Научная статья на тему 'О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛОГО ИЛИ САДОВОГО ДОМА НА ЛЕСНОМ УЧАСТКЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГЕКТАРА'

О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛОГО ИЛИ САДОВОГО ДОМА НА ЛЕСНОМ УЧАСТКЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГЕКТАРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР / ЛЕСНОЙ УЧАСТОК / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО САДОВОГО ДОМА / FAR EASTERN HECTARE / FOREST LAND / LAND / LAND TRANSFER / INDIVIDUAL HOUSING CONSTRUCTION / CONSTRUCTION OF A GARDEN HOUSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Татьяна Афанасьевна, Николаева Дайана Петровна

В статье исследуется правовое регулирование предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДВФО, при выборе вида разрешенного пользования - строительство индивидуального жилого или садового дома. Анализ земельного, градостроительного и лесного законодательства позволил авторам выявить пробелы, которые усложняют использование лесных участков в целях строительства индивидуального жилого или садового дома на дальневосточном гектаре. Для достижения поставленных целей законом о дальневосточном гектаре требуется решение выявленных проблем. Авторами предлагаются пути совершенствования закона о дальневосточном гектаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛОГО ИЛИ САДОВОГО ДОМА НА ЛЕСНОМ УЧАСТКЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГЕКТАРА»

О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛОГО ИЛИ САДОВОГО ДОМА НА ЛЕСНОМ УЧАСТКЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГЕКТАРА

ЯКОВЛЕВА Татьяна Афанасьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: tanyakovleva@mail.ru;

НИКОЛАЕВА Дайана Петровна,

магистрант юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: dayana.nikolaeva1@mail.ru

Краткая аннотация. В статье исследуется правовое регулирование предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДВФО, при выборе вида разрешенного пользования - строительство индивидуального жилого или садового дома. Анализ земельного, градостроительного и лесного законодательства позволил авторам выявить пробелы, которые усложняют использование лесных участков в целях строительства индивидуального жилого или садового дома на дальневосточном гектаре. Для достижения поставленных целей законом о дальневосточном гектаре требуется решение выявленных проблем. Авторами предлагаются пути совершенствования закона о дальневосточном гектаре.

Abstract. The article examines the legal regulation of granting citizens land owned by state or municipal property and located in the territories of the subjects of the Russian Federation, which are part of the DVFO, when choosing the species permitted use - the construction of an individual residential or garden house. Analysis of land, urban planning and forest legislation allowed the authors to identify gaps that make it difficult to use forest plots for the construction of an individual residential or garden house on the Far East Hectare. In order to achieve the goals set by the Far Eastern Hectare Act, the problems identified need to be addressed. The authors propose ways to improve the law on the Far Eastern Hectare.

Ключевые слова: дальневосточный гектар, лесной участок, земельный участок, перевод земель, индивидуальное жилищное строительство, строительство садового дома.

Keywords: Far Eastern hectare, forest land, land, land transfer, individual housing construction, construction of a garden house.

С момента вступления в силу Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа...» (далее - ФЗ О дальневосточном гектаре)[1], прошел относительно небольшой срок -три года, считаем возможным подведение некоторых промежуточных итогов его реализации. Главной идеей указанного закона явилось привлечение граждан РФ на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа (далее - ДВФО), снижение оттока местного населения, закрепление населения на Дальнем Востоке, обеспечение потребности макрорегиона в трудовых ресурсах[2]. Для решения поставленных задач государством принято решение о предоставлении земельных участков площадью один гектар гражданам РФ в безвозмездное пользование на территории ДВФО и создании необходимых условий для использования такого земельного участка.

По данным Росреестра распределение земель по категориям в ДВФО составляет следующим образом: сельскохозяйственного назначения - 10,6% от общей площади федерального округа; населенных пунктов - 0,2% от общей площади федерального округа; специального назначения -0,3% от общей площади федерального округа; особо охраняемых территорий и объектов - 2,9 % от общей площади федерального округа; лесного фонда - 80,2% от общей площади федерального округа; водного фонда - 0,6 % от

общей площади федерального округа; запаса - 5,1 % от общей площади федерального округа [3]. Из этих данных, можно констатировать, что большая часть земельных участков предоставляется из земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения. Общая площадь земель лесного фонда ДВФО достигает 496 694 тыс. га [4].

Согласно исследованию Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, около 42% участников программы «Дальневосточный гектар» планируют построить себе жилье, 27% - выбрали занятие сельскохозяйственной деятельностью и порядка 12% - хотят обустроить дачный участок и личное подсобное хозяйство. Около 11% получателей «гектаров» собираются реализовать проекты в туристической отрасли, а порядка 8% - планируют открыть магазины, кафе, автозаправки и заниматься другими видами предпринимательской деятельности [5].

