечня основных элементов интонации.

Причины такого положения, на наш взгляд, заключаются в следующем: в лингвистике отсутствует единая теория интонации, что вызывает определенные трудности в разработке методики изучения интонации в школе; традиционно в практике преподавания башкирского языка развитию речи уделялось значительно меньше внимания, чем развитию письменной речи; недостаточное внимание к формированию культуры речевого слуха учащихся; недостаточно используются технические средства обучения и наглядные пособия (таблицы, схемы ИК и др.); мало специально разработанного дидактического материала с упражнениями, направленными на формирование слухо-произносительных навыков.

Возникает необходимость в разработке и внедрении целенаправленной и систематической работы над интонацией на разных этапах обучения башкирскому языку. Цель исследования состоит в экспериментальной проверке системы обучения, направленной на развитие интонационных умений учащихся в процессе обучения башкирскому языку. На важность работы над интонационной стороной речи учащихся неоднократно акцентировано внимание в трудах Р.В. Альмухаметова, Р.Г. Давлетбаевой, А.З. Нигматуллина, В.Ш. Псянчина, Д.С. Тикеева.

Одной из основных задач программы по башкирскому языку для 5-9-х классов является вооружение учащихся правильными, выразительными навыками чтения, соблюдая орфоэпические, интонационные нормы башкирского языка. Формирование навыка выразительного чтения ведется в тесной связи с работой по развитию речи. Программа дает хорошие возможности для организации обучения башкирской интонации. Действующие учебники по башкирскому языку для 5-9 и 10-11 классов составлены в соответствии с программой каждого класса и содействуют практическому овладению башкирским языком.

Требования программы по обучению башкирской интонации наиболее полно реализуются в учебнике для 5-го класса. В нем содержатся основные теоретические сведения об интонационной системе башкирского языка (интонирование видов предложений по цели высказывания, их интонационные особенности; ударение, ударные и безударные слоги, ударение в заимствованных с русского языка словах, логическое ударение; диалог, прямая речь), предусмотрено усвоение интонации повествовательных, вопросительных (с вопросительным словом, без вопросительного слова) [1,14] и восклицательных предложений, даются практические задания с целью закрепления полученных знаний.

В программе определены требования к аудированию, пониманию живой разговорной речи: слушать чужую речь с целью восприятия ее тона, темпа, смысловой и эмоциональной интонации, логического ударения; правильно отражать основной тон текста, смысловую и эмоциональную окраску, интонацию, также интонацию предложений по цели высказывания (повествовательного, вопросительного, восклицательного, повелительного); читать повествовательные предложения с правильной интонацией, то есть с понижением тона в конце предложения, выделяя слова с логическим ударением, при чтении восклицательных предложений и целого текста выражать разные чувства (радость, огорчение, удивление и другие чувства); выразительно читать отрывки из прозы, драмы и поэзии [1,15].

Учащиеся в 5-м классе знакомятся с понятиями «Иу§ бадымы», «логик бадым». Наблюдения показывают, что наибольшую трудность у учащихся вызывает выбор места ударения в глаголах, вспомогательных словах, в некоторых наречиях и местоимениях, в заимствованных с русского и других языков словах. Для определения уровня знаний по акцентологии

мы предложили учащимся 5-х классов, изучающих башкирский язык как родной, следующее задание:

ТYбэндэге hY§§эргэ бадым гуйыгы§, уны тауыш менэн дврвд биреге§. Поставьте ударение в данных словах и правильно выделите его голосом.

а) Нисэ, нисэнсе, ниндэй, кай^1, ка^ыныЛы, нимэ, кемеге?, касан, касангы, купме, купмегэ, кемдэрзе, нимэлэрзец;

б) hаман (килмэй), тамам (аптыратты), йэнэ (кYренде), хэ?ер (бешэ), яцы (кайтты);

в) грамматиканы, китаптарзыц, мискэлэ, мониторзагы, сэскэлэрзец, мейестэге, лампочкалар?ы, скрипкала, гаилэнец, мэктэптэрзэ, тэ?рэнэн;

д) монолог, каучук, квартал, километр, сантиметр, миллиметр, таможня.

