Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования нормативного регулирования использования возобновляемых источников энергии'

Вопросы совершенствования нормативного регулирования использования возобновляемых источников энергии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
454
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / «ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА» / СТАНДАРТЫ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИ-КОВ ЭНЕРГИИ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ УСЛОВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дюсенов Ербол Абаевич, Лямбекова Арман Каиргельдыевна

Настоящая статья посвящена вопросам регулирования поддержки возоб-новляемых источников энергии в Республике Казахстан с учетом опыта зарубежных стран, тенденций законодательного регулирования, а также передового опыта государств с вы-сокой динамикой внедрения возобновляемых источников энергии. Раскрыта актуальность изучения отдельных аспектов нормативного регулирования отношений по использованию возобновляемых источников энергии.В статье на основе анализа действующего законодательства в сфере возобновляемых источников энергии приведены характерные тенденции развития нормативного регулиро-вания использования возобновляемых источников энергии. В контексте межотраслевых исследований и положений Концепции по переходу Ре-спублики Казахстан к «зеленой экономике» сформулированы предложения по развитию в городах и населенных пунктах «зеленой инфраструктуры» и продвижению в обществе эко-логически рациональной модели поведения.Проведен обзор и анализ стратегических и программных документов Республики Ка-захстан и Программ развития городов Казахстана. Выявлены пробелы в сфере создания и улучшения «зеленой инфраструктуры». В статье отмечается, что представляется важ-ным охватить государственным регулированием задачи, конкретизировать их и индика-торы с учетом наработанного опыта и наилучшей зарубежной практики.Также содержание статьи содержит анализ мер по законодательству отдельных за-рубежных государств. Представлены примеры на основе законодательства Германии и Республики Беларусь. Рассмотрена государственная поддержка использования возобновля-емых источников энергии в Республике Казахстан. Выявлена потребность в установлении на законодательном уровне прозрачного и эффективного механизма учета выработанной электроэнергии от возобновляемых источников энергии.На основе проведенного исследования в содержании статьи представлены предложе-ния по совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дюсенов Ербол Абаевич, Лямбекова Арман Каиргельдыевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования нормативного регулирования использования возобновляемых источников энергии»

УДК 346.7

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

Дюсенов Ербол Абаевич

Главный научный сотрудник отдела гражданского,

гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н., г. Астана; e-mail: erbol_dyussenov@mail.ru.

Лямбекова Арман Каиргельдыевна

Научный сотрудник отдела гражданского,

гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан, магистр юридических наук, г. Астана; e-mail: dream_14_02@mail.ru.

Ключевые слова: возобновляемые источники энергии; энергоэффективность; «зеленая экономика»; стандарты энергоэффективности; использование возобновляемых источников энергии; квалифицированный условный потребитель.

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросам регулирования поддержки возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан с учетом опыта зарубежных стран, тенденций законодательного регулирования, а также передового опыта государств с высокой динамикой внедрения возобновляемых источников энергии. Раскрыта актуальность изучения отдельных аспектов нормативного регулирования отношений по использованию возобновляемых источников энергии.

В статье на основе анализа действующего законодательства в сфере возобновляемых источников энергии приведены характерные тенденции развития нормативного регулирования использования возобновляемых источников энергии.

В контексте межотраслевых исследований и положений Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» сформулированы предложения по развитию в городах и населенных пунктах «зеленой инфраструктуры» и продвижению в обществе экологически рациональной модели поведения.

Проведен обзор и анализ стратегических и программных документов Республики Казахстан и Программ развития городов Казахстана. Выявлены пробелы в сфере создания и улучшения «зеленой инфраструктуры». В статье отмечается, что представляется важным охватить государственным регулированием задачи, конкретизировать их и индикаторы с учетом наработанного опыта и наилучшей зарубежной практики.

Также содержание статьи содержит анализ мер по законодательству отдельных зарубежных государств. Представлены примеры на основе законодательства Германии и Республики Беларусь. Рассмотрена государственная поддержка использования возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан. Выявлена потребность в установлении на законодательном уровне прозрачного и эффективного механизма учета выработанной электроэнергии от возобновляемых источников энергии.

