Л. В. Ятченко
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Аннотация
В работе рассмотрены основные проблемы, решение которых является стратегически важными для интеграции Республики Крым в экономическое пространство Российской Федерации. Важное значение уделяется развитию туристско-рекреационного комплекса как экономического драйвера региона. Определены основные виды рисков и угроз влияющих на успешную реализацию Федеральной Целевой Программы. Статья будет полезна исследователям в области региональной экономики, регионального размещения и территориальной интеграции.
Ключевые слова
Устойчивое сбалансированное развитие, инфраструктура, туристско-рекреационный комплекс, туристическая отрасль, регион.
2016 № 2 (54) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
L. V. Yatchenko
PROBLEMS OF ENSURING SUISTAINABLE BALANCED DEVELOPMENT
OF REPUBLIC OF CRIMEA
Annotation
The article discusses the basic problems the solution of which is strategically important for integration of Republic of Crimea in the economic space of Russian Federation. The importance given to the development of tourist and recreational complex as an economic driver in the region. The main types of risks and threats affecting the successful implementation of Federal Target Program. The article will be useful for researchers in the field of regional economics, regional distribution and territorial integration.
Keywords
Sustainable balanced development, infrastructure, tourist and recreation complex, tourism industry, region.
В целях создания конкурентоспособной, сбалансированной и устойчивой экономики министерством создана Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.». Целью программы является интеграция экономики Крыма в экономическое пространство Российской Федерации, обеспечение транспортной доступности и снятие инфраструктурных ограничений [1]. По мнению автора статьи, реализация ФЦП возможна только с введением в эксплуатацию железнодорожного и автомобильного моста через Керченский пролив, который соединит Республику Крым с материковой частью России. В данный момент властями реализуются социально ориентированные программы, направленные на поддержание жизнеспособности полуострова.
Неравномерность в пространственном развитии инфраструктуры стала причиной диспропорциональности в социально-экономическом развитии, что и является детерминирующим фактором дотационности бюджета региона.
Экономическая специализация хозяйства административно-территориальных единиц Республики Крым опреде-
ляется спецификой размещения продуктивных сил полуострова:
• рекреационная специализация (г. Ялта, Алушта, Евпатория, Саки — более 54 % рекреационных учреждений Республики Крым);
• сельскохозяйственная специализация (Красногвардейский, Джанкой-ский, Симферопольский районы и городской округ Судак — в совокупности более 40 % произведенной сельскохозяйственной продукции республики);
• промышленная специализация (г. Симферополь, Красноперекопск, Армянск, Керчь, Феодосия — свыше 60 % объема промышленной продукции республики);
• транспортные центры (железнодорожные: Джанкой, Симферополь, Феодосия, Керчь; автомобильные: Красноперекопск, Джанкой, Симферополь, Керчь; воздушные: Симферополь; морские: Евпатория, Ялта, Феодосия, Керчь) [2].
Экономика региона хорошо диверсифицирована, основными драйверами роста являются промышленность, туристско-рекреационный и аграрный комплекс (рис. 1).
Рисунок 1 — Отраслевая структура ВРП Республики Крым за 2013 г., %*
* Составлен автором по данным Минэкономразвития Республики Крым.
I Сельское хозяйство 8,6% I Строительство 2,8% I Промышленность 13,9% Торговля 20,4% I Отели и рестораны 2,7% Транспорт и связь 12,4%
I Операции с недвижимостью
7,3%
I Госуправление 8,7% I Здравоохранение 8,3% I Образование 6,3% Другое 8,6%
Для анализа значения туристической отрасли в экономики Республики Крым структура ВРП не является достаточно репрезентативной из-за стимулирующего влияния туризма на сельское хозяйство, виноделие, строительство, развитие транспортной инфраструктуры и других отраслей. Также большое влияние оказывает теневой характер туристической отрасли из-за большого потока наличных средств, поступающих на полуостров вместе с рекреантами. Предоставление различных услуг частным сектором выступает своеобразным барьером для вывода этой отрасли из тени.
