Научная статья на тему 'Понятие интонации в лингвистической и методической литературе'

Понятие интонации в лингвистической и методической литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4879
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТОНАЦИЯ / ЛИНГВИСТИКА / МЕТОДИКА / ФУНКЦИИ ИНТОНАЦИИ / ЗНАЧЕНИЕ ИНТОНАЦИИ / УДАРЕНИЕ / ПАУЗА / ТОН / МЕЛОДИКА / ТЕМП / РИТМ / ТЕМБР / ИНТЕНСИВНОСТЬ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ / ПУНКТУАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ ИНТОНАЦИИ / INTONATION / LINGUISTICS / TECHNIQUE / INTONATION FUNCTIONS / SIGNIFICANCE OF INTONATION / AN ACCENT / A PAUSE / TONE / A MELODICS / RATE / A RHYTHM / A TIMBRE / INTENSITY / EXPRESSIVE MEANS OF SPEECH / A PUNCTUATION / INTONATION COMPONENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давлеткулова Гульфия Шафкатовна

Рассматриваются различные подходы к трактовке понятия интонации, её компонентам с точки зрения лингвистов и методистов разных поколений, теоретиков ораторского искусства античных времен, средних веков, обобщаются их мнения. Анализируются труды лингвистов о связи пунктуации с интонацией, делается вывод на основе аналогичной связи в башкирском языке. Приводится комплекс компонентов интонации и определяется роль интонации в речи при обучении синтаксису, пунктуации родного языка, выразительному чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A concept of intonation in the linguistic and methodical literature

The paper discusses various approaches to treatment of concept of intonation, its components from the point of view of linguists and methodologists of different generations and theorists of Antique and Medieval public speaking. Their opinions are generalized. Works of linguists on relationship of punctuation with intonation are analyzed. A conclusion is made on the basis of similar relationship in the Bashkir language. The author presents a number of components of intonation and defines a role of intonation in speech at training to syntax, to the native language punctuation and to expressive reading.

Текст научной работы на тему «Понятие интонации в лингвистической и методической литературе»

УДК 8П.512.14Г34

ББК 81.632.2

Д 13

Давлеткулова Г.Ш.

Преподаватель башкирского языка и литературы Салаватского педагогического колледжа, аспирант кафедры методики преподавания лингвистических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, e-mail: Gulia.03 mail@ru

Понятие интонации в лингвистической и методической литературе

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются различные подходы к трактовке понятия интонации, её компонентам с точки зрения лингвистов и методистов разных поколений, теоретиков ораторского искусства античных времен, средних веков, обобщаются их мнения. Анализируются труды лингвистов о связи пунктуации с интонацией, делается вывод на основе аналогичной связи в башкирском языке. Приводится комплекс компонентов интонации и определяется роль интонации в речи при обучении синтаксису, пунктуации родного языка, выразительному чтению.

Ключевые слова:

Интонация, лингвистика, методика, функции интонации, значение интонации, ударение, пауза, тон, мелодика, темп, ритм, тембр, интенсивность, выразительные средства речи, пунктуация, компоненты интонации.

Davletkulova G.Sh.

A concept of intonation in the linguistic and methodical literature

Abstract:

The paper discusses various approaches to treatment of concept of intonation, its components from the point of view of linguists and methodologists of different generations and theorists of Antique and Medieval public speaking. Their opinions are generalized. Works of linguists on relationship of punctuation with intonation are analyzed. A conclusion is made on the basis of similar relationship in the Bashkir language. The author presents a number of components of intonation and defines a role of intonation in speech at training to syntax, to the native language punctuation and to expressive reading.

Keywords:

Intonation, linguistics, technique, intonation functions, significance of intonation, an accent, a pause, tone, a melodics, rate, a rhythm, a timbre, intensity, expressive means of speech, a punctuation, intonation components.