На основе проведенного исследования в содержании статьи представлены предложения по совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан.

ЖАЦАРТЫЛАТЫН ЭНЕРГИЯ КВЗДЕРШ ПАЙДАЛАНУДАГЫ НОРМАТИВТ1К РЕТТЕУД1 ЖЕТ1ЛД1РУ МЭСЕЛЕЛЕР1

Ербол Абайулы Дуйсенов

К^азацстан Республикасы Зацнама институтыныц азаматтыц, азаматтыц iс ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц iс ЖYргiзу бвлiмiнiц бас гылыми цызметкерi, з.г.к., Астана ц.; e-mail: erbol_dyussenov@mail.ru.

Арман ^аиргелдщызы Лэмбекова

К^азацстан Республикасы Зацнама институтыныц азаматтыц, азаматтыц w ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц w ЖYргiзу болмшц гылыми цызметкерi, зац гылымыныц магистрь, Астана ц.; e-mail: dream 14 02@mail.ru.

TyMh свздер: Жацартылатын энергия квздерг; энергия тшмдыт; «жасыл экономика»; энергия тшмдтгтщ стандарттары; жацартылатын энергия квздер1н пайдалану; бглгктг шартты тутынушы.

Аннотация. Аталган мацала шетелдердщ тэж1рибесщ зацнамалыц реттеудщ Yрдiстерiн жэне де жацартылатын энергия квздерт енг1зудег1 жогаргы динамика-сы бар мемлекеттердщ озыц тэжiрибесiн ескерумен Казацстан Республикасындагы жацартылатын энергия квздерт цолдаудагы реттеудщ мэселелерiне арналган. Жацартылатын энергия квздерт пайдалану бойынша цатынастарды нормативтт реттеудщ жекелеген аспектыерт зерттеудщ взектыт ашылган.

Мацалада жацартылатын энергия квздерi саласындагы цолданыстагы зацнаманы талдау негiзiнде жацартылатын энергия квздерт нормативтт реттеудi жетiлдiрудiц сипатты Yрдiстерi келтiрiлген.

Салааралыц зертеулердщ жэне Казацстан Республикасыныц «жасыл экономикага» квшу тужырымдасы ережелерiнiц аясында цалалар мен елдi мекендерде «жасыл инфрацурылымды» жетiлдiру жэне цогамдарационалдыц экологиялыц тэрбиелеу моделт жылжыту бойынша усыныстар жасалды.

Казацстан Республикасыныц стратегиялыц жэне багдарламалыц цужаттарына жэне Казацстандагы цалаларды дамыту Багдарламаларына талдау мен шолу жасалды. «Жасыл инфрацурылымды» цуру мен жацсарту саласындагы олцылыцтар аныцталды. Мацалада Yздiк шетелдт тэжiрибенi ескере отырып мiндеттердi жэне индикаторларды нацтылау жэне оларды мемлекетттреттеумен цамтудыц мацыздылыгы кврсетшген.

Сондай-ац мацала мазмуны жекелеген шет мемлекеттердщ зацнамасы бойынша шаралардыц талдауын цамтиды. Беларусь Республикасы мен Германия зацнамасы негiзiнде мысалдар келтiрiлген. Казацстан Республикасындагы жацартылатын энергия квздерт пайдаланудыц мемлекеттт цолдауы царастырылган. Жацартылатын энергия квздерiнен вндiрiп шыгарылган электр энергияныц есепке алу тетiгiнiц тиiмдi жэне айцын болуыныц зацнамалыц децгейде белгыену цажеттыт аныцталды.

ЖYргiзiлген талдаудыц негiзiнде мацаланыц мазмунында Казацстан Республикасыныц цолданыстыгы зацнамасын жетiлдiру бойынша усыныстар эзiрленген.

ISSUES OF IMPROVING REGULATION OF THE USE OF RENEWABLE ENERGY SOURCES

Dyussenov, Yerbol. A.

