Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-АРКТИЧЕСКИХ ГЕКТАРОВ" В СОБСТВЕННОСТЬ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-АРКТИЧЕСКИХ ГЕКТАРОВ" В СОБСТВЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
"ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-АРКТИЧЕСКИЙ ГЕКТАР" / ДОГОВОР БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ОСНОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ "ГЕКТАРА" В СОБСТВЕННОСТЬ / ОТКАЗ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ "ГЕКТАРА" В СОБСТВЕННОСТЬ / КРИТЕРИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самончик Ольга Анатольевна

В статье показаны особенности предоставления «дальневосточно-арктических гектаров» гражданам в собственность, выделены отличия в получении в собственность земельных участков из состава земель лесного фонда. Особое внимание уделено критериям использования земельных участков и основаниям отказа в предоставлении «гектара» в собственность. Предложены направления совершенствования законодательства в исследуемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL GROUNDS FOR OBTAINING OWNERSHIP OF "FAR EASTERN-ARCTIC HECTARES"

The article shows the peculiarities of granting «Far Eastern-Arctic hectares» to citizens in ownership, the differences in obtaining ownership of land plots from the forest fund lands are highlighted. Special attention is paid to the criteria for the use of land plots and the grounds for refusing to grant «hectare» in ownership. The directions of improving legislation in the studied area are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-АРКТИЧЕСКИХ ГЕКТАРОВ" В СОБСТВЕННОСТЬ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_49 УДК 349.41

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-АРКТИЧЕСКИХ ГЕКТАРОВ» В СОБСТВЕННОСТЬ Legal grounds for obtaining ownership of «Far Eastern-Arctic hectares»

САМОНЧИК Ольга Анатольевна,

кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН ). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: raps-07@mail.ru;

Samonchik Olga Anatolyevna,

PhD in law, senior research associate of the ecological, land and agrarian law department of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: raps-07@mail.ru

Краткая аннотация: в статье показаны особенности предоставления «дальневосточно-арктических гектаров» гражданам в собственность, выделены отличия в получении в собственность земельных участков из состава земель лесного фонда. Особое внимание уделено критериям использования земельных участков и основаниям отказа в предоставлении «гектара» в собственность. Предложены направления совершенствования законодательства в исследуемой области.

Abstract: the article shows the peculiarities of granting «Far Eastern-Arctic hectares» to citizens in ownership, the differences in obtaining ownership of land plots from the forest fund lands are highlighted. Special attention is paid to the criteria for the use of land plots and the grounds for refusing to grant «hectare» in ownership. The directions of improving legislation in the studied area are proposed.

Ключевые слова: «дальневосточно-арктический гектар», договор безвозмездного пользования, основания предоставления «гектара» в собственность, отказ в предоставлении «гектара» в собственность, критерии использования земельных участков.

Keywords: «Far Eastern-Arctic hectare», contract of gratuitous use, grounds for granting «hectare» ownership, refusal to grant «hectare» ownership, criteria for the use of land plots.

Для цитирования: Самончик О.А. Правовые основания для получения «дальневосточно-арктических гектаров» в собственность //Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 49-52. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_49.

For citation: Samonchik O.A. Legal grounds for obtaining ownership of "Far Eastern-Arctic hectares" // Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 49-52. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_49.

Статья поступила в редакцию: 13.08.2022

Земельное законодательство устанавливает случаи предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из таких случаев является предоставление в собственность так называемых «даль-невосточно-арктических гектаров». Согласно п. 9 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ гражданину в собственность бесплатно по решению уполномоченного органа может быть предоставлен земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] (далее - Закон № 119-ФЗ, Закон о «дальневосточно-арктическом гектаре»).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о «дальневосточно-арктическом гектаре» граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, имеют право на основании заявления получить однократно в безвозмездное пользование земельный участок размером не более одного гектара, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из перечисленных в ст. 1 настоящего Закона субъектов РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ или Арктическую зону РФ. Земельный участок («дальневосточно-арктический гектар», «гектар») предоставляется по договору в безвозмездное пользование на срок до пяти лет, при этом процедура его предоставления в Законе № 119-ФЗ значительно упрощена по сравнению с общим порядком предоставления земельных участков по земельному законодательству [2].