Результаты диагностики таковы: успеваемость - 92%, качество -51%, абсолютное качество - 0 %.

Такая диагностика позволяет представить картину состояния владения акцентологическими нормами учащимися 5-х классов, определить способы совершенствования их речи и намечает перспективы дальнейшей работы. Низкий уровень знаний акцентной системы родного языка у учащихся может объясняться несколькими причинами, одной из них, по нашему мнению, является то, что в учебнике для 5-го класса (ПсянчинВ.Ш., ПсянчинЮ.В.) на закрепление понятия «словесное ударение» упражнения вообще не даны. На закрепление новой темы «Словесное ударение» учитель должен подбирать дополнительный материал. Для этой цели можно использовать сборник заданий и упражнений для работы над интонацией (Авторы: Р.В. Альмухаметов и Г.Ш.Д авлеткулова «Башкорт теле интонация^ша eйрэтеYЗец теория^1 hэм методикаЬы»). На закрепление понятия «логическое ударение» материал практического характера представлен достаточно, в различных формах, требует осмысленного выполнения.

Тема «Ударение» повторяется в 10-м классе. Теоретический материал в учебнике представлен в усложненном варианте, изучаются особенности ударения в глагольных формах (хэбэрлек заты ялгаузары, кылымдарзыц зат ялгаузары hэм кидэксэлэр бадым бадым кабул итмэй, уларзыц алдындагы ижеккэ тешэ: укмйбы?, укыймы, барасы, укыус^ыц), усваивается место ударения в однородных членах, дается понятие об эмфатическом ударении.

Аналогичная диагностика проведена с учащимися 10 класса, изучающими башкирский язык как родной. Уровень сложности предлагаемего задания отличается от предыдущей диагностики, для учащихся 10-х классов были предложены задания и тестового характера.

I. ТYбэндэге hY§§эргэ бадым куйыгы§, уны тауыш менэн дврвд биреге§. Поставьте ударение в данных словах и правильно выделяйте его голосом.

а) Ниндэй, ка^ыныЛы, кемеге?, касангы, купмегэ, кемдэр?е, нимэге?, бетэ, хатта, эммэ, шунса;

б) haMaH, тамам, йэнэ, хэ?ер, байтам, кескэ;

в) уйла, уйлагы?; укы, уныны?; байка, байк^ы?; hейлэ, heärare?; яhaныFыз, келэбе?, инэбе?, ЙYгерэлэр; сэсмэге?, я^магы?, hepTMare?, йе?элэр, hузaлap;

г) ей?эме, каланыкымы, ^1уыкмы; ^ргэнсе, бaяFысы, эйткэндэрсе, куйсы; heйлэгэндep, иптэшелер, килэлэр?ер, кайталыр; hинeцсэ, ауылса.

f) студентмын, студентбы?, студент^ны?; ауылданмын, каланан^щ, урманданбы?, aпahымын, насар кеше тYгeлheц, ундай кеше тYгeлмeн;

д) медикамент, некролог, полилог; индустрия, каучук, километр; феномен.

II. Адтына Ыгзылган hy^apsa бадым куйып я§ыгы§, йэйэлэр эсендэ улар^ыц лексик M323HaheH биреге§. Выделите ударный слог в нижеследующих словах, в скобках укажите их лексическое значение.

Алма aFaсынaн алыс тешмэй. «Ер?э о?ак ятып серегэн алманы алма», - тип кэцэш бир?е атайым.

Тау йылFahы аша haлынFaн бейек асылмалы басма кесле елдэ экрен генэ тирбэлэ ине. Бындай вакыттар?а унда аяк басма!

Ье??ец ейегез YPгe як урамдамы? Эйеге? те?еклеге, кYpкэмлeгe менэн шунда ук иFтибapзы йэлеп итэ. Тирэ-яктан йыйылFaн CYп-сapзы бер ергэ генэ ейегез.