Chief research fellow of the Department of civil, civil procedurcil legislcition cind executive proceedings of the Institute ofLegisldtion of the Republic ofKаzаkhstаn, Cаndidаte of legd sciences, Аstdnd, Republic of Kdzаkhstdn; e-mdl: erboldyussenov@mdil.ru

Lyambekova, Arman. K.

Research fellow of the Department of civil, civil proceduml tegis^Uon

dnd executive proceedings of the Institute of Legishtion of the Republic of Kdzаkhstdn,

Master of legd sciences, Аstdnd, Republic of Kdzdkhstdn;

e-mdl: dream_14_02@mail.ru.

Keywords: renewable energy sources; energy efficiency; «green economy»; energy efficiency standards; use of renewable energy sources; qualified conditional consumer.

Abstract. This article is devoted to the issues of regulating the support of renewable energy sources in the Republic of Kazakhstan, taking into account the experience of foreign countries, the trends of legislative regulation, as well as the best practices of states with a high dynamics of introducing renewable energy sources. The relevance of studying certain aspects of normative regulation of relations on the use of renewable energy sources is disclosed.

In the article, based on the analysis of the current legislation in the field of renewable energy sources, characteristic trends in the development of normative regulation of the use of renewable energy sources are presented.

In the context of inter-sectoral studies and the provisions of the Conception on the transition of the Republic of Kazakhstan to the «green economy», proposals for the development of «green infrastructure» in cities and settlements and the promotion of an environmentally sound behavior model in society are formulated.

The review and analysis of the strategic andprogram documents of the Republic of Kazakhstan and the Development Programs of the cities of Kazakhstan were conducted. Gaps in the creation and improvement of the «green infrastructure» have been identified. The article notes that it is

important to cover the tasks of the state regulation, to specify them and indicators taking into account the experience gained and the best foreign practice.

Also the content of the article contains an analysis of measures on the legislation of certain foreign states. Examples are presented on the basis of the legislation of Germany and the Republic of Belarus. The state support for the use of renewable energy sources in the Republic of Kazakhstan is considered. The need to establish a transparent and effective mechanism for accounting for generated electricity from renewable energy sources has been identified at the legislative level.

The content of the article contains proposals for improving the current legislation of the Republic of Kazakhstan on the basis of the conducted research.

Амбициозная задача по развитию альтернативных и «зеленых» энергетических технологий, применение которых позволит генерировать до 50% всей потребляемой энергии, обозначенная в Послании Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казах-стан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», поэтапно реализуется Правительством Казахстана [1].

В контексте продвижения Республики Казахстан экологические параметры по выбросам углекислого газа определены в качестве результата при внедрении нетрадиционных источников энергии. Так, в качестве пятого ключевого показателя долгосрочного развития Казахстана, изложенного в Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732, определено принятие экологически безвредной и устойчивой модели экономического роста. Обозначено, что выбросы углекислого газа при генерации снизятся с 1000 г/кВт^ч до 350 г/кВт^ч. Данный показатель планируется достичь за счет модернизации существующих объектов производства электроэнергии и доведения до 50% выработки энергии от возобновляемых и альтернативных источников от общего произ-водства1.

Мировые тенденции развития энергетики в свете Концепции устойчивого развития актуализируют поиск и развитие подходов к внедрению и расширению использования источников энергии с «нулевым» углеродным заимствованием из природы.

Зависимость от энергоресурсов акцентирует «диалог» государств на взаимодействие по развитию возобновляемых источников энергии, влечет создание стимулирующих

условий для обмена технологиями, привлечению инвестиций в сектор энергетики.

Внедрение возобновляемых источников энергии определено одним из ключевых направлений Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике»2.

Более того ряд характерных качеств объектов, использующих для выработки энергии возобновляемые источники энергии, способствуют развитию удаленных от инфраструктуры объектов, связанных как с отгонным животноводством, так и туризмом, изыскательскими и полевыми работами.

