Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур АПК'

Проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / АГРОБИЗНЕС / ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ENTREPRENEURIAL STRUCTURES / AGRICULTURAL BUSINESS / INTEGRATION / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирова С. В.

В статье рассматриваются вопросы интеграции предпринимательских структур в сфере агробизнеса. Обосновано, что интеграция деятельности структур данного типа приводит к тому, что собственная конкурентоспособность предпринимательских структур повышается с ростом конкурентоспособности «ближних конкурентов». Затрагиваются проблемы государственного регулирования развития интеграционных процессов в аграрном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING THE COMPETITIVENESS OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN AGRICULTURAL SECTOR

In this article, the issues of integration the entrepreneurial structures in the sphere of agricultural business are described. It is determined that integration of activity of structures this type leads to increase of own competitiveness of entrepreneurial structures at the same time with competitiveness growth of «nearest competitor ». The problems of state regulation of integration process development in agricultural sector of economy are touched.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур АПК»

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР АПК

С. В. ВЛАДИМИРОВА

В статье рассматриваются вопросы интеграции предпринимательских структур в сфере агробизнеса. Обосновано, что интеграция деятельности структур данного типа приводит к тому, что собственная конкурентоспособность предпринимательских структур повышается с ростом конкурентоспособности «ближних конкурентов». Затрагиваются проблемы государственного регулирования развития интеграционных процессов в аграрном секторе экономики.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, агробизнес, интеграция, государственное регулирование.

Аграрный сектор экономики России середины первого десятилетия XXI в. характеризуется некоторой стабилизацией финансово-экономического положения. Однако снижение темпов экономического роста, увеличение импорта продовольствия, наблюдающееся в последние годы, нерешенные проблемы социальной сферы села, рост безработицы свидетельствуют о том, что аграрная сфера не вышла на траекторию устойчивого развития. Крайне низким является уровень фондовооруженности и интенсивности аграрного производства.

В то же время наблюдается повышение активности бизнеса в борьбе за получение конкурентных преимуществ. Конкуренция вынуждает субъекты рынка активно искать возможности концентрации и централизации капитала, эффективно использовать все ресурсы, снижать издержки и определять стратегии противодействия конкурентам. Рыночная самоорганизация товаропроизводителей, их стремление адаптироваться к изменению внешней экономической среды, а также регулирующее воздействие органов государственного управления обусловливает развитие интеграционных процессов [2].

Интегрирование предпринимательских структур в аграрном секторе экономики выражается в отраслевой специфике (территориальная рассредоточенность, предметом труда являются биологические объекты, развитие которых существенно зависит от различных природно-климатических факторов, диспаритет цен и др.) объективно существует потребность в высокой оперативности и гибкости при принятии большинства производственных решений. В аграрной сфере многое зави-

сит от непредсказуемых факторов, поэтому риски снижения качества менеджмента при создании сверхкрупных интегрированных структур жесткого типа особенно велики. На наш взгляд, именно степень детерминированности процесса производства и маркетинга определяет эффективный уровень его концентрации [3].

Интегрирование предпринимательских структур сельского хозяйства представляет собой сложный экономический процесс слияния сельскохозяйственных предприятий, в результате которых происходит повышение эффективности коэффициента использования, имеющихся трудовых, материальных, инновационных и финансовых ресурсов.

Анализ активности их протекания в различных регионах России позволяет сделать вывод о том, что интегрированный бизнес развивается там, где для этого есть материальная основа в виде крупного сельскохозяйственного производства. Там, где такой основы нет и создание ее невозможно или требует высоких затрат (в силу особенностей технологии, природных, этнографических условий), более развиты простые формы кооперации.

Наиболее активно интеграция осуществляется в регионах с относительно более хорошими условиями производства - благоприятные природные условия, плодородные земли, а также на территориях, максимально приближенных к рынкам сбыта сельхозпродукции и имеющих сформировавшуюся или активно развивающуюся производственную и социальную инфраструктуру, дешевую рабочую силу. Это, например, Орловская, Липецкая, Белгородская, Воронежская, Волго-

градская, Ростовская, Московская области, Краснодарский и Ставропольский край.

