Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1404
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ / КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муковникова А.А., Паничева В.В.

Гармоничные отношения с другими детьми являются необходимым условием для психологического и эмоционального развития ребенка. Однако зачастую у детей возникают сложности в общении со сверстниками, и дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий. В данной статье рассматриваются основные на наш взгляд проблемы общения старших дошкольников со сверстниками, предлагаются методы диагностирования и помощи детям для решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMMUNICATION BETWEEN OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN AND THEIR PEERS (THEORETICAL ASPECT)

Harmonious relationships with other children are a prerequisite for the psychological and emotional development of the child. However, children often have difficulties in communicating with their peers, and preschool age is most favorable for the formation of readiness to resolve contradictions. In this article, the main problems of communication between older preschoolers and their peers are considered in our opinion, methods of diagnosing and helping children to solve these problems are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

клиентами, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, неразрешённых личностных конфликтов и т.п. Эмоциональное выгорание развивается поэтапно.

Эмоциональное выгорание касается всех сторон жизни каждого человека и всего общества в целом. Это отражается в негативном воздействии на всю жизнь каждого отдельного сотрудника или служащего. Эмоциональное выгорание наносит достаточно ощутимый ущерб организации, фирме, целому предприятию и коллективу тем, что снижает эффективность деятельности, а также косвенно влияет на развитие всего общества.

В настоящее время психологическая профилактика профессионального выгорания строится на основе использования различных психологических подходов и технологий. Наиболее продуктивными средствами профилактики являются психологические тренинги личностого роста и самореализации. Хорошим потенциалом в решении вопросов профилактики

профессионального выгорания обладают ресурсный и комбинированные подходы. Ресурсный подход определяет такие психологические процессы, состояния и свойства личности, которые выступаю в качестве психологической опоры и мишени профилактики синдрома. Согласно комбинированному подходу эффективные программы профилактики синдрома

должны быть направлены как на организационные, так и на личностные изменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина У. Д. Синдром профессионального выгорания / У. Д. Антипина, С. А. Алексеева, Г. П. Антипин // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2017. - №1 (106). - С. 99 - 106.

2. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания / О. И. Бабич // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 9. - С. 48-52.

3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 2009. - 278 с.

4. Вараева Н. В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» / Н. В. Вараева. - Москва : ФЛИНТА, -2017. - 53 с.

5. Водопьянова Н. Е. Современные подходы к превенции синдрома выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. -Курск : КГУ, 2008. - 336 с.

6. Иванов, М. А. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние спортсменов / М. А. Иванов, П. А. Ефимов, Е. Н. Лямзин // Актуальные исследования. - 2021. - № 38(65). -С. 61-64.

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Муковникова А.А.

Магистр Паничева В.В.

Кандидат педагогических наук доцент кафедры педагогики и методики начального и дошкольного образования Воронежский государственный Педагогический университет, г. Воронеж

PROBLEMS OF COMMUNICATION BETWEEN OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN AND THEIR PEERS (THEORETICAL ASPECT)

A.A. Mukovnikova

Master V. V.Panicheva

Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methodology primary and preschool education Voronezh state pedagogical university, Voronezh

АННОТАЦИЯ

Гармоничные отношения с другими детьми являются необходимым условием для психологического и эмоционального развития ребенка. Однако зачастую у детей возникают сложности в общении со сверстниками, и дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий. В данной статье рассматриваются основные на наш взгляд проблемы общения старших дошкольников со сверстниками, предлагаются методы диагностирования и помощи детям для решения данных проблем.

ABSTRACT

Harmonious relationships with other children are a prerequisite for the psychological and emotional development of the child. However, children often have difficulties in communicating with their peers, and preschool age is most favorable for the formation of readiness to resolve contradictions. In this article, the main problems of communication between older preschoolers and their peers are considered in our opinion, methods of diagnosing and helping children to solve these problems are proposed.

Ключевые слова: общение; взаимодействие со сверстниками; старший дошкольный возраст; проблемы общения; конфликты.

Keywords: communication; interaction with peers; senior preschool age; communication problems; conflicts.

