Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК'

ПРОБЛЕМЫ МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / МОШЕННИЧЕСТВО / КОНТРОЛЬ / ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юзвович Лариса Ивановна, Исакова Наталья Юрьевна

Статья посещена проблемам мошенничества в сфере государственных и муниципальных закупок в условиях цифровой экономики. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе изучения и выявления проблем мошенничества в сфере государственных и муниципальных закупок. Закупки для государственных и муниципальных нужд являются основным способом расходования бюджетных средств. Авторы предлагают выделить несколько признаков, позволяющих выявить потенциальное мошенничество в сфере государственных и муниципальных закупок и определить причинно-следственные связи между объемами государственных закупок и случаями мошенничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FRAUD IN THE FIELD OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT

The article is addressed to the problems of fraud in the field of state and municipal procurement in the digital economy. The subject of the study is the economic relations that arise in the process of studying and identifying the problems of fraud in the field of state and municipal procurement. Purchases for state and municipal needs are the main way of spending budget funds. The authors suggest highlighting several features that allow identifying potential fraud in the field of state and municipal procurement and determining causal relationships between the volume of public procurement and cases of fraud.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 5 4 382

УДК 336.13

Юзвович Лариса Ивановна,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: yuzvovich@bk.ru

Исакова Наталья Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: isakova_75@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ

МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Статья посещена проблемам мошенничества в сфере государственных и муниципальных закупок в условиях цифровой экономики. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе изучения и выявления проблем мошенничества в сфере государственных и муниципальных закупок. Закупки для государственных и муниципальных нужд являются основным способом расходования бюджетных средств. Авторы предлагают выделить несколько признаков, позволяющих выявить потенциальное мошенничество в сфере государственных и муниципальных закупок и определить причинно-следственные связи между объемами государственных закупок и случаями мошенничества.

Ключевые слова: государственные закупки; муниципальные закупки; мошенничество; контроль; этапы планирования закупок.

UDC 336.13

Yuzvovich Larisa Ivanovna,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, e-mail: yuzvovich@bk.ru

Isakova Natalya Yurievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, e-mail: isakova_75@mail.ru

PROBLEMS OF FRAUD IN THE FIELD OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT

The article is addressed to the problems of fraud in the field of state and municipal procurement in the digital economy. The subject of the study is the economic relations that arise in the process of studying and identifying the problems of fraud in the field of state and municipal procurement. Purchases for state and municipal needs are the main way of spending budget funds. The authors suggest highlighting several features that allow identifying potential fraud in the field of state and municipal procurement and determining causal relationships between the volume of public procurement and cases of fraud.

Keywords: public procurement; municipal purchases; fraud; control; stages of procurement planning.

Государственные и муниципальные закупки играют важную роль в обеспечении деятельности как коммерческого, так и некоммерческого сектора экономики. Для коммерческого сектора это предоставление возможностей для участия в закупках и увеличения оборотов, а для некоммерческого -для приобретения необходимых товаров и услуг для осуществления деятельности.

Многие ученые и специалисты в области управления бюджетными средствами рассматривают мошенничество в сфере закупок, которое стало актуальной проблемой для экономической безопасности страны при увеличении числа тендеров, изначально создававшихся для развития конкуренции и улучшения качества проводимых работ [1].

Кроме того, государственные и муниципальные закупки являются одним из клю-

Увеличение объемов государственных закупок актуализирует необходимость усиления контроля за проведением закупок и борьбы с мошенническими действиями в данной сфере, поскольку, как показывает практика, с увеличением торгов увеличивается и число хищений и иных преступлений.

Актуальность усиления контроля за проведением государственных и муниципальных закупок подчеркивает и Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460), в IV пункте подпункте «е» которой подчеркнута важность совершенствования механизмов государственных закупок.

По данным Генпрокуратуры Российской Федерации, в 2021 г. было выявлено около 170 тыс. нарушений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, 48 тыс. лиц были привлечены к административной ответственности, а общее количество возбужденных уголовных дел превысило 800.