Интегрированный агробизнес всегда стремится быть крупным, так как нацелен на достижение эффективности за счет масштабов производства. Централизация предполагает наличие концентрированного производства, поэтому интеграционные процессы в большей степени распространены в отраслях с высокой степенью концентрации и механизации: в производстве зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника, яиц, мяса птицы, которым занимаются крупные и средние сельскохозяйственные организации. Регионы, в аграрной структуре которых преобладают личные подсобные хозяйства, имеют менее благоприятную основу для развития интеграции [6].

В большинстве регионов России имеет место сочетание различных типов агробизнеса, включая крупные интегрированные структуры, автономно существующие сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Они существуют в разных соотношениях и по-разному взаимодействуют. При этом с ростом производительных сил региона или отдельной территории все большую роль в аграрном производстве играет крупный интегрированный бизнес.

Рыночная самоорганизация товаропроизводителей, их стремление адаптироваться к изменению внешней экономической среды, а также регулирующее воздействие органов государственного управления обусловливает развитие интеграционных процессов (рис. 1) [1].

В современных условиях интеграция в аграрном производстве осуществляется на основе коммерческих интересов. Все более широкое распространение получают агрохолдинги, агрофирмы, стратегические союзы предприятий, финансовопромышленные группы и т. п. Как правило, внутри них рыночные механизмы заменяются организационно-экономическими инструментами координации, порой создаются организационнопроизводственные и организационно-управленческие структуры жесткого типа. Они имеют очевидные преимущества в экономии на масштабах производства, сокращении трансакционных издержек, возможности дополнительного привлечения инвестиций и организации работы по внедрению инноваций всеми участниками холдинга.

Интеграционные взаимосвязи, включая обмен информацией, становятся наиболее значимым фактором конкурентоспособности, оказывая определяющее влияние на производительность всех остальных факторов.

Интеграция деятельности приводит к тому, что собственная конкурентоспособность предпринимательских структур повышается с ростом конкурентоспособности «ближних конкурентов». Чем больше «плотность» и «объем» интеграции, тем выше конкурентоспособность его отдельных участников. Все участники комплекса могут добиться успеха на рынке посредством его расширения, обеспечения роста совокупного спроса, освоения инноваций и повышения собственной компетентности для ускорения передачи клиенту инновационных продуктов и услуг.

Вместе с тем есть и ограничения, характерные для любых многоуровневых иерархических структур: удлинение цепи команд, усложнение системы планирования и контроля, инерционность механизма выработки, согласования и принятия решений и т. п.

В сельскохозяйственном производстве вследствие ярко выраженной отраслевой специфики (территориальная рассредоточенность, предметом труда являются биологические объекты, развитие которых существенно зависит от различных природно-климатических факторов и др.) объективно существует потребность в высокой оперативности и гибкости при принятии большинства производственных и маркетинговых решений.

В аграрной сфере многое зависит от непредсказуемых факторов, поэтому риски снижения качества менеджмента при создании сверхкруп-ных интегрированных структур жесткого типа особенно велики. На наш взгляд, именно степень детерминированности процесса производства и маркетинга определяет эффективный уровень его концентрации.

Накопленный хозяйствами России опыт развития интеграционных процессов показывает, что интегрированные структуры, объединяющие в своем составе различные звенья от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации конечным потребителям, более эффективны и приспособлены к условиям рыночной экономики. Однако, чтобы этого достичь, важно исключить ошибки в организации интегрированных агропромышленных формирований. К ним относятся:

- слабый учет объективных условий;

- неправильный выбор головного предприятия-интегратора;

- низкий уровень централизации функций управления;

- низкий уровень квалификации управленческих кадров и специализации управленческого труда.

№3-4 (025-026), 2011

сл

о

Целевые ориентиры обеспечения конкурентоспособности интегрированных предпринимательских структур

Обеспечение роста сельскохозяйственного производства и переработки продукции

1. Обновление материально-технической базы.

2. Обеспечение соблюдения производственных технологий.

3. Развитие внутренней кооперации и интеграции предприятий.

4. Увеличение объема производства продукции.

5. Снижение себестоимости производимой продукции и др.

