Ж--1
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
Дмитрий Владимирович ИСЮТИН-ФЕДОТКОВ,
старший юрист Адвокатского бюро г. Москвы «Асташкевич и партнеры», кандидат юридических наук, доцент dima-isytin@ya.ru 127051, Россия, г. Москва, Цветной бульвар, д. 2, подъезд В
© Д . В . Исютин-Федотков, 2017
О НОВОМ СПОСОБЕ МОШЕННИЧЕСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПКАХ
Аннотация. С 2012 года в России корпоративные закупки проводятся в регламентированном порядке. Законодательство в этой сфере несовершенно, что приводит к многочисленным правонарушениям. В последнее время получает широкое распространение новый способ мошенничества в корпоративных закупках. Организации под видом корпоративных заказчиков регистрируются и размещают закупки в единой информационной системе. Участники закупок перечисляют на счет заказчиков денежные средства в качестве обеспечения заявок. После получения денежных средств заказчики скрываются от участников и не возвращают полученные от них денежные средства. Выход из ситуации автор видит в законодательном закреплении электронной формы корпоративных закупок. Денежный оборот обеспечения заявок должен происходить на электронной торговой площадке. Ключевые слова: корпоративные закупки, мошенничество, способ преступления, заявка, заказчик, электронная форма закупки, единая информационная система.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.33.5.114-119
D. V. ISYUTIN-FEDOTKOV,
Candidate of legal Sciences, Associate Professor, Senior Associate, Bureau
of Attorneys «Astashkevich and Partners» dima-isytin@ya.ru
127051, Russia, Moscow, Tsvetnoy Boulevard, 2, Entrance B
ON A NEW METHOD OF FRAUD IN CORPORATE PROCUREMENT
Review. Since 2012, in the Russian corporate purchases are conducted in a regulated manner. Legislation in this area is not perfect. This leads to numerous violations. Recently it received widespread fraud in a new way of corporate procurement. Organizations under the guise of corporate customers are recorded and arranged the purchase in a single information system. Participants procurement list for the account of customers in money as security applications. After receiving the money, customers hiding from the participants and do not return obtained from these funds. Out of the situation the author sees in the legislative consolidation of the electronic form of corporate procurement. Money orders should be ensure turnover on electronic marketplaces accounts.
Keywords: corporate procurement, fraud, crime method, the application, the customer, electronic form of procurement, unified information system.
УНИВЕРСИТЕТА О новом способе мошенничества II^J
имени O.E. Кутафина(МГЮА) В корпоративных закупках
Корпоративные закупки в Российской Федерации проходят этап становления, и в настоящее время эта сфера деятельности еще недостаточно эффективно урегулирована . Вместе с тем в корпоративных закупках происходит движение достаточно крупных денежных сумм . Только за первое полугодие 2016 г. объем указанных закупок составил 8,7 трлн руб .1
Из-за несовершенства законодательства, а также в силу ряда иных причин складывающаяся административная и судебная практика рассмотрения споров о корпоративных закупках противоречива2 . Анализ прокурорской и следственной практики свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере может наступать уголовная ответственность за различные преступления3 . В статье мы расскажем о новом способе правонарушения в сфере корпоративных закупок, который получил распространение в последнее время .
Основным нормативным правовым актом, регулирующим корпоративные закупки, является Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-Ф3) . Юридические лица в качестве заказчиков размещают закупки на официальном сайте единой информационной сети в сфере закупок (далее — ЕИС) . Регистрация юридических лиц в ЕИС происходит в соответствии с порядком, установленным Минэкономразвития России и Федеральным казначейством4. При регистрации заказчика необходимы электронная подпись представителя заказчика и прикрепление минимального количества электронных образов документов по установленному перечню .
Соответственно, при таких условиях фирма-«однодневка» в состоянии зарегистрироваться в ЕИС в качестве заказчика и размещать извещения и документацию о закупке . При этом заказчик вправе устанавливать денежное обеспечение заявок участников
По данным Минэкономразвития России из 82 312 зарегистрированных в ЕИС организаций 6 991 организация не проводила ни одной закупки в соответствии с Законом № 223-Ф3 и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О кон-
1 Министерство экономического развития Российской Федерации . Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2016 года // URL: http://economy. gov. ru/minec/about/structure/depfks/223/2016060703 (дата обращения: 15 февраля 2017 г. ) .
