Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения экономической безопасности участников делового оборота при осуществлении закупок'

Проблемы обеспечения экономической безопасности участников делового оборота при осуществлении закупок Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закупки / мошенничество / способ преступления / заявка / заказчик / единая информационная система / procurement / fraud / crime method / the application / the customer / unified information system

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Алиев Самир Зульфиевич, Алиева Елизавета Андреевна

Практика показывает, что в последние годы участились случаи мошеннических действий в сфере закупок. В статье рассказывается о получившем распространение способе совершения преступления с использованием функционала официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru). На основе практики сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам мошенничества в сфере закупок, авторами выделены признаки сомнительных контрагентов. Совокупный их учет поможет участникам делового оборота избежать обмана и потери денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of ensuring economic security of business participants when making purchases

Practice shows that in recent years, cases of fraudulent activities in procurement have become more frequent. The article describes a widespread method of committing a crime using the functionality of the official website of the Unified Information System in the field of procurement (https://zakupki.gov.ru). Based on the practice of supporting criminal cases initiated on facts of fraud in the field of procurement, the authors identified the signs of dubious contractors. Their cumulative accounting will help business participants avoid fraud and loss of money.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения экономической безопасности участников делового оборота при осуществлении закупок»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 10-14.

Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. № 1 (97). Pp. 10-14.

Научная статья УДК 343 EDN: AOQVBN

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК

1 2 Самир Зульфиевич Алиев , Елизавета Андреевна Алиева

1 Адвокатский кабинет Алиева С. З., Москва, Россия, Info@samir-law.ru

2

Москва, Россия, Alieva.science@gmail.com

Аннотация. Практика показывает, что в последние годы участились случаи мошеннических действий в сфере закупок. В статье рассказывается о получившем распространение способе совершения преступления с использованием функционала официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru). На основе практики сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам мошенничества в сфере закупок, авторами выделены признаки сомнительных контрагентов. Совокупный их учет поможет участникам делового оборота избежать обмана и потери денежных средств.

Ключевые слова: закупки, мошенничество, способ преступления, заявка, заказчик, единая информационная система

Для цитирования: Алиев С. З., Алиева Е. А. Проблемы обеспечения экономической безопасности участников делового оборота при осуществлении закупок // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). C. 10-14. EDN: AOQVBN.

Original article

PROBLEMS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF BUSINESS PARTICIPANTS WHEN MAKING PURCHASES

Samir Z. Aliev , Elizaveta A. Alieva

1 Lawyer’s firm of S. Z. Aliyev, Moscow, Russia, Info@samir-law.ru

2

Moscow, Russia, Alieva.science@gmail.com

Abstract. Practice shows that in recent years, cases of fraudulent activities in procurement have become more frequent. The article describes a widespread method of committing a crime using the functionality of the official website of the Unified Information System in the field of procurement (https://zakupki.gov.ru). Based on the practice of supporting criminal cases initiated on facts of fraud in the field of procurement, the authors identified the signs of dubious contractors. Their cumulative accounting will help business participants avoid fraud and loss of money.

Keywords: procurement, fraud, crime method, the application, the customer, unified information system For citation: Aliev S. Z., Alieva E. A. Problems of ensuring economic security of business participants when making purchases. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 1 (97), pp. 10-14. (In Russ.). EDN: AOQVBN.

© Алиев С. З., Алиева Е. А., 2024

С. З. Алиев, Е. А. Алиева

11

По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, ежегодно стремительно растет число зарегистрированных преступлений, сопряженных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий: за период с января по ноябрь 2023 г. зарегистрировано 614,8 тыс. таких преступлений, что на 30,8 % больше, чем за аналогичный период в 2022 г.

Больше половины зарегистрированных преступлений, сопряженных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, составляют хищения чужого имущества, совершенные путем мошенничества (ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации1), - 321 362 преступления (+43,0 %)2

Такое положение дел в науке уголовного права и криминологии справедливо обосновывается повсеместным применением новых цифровых решений в целях ускорения и упрощения операционных процессов [1, с. 145], появлением и популяризацией цифровых финансов и цифровой валюты [2, с. 352], а также сменой «места дислокации» множества субъектов так называемой уличной преступности «в эпоху постмодерна» [3, с. 227].

