УДК 332.628
00!: 10.24411/2587-6740-2018-12030
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР» КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
И.Н. Кустышева, Д.А. Остаркова
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень, Россия
В данной статье рассмотрен вопрос развития территории Дальневосточного федерального округа РФ за счет реализации пилотного проекта — программы «Дальневосточный гектар», который призван включить в хозяйственный оборот неиспользованные территории. Однако люди, получившие земельные участки по этой программе на практике сталкиваются с разными проблемами, но самая главная заключается в том, что в регионе до сих пор не завершены начавшиеся еще в 1990-х годах межевые работы. Многие жители Дальнего Востока уже имеют в своей собственности юридически оформленные участки земли, которые тем не менее не находятся на кадастровом учете. А значит, они могут оказаться в составе «дальневосточного гектара». Таким образом, необходимо искать, разрабатывать и усовершенствовать принятый федеральный закон, направленный на реализацию пилотного проекта.
Ключевые слова: земельный участок, пилотный проект, дальневосточный гектар, развитие территории.
Развитие территории Российской Федерации в настоящее время идет по разным направлениям. Происходит постоянное реформирование в земельном и градостроительном законодательствах, принимаются различные федеральные законы, приказы и постановления, регламентирующие развитие территории как в отдельных регионах, так и страны в целом. Одним из направлений развития территории является государственная программа «Дальневосточный гектар».
В начале мая 2016 г. был принят ФЗ № 119 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. В рамках данного законопроекта осуществляется регулирование земельных, лесных и иных правоотношений, которые связаны с передачей гражданам земельных участков, находящихся в собственности у муниципалитета или государства и расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа. Приняв такой законопроект, государство пытается решить проблему эмиграции населения на Дальнем Востоке. В стране происходят радикальные изменения, и сегодня для России жизненно важно обрести структуру расселения и пространственной организации, отвечающую новым реалиям. В частности, такая структура должна учитывать, что все больший экономический и политический вес приобретают страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В этих условиях значительно повышается роль Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Соответственно восточное направление становится ключевым в новой пространственной организации страны. В связи с этим представляется актуальным обращение к опыту реформ Петра Аркадьевича Столыпина, важной частью которых стало переселение крестьян на свободные земли Сибири и Дальнего Востока. Его переселенческая политика, преследовала три цели: • смягчить аграрное перенаселение в центральных регионах страны;
• через крестьянскую колонизацию подготовить условия для будущего промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока;
• создать в этих регионах крестьянскую фермерскую систему.
Для переселенцев правительство устанавливало низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на 5 лет, ссуды и кредиты на покупку земли, машин, землеустройство, создание с помощью государства соответствующей инфраструктуры. В незаселенные и неосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока в начале прошлого века предполагалось переселить 30 млн крестьян из малоземельных европейских регионов страны. Удалось переселить до февральской революции по официальным отчетностям лишь около 10 млн. Почти 20% крестьян через 2-3 года продали земельные участки и отправились в города, и лишь 3,5 млн переселенцев остались в восточных регионах и стали значительной частью их населения. Население Сибири в те годы увеличилось в 1,5 раза, а Алтайский край является образцом Оголыпинской политики переселения и освоения земель.
П.А. Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе [2], но, как мы видим, этого не произошло.
В советское время прилагалось немало усилий по освоению Дальнего Востока: повышению плотности населения, развитию инфраструктуры, строительству военно-морских баз, освоению природных ресурсов, но после распада СССР промышленность этого региона деградировала, здесь остро ощущается нехватка рабочих рук из-за экстремальных природно-климатических условий, отдаленности региона от промышленно-развитых районов страны и бездорожья.
Новый законопроект предусматривает безвозмездное предоставление гражданам земельного участка площадью 1 га в Дальневосточном федеральном округе под индивидуальное жилищное строительство, фермерское хозяйство или предпринимательскую деятельность. Однако не могут быть переданы в безвозмездное пользование участки, находящиеся в собственности физического или юри-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
дического лица, в границах территорий опережающего социально-экономического развития и особых экономических зон, зон территориального развития, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Благодаря недавно вступившим в силу поправкам в закон «О дальневосточном гектаре», гражданам стали доступны новые земли, которые ранее были закрыты от выдачи, такие как охотничьи угодья, защитные леса и территории Роснедр. Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Минвосто-кразвития России и ответственные ведомства провели анализ границ открытых областей для того, чтобы актуализировать показатели по количеству предоставляемых земель. Так, для выбора граждан сегодня доступно 185 млн га, что на 30% больше территорий, чем до введения в действие поправок в закон [1, 3].
