Научная статья на тему 'ДУХОВНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ'

ДУХОВНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЭТИКИ / ЦЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Умурзаков А.М., Эргашев У.А.

В данной статье научно анализированы нравственно-этические аспекты глобализации экологических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND ETHICAL PRINCIPLES AND CRITERIA OF ECOLOGICAL RELATIONS TO NATURE

In this article contains a scientific analysis of the moral and ethical aspects of the globalization of environmental relations.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ»

УДК: 87.3. Х-87

Умурзаков А.М. преподаватель кафедра «Общественные науки и спорт» Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана

Эргашев У.А. преподаватель кафедра «Общественные науки и спорт» Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана

ДУХОВНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Аннотация: В данной статье научно анализированы нравственно-этические аспекты глобализации экологических отношений.

Ключевые слова: Этические нормы, глобальная экологическая стабильность, национальные и универсальные нормы этики, ценность, экологическая культура, экологическое образование.

Umurzakov A.M.

lecturer

department of social sciences and sports Fergana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan, Fergana Ergashev U.A. lecturer

department of social sciences and sports Fergana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan, Fergana

SPIRITUAL AND ETHICAL PRINCIPLES AND CRITERIA OF

ECOLOGICAL RELATIONS TO NATURE

Annotation:In this article contains a scientific analysis of the moral and ethical aspects of the globalization of environmental relations.

Key words: Ethical norm /global environmental stability/ national and universal norm of ethics;value; ecological culture;ecological education.

Опыт исторического развития человечества показал, что при переходе от одного общественно-политического строя к другому происходят разрывы между традиционностью и преемственностью в

отношениях «природа-общество-человек». В частности, дестабилизация экономической и политической жизни непосредственно наблюдается в экологических отношениях. Однако глобализация экологических отношений требует совершенствования управления этим процессом с духовно-нравственной точки зрения.

Для понимания роли норм экологической этики в рациональном управлении отношениями «природа-общество-человек» целесообразно частично рассмотреть их связь с ценностями, представляющими собой важное философско-этическое понятие. Ценности являются важными факторами, регулирующими культурное развитие общества и личности. Именно поэтому этот вопрос внимательно изучается философами, социологами, антропологами и психологами.

Без понятия ценности культурология не может выполнять свою работу. Или ценность - это явление, побуждающее человека к действию. По словам Питрима Сорокина, основа любой культуры. Наука аксиология трактует культуру как систему ценностей, выражение их качества. Устойчивые взгляды на ценности составляют ядро понимания культуры, их основные принципы отражаются в экономических, политических и социальных структурах, науке, искусстве, этике, праве, религии, менталитете и образе жизни. Поэтому важно показать важность ценностей в формировании экологической этики. Человек может быть христианином, мусульманином, буддистом, сторонником этнической религии или конфуцианцем одновременно, но он не может быть цивилизованным без любви к природе и ее сохранения. Также человек может быть мастером своей профессии, но он не может быть и нравственным, и цивилизованным без сохранения природной среды, в которой он живет, растет и работает, без охраны ее чистоты.

Чувство любви к близким дано не каждому, воспитать такое чувство очень трудная задача, так же как и воспитать любовь к природе означает отношение к себе, в этом суть экологической этики и культуры человека.

В литературе понятие нравственной культуры включает нормы добра, зла, справедливости, несправедливости и т. д. в культуре. Эти идеи, нормы определяют и контролируют поведение людей, описывают социальные явления. По мере того, как человек усваивает моральные взгляды и правила, он трансформирует их в моральные добродетели и убеждения.

На самом деле, насколько люди следуют моральным нормам в своих взаимодействиях, необходимо иметь такое же моральное отношение к природе. Этическое отношение к природе и окружающей среде должно быть основным принципом и определяющим правилом общественной жизни и деятельности каждого человека. Нравственная культура формируется в процессе воспитания, повседневной жизни, образа жизни, взаимодействий. Кроме того, нравственность экологической

просвещенности человека проявляется в его отношении к природе и делает серьезной проблемой долг и ответственность перед природой и обществом. Это важный нравственный фактор правильного природопользования, важное условие формирования экологического сознания, этики и культуры каждого человека, а также творческой активности.

