Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения публичного порядка в договорных отношениях, направленных на удовлетворение массовых общественных потребностей'

Проблемы обеспечения публичного порядка в договорных отношениях, направленных на удовлетворение массовых общественных потребностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР / ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА / ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / ДОГОВОР ПРИСОЕДИНЕНИЯ / СВОБОДА ДОГОВОРА / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАССОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ОТКАЗ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Наталья Михайловна, Лесив Богдан Васильевич

В статье представлены результаты проведенного авторами исследования состояния правового института публичного договора и вытекающих из него признаков юридической ответственности. Рассматривается теоретическая сущность публичного договора в аспекте его особой социальной значимости. Проведенный анализ правовой регламентации института публичного договора позволяет получить представление о действительном состоянии общественных отношений, которые им урегулированы, выявить уровень эффективности позитивного воздействия на общество, оценить риски правовых пробелов и коллизий в договорных отношениях, осложненных публичным (общесоциальным) интересом, а также сформулировать недвусмысленные выводы о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения публичного порядка в договорных отношениях, направленных на удовлетворение массовых общественных потребностей»

ПРАВОВОЕ ИОЛЕ

DOI УДК 347.44

The article presents the results of the

essence of public contract in the aspect of its í institute legal regulation provides a it (institute) settled; reveal a degree of

сфере.

of public contract law institute The authors consider a

The analysis of j of real status of soc impact on society and value the

gaps and conflicts in the contract relations with public interest. Also it allows ■ conclusions on the need to improve the law in this sphere.

Ключевые <

нения,

ва потребителей, доминирующее положение публичного договора, ответственность.

публичный интерес, договор , , массовые общественные потребности, пра-организации, отказ от заключения

commerce, massive social needs, to conclude a public contract, responsibility.

lic interest, accession contract, freedom of contract, dominant status of a commercial organization, decline

современного российского ся, прежде всеш, чере3 пршму следуя основополагающим ной ^иеттации. Ука3анное утверждение постулатам его Конституции, определяет- полностью соотносится с положениями

Медведева Наталья Михайловна

бличного и частного права, ХиГС (г. Хабаровск). Е-тай: mne09@bk.ru

Лесив Богдан Васильевич

лиал РАНХиГС, Е-таИ:

наук, доцент, зав. кафедр°й институт управления - филиал

институт управления (г. .

теории государства, рых безоговорочно

в качестве особой социальной социальной системы [1,

и

дарство организа

с. 238]. Безусловно, объективное явление г°сударстВенного конституирования общества предопределяет его социальную сущность и, соответCтвенно, главН^1е направления Деятельности го^дарстю, поскольку предметом такого рования и является сам социум. ное и организованное самим обществом (абсолютной совокупностью индивидов) публичное образование — государство - тяготеет, очевидно, именно к защите Публичн^1х (обЩественн^1х) интересов. Это обусловлено тем, что ные интересы (благa), от кюторьи сит благополучное существование самого общества и каждого индивида без исключения, не могут быть отданы на усмотрение частных лиц по следующим основаниям. Во-первых, всеобщая нуждаемость в определенном благе влечёт огромные трудотые финансовые и иные затраты, обеспечить которые возможно лишь общими (государственными) уси-

втoр^Iх, п°па^дание интересуемого блага «в одни руки» неизбежно приводит к эскалации и после-дующеей узурпации власти в результате злоупотребления таким особым ем. Именно поэтому государство но функциями осуществления публично-°риентир°ванной деятельности.

Одним из наиболее важных ний такой деятельности является

жизненно необходимыми благами: энергоснабжением, общественной связью и транспортным то^щмтем продовольствием и т.п., что вытекает из положений самой Конституции России.1 По мере прекращения сущ>ествования Советского государства на V Съезде народных

объявлено о переходе к рынку.2 В виях интенсивного развития рыночной

предоставление гражданам всех но необходимых товаров, выполнение соответствующих работ и услуг стало невозможным, в результате чего деятельность по предоставлению гражданам жизненно необходимых благ стали осуществлять коммерческие субъекты - лица,

(далее - коммерческие субъекты). В частности, такие субъекты осуществляют розничную куплю-продажу товаров первой

услуги гостиничного размещения, нение ремонтных работ и т.д. Но вместе с тем, несмотря на переход большинства таких: предоставлений в частные руки, у формировавшейся Российской Федера-её ранее описанной сущности

по защите общесоциального (публичного) интереса которым для народа являются указанные предоставления. В связи с тем, что заинтересованность в подобных благах (товарах, рвотах и услугах) по-остаётся публичной

госУДарственно-правового ства в предпр

ность коммерческих организаций, рые этот интерес обеспечивают.