Интонация (от лат. intonare - произносить громко) - выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи; смысловая мелодия речи. В художественном произведении интонация проявляется как эффект присутствия «живого голоса», создаваемый за счет повторов, инверсий, восклицаний, обращений и других приемов обогащения нейтрального стиля речи. При чтении вслух реализуется за счет понижения и повышения тона, громкости или приглушенности речи, акцентированных ударений, речевых пауз. Значит, самая эфемерная составляющая устной речи — это интонация. Интонация присуща речи с начала ее зарождения. А вот на вопрос, когда на нее обратили внимание, когда она стала объектом научного изучения и почему, ответить без

знания истории науки трудно. Именно «язык «навязывает» своим носителям определенные черты и стереотипы мышления и поведения, тем самым обеспечивая преемственность поколений» [1: 174].

В лингвистической науке имеют место различные подходы к трактовке понятия интонации. Например, В.А.Белошапкова, Е.А.Брызгунова и другие авторы считают, что интонация входит в систему языковых средств языка наряду с фонемами и словесным ударением [2: 772]. Обобщая мнение этих авторов, можно делать такой вывод: интонация -это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели и передают субъективное отношение к высказываемому Образование звуков и интонации - это единый артикуляционно-акустический процесс. Интонация и звуки состоят из одних и тех же акустических компонентов: основного тона, тембра, интенсивности и длительности звучания. Одни качества и изменения этих компонентов существенны для звуков, другие - для интонации. Вышеуказанные лингвисты считают, что интонация - это сложный комплекс выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, паузы, ударение и тембр. При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может и изменяться смысл высказывания.

Л.А. Горбушина утверждает, что совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации [3: 31]. Она считает: невозможно научиться интонации, так как это то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться. На самом деле, интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно ни думать, ни заботиться, она в известной мере непроизвольна. Речь - это проявление внутреннего состояния человека, его мыслей, чувства, особенностей его нервной системы, и в процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней. Таким образом, интонация собственной речи рождается непосредственно.

Интонация заинтересовала теоретиков ораторского искусства еще в античные времена. В трудах теоретиков ораторского искусства описана речевая мелодия, определено ее отличие от музыкальной, охарактеризованы ритм, темп, паузы, говорится о важности разделения потока речи на смысловые части. Проблема интонации привлекала внимание теоретиков публичной речи и в средние века. Но в их трудах не дается конкретная трактовка понятия интонации, описываются отдельные компоненты интонации, присущие звучащей речи.

В работах лингвистов XVII - XIX века особое внимание уделялось связи пунктуации с характером произношения текста, подчеркивалось, что знаки препинания определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, требуют повышения или понижения тона. С этим высказыванием полностью соглашаться невозможно, поскольку в башкирском языке знаки препинания не всегда определяют место паузы. Например, при обращениях (ендэш hYЗЗэр) и вводных словах (инеш hYЗЗэр), хотя они обособляются запятыми, пауза не делается:

Йэшенлэп кил, йэйге ямгыр,

^крэп, шаулап, "койоп. (В. Эхмэ^иев) дйтерhец) уны мин кеслэп ебэргэн.

Уже в то время учёные правильно определили зависимость интенсивности произношения от логического ударения, от порядка слов в предложении, от того, к какой части речи принадлежит слово, каким членом предложения является и какое место в нем занимает. Например, в башкирском языке логическое ударение падает на слово, которое находится перед сказуемым, и слово с логическим ударением произносится с повышением голоса, перед этим словом делается небольшая пауза:

Кисэ елэсэйем был хикэйэтте / мицэ heanaHe.

Кисэ был хикэйэтте мицэ / елэсэйем hean9He.

Был хикэйэтте елэсэйем мицэ / кисэ hearaHe.

Кисэ елэсэйем мицэ был / хикэйэтте hearaHe.