III. Тест ^рау^арына яуап бирергз. Ответить на вопросы теста:

1. Интонацияньщ берэмектэрен билдэлэргэ:

а) пауза, телмэр такты, логик басым, ижек, телмэр мелодика^ц

б) мелодика, ритм, темп, тембр;

в) телмэр, пауза, тауыш тембры, тауыш кесе, интенсивлык;

г) басым, тембр, темп, пауза, heйлэм.

2. Фразаныц билдэле бер вакыт эсендэ эйтeлeY ти?леге, фраза кисэктэрен эйткэндэге пауза 030нл0F0

а) темп; б) тембр; в) интенсивлык; г)

мелодика.

3. Басымлы ижек нисек эйтелэ?

а) пауза менэн айырып;

б) асык тауыш менэн;

в) терле фонетик саралар менэн айырып;

г) башка ижектэр?эн бер ?э айырылмай.

4. Аралашыу максатынан сыFып, билдэле бер hY??eH кесле басым менэн эйтлeYe.

а) эмфатик басым; в) логик басым;

б) hY? басымы; г) пауза куйылыу осpaFы тип атала.

5. Ьейлэмдэ логик басымлы hY??eH урыны кай?а?

а) хэбэр aлдындaFы hYЗЗэ; в) heйлэмдeц aзaFындa;

б) heйлэмдeц башында; г) урыны билдэлэнмэгэн.

6. ТYбэндэгe ялFaузapзыц кaйhылapы басым кабул итмэй?

а) исемдэр?ец килеш ялFaузapы;

б) исемдэрзец хэбэрлек заты, кылымдарзыц зат, юклык аффикстары;

в) бадым "кабул итмэгэн ялгаузар булмай;

г) сифаттарзыц дэрэжэ ялгаузары. 7. Башкорт телендэ hYЗ бадымы

а) тик hузынкыларFа гына тешэ;

б) тик тартынкыларFа Fына тешэ;

в) тартынкы hэм hузынкыларFа тешергэ мемкин;

г) hейлэм башындаFы hYЗгэ генэ тешэ.

Результаты диагностики у учащихся 10-го класса: успеваемость -93%, качество - 45%, абсолютное качество - 0%.

Низкий уровень знания теоретического материала объясняется тем, что в учебниках по башкирскому языку при изучении соотвествующих тем не даются сведения о месте ударения. Например, тема «Исемдэрзец хэбэрлек заты» изучается в 6-м классе, однако ни в теоретической, ни в практической части не упоминается о месте ударения в словах. Мы считаем, что включение сведений об особенностях и месте ударения в некоторых грамматических категориях имен существительных (эйэлек заты hэм хэбэрлек заты) способствует осознанному усвоению их. Например, укыусыбыз (мы - учащиеся), хэбэрсебе^ (мы -корреспонденты) - хэбэрлек заты, укыусыбы? (наш учащийся^ хэбэрсебез (наш кореспондент) - эйэлек заты.

Таким образом, не овладев знаниями об особенностях и позиции ударения в именах существительных притяжательной (эйэлек категория^1) и глагольной категории (хэбэрлек категория^1), учащиеся не смогут различать их при выполнении устных упражнений, следовательно, и неправильно произносят. Глагольная категория имени существительного не принимает ударение, оно падает на предыдущий слог: ауылданмын (я из деревни), калананЫгц (ты из города), студенттарбыз (наши студенты). Притяжательная категория принимает: йырсыларыгыз (ваши певцы), ауылдашыц (твой односельчанин), дэфтэрем (моя тетрадь), кейемдэре (его одежда). Мы считаем, что изучение акцентологии помогает воспитать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний, так как правильность речи обусловливает ее понятность адресату, ее единство.