2 См . подробнее: Асташкевич А. И., Исютин-Федотков Д. В. Проблемы корпоративных Ш закупок : науч . -практ. пособие . М. , 2017 . К
3 См . , например: Можно ли заключить контракт с ГУП по 223-Ф3? // Про-госзаказ . ру. URL: °
http://www. pro-goszakaz . ru/question/4294088606-qqes-16-02-mojno-li-zaklyuchit-kontrakt-s-gup-po-223-fz (дата обращения: 14 февраля 2017 г ) .
Приказ Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н от 10.08.2012 «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении зака- □ зов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www. zakupki . gov. ru)» .
"О
Ю р
И Д И Ч m П К
п
к к
Н К,
НАУКИ Ъ
4
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
трактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»5 . Мнение регулятора: «Данная информация свидетельствует о возможных признаках нарушения законодательства о закупках, которое выражается в регистрации в ЕИС лица, не являющегося заказчиком, но под видом заказчика . Такая практика создает риски мошенничества, при котором подставное лицо (как правило, фирма-"однодневка", действующая как заказчик) объявляет о проведении закупки, устанавливая требование об обеспечении заявки в денежной форме . К моменту подведения итогов закупки такое лицо пропадает, собрав денежные средства . Кроме того, при регистрации в единой информационной системе информация об организационно-правовой форме заказчиками устанавливается самостоятельно . Данные обстоятельства приводят к размещению недостоверной информации в единой информационной системе»6.
При этом изучение практики свидетельствует, что случаи отказа возвращать денежные средства, поступившие в качестве обеспечения заявок, уже регистрируются контролирующими и правоохранительными органами .
Так, 2 декабря 2016 г. комиссией Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрена жалоба участника в отношении заказчика, который присвоил обеспечение заявки, внесенное для участия в процедуре закупки в соответствии с требованиями документации о закупке
ООО «Л» обжаловало действия ООО «В», которое объявило закупку в форме запроса котировок на выполнение работ по ремонту, разместив в ЕИС положение о закупке и документацию . Начальная (максимальная) цена договора, который якобы планировало заключить ООО «В», составила 1 620 610 руб . Размер обеспечения заявок на участие в запросе котировок составил 5 % от начальной максимальной цены, а это 81 030 руб . Именно такую сумму перевело ООО «Л» на счет ООО «В» . Однако закупка не состоялась, а обеспечение ООО «В» не вернуло на банковский счет «Л» . Жалоба ООО «Л» территориальным УФАС признана обоснованной
Аналогичная ситуация произошла с еще несколькими участниками, которые также перечислили денежные средства в виде обеспечения заявки на участие в процедурах по заправке картриджей и разработке официального сайта на счет ООО «В»7 .
5 Министерство экономического развития Российской Федерации . Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2016 года // URL: http://economy. gov. ru/minec/about/structure/depfks/223/2016060703 (дата обращения: 15 февраля 2017 г. ) .
6 Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. Внимание: мошенники! // URL: http://spb . fas . gov. ru/news/10033# (дата обращения: 14 февраля 2017 г ) .
7 Правовые акты ФАС . Решение и предписание по жалобе ИП Чеснокова С . В . // URL: http://solutions . fas . gov. ru/to/sankt-peterburgskoe-ufas-rossii/78-27938-16-78-27933-16 (дата обращения: 14 февраля 2017 г ) ; Правовые акты ФАС . Решение и предписание по жалобе ООО «Сервис Плюс» // URL: http://solutions. fas. gov. ru/to/sankt-peterburgskoe-ufas-rossii/78-27841-16-78-27840-16 (дата обращения: 14 февраля 2017 г. ) ; Правовые акты ФАС . Решение и предписание по жалобе ИП Котлярова В . А. // URL: http:// solutions . fas . gov. ru/to/sankt-peterburgskoe-ufas-rossii/78-27929-16-78-27927-16 (дата об-
Исютим'фед°1к°в Д■В 1 1 -7
УНИВЕРСИТЕТА О новом способе мошенничества 117
имени O.E. Кутафина(МГЮА) в корпоративных закупках
Жалобы на эти закупки рассмотрены территориальным УФАС и материалы переданы в ГУВД Санкт-Петербурга8 .
