Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРИ ОСВОЕНИИ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО» И «АРКТИЧЕСКОГО» ГЕКТАРА'

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРИ ОСВОЕНИИ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО» И «АРКТИЧЕСКОГО» ГЕКТАРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закон о «дальневосточном гектаре» / дальневосточный гектар / арктический гектар / промышленные отходы / твердые коммунальные отходы / коренные малочисленные народы / проект «Чистая Арктика» / «On the Far Eastern hectare» Law / Far Eastern hectare / arctic hectare / industrial waste / solid household waste / indigenous small-numbered peoples / «Clean Arctic» Project

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машкова Татьяна Юрьевна

Одной из актуальных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации на современном этапе является реализация долгосрочной программы переселения граждан на удаленные дальневосточные и арктические территории страны. Но почти шестилетний период действия специального «дальневосточного» законодательного акта не показал высокие результаты. Одной из многочисленных причин этого, по мнению автора, выступает недостаточный учет земель, загрязненных отходами производства и потребления, в Федеральной информационной системе «надальнийвосток.рф» (далее – ФИС), в которой земельные участки для граждан – потенциальных обладателей дальневосточного гектара и арктического гектара – представлены как пригодные для освоения. Цель: анализ правовых и социально-экологических проблем, связанных с освоением программ «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар», загрязнением земель производственными и коммунальными (или бытовыми) отходами, «накопленным экологическим вредом» Арктической зоны России. Методы: сравнения, описания, формальной и диалектической логики, юридико-догматический и толкования правовых норм. Результаты: исследование позволило выявить недостатки организационно-разрешительной деятельности муниципальных и региональных властей дальневосточных и арктических регионов, органов Росреестра, связанные с реализацией программ «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар». С одной стороны, для их устранения требуется уточнение и корректировка местоположения указанных в ФИС земельных участков, выделенных для реализации прав граждан на дальневосточный гектар и арктический гектар. С другой стороны, из исследования вытекает необходимость более полного выявления территорий с накопленным экологическим вредом и утилизации отходов производства и потребления, а также корректировки регионального законодательства с целью недопущения выделения под программу «Дальневосточный гектар» территорий, ранее используемых для размещения отходов производства и потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WASTE MANAGEMENT PROBLEMS IN THE «FAR EASTERN» AND «ARCTIC» HECTARE DEVELOPMENT

Currently, one of the urgent socioeconomic and demographic tasks of the Russian Federation is the implementation of a longterm program for the resettlement of citizens to remote Far Eastern and Arctic territories of the country. Nevertheless, the almost six-year period of the special «Far Eastern» legislative act has not shown good results. One of the numerous reasons for this, according to the author, is the insufficient accounting of lands contaminated by production and consumption waste in the Federal Information System «nadalniyvostok. rf» (hereinafter – FIS), in which land plots for citizens – potential owners of Far Eastern hectares and Arctic hectares – are presented as suitable for development. Purpose: to analyze legal and socio-environmental problems related to the development of the «Far Eastern hectare» and «Arctic hectare» programs, land pollution by industrial and municipal (or household) waste, «accumulated environmental harm» of the Arctic zone of Russia. Methods: comparison, description, formal and dialectical logic, legal-dogmatic and interpretation of legal norms. Results: the study reveals the shortcomings of organizational and licensing activities of municipal and regional authorities of the Far Eastern and Arctic regions, as well as the Federal Registration Service (Rosreestr) bodies related to the implementation of the «Far Eastern hectare» and «Arctic hectare» programs. On the one hand, in order to eliminate the identified problems, it is necessary to clarify and adjust the location of the land plots designated in the FIS for the realization of citizens’ rights to the Far East hectare and Arctic hectare. On the other hand, the study highlights the need to better identify the areas of accumulated environmental damage and production and consumption waste disposal, as well as to adjust the regional legislation to avoid the allocation to the «Far East Hectare» program of territories previously used for the production and consumption waste disposal.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРИ ОСВОЕНИИ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО» И «АРКТИЧЕСКОГО» ГЕКТАРА»

