Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совершенное поколение / общечеловеческие ценности / нравственная культура / деструктивные силы / гражданское общество. / perfect generation / universal human values / moral culture / destructive forces / civil society.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махмудова А.Н.

В данной статье рассматриваются изменеия в политической, экономической и духовной сфере, происходящие в нашей республике, и направленные на развитие социальной активности, нравственного сознания и поведения молодёжи, а также о важности познания наших ценностей в реализации столь актуальной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF GENERAL HUMAN VALUES IN EDUCATION OF YOUTH

This article discusses changes in the political, economic and spiritual spheres taking place in our republic, aimed at developing social activity, moral consciousness and behavior of young people, as well as the importance of knowing our values in the implementation of such an urgent task.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ»

Махмудова А.Н.

Ферганский политехнический институт

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются изменеия в политической, экономической и духовной сфере, происходящие в нашей республике, и направленные на развитие социальной активности, нравственного сознания и поведения молодёжи, а также о важности познания наших ценностей в реализации столь актуальной задачи.

Ключевые слова: совершенное поколение, общечеловеческие ценности, нравственная культура, деструктивные силы, гражданское общество.

Makhmudova A.N.

Fergana Polytechnic Institute

PROBLEMS OF GENERAL HUMAN VALUES IN EDUCATION OF

YOUTH

Abstract. This article discusses changes in the political, economic and spiritual spheres taking place in our republic, aimed at developing social activity, moral consciousness and behavior of young people, as well as the importance of knowing our values in the implementation of such an urgent task.

Key words: perfect generation, universal human values, moral culture, destructive forces, civil society.

Реформы, проводимые в нашей стране по развитию морально -нравственных качеств молодежи на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, расширили возможности гуманизации, использования социально-философских подходов в аксиологическом подходе действительности в отношение к ним. в них ценностное отношение к действительности. Будущее Узбекистана зависит от воспитания всесторонне развитого, компетентного поколения. Изучение наших ценностей, развитие нравственной культуры и нравственного поведения молодежи имеет большое значение в реализации столь актуальной задачи.

Политические, экономические и духовные изменения, происходящие сегодня в нашей республике, являются историческими событиями по своему масштабу и значению. В этих процессах социальная активность молодежи инициирует радикальное изменение нравственного сознания и поведения социальной жизни нашего общества. В наши дни общественная

активность молодежи во всех сферах проявляется в том, как формируется ее нравственная культура.

Следует помнить, что в первые годы независимости когда старые ценности были заброшены, новые ценности и общественные отношения еще не сформировались, а идеологический вакуум, возникший в духовной жизни общества, решили наполнить представители ваххабизма, «Хизб-Тахрир» и других деструктивные течений и объединений, намеревающиеся наполнить его агрессивными идеями, отражающими их узкие цели, что стало серьёзным препятствием в деле формироывания граждансокго общества в стране. Их основными целями были создание в нашей стране исламского государства вопреки желанию и воле нашего народа, осуществление управления обществом и государством на основе законов и требований шариата, повернуть вспять прогресс и развитие страны, путем нарушения права и свободы людей, которая двигалась по пути демократии.

Всем известно, что, сегодня ни один регион или страна в мире не свободны от угрозы разрушительных, деструктивных сил. Чрезвычайно опасно, что действия и деятельность этих сил напрямую связаны с подрывной деятельностью и терроризмом во многих странах. В этом смысле не будет ошибкой сказать, что XX век был периодом острой борьбы деструктивных сил за расширение сферы своего влияния различными способами. Характерно также, что главным полем боя стали страны Азии и Африки.

Следует отметить, что тот факт, что деструктивные силы разрабатывают продуманные планы и программы для достижения своих целей, а также используют весьма эффективные методы и инструменты для выполнения поставленных в них задач, оказывает негативное влияние на формирование гражданского общества.. О том, что сторонники единого миссионерского движения имеют цель христианизировать весь мир и действуют весьма дальновидно, видно и из названий издаваемых ими книг, таких как «Всемирная христианская энциклопедия» (2001 г.), « Тенденции мирового христианства» (2002). В следующей из этих книг, изданной в США, планируется выполнить определенные задачи по христианизации населения земли к 2025 году.