Необходимо отметить, что зарегистрироваться в ЕИС под видом заказчика может фактически любое лицо . При этом участник обладает минимальной информацией о заказчике в открытом доступе ЕИС . Как отмечает руководитель Санкт-Петербургского УФАС В . Владимиров, это не первый случай мошенничества на торгах, которые проводятся по Закону № 223-Ф3 . Чтобы не стать жертвами мошенников, УФАС рекомендует участникам особое внимание обращать на всю без исключения информацию о заказчике, которую очень просто найти в Интернете . Часто бывает так, что организация буквально через неделю после регистрации в налоговой инспекции уже проводит торги на крупные суммы . Также с особой осторожностью и вниманием надо относиться к компаниям, в названиях которых каким-либо образом фигурируют известные бренды9 .
Кроме того, участникам закупок необходимо обращать внимание, что не все заказчики, которые регистрируются в ЕИС и осуществляют закупочную деятельность в секторе корпоративных закупок ЕИС, являются субъектами Закона № 223-ФЗ .
Так, в территориальное УФАС поступила жалоба на действия заказчика при проведении закупок. По мнению заявителя, нарушение со стороны заказчика при проведении закупок выразилось в неразмещении в ЕИС информации о подведении итогов закупок, а также в невозвращении денежных средств, направленных для обеспечения заявки
Антимонопольный орган, ссылаясь на ч. 1 ст. 18 . 1, п . 4 . 2 ч . 1 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ), ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе», исходя из информации и сведений, размещенных в открытых источниках, установил, что учредителем ЗАО «С» является физическое лицо . Следовательно, такой заказчик не является субъектом Закона № 223-ФЗ . При этом заказчик на заседание комиссии не явился и не доказал свою причастность к Закону № 223-ФЗ .
Комиссия УФАС пришла к выводу, что на заказчика не распространяются положения Закона № 223-ФЗ и, соответственно, процедура закупки не является обязательной в силу действующего законодательства . Жалоба на действия заказчика при проведении закупок оставлена без рассмотрения10 .
ращения: 14 февраля 2017 г ) ; Правовые акты ФАС . Решение и предписание по жа- Е
лобе ООО «Линформ» // URL: http://solutions.fas. gov. ru/to/sankt-peterburgskoe-ufas- К
rossii/78-26844-16-78-26845-16 (дата обращения: 14 февраля 2017 г ) ; Правовые акты °
ФАС . Уведомление о поступлении жалобы ООО «Центр научных исследований и пер- ^ спективных разработок» // URL: http://solutions.fas. gov. ru/to/sankt-peterburgskoe-ufas-
rossii/78-3219-17 (дата обращения: 14 февраля 2017 г. ) . и
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. Внимание: И
мошенники! _£
Там же . С Правовые акты ФАС Решение по жалобе ООО «Фонтанелле-РУС» на действия заказчика — ЗАО «Стройкомплекс» // URL: http://solutions. fas. gov. ru/to/moskovskoe-ufas-
rossii/1-00-2423-77-16 (дата обращения: 14 февраля 2017 г. ) . НАУКИ'
>
8
9
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
По мнению территориального антимонопольного органа, жалобы на таких заказчиков не рассматриваются по существу. Вместе с тем необходимо обратить внимание, что на одного и того же заказчика поступает множество жалоб о невозврате денежных средств, поступивших на его расчетный счет для обеспечения заявок11 .
С нашей точки зрения, территориальное УФАС неправильно отклоняет жалобы на указанных заказчиков по следующим причинам:
— антимонопольный орган в соответствии с пп . «а» п . 3 . 1 ст. 23 Закона № 135-Ф3 и п . 5 . 3 . 2 . 8 Положения о Федеральной антимонопольной службе выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов;
— в соответствии с п . 1 ч . 1 ст. 18 .1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов
Таким образом, для того, чтобы выдать организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, нет необходимости ссылаться на нормы о том, что заказчик не является субъектом по Закону № 223-ФЗ . Нормы Закона № 135-ФЗ обязывают антимонопольный орган рассматривать нарушения порядка организации и проведения торгов независимо от принадлежности заказчика к субъектам Закона № 223-ФЗ .