Как уже было отмечено ранее, существует прямая зависимость между большими объе-

чевых способов расходования денежных средств, но увеличение расходов не равняется их эффективному использованию. Из этого вытекает коррупциогенность сферы государственных и муниципальных закупок, нередки факты хищений и злоупотреблений в данной сфере.

Согласно данным Единой информационной системы (ЕИС), в 2021 г. объем государственных и муниципальных закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" увеличился на 7,9 % и составил 9,6 трлн руб., а по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - на 15,08 % и составил 22,9 трлн руб.

мами государственных закупок и выявленными случаями мошенничества. Так, чем выше объемы государственных закупок, тем больше количество мошеннических действий со стороны заинтересованных в осуществлении государственных закупок лиц.

Заинтересованными лицами могут выступать как заказчики, так и поставщики, и подрядчики.

Выделим несколько признаков, которые позволяют выявить потенциальное мошенничество в сфере государственных и муниципальных закупок.

Существует несколько распространенных способов мошенничества, совершаемых организаторами закупок (то есть государственными и муниципальными заказчиками) и участниками закупок (то есть любыми юридическими или физическими лицами, участвующими в государственных закупках).

Данные способы мошенничества можно разделить по этапам осуществления государственных и муниципальных закупок, на которых они встречаются (табл. 2).

Таблица 1 - Объем государственных и муниципальных закупок, млн руб. [4]

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Объем государственных закупок в соответствии с 44-ФЗ, трлн руб. 6,4 6,9 8,2 8,9 9,6

Объем государственных закупок в соответствии с 223-ФЗ, трлн руб. 19,4 18,4 21,2 19,9 22,9

Рисунок 1 - Основные признаки мошенничества в сфере государственных и муниципальных закупок

Таблица 2 - Наиболее распространенные способы мошенничества в сфере государственных и муниципальных закупок

Наименование этапа Способы мошенничества

Со стороны организаторов Со стороны участников

Этап планирования закупок - планирование покупки предметов роскоши; - незаконное обоснование стоимости приобретаемых товаров.

Этап осуществления закупок - установление неправомерных требований в документации по аукциону, которые могут препятствовать здоровой конкуренции; - установление такой стоимости заказа, которая существенно превышает рыночную; - разделение стоимости контракта на части для того, чтобы его можно было вести по более простой процедуре; - назначение таких сроков исполнения контракта, в которые невозможно уложиться; - перечисление денежных средств за товары или услуги, которые фактически не были поставлены или оказаны - предоставление фиктивного залога от банка; - осуществление предварительного сговора между несколькими участниками аукциона для повышения вероятности победы; - «проплаченная» отмена заявок другими участниками аукциона; - подача заявок на участие в аукционе от юридического лица, фактически не ведущего деятельность («фирмы-однодневки»)

Этап исполнения контракта - неправомерное изменение условий контракта/договора; - неисполнение или исполнение условий контракта/договора ненадлежащим образом; - нарушение графика и технологии проведения основных работ в рамках заказа

Этап контроля - отсутствие контроля или осуществление контроля со стороны заказчика ненадлежащим образом; - отсутствие привлечения к ответственности исполнителей за различные нарушения; - наличие тесных связей между контролирующими органами и заказчиками (исполнителями) - неправомерное откладывание сроков рассмотрения жалоб; - предоставление преимуществ ряду участников при рассмотрении жалоб; - намеренное игнорирование нарушений с целью присуждения победы участнику аукциона

Таким образом, мошеннические схемы реализуются на всех этапах государственных и муниципальных закупок, причем они могут быть реализованы как организатором государственных закупок, так и их участниками.

За мошенничество в сфере проведения аукционов по государственным и муниципальным контрактам предусмотрены следующие виды ответственности: административная, дисциплинарная и уголовная [3; 5].

