Научная статья на тему 'МОШЕННИЧЕСТВО В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ'

МОШЕННИЧЕСТВО В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
803
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мошенничество / государственные закупки / государство / коррупция / финансовый сектор. / fraud / government procurement / government / corruption / financial sector.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.В. Павлова

В статье рассматривается проблематика мошенничества в государственных закупках. Обнаружено, что мошеннические действия в данной сфере совершаются, в первую очередь, со стороны заинтересованных лиц. Борьба с мошенничеством в закупках необходима для формирования положительного конкурентного поля среди участников закупок, что позволит, с одной стороны, стимулировать предпринимательство, с другой – повысить эффективность работы организаций некоммерческого сектора. Посредством результативной системы закупок государственные и муниципальные учреждения имеют возможность обеспечить деятельность необходимыми товарами и услугами надлежащего качества, в свою очередь, для предпринимательского сектора участие в государственных закупках позволяет повысить обороты деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAUD IN PUBLIC PROCUREMENT

The article deals with the problem of fraud in public procurement. It was found that fraudulent activities in this area are committed primarily by interested parties. The fight against fraud in procurement is necessary to create a positive competitive field among procurement participants, which will, on the one hand, stimulate entrepreneurship, and on the other hand, increase the efficiency of the non-profit sector organizations. Through an effective procurement system, state and municipal institutions have the opportunity to provide activities with the necessary goods and services of appropriate quality, in turn, for the business sector, participation in public procurement can increase the turnover of activities.

Текст научной работы на тему «МОШЕННИЧЕСТВО В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ»

МОШЕННИЧЕСТВО В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ О.В. Павлова, магистрант

Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10722

Аннотация. В статье рассматривается проблематика мошенничества в государственных закупках. Обнаружено, что мошеннические действия в данной сфере совершаются, в первую очередь, со стороны заинтересованных лиц.

Борьба с мошенничеством в закупках необходима для формирования положительного конкурентного поля среди участников закупок, что позволит, с одной стороны, стимулировать предпринимательство, с другой - повысить эффективность работы организаций некоммерческого сектора. Посредством результативной системы закупок государственные и муниципальные учреждения имеют возможность обеспечить деятельность необходимыми товарами и услугами надлежащего качества, в свою очередь, для предпринимательского сектора участие в государственных закупках позволяет повысить обороты деятельности.

Ключевые слова: мошенничество, государственные закупки, государство, коррупция, финансовый сектор.

Роль закупочной деятельности заключается в возможности поддержания некоммерческого и предпринимательского сектора, предоставляя возможности первому приобрести необходимые товары и услуги для работы, а второму - возможности участия в закупках и наращивания оборотов деятельности [4].

Так, посредством результативной системы закупок государственные и муниципальные учреждения имеют возможность обеспечить деятельность необходимыми товарами и услугами надлежащего качества, в свою очередь, для предприниматель-

ского сектора участие в государственных закупках позволяет повысить обороты деятельности. То есть, стимулирование развития государственных закупок важно как для коммерческого сектора, так и для некоммерческого сектора [6].

Объем государственных закупок в РФ в 2019 году вырос на 15% по сравнению с 2017 годом до 9,6 трлн. руб., что следует из данных Единой информационной систем (ЕИС) в сфере закупок, за работу которой отвечает Федеральное казначейство (рис. 1) [11].

12 10

5

6 4 2 0

7,9 8,3

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Рис. 1. Динамика объема государственных закупок в РФ, в трлн. руб.

По данным ЕИС, в 2019 году госзаказчики разместили 2,9 млн. извещений о проведении закупок на общую сумму в 9,6 трлн. руб.

Положительная динамика государственных закупок свидетельствует об актуальности усиления контроля за их проведением, в частности, о необходимости

борьбы с мошенничеством в указанной области.

Функционирование современной контрактной системы подвержено влиянию факторов макроокружения, которые систематизированы на рисунке 2 [4].

Рассмотренные факторы оказывают влияние на контрактную систему, организованную в стране.