Можно сделать вывод о первостепенном значении для экономики региона развития именно внутреннего туризма, так как из-за сложившейся геополитической обстановки не приходится надеяться на привлечение достаточного количества иностранных туристов. Сравнительный анализ цен на жилье в
Республике Крым и Краснодарском крае показывает, что в тройку курортов с самой высокой средней стоимостью за гостиничный номер в сутки входит только один курорт Крыма — Ялта (рис. 2). Однако нужно учесть тот факт, что качество предоставляемого жилья на курортах Краснодарского края выше, чем в Крыму. Развитая транспортная, туристско-рекреационная инфраструктура, в большей степени современная и соответствующая международным
стандартам, получила развитие в результате бюджетных вливаний при подготовке к Олимпиаде — 2014. В Сочи построено множество современных отелей, из них широко представлены мировые гостиничные бренды. Высокая степень конкуренции в гостиничном секторе привела к сдерживанию роста цен на жилье. Экономично отдохнуть можно на курортах Азовского побережья, где средняя стоимость гостиничного номера не превышает 1600 рублей.
5000,00
4500,00 4000,00 3500,00 3000,00 2500,00 2000,00 1500,00 1000,00 500,00 0,00
.о*
У /
<9*
Рисунок 2 — Средняя стоимость гостиничного номера в сутки за 2016 г.*
* Составлен автором на основе данных портала travel.ru.
Несбалансированное и непланомерное развитие промышленности может негативно повлиять на биосферу Крымского полуострова, что отразится на всем туристско-рекреационном и аграрном комплексе. В связи с этим на правительство страны и региона ложится задача по экологизации экономического развития для обеспечения устойчивости и сбалансированности экономики. Ситуация усложняется экологической агрессивностью производства, высокой изношенностью основных фондов и устаревшими технологиями, используемыми в промышленном секторе, которые усиливают в разы негативное антропогенное влияние на экосистему Крыма.
Различные виды рисков и угроз появились в регионе в связи с введением санкций европейскими странами, США и их партнерами. Так, санкции отрицательно сказались на судостроительной отрасли. Производственные мощности не используются в полном объеме, а только на 20-50 %. Спасти их может вы-
полнение заказов для гражданского флота, обслуживание оборонного комплекса, ремонт и техническая поддержка судов. Перспективным направлением является малое судостроение для использования в туристической отрасли, а также строительство пассажирских судов для перевозок на линиях между различными туристскими дестинациями черноморского побережья.
Дополнительные риски у промышленного комплекса появились в результате энергетической блокады Крыма и вследствие отрезанности от материковой части. В ноябре 2015 г. в Херсонской области были взорваны опоры линий электропередач, ведущих в Крым, что вызвало энергодефицит на полуострове, который зависел на 7590 % от поставок электроэнергии из Украины. Стратегически важно установить соединение Крыма с энергосистемой материковой части России. Для обеспечения устойчивости и сбалансированности экономики региона целесообразно развитие альтернативной энер-
гетики — для достижения полной электронезависимости. Перспективными направлениями является развитие использования ветряной, солнечной энергетики, водородной генерации, добыча энергии из свалочного газа.
На полуострове планируется создание трёх индустриальных парков, инвестиции на их строительство составят около 4 млрд руб. В модернизации региональной экономики строительство индустриальных парков является действенным инструментарием, направленным на создание инфраструктуры для стимулирования предпринимательской деятельности. Инфраструктурное обеспечение площадки сразу для нескольких производств оптимизирует производственные процессы и будет экономически выгодным. Важным аспектом, отличающим индустриальный парк от других промышленных площадок, является наличие управляющей компании. Более подробно проблемы инфраструктурных локализаций в обеспечении устойчивого развития регионов рассмотрены в работах Т. А. Вериш, М. С. Осиповой, Г. В. Деружинского, Г. Г. Вукович, Л. В. Ятченко [3-5].
На территории Российской Федерации создание индустриальных парков является площадкой для привлечения иностранных инвесторов, так же как и создание свободных экономических зон. Глобальные инвесторы, из-за геополитической ситуации, не инвестируют в Крым, что является проблемой для поиска надежного резидента и эффективного функционирования индустриального парка. А те зарубежные инвесторы, которые уже работают на полуострове, предпочитают оставаться в тени. Для реализации экономического потенциала в апреле 2016 г. состоялся Ялтинский международный экономический форум, участие в котором приняли представители 25 стран. Основные темы форума были посвящены актуальным проблемам развития инвестиционной привле-
кательности и инновационного будущего полуострова.