В 6-м классе изучается морфология башкирского языка. Следует отметить, что в анализируемом учебнике очень мало упражнений, содержащих задания по интонации, а имеющиеся задания довольно однообразны (лишь требуется прочитать предложения, тесты, стихотворения или сказки с правильной или нужной интонацией). На закрепление теоретического материала об ударении, изученного в 5-м классе, при изучении частей речи вообще не обращается внимание. Например, в 5-м классе дается понятие о том, что в некоторых наречиях,

местоимениях ударение падает на первый слог, в 6-м классе учащиеся усваивают грамматические категории, правописание всех частей речи, однако не упоминается о правильном произношении этих слов, что тесно связано с местом ударения. Следовательно, учащиеся, которые изучают башкирский язык как родной и живут в башкирской языковой среде, не правильно ставят ударения в вышеназванных частях речи. Программа данного класса предусматривает следующие требования к навыкам учащихся: чтение с правильным ударением имен существительных(хэбэрлек заты ялгаулы hYЗЗэрзе деред бадым менэн укыу) - не предусмотрено ни одного упражнения; правильное произношение и чтение междометий - даны упражнения следующего характера: выразительно прочитать междометия, выбрать интонацию согласно смыслу. Для формирования вышеазванных навыков мы предлагаем использовать в качестве дополнительного дидактического материала сборник упражнений по интонации, который разработан нами («Интонация буйынса кYнегеYЗэр йыйынтыгы», Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2012. - 128 стр.).

Аудирование и понимание текста: совершенствование выразителного чтения текстов разного стиля; выражать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами, вырабатывать навык чтения с правильной интонацией предложений с противительными союзами: э, лэкин, эммэ; с союзами причины: свнки, шуга, шуга курэ, шунлыктан; сравнение логической интонации в текстах официально-делового стиля и эмоциональной интонации в текстах художественного стиля.

Официально-деловой стиль используется не только в официальных и административных учреждениях и деловых ситуациях, также и в школе. Имеет важное значение и устная форма официально-делового стиля. Различные виды документов, например: указы, постановления, официальные сообщения в устной форме передаются по радио и телевидению. Нужно отметить, что в данном случае официальные документы не подвергаются изложению и пересказыванию, они читаются диктором, то есть письменный текст не претерпевает каких-либо изменений. Интонация подчиняется структуре и содержанию текста. Мы наблюдаем его в речи диктора при чтении сводки погоды, программы передач и так далее. Считается, что официально-деловой стиль не нуждается в речевой выразительности, одно из ключевых требований к соблюдению официально-делового стиля - это бесстрастность изложения. Бесстрастность же достигается владением именно интонацией. Благодаря ей можно достичь желаемого эффекта, скрывая свои внутренние переживания, волнение и заинтересованность в сообщаемом.

Сакырыу

Балалар музыка мэктэбе барыгы§§ы ла концертка сакыра. Концертта

пианистар, скрипкасылар, виолончелистар катнаша.

Кисэ 27 ноябр§э мэктэптец мэ§эниэт залында уткэрелэ.

Башланыу вакыты: 18.00 сэг. Текст объявления отличается сдержанностью, краткостью. Деловая утвердительная интонация, констатация факта прочитывается в повествовательных предложениях, наблюдается отсутствие какой-либо оценочной лексики. Предложения простые, но распространенные и осложненные, что придает высказыванию размеренность и спокойную интонацию. Побудительные и восклицательные предложения отсутствуют, что свидетельствует о том, что не имеются эмотивные и волюнтативные интонемы. Цель текстов официально-делового стиля -сообщить, но не побудить, не призвать, не воздействовать [3,16].

В литературно-художественном стиле речевая выразительность применяется широко, способствуя созданию художественного образа и выполняя эстетическую функцию. Интонационный рисунок стихотворения и прозы зависит главным образом от типов используемых предложений, от наличия или отсутствия риторических вопросов, восклицаний и обращений, от протяженности (размера) предложений, от протяженности синтагм (интонационных отрезков предложений от паузы до паузы), от количества слогов в синтагмах, от расположения и соотношения ударных и безударных слогов, от порядка слов в синтагмах.