Научная статья УДК 349.4, 349.6 DOI 10.33184/pravgos-2023.4.8

Original article

МАШКОВА Татьяна Юрьевна

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Москва, Россия; e-mail: t_mashkova@miigaik.ru

MASHKOVA Tatyana Yuryevna

Moscow State University of Geodesy and Cartography (MIIGAiK), Moscow, Russia.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРИ ОСВОЕНИИ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО» И «АРКТИЧЕСКОГО» ГЕКТАРА

WASTE MANAGEMENT PROBLEMS IN THE «FAR EASTERN» AND «ARCTIC» HECTARE DEVELOPMENT

Аннотация. Одной из актуальных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации на современном этапе является реализация долгосрочной программы переселения граждан на удаленные дальневосточные и арктические территории страны. Но почти шестилетний период действия специального «дальневосточного» законодательного акта не показал высокие результаты. Одной из многочисленных причин этого, по мнению автора, выступает недостаточный учет земель, загрязненных отходами производства и потребления, в Федеральной информационной системе «надальнийвостокрф» (далее - ФИС), в которой земельные участки для граждан - потенциальных обладателей дальневосточного гектара и арктического гектара - представлены как пригодные для освоения. Цель: анализ правовых и социально-экологических проблем, связанных с освоением программ «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар», загрязнением земель производственными и коммунальными (или бытовыми) отходами, «накопленным экологическим вредом» Арктической зоны России. Методы: сравнения, описания, формальной и диалектической логики, юридико-догматический и толкования правовых норм. Результаты: исследование позволило выявить недостатки организационно-разрешительной деятельности муниципальных и региональных властей дальневосточных и арктических регионов, органов Росреестра, связанные с реализацией программ «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар». С одной стороны, для их устранения требуется уточнение и корректировка местоположения указанных в ФИС земельных участков, выделенных для реализации прав граждан на дальневосточный гектар и арктический гектар. С другой стороны, из исследования вытекает необходимость более полного выявления территорий с накопленным экологическим

Abstract. Currently, one of the urgent socioeconomic and demographic tasks of the Russian Federation is the implementation of a long-term program for the resettlement of citizens to remote Far Eastern and Arctic territories of the country. Nevertheless, the almost six-year period of the special «Far Eastern» legislative act has not shown good results. One of the numerous reasons for this, according to the author, is the insufficient accounting of lands contaminated by production and consumption waste in the Federal Information System «nadalniyvostok. rf» (hereinafter - FIS), in which land plots for citizens - potential owners of Far Eastern hectares and Arctic hectares - are presented as suitable for development. Purpose: to analyze legal and socio-environmental problems related to the development of the «Far Eastern hectare» and «Arctic hectare» programs, land pollution by industrial and municipal (or household) waste, «accumulated environmental harm» of the Arctic zone of Russia. Methods: comparison, description, formal and dialectical logic, legal-dogmatic and interpretation of legal norms. Results: the study reveals the shortcomings of organizational and licensing activities of municipal and regional authorities of the Far Eastern and Arctic regions, as well as the Federal Registration Service (Rosreestr) bodies related to the implementation of the «Far Eastern hectare» and «Arctic hectare» programs. On the one hand, in order to eliminate the identified problems, it is necessary to clarify and adjust the location of the land plots designated in the FIS for the realization of citizens' rights to the Far East hectare and Arctic hectare. On the other hand, the study highlights the need to better identify the areas of accumulated environmental damage and

© Машкова Т.Ю., 2023

71

вредом и утилизации отходов производства и потребления, а также корректировки регионального законодательства с целью недопущения выделения под программу «Дальневосточный гектар» территорий, ранее используемых для размещения отходов производства и потребления.