Экологическая морально-этическая ответственность человека зависит от того, насколько нравственно он ведет себя в окружающей природной среде и какое поведение на ней основано, осознает ли он, что природа является национальным общественным достоянием, и может ли он контролировать свое отношение к природе на принципах гуманности.

Решение вышеперечисленных задач является критерием формирования экологической нравственной культуры человека. Нравственное отношение человека к природе определяется в его повседневной деятельности. В настоящий момент нравственно -экологическая деятельность каждого человека определяется посредством целей и задач общества. Отсюда возникает необходимость выработки научно-методического консенсуса норм экологической этики и использования его на практике. Поэтому нормы экологической этики должны основываться на определенной научно-методической системе, служащей формированию ценностного отношения к природе и установлению социально-этических норм. В классической литературе по науке об этике подразумеваются модели поведения, возникающие в человеческих отношениях. Если внимательнее присмотреться к этому сокращенному понятию, то можно увидеть, что отношение человека к природе и поведение напрямую связаны с нравственностью и этической экологической культурой. Формирование человеческих качеств всегда должно учитываться при реализации этической экологической культуры. Человеку необходимо не прятать свои человеческие качества в свою оболочку, не отделяться от общества, наоборот, быть мобилизованным для общественно-творческой, нравственно-экологической деятельности, то есть воплощаться как социальная личность. Как было сказано выше, человек по своей природе социален. Поэтому понятие человека характеризуется социальными условиями, социальным содержанием, социальной активностью, оценивается его социальным положением и целевым назначением. Человеку всегда присущ высокий уровень активности и творчества. Соответственно, сущность его человечности становится невидимой, на поверхность выходят его способности и талант.

Поэтому основным направлением экологического воспитания является формирование высоконравственной личности. Формирование высокого нравственного отношения к природе возможно только путем воспитания совершенно культурного человека, его нравственного сознания, поведения и деятельности. Нравственная культура не является

природной врожденной чертой человека, она воспитывается, обычно уровень ее развития не у всех одинаков.

Экологическая нравственная культура человека формируется в ходе его природоохранной деятельности, эта черта возникает в коллективе, социальной группе, семье, кругу друзей и формирует своеобразную микросреду, в которой единство объективного и субъективного, существенного и несущественного, необходимо и случайных факторов проявляется. Этическая культура способствует тому, чтобы экологическая культура становилась все более совершенной. В этом смысле можно сказать, что мир человека - это мир окружающей его среды, поэтому отношение человека к природе должно быть нравственным, поэтому экологическая этика и культура неразрывно связаны с духовной зрелостью человека.

Например, состояние общественного мнения граждан и общественности в Узбекистане и его изучение имеет важное значение в исследовании уровня экологической этики. В том смысле, который мы рассматриваем, он характеризуется большим акцентом на экологическую этику и культуру, а также разоблачением ущерба, наносимого природной среде средствами массовой информации. В этот момент необходимо уделить особое внимание изучению и учету мнения общественности. Потому что, прежде всего, общественное мнение - это социальное явление, выражающее не только точку зрения отдельного человека, группы или определенных социальных слоев, но и волю, настроение, цели и стремления всего общества.

Также своеобразие характера и менталитета народа проявляется в общественном мнении. Так, по мнению общественности, выражаются такие качества, как отношение людей к природе и окружающей среде, древнейшая любовь к земле, воде, воздуху и огню. В этом смысле, если общественное мнение указывает на уровень экологической культуры, в то же время посредством общественного воздействия создаются весьма благоприятные условия для внедрения в сознание и поведение каждого индивидуума представления о чистой экологической среде.

