№ 3 (27) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Мукашева Анар Абайханкызы,
главный научный сотрудник сектора анализа и правового мониторинга Центра правового мониторинга Института законодательства РК, кандидат юридических наук, доцент
Бужигитова Роза Егешевна,
старший научный сотрудник сектора анализа и правового мониторинга Центра правового мониторинга Института законодательства РК
6
проблемы обеспечения экологической безопасности в свете послания президента республики Казахстан
Основными направлениями развития законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечении экологической безопасности Республики Казахстан являются следующие: 1) систематизация современного законодательства в области обеспечения экологической безопасности; 2) демократизация экологического законодательства; 3) разработка нормативно-правовой базы деятельности специализированных органов в области обеспечения экологического безопасности; 4) совершенствование нормативно-правовой базы и механизма реализации экологических требований по видам хозяйственной и иной деятельности; 5) развитие экологического предпринимательства как экономического инструмента обеспечения экологической безопасности.
Пути обеспечения экологической безопасности на современном этапе развития страны обозначены в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстан» по двум направлениям: в целях реализации провозглашенной Казахстаном Глобальной энергоэкологической стратегии и по осуществлению Астанинской инициативы «Зеленый мост», направленной на трансферт «зеленых» технологий. Рассмотрим более подробно процедуру реализации глобальной энергоэкологической стратегии.
В 2011 году увидела свет книга Президента РК Нурсултана Назарбаева «Глобальная энергоэкологическая стратегия устойчивого развития в XXI веке», которая является логическим про-
должением предыдущих трудов Президента и представляет собой своеобразное послание для всемирного саммита по устойчивому развитию «РИО-20» в 2012 году, являясь, таким образом, завершением цикла теоретических и методологических исследований проблем построения глобального энергетически и экологически безопасного развития мира и стран ЕврАзЭС. В данной монографии предлагаются основы энергоэкологической стратегии устойчивого развития в XXI веке. С использованием методов формирования глобальной энергетики развития, предложенных российскими и казахстанскими учеными, политиками, а также специалистами из разных стран, автор анализирует энергоэкологическую ситуацию в мире и ее изменение в XXI веке, предлагает пути реализации глобальной энергоэкологической стратегии. Эти методы иллюстрируются конкретными схемами и алгоритмами энергоэкологического развития Казахстана и других стран ЕврАзЭС. «Проблему глобальной энергоэкологической стратегии Нурсултан Назарбаев изложил в контексте общемировых современных тенденций. В современной науке, в разработке этой проблематики такое положение - первое и абсолютно новое. Поэтому нам думается, что эта стратегия, ее положение и разработка очень важны в контексте решения крупных современных, глобальных проблем», - отметил вице-президент Российской академии наук Анатолий Спицын.
Финансирование глобальных программ и проектов в рамках Глобальной энергоэкологической стратегии могут осуществляться как за счет средств заинтересованных стран, так и за
Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА
счет специальных глобальных фондов (ГЭФ, вновь создаваемый Глобальный Энергетический и Продовольственный и др.). Указанные фонды могут формироваться за счет взносов государств и налогообложения рентных доходов транснациональных компаний и изъятия экологической антиренты (сверхприбыли, возникающей в результате нарушения правил региональной эксплуатации природных ресурсов или сверхнормативных загрязнений окружающей среды, которые могли бы концентрироваться в ГЭФ для реализации международных экологических проектов).
Основной проблемой является разработка и введение экономического механизма на национальном и международном уровнях, который побуждал бы государства и компании снижать выбросы парниковых газов в атмосферу для перехода к низкоуглеродной экономике. Нужны новые подходы, соединяющие государственное и межгосударственное регулирование с рыночными приоритетами и налогообложением.
Одним из таких новых подходов может служить концепция экономического механизма, озвученная в докладе Нобелевского лауреата Джозефа Стиглица «О распределении времени спасения планеты от глобального потепления климата». в основе этой концепции лежат два механизма: повсеместное введение налогов и на выбросы парниковых газов в атмосферу и допустимых предельных нормативов эмиссии. По мнению Стиглица, эти меры выполнят двойную функцию: уведут производство от технологий, более интенсивно использующих углероды, а потребление - от товаров, производимых на основе таких технологий. Рассмотрены также вопросы более справедливого распределения бремени сокращения теплового загрязнения планеты между развитыми и развивающимися странами.
введение такого механизма связано с немалыми трудностями и препятствиями: нежеланием стран и компаний, лидирующих в тепловом загрязнении атмосферы, вносить такие платежи; необходимостью иметь достаточно точный и объективный контроль за уровнем выбросов парниковых газов не только странами, но и компаниями; сложностью введения нового налога как для компаний, так и для государств; решение вопросов справедливого и эффективного использования поступивших платежей, введение международного экологического арбитража для решения возникающих споров и т.п.
Для выполнения энергоэкологической стратегии потребуется расширить и конкретизировать
механизм международного партнерства, включая в него не только партнерство государств в разработке и реализации глобальных программ и проектов, но и транснациональные корпорации, неправительственные экологические и иные организации, Интернет и другие средства массовой информации, другие институты глобального гражданского общества.
Использование возобновляемых энергетических ресурсов является также приоритетным направлением реализации глобальной энергоэкологической стратегии.
Осуществляемая государственная политика в данной области позволяет прогнозировать коммерческую заинтересованность предпринимателей в использовании возобновляемых источников энергии.
До недавнего времени правовое обеспечение использования возобновляемых источников энергии оставалось не на должном уровне. Например, в Экологическом кодексе РК, да и в целом в республиканском законодательстве, отсутствовали нормы, регулирующие использование альтернативных источников энергии, так называемых возобновляемых источников энергии.