Несмотря на мнения многих авторитетных ученых о сохранении государственной собственности на земли лесного фонда, законодатель предусмотрел возможность их приватизации после 15-летней добросовестной аренды лесных участков, в случае строительства индивидуального жилого дома - 5-летнего добросовестного землепользования. В частности, И.И. Янжул особо отмечал, что при выборе между решением проблем с бесхозяйственным использованием лесов и сохранением природного назначения леса, приоритет всегда должен отдаваться последнему[6]. По мнению О.И. Крассова, решать более или менее удовлетворительно вопросы рационального лесопользования и лесовосстановления можно

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

только в условиях государственной собственности на леса и земли лесного фонда [7]. В.В. Хрешкова, проанализировав зарубежный опыт, приходит к выводу: государственная собственность на леса является гарантией выполнения обязанности по соблюдению и защите прав граждан на благоприятную окружающую среду [8]. На данном этапе развития страны, очевидно, что этот баланс не может быть обеспечен полным отказом от предоставления «дальневосточных гектаров» из состава земель лесного фонда.

Анализ земельного, лесного и градостроительного законодательства позволил выделить некоторые проблемы, затрудняющие строительство индивидуального жилого или садового дома (далее - ИЖиСД) на дальневосточном гектаре.

1. Согласно ФЗ О дальневосточном гектаре, ЛК РФ [9], лесные участки предоставляются для предпринимательской деятельности, но в случае выбора вида разрешенного использования для индивидуально-жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, крестьянского (фермерского) хозяйства, граждане вправе использовать лесной участок после перевода его иную категорию, т.е. - в статус земельного участка. При этом закон не требует получения разрешения для такого перевода, достаточно об этом уведомить уполномоченный орган, принимающий решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование. Уполномоченный орган, в свою очередь, направляет в орган регистрации прав (Росреестр) сведения о принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов (ч. 8.1 ст. 8 ФЗ О дальневосточном гектаре).

Фондом «Институт экономики города» разработано Методическое пособие для граждан «Объединения граждан на «дальневосточных гектарах» (далее - Методическое пособие), в разделе 3 «Приобретение статуса земель населенного пункта» рекомендуется проведения процедуры включения земельного участка в границы населенного пункта [10, с. 18-26]. Фактически это процедуры перевода земельного участка из иной категории в категорию населенного пункта, предусмотренные ЗК РФ [11] и Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ) [12]. Выбор населенного пункта остается за заявителем, т.е. гражданином, который получает земельный участок в безвозмездное пользование. Очень трудоемкие и долгосрочные процедуры, в результате которых происходит перевод земельного участка лесного фонда в земли населенного пункта, которые не требуются в соответствии с ч. 8.1 ст. 8 ФЗ О дальневосточном гектаре.

Согласно ч. 12 ст. 8 ФЗ О дальневосточном гектаре, при изменении сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлеж-

ность земельного участка к иной категории земель полномочия органа государственной власти, предоставившего такой земельный участок в безвозмездное пользование, по распоряжению таким земельным участком сохраняются. Следовательно, собственником такого земельного участка остается Российская Федерация. Идея самого ФЗ О дальневосточном гектаре заключается в образовании и в дальнейшем развитии новых поселений на Дальнем востоке. Это исходит из сути регистрации дальневосточного гектара в ЕГРН, в который вносится отметка о принадлежности предоставленного земельного участка к населенному пункту (без указания его принадлежности к конкретному поселению).

Таким образом, с одной стороны, дальневосточный гектар, предоставленный для строительства ИЖиСД, относится к землям населенного пункта и утрачивает статус «лесного участка», с другой стороны - остается в федеральной собственности и не переводится в земли конкретного населенного пункта. Следовательно, на таких земельных участках отсутствует градостроительная документация, в частности план застройки территории и градостроительный регламент, в соответствии с которым происходит строительство любых объектов, в том числе индивидуального жилого или садового дома.

2. В связи с изменениями внесенным в ГрК РФ, для строительства ИЖиСД разрешение не требуется, достаточно уведомить орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ). Строительство ИЖиСД на земельном участке должно быть согласовано с ОМСУ, для этого требуется соответствие результата строительства ИЖиСД установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории населенного пункта (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ).

В Методическом пособии в целях присоединения земельного участка к существующему населенному пункту, рекомендуется направить в ОМСУ ходатайство о разработке вышеуказанной градостроительной документации, что потребует значительного количества времени, в связи со сложностью и иными особенностями административной процедуры. Как было уже выше отмечено, что цель ФЗ О дальневосточном гектаре не присоединение земельных участков лесного фонда к уже существующим населенным пунктам, а образование и развитие в дальнейшем новых поселений. Так, согласно данным Минвостокразвитие, по состоянию на 31 января 2019 г. в ходе реализации ФЗ О дальневосточном гектаре создан новый населенный пункт - село «Дальневосточное», а также в процессе создания находятся еще 2 населенных пункта на территории Сахалинской области [5].