В действующем российском . тельстве данная государственная гатива объективируется в гражданско-

посредством которого о*

государства устанавливает целый дический состав oпределений, .

ний и запретов, направленных на достижение непрерывного, своевременного

и полноценного обеспечения населения Российской Федерации всеми повседневными потребностями, в которых оно нуждается.

«Договор, заключенный лицом, осу-

или иную приносящую доход ность

и устанавливающий его ности по продаже товаров, выполнению

Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. : официальный текст // дательства РФ - 2014. - № 31. - Ст. 4398, ст. 2. Ельцин: «Обязуюсь перед своим народом сформировать кабинет реформ и поддержки депутатов, каждого россиянина» I-Электронный

.1 С/ с7 ' £ т

| на

//

/

работ Либо оКВЗанию услуГ, КоторЫе такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится» признаётся публичным.3

Таким образом, с целью защиты публичного интереса происходит государственное вмешательство в частноправовые отношения. При этом в договорн^1х отношeниях, во3никающих гражданами-потребителями, с сторонь^ и коммерческими субь-ектами (предпринимателями), с дру-

>боб!

гой стороны, происходит благодаря

интереса

тр

таких отношений на массовое кратное употрeблeниe, ежедневное применение, затрагивающее индивидуально неопределенный круг лиц [3, с. 221]. В свою очeрeдь, рассматриваемое

публично-правовое воздействие на коммерческие субъекты сопровождается

ключенИЯ договора ограНичивается для

коммерческого субъекта с момента направления публичной оферты. Но можно ли считать это отличительным признаком публичного договора? Представляется, что публичная оферта в данном случае находится в равном положении со «свободной» офертой, так как коммерческий субъект, как и любой другой оферент, с момента направления оферты связан её

предложением. При этом, подобно английской дихотомической «свободе от договора», до момента совершения акцепта потребителем стороны вправе отказаться :лючения. Любая

от его

эр

существенным ограничением их гражданских прав. Это обусловлено тем, что, в отличие от «свободного» договора, ко-

гражцаносого права по о^му прaвилу, правило публичного договора запрещает отдмата конкрeтнолу лицу ние при выборе контрагента Кроме того, такие лица связаны максимальной безотзывностью оферты, которая является публичной, и условия которой не могут быть изменены в шении конкретного акцептора. государственное вмешательство лено на реализацию гарантий равного предоставления нуждающимся потребителям всей совокупности товаров, работ и услуг. На первый взгляд такой жесткий метод воздействия может показаться «варварским» и противоречащим условиям благоприятного развития рынка, особенно, если учесть многолетний опыт абсолютной свободы договора, к примeру, по Германскому гражданскому уложению (§ 154).4 Однако теоретический анализ российских ограничений позволяет

сделать обратный вывод.

Во-первых, действительно, свобода

направляя публичную офeргу, дает свое намерение и согласие чить договор, тем самым подтверждая необходимость его заключения.

Б^нгорых ра^а^^ в условиях публичного договора свободу ра контрагента, можно с уверенностью сказать, что именно данная свобода является, на первый взгляд, наиболее ниченной, и именно она вызывает

обязанностью заключить договор с любым лицом, которое её акцептует, на рав-

нельзя считать безапелляционным.

Оно вправе не начинать такую публичную офeрту, то здесь уже

на осуществление деятельности, тер которой подразумевает её вление в отношении каждого, кто к обратится. При этом коммерческий ект имеет реальную возможность

нозировать и разработать такие условия публичной оферты, которые будут в коТо есть нельзя сказать, что отсутствие

Российской федерации: законодательства РФ. 1994. №32. Ст.3301 - ст.. 426

гражданское уложение от 24.08.1896 г. [Электронный

//с

та ставит такого субъекта в заранее не-

заключать договоры с каждым, кто к ней обратится, то это не должно ся и в характере ег должен быть публичным). При этом нежелание заключить договор на предусмотренных публичной офертой условиях

в массы, коммерческий субъект дует цель привлечения наибольшего

готовых акцептовать оферту, в конечном итоге рассчитывая на получение большей прибыли. Поэтому публичная оферта выгодна и самому коммерческому субъ

ввиду очевидных Законов рыночной

сделанного предложения, адресованность его :

гу

ключение договора с любым том, то есть делает выбор в пользу любого. Исходя из этого, недопустима такая <

к0нтрагента, свобода в^^бора

вида

и условий договора) и не нарушает прав участников рыжа.