Ключевые слова: закон о «дальневосточном гектаре», дальневосточный гектар, арктический гектар, промышленные отходы, твердые коммунальные отходы, коренные малочисленные народы, проект «Чистая Арктика»

Для цитирования: Машкова ТЮ. Проблемы обращения с отходами при освоении «дальневосточного» и «арктического» гектара / ТЮ. Машкова. - DOI 10.33184/pravgos-2023.4.8 // Правовое государство: теория и практика. - 2023. - № 4. - С. 71-77.

production and consumption waste disposal, as well as to adjust the regional legislation to avoid the allocation to the «Far East Hectare» program of territories previously used for the production and consumption waste disposal.

Keywords: «On the Far Eastern hectare» Law, Far Eastern hectare, arctic hectare, industrial waste, solid household waste, indigenous small-numbered peoples, «Clean Arctic» Project

For citation: Mashkova TYu. Waste management problems in the «Far Eastern» and «Arctic» hectare development. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2023, no. 4, pp. 71-77 (In Russian). DOI 10.33184/pravgos-2023.4.8.

Правовая специфика многолетней Государственной земельно-переселенческой программы «Дальневосточный гектар»

Программа переселения российских граждан в отдаленные районы Дальнего Востока, для реализации которой был принят специальный Федеральный закон 1 (далее - закон о «дальневосточном гектаре», ФЗ № 119, «дальневосточный» закон), действует уже более 6 лет. Однако реальные результаты ее реализации далеки от прогнозов и ожиданий запланированных темпов переселения граждан на удаленные территории страны, хотя география программы постоянно расширяется. Первоначальное применение «дальневосточного» закона, ограниченное территориями девяти субъектов Российской Федерации, в настоящее время распространено на 18 российских регионов (с учетом присоединения к ранее существовавшим 9 сибирским субъектам Республики

1 Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru>71388648/ (дата обращения: 26.10.2023).

Бурятия и Забайкальского края)2, а также арктические территории нескольких северных регионов страны3 .

Законом о «дальневосточном гектаре» внесены серьезные изменения в традиционные земельно-правовые отношения, предусмотренные ЗК РФ. Программа предоставляет потенциальным обладателям пустующих дальневосточных и арктических земель страны однократное право получения в безвозмездное пользование земельного участка как из состава земель сельскохозяйственного назначения, так и лесного фонда, а в отдельных случаях - земель населенных пунктов из разряда государственной или муниципальной собственности.

2 О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 : Указ Президента РФ от 03.11.2018 № 632 [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru>acts/bank/43719 (дата обращения: 26.10.2023).

3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об

особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части предоставления гражданам «арктического гектара» : Федеральный закон от 28.06.2021 № 226-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru>document/cons_doc_LAW_388478/

(дата обращения: 26.10.2023).

72

Для ускорения темпов реализации дальневосточной переселенческой программы в 2021 г. в закон о «дальневосточном гектаре» внесены изменения, позволяющие после успешного освоения земельного участка выделять дополнительно еще по гектару дальневосточной земли в расчете на каждого переселенца4. Кроме того, для увеличения привлекательности программы заселения пустующих дальневосточных и арктических земель также предложено усилить льготное кредитование и другие преференции.

Дополнительной инновацией закона о «дальневосточном гектаре» стали изменения, внесенные в ст. 1, 2, 4 ФЗ № 119, позволившие применять «дальневосточный» закон не только для российских граждан, но и для граждан зарубежных стран, имеющих статус участников Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию зарубежных соотечественников5. Более подробно о преференциях правового и организационного характера, в том числе о мерах государственной поддержки, а также о проблемах применения закона о «дальневосточном гектаре» говорится в других публикациях автора [1; 2].

Таким образом, несмотря на усиливающиеся меры поддержки «дальневосточной» программы, ее результаты довольно скромные: за 6 лет на Дальний Восток переехало немногим более 108 тыс. переселенцев, хотя заявлений

4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части закрепления дополнительных земельных участков : Федеральный закон от 28.06.2021 № 226-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru>document/cons_doc_LAW_388478/ (дата обращения: 26.10.2023).