С середины XX века учёные стали уточнять структуру интонации, выделять ее компоненты. В этом вопросе мнения исследователей разошлись. В одной из работ по интонации приводится частотный список ее элементов, выделенных авторами 85 исследований, опубликованных в XIX - XX веках. 97% авторов к интонации относят мелодию, 83,5% - темп, 65% - силу или интенсивность звучания. Затем идут пауза (55%), тембр (53%), ударение (32%), ритм (20%), диапазон (3,5%). Как видим, некоторые из исследователей в состав интонации включают паузу, ударение; выделяют как ее составную часть ритм, диапазон голоса. В современной лингвистике под интонацией мы понимаем сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи. В любом высказывании или части его (предложении) можно различить следующие компоненты интонации:

1) силу, определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющую темп и ритм речи и выражаемую в длительности звучания и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску) речи.

В работах стилистического характера особое внимание уделяется интеллектуальному значению интонации, поскольку она позволяет говорящему выделить в высказывании то, что является наиболее важным в момент речи.

Помимо интеллектуального, интонация имеет и волюнтативное (лат. voluntas — «воля») значение, когда она выражает волевые действия: приказ, запрещение, просьбу,

предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, мольбу, упрек, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор. В связи с этим выделяются три коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей: 1) побуждение (приказ, требование, просьба) Дэрестэр?эн куц барыги? ?а кисэгэ калыгы?.; 2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрек) Бил уйныгьщы туктатыгы?!; 3) убеждение (предложение, совет, инструкция) Арбалагы йегецде бер а? бушат.

Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Любой человек с удовольствием слушает и легко воспринимает устную речь, содержательную, выразительную, интонационно насыщенную [4: 37]. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает употребленное слово, например, увидев ребенка, испачкавшего одежду в грязи, насмешливо произносим: <&эйбэ-эээт!» («Хоро-оош!») с протяжным звуком э-э (о-о) и понижением голоса). Сказанное слово выражает порицание, а не одобрение. Предложение «Ямгыр яуырга йыйына» («Гроза надвигается») может быть произнесено с опасением, тревогой, ужасом или радостью, равнодушием, спокойствием в зависимости от ситуации речи или намерения говорящего.

Много ценного в разработку методики обучения интонации внесли лингвисты и методисты - специалисты в области методики преподавания русского и башкирского языков: А.М. Пешковский, Л.В.Щерба, Г.П.Фирсов, Р.С. Каримова, Р.В. Альмухаметов, К.З. Закирьянов, Л.Г. Саяхова, В.Ш. Псянчин. Но в их работах интонация также не была объектом самостоятельного исследования. Вопросы обучения интонации излагаются ими или в связи с работой над какой-либо грамматической темой, или в связи с работой над выразительным чтением. Теоретическое положение о сущности интонации и методические выводы об особенностях изучения ее в школе, освещаемых в этих работах, явились базой для разработки методического обучения интонации в национальной школе. Только в учебнике

«Родной язык для 10-11 классов башкирской школы» авторы В.Ш. Псянчин и Ю.В. Псянчин дают основные понятия об интонации и её компонентах [5: 60].

Итак, методика интонационной работы имеет свою историю, традиции, достижения, но многие из них сегодня не внедрены в практику массовой школы. История методики свидетельствует: работа над интонацией занимает важное место при обучении синтаксису, пунктуации, выразительному чтению; эффективность проведения интонационной работы в рамках реализации принципа коммуникативной направленности доказана.

Примечания:

1. Ловпаче А.Н. Языковые особенности народных сказок о животных // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2010. № 4. С. 174-178.

2. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1989. 800 с.

3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М.: Просвещение. 143 с.

4. Русский язык. Речь. Речевое общение: учеб. для 10-11 кл. башкирских и других нац. школ РБ. Ч. 2 / Р.В. Альмухаметов, К.З. Закирьянов, Л.Г. Саяхова. Уфа: Китап, 2003. 256 с.

5. Псянчин В.Ш., Псянчин Ю.В. Родной язык: учеб. для 10-11 кл. башкирской школы. Уфа: Китап, 2009. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.