Рассматривая институт публичного до-

не стороны, которая представляет собой,

в

отметить следующее. Не требует дополнительного подтверждения тот факт, что любой гражданин с целью

такой оферты и отказом от такой дея- ния

день вынужден вступать в договорные отношения с коммерческими организациями, поэтому лишение его возможности заключения публичного договора ]

по^м^ийТакихде^зоивают^н

дебные инстанции России

судьф5'6 В то же врем^ научное изучение рассматриваемого института

го права. указьгоаег на (

су

зу

гр

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с гражданами, что находит своё выражение в масштабном

публичный договор относится тельно к конкретному лицу в конкретный момент, если с другими лицами пу-

условиях: здесь усматриваются признаки дискриминaции, направленной на ;

ление прав и унижение достоинства конкретного лица, что крайне неприемлемо.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что ограничениям подвергается и сам потребитель - он не имеет возможности определять условия договора. Таким ^раюм представляется верн^1м вывод о том, что публичный договор в достаточной мере соотносится со всеми тремя составляющими свободы договора (свобода решения вопроса о необходимости заключения договора, свобода вы-

5Об отказе в принятии к Школаевича на нарушение его

в

го

в самом содержании правовой

кроется р

именно, в ] ного воздействия на

а

общественные отношения.

Из самого существа института ] ного договора следует, что в щем большинстве случаев контрагентом предпринимателей при его заключении являются физические лица-потребители, и в значительно меньшем соотношении - организации [6, с. 4]. Это обуславливается и тем, что складывающаяся в деловом обороте «обычная» практика

гражданина Дудника Александра прав положениями статьи 451 Конституционного суда РФ

Гражданского кодекса Российской Федерации: от 14.10.2004 №391-О [Электронный ресурс]. URL..:

постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 №9548/09 [Электронный ресурс]. URL,.:

о(дностороннего установления условий договора приводит к неизбежному заключению большинства публичных договоров в форме договора присоединения [5, с. 52]. При этом нарушенные права юридических лиц, вытекающие из ности публичного договора, могут быть надлежащим образом восстановлены судом в аалках дeйствующeг° законодательства (путем применениЯ механизма понуждения к заключению договорa), так как организации являются коллективными субъектами гражданского права, а их существование не прямой зависимости от

в

массовых

находится удовлетвоРения

и и

Кроме того, представляется очевидным что ПубличнЫм (госуДарственным) нуждающимся в дополнительной защите признаётся такой ^тер^ который обладает высокой ценностью именно для населения (потребителей), что также вытекает из социальной сущности ства (статья 2 Конституции РФ).7 Социальное назначение

представляют собой ценность как для

. в целом [2, с. 17]. тем, что публичный

призван обеспечить население ширным перечнем массовых

гарт^ киновидеообслу ного вещания, распр°.

ремонтные работа! и вание и т.д.) и рекр

периоДики,

ионные интеРесы питание, отдых, гостиницы,

рaзвлечения, услуги ция туристского продукта и т.д.)» [7, с. 392].

»безграничное количество граждан покупают продукты первой не-

и

питания. Соответственно, в процессе не-

публичного договора в отношении к< кретных граждан интересы каждого них постепенно превращаются в

из

общностей, а через них и в интересы самого общества. Нельзя при этом не обратить внимание на то, что о публичной заинтересованности в эффективном обеспечении населения вышеперечисленными массовыми потребностями

вопросу Правительства Российской Федерации, нашедшее выражение в целом

договоре (Правила оказания услуг ственного питания, Правила оказания услуг телефонной связи, Правила про-

правила, утвержденные щими постановлениями). Такая ,

значимости исследуемого института. Назначением

цина платное образование и т.д.), комфорт общественной жизни (услуги связи, транс-