Свободная экономическая зона создана на всей территории Республики Крым и будет действовать в течение 25 лет до 2039 г. На территории свободной экономической зоны действует льготный режим налогообложения и свободная таможенная зона. В рамках свободной экономической зоны запрещена добыча полезных ископаемых и разработка месторождений. Ее резидентом может стать лицо, ведущее свою хозяйственную деятельность в сфере туризма, санаторно-курортной отрасли, сельского хозяйства, высокотехнологических отраслях экономики, перерабатывающей промышленности, логистики и судостроении. Свободная таможенная зона дает право на беспошлинный ввоз импортных товаров, комплектующих и оборудования, которое необходимо для реализации инвестиционных проектов, а также освобождает участников от нетарифного регулирования. Однако существует ряд ограничений на использование ввозимого оборудования, что создает дополнительные барьеры для резидентов. Все ввезенные товары имеют статус иностранных и подлежат таможенному контролю, что приводит к созданию локальных зон таможенного контроля, на территории которых возможна его эксплуатация.
Проведенный анализ показал, что можно выделить основные проблемы с которыми сталкивается регион на пути достижения устойчивого сбалансированного развития.
1. Противоречия между развитием туристско-рекреационного комплекса и экологоемкой промышленностью, подрывающей устойчивость экосистемы полуострова.
2. Высокая изношенность основных фондов, использование морально устаревшего оборудования и низкая ин-новативность производства.
3. Высокая степень тенезации экономики, особенно малого бизнеса и предпринимателей в туристической отрасли.
4. Слабый уровень развития транспортной инфраструктуры и сухопутная изолированность полуострова.
5. Энергозависимость острова от материковой части, недостаточность собственных энергоресурсов, неразвитое использование альтернативной энергетики.
6. Высокие риски, связанные с геополитической ситуацией и введением санкций в отношении Российской Федерации вследствие присоединения Республики Крым, и связанная с этим невозможность привлечения глобальных инвесторов.
Библиографический список
1. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minek.rk.gov.ru/file/ БПе/2015/ёос8/81га1ее#ср/1.ра£
2. Анализ социально-экономического, ресурсного и экологического состояния Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minek.rk.gov.rU/file/File/2015/docs/s trateg/strateg_konc/strateg_pr1.pdf.
3. Вериш, Т. А., Осипова, М. С. Функциональные возможности кластеров в развитии территориальной инфраструктуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». — 2013. — № 4. — С. 86-90.
4. Вериш, Т. А. Формы организации и стратегическое обеспечение развития региональных инфраструктурных локализаций : дисс. канд. экон. наук. — Майкоп, 2014.
5. Деружинский, Г. В., Ятченко, Л. В., Вукович, Г. Г. Методические аспекты обеспечения устойчивого регионального развития : моногр. — Краснодар : изд-во КубГУ, 2012.
Bibliographic list
1. Federal target program «Social and Economic Development of Republic of Crimea and Sevastopol till 2020» [Electronic resource]. — Mode of access: http://minek.rk.gov.ru/file/File/2015/docs/s trateg/fcp/l.pdf.
2. Analysis of a social and economic, resource and ecological condition of Republic of Crimea [Electronic resource]. — Mode of access: http://minek.rk.gov.ru/ file/File/2015/docs/strateg/strateg_konc/str ateg_pr1.pdf.
3. Verish T. A., Osipova, M. S. Functionality of clusters in development of territorial infrastructure // Bulletin of Adygei state university. Ser. «Economic». —
2013. — № 4. — P. 86-90.
4. Verish, T. A. Forms of organization and strategic ensuring development of regional infrastructure localizations : diss. of cand. of econ. sciences. — Maykop,
2014.
5. Deruzhinsky, G. V., Yatchenko, L. V., Vukovich, G. G. Methodical aspects of ensuring steady regional development : monograph. — Krasnodar : Publishing House of KUBSU, 2012.