5 О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части предоставления земельных участков соотечественникам : Федеральный закон от 27.12.2018 № 503-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: kremlm.rmacts/ bank/43927 (дата обращения: 26.10.2023).

подано почти вдвое больше. Программа «Арктический гектар» действует чуть более года, а заявки на начало освоения участков на арктических территориях уже подали около 10 тыс. граждан6.

Проблемы накопленных отходов производства и потребления как препятствие реализации «дальневосточной» программы

Среди причин невысокого результата переселения можно выделить многокомпонентную проблему, связанную с обращением с отходами производства и потребления. Так, в Читинской области на территории, выделенной на окраине сельского поселения Бургень для размещения подросткового лагеря для военно-патриотического воспитания по программе «Дальневосточный гектар», обнаружилась свалка7. Оказалось, что при закреплении земельного участка через специально созданный Минвостокразвития для реализации программы информационный ресурс не было учтено, что когда-то на этом участке была мусорная свалка. В дело вмешалась Читинская межрайонная природоохранная прокуратура, внесшая представление органам местного самоуправления района, а также направившая в суд иск о признании незаконным бездействие муниципальных властей в сфере обращения с отходами. После этого границы земельного участка для лагеря были скорректированы. При этом Генеральная прокуратура РФ взяла ситуацию на контроль и поручила подведомственным надзорным органам выявлять подобные случаи.

Еще более вопиющий случай произошел под Хабаровском, где под выделение участков попала территория бывшего Хорского биохимического комбината. Прилегающая к предприятию зеленая зона была превращена в масштабную несанкционированную свалку отходов комбината. Таким образом, на терри-

6 Мишустин предложил продлить право получить арктический и дальневосточный гектар [Электронный ресурс]. URL: rg.ru (дата обращения: 13.10.2022).

7 ДВ-гектар с мусором под Читой заменили после вмешательства Генпрокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.mkchita.ru/ social/2021/06/23/dvgektar-s-musorom-pod-chitoy-izmenili-posle-vmeshatelstva-genprokuratury-rf. html?ysclid=lpcutlfrqm935812347 (дата обращения: 01.11.2023).

73

тории, выделенной под программу «Дальневосточный гектар», оказались промышленные отходы предприятия биохимической промышленности. И в этом случае для замены выделяемых участков и устранения нарушений потребовалось вмешательство прокуратуры и прочих уполномоченных органов Хабаровского края (краевого Министерства земельных и имущественных отношений)8.

На юге острова Сахалин, на берегу Анив-ского залива Охотского моря, вблизи пляжа, предназначенного для массового отдыха, муниципальные власти выделили местным жителям в качестве дальневосточных гектаров земельные участки, на которых ранее была размещена масштабная свалка. После коллективного обращения местного населения в органы Росприроднадзора муниципальные власти Анивского городского округа предложили пользователям земельных участков самим очистить пляж от мусора (а это около 3 тыс. м2)9.

Подобных примеров, связанных с выделением дальневосточных земель, загрязненных отходами производства и потребления, немало. Понятно, что эти факты дискредитируют государственную дальневосточную переселенческую программу, следовательно, должны более тщательно контролироваться надзорными органами. Поэтому заинтересованным субъектам необходимо учитывать возможности развития регионального законодательства, предусмотренные нормами п. 2 ст. 2 «дальневосточного» закона. В частности, у причастных субъектов Российской Федерации имеется возможность издания законов или иных нормативно-правовых актов, в которых «могут быть определены территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование», а п. 3.2 этой же статьи предусматривает необходимость описания местоположения таких «запретных» территорий. Следовательно, приведенные факты указывают на недостаточность проработки регионального законодательства, регулирующего, наряду

8 Выданный жителю поселка под Хабаровском «дальневосточный гектар» превратили в свалку [Электронный ресурс]. URL: dvnovosti.ru2017/08/0l/69932 (дата обращения: 26.10.2023).

9 На Сахалине «дальневосточные гектары» выдали

на земле с мусором [Электронный ресурс]. URL: trud-ost.

ru>?p=527193 (дата обращения: 01.1l.2023).