Действительно, лица, стремящиеся обогатиться за счет хищения чужого имущества или приобретения права на него путем обмана или злоупотребления доверием, активно перемещаются в цифровую среду. Они используют для совершения преступления не только средства сотовой связи, компьютерные программы и интернет, но и официальную входящую в единую информационную систему закупок площадку https://zakupki.gov.ru.

Участники делового оборота каждый день сталкиваются с репутационными, налоговыми, договорными и иными рисками. К числу договорных рисков можно отнести вероятность оказаться в числе потерпевших от мошеннических действий в сфере закупок.

Система госзакупок не лишена уязвимых точек, поэтому мошеннические действия могут иметь место со стороны как заказчиков, так и поставщиков [4, с. 4].

Мы оставим за рамками данной статьи корпоративное мошенничество и рассмотрим случаи совершения мошеннических действий заказчиками.

Поскольку платформа https://zakupki.gov.ru создана при непосредственной поддержке государства, то считается, что организации, выступающие на этом сайте в роли заказчиков, получили право на размещение закупок после проведения определенной проверки. Факт злоупотребления доверием при использовании этого способа совершения преступления очевиден, поскольку у потерпевших, исходя из содержания их показаний, сомнений в добропорядочности контрагентов не возникает. В том числе и на это обстоятельство мошенники делают ставку.

Злоумышленники подыскивают для оформления в качестве номинальных директоров доверчивых и часто находящихся в трудной жизненной ситуации граждан, обещая им за их услуги единоразовое или ежемесячное вознаграждение. Происходит сбор необходимых сведений и документов для регистрации юридических лиц, открытия расчетных счетов и авторизации на платформе закупок - фото паспорта, СНИЛС, ИНН, данные для входа в личный кабинет на сайте «Госуслуги».

От имени наивных любителей заработать легкие деньги составляется пакет документов, на них регистрируются подставные юридические лица. Номинальным директорам обеспечивается сопровождение в инспекцию Федеральной налоговой службы, кредитные организации и, при необходимости, к нотариусу. Все полученные после регистрации документы, пластиковые карты и электронно-цифровые подписи у номинальных директоров изымаются и остаются в пользовании фактических руководителей фирм.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25 дек. 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

2 Состояние преступности в России за январь - ноябрь 2023 года. М., 2023. 63 с. // Министерство внутренних дел Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://мвд.рф/reports/item/45293174/ (дата обращения: 05.02.2024).

12

Юриспруденция

Учредив юридические лица, чаще всего копирующие известные компании в части наименования, сведений и видов деятельности, через одну-две недели по самым различным направлениям деятельности на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) размещаются десятки закупок на максимально привлекательных условиях. Компании организовывают сбор денежных средств в качестве обеспечения заявок. Исходя из нашей практики, можно утверждать, что обеспечительный платеж составляет 3,0-5,0 % от суммы договора и варьируется от 60 до 250 тыс. руб. Итоги по закупкам не подводятся, протоколы не размещаются, денежные средства выводятся на счета фирм-однодневок и обналичиваются или иным образом присваиваются злоумышленниками.

Организаторы преступной деятельности часто принимают меры по сокрытию личности, дабы исключить в будущем возможность узнавания. Нередко общение с номинальными директорами происходит посредством переписки в мессенджерах под вымышленным со стороны преступника именем. В качестве сопровождающих для номинальных директоров могут выбираться также лица, не имеющие с организаторами прямого контакта, - человек за вознаграждение выполняет инструкции, которые получает по телефону.

Попытки вернуть денежные средства обычно безуспешны. Сразу после поступления обеспечительного платежа указанное в информационной карте закупки контактное лицо перестает выходить на связь. Досудебная претензия остается без ответа, а обращение в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения не всегда приносит результат. На практике известны случаи, когда при предъявлении исполнительного документа в соответствующее кредитное учреждение банк отвечает отказом и возвращает исполнительный лист по тому основанию, что «у должника нет открытых счетов».