Закон предусматривает запрет сплошных рубок леса, расположенного на раздаваемых участках, и определение особенностей реализации древесины. Получить землю из лесного фонда можно будет лишь после 15 лет надлежащего использования участка и при условии его предварительного перевода в земли иных категорий.
Регионы, по согласованию с федеральным центром, сами смогут определить территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование (в границах городских округов, поселений, сельских поселений, расположенные на расстоянии не более 10 км от населенных пунктов с численностью меньше 50 тыс. человек и не более 20 км от населенных пунктов с численностью менее 300 тыс. человек).
В течение года после предоставления участка гражданин обязан направить в уполномоченный орган уведомление о выбранном способе использования участка, а через 3 года — декларацию об использовании земельного участка. По истечении 5 лет, если земля эффективно используется, ее можно будет арендовать или получить в собственность, в противном случае последует ее изъятие [3].
Для получения участка не требуется переезжать на постоянное проживание в дальневосточные регионы. Однако следует отметить, что земля не может быть передана, подарена
- 69
ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (362) / 2018
STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK
или продана иностранным гражданам, лицам без гражданства или иностранным юридическим лицам.
Закон вступил в силу с 1 июня 2016 г. для жителей Дальневосточного федерального округа, а с 1 февраля 2017 г. и до 1 января 2035 г. — для всех остальных граждан РФ. Согласно ему, с 1 июня 2016 г. начался первый этап предоставления земельных участков. Участки выдавались только в пределах отдельных муниципальных образований, которые были выбраны властями субъектов ДФО. С 1 октября 2016 г. участки начали выдавать на территории всего Дальневосточного федерального округа. При этом до 1 февраля 2017 г. участки могли получить только граждане, зарегистрированные на территории ДФО. После этой даты землю могли получить все граждане страны.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, проект «Дальневосточный гектар» вызвал большой интерес у каждого пятого жителя страны, особенно в возрасте 18-24 лет. Так, 61% опрошенных дальневосточников считают, что данная программа повысит уровень их жизни в регионе.
В рамках программы «Дальневосточный гектар» подано 106864 заявки о предоставлении гектара земли, из них одобрено и отдано в пользование 32975 участков, оставшиеся 73889 заявки находятся в стадии рассмотрения.
Также в Федеральном законе «О дальневосточном гектаре» статьей 7 предусмотрены основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование. Следует отметить, что в договоре безвозмездного пользования не устанавливаются требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, участок предоставляется гражданину без конкурса и должен быть свободен от прав третьих лиц и находиться в свободном обороте, не указан в лицензии на пользование недрами, не находиться на территории традиционного природопользования коренных малочисленных районов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
По состоянию на конец ноября 2017 г., наиболее распространенным видом использования земли являются сельскохозяйственные проекты: в общей сложности, 38% граждан планируют заниматься растениеводством, пчеловодством, животноводством и другими видами аграрной деятельности. Самый большой процент получателей, планирующих заниматься сельским хозяйством (57% от общего числа определившихся с видом использования «гектара»), приходится на Амурскую область. В Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае сельское хозяйство выбрали около 40% получателей «дальневосточных гектаров».
Второй по популярности вид использования земельных участков — индивидуальное жилищное строительство. Около 25% участников программы «Дальневосточный гектар» планируют построить себе жилье; 15% — разбить приусадебный участок для личного подсобного хозяйства, возвести дачный или садовый домик.
Использовать землю для реализации туристических проектов или под рекреации планируют 13,5% дальневосточников. Это показатель тенденции развития туристической отрасли — граждане открывают базы отдыха,
70 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (36:
кемпинги и обустраивают туристические тропы, а также места для отдыха и охоты. Самый активный рост этого направления деятельности наблюдается в Магаданской области, где туристическими проектами планируют заниматься около 25% участников программы «Дальневосточный гектар». Традиционно популярен этот вид использования в Республике Саха (Якутия) — 17% получателей «гектаров», в Приморье и Камчатском крае — около 15%.
Прочие виды предпринимательства, включая торговлю, гостиничное обслуживание, развлечения, общественное питание и обслуживание автотранспорта, составляют 7% от общего числа заявок, поданных в Федеральную информационную систему (ФИС). При этом по удельному весу по прочим видам предпринимательства в общей массе заявок, поданных на «гектары» в субъекте, лидирует Чукотский автономный округ — 8,2%, Еврейский автономный округ — 7,8% и Хабаровский край — 7,5%.
Около 1,5% участников программы «Дальневосточный гектар» выбрали для себя другие виды использования земельных участков, среди которых научная, образовательная и благотворительная деятельность [4, 5].