конодательством

«свободного договора» является чение публичного порядка в гражданско-

правовых отношениях, от качества котор^1х зависит должн^1й уровень стабильности, спокойствия и размеренности общественной жизни.8 Поэтому перед публичным договором стоит Задача обеспечения населения необходимым объемом массовых общественных потребностей. Для реализации указанных назначений государством Устанавливается разумное ограничение принципа свободы ра, связанное с особенностью ния и акцептования публичной офертах.9 При этом потребители являются более слабой стороной по дог°вору, несмотря на их абсолютное право принятия или

Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: официальный текст дательства РФ - 2014. - № 31 - Ст.. 4398, ст.. 2 Т. Свобода договора- миф или реальность? [,Электронный ресурс]. URL.:

www.lawmix.ru

Российской Федерации: тва РФ. 1994. №32. Ст..3301 - ст.. 437

//

//

отказа от акцепта публичной оферты [Костикова, 2007, С. 4]. Доминирующее положение предпринимателя выражается как в монопольном правомочии определения условий договора, к которым присоединяется потребитель, так и в самом факте владения тем благом, коТорое представляет собой публичный интерес для удовлетворения массовых

В то же время, нормы о публичном договоре в своей институциональной совокупности обладают признаком декла-рaтивнoCти, поэтому нарушенное право

граждан на удовлетворение массовых общественных потребностей путем безусловного заключения публичного договора на равных для всех условиях в рамках современного законодательного

регулирования не может быть оперативно восстановлено и надлежащим образом защищено. Так, если потребителю беспричинно отказали в заключении публичного ДoгoВoрa, предметом которого является, к примеру, пассажирская перевозка ме^кдугородним железнодорож ным транспортом, то единственным способом восстановления права является обращение с исковым заявлением в суд о понуждении организации к заключению договора (абз. 2 п. 3 ст. 426; п. 4 ст. 445 ГК РФ). Согласно положениям гражданского процессуального ^^одаге^сгаа срок рассмотрения такого заявления составляет до двух месяцев со дня его подачи. Сомнения в том, что суд понудит организацию заключить такой договор, нет, однако к тому времени, когда решение вступит в законную силу, в таком понуждении явно не будет смысла ности) для самого гражданина. В такой ситуации вред, пр: и общественным

го порядка

направленной на массовое применение, в настоящее время не публичная ли, опасаясь затяжной судебной тяжбы, защиты у Роспотребнадзора, кото-1е может оказать им своевременную поддержку из-за отсутствия механизмов административной ответственности за это правонарушение. Подобные примеры в областях жизнеобеспечения населения, рекреационных услуг, пассажирских перевозок, банных услуг, нашли выражение и осуждение в соответствующих судебных постановлениях и публикациях федеральных СМИ.1°'ПД2'13>14

Практика показывает, что граждане-потребители сталкиваются с выми и латентными способами требления доминирующим положением коммерческих субъектoв, среди котор^1х

ществ в обслуживание и т.д.

от пола, элитарное запрет таких действий в

отсутствие санкции за его неисполнение

создания условий, посредством которых тыетта организаций повседневно злоупотребляют своим правом на монопольное установление условий публичного дого-вoPa, причиняют гражданам моральн^1й вред и лишают их права на получение жизненно важных благ.

с потребителем. Несмотря на то, что рас-

отношениям,

рим однако за

наруШение их права на заключение публичного договора в настоящее время не

| [Электронный j ' [Электронный j

Тамбовского областного суда от 23.10.2013 года по делу URL.: https://clck.ru/AaJmQ

Московского городского суда от 18.12.2015 года до делу

краевого суда от 8.09.2015 по делу

№33-6010/15 [Электронный ресурс]. иЖ.: Юфв://с

13Решение Ленинского районного суда города Тамбова от 22 августа 2016 г. по делу № 2-2653/2016 [Электронныйресурс]. https://clck.ru/Aifs2

14В Екатеринбурге ресторан «Хмели-Сунели» оштрафовали за отказ обслуживать посетителей [Электронныйресурс]. №Ь.: http://m.ng¡t.ru/lifeЫstory/wew/18

12

-ств^тоети ус от 07.02.1992 требителей»

1 «О

защите прав потребителей» (далее - Закон). Так, на данные правоотношения не распространяется безусловная