По истечении пятилетнего срока и при соблюдении определенных условий «дальневосточно-арктический гектар» может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно. Также гражданин может арендовать «гектар» на срок до 49 лет или приобрести его в собственность за плату, если площадь участка превышает один гектар (ч. 5 ст. 2, п. 2 ч. 9, п. 2 ч. 10 ст. 10). В этом случае цена по договору купли-продажи земельного участка рассчитывается как произведение указанного превышения площади участка и пятнадцати процентов его кадастровой стоимости, определенной исходя из указанного превышения площади участка. Надо отметить, что земельный участок, предоставленный в аренду, согласно ч. 13 ст. 10 Закона в любое время действия договора аренды может быть приобретен арендатором в собственность.

Получить в собственность «дальневосточный» или «арктический гектар» возможно также и до истечения пятилетнего срока договора безвозмездного пользования. При отсутствии оснований для отказа до окончания договора в собственность гражданину бесплатно (за плату, если площадь участка превышает один гектар) предоставляется земельный участок, на котором расположен принадлежащий гражданину объект

индивидуального жилищного строительства, соответствующий установленным требованиям, либо если гражданину предоставлен кредит на строительство объекта ИЖС с условием передачи земельного участка после регистрации права собственности на него в залог кредитной организации (ч. 6.1, 6.2 ст. 2 Закона № 119-ФЗ)

Что касается земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование для осуществления использования лесов в соответствии с п. 1 - 14 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ, то по истечении пятилетнего срока они предоставляются при отсутствии оснований для отказа только в аренду на срок до 49 лет (ч. 6 ст. 2 Закона № 119-ФЗ). Напомним, что Законом предусмотрена возможность использовать земельные участки из состава земель лесного фонда также для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, крестьянского (фермерского) хозяйства. В этом случае гражданин по своему желанию выбирает один из перечисленных видов разрешенного использования, а земельный участок из состава земель лесного фонда в упрощенном порядке переводится в другую категорию земель (ч. 6, 8.1 ст. 8 Закона № 119-ФЗ). При получении от гражданина уведомления о том, что им выбран вид разрешенного использования, предусматривающий, в частности, жилищное строительство или ведение садоводства, уполномоченный орган направляет в Росреестр сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель населенных пунктов. По истечении пятилетнего срока безвозмездного пользования такой земельный участок гражданин вправе получить в собственность, так как он не относится к землям лесного фонда.

Представляется, что установленный в Законе № 119-ФЗ упрощенный порядок перевода земельных участков из земель лесного фонда в иную категорию земель по желанию гражданина, не требующий даже принятия решения уполномоченного органа, не отвечает принципам земельного и лесного законодательства в области охраны лесов и земель лесного фонда. Как справедливо указывается в литературе, «использование лесов на земельных участках из состава земель лесного фонда само по себе является оправданным, однако выбор разрешенного использования лесов без учета требований лесохозяйственного регламента может привести к деградации и утрате средообразующего значения леса. Использование же земельного участка из состава земель лесного фонда для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или индивидуального жилищного строительства дает возможность возведения объектов капитального строительства, т.е. использовать лесной участок в качестве пространственного территориального базиса, что противоречит целевому назначению земель данной категории» [3].

Закон о «дальневосточно-арктическом гектаре» вовлекает в оборот земельные участки из земель лесного фонда, что не способствует соблюдению закрепленного в ст. 1 ЗК РФ принципа приоритета охраны земли как средства производства в лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Ограничение оборотоспособности лесных участков является одной из гарантий охраны, защиты и воспроизводства лесов. В Законе же установлен только запрет на совершение сделок с «дальневосточно-арктическими гектарами» с участием иностранных государств, международных организаций, иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства и юридических лиц с иностранным элементом (ст. 11).

В соответствии с ч. 6.1 ст. 8 Закона № 119-ФЗ граждане, которым предоставлены в безвозмездное пользование земельные участки из состава земель лесного фонда, несут предусмотренную ст. 62 ЛК РФ обязанность по лесовосстановлению. Согласно ч. 1 ст. 62 лесовосстанов-ление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

В Законе № 119-ФЗ не конкретизируется, касается ли эта норма только пользователей «гектаров», предоставленных для использования лесов, или она распространяется и на граждан, получивших земельные участки из земель лесного фонда, но использующих их по другим видам разрешенного использования с переводом лесных участков в земли иных категорий, о чем указывалось выше. В то же время ЛК РФ (ч. 2 ст. 63.1) предусмотрено, что лица, в интересах которых осуществляется перевод земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе, обязаны обеспечить лесовосстановление на площади, равной площади лесных земель, исключаемых из состава земель лесного фонда.