В стихотворной речи, кроме обычных пауз, имеется «собственная» постоянная пауза между строками, которая придает особый, очень часто эмоционально-напряженный колорит стихотворению. В стихотворении слово звучит более самостоятельно, чем в прозе. Например: 0с нэмэ тоталыр бе??е: Ер, тел, иман. (Х.Назар) Якшы hY§§эр - йылы нур§ар -Йэндэргэ була дауа. (С.Элибаев)

Материал 7-го класса полностью занимает синтаксис простого предложения. В учебнике имеется необходимые теоретические сведения об интонационных особенностях обращений, вводных слов и обособленных членов предложений, диалога и прямой речи. Также достаточно представлены практические задания на закрепление теоретических сведений.

Одним из основных объектов синтаксиса является предложение. Всякое высказывание от паузы до паузы, независимо от его протяженности, должно быть оформлено фонетически как некое целое; такое оформление называют интонацией высказывания или предложения. Интонация - не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. [11,9] Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. Мы считаем, что при изучении синтаксиса

простого предложения необходимо повторить и закрепить на практике знания о месте логического ударения.

В башкирском языке в практике определения логического ударения можно определить такие правила:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Слово, выделяемое с помощью логического ударения из-за важности заключенного в нем сообщения, всегда занимает место перед сказуемым в составе предложения:

Ьунарсы мышыны кыуыштан кузэтте.

Ьунарсы кыуыштан мышыны кузэтте.

Кыуыштан мышыны hунарсы кузэтте.

2. В инверсированном предложении ударение переходит на подлежащее: Етте hалкын кез. Койолдолар hapbi япрактар.

3. Вводя новое понятие в высказывание, его выделяют логическим ударением, чтобы привлечь к нему внимание.

4. Логические ударения падают на слова противопоставляемые: Кисэ кен haлкын пне, беген йылытты.

5. Логическое ударение падает на каждое из перечисляемых слов в предложениях с однородными членами: Урманда ак, hapbi, кызыл, зэцгэр сэскэлэр удэ. Ак карза куян, телке, буре эззэре куренеп кала.

6. При сочетаниях прилагательного, числительного с существительным (если нет противопоставления) логическое ударение ставится на существительном: таза Ыгу, биш алма, калын урман.

7. На слова узем, узец, бетенлэй, тагы h.6. всегда падает ударение. Это слова особого значения. Их называют выделительными: Был эш бетенлэй деред тугел. Yзем барып алам. Yзец килеphец. Тагы ни етмэй икэн быга?

Учитель должен помнить: эти правила применяются не механически, а с учетом ситуации речи, содержания текста; перегружать текст логическими ударениями не рекомендуется, так как в этом случае речь плохо воспринимается.

Программа 8-го класса предусматривает изучение синтаксиса сложного предложения, совершенствование навыка и техники выразительного чтения. Учебник содержит теоретический и практический материалы согласно программе. Достаточно даны упражнения и задания на совершенствование выразительности речи учащихся.

В учебнике для 8-го класса определено, что интонация в сложном предложении является средством объединения частей в одно целое. Особенно важна роль интонации в бессоюзном сложном предложении, так как здесь именно она является показателем смысловых отношений между частями, например: Айбулат менэн Асатайзыц бетэ ед-баштарын кетеузэн кутэрелгэн сац болото бадкан, куззэре менэн тештэре генэ ялтырайзар. Ауылдагы хэбэрзэр тукталды, бетэ игтибар Гелйеземгэ, уныц тураЫгндагы хэбэрзэргэ, килгэн яусыларга, уларга бирелгэн яуаптарга кагылды. (Ь.Дэулэтшина) Кызарып тац атыр, ауыл тагы

шау-шыу, куцелле тауыштарга ку.мелер. Усак ягыр^ар ине - кедэлэ шырпы булмай сыкты. Таким образом, отдельная часть сложного предложения не обладает интонационной завершенностью. Интонация конца свойственна лишь заключительной части сложного предложения.