ность коммерческого субъекта

в силу

Это объясняется ложениями статьи 15 упомянутого на и пункта 45

от 28.06.2012 №17, условием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда является сам факт нарушения прав потребителя. В

установлен главами I, II и III Закона, что не позволяет судам за неправомерный от-

морального вреда в силу самого факта такого откaзa, поскольку формально право на заключение такого договора не

позиция действующего закона ляется ошибочной, поскольку ски институт публичного договора в той

отношения между коммерческими ектами и потребителями, охраняет

и учёные-правоведы [6, С. 4-5]. Исправление указанной ошибки видится во внесении соответствующих изменений в ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно в дополнении указанной статьи п. 3.1

перенес нравственные переживания связи с лишением его данным лицом пр

либо

в

категории уcловиях, то моральный вред

в

тельством Российской Федерации о защите прав потребителей».

пРи этом пРи определении размера

компенсации морального вреда, помимо требований статьи 1101 Гражданского кодекса и соответствующих разъяснений Пленума Верховного суда15, суду следует

учитывать также:

- характер деятельности причини-

теля вреда (характер товaров, работ или услуГ, в предоСтавлении котор^1х гра^К-

данину было неправомерно отказано);

- степень известности и возможного доверия грaждaн, на которые могут указывать степень аaспPостPaнeнности деятельности юридического лица (наличие местной, региональной или всероссийской сети филиалов), интенсивное рекламирование деятельности причинившего

вред лица, использование причинившим вред лицом в своей деятельности общеизвестных товарных знаков и т.д. Кроме того, в продолжение

установленных тельством,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р

субъекты взысканий вследствие их отка-

в полной мере применять к ним положения ч. 6 ст. 13 Закона, а ]

но^зы киисужденной судо1з в пользу требителя.

Продолжая анализ последствий ]

нии публичного договора, уже не с точки зрения частноправовых механизмов, а с точки зрения публичного ходимо отметить признак опасности такого отказа. Общественная

вредность злоупотреблений коммерческих субъектов обусловливается объективной угрозой для стабильности обще-

стороны

Пренебрежение со публичными

15 "Орассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей": постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от от 28.06.2012 №17 // Бюллетень Верховного суда РФ. № 9. 2012.

предписаниями и равности пр

массовых обще в случае безнак

1 области обя

ставления населению 1енных ПoтребнoCтей, lннoCти, формирует в коммерческой среде культ правового нигилизма, в результате чего, подобно описанному ранее процессу обобществления частного интереса, постоянно практикующиеся лишения одного индивида постепенно перерастают в лишения целых групп, социальных общностей и т.д., что крайне недопустимо.

Юридический анализ совокупности норм закона о публичном договоре в аспекте её телеологического толкования и в контексте использующей её правоприменительной практики позволяют сделать научный вывод о правовом пробеле, который заключается в отсутствии наказательной санкции, которая и порождает вышеописанную безнаказанность. Согласно общепринятым теоретическим положениям, норма публичного права не может быть обеспечена силой государственного прину^кдения без соот ветствующей негативной санкции за неисполнение в её структуре [8, с. 135]. Эти положения в равной степени распространяются и на нормы ст. 426 ГК РФ. При этом определить судебное понуждение к заключению публичного . стве механизма ответственности нарушителя не представляется ным, так как субъекты коммерческой

деятельности при этом не претерпевают правовых oгрaничений, лишений и негативных последствий за пренебрежение публичным интересом и за нарушение нормы публичного права.16 То, что институт публИчного

к наличию в его структуре ной санкции объясняется и ем всех признаков публичного проступка

(пPoтивoпPaвнoсть, общеественная ность, вина) в таком деянии как снованный отказ от заключения ного договора. В составе этих признаков не хватает лишь наказуемости, без которой не может быть осуществлен ни один из видов предупре^кдения (превенции)

проступка, что, в итоге, и приводит к формированию правового нигилизма и

поощрению недобросовестное

ранее [8, с. 218].