Общественное мнение у узбеков формируется в первую очередь по соседству. Махалля - уникальное и неповторимое социальное явление, в основном свойственное узбекскому народу и нации. Соседская жизнь — это существование. Его важная роль заключается в том, что соседство с детства прививает человеку чувство бережного отношения к природной среде. С этой точки зрения, «после обретения Узбекистаном подлинной независимости восстанавливаются исторические традиции узбекского народа, принимаются меры на всех уровнях по восстановлению демократического органа самоуправления, такого как соседство, которое в настоящее время приобрел новый смысл». Потому что люди старшего поколения, проживающие во всех микрорайонах Узбекистана, знают

нравственные и духовные ценности прошлого и трансформируют их в молодежь. На Востоке издревле высок престиж старейшин и тренеров. Поэтому пожилые люди, понимающие важность и жизнеспособность реализуемых в нашей стране изменений, могут внести весомый вклад в решение актуальных экологических проблем, а также, на наш взгляд, в формирование и развитие экологической этики подрастающего поколения в нашей стране. По сути, микрорайон - это место обучения и воспитания, мощная крепость, сохраняющая природную среду, в которой он живет, и, так сказать, наиболее эффективная школа экологической этики и культуры.

Вопросы экологизации не могут быть решены без этических принципов, этико-экологической культуры, этико-гражданско-экологических принципов, этико-экологической деятельности. Исходя из этого, можно сказать, что нравственная основа включает в себя мировоззрение, мировоззренческие и нравственные нормы, веру и обеспечивает проявление человека как личности, то есть как гражданина или общественного деятеля. Целостность этико-экологической культуры выражается в экологических знаниях человека, этическом отношении к природе, взаимной пропорциональности и закономерности этико-экологического поведения и деятельности.

Таким образом, методологической основой этико-экологической культуры является целое философское учение. Вообще говоря, в основе этого философского учения лежит отношение человека к природе, высокоуровневая деятельность, основанная на любви к окружающей среде. По своей сути это означает единство и гармонию отношений между природой и обществом, между человеком и природой. Об этом писали философы античного мира (Эпикур и др.), основавшие теорию этики. В гармонии с природой человек совершенствуется физически, социально и духовно. Поэтому важно развивать экологическое нравственное сознание и культуру в связи с формами общественного сознания, которое проявляется как выражение социально-экологического поведения людей и принципов отношения к ценностям, представляет собой гармонию между «человеком -природой-общество».

Необходимость исследования методологических основ эколого-этической культуры вытекает из социальной задачи человека и общества. Человек и общество несут ответственность за сохранение и защиту окружающей среды, природных и социальных ресурсов в целом. Этого можно достичь только путем воспитания людей в области экологической этики и культуры. Воспитание экологической нравственной культуры человека является важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества, рациональное природопользование, важным направлением решения существующих экологических проблем. Именно поэтому вопрос экологической этики и культурного воспитания является одним из важных

путей решения проблем, угрожающих человечеству, в том числе жизни народа Узбекистана.

Демократичность управления отношениями «природа-общество-человек» и совместимость с гуманистическими принципами проявляются на уровне общечеловеческих экологических нравственных ценностей. В частности, способность контролировать природоохранную деятельность людей является важным критерием, определяющим ее демократичность. При этом политические институты общества, особенно государства, должны быть его правовой и нравственной гарантией. То есть функция государства заключается в регулировании правовых и этических критериев управления отношениями «природа-общество-человек» через структурные элементы общества, а эффективность институциональной системы управления природоохранной деятельностью зависит от организации по морально-этическим критериям. Потому что, если этические критерии и правовые законы экологической деятельности четко не определены, не может быть и речи о соразмерности системы.

Таким образом, интеграция и глобализация национальных и общечеловеческих экологических нравственных ценностей в управлении отношениями «природа-общество-человек» является объективной закономерностью устойчивого экологического развития в современный период и становится приоритетным фактором, определяющим его историческую направленность и перспективы цивилизации. Однако объективность этого процесса не исключает субъективных факторов, напротив, общечеловеческие экологические нравственные нормы являются необходимым условием охраны природы.