Если при рассмотрении таких нарушений контролирующий орган усматривает в действиях организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии признаки состава преступления, то материалы необходимо направлять в соответствующие правоохранительные органы для принятия решения в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства
Для решения проблемы регистрации лжезаказчиков, по мнению руководителя Санкт-Петербургского УФАС В . Владимирова, необходимо создать реестр заказчи-
11 Например: Правовые акты ФАС . ООО «Руспринт» на действия заказчика — ЗАО «Строй-комплекс» // URL: http://solutions . fas . gov. ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/-466e139e-a3d8-4920-95fb-e0ee56e73d06 (дата обращения: 14 февраля 2017 г ) ; Правовые акты ФАС . ООО «СкайПром» на действия заказчика — ЗАО «Стройкомплекс» // URL: http://solutions . fas . gov. ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/-eb8f4f54-e0c9-4e38-8ee6-49f9b9a17ad3 (дата обращения: 14 февраля 2017 г. ) ; Правовые акты ФАС . ООО «ИТА-Тендер» на действия заказчика — ЗАО «Стройкомплекс» // URL: http://solutions. fas. gov. ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/-b497bb0c-34a7-4597-96b3-e01194a29481 (дата обращения: 14 февраля 2017 г ) .
УНИВЕРСИТЕТА О новом способе мошенничества имени O.E. Кутафина(МГЮА) в корпоративных закупках
ков12. Мы видим решение в законодательном переводе всех закупок в электронную форму13 . При этом закупки необходимо проводить на отобранных федеральных электронных торговых площадках (ЭТП)14 .
Дело в том, что когда закупка происходит в электронной форме посредством функционала ЭТП, то обеспечение заявок, как правило, поступает на расчетный счет ЭТП . После выбора заказчиком победителя закупки обеспечение заявки с расчетного счета ЭТП возвращается участникам . Такой порядок закупки не представляет интерес для лиц, которые намерены обманом завладеть денежными средствами.
Проведение закупки не в электронной форме позволяет заказчикам требовать от участников обеспечение заявок путем перевода денег на расчетный счет заказчика до момента подачи заявок на участие в закупке . Лицам, которые принимают решение об участии в таких закупках, рекомендуется получать и проверять как можно больше информации о заказчике
Подводя итог, необходимо отметить, что дальнейшее совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере будет препятствовать появлению схем обмана лиц, участвующих в корпоративных закупках
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Асташкевич А. И. Проблемы корпоративных закупок : науч . -практ. пособие /
А . И . Асташкевич, Д . В . Исютин-Федотков . — М . : Библио-Глобус, 2017 . 2 . Исютин-Федотков Д. В. К вопросу об электронной форме корпоративных закупок / Д . В . Исютин-Федотков // ПРОГОСЗАКАЗ . РФ . — 2017 . — № 2 . — С . 70—72 .
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. Внимание: мошенники!
См . подробнее: Исютин-Федотков Д. В. К вопросу об электронной форме корпоратив- Ш
ных закупок // ПРОГОСЗАКАЗ . РФ . 2017 . № 2 . С . 70—72. К
По состоянию на июль 2016 г. за весь период реализации Закона № 22Э-ФЗ с 2012 г. на °
170 ЭТП было проведено свыше 1,2 млн закупок в электронной форме . На 43 ЭТП осуществляется 99 % закупок в электронной форме . При этом на 78 ЭТП проведено в совокупности около 9 тыс закупок, на 7 ЭТП была проведена только одна закупка, на 42 ЭТП не было проведено ни одной закупки в электронной форме . См . : Министерство экономического развития Российской Федерации . Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2016 года // URL: http://economy. gov. □
ru/minec/about/structure/depfks/223/2016060703 (дата обращения: 15 февраля 2017 г. ) .
~0
б
Р И
Д И
Ч
m П
К
П К
Н К,
НАУКИ
12
13
14