Применяемый сегодня судами единственный способ разрешения споров, вытекающих из публичного договора (институт понуждения к заклЮчениЮ дoгoвoрa), неэффективен, поскольку не обеспечивает потребителям должную защиту и не отвечает целям, с которыми законодатель установил предписания ст. 426 ГК РФ. В связи с этим представляется

мым внесение соответствующих ний в Кодекс Российской Федерации об

админисгративных прaвoнaрушениях, которые установят ответственность коммерческих субьектов-правонарушителей и позволят правоприменителю обеспечить эффективное исполнение норм ст. 426 ГК РФ. Кс

став

внимание

труируя со

онарушени

на то, что

, следует обратить административной ответственности подлежит только не-правомерн^1Й отказ, о чем следует прямо указать в норме закона. Таким образом,

будут учтены случаи прaв°мернoгo отказа (отсутствие В°ЗмoжН°CтИ предоставить товар и т.п.), то есть обстоятельства, исключающие ответственность. Органом, уполномоченным на составление лов, рассмотрение дел и вынесение ний о

вонарушениях следует определиТЬ Федеральную службу по над-сфере защиты прав потребителей человека, которая имеет возможность оперативно реагировать на тост^ающие обращения граждан.

При формулировании административной санкции следует угатъгаата характер и степень общественной вредности на-

правонарушения, а также соотносить вид и меру административного наказания с иными составами правонарушений в

14.8 КоАП РФ). Представляется, что выработанный в настоящей статье комплекс

правовой регла!лент^ии штставова иую бличного договора способен оказать позитивное воздействие на отношения по-

: субъектами, прав первых и пресекая зл0уп0требления

возДействие будет иметь успех в случае

установления санкций в двойном ре в случае повторного совершения

в сроки, в

от заключения публичного договора. резюмируя проведенное теоретико

Публичный договор и договор присоединения: тождественность и судебная практика // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.. 2014. № 5. 127-130 с.

5. Каширин И.О. Публичный договор как элемент защиты слабой стороны // Юридическая наука. 2012. № 1. 50-53 с.

6. Костикова С.Н. Публичный договор как институт гражданского права: автореферат диссерт-ации на соистн.^ уч-^й степени канд. юрид. наук. Москва, 2007. 284 с.

7. Лесив Б.В. Публичный договор как институт. праеового ^действия на

ется необходимым сформулировать следующий научный вывод. Общая теория

1ражданами-п°требителями своих то-вседневных потребностей, законодатель, одн^о не распр°странил на нет° ни дей-РФ от 07.02.1992 №2300-1

ститут в актуальной редакции ] вечает требованиям правовой телеологии и аксиологии, а эффективная реализация грaждaнaли указанн^1х гарантий ся проблематичной без надлежащей ] ции со стороны законодательной власти.

1. Дембицкий А.А. Понятие государства: сущность и определение // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. 236-238 с.

2. Забоев К.И. Принцип свободы договора в российском гражданском праве : дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. 227 с.

3. Идрышева С.К. Публичный договор в гражданском праве Республики Казахстан: проблемы теории и практики : дисс. .•• д-ра юрид. наук. М, 2012. 443 с.

4. Капица Л.С., Бушков

интересом: проблемы

законодательной регламентации. SCIENCE TIME, 2016. № 5 (29). 390-395 с.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. М. : Юристъ, 2004. 512 с.

References:

Uchenye zapiski universiteta. _ _ № 4. 236-238 s.

2. Zaboev K.I. Princip svobody dogovora v rossijskom grazhdanskom prave : diss. ... kand. yurid. nauk.. Ekaterinburg, 2002. 227 s.

3. Idrysheva S.K. Publichnyj dogovor v grazhdanskom prave RespubUki Kazahstan: problemy teorii ipraktiki: diss.... d-ra yurid. nauk. M., 2012. 443 s.

4. Kapica L.S., Bushkov D.V.

i sudebnaya praktika // Biznes v zakone. EHkonomiko-yuridicheskij zhurnal. 2014. № 5.

5. Kashirin I.O. Publichnyj dogovor kak ehement zashchity slaboj storony // YUridicheskaya nauka. 2012. № 1. 50-53 s.

6. Kostikova S.N. Publichnyj dogovor kak institut grazhdanskogo prava: avtoreferat dissertadi na soiskanie uchenoj stepeni kand. yurid. nauk.. Moskva, 2007. 284 s.

7. Lesiv B.V. Publichnyj dogovor kak institut vozdejstviya na kommercheskuyu

reglamentacii. TIME, 2016. № 5 (29). 390-395 s.

M. : YUrist», 2004. 512 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.