с федеральным законом, отдельные вопросы переселенческой программы. Региональным законодателям целесообразно заняться доработкой своих нормативных актов с внесением соответствующих изменений, препятствующих земельно-правовым нарушениям, то есть необходимо законодательно закрепить невозможность выделения по программе «Дальневосточный гектар» территорий, ранее используемых для разных видов обращения как с коммунальными, так и с промышленными отходами, особенно для размещения полигонов отходов и несанкционированных свалок.

Еще один пример связан с тем, что муниципалитеты дальневосточных территорий не всегда могут знать, какую именно деятельность организует обладатель земельного участка. Ведь все процедуры оформления происходят в автоматическом режиме через информационный портал «надальнийвосток. рф». Потенциальный переселенец уведомляет местные власти о видах деятельности, которыми он планирует заниматься, то есть изначально, на этапе регистрации участка, возможен выбор только легальной, узаконенной деятельности. Однако отдельные претенденты решили использовать послабляющие нормы ФЗ № 119 для организации экологически опасной деятельности в обход экологического законодательства.

Так, московский бизнесмен заявил свою деятельность как «складские площадки, недропользование, нефтехимическая и строительная промышленность», что на начальном этапе не противоречило нормам действующего законодательства, так как его земельный участок располагается в производственной зоне поселка Горячие Ключи на острове Итуруп Сахалинской области10. Однако позже предприимчивый обладатель дальневосточного участка вознамерился использовать его иначе, обойдя с помощью норм «дальневосточного» закона обязательные процедуры, требуемые для размещения экологически опасного объекта по хранению промышленных отходов 3-го класса опасности (буровых и нефтяных шламов). В частности, для размещения подобного объекта требуется положительное

10 Дальневосточный гектар: как делают экологически опасный бизнес на бесплатной земле [Электронный ресурс]. URL: ECOportal.su>news/view/109022.html (дата обращения: 26.10.2023).

74

заключение государственной экологической экспертизы. Поскольку на острове работают такие крупные отечественные нефтеком-пании, как «Роснефть» и «Газпромнефть», а также зарубежные (Shell, ExxonMobil), то проблема промотходов, особенно бурового и нефтяного шлама, стоит на Сахалине особенно остро. Но подобную деятельность нельзя отнести к недропользованию и иным заявленным видам деятельности предпринимателя. Только вмешательство природоохранных и правоохранительных органов не позволило реализовать размещение экологически опасного объекта под прикрытием освоения программы «Дальневосточный гектар».

Таким образом, для недопущения нарушений, связанных с потенциальным несанкционированным накоплением и хранением опасных промышленных отходов, особенно в регионах активной нефтедобычи, требуется организация систематического контроля за видами деятельности, которыми планируют заниматься участники программы «Дальневосточный гектар».

ОсоБЕнности программы «Арктический гектар»

Для реализации программы «Полярный гектар», или «Арктический гектар», часть норм «дальневосточного» закона была из-менена11. Наиболее значимым отличием является возможность получения земельных участков Арктической зоны, непосредственно примыкающих или даже входящих в территорию городов. Другое важное отличие - участие в организационных вопросах программы специально созданного в 2020 г. Общественного совета Арктической зоны. Так, в согласовании выделения конкретных участков помимо властей каждого субъекта Российской Федерации участвует этот совещательно-консультативный орган при Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Основными задачами Общественного совета Арктической зоны, в состав которого входят ис-

11 О внесении изменений в ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков...» в части предоставления гражданам «арктического гектара» : Федеральный закон от 28.06.2021 № 226-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: docs.cntd.ru>document/420387763 (дата обращения: 26.10.2023).