Как следует из лесного законодательства, процедура лесовосстановления достаточно непростая. Так, искусственное лесовосстановление представляет собой деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений, в том числе посев, посадку саженцев, агротехнический уход за лесными насаждениями (рыхление почвы, уничтожение или предупреждение появления нежелательной растительности и т.д.), выполнением иных мероприятий, предусмотренных правилами лесовосстановления [4] (ч. 3 ст. 62 ЛК). Представляется, что осуществление лесовосстановления для владельцев «гектаров» из земель лесного фонда, переведенных в иные категории земель, может быть весьма затруднительно, поскольку им, прежде всего, необходимо освоить предоставленный земельный участок в течение пяти лет в соответствии с выбранным видом разрешенного использования.

Согласно Закону № 119-ФЗ арендатор земельного участка из земель лесного фонда имеет право получить этот участок в собственность бесплатно (за плату, если площадь участка свыше гектара). Для этого по истечении десяти лет со дня заключения договора аренды (но до дня окончания срока действия договора аренды) гражданину необходимо подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении участка в собственность. Обязательным условием при этом является перевод земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий (ч. 13, 14 ст. 10). Представляется желательным, чтобы в Законе содержалось также разъяснение по вопросу о выборе вида разрешенного использования земельного участка, как, например, это имеет место в случае перевода участков из земель лесного фонда в иную категорию земель при предоставлении их в безвозмездное пользование.

Рассмотрим теперь подробнее, как гражданин может получить в собственность «дальневосточный» или «арктический гектар» по исте-

чении пятилетнего срока действия договора безвозмездного пользования. Для этого необходимо подать заявление в уполномоченный орган в установленном ст. 10 Закона № 119-ФЗ порядке. Уполномоченный орган после рассмотрения заявления либо удовлетворяет его, либо отказывает в предоставлении земельного участка в собственность при наличии одного из указанных в ст. 10 оснований. В ч. 8 указанной статьи перечислены следующие основания для отказа: поступление от органов государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля информации о неустранении правообладателем земельного участка в установленный в предписании срок нарушения, выявленного в ходе проведенной этими органами проверки; правообладатель испрашиваемого земельного участка не является гражданином Российской Федерации; несоответствие использования земельного участка установленным в соответствии с ч. 28 ст. 8 Закона критериям; нарушение порядка подачи заявления.

Основным условием получения «гектара» в собственность является его освоение. Согласно Закону № 119-ФЗ в течение первого года действия договора безвозмездного пользования гражданину необходимо определиться с видом использования участка, а через три года — задекларировать его освоение [5]. Если договор заключен с несколькими гражданами, декларация направляется одним из них. Непредставление декларации является индикатором риска нарушения обязательных требований для проведения органами госземнадзора внеплановой проверки соблюдения гражданином требований земельного законодательства (ч. 7, 22, 23 ст. 8). Поэтому в целом можно согласиться с высказанным в литературе мнением, что декларация имеет важное значение для предоставления земельного участка в собственность или аренду, так как, если будет установлено нарушение земельного законодательства и оно не устранено в установленный предписанием контролирующего органа срок, это будет являться законным основанием отказа в переоформлении прав на испрашиваемый земельный участок [6].

Если в течение пяти лет пользователь не начинает осваивать участок, то теряет на него право. Поэтому особый интерес представляет такое основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, как несоответствие использования участка критериям использования земельных участков, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1459 [7] (далее - Критерии). Этим постановлением также утверждены перечень документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка критериям, и порядок проверки соответствия использования земельных участков установленным критериям.

Согласно указанному документу критериями использования «гектаров» являются: наличие объекта капитального строительства (в том числе объекта незавершенного строительства) на земельном участке, если выбранный вид (виды) разрешенного использования предусматривает строительство такого объекта; наличие затрат в размере не менее 30 тыс. руб. от осуществления на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования, понесенных гражданином со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком; наличие доходов в размере не менее 30 тыс. руб. от осуществляемой на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования участка; наличие результатов деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования (п. 1 Критериев).