Внедрение инновационных технологий

Повышение уровня жизни сельского населения

Совершенствование технологии разработки и принятия управленческих решений

Задачи

1. Разработка и внедрение системы качества и сертификации продукции в рамках единых технологических стандартов

2. Обеспечение взаимодействия с научными и учебными заведениями

3. Диверсификация производства, выпуск продукции, востребованной на рынке и др.

1. Создание благоприятной социальной среды для привлечения трудовых кадров.

2. Повышение уровня занятости на селе.

3. Создание условий для эффективного развития объектов обслуживающей инфраструктуры.

4. Обеспечение доступа к финансовым, информационным и иным ресурсам.

5. Обеспечение качественной подготовки и переподготовки кадров.

6. Активизация инвестиционной деятельности и др.

1. Создание эффективной системы стратегического планирования и развития агропроизводства.

2. Совершенствование нормативноправовой базы, снятие барьеров различного вида.

3. Создание системы мониторинга и корректировки управленческих воздействии.

Рис. 1. Структурная схема обеспечения конкурентоспособности интегрированных предпринимательских структур сельского хозяйства

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

Интегрированная экономика в аграрном секторе экономики сегодня - это, пожалуй, единственный способ обеспечения паритета экономических отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей, как фундамента всей экономики, со своими партнерами: предприятиями перерабатывающей промышленности, обслуживающей деятельности и сферы реализации.

Развитию интегрированной экономики в области придается особое значение, как одному из основных условий ее стабилизации, повышению эффективности и организации конкурентоспособного производства.

Агропромышленные объединения, агрофирмы, как интегрированные формирования, представляют собой не просто объединение юридических лиц, а объединение технологических и экономических интересов [4].

Реализуемый на практике интеграционный механизм может строиться по схеме:

Сельхозтоваропроизводитель => Сфера переработки => Сфера реализации

Другой возможный путь координации комплексного развития отраслей и производств - не объединение структур, а обеспечение взаимодействия на основе стратегического партнерства, в том числе и посредством установления долговременных договорных отношений.

Современные исследования показывают, что наиболее высокая конкурентоспособность производства наблюдается в группах самостоятельных коммерческих предприятий, территориально расположенных компактно, связанных гибкой организацией взаимоотношений, в том числе неформальных, что способствует постоянному и быстрому внедрению инноваций. Эффективность такого рода соединений в значительной степени зависит от наличия тесных информационных связей между организациями и общности процессов развития, во многом определяющими темпы освоения инноваций, так как все большее значение имеют информация, знания, ноу-хау, интеллектуальная собственность, нематериальные активы.

Интеграционные взаимосвязи, включая обмен информацией, становятся наиболее значимым фактором конкурентоспособности, оказывая определяющее влияние на производительность всех остальных факторов. Повышение конкурентоспособности участников названных соединений от интеграционной «индукции», возникающей внутри них, существенно превышает возможные потери от усиления конкуренции на рынках сбыта и традиционно рассматриваемых факторов производства. Именно поэтому современные исследо-

ватели рассматривают эти комплексы как некую форму интеграционной сети, наблюдающейся в пределах географического региона, в которой близкое расположение взаимосвязанных организаций повышает частоту информационных контактов и уровень взаимодействия.

Опыт развития экономики многих развитых стран подтверждает необходимость и целесообразность кооперации и интеграции аграрных предпринимательских структур, объединяющих на добровольной основе взаимосвязанные, но юридически самостоятельно функционирующие предприятия. На современном этапе развитию интеграции в аграрном секторе экономики способствуют необходимость выхода предпринимательских структур из кризиса и стабилизации их экономического положения, потребность в становлении разрушенных производственно-хозяйственных связей, соблюдение паритета интересов всех отраслей и хозяйствующих субъектов, совершенствование управления производственно-экономическими процессами, повышение эффективности использования собственности в агропромышленном производстве.

Развитие процессов кооперирования и интеграции производства в агропромышленной сфере происходит противоречиво, сопровождается разнообразными позитивными или негативными эффектами. При этом складывается общая тенденция к укрупнению масштабов производства и хозяйствования.