Однако следует отметить, что раскрытие мошенничества затруднено, так как нередко носит групповой характер, что способствует сокрытию следов преступления и затрудняет расследование совершаемого преступления или правонарушения в ходе государственных и муниципальных контрактов.

Необходимо снижать риски мошенничества и коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок.

В частности, с этой целью на законодательном уровне установлена необходимость размещения графиков государственных и муниципальных закупок. Также следует отметить возрастающую роль общественного контроля в сфере закупок, субъектами которого являются физические лица, общественные объединения и объединения юридических лиц [6]. Общественный контроль обеспечит прозрачность государственных и муниципальных закупок.

Также следует отметить, что необходимо организовать и унифицировать судебную практику в сфере преступлений в области государственных и муниципальных закупок, для этого необходимо подготовить отдельное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который будет посвящен правонарушениям и преступления в сфере государственных закупок.

Кроме того, наиболее распространены правонарушения, которые можно отнести к категории ст. 159, 204, 285, 286 и 290 УК РФ. Поэтому необходимо ужесточить уголовную ответственность за совершение данных преступлений.

Разработкой комплекса мер борьбы с коррупцией, с мошенничеством в секторе государственных и муниципальных закупок в рамках обеспечения экономической безопасности страны занимаются многие представители академического сообщества [2],

и это стоит отметить важным и актуальным контентом управления бюджетными расходами.

Таким образом, можно отметить, что ввиду увеличения объемов государственных и муниципальных закупок актуализируется проблема мошенничества и коррупции в данной сфере. Необходимо своевременно отслеживать «проблемные места» в действующем законодательстве, развивать систему общественного контроля, а также ужесточать ответственность за совершение ряда преступлений.

Список литературы

1. Дадалко В. А., Кривченкова Е. В. Особенности со -вершения мошеннических схем в сфере государственных закупок// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15, № 2. С. 317-327.

2. Кашурников С. Н., Телкова Е. А., Чумак Г В. Проблема коррупционных проявлений в сфере государственных и муниципальных закупок // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15, № 7. С. 1295-1304.

3. Назарова Д. С. Мошенничество в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд: особенности совершения и защита от рисков // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 57. С. 92-97.

4. Общая сумма контрактов и договоров, заключенных по всей России // Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок // Статистика. - Общая статистика. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/home.html#statAnchor (дата обращения: 31.10.2022).

5. Тищенко Е. В., Фролова Е. Ю. Особенности преступной деятельности в сфере государственных и муниципальных закупок: уголовно-правовые и криминалистические аспекты // Юридический вестник Самарского университета. 2016. № 4.

6. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты : моногр. / под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. Екатеринбург : Урал. ун-т, 2019. 233 с.

References

1. Dadalko V. A., Krivchenkova E. V. Features of committing fraudulent schemes in the field of public procurement. National interests: priorities and security. 2019. Vol. 15, No. 2. Pp. 317-327.

2. Kashurnikov S. N., Telkova E. A., Chumak G. V. The problem of corruption manifestations in the sphere of state and municipal procurement. National interests: priorities and security. 2019. Vol. 15, no. 7. Pp. 1295-1304.

3. Nazarova D. S. Fraud in the field of procurement of goods, works, services for state or municipal needs: features of commission and protection from risks. Issues of modern jurisprudence. 2016. No. 57. Pp. 92-97.

4. The total amount of contracts and contracts concluded throughout Russia. Official website of the Unified

Information System in the field of procurement. Statistics. -General statistics. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/ public/home.html#statAnchor (accessed: 31.10.2022).

5. Tishchenko E. V., Frolova E. Yu. Features of criminal activity in the sphere of state and municipal procurement:

criminal-legal and criminalistic aspects. Legal Bulletin of Samara University. 2016. № 4.

6. The system of public procurement: theoretical and practical aspects: monograph / edited by L. I. Yuzvovich, N. Y. Isakova. Yekaterinburg : Ural. un-t, 2019. 233 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.