Для подтверждения соответствия использования земельного участка критериям использования гражданин вправе выбрать любой (любые) из перечисленных критериев. Документом, подтверждающим соответствие использования участка критериям, является подписанное гражданином уведомление, составленное в произвольной форме. В нем должны быть указаны сведения об использовании земельного участка в соответствии с критериями использования и выбранным видом (видами) разрешенного использования участка (п. 2, 3 Критериев), которые проверяются уполномоченным органом, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В рассматриваемом документе вызывают вопросы крайне низкий размер затрат в связи с осуществленной за пять лет деятельностью и неконкретная формулировка такого критерия, как наличие результатов деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования. О каких именно результатах деятельности идет речь и в какие сроки они должны быть достигнуты, тем более что Законом № 119-ФЗ предусмотрена подача гражданином уведомления о выбранном виде (видах) разрешенного использования земельного участка в течение года со дня заключения договора безвозмездного пользования. То есть в первый год действия договора безвозмездного пользования вообще может не быть никаких результатов деятельности.

Также представляется спорным положение п. 3 Критериев о том, что документом, подтверждающим соответствие использования земельного участка критериям использования, является подписанное гражданином уведомление о соответствии использования земельного участка критериям использования. Содержащиеся в уведомлении сведения тоже должны быть чем-то подтверждены.

Единственный подтверждающий документ, который конкретно назван в п. 6 Критериев, это выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте капитального строительства, которая подтверждает соответствие результата хозяйственной деятельности на земельном участке с выбранным видом разрешенного использования участка, предусматривающим жилищное или иное строительство. Либо это может быть технический план, если строительство объекта капитального строительства не завершено. Копии этих документов заявитель вправе, но не обязан приложить к уведомлению. В последнем случае их будет запрашивать через систему межведомственного электронного взаимодействия уполномоченный орган, осуществляющий проверку содержащихся в уведомлении сведений.

Также надо отметить, что в постановлении № 1459 до сих пор отсутствует указание на такой документ, подтверждающий соответствие использования земельного участка критериям использования, как кредитный договор, о котором указано в ч. 6.2 ст. 2 Закона № 119-ФЗ. По этому вопросу Минвостокразвития России еще в 2020 году подготовило проект постановления Правительства РФ о внесении соответствующих изменений в постановление № 1459 [8], однако оно до настоящего времени не принято. Напомню, что Федеральным законом от 08 декабря 2020 г. № 413-ФЗ [9] ст. 2 Закона № 119-ФЗ была дополнена ч. 6.2, которая расширила перечень оснований для досрочного предоставления в собствен-

ность гражданину земельного участка, предоставленного ему в безвозмездное пользование. Таким основанием является заключенный гражданином кредитный договор на строительство на земельном участке объекта ИЖС, а также передача такого участка в залог кредитной организации после государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок. Ранее гражданин, который хотел бы получить кредит на строительство жилого дома на «дальневосточном гектаре», был не вправе передать земельный участок в залог в течение пятилетнего срока безвозмездного пользования (до момента предоставления земельного участка в собственность). Часть 6.2 ст. 2 Закона позволяет передавать земельный участок в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору на строительство жилого дома в результате досрочного предоставления участка в собственность гражданина.

В заключение хотелось бы отметить, что правовое регулирование предоставления «дальневосточно-арктических гектаров» в собственность граждан вызывает неоднозначную оценку. Так, если введение упрощенного порядка предоставления гражданам земельных участков в безвозмездное пользование можно было бы объяснить учетом интересов и возможностей граждан в приобретении и использовании земельных участков в удаленных и трудноосваиваемых регионах страны, то разрешение на отчуждение «гектаров», полученных гражданином в собственность по истечении пятилетнего срока договора безвозмездного пользования, в частности, юридическим лицам (кроме иностранных), несколько умаляет обоснованность упрощенного порядка. Особенно ярко это проявляется на примере с земельными участками из земель лесного фонда. Установленный в рамках упрощенного порядка «уведомительный» механизм перевода земельных участков из категории земель лесного фонда в земли иных категорий может привести к негативным последствиям, связанным с тем, что земельные участки лесного фонда выбывают из числа ограниченных в обороте, к каковым они отнесены ст. 27 ЗК РФ. Кроме того, собственник может заключать гражданско-правовые сделки по купле-продаже, дарению и другими способами отчуждать «дальневосточный» или «арктический гектар», в том числе ранее находящийся в составе земель лесного фонда. Возможность отчуждения «бесплатных гектаров» ведет к вероятности их получения определенными гражданами не для реального освоения, а с целью дальнейшей перепродажи.