Таблица 1.

Виды интонем и их функции_

Интеллектуальные Волюнтативные Эмотивные Изобразительные

Интонемы актуального членения, интонемы степени связи, интонемы степени важности, интонемы вопроса, интонемы утверждения Совет и побуждение, приказ, просьба Гнев, испуг, нежность, радость, презрение Выражают эмоциональное состояние говорящего

Служат для смыслового членения речевого потока, различения синтаксических значений и категорий Воздействуют на психику или собеседника Выражают эмоциональное состояние говорящего Выражают экспрессивные коннотации, служат для воспроизведения интонационными средствами физических свойств, явления и предметов

В 9-м классе учащиеся усваивают сведения о стилистике башкирского языка, функциональных стилях башкирского языка и их особенностях. Однако в учебнике теоретический материал об интонационных особенностях каждого стиля отстутствует.

Интонационный стиль башкирского языка образует совокупность интонационных средств, которые обусловлены целями общения. Он складывается из интонем. Интонемы - это единицы интонации, которые образованы с помощью элементов интонации и связаны в языковой традиции с определенным значением. Значит, интонемы обладают семантикой. В зависимости от значений выделяются четыре группы интонем (табл. 1).

Интонационный стиль языка отличается частотностью использования интонем с той или иной семантикой. Ученые по аналогии с функциональными стилями выделяют пять интонационных стилей языка: деловой (информационный), научный, художественный,

публицистический, разговорный. Здесь стилеобразующим признаком является наличие интонем определенной семантической группы.

Мы рассматривали интонационные особенности каждого стиля по следующим критериям: 1) какие интонемы имеются; 2) какие предложения преобладают; 3) характер интонации; 4) в какой форме проявляются. Материал представлен в таблице 2 и будет полезен для учителей башкирского языка и литературы в 9-м классе. Таблицы 1 и 2, по нашему мнению, послуат хорошим наглядным пособием при

объяснении данной темы в 9-м классе. Считаем, что учет интонационных стилей языка способствует успешности коммуникации, достижению целей общения.

Таблица 2.

_Интонационные особенности каждого стиля_

Интонац. Деловой Научный Художествен Публицисти Разговорн

(информацио ный ческий ый

нный)

Интонемы Интеллектуал Волюнтатив Эмотивные и Сочетание Эмотив-

ьные -ные изобразитель- волюнтатив ные и

ные ных (совет, изобразит

(воздейство- побуждение, ельные

вать не только просьба,

на разум, но и приказ и

на чувства) т.д.) и

эмотивных

(гнев, испуг,

нежность,

радость,

презрение)

интонем

интеллектуальные интонемы (так как цель любой речи - передавать

какое-то интеллектуальное содержание)

Повествова- Универсальны для всех стилей

тельные интонация в целом спокойна, мелодика стремится к понижению, общий

невосклица- тон характеризуется утвердительностью

тельные

предложе-

ния

Восклицате- Не используются Используются

льные

предложе-

ния

Вопросите- Вообще не Очень редко Используются

льные используются

предложе-

ния

Интонация Намеренно Стилистиче- Зависит глав- Усиленная Является

сдержанная, ски нейтра- ным образом речевая ярким

строгая, льные фразы от типов выразительн средством

безлично- с автомати- используемых ость выразите-

объективная зированным предложений, льности,

тональность. фразовым от наличия богатая

не нуждается ударением или отсутст- интона-

в речевой на конце вия ритори- ция,

выразительно фразы ческих вопро- очень

сти сов, восклица- много

ний и обраще- неполных

ний, от протя- предло-

женности жений

(размера) предложений, от протяженности синтагм (интонационн ых отрезков предложений от паузы до паузы), от количества слогов в синтагмах, от расположения и соотношения ударных и безударных слогов, от порядка слов в синтагмах.