Рис. 2. Факторы, влияющие на организацию закупочной деятельности в стране

Государственные закупки - это область повышенного риска мошенничества (коррупции), особенно в государственных учреждениях. Нельзя отрицать, что ситуационный фактор (давление и возможность) будет взаимодействовать с психологическими аспектами (рационализация) и индивидуальной способностью направлять индивидов на совершение мошенничества. В этом исследовании обсуждается, как существующее давление (мотивация) и возможности используются людьми, кото-

рые имеют возможность рационализировать свои действия.

К понятию мошенничества в государственных закупках разные авторы подходят по-разному. Например, М.М. Менжега отмечает связь мошенничества в закупках с недостатками нормативно-правового регулирования контрактной системы страны. По его мнению, «в силу особенностей правового регулирования закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в РФ существует достаточное количество

схем мошенничества при проведении процедур: распределение рынков, демпинг, исключение конкурентной борьбы, намеренное искажение названий товара или услуг, «фильтры», манипуляции с котировками, сговор с организаторами торгов и другие» [9].

Д.С. Назарова мошенничество рассматривает «сквозь призму» бюрократии [10].

Все имеющиеся в литературе предложения по криминализации в закупках, по мнению Ю.О. Гусевой, могут быть сведены к предложению признания преступными следующих видов деяний:

- заключение контрактов, заведомо невыгодных для государства;

- осуществление государственной закупки, повлекшей ущерб в крупном размере;

- преднамеренные действия по устранению конкуренции на торгах [7].

Изучив разные взгляды на характеристику мошенничества в закупках можно сформулировать свое видение. По авторской позиции, мошенничество можно рассматривать как направление преступной деятельности, отличной от бюрократии в контрактной системе, которая, в свою очередь, к преступной деятельности не относится и осуществляется в рамках закона, но также оказывает пагубное влияние на систему закупок и должна быть ликвидирована или минимизирована. То есть мошенничество является элементом преступной деятельности, бюрократия к преступной деятельности не относится, оба явления негативно сказываются на эффективности работы контрактной системы.

Государственные закупки играют центральную роль, что позволяет правительству эффективно и рационально распределять бюджет. Соблюдение правил и процедур осуществления закупок, борьба с мошенничеством, а также бюрократией в контрактной системе позволит повысить качество государственных услуг [8].

Существует относительно мало исследований, описывающих факторы, лежащие в основе оппортунистического поведения бюрократов (чиновников по закупкам) в сфере закупочной деятельности [3, 9]. В данном случае важно акцентировать вни-

мание на поведении бюрократов, поскольку они обладают уникальными властными и ответственными позициями в процессе закупок. С одной стороны, они играют решающую роль в обслуживании населения и обеспечении сохранности государственных активов. Также они имеют возможность сотрудничать с политиками и деловыми кругами в коррупционной практике закупок. Поэтому дискуссия на эту тему очень актуальна и интересна.

Мошенничество в государственных закупках, по мнению автора, - это любое мошенничество, связанное с приобретением компанией товаров, услуг или вводом в эксплуатацию строительных объектов у третьих лиц. Соответственно, мошенничество может произойти, когда тендерный процесс не был соблюден, так что мошенничество может быть совершено, или когда есть фальсификация заявок. Это также может произойти, когда есть претензии по оплате товаров или услуг, которые не были поставлены или были ниже того, что было указано в заказе.

Значительные суммы средств и положительная динамика объемов закупок, как было показано в начале статьи, существенно увеличивают вероятность злоупотреблений и мошеннических действий в этой сфере со стороны заинтересованных лиц.

В качестве заинтересованных лиц в рамках данного исследования будем рассматривать:

- заказчиков, в распоряжении которых находятся средства, которые будут передаваться поставщикам и подрядчикам за поставленные последними товары, произведенные работы и оказанные услуги;

- поставщиков и подрядчиков, заинтересованных в том, чтобы договор был заключен именно с ними.