В законодательстве Республики Казахстан имеются развитые инструменты по поддержке возобновляемых источников энергии и снижению энергоёмкости экономики Казахстана. В целях создания условий для достижения уровня использования возобновляемых источников энергии, заданного в Стратегических и программных документах, и расширения сфер деятельности для привлечения потенциальных инвесторов приняты меры по повышению привлекательности инвестиций в генерацию электроэнергии посредством возобновляемых источников энергии. Одной из важнейших мер поддержки государством использования таких источников является продолжительный срок приобретения электроэнергии по установленному тарифу в течение 15 лет. Данное положение закреплено на законодательном уровне в 2013 году3.

В реализацию данных новшеств в ноябре 2013 года создано при АО «KEGOC» ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» (далее - РФЦ), которое предназначено для осуществлении централизованной покупки и продажи электроэнергии, произведенной объектами по использованию ВИЭ и поставленной в

1 Указ Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732 «О Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000732. Дата доступа: 01.09.2017.

2 Указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике»» [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ U1300000577. Дата доступа: 01.09.2017;

3 Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 128-V«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии» [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000128. Дата доступа: 20.09.2017;

электрические сети единой электроэнергетической системы Казахстана4.

Анализ периода с 2014 по 2016 годы показывает высокую динамику роста финансовой поддержки и ввода мощностей по генерации электроэнергии в сфере ВИЭ.

Так, согласно данным аудита финансовой отчетности РФЦ себестоимость оказанных услуг по покупке электроэнергии у объектов, использующих ВИЭ, в 2014, 2015 и 2016 годах составила 150.055, 4.907.147 и 10.424.912 тыс.тенге соответственно5.

Наряду с этим производственные показатели за аналогичный период также демонстрируют рост. В частности, объемы приобретенной от объектов ВИЭ электроэнергии в 2014 году составили 8,7 млн кВт/ч, в 2015 -203,6 и в 2016 - 437,6 млн кВт/ч [2].

Обзор рынка позволяет констатировать, что эффективность проводимой политики по достижению стратегических показателей в данной сфере на высоком уровне.

К основным отраслевым законодательным актам могут быть отнесены Законы Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588 «Об электроэнергетике», от 4 июля 2009 года № 165-ГУ «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» и от 13 января 2012 года № 541-ГУ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»6.

Анализ содержания данных Законов, ретроспективный обзор неоднократных дополнений и изменений в них, а также ранее действовавших редакций Законов от 25 декабря 1997 года «Об энергосбережении», от 16 июля 1999 года «Об электроэнергетике», Указа Президента РК от 23 декабря 1995 года «Об электроэнергетике» свидетельствует о расширении спектра мер государственной поддержки развития низкоуглеродной экономики, смещение акцента на оплату затрат субъектами, являющимися основными промышленными потребителями электроэнергии от традиционных источников энергии.

Таким образом, прослеживается реализация в отечественном законодательстве принципа Организации Экономического Сотрудничества и Развития (далее - ОЭСР) «загрязнитель платит», введенный в международный формат регулирования отношений по охране окружающей среды в 1972 году.

Помимо этого в последующем дальнейшее развитие «загрязнитель платит» получило в принципе 1б Декларации Рио 1992 года. В частности, отмечается о том, что национальные власти должны прикладывать усилия по интернализации затрат на охрану окружающей среды и внедрять экономические инструменты с учетом того, что загрязнитель, как правило, должен возмещать расходы, связанные с нанесенным ущербом. Обращается внимание о необходимости удовлетворения интересов общества и недопущения установления препятствий для международной торговли и создания конкурентных условий рынка7.

Инициативы по информационному и координационному сопровождению поддержки использования возобновляемых источников энергии на международном уровне поддерживаются Международным агентством по возобновляемой энергии (аббр. на англ. яз. IRENA) и в реализацию сотрудничества Казахстана Законом от 22 марта 2013 года № 82-V ратифицирован Устав данной организации8. Примечательно, что в 2013 году создана специализированная организация по финансовой поддержке тарифов на электроэнергию, вырабатываемую объектами, использующими ВИЭ, а также рядом изменений в законодательстве, в том числе по гарантированному сроку покупки электроэнергии.