Библиография:

1. СЗ РФ. 2016. № 18. Ст. 2495.

2. Самончик О.А. Правовое регулирование предоставления «арктического гектара»: некоторые актуальные проблемы // Аграрное и земельное право. 2022. № 3 (207). С. 4-8. DOI: 10.47643/1815-1329_2022_3_4.

3. Логунова М.В. Проблемы правового обеспечения публичных интересов при предоставлении «дальневосточных гектаров» из состава земель лесного фонда // Экологическое право. 2018. № 1. С. 20 - 24.

4. Приказ Минприроды России от 29.12.2021 г. № 1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления» (зарег. В Минюсте России 11.02.2022 г. № 67240) //СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ Минвостокразвития России от 16.04.2018 г. № 63 «Об утверждении формы декларации об использовании земельного участка, предоставленного гражданину (гражданам) Российской Федерации в безвозмездное пользование» (зарег. в Минюсте России 30.08.2018 г. № 52027) //СПС «КонсультантПлюс».

6. См.: Вронская М.В., Кривцова К.Е. Правовой режим «дальневосточного гектара»: актуальные проблемы его регламентации и реализации // Административное и муниципальное право. 2018. № 11. С. 1 - 10.

7. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1459 «Об установлении критериев использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечня документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка указанным критериям, а также порядка проверки соответствия использования земельных участков таким критериям» // СЗ РФ. 2020. № 38. Ст. 5909.

8. Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1459 (ID проекта 01/01/12-20/00111732, по состоянию на 17.12.2020) //СПС «КонсультантПлюс».

9. СЗ РФ. 2020. № 50 (ч. III). Ст. 8058.

References:

1. Federal Law of the Russian Federation. 2016. No. 18. St. 2495.

2. Samonchik O.A. Legal regulation of the provision of "Arctic hectare": some actual problems // Agrarian and land law. 2022. No. 3 (207). pp. 48. DOI: 10.47643/1815-1329_2022_3_4.

3. Logunova M.V. Problems of legal support of public interests in the provision of "Far Eastern hectares" from the forest fund lands // Environmental law. 2018. No. 1. pp. 20-24.

4. Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation No. 1024 dated December 29, 2021 "On approval of the Rules of reforestation, form, composition, procedure for approving the forest restoration project, grounds for refusal to approve it, as well as requirements for the format in electronic form of the reforestation project" (reg. In the Ministry of Justice of Russia on 11.02.2022 No. 67240) //SPS "ConsultantPlus".

5. Order of the Ministry of Regional Development of Russia dated 16.04.2018 No. 63 "On approval of the Declaration form on the use of a land plot provided to a Citizen (citizens) of the Russian Federation for free use" (zareg. in the Ministry of Justice of Russia 30.08.2018 № 52027) //SPS "Con-sultantPlus".

6. See: Vronskaya M.V., Krivtsova K.E. The legal regime of the "Far Eastern hectare": actual problems of its regulation and implementation // Administrative and municipal law. 2018. No. 11. pp. 1-10.

7. Decree of the Government of the Russian Federation of September 16, 2020 No. 1459 "On Establishing Criteria for the Use of Land Plots Granted to Citizens for Free Use in Accordance with the Federal Law "On the Specifics of Providing Citizens with Land Plots Owned by the State or Municipal and Located on the Territories of the Subjects of the Russian Federation that are Part of the Far Eastern Federal District, and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation", a list of documents confirming the compliance of the use of the land plot with the specified criteria, as well as the procedure for verifying the compliance of the use of land plots with such criteria" // SZ RF. 2020. No. 38. St. 5909.

8. Draft Decree of the Government of the Russian Federation "On Amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation dated September 16, 2020 No. 1459 (Project ID 01/01/12-20/00111732, as of 12/17/2020) //SPS "ConsultantPlus".

9. Federal Law of the Russian Federation. 2020. No. 50 (Part III). Article 8058.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.