Существует много признаков потенциального мошенничества в сфере закупок. Они включают в себя следующие:

- чрезмерное гостеприимство поставщика к выбранному персоналу;

- новые поставщики постоянно сталкиваются с «препятствиями» для входа;

- держатели бюджета, оказывающие давление на покупателей, чтобы разместить работу с названными поставщиками;

- образ жизни покупателя резко меняется;

- поставщики и подрядчики хорошо знакомы со старшим персоналом;

- отсутствие данных об утверждении поставщика;

- отсутствие визитов к поставщикам или проверок [10].

Как отметили ранее, мошенничество и бюрократию, коррупцию нельзя синони-мировать: мошенничество и коррупция являются отдельными проблемами в сфере закупок, однако они могут возникать в тандеме и взаимно усиливать друг друга. Поэтому их лучше рассматривать как сопутствующие угрозы целостности государственных закупок. Однако некоторые основные элементы, характерные для каждого из них, могут учитываться при оценке того, является ли действие, обстоятельство мошенническим или коррупционным.

Критический анализ этих отличительных элементов позволяет сделать вывод о том, что мошенничество и коррупция взаимосвязаны, нередко эти два явления происходят одновременно. Характер сложившихся обстоятельств будет указывать на то, является ли действие мошенничеством или коррупцией. Например, участник торгов, делающий ложные котировки с использованием нерыночных цен, обычно превышающих рыночные цены, с целью завышения цен организации-покупателя или занижения котировок с целью получения более низкой котировки для получения права на контракт (где цены не являются репрезентативными, что приводит к снижению качества услуг). Это скорее свидетельствует о мошенничестве. Однако если участник торгов соглашается с ответственным сотрудником по закупкам или любым другим должностным лицом, которое может легко повлиять на результат процесса оценки заявок, манипулировать котировками или предложением, чтобы фирма-участник торгов обычно брала контракт с сотрудником, требующим отката или взятки, или с участником торгов, обещающим такой откат или мошенничество,

то это может быть скорее коррупционным инцидентом. Однако следует отметить, что для того, чтобы какое-либо обстоятельство указывало на коррупционное или мошенническое деяние, не обязательно должно быть именно в этой версии, скорее, необходимо независимое и моральное суждение, чтобы оценить и квалифицировать конкретное обстоятельство как коррупционное или мошенническое [8].

Увеличение расходов на государственные контракты увеличивает возможности для мошенничества в сфере закупок. Потери от мошенничества продолжают сказываться практически на каждом предприятии. Издержки мошенничества перекладываются на общество в виде возросших неудобств для клиентов, альтернативных издержек, неоправданно высоких цен на товары и услуги и преступной деятельности, финансируемой за счет мошеннических доходов. Аналогичным образом, политические экономисты, политики, а также международные финансовые учреждения, такие как Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ), в целом согласны с тем, что коррупция наносит ущерб как политическому, так и экономическому росту. Как и в случае с мошеннической практикой, коррупция также может препятствовать государственным закупкам, но также может привести к более серьезным социально-экономическим последствиям.

Коррупция имеет много экономических последствий: на распределение ресурсов (в товарах и услугах, а также в человеческом капитале); на экономическую среду, а затем на то, как экономические лица, принимающие решения, будут анализировать различные направления действий. Кроме того, коррупция может снизить темпы и масштабы экономической деятельности. Существует отрицательная корреляция между уровнем коррупции и уровнем экономического роста. Коррупция негативно влияет на уровень доверия между людьми, что в долгосрочной перспективе ставит под угрозу стабильность социальных и политических институтов.

Например, в коммерческих корпорациях коррупция создает большую неопреде-

ленность относительно ожидаемого уровня прибыли, снижает конкурентоспособность (поскольку только те корпорации, которые могут давать взятки, могут реально конкурировать), автоматически исключая других потенциальных конкурентов с рынка. Предотвращение и выявление мошенничества (как и в случае мошенничества с закупками) требует понимания основных элементов мошенничества и причин, по которым люди совершают мошенничество. Понятие мошенничества охватывает целый ряд нарушений и незаконных действий, характеризующихся преднамеренным обманом. Хотя в отношении мошенничества и, следовательно, мошенничества в сфере закупок было выдвинуто несколько определений, в том числе приведенных в настоящем документе, эти определения не объясняют, почему происходит мошенничество.