В целом, следует отметить, что законотворчество в Республике Казахстан восприимчиво к позитивным инициативам, обозначаемым на уровне международных соглашений, политических инициатив по развитию экологии, инфраструктуры и модернизации про-

4 Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2013 года № 1281 «Об определении расчетно-финансового центра по поддержке возобновляемых источников энергии» (Утр. силу ППРК от 7 сентября 2015 года № 750) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001281. Дата доступа: 20.09.2017;

5 Официальный сайт ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.rfc.kegoc.kz/o-kompanii. Дата доступа: 20.09.2017;

6 Законы Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 58 «Об электроэнергетике»; от 4 июля 2009 года № 165-IV«О поддержке использования возобновляемых источников энергии»; от 13 января 2012 года № 541-IV«Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz. Дата доступа: 01.09.2017;

7 Рио-де-Жанейровская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl. Дата доступа: 01.09.2017;

8 Официальный сайт Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irena.org. Дата доступа: 20.09.2017; Закон Республики Казахстан от 22 марта 2013 года № 82-V «О ратификации Устава Международного агентства по возобновляемой энергии (ИРЕНА)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000082. Дата доступа: 20.09.2017;

мышленного комплекса Казахстана.

В контексте освещения темы следует привести определение, содержащееся в подпункте 1-4) статьи 1 Закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», согласно которому возобновляемые источники энергии - источники энергии, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов, включающие в себя следующие виды: энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды; геотермальная энергия: тепло грунта, подземных вод, рек, водоемов, а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: биомасса, биогаз и иное топливо из органических отходов, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии.

Вопросы развития возобновляемых источников энергии рассматриваются учеными через призму общественных, гуманитарных, естественных наук. При этом специфика вопросов, стоящих перед обществом актуализирует проведение межотраслевых исследований.

Так, в научной среде имеется позиция о необходимости развития инноваций, набора конкурентных компетенций, дающих преимущества на мировом рынке в условиях приоритетности развития возобновляемых источников энергии. Необходимость в развитии наукоемких отраслей экономики, освоении передовых технологий создания, внедрения альтернативных источников энергии и использования возобновляемых источников энергии также является суровой действительностью для стран, где основным источником доходов является экспорт традиционных энергоносителей, таких как нефть и газ [3].

Основные положения периодизации работ в сфере зеленой экономики установлены в Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», реализацию которой планируется осуществить в три этапа.

Согласно Концепции по переходу Казахстана к «зеленой экономике» в период 20132020 годов предусматривается оптимизация использования природных ресурсов и создание «зеленой инфраструктуры».

Второй этап, приходящийся на 2020-2030 годы, предусматривает последующее стимулирование рачительное использование вод, развитие и широкое внедрение возобновляемой энергетики, возведение зданий в соответствии со стандартами энергоэффективности.

В течение 2030-2050 годов в рамках третьего этапа ожидается реализация принципов «третьей промышленной революции» с использованием на условиях возобновляемости и устойчивости природных ресурсов.

Вместе с тем следует отметить, что раз-

витие «зеленой экономики» не может уложиться в указанные этапы, поскольку отдельные меры в действующем законодательстве частично охватывают все три периода.

Отмечалось, что на первом этапе предусматривается создание «зеленой инфраструктуры» и в этом направлении сделано немало. Между тем анализ Программ развития городов Казахстана выявил отсутствие в отдельных Программах сведений о развитии «зеленой инфраструктуры», в том числе о мерах по снижению нагрузки на окружающую среду от транспорта, загрязнения воздуха, об организационных мерах по раздельному сбору, переработке отходов, внедрении передовых стандартов энергоэффективности в строительстве зданий и сооружений, по развитию зеленых транспортных маршрутов и экологических коридоров.

Между тем в специализированной литературе, посвященной развитию зеленой инфраструктуры города, также обращается внимание на необходимость продвижению экологического мышления и образа жизни среди граждан [4].

Исходя из изложенного, полагаем, что возобновляемые источники энергии (далее - ВИЭ) следует развивать с учетом комплексного подхода по переходу к «зеленой экономике», охватывая развитие в городах и населенных пунктах «зеленой инфраструктуры» и продвижение в обществе экологически рациональной модели поведения.