Форма проявления Преимущественно письменная. Документы не излагаются и не пересказываются, а читаются, текст при подобной передачи не претерпевает каких-либо изменений Письменная речь Письменная, устная форма также играет существенную роль Устная

Учебник башкирского языка для 10-11-х классов построен на той же концептуальной основе, что и учебники для 5-9-х классов башкирских школ с одновременным углублением и расширением отдельных ее аспектов: 1) более высокий теоретический уровень и более строгая системная подача учебного материала; 2) обощающий, научно-познавательный и основанной на повторении характер учебного материала.

Таким образом, для достижения поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Изучены возможности современных программ и учебников по башкирскому языку для организации работы, направленной на формирование интонационной культуры учащихся, изучены требования ФГОС к предметной области «Родной язык и литература»;

2. Проведено диагностирование учащихся 5-х и 10-х классов, и

на его основе охарактеризован уровень сформированности интонационных умений обучающихся;

3. Разработана система упражнений, направленных на формирование интонационной культуры учащихся, проверены их эффективность.

Носитель языка интуитивно овладевает интонационными моделями родной речи. Владение интонацией как средством выразительности является обязательным для человека, вступающего в коммуникацию.

1. Баш-корт теленэн программалар (V-XI кластар есен) / В.Ш.Псянчин. Ю.В.Псянчин.- Ижевск: КнигоГрад, 2008. - 160 б.)

2. Гудова, М.Ю. Эстетика: основы художественной интонации: учеб. пособие / М.Ю. Гудова / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 164 с.

3. Дмитриев, Н.К. Башкорт теленец грамматика^1. Fилми баçма / Н.К. Дмитриев. - Эфе: БДУ-ныц редакция-нэшриэт Y^re, 2008. - 326 б.

4. Захарова, Л.А. Выразительное чтение как средство овладения публицистическим стилем/ Л.А. Захарова // Русская словесность. - 2011. - № 6. - С.14 - 18.

5. Зэйнуллин, М.В. Хэ^ерге башкорт э?эби теле. Морфология / югары укыу йорттарыныц филология факультеты студенттары есен дэреслек / М.В. Зайнуллин. -Эфе: Башкорт дэYлэт университеты, 2002. - 388 б.

6. Кейекбаев, Ж.Г. Fилми хедмэттэр йыйынтыгы hэм hайланма эçэрзэр / Ж.Г. Кейекбаев. 1 том. Башкорт э?эби теленец дереç эйтелеше. Башкорт теленец фонетика^1. - Эфе: Китап, 2012. - 288 б.

7. Псэнчин, В.Ш. Риторика нигеззэре. Урта мэктэптец 10-11 синыф укыусылары есен укыу кулланма^1 / В.Ш. Псэнчин. - Эфе: Китап, 2001. - 200 б.

8. Псэнчин, В.Ш. Эсэ теле: Урта мэктэптец 5 синыфы есен дэреслек / В.Ш. Псэнчин, Ю.В. Псэнчин. - 4-се баçма. - Эфе: Китап, 2003. - 232 б.

9. Псянчин, В.Ш.Башкорт нэфис hY^ (hY?:^ куркэм телмэргэ): Гимназияларзыц, лицей^ар^ыц, дейем урта белем биреY мэктэптэренец 10-11 класс укыусылары есен «КYркэм э?эбиэт телен ейрэнеY» курсы буйынса укыу кулланма^1 / В.Ш. Псэнчин. - Эфе: Китап, 2008. - 224 б.

10. Псянчин, В.Ш. Эсэ теле. 10-11-се кластар есен дэреслек/ В.Ш. Псэнчин, Ю.В. Псэнчин. 3-се баçма. - Уфа: Китап, 2009. - 328 с.

11. Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка / Н.Д. Светозарова. - Л енинград: Издательство Ленинградского университета, 1982. - 176 с.