Снижать негативное влияние и риски мошенничества, а также коррумпированность в контрактной системе необходимо. На законодательном уровне установлена необходимость размещения планов-графиков государственных и муниципальных учреждений, участвующих в закупочной деятельности, на портале zakupki.gov.ru.

В отслеживании мошенничества, коррумпированности в контрактной системе важна роль общественного контроля. ФЗ-44 определяет необходимость проведения общественного контроля в сфере закупок в соответствии со ст. 102 «Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и

трактной системе в сфере закупок» [1]. В сфере закупок важна роль общественного контроля; субъектами общественного контроля являются граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц (ст. 102 Федерального закона ФЗ-44) [1].

Задача общественного контроля в сфере закупок состоит в том, чтобы обеспечить открытость закупок, на которые расходуются бюджетные средства. Эффективность управления общественным контролем становится сложной без соблюдения всех условий открытости закупок, а также грамотного подхода. Для реализации данной задачи необходимы новые управленческие механизмы, способствующие развитию общественности в социальной и экономической оценке осуществляемых закупок.

В заключении необходимо отметить, что в силу постоянного развития закупочной деятельности и увеличения ее объемов актуализируется проблема борьбы с мошенничеством в этом секторе. Отечественной системе закупочной деятельности необходимо постоянное отслеживание недоработок и противоречий законодательства (например, проблемным моментом является отсутствие действенной системы контроля закупочной деятельности, закрепленной законодательно; отсутствие в законодательстве условий организации закупок в сложившихся условиях кризиса и др.) и их немедленное устранение. При этом важно рассматривать знания в области организации закупочной деятельности не обособленно, а в аспекте мировой системы.

иных нормативных правовых актов о кон-

Библиографический список

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 24.04.2020 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328844/3c7d0aa65c2e7f1e14dfd11af085fa 8e9d8c8a25/#dst100073

2. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 24.04.2020 г.) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123768/3c7d0aa65c2e7f1e 14dfd 11af085fa 8e9d8c8a25/#dst100033

3. Ануфриева А.А. Мошенничество в сфере государственных закупок // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 151-153.

4. Берестень А.В. Совершенствование системы государственных и муниципальных закупок по контрактной системе // Социально-экономические аспекты устойчивого развития бизнеса в будущем: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 21-23.

5. Борисова Е.В. Формирование инновационной экономики России через контрактную систему государственных закупок // Право и практика. Научные труды института Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в г. Кирове. - 2016. -№ 1 (15). - С. 30-31.

6. Воробьева И.П. Учетная политика государственных (муниципальных) учреждений в условиях перехода на контрактную систему в сфере закупок / И.П. Воробьева, Н.В. Веснина // Вестник науки Сибири. - 2016. - №1 (20). - С. 56-65.

7. Гусева Ю.О. Экономическая преступность: мошенничество в сфере закупок в России // Научные записки молодых исследователей. - 2016. - № 4-5. - С. 68-73.

8. Ковалкин В. Государственные закупки: повышение прозрачности и подотчетности. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sympa-by. eu/sites/default/files/library/policy_drief_procurement_ bipart. pdf. - 2015.

9. Менжега М.М. Мошенничество в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд / М.М. Менжега, В.О. Иванов // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 133-137.

10. Назарова Д.С. Мошенничество в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд: особенности совершения и защита от рисков // Вопросы современной юриспруденции. - 2016. - №57. - С. 92-97.

11. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/

FRAUD IN PUBLIC PROCUREMENT O.V. Pavlova, Graduate Student

Novosibirsk State University of Economics and Management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article deals with the problem offraud in public procurement. It was found that fraudulent activities in this area are committed primarily by interested parties.

The fight against fraud in procurement is necessary to create a positive competitive field among procurement participants, which will, on the one hand, stimulate entrepreneurship, and on the other hand, increase the efficiency of the non-profit sector organizations. Through an effective procurement system, state and municipal institutions have the opportunity to provide activities with the necessary goods and services of appropriate quality, in turn, for the business sector, participation in public procurement can increase the turnover of activities.

Keywords: fraud, government procurement, government, corruption, financial sector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.