так, 4 июля 2009 года принят Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», который определяет цели, формы и направления поддержки использования возобновляемых источников энергии. Согласно данному Закону (ст. 1), возобновляемыми источниками энергии являются источники энергии, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов: энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды для установок мощностью до тридцати пяти мегаватт; геотермальная энергия: тепло грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: биомасса, биогаз и иное топливо из органических отходов, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии.
в законе закреплено, что государственное регулирование в области поддержки использования возобновляемых источников энергии осуществляется в целях создания благоприятных условий для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии для снижения энергоемкости экономики и воздействия сектора производства электрической и тепловой энергии на окружающую среду и увеличения доли использования возобновляемых источников энергии
№ 3 (27) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
при производстве электрической и (или) тепловой энергии.
Законом предусмотрена статья 4, закрепляющая основные направления государственного регулирования в области поддержки использования возобновляемых источников энергии:
1) создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации объектов по использованию возобновляемых источников энергии;
2) стимулирование производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии;
3) предоставление физическим и юридическим лицам, осуществляющим проектирование, строительство и эксплуатацию объектов по использованию возобновляемых источников энергии, инвестиционных преференций в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях;
4) создание благоприятных условий для эффективной интеграции объектов по использованию возобновляемых источников энергии в единую электроэнергетическую, тепловую систему и рынок электрической и тепловой энергии;
5) содействие выполнению международных обязательств Республики Казахстан по снижению выбросов парниковых газов.
Вместе с тем, в самом Законе положение о том, что использование возобновляемых энерге-
тических ресурсов является приоритетным направлением при разработке программ развития энергетики и решении экологических проблем Казахстана никак не отражено.
Положительным моментом является разработка законопроекта «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», который предусматривает норму о полномочиях местных исполнительных органов областей совместно с уполномоченным органом определять альтернативное электроснабжение с учетом вовлечения в энергобаланс возобновляемых источников энергии для потребителей, находящихся вне оптимального радиуса электроснабжения.
По мнению экспертов, потенциал возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан настолько значителен, что заставляет серьезно думать о необходимости его ускоренного развития. Использование возобновляемых источников энергии является экономически выгодным во многих регионах нашей республики.
Рассмотренные инициативы государства и Президента Республики Казахстан позволяют сделать вывод о том, что развитие альтернативной энергетики имеет реальные перспективы, а использование возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан может быть инвестиционно привлекательным.
Бул мацалада Казацстан Республикасы Президентгтц «Элеуметтгк-экономикалъщ жацгырту - Казацстан дамуыныц басты багыты» атты халыцца жолдауындагы экологиялыц цаутс1здтт1 цамтамасыз ету мэселелер1 царастырылган. Соныц ¡штдег1 ею багыт цамтамасыз еттген: Fаламдыц энергоэкологиялыц Казацстандыц стратегияны ЖYзеге асыру жэне «Жасыл» техноло-гиялар трансфертте багытталган «Жасыл кетр» Астана бастамасын ЖYзеге асыру.
ТYйiн сездер: экологиялыц цаутаздш, злеуметтгк-экономикалыц жацгырту, энергоэкологиялыц стратегия, жацгыртылган энергия ресурстары, энергия Yнемдеу, энергия сацтандыру, энергия тшмдмг1.
В статье рассмотрены вопросы обеспечения экологической безопасности в свете Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация -главный вектор развития Казахстан», обеспечиваемые по двум направлениям: в целях реализации провозглашенной Казахстаном Глобальной энергоэкологической стратегии и осуществления Аста-нинской инициативы «Зеленый мост», направленной на трансферт «зеленых» технологий.
Ключевые слова: экологическая безопасность, социально-экономическая модернизация, энергоэкологическая стратегия, возобновляемые энергетические ресурсы, энергосбережение, энергоэффективность.
In the article the questions of providing of ecological safety are considered in the light of Message of President of Republic of Kazakhstan to the people of Kazakhstan "Socio-economic modernisation main vector of development Kazakhstan", provided on two directions: for realization of Global energyecological strategy proclaimed by Kazakhstan and to realization of Astana of initiative the "Green bridge", sent to transfer of "green" technologies.
Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА
Keywords: environmental security, socio-economic modernization, energy and environmental strategy, renewable energy resources, energy conservation, energy efficiency.
Анар Абайханкызы Макашева,
КР Зац шыгару институтыньщ К^ьщтьщ мониторингi орталыгы талдау жэне кдоыктык; мониторинг секторыныц бас гылыми ^ызметкер^ з.г.к., доцент
Роза Егешкызы Бозжiгiтова,
КР Зац шыгару институтыныц К¥кЪктык; мониторингi орталыгы талдау жэне кдоыктык; мониторинг секторыныц ага гылыми ^ызметкерi
^азакстан Республикасы Президентшщ халыкка Жолдауы аясында экологиялык каушазджт камтамасыз ету проблемалары
Мукашева Анар Абайханкызы,
главный научный сотрудник сектора анализа и правового мониторинга Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н., доцент
Бужигитова Роза Егешевна,
старший научный сотрудник сектора анализа и правового мониторинга Центра правового мониторинга Института законодательства РК
Проблемы обеспечения экологической безопасности в свете Послания Президента Республики Казахстан
Mukasheva Anar Abaikhankyzy,
Chief research fellow of the Legal Monitoring Center of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, c.j.s., docent
Buzhigitova Roza Egeshkyzy,
senior research fellow of the Legal Monitoring Center of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan
The Problems of Environmental Security in the Light of the Address of the President of the Republic of Kazakhstan