Потребность в общении - одна из основных социальных потребностей. Она возникает на самых ранних этапах человеческой жизни. С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется как по форме, так и по содержанию. При этом в старшем дошкольном возрасте особенно остро проявляется потребность в общении со сверстниками. В этом взаимодействии ребенок более свободен, нежели в отношениях со взрослым. Он учится отстаивать свою точку зрения. В группе сверстников активно развиваются такие качества, как самостоятельность, основы саморегуляции и самоорганизации. Бесконфликтные отношения с другими детьми служат необходимым условием для психологического и эмоционального развития ребенка. Но зачастую у детей возникают сложности в общении со сверстниками. Поэтому в дошкольном возрасте следует обратить внимание на формирование готовности к разрешению противоречий между детьми.

Проведя анализ научной литературы, которая посвящена исследованию общения, его роли и воздействию на личностное и психическое становление ребенка, мы выяснили, что данная проблема находится под пристальным вниманием исследователей.

Ж. Пиаже еще в 30-х годах 20 века привлек внимание детских психологов к общению сверстников как к важному фактору и необходимому условию социального и психического развития ребенка.

В книге выдающегося американского детского врача Б. Спока затрагивается множество вопросов, связанных с практикой воспитания детей. Автор не мог обойти и тему общения ребенка со сверстниками. На страницах своей книги Б. Спок неоднократно советует родителям способствовать контактам детей, систематически приучать детей обмениваться игрушками, и делится лакомыми кусочками, помещать ребенка в общество других детей. [5]

По мнению Г.А. Цукермана, общение со сверстниками способствует критичности мнений, слов и поступков, их независимости от чужих суждений и желаний. В.С. Мухина, отмечая многообразное влияние общения сверстников на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и возникает явление конформности. Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению

большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. [7]

М. И. Лисина отмечает, что в старшем дошкольном возрасте ребенок ищет в сверстнике партнера для обмена положительными эмоциями и сходными действиями, в которых он показывает свои физические возможности. [6]

В работах Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе рассматривается в связи с успешностью ребенка в деятельности. При этом рост такой успешности приводит к увеличению числа положительных форм взаимодействия и повышает внутригрупповой статус ребенка. [8]

Общение — это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. [6]

По мнению И.А. Кузнецова, общение — сложный, многогранный процесс. Оно может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и понимания друг друга. [4]

Общение же со сверстниками имеет существенные особенности, качественно отличающие его от общения со взрослым. Оно характеризуется нестандартностью, богатством и разнообразием коммуникативных действий, чрезвычайно яркой эмоциональной

насыщенностью, преобладанием инициативных действий над ответными.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. У старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. У многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

У детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи, возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. [2]

Однако общение между детьми старшего дошкольного возраста не всегда следуют обозначенной схеме. Многое зависит в первую очередь от отношений в семье, от отношения других детей к ребенку, от его самооценки и индивидуальных особенностей. Ребенок может испытывать эмоциональные переживания и это приводит к следующим проблемам общения со сверстниками.

Во-первых, проблемы взаимодействия возникают у детей быстро возбудимых и неуравновешенных. Вследствие быстрой смены настроения деятельность ребенка очень сложно организовать. Его легко вывести из равновесия любым даже незначительным фактом. При возникновении конфликтной ситуации

дошкольник плачет или кричит. Однако бурные эмоции также быстро угасают. Такое негативное отношение к другим детям возникает только в частных случаях. В целом же ребенок положительно относится к сверстникам. Как отмечает А.Д. Кошелева, эмоциональное неблагополучие этих детей ситуативно и не приводит к образованию устойчивой негативной позиции. [3]

С другой стороны, есть дети с устойчивым негативным отношением к общению в результате обиды, неприязни, которые надолго остаются в памяти дошкольников. Такие дети более сдержаны в проявлении эмоций, нежели дети первого типа. Обидчивость отравляет жизнь и самому ребенку, и его близким. Справиться с этой болезненной реакцией непросто. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов со сверстниками и в конечном итоге деформируют личность человека.

Третьей проблемой общения дошкольников старшего возраста может быть страх вследствие неустойчивости их внутреннего мира. Детям свойственно чего-то бояться. Это может быть страх высоты, темноты, определенных предметов. Есть дети крайне мнительные, которые боязливо относятся ко всему. В таком случае необходимо усиленно работать над эмоциональным развитием ребенка, чтобы страх не становился преградой на пути к нормальному взаимодействию с другими детьми. [3]

С другой проблемой общения может столкнутся застенчивый ребенок, который с одной стороны, стремится к взаимодействию со сверстниками, но, с другой, не решается заговорить, обходит стороной. Застенчивый малыш - нерешительный, робкий, боязливый. Эта черта характера мешает ребенку нормально жить. Он боится сделать что-то не так, из-за чего над ним будут смеяться. Застенчивость сродни закомплексованности. Причина в глубокой

неуверенности в себе. Даже если ребенка похвалят, он будет крайне смущен и захочет спрятаться от общего внимания.