Нельзя не учитывать, что деструктивные силы, борющиеся за идеологические интересы, уделяют серьезное внимание студенчеству как основному объекту своей деятельности. Цель студентов и молодежи, которой они придают большое значение, - вовлечь в сферу своего влияния эту группу людей, которые являются потенциальными силами, способными в ближайшем будущем занять должности различного уровня в органах государственного управления.. Однако такие молодые люди, находящиеся под воздействием различных деструктивных сил, имеют больше шансов подняться на ответственные должности в управлении обществом. При этом создается почва для дальнейшего расширения числа и сферы влияния,

скажем, прозелитов, принявших христианство, то есть представителей деструктивных сил.

Негативное влияние деструктивных сил на развитие общества, попытки расшатать и дестабилизировать существующую общественно-политическую ситуацию, противоправные события в некоторых странах, кровопролитие, совершаемое отдельными людьми, политическое лидерство группировок, борющихся за власть, политический и юридический авторитет. проявляется в отсутствии самого авторитета, в том, что месторождение не воспринимается всерьез большинством населения из-за слабости правительства. Не будет преувеличением сказать, что все это полностью соответствует целям деструктивных сил. Ведь разрушить покой граждан, разрушить их мирную жизнь, подорвать единство народа, расстроить общество и государственное управление, вызывая внутренние конфликты, и, наконец, достичь своих целей, используя возникшую абстрактную ситуацию, являются основными целями разрушительные силы.

Поэтому в процессе формирования гражданского общества необходимо бороться с деятельностью деструктивных сил любого рода, противоречащих интересам нашей молодежи, направленных на подрыв развития государства и общества, не допускать утверждение демократических ценностей.

Как сказано в Послании Президента Олий Мажлису и нашему народу, одним из важнейших факторов воспитания молодежи является ее занятость полезным трудом, всесторонняя поддержка предпринимательства, все необходимые ресурсы для молодых талантов и талантливых людей. полностью продемонстрировать свой потенциал - это создать условия.

Известно, что будущее любого общества - это молодежь. Поэтому развитие их нравственного сознания зависит от того, как они получают образование и как развивают свою нравственную культуру. В осуществлении социально-экономических реформ необходимо в полной мере использовать дух нашего народа, его исторические и национальные особенности, традиции и обычаи, человеческие качества, накопленные за богатый исторический период. Необходимо эффективно использовать лучший опыт, накопленный мировой мыслью и практикой. Естественно, что эти принципы служат моральной основой нашего общества.

Использование национальных и общечеловеческих ценностей в образовательном процессе, развитие нравственного сознания и поведения является сегодня важнейшим требованием, которое заключается в внесении серьезных изменений в мировоззрение молодежи, в ее образ мышления и повседневную жизнь. деятельность. Я считаю очень важным показать роль нравственного воспитания в семье, проанализировать важность приобретения нравственных качеств, унаследованных от наших отцов и дедов. Философско-исторический анализ проблемы ценностей восходит к

древним сказаниям, повестям, легендам, рассказам, былинам, образцам народного устного творчества, созданным в нашей стране. В фольклоре больше внимания уделяется общечеловеческим и общечеловеческим ценностям, а их содержание и сущность трактуются по-разному. В частности, в былинах о Спитамене, Алпомише, Томарисе и Шираке их патриотизм, борьба за мир и свободу страны художественно описаны в духе самопожертвования. Эти былины можно сравнить с древнегреческими эпосами «Илиада» и «Одиссея».