12. Сэйетбатталов, F.F. Башкорт теле / F.F. Сэйетбатталов. Т. 1. Ябай hейлэм синтаксисы. - Эфе: Китап, 1999. - 352 б.

13. Сэйетбатталов, F.F. Башкорт теле / F.F. Сэйетбатталов. Т. 3. Стилистика - Эфе: Китап, 2007. - 440 б.

14. Сэйетбатталов, F.F. Башкорт теле/ F.F. Сэйетбатталов. Т.2. Кушма hейлэм синтаксисы. - Эфе: Китап, 2002. - 432 б.

References

1. Psyanchin V.Sh, Psyanchin Yu.V.(2008) BashTOrt teleMn programmalar (V-XI klastar еsеn). Izhevsk: KnigoGrad. 160 p. (In Bashkir)

2. GudovaM. Yu.(2019) Estetika: osnovy hudozhestvennoj intonacii [Aesthetics: the basics of artistic intonation]: textbook. Ministry of science and higher. Education of

Russian Federation, Ural Federal Univiesity. Ekaterinburg: Publishing house of Ural University. 164 p. (In Russ.)

3. Dmitriev N.K.(2008) BashKort telene« grammatikahy. Filmi bagma. - 0fo: BDU-пуц redakciya-nashriat Y^age. 326 p. (In Bashkir)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zaharova L.A.(2011) Vyrazitel'noe chtenie kak sredstvo ovladeniya publicisticheskim stilem. [Expressive reading as a means of mastering journalistic style]. Scientific-methodical journal Russian literature. № 6: 14-'18.(In Russ.)

5. ZajnullinM.V.(2002) Hajjerge bashKort ajjabi tele. Morfologiya / yurary uKyu jorttaryny« filologiya fakul'tety studenttary oson dareslek. Qfo: BashKort daYlat universitety. 388 p. (In Bashkir)

6. Kejekbaev ZH.F.(2012) Filmi hejjmattar jyjyntyry ham hajlanma agarjar. Volume 1. BashKort ajjabi telene« dorog ajteleshe. BashKort telene« fonetikahy. Ufa: Kitap. 288 pp. (In Bashkir)

7. Psyanchin V.Sh.(2001) Ritorika nige^are. Urta maktapte« 10-11 sinyf uKyusylary oson uKyu Kullanmahy. Ufa: Kitap. 200 p. (In Bashkir)

8. Psyanchin V.Sh., Psyanchin Yu.V.(2003) Qsa tele: Urta maktapte« 5 sinyfy oson dareslek. 4th edition. Ufa: Kitap. 232 p. (In Bashkir)

9. Psyanchin V.Sh.(2008) BashKort nafis h^je (hY3?an kyrkam telmarga): Gimnaziyalarjy«, licejjjarjy«, dojom urta belem bireY maktaptarene« 10-11 klass uKyusylary oson «KYrkam ajjabiat telen ojraneY» kursy bujynsa uKyu Kullanmahy. Ufa: Kitap. 224 pp. (In Bashkir)

10. Psyanchin V.Sh., Psyanchin Yu.V.(2009) Qsa tele. 10-11-se klastar oson dareslek. 3-so bagma. Ufa: Kitap. 328 p. (In Bashkir)

11. SvetozarovaN.D.(1982) Intonacionnaya sistema russkogo yazyka [The intonation system of the Russian language]. Leningrad: Leningrad Universiry publishing house. 176 p. (In Russ.)

12. Sajetbattalov F.F.(1999) BashKort tele. Volume 1. Yabaj hojlam sintaksisy. Ufa: Kitap. 352 p. (In Bashkir)

13. Sajetbattalov F.F.(2007) BashKort tele. Volume 3. Stilistika. Ufa: Kitap. 440 p. (In Bashkir)

14. Sajetbattalov F.F.(2002) BashKort tele. Volume 2. Xushma hojlam sintaksisy. Ufa: Kitap. 432 p. (In Bashkir)

Вклад соавторов. Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Contribution of the authors. The authors contributed equally to the article. The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.