Жалобы в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС России) с просьбами о признании действий фирмы незаконными, предписаниях об устранении нарушений, проведении внеплановой проверки и привлечении виновных к ответственности также остаются без ожидаемой реакции.

Так, в рамках одного из сопровождаемых нами уголовных дел несколько потерпевших обращались в УФАС России с жалобами на действия (бездействие) заказчиков. Во всех случаях позиция УФАС России была такова: указанное в жалобе юридическое лицо не выступает субъектом федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»1 2 (далее - Закон о закупках), поскольку является коммерческой организацией без доли государственного участия. Иначе говоря, закупка произведена не в рамках Закона о закупках и не является обязательной в силу действующего законодательства, что следует из данных ЕГРЮЛ.

УФАС России в ответах на жалобы отмечает также, что, поскольку аргументы заявителей направлены на восстановление их имущественных прав, связанных с возможным неосновательным обогащением юридического лица, заявители могут обратиться за защитой прав в суд.

С резонным вопросом о правомерности регистрации и соответствии деятельности заказчика на сайте Единой информационной системы в сфере закупок требованиям законодательства Российской Федерации рекомендуется обращаться в Федеральное казначейство, по-

2

скольку в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 442

1 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : федер. закон от 18 июля 2011 г. .№ 223-ФЗ (ред. от 4 авг. 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. .№ 30 (ч. I). Ст. 4571.

2 Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, а также на ведение единого реестра участников закупок, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. .№ 996 : постановление Правительства РФ от 13 апр. 2017 г. .№ 442 (ред. от 27 янв. 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. .№ 17. Ст. 2565.

С. З. Алиев, Е. А. Алиева

13

именно казначейство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регламентации порядка регистрации в ЕИС и порядка пользования ею.

Единственная помощь от УФАС России, на которую могут в подобных случаях рассчитывать обманутые предприниматели, состоит в перенаправлении материалов в правоохранительные органы, с чем, впрочем, большинство заявителей справляются самостоятельно.

При таком положении дел, как нам представляется, необходим комплекс мер по обеспечению экономической безопасности участников делового оборота при осуществлении закупок. Следует выделить ряд таких мер:

1) усовершенствование действующих правовых механизмов;

2) разработка методических подходов к повышению качества контроля закупочных процессов;

3) повышение информированности участников торгов о рисках мошенничества.

На основе практики сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам мошенничества в сфере закупок, можно сформулировать ряд признаков сомнительных контрагентов:

- недавняя регистрация юридического лица;

- чрезмерно большой размер заявленного уставного капитала, возможность фактического внесения которого сомнительна (76 000 000 руб., 200 000 000 руб. и т. д.);

- учредитель и генеральный директор - одно и то же лицо, не замеченное ранее в ведении активной предпринимательской деятельности, которая бы позволила этому лицу располагать значительными денежными средствами для формирования уставного капитала;

- наименование, сведения и виды деятельности совпадают с давно функционирующим юридическим лицом;

- размещение за короткий промежуток времени (обычно за несколько дней) большого количества закупок на общую внушительную сумму. Так, в уголовном деле, которое в настоящее время рассматривается Нагатинским районным судом г. Москвы, в деле фигурирует юридическое лицо, за несколько дней разместившее на сайте https://zakupki.gov.ru 45 закупок на общую сумму более 150 000 000 руб.;

- информационные карты размещенных закупок содержат нетипичное и нерыночное условие - заказчик осуществляет предоплату в размере 100 % от суммы закупки (цены договора) победителю конкурса в течение трех дней после заключения договора. В реальных рыночных условиях оплата производится поэтапно или после исполнения договора;

- информационные карты размещенных закупок содержат обязательное условие для всех потенциальных контрагентов - внесение обеспечительного платежа в среднем размере 50 000-150 000 руб.;

- тексты технических заданий не имеют индивидуализации;

- потенциальным поставщикам предлагается направлять заявки напрямую на электронную почту заказчика, а не через портал. Почтовые ящики при этом обычно зарегистрированы на бесплатных почтовых серверах (yandex.ru, gmail.com и т. п.);

- в закупках отсутствуют дополнительные квалификационные требования к потенциальным поставщикам, что фактически означает следующее: заказчик готов принимать заявки и их обеспечение от любых физических и юридических лиц;

- во всех многочисленных закупках, размещенных подозрительным обществом с ограниченной ответственностью, в качестве ответственного лица указан один и тот же человек.