ключительно представители общественных и некоммерческих организаций, являются: мониторинг взаимодействия резидентов Арктической зоны с коренными малочисленными народами Российской Федерации, участие в разработке мероприятий по защите хрупкой окружающей среды Арктической зоны, выработка предложений по повышению эффективности управления Арктической зоной. Важной новаторской нормой «дальневосточного» закона для реализации арктической программы можно рассматривать учет особенностей деятельности коренных малочисленных народов (далее - КМН). Эти нормы особенно актуальны для таких северных регионов, как республики Коми и Карелия, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, так как синхронизованы с требованиями соответствующего закона - Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ, обеспечивающего гарантии прав российских КМН12.

Однако по ряду рассмотренных далее причин территории указанных регионов, как и большинства северных территорий, не пользуются спросом у потенциальных обладателей арктического гектара, так как только малая часть арктических земель может быть использована в хозяйственной деятельности по объективным причинам. Несмотря на то что территория полуострова Ямал по площади превосходит Францию, огромная его часть -это малодоступные участки в виде лесотундры и тундровых болот. Кроме того, огромные участки полуострова выведены из оборота, так как на них находятся месторождения углеводородов (11 газовых и 15 нефтегазо-конденсатных месторождений), а также Государственный природный заказник регионального значения «Ямальский», что весьма ограничивает возможности выделения арктического гектара.

Аналогичная картина складывается и на другом крупнейшем полуострове страны, Таймыре, который расположен в Красноярском крае и является самой северной материковой частью российской суши. Здесь тоже сосредоточены крупнейшие месторождения углево-

12 О гарантиях прав коренных малочисленных

народов Российской Федерации : Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: docs.cntd.ru>document/901732262 (дата обращения: 01.11.2023).

75

дородов и находится один из самых больших природных биосферных заповедников страны - «Таймырский». По причинам нередко случающихся разливов нефти и других неблагоприятных факторов (превышений ПДК по загрязнениям атмосферного воздуха) ограниченные земельные участки территорий этих полуостровов, которые могут быть получены по программе «Арктический гектар», потенциальными заявителями не востребованы [3].

Таким образом, не только суровые климатические условия, но и экологические факторы, иные социально-экономические причины не способствуют активному и эффективному запуску программы «Арктический гектар» в таких северных регионах, как Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ и Красноярский край. Хотя именно в этих регионах сконцентрирована традиционная хозяйственная деятельность КМН, указанные регионы показывают самую низкую конкуренцию среди потенциальных обладателей дальневосточного гектара.

Получению гражданами арктического гектара не способствуют выделенные к освоению территории, где раньше велась интенсивная сельскохозяйственная и промышленная деятельность. Так, на полуострове Таймыр за десятилетия эксплуатации накоплена колоссальная концентрация промышленных отходов от производств «Норильского никеля», который к тому же не привык строго соблюдать экологические нормы. Земельные участки по программе «Арктический гектар» в Воркуте предусмотрены к выделению в местах заброшенных шахтерских поселков и интенсивного развития в советские годы сельскохозяйственных ферм, промплощадок объединения «Воркутауголь»13. Подобные примеры не могут способствовать возрождению деградирующих территорий моногородов Крайнего Севера.

Кроме того, полигоны и свалки твердых бытовых и промышленных отходов, занимающие огромные площади северных территорий, не только существенно влияют на изменение полярных ландшафтов, но и оказывают серьезное негативное воздействие на хруп-

13 Развитию арктического гектара мешает коррупция [Электронный ресурс]. URL: https://spb.octagon. media/politika/razvitiyu_arkticheskogo_gektara_meshaet_ korrupciya.html?ysclid=lpcupo3wxi22169422 (дата обращения: 18.10.2023).

кую северную природу, формируют неблагоприятную окружающую среду. Для недопущения подобных случаев наложения земельных участков, выделяемых претендентам, с территориями, занятыми свалками, следует более тщательно отслеживать внесение земельных участков в ФИС, а также в региональном законодательстве, принимаемом в соответствии с п. 3.7 ст. 2 ФЗ № 119, указывать конкретные местоположения территорий, запрещенных к выделению.