Оно включает в себя национально-духовное богатство, созданное, обогащенное, сохраненное узбекским народом, передаваемое из поколения в поколение, нравственные традиции, обряды, нравственные учения и т.д., оставленные предками. В этом смысле великий мыслитель Захриддин Мухаммед Бабур в своем произведении «Бобурнома» описывает многие духовно-нравственные качества, характерные для узбеков. Это вера, преданность, любовь к семье, ребячество, честность, непредательство чьих -либо прав, доброта детей к родителям, братьям, сестрам, родственникам, соблюдение религиозных ценностей, грамотность, щедрость, доброта, милость, смелость. воображение, щедрость, трудолюбие и другие. В своей книге «История Бухары или Маворуннахра» Герман Вамбери показал, что узбеки в Золотой Орде были воспитаны на мусульманский манер, были очень сдержанны в торговле, были честны и искренни, чисты, имели сильную уважение и вера к родителям, они не первые садились за стол, не первые говорили, они не знали мугомбиризма. Концепция воспитания совершенного человека сформировалась в научном наследии наших учёных-энциклопедистов Аль-Хорезми, Абу Насра Фараби, Абу Райхана Беруни, Абу Али Ибн Сины и других мыслителей. Кроме того, у каждого человека своя цель в жизни. Оно может меняться и улучшаться в зависимости от пространства и времени. Уровень важнейшей жизненной цели отражается и на нравственном сознании и нравственном поведении человека. Сочетание внутренних и внешних факторов формирует положительную гражданскую и личностную мотивацию, воспитывает и развивает нравственное сознание молодежи.

Сегодня нашей молодежи желательно наблюдать и активно участвовать в общественно-политических процессах, знать верховенство закона, являющегося основой общества, подчиняться ему, иметь представление о деятельности общественных организаций в обществе. территории, которая является основой общества, и участвовать в том или ином общественном объединении на добровольной основе. Молодым людям необходимо идти в ногу с мировым сообществом, сохраняя при этом свою моральную ценность, иметь активную гражданскую позицию, уметь в полной мере, правильно и своевременно использовать имеющиеся возможности и условия, развивать честный труд, предпринимательские навыки, и уметь ставить интересы большинства на первое место.

Уместно признать, что внимание к молодежи находится в центре работы, проводимой нашим государством.Президент Шавкат Мирзиёев сказал: «Мы будем воспитывать из молодежи самостоятельных и рационально мыслящих людей, обладающих благородными качествами, на основе современных знаний и опыт, национальные и общечеловеческие ценности». Его комментарии показывают, насколько он доверяет нашей молодежи.

Хотя творчество наших великих предков было ориентировано на личные интересы, в то же время все изменения и новшества, реализуемые в нашей независимой стране, были призваны служить, прежде всего, будущему человечества. Это означает необходимость опоры в современном образовательном процессе на духовно -просветительские основы национального наследия.

В нашей стране необходимо широко пропагандировать национальные и духовные ценности, популяризировать лучшие обычаи и традиции нашего народа, вести активную агитацию и пропаганду идей добрососедства. В то же время целесообразно реализовать следующие меры по воспитанию молодых людей, имеющих сильные убеждения и взгляды и способных противостоять моральным угрозам в своем окружении:

- самостоятельное мышление, формирование чувства сопричастности происходящим событиям, повышение нравственной культуры молодежи, борьба с проникновением низкоуровневой «массовой культуры»;

- освоение молодежью исторических ценностей, творческого наследия наших поколений;

- необходимо повысить требования к деятельности интернет-клубов в целях защиты молодежи от вредных и чуждых нашей культуре, традициям и мировоззрению материалов, поступающих по интернет-каналам.

Использованные источники:

1. Мирзиёев Ш. Стратегия развития нового Узбекистана. Т.: «Узбекистан», 2022.

2. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана. Газета "Халк Сози". 21 декабря 2022 г.

3. Умурзоков Б., Рагимов М. Трудовые отношения и менталитет. -Ташкент: Узбекистан, 2005. -Б. 10.

4. Новый Узбекистан и нравственно-духовная культура молодежи: монография. / Н. Г. Альтмишева [Текст]. - Ф.: «Классик», 2023. - 130 с.

5. Дилдора К,. и др. Абдулла кодирий асарларида шахс масаласининг ёритилиши //Yosh Tadqiqotchi JumaH. - 2022. - Т. 1. - №. 5. - С. 204-210.

6.Тишабаева, Л., Мирзаев, А., Кадирова, Д., Эргашов, У., Махмудова, А., & Рахимов, И. (2023). УЗБЕК РОМАНЧИЛИГИДА ШАХС МАСАЛАСИНИНГ ЁРИТИЛИШИ. Yosh Tadqiqotchi Jumali, 2(1), 26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.