Кроме того, не следует пренебрегать анализом отзывов и упоминаний интересующей компании в средствах массовой информации. Необходимо убедиться также, что в отношении организации нет решений суда, открытых исполнительных производств и проверок УФАС России.

14

Юриспруденция

Совокупный учет данных обстоятельств поможет участникам делового оборота избежать обмана и потери денежных средств.

В заключение подчеркнем актуальность совершенствования действующих правовых механизмов обеспечения экономической безопасности участников делового оборота при осуществлении закупок и повышения информированности участников торгов о рисках мошенничества. Участникам делового оборота при осуществлении закупок в целях снижения рисков следует избегать сомнительных предложений о сотрудничестве и детально проверять контрагентов.

Список источников

1. Финансовые мошенничества: признаки, виды, способы защиты. М. : Редакция «Российской газеты», 2018. 160 с. (Библиотечка «Российской газеты». Вып. 19).

2. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования : науч.-практ. пособие / М. О. Дьяконова, А. А. Ефремов, О. А. Зайцев и др. ; под ред. И. И. Кучерова, С. А. Синицына. М. : Норма, ИНФРА-М, 2022. 376 с.

3. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 4-е изд., испр. и доп. СПб. : Алетейя, 2021. 603 с.

4. Страхов А. А., Капустина Н. В. Разработка механизмов и инструментов повышения экономической безопасности в сфере государственных закупок // Вестник евразийской науки : сетевое изд. 2023. Т. 15. № 3. URL: https://esj.today/PDF/86ECVN323.pdf (дата обращения: 20.01.2024).

References

1. Finansovye moshennichestva: priznaki, vidy, sposoby zashchity [Financial fraud: signs, types, methods of protection]. Moscow, Redaktsiya “Rossiyskoy gazety”, 2018, 160 p. (In Russ.).

2. D’yakonova M. O., Efremov A. A., Zaytsev O. A. et al. TsifTovaya ekonomika: aktual’nye naprav-leniya pravovogo regulirovaniya [Digital economy: current directions of legal regulation]. Moscow, Norma, INFRA-M, 2022, 376 p. (In Russ.).

3. Gilinskiy Ya. I. Deviantologiya: sotsiologiya prestupnosti, narkotizma, prostitutsii, samoubiystv i drugikh “otkloneniy” [Deviantology: the sociology of crime, drug addiction, prostitution, suicide and other “deviations”]. Saint Petersburg, Aleteyya, 2021, 603 p. (In Russ.).

4. Strakhov A. A., Kapustina N. V. Razrabotka mekhanizmov i instrumentov povysheniya eko-nomicheskoy bezopasnosti v sfere gosudarstvennykh zakupok [Development of mechanisms and tools to improve economic security in the field of public procurement]. The Eurasian Scientific Journal, 2023, vol. 15, no. 3. (In Russ.). Available at: https://esj.today/PDF/86ECVN323.pdf (accessed 20.01.2024).

Информация об авторах С. З. Алиев - кандидат юридических наук, адвокат, учредитель Адвокатского кабинета Алиева С. З.;

Е. А. Алиева - кандидат юридических наук; стажер адвоката.

Information about the authors

S. Z. Aliev - Candidate of Juridical Sciences, lawyer, the founder of the lawyer’s firm of S. Z. Aliyev;

E. A. Alieva - Candidate of Juridical Sciences, lawyer’s intern.

Статья поступила в редакцию 12.02.2024; одобрена после рецензирования 01.03.2024; принята к публикации 07.03.2024.

The article was submitted 12.02.2024; approved after reviewing 01.03.2024; accepted for publication 07.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.