Холдинговая структура управления является одной из форм разрешения противоречия современного крупного бизнеса между необходимостью расширения количества его участников и требованием сохранения уровня согласованности действий разнообразных юридических лиц в соответствии с общей стратегией собственника. В связи с тем, что основную долю доходов от реализации продовольственной продукции получали и получают перерабатывающие предприятия, они и должны становится центрами холдинговой группы.

Сельскохозяйственная компания строится на сочетании основного и дочерних сельскохозяйственных предприятий, контроле основного хозяйственного общества за принятием решения в дочерних обществах.

Пищевые предприятия могут эффективно управлять производственной программой сельхозпредприятий, а не наоборот. Особенностью создания холдинга в АПК является то, что в процессе его формирования неизбежен конфликт интересов пищевого предприятия, как звена техно-

логической цепочки на пути «производитель сырья - конечный потребитель» и пищевого предприятия, как холдинговой компании, владеющей контрольными пакетами акций предприятий, входящей в холдинг. В связи с этим, логичным представляется на определенном этапе выделение функций, связанных с деятельностью всего холдинга (финансовых, инвестиционных, инновационных, производственных, социальных). Одной из стратегических целей создания холдинга является:

- повышение эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий - производителей сырья для пищевых предприятий холдинга, за счет направления части прибыли холдинга на техническую и технологическую модернизацию аграрного производства;

- объединение посредством создания финансово-промышленных групп (ФПГ).

При этом особенностью ФПГ по сравнению с другими интеграционными формами в сельском хозяйстве является более глубокая законодательная проработанность и поддержка развития со стороны государства.

Данный вариант создания интегрированных предпринимательских структур сельского хозяйства позволяет обеспечить их конкурентоспособность и:

1) централизовать управление учетом производства, ликвидировать или значительно сократить масштабы теневых финансовых операций;

2) создать благоприятные организационные основы при ликвидации юридической самостоятельной сельскохозяйственной организации для решения проблем, связанных с внутрипроизводственным расчетом;

3) снизить остроту проблемы сезонного дефицита оборотных средств в звеньях единого технологического цикла за счет укрупнения финансовых ресурсов дочерних компаний, а также облегчить выполнение инвестиционных программ.

Ускорение освоения инноваций в аграрном производстве предполагает выполнение ряда условий, в том числе наличие необходимых высококвалифицированных кадров, эффективную систему продвижения и сервиса новой техники и оборудования, широкие финансовые возможности для ее приобретения, высококвалифицированную научную и информационно-консультационную поддержку.

Успех во внедрении инноваций приводит к еще большему спросу на научно-внедренческие и консультационные услуги, так как внутри комплекса усиливается повышение конкурентоспособности. Повышение степени интеграции в сель-

скохозяйственных комплексах непосредственно влияет на инвестиционную активность отрасли. Значительно расширяются возможности привлечения кредитных ресурсов, так как положительные примеры рождают у потенциальных инвесторов уверенность в успехе. Тщательное изучение учеными и специалистами опыта освоения инноваций в аграрной области позволяет предотвращать ошибки при их дальнейшем распространении, повышает эффективность инвестиций, сокращает срок окупаемости капиталовложений. Существенно снижаются транзакционные издержки при разработке обоснованных программ развития, планов и оформлении кредитов.

Поставщики сельскохозяйственной техники и оборудования, продвигающие на рынок инновационные продукты, несмотря на усиление конкуренции в условиях комплексного развития, повышают свой уровень конкурентоспособности из-за быстрорастущего общего спроса, чему способствуют усилия каждого участника комплекса по инновационному развитию как собственному, так и своих клиентов для расширения рынка сбыта.

Однако наряду с оптимистическим тезисом о перспективности данной формы хозяйствования, следует указать и на ряд существенных проблем, уже достаточно выпукло проявившихся в связи с развитием деятельности сельскохозяйственных холдингов:

1. Имеется ряд несогласованных правовых норм совместного функционирования и регулирования экономических взаимоотношений инвестора с сельхозпредприятиями и собственниками недвижимого имущества, земельных паев.

2. Компания-инвестор, используя неравноправные экономические отношения, перераспределяет создаваемые совокупные доходы в свою пользу, лишая сельскохозяйственные предприятия и организации нормальных условий воспроизводства.