Согласно ч. 17 ст. 8 ФЗ О дальневосточном гектаре, использование лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное

пользование, осуществляется на основании проекта освоения лесов. В ЛК РФ не предусмотрен порядок строительства и согласование строительства указанных объектов на земельных участках дальневосточного гектара, расположенных на территории лесного фонда. Полномочия по предоставлению земельных участков земель лесного фонда переданы государственным органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим отдельные полномочия в области лесных отношений. Указанные органы субъектов РФ принимают решение и заключают договоры безвозмездного пользования дальневосточным гектаром.

Примерные договоры безвозмездного пользования земельным участком разработаны и утверждены государственными органами исполнительной власти субъектов РФ ДВФО [н-р, 13, 14, 15].К сожалению, ни один из указанных договоров не предусматривает порядок согласования строительства индивидуального жилого или садового дома, порядок выборочной рубки лесных насаждений. В ФЗ О дальневосточном гектаре отсутствуют специальные нормы, регламентирующие порядок согласования и строительства ИЖиСД.

3. Отсутствие определенного статуса дальневосточного гектара - земельного или лесного участка, приведет в дальнейшем к затруднению определения вида надзора за его использованием. Согласно действующему земельному законодательству, в случае перевода его в земли населенного пункта контроль должен осуществляться органами местного самоуправления. Ввиду отсутствия присоединения к конкретному населенному пункту, а также сохранения федеральной собственности, видимо, в рассматриваемом случае предпола-

Библиография:

гается осуществление государственного земельного надзора или государственного лесного надзора. Но законодательством не определен ни вид, ни орган, порядок осуществления надзора за соблюдением требований к строительству ИЖД на дальневосточном гектаре.

На наш взгляд, для устранения вышеперечисленных пробелов и неопределенностей необходимо ФЗ О дальневосточном гектаре дополнить специальными нормами, определяющими: во-первых, порядок уведомления и согласования строительства ИЖиСД, выборочной рубки лесных насаждений на основании проекта освоения земельного участка, расположенного на территории земель лесного фонда, с органом государственной власти субъекта РФ, осуществляющим отдельные полномочия в области лесных отношений; во-вторых, вид, порядок и орган государственного надзора за использованием таких земельных участков и соответствия индивидуального жилого дома требованиям, установленным ГрК РФ. Осуществление надзора возложить на органы государственной власти субъекта РФ, осуществляющим отдельные полномочия в области лесных отношений.

Введение и установление дополнительных требований в ФЗ О дальневосточном гектаре, в случае выбора гражданином строительства ИЖиСД на землях лесного фонда, определит статус дальневосточного гектара. Конкретизация в законодательстве указанных положений будет играть особую роль при принятии решения государственным органом о предоставлении в собственность гражданину по истечении срока безвозмездного пользования дальневосточного гектара.

1. Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 18. Ст. 2495.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» // СЗ РФ. 2014. № 18. Ст. 2154.

3. Ким Л.В., Алёкминская М.П. Современное состояние земель сельскохозяйственного назначения в северных регионах Дальнего Востока // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2016. № 4. С. 1 - 6.

4. Источник: официальный сайт Рослесхоза// http://www.rosleshoz.gov.ru/dep/fareast/regions.

5. Источник: официальный сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока //https://minvr.ru/press-center/mediagallery/20889/.

6. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. - М.: «Статут», 2002. С. 108 - 116.

7. Крассов О.И. Право собственности на леса // Экологическое право. 2006. № 2. С. 13.

8. Хрешкова В.В. Приватизация лесных ресурсов в российской федерации: правовое регулирование//http://justicemakeгru/view-artide.php?id=16&art=3724

9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ, 11.12.2006, № 50, ст. 5278.

10. Методическое пособие для граждан «Объединения граждан на «дальневосточных гектарах» // https://hcfe.ru/upload/iblock/890/Metodicheskoe-posobie.pdf

11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) //СЗ РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.

12. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // СЗ РФ, 03.01.2005, № 1 (ч. 1), ст. 16.

13. Постановление Губернатора Камчатского края от 10.03.2017 № 22 «Об утверждении Административного регламента предоставления Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края государственной услуги по заключению с гражданами договоров безвозмездного пользования земельными (лесными) участками и подписанию уведомлений о выбранных виде или видах разрешенного использования земельного участка в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальные Ведомости, № 102-103, 06.06.2017.

14. Постановление губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области государственной услуги по предоставлению гражданам земельных участков из состава земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Магаданской области, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Приложение к газете «Магаданская правда», № 5(20965), 24.01.2017.

15. Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 22.09.2016 № П-012-105 (ред. от 31.05.2018) «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), в безвозмездное пользование» //Якутские ведомости,№ 36, 27.09.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.