Отзывы населения ДФО о программе «Дальневосточный гектар» неоднозначны. Спустя 2 года, при проведении исследования в ходе реализации программы, можно уже сделать некоторые выводы. Земельные участки стали осваивать люди, у которых есть собственный первоначальный капитал или возможность получения кредита. Даже для того, чтобы улучшить свои жилищные условия и развивать фермерское хозяйство, гражданам необходимо обустраивать инфраструктуру вблизи своих участков за счет собственных средств, например, строительство дорог или газопроводов, трубопроводов для развития этих территорий, так как по данной программе этого не предусматривается, а уровень безработицы на Дальнем Востоке остается высоким. Но самая главная проблема заключается в том, что под предоставление земельных участков попали земли, находящиеся в собственности местных жителей, которые не считали обязательным устанавливать границы своих земельных участков, находящихся в собственности до реализации этой программы. То есть сведения об этих земельных участках не содержатся в базе данных Росреестра. Необходимо учесть и тот факт, что Интернет во многих отдаленных селах Дальнего Востока отсутствует или очень плохого качества. В итоге при распределении участков ущемляются права населения, постоянно проживающего на территории Дальневосточного федерального округа [6-8].
Нами было проведено исследование в Сахалинской области, где к кадастровому инженеру обратился собственник земельного участка, чьи права были нарушены в связи с реализацией программы «Дальневосточный гектар», для уточнения местоположения границ земельного участка на местности (рис. 1).
Кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000007:213, расположенного: Сахалинская область, Анивский район, были выполнены в связи с тем, что граница земельного участка не была установлена в соответствии с требованиями земельного
2018
п. xf
\ % \ X \
К Мг
L J / j
( \ /
f V /
Ч \
\ ™
W
—1-- 1 \ 1 ......
)
------
Рис. 1. Схема расположения земельных участков на момент подготовки межевого плана
Рис. 2. Фрагмент публичной кадастровой карты на 28.02.2018 г.
законодательства. В результате кадастровых работ граница земельного участка установлена по границам смежных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, что соответствует чертежу границ в свидетельстве на право собственности на землю. На территории указанного земельного участка были поставлены на учет 4 земельных участка (65:05:0000014:804; :802; :238; :265), полученные гражданами в рамках Федеральной программы «Дальневосточный гектар».
Уточненная площадь земельного участка составила 200000 кв. м, что соответствует площади по сведениям ЕГРН и сведениям в документе, подтверждающем возникновение права на земельный участок.
Данный участок с кадастровым номером 65:05:0000007:213 был предоставлен на праве собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Однако на территории этого участка на момент подготовки межевого плана на кадастровом учете стояло 4 земельных участка, полученные по программе «Дальневосточный гектар».
Администрация Анивского района пошла навстречу собственнику земельного участка, отказав гражданам, претендовавшим на испрашиваемые земельные участки на этой территории по программе. На 28 февраля 2018 г.
www.mshj.ru
на исследуемом земельном участке остался лишь 1 земельный участок с кадастровым номер 65:05:0000014:238, ситуация с которым пока не разрешена (рис. 2).
Такие случаи на Дальнем Востоке в рамках данной программы уже не редкость. Здесь сразу же возникают вопросы, касающиеся возмещения затрат «гектарщикам», если вдруг они уже приступили к строительству на земельном участке, кто и как будет возмещать затраты? Предоставляя земельные участки гражданам, которые оказались в такой ситуации, есть ли гарантии, что такой случай с ними больше не повторится?
Чтобы не повторить ошибки прошлых реформ в современной ситуации, при реализации закона «О дальневосточном гектаре», который направлен, в первую очередь, на развитие территории ДФО необходимы:
• приведение в порядок кадастровой базы Росреестра, подготовка картографического материала, на котором отражались бы актуальные сведения о земельных участках;
• подготовка квалифицированных специалистов, которые могли бы решать земельно-имущественные вопросы в минимальные сроки;
• соблюдение прав граждан при предоставлении, использовании и оформлении прав собственности на земельные участки;
• экономическая и фактическая доступность механизма обязательной разработки проектов освоения земель лесного фонда (лесов), режим контроля их использования и гарантии получения прав собственности гражданами. Необходимо регулирование предо-
ставления земельных участков, покрытых лесными насаждениями, в условиях, когда, например, в той же Якутии вырубка лесов может привести к заболачиванию и ухудшению экологии ее северных территорий. Охо-топользователи также могут лишиться охотничьих ресурсов территорий земельных участков, на которые будут поданы заявки;
• требования по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения. Нужно предусмотреть погектарный контроль и надзор за ведением предпринимательской деятельности. Исключить ситуацию, когда землю формально оформят на гражданина РФ, а хозяйственную деятельность будут вести иные лица. Ведь в законе указанно, что владелец участка не обязан проживать на территории ДФО;
• оценка работоспособности предлагаемой упрощенной системы кадастра земельных участков, введение специальных налоговых льгот для владельцев земельных участков (например, освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц с «дальневосточного гектара» по истечении пятилетнего безвозмездного использования);
• четкое понимание экономической перспективы формирования малых хозяйствующих субъектов в агропромышленном и лесопромышленном комплексах;
• эффективная социальная политика со стороны государства и местных органов власти. Проблемы, которые возникают при реализации данной программы в рамках развития территории Дальнего Востока, необходимо будет решать еще длительное время [4-6].