во-первых, управление отношениями «природа-общество-человек» в любом обществе представляет собой сложно-системный процесс, требующий функциональной связи социальной, экономической, политической, духовной составляющих в рамках цели охраны природной среды; во-вторых, политика управления отношениями «природа-общество-человек» основывается на нравственных нормах, проявляет свой демократический характер, гуманистическую сущность и считается фактором устойчивого экологического развития; в-третьих, универсализация и глобализация духовно-нравственных норм в управлении отношениями «природа-общество-человек» есть общий закон экологического развития; в-четвертых, эффективность управления природоохранной деятельностью на основе нравственных норм зависит от уровня развития институциональной системы развития духовно-культурного уровня членов общества; в-пятых, в рамках общей цели управления отношениями «природа-общество-человек»: правовые нормы, политические акты, нравственные нормы, взаимная гармония религиозных ценностей обеспечивают его эффективность; в-шестых, глобализация экологических отношений требует универсальных этических норм и

нормативных критериев оценки, определяющих перспективу ее устойчивого развития; в-седьмых, теоретико-методологические основы управления экологическими отношениями в любой исторический период развиваются в соответствии с необходимостью гармонизации отношений «природа-общество-человек»; В-восьмых, рациональная организация институциональной системы социального контроля в управлении отношениями «природа-общество-человек» и основа их функциональной координации на этических нормах служат устойчивому экологическому развитию; в-девятых, эффективность управления отношениями «природа -общество-человек» зависит от рациональной организации информационного обмена между его объектами и субъектами.

Использованные источники:

1. Каримов И. Юксак маънавият - енгилмас куч. -Тошкент: "Маънавият", 2008, -Б. 52.

2. Чориев С. Экологик сиёсат ва шахс баркамоллиги. //Экологический вестник. — 1999. — № 1-2. - С. 9.

3. Карлов Ю.С. Личность в системе «природа — общество" — М., 1996, — С.

4. Убайдуллаев Г. Будущее не мыслимо без образования. //Экономика и статистика. — 1998. -№4. — С. 72—73.

5. Эргашев У. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ СОБСТВЕННИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА //Збiрник наукових праць АОШ£. - 2021.

6. Ergashev U. A. Relationship with religion in Uzbekistan //Экономика и социум. - 2020. - №. 5-1. - С. 37-39.

7. Ulug'bek E. MILLIY QADRIYATLAR TIZIMI VA ULARNING JAMIYAT HAYOTIDA NAMOYON BO 'LISH XUSUSIYATLARI //Yosh Tadqiqotchi Jurnali. - 2022. - Т. 1. - №. 4. - С. 883-889.

8. Эргашев У. А. Ёшлар маънавий иммунитетини ривожлантириш жамият тараккиётининг асоси //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 1. - С. 17651768.

9. Тухтаров И., Эргашев У., Умурзаков А. МАФКУРАВИЙ ОМИЛЛАР ВА ЁШЛАР ТАФАККУРИ //Yosh Tadqiqotchi Jurnali. - 2022. - Т. 1. - №. 4. -С. 94-100.

10. Ergashev U. A., Umurzakov A. M. Problems of the impact of environmental problems on human life //Экономика и социум. - 2020. - №. 8. - С. 22-25.

11. Хошимов С. С. ВАН ЯН МИН ФАЛСАФИЙ ТАЪЛИМОТИНИНГ МАЪНАВИЙ-АХЛОКИЙ ВА ГНОСЕОЛОГИК КДРРАЛАРИ //Academic research in educational sciences. - 2020. - №. 3. - С. 771-776.

12. Умурзаков А. М. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЕРЫ //Экономика и социум. - 2021. - №. 4-2. - С. 507-510.

13. Usmonova M. A. ABOUT SOME ASPECTS OF FAMILY EDUCATION //Экономика и социум. - 2021. - №. 3-1. - С. 341-343.

14. Khoshimov S. S. THOUGHTS ABOUT HUMAN NATURE IN CHINESE PHILOSOPHICAL THINKING AND THEIR INTERPRETATION IN THE IDEAS OF WANG YAN MIN //Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2020. - T. 2. - №. 1. - C. 173-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.