Ликвидация «накопленного вреда» как импульс развития программы «Арктический гектар»

На популярность и востребованность программы «Арктический гектар» положительный эффект может оказать волонтерский проект «Чистая Арктика»14, а также более объемный национальный проект «Чистая страна»15. Только за 2021 г. с арктических территорий страны вывезено более 1,5 тыс. тонн отходов, в том числе емкостей с отработанным топливом, пластика, покрышек и прочих бытовых и промышленных отходов. При этом только на арктических территориях Якутии было накоплено более 4 млн тонн металлолома, а предполагаемые затраты на его утилизацию оцениваются более 60 млрд рублей. Подобная «уборка» арктической зоны, главной задачей которой является ликвидация накопленного за многие годы вреда и утилизация отходов, инициирована общественностью и поддержана на государственном уровне серьезными организационными мерами и финансовыми вложениями. При этом планируется восстановить более 100 гектаров разрушенных и захламленных арктических земель.

Есть надежда, что указанные меры правового, организационного, социально-экономического и экологического характера смогут повысить привлекательность программ «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар», что позволит качественно улучшить демографическую ситуацию в удаленных регионах страны и в целом в России.

14 О проекте «Чистая Арктика» [Электронный ресурс]. URL: eco-projects.rmprojects/arctic/about/index. html (дата обращения: 18.10.2023).

15 «Чистая страна» - Национальный проект Экология [Электронный ресурс]. URL: ecologyofrussia.ru (дата обращения: 18.10.2023).

76

Список источников

1. Злотникова Т.В. Современные правовые механизмы освоения дальневосточных территорий / Т.В. Злотникова, Т.Ю. Машкова // Современные тенденции развития экологического, земельного и аграрного права : материалы международной научно-практической конференции (Москва, ИГП РАН, 19 июня 2018 г.) / отв. ред. В.В. Устюкова, Т.В. Редникова, О.А. Самончик, Ю.А. Каспрова. - Москва : ИГП РАН, 2018. - С. 331-335.

2. Машкова Т.Ю. Безвозмездное использование земель: новые управленческо-правовые и социально-экономические механизмы / Т.Ю. Машкова // Вестник Удмуртского университета. - 2020. - Т. 30, № 3. - С. 412-417.

3. Гребенец В.И. Проблема размещения отходов в арктических регионах России / В.И. Гребенец, В.А. Тол-манов, А.Г. Хайрединова // Проблемы региональной экологии. - 2019. - № 3. - С. 63-67 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razmescheniya-othodov-v-arkticheskih-regionah-rossii (дата обращения: 01.11.2023 ).

Информация об авторе

References

1. Zlotnikova T.V., Mashkova T.Yu. Modern legal mechanisms for the development of Far Eastern territories. In Ustyukova V.V., Rednikova T.V., Samonchik O.A., Kasprov Yu.A. (eds.). Modern trends in the development of environmental, land and agricultural law. Materials of the international scientific and practical conference (Moscow, IGP RAS, June 19, 2018). Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences Publ., 2018, pp. 331-335. (In Russian).

2. Mashkova T.Yu. Gratuitous utilization of land: new management and legal, social economic mechanisms. Vestnik Udmurtskogo universiteta = Bulletin of Udmurt University, 2020, vol. 30, no. 3, pp. 412-417. (In Russian).

3. Grebenets V.I., Tolmanov V.A., Khairedinova A.G., Yurov F.D. Issues of waste disposal in the Russian Artic regions. Problemy regional'noj ekologii = Regional Environmental Issues, 2019, no. 3, pp. 63-67. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razmescheniya-othodov-v-arkticheskih-regionah-rossii.

Машкова Татьяна Юрьевна - старший преподаватель кафедры земельного права и государственной регистрации недвижимости.

Information about the Author

Mashkova Tatyana Yuryevna - Senior Lecturer of the Department of Land Law and State Registration of Real Estate.

Статья поступила в редакцию 20.10.2023; одобрена после рецензирования 24.11.2023; принята к публикации 25.11.2023. The article was submitted 20.10.2023; approved after reviewing 24.11.2023; accepted for publication 25.11.2023.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.