Литература
1. Федеральный закон № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.05. 2016 г. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197427/
2. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М.: Политиздат, 1991. 286 с.
3. Федеральный закон № 247-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221226/
4. Минвостокразвития России. Режим доступа: https://надальнийвосток.рф/
5. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2015 году / Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. М., 2016. 160 с.
6. Кустышева И.Н., Остаркова Д.А. Проблемы предоставления земельных участков по программе «Дальневосточный гектар». Режим доступа: http://nir. sgugit.ru/programma-konferentsii/
7. Демьяненко А.Н. О «дальневосточном гектаре», или Как нам привлечь население на Дальний Восток: исторический опыт // Регионалистика. 2017. Т. 4. № 3. С. 5-13.
8. Рыжова Н.П., Журавская Т.Н., Феоктистова К.И. «Дальневосточный гектар»: эксперимент по формированию института прав собственности на землю? Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7 dalnevostochnyy-gektar-eksperiment-po-formirovaniyu-instituta-prav-sobstvennosti-na-zemlyu
Об авторах:
Кустышева Ирина Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры землеустройства и кадастра, irina1983@gmail.com Остаркова Дарья Андреевна, студентка кафедры землеустройства и кадастра, daryaos@mail.ru
IMPLEMENTATION OF THE "FAR EASTERN HECTAR" PROGRAM AS THE WAY OF TERRITORY DEVELOPMENT OF THE FAR EAST
I.N. Kustysheva, D.A. Ostarkova
Tyumen industrial university, Tyumen, Russia
This article considers the development of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation, through the Implementation of a pilot project — the "Far Eastern hectare" program, which is intended to include unused territories in economic circulation. However, people who have received land under this program in practice face many problems, but the most important is that in the region the land surveying work that began in the nineties has not yet been completed. Many residents of the Far East already have legally registered plots of land in their property, which are nevertheless not on the cadastral register. So, they can appear in structure of "the Far East hectare". Thus, it is necessary to seek, develop and improve the adopted federal law aimed at implementing the pilot project. Keywords: plot of ground, pilot project, Far Eastern hectare, development of the territory.
References
1. Federal Law No. 119-FZ "On the peculiarities of granting to citizens of land plots in state or municipal ownership located on the territories of constituent entities of the Russian Federation that are part of the Far Eastern Federal District and on amending certain legislative acts of the Russian Federation" dated 01.05. 2016. Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_197427/
2. Avrekh AYa. P.A. Stolypin and the fate of reforms in Russia. Moscow: Politizdat, 1991. 286 p.
3. Federal Law No. 247-FZ "On Amendments to the Federal Law "On the Specifics of Granting to Citizens Land
About the authors:
Plots in State or Municipal Ownership and Located on the Territories of the Subjects of the Russian Federation Formed in the Far Eastern Federal District and on Amending Individual legislative acts of the Russian Federation". Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_221226/
4. Minvostokrazvitiya of Russia. Access mode: https: //nadalniyvostok.rf /
5. State (national) report on the status and use of land in the Russian Federation in 2015. Ministry of economic development of the Russian Federation, Federal service for state registration, cadastre and cartography. Moscow, 2016. 160 p.
6. Kustysheva I.N., Ostarkova D.A. Problems of granting land plots under the program"Far Eastern hectare". Access mode: http://nir.sgugit.ru/programma-konferentsii/
7. Demyanenko A.N. On "Far Eastern hectare", or How to attract population to the Far East: historical experience. Redionalistika = Regional studies. 2017. Vol. 4. No. 3. Pp. 5-13.
8. Ryzhova N.P., Zhuravskaya T.N., Feoktistova K.I. "Far Eastern hectare": an experiment on the formation of the institution of land ownership rights? Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/dalnevostochnyy-gek-tar-eksperiment-po-formirovaniyu-instituta-prav-sobst-vennosti-na-zemlyu
Irina N. Kustysheva, candidate of technical sciences, associate professor of the department of land management and cadaster, irina1983@gmail.com Darya A. Ostarkova, student of the department of land management and cadaster, daryaos@mail.ru
chernyheg@tyuiu.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (362) / 2018