Далее, вопросы совершенствования нормативного регулирования рынка возобновляемых источников энергии тесно увязаны с поддержкой инновационных технологий в сфере транспорта, энергоэффективности зданий и привлечения инвестиций, поскольку разрешение данных вопросов перспективно с позиций внедрения и развития ВИЭ. Следует обратить внимание на следующие аспекты стандартизации и, в целом технического регулирования в сфере энергоэффективности зданий, возведения новых сооружений, транспорта и промышленности.

Предлагается, во-первых, систематизировать нормативные показатели по энергозатратности производства видов продукции, функционирования возведенных объектов, в том числе, в сфере энергоэффективности зданий, с обязательным внедрением показателей использования возобновляемых источников энергии; во-вторых, необходимо расширить перечень объектов, в отношении которых проводится энергоаудит, не ограничиваясь зданиями общественного назначения; в-третьих, пересмотр требований в отношении параметров энергоэффективности жилых зданий и помещений, способствующих проектированию наилучших решений с позиций энерго-

эффективности.

В этой связи внедрение современных нормативов по энергозатратности транспорта, энергоэффективности зданий, как основных «статей расходов» по потреблению энергии от общего объема расходования энергоресурсов, является важным компонентом развития технологий по использованию ВИЭ. По данному направлению, например, в работах российских ученых поддерживается необходимость гармонизации с передовыми стандартами в сфере ВИЭ для упрощения условий входа новых технологий на рынок [5].

Тем самым следует апробировать в законодательстве внедрение наилучших стандартов, способствующих созданию благоприятных условий поступательного развития энергоэффективности возводимых сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и применения новых технологий, которые сопряжены с внедрением и развитием ВИЭ. Одним из ярких примеров в развитие данного предложения может служить наработанная практика стран Европейского союза по модели «пассивного дома», характеризующегося высокими параметрами энергоэффективности. Так, опыт Германии показывает, что в 1990-х годов возведение пассивных домов превышало стоимость типовых на 30%, а в настоящее время не превышает 8%.

Данная тенденция в целом прослеживается в большинстве сфер применения энергоэффективных решений, а также в общемировом тренде снижения себестоимости выработанной электроэнергии от ВИЭ.

Так, показатели использования возобновляемых источников энергии свидетельствуют о постепенном росте в общем объеме реализованной в Мире энергии. Так, по данным «Сети по альтернативной энергетике 21 века» (REN-21, учреждена в 2004 году) с 2010 по 2016 год произошел рост использования энергии возобновляемых источников от 16,7% до 19,3% от общемирового потребления энергии9.

Наряду с этим согласно отчетам «Сети по альтернативной энергетике 21 века» государственная политика поддержания ВИЭ имеется в 85 государствах. Амбициозные задачи в сфере развития ВИЭ поставлены Бразилией по достижению 75% в генерации электроэнергии к 2030 году, также Китай обозначил

уровень конечного потребления электроэнергии в 15% от ВИЭ в 2020 году.

Анализ ранее проводимых обзоров по поддержанию использования ВИЭ в зарубежных странах указывает на применение государством следующих мер:

- тарифная политика по покупке электричества, выработанного с использованием ВИЭ, индексация тарифов в случае изменения курса валют для учета интересов инвесторов;

- зеленые сертификаты;

- налоговые льготы и преференции;

- государственно-частное партнерство, субсидирование инвестиций [6].

Анализ зарубежного законодательства на примере отдельных стран показал различную степень конкретизации нормативного регулирования отношений по выработке и обороту энергии выработанной от возобновляемых источников энергии.

С позиций изучения подходов нормативного регулирования рассмотрено законодательство Германии, как государства обладающего передовой практикой широкомасштабного внедрения и развития использования ВИЭ среди населения и хозяйствующих субъектов, а также Беларуси, как государства с низкой обеспеченностью традиционными энергоресурсами (менее 20%), недостаток которых компенсируется транзитом с территории Российской Федерации, и заинтересованного в раскрытии потенциала ВИЭ.