Другая причина того, что ребенок не может установить контакт со сверстниками, - это его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются единственные дети в семье или дети, родившиеся первыми и некоторое время воспитывавшиеся как единственные. Ребенок-эгоист - это всегда творение рук близких родственников, с которыми он живет: мамы, папы, бабушки, дедушки. Привыкнув ко всеобщему вниманию в семье, ребенок и в новом коллективе стремиться занять центральное место, стать лидером. Но сверстники, как правило, не принимают таких детей в компанию, не хотят подчиняться воле новичка, им очень трудно понять и принять их капризы.

Еще одна проблема - агрессивные дети. У них часто занижена самооценка, поскольку им сложно реализовать себя в группе сверстников. Такой ребенок разрешает конфликты дракой и обидными словами. Он не знает, как выйти из неприятной ситуации, не умеет управлять своими эмоциями. Все это может приобрести форму глубокой психологической травмы. И первостепенная задача родителей, психологов и педагогов - помочь ребенку преодолеть все трудности межличностного общения.

Период, когда формируются ключевые качества личности и характера ребенка, приходится на дошкольный возраст. В это время особое внимание необходимо обратить на процесс воспитания доброжелательных, гуманных отношений между детьми. Безусловно, гармоничное социальное развитие может осуществляться только при эмоциональном контакте со взрослыми. Если ребенок хорошо чувствует себя в окружении близких, то это положительно скажется и на взаимоотношениях со сверстниками. [3]

На наш взгляд, помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, которые лежат в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. [1] Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.

Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и умения правильно диагностировать данные проблемы.

Для диагностики особенностей общения дошкольников со сверстниками исследователями предлагаются различные варианты анкет, опросников для родителей и воспитателей. Например, Р.С.Немов предлагает методику «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», предназначенную для экспертного

оценивания коммуникативных качеств личности дошкольника.

Также существуют методики диагностики, проводимые с самими дошкольниками, которые обычно существуют в виде игры. Они помогают не только выявлять проблемы общения дошкольников со сверстниками, но и развивать у детей умение взаимодействовать, договариваться друг с другом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения. В.С. Мухина отмечает, что в игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. [7] В работах М.И. Лисиной предлагается игровая «Методика диагностики форм общения», которая необходима для определение ведущей формы общения ребенка. К. Фопель предлагает игры для развития эмпатии, совершенствования навыков межличностной коммуникации, такие как «Войди в круг — выйди из круга», «Небоскреб» и другие.

Сказки, рассказы, стихотворения помогают легче усваивать моральные нормы и правила поведения, оценивать поступки героев, различать понятия «хорошо» и «плохо». Как например, методика Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькиной «Изучение осознания нравственных норм» позволяет определить уровень нравственных норм у дошкольников. Ребёнку предлагается выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы.

Проведение диагностики позволяет сделать выводы об уровне развития коммуникативных навыков и проблем общения старшего дошкольника со сверстником, понять, чем можно помочь ребенку для преодоления трудностей общения и дать рекомендации для родителей по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками.

Хотелось бы также отметить, что взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты малышей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Очень важен эмоциональный климат в группе, где существуют доброжелательные, а не негативные отношения между сверстниками. В группе происходит формирование взглядов и поведения ребенка, корректировка самооценки. Ребенок пытается сравнить свое поведение с поведением других детей и оценить собственное поведение. Каждый участник группы - особый элемент в системе личных и деловых отношений, на которые влияют успехи ребенка, личные предпочтения, интересы, речевая культура и индивидуальные нравственные качества.

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: моногр./ Л.И. Божович. -Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 400 с.

2. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; 2-е изд. / В.А. Горянина. - Москва: Академия, 2004. - 416 с.

3. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - Москва : Академия, 2003. - 98 с.

4. Кузнецов И.Н. Деловое общение: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - Москва: Дашков и К, 2018. - 550 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность и общение / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1999. - №1

- 72 с.

6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении 2-е изд., перераб. и доп / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 276 с.

7. Мухина B.C. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. спец. / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - Москва: Академия, 2008. - 624 с.

8. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина

- Москва : Педагогика, 1988. - 307 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.