3. Недостаточный объем информации о реальной экономической эффективности всего формирования интеграционного процесса АПК, поскольку централизованная отчетность носит закрытый характер.

4. Обострение противоречий между администрациями сельских поселений и фирмами инвесторов в связи с их нежеланием участвовать в решении социальных проблем территорий, на которых располагают свои производства.

5. Развитие монополизма крупного предприятия холдингового типа, происходит выдавливание с рынка конкурирующих, но практически об-

реченных более мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Государственное регулирование развития интеграционных процессов в аграрном секторе экономики, представляет собой сложную взаимосвязанную и взаимообусловленную систему (механизм) правовых, экономических, организационных и административных мер, которые отличаются программно-целевым характером.

Механизм государственного регулирования позволяет выбрать приоритетные направления развития, которые при имеющихся (ограниченных) ресурсах способствует реализации целей программы в наиболее короткие сроки. Одновременно государственное регулирование позволяет посредством целевых программ обеспечить комплексное и системное решение имеющихся проблем, снизить риски использования выделяемых средств путем привлечения к финансированию различных инвесторов, увязать вкладываемые средства с конкретными результатами, обеспечить адресную поддержку участников посредством конкурсного отбора. Соответственно, данный механизм должен включать в себя необходимые ресурсы, аппарат управления и основываться на соответствующем нормативно-правовом обеспечении.

В условиях затянувшегося экономического кризиса направления формирования интегрированной экономики не только не теряют своей актуальности, а напротив, являются приоритетными, как составная часть антикризисной программы.

На первый план выступает триада приоритетов: новые технологии, экономика и человек. Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур сельского хозяйства на основе интеграции обусловлено следующими преимуществами:

- концентрация производства и капитала участников интеграции;

- расширение пределов оптимального использования техники и оборудования;

- организация системы сбыта продукции;

- организованное кредитование и страхование участников;

- эффект широты ассортимента;

- уменьшение налогооблагаемой базы, минимизация издержек.

- централизации маркетинговой деятельности (спрос, предложения рынка, организация конкурентоспособного производства с учетом потребительской ориентации);

- централизации финансовых средств и, соответственно, возможность их инвестирования в наиболее нуждающиеся производства.

- восстановление утраченной в ходе реформ управляемости товарными, ресурсными, финансовыми потоками в аграрном секторе экономики;

- повышении финансово-экономической устойчивости субъектов аграрного рынка путем формирования относительно замкнутых циклов («производство - переработка - реализация»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в реализации антикризисных мер;

- в содействии реструктурированию неплатежеспособных, убыточных и низкорентабельных сельскохозяйственных предприятий.

Развитие интегрированной экономики является одним из основных условий ее стабилизации, повышения эффективности и организации конкурентоспособного производства.

Литература

1. Бакуменко Л. С. Характеристика конкурентоспособности предпринимательских структур в аграрном секторе экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 3 (019).

2. Бородаева И. А. Механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в аграрном секторе: дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.

3. Галицких В. Н. Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур АПК: дис. ... канд. экон. наук. Елец, 2008.

4. Пинкевич И. К. Классификация и анализ рисков сельскохозяйственной вертикально-интегрированной компании в современных условиях России // Вестн. ИНЖЭКОНа. СПб., 2009. Вып. 2 (29).

5. Шмелев Г. И. Сельскохозяйственная кооперация. М., 1997. С. 43-60.

6. Якубов М. Р. Комплексная модель системного анализа конкурентоспособности АПК // Вестн. ТИС-БИ. Казань, 2004. Вып. 2.

* * *

PROBLEMS OF ENSURING THE COMPETITIVENESS OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN AGRICULTURAL SECTOR

S. V. Vladimirova

In this article, the issues of integration the entrepreneurial structures in the sphere of agricultural business are described. It is determined that integration of activity of structures this type leads to increase of own competitiveness of entrepreneurial structures at the same time with competitiveness growth of «nearest competitor». The problems of state regulation of integration process development in agricultural sector of economy are touched.

Key words: entrepreneurial structures, agricultural business, integration, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.