Так, Закон Германии «О предоставлении приоритета возобновляемым источникам энергии» (Закон «Об источниках возобновляемых источников энергии») достаточно детализирован и содержит размеры тарифов по видам возобновляемой энергии, а также содержит нормы, направленные на регулирование генерации и оборота энергии, с учетом разграничения ее по видам10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь в содержании Закона Республики Беларусь не характерна детализация размеров, видов энергии, вырабатываемой объектами ВИЭ, а также имеется компетенция государственных органов на принятие ведомственных актов по регулированию рынка ВИЭ11.

При этом представляется интересным с позиций государственного регулирования рынка ВИЭ нормы в Законе Республики Бе-

9 nRENEWABLES 2017 GLOBAL STATUS REPORT. Интернет-ресурс «Сети по альтернативной энергетике 21 века» (REN-21) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ren21.net. Дата доступа: 01.09.2017.

10 «Renewable Energy Sources Act of 25 October 2008 (Federal Law Gazette I p. 2074) as last amended by the Act of 11 August 2010 (Federal Law Gazette I p. 1170)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gisee.ru/ upload/iblock/68a/68ad2b5b09156e2b9152987717459463.pdf. Дата доступа: 01.09.2017.

11 Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2011-2/2011-2(026-035).pdf. Дата доступа: 01.09.2017

ларусь о подтверждении происхождения энергии, производимой из возобновляемых источников энергии, а также ведении государственного кадастра возобновляемых источников энергии. Принимая во внимание разницу в тарифах оплаты за выработанную и доставленную в сеть электроэнергию, представляется целесообразным ведение должного учета выработанной энергии от объектов ВИЭ.

Анализ основных подходов в поддержке развития ВИЭ показал, что распространенным способом поддержки государством является установление тарифов, которые значительно выше, чем тарифы на электроэнергию, выработанную с использованием традиционных источников энергии. Данная мера государственной поддержки требует контроля со стороны уполномоченного органа по недопущению подачи в сеть электричества от традиционных источников под видом энергии, выработанной от ВИЭ. При этом на данный момент актуальная информация о проведении в Казахстане мониторинга объектов ВИЭ и их мощностей в свободной доступе не представлена.

Согласно Закону Республики Казахстан от 4 июля 2009 года № 165-1У «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», финансовая нагрузка по поддержанию тарифов за электричество от ВИЭ накладывается на условных потребителей электрической энергии от возобновляемых источников энергии (далее - условные потребители), т.е. на энергопроизводящих организаций, использующих уголь, газ, серосодержащее сырье, нефтепродукты и ядерное топливо. Тем самым явно прослеживается реализация принципа «загрязнитель платит».

Последние поправки в Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», внесенные Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики» от 11 июля 2017 года № 89-У1, наряду с иными дополнениями и изменениями предусматривают введение категории квалифицированных условных потребителей.

Суть новшества в том, что из круга условных потребителей, на которых ложится финансовая нагрузка по поддержанию высоких тарифов за выработанное электричество с использованием ВИЭ, отделяются квалифицированные условные потребители. Так, квалифицированные условные потребители в отличие от условных потребителей по общему правилу статьи 9 Закона не несут затраты на поддержку использования возобновляемых источников энергии, за исключением случая, предусмотренного в пункте 2-1 указанной

статьи.

Исключением является следующее условие, если соотношение между выработанной электрической энергией объектом по использованию ВИЭ, введенным в эксплуатацию квалифицированным условным потребителем, к объему отпуска в сеть условным потребителем окажется меньше каждого из двух нижеперечисленных показателей:

1) фактического показателя доли объема электрической энергии, вырабатываемой объектами по использованию возобновляемых источников энергии, в общем объеме производства электрической энергии;

2) целевого показателя, предусмотренного документами Системы государственного планирования Республики Казахстан.

Вышеизложенное исключение направлено на стимулирование достижения показателей выработки электроэнергии от ВИЭ.

Между тем законодательная дефиниция квалифицированных условных потребителей содержит указание на то, что вырабатываемая электрическая энергия объектами по использованию возобновляемых источников энергии в полном объеме потребляется самим квалифицированным условным потребителем либо реализуется потребителям по договорным ценам согласно заключенным двусторонним договорам.

Механизм, обеспечивающий прозрачность и достоверность данных по выработке квалифицированными условными потребителями электрической энергии на объектах по использованию ВИЭ, в Законе «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» не прослеживается.

На основании изложенного представляется оправданным закрепление прозрачного механизма получения таких данных для отслеживания и мониторинга темпов развития мощностей ВИЭ в масштабах Республики Казахстан.

Таким образом наличие такого механизма снизит риски необоснованного перехода энергопроизводящих организаций из категории условных потребителей в категорию квалифицированных условных потребителей, а также последующее за этим увеличение финансовой нагрузки, распределяемой пропорционально на оставшихся условных потребителей, для поддержания тарифов на энергию, вырабатываемых от объектов использующих ВИЭ.

Нормативное регулирование рынка возобновляемых источников энергии требует свое дальнейшего совершенствования и на данном этапе развития сложившихся отношений требует консолидации усилий экспертов, научного сообщества в глубокой и скрупулезной разработке вопросов поддержки исполь-

зования ВИЭ. Думается, что отдельные пред- тов, использующих ВИЭ, а также установле-

ложения, направленные на предупреждение ние прозрачного и действенного механизма

рисков дефицита тарифной поддержки, рас- контроля выработки объемов электроэнергии

ширение круга объектов, подпадающих под на объектах, использующих ВИЭ, в дальней-

проведение мониторинга энергоэффективно- шем найдут свою реализацию в законодатель-

сти, учет в нормативах в сфере строительства стве и правоприменительной практике. и промышленности инсталлирования объек-

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» //«Казахстанская правда» от 15.12.2012 г., № 437-438 (27256-27257); «Еге-мен Казацстан» 2012.12.15., № 828-831 (27902). - Астана, 14 декабря 2012 года. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050. Дата доступа: 01.09.2017.

2. Ахметова З. Развитие сектора ВИЭ в Казахстане. Презентация. ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии». Режим доступа: http://www.irena.org/remap/Astana/Akhmetova%20WSEC.pdf. Дата доступа: 20.09.2017.

3. Социокультурное будущее цивилизаций. Часть 8 Глобального прогноза «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года. - М.: МИСК, 2009. 307 с. Под ред. Ю.В. Яковца, Б.Н. Кузыка, Г.В. Осипова. - C. 139. Режим доступа: http://misk.inesnet.ru/research/subject/. Дата доступа: 01.09.2017.

4. Душкова Д.О., Кириллов С.Н. «Зеленая инфраструктура города: опыт Германии» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 136-147 с. Режим доступа: http://ges.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/ download/1027. Дата доступа: 01.09.2017.

5. Грозовский Г., Попов В., Полякова Е. «Нормативно-техническое регулирование в области возобновляемых источников энергии» // Журнал «Стандарты и качество». - М.: Рекламно-информационное агентство «Стандарты и качество», № 10, 2010. - С. 34-41. Режим доступа: http://www.ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=44732; http://ekollog.ru/normativno-tehnicheskoe-regulirovanie-v-oblasti-vozobnovlyaemi.html. Дата доступа: 01.09.2017.

6. Шафер О. Механизмы поддержки возобновляемой электроэнергетики // Бюллетень «Возобновляемая энергия», август 2005: - М., Интерсоларцентр. - С. 2. Режим доступа: http://solex-un.ru/sites/default/files/energo_files/bulletin_aug_05.pdf. Дата доступа: 01.09.2017.

REFERENCES

1. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan - Lidera Nacii N.A. Nazarbaeva narodu Kazahstana «Strategiya «Kazahstan-2050»: novyj politicheskij kurs sostoyavshegosya gosudarstva» //«Kazahstanskayapravda» ot 15.12.2012 g., №437-438 (27256-27257); «Egemen Kazahstan» 2012.12.15., № 828-831 (27902). - Astana, 14 dekabrya 2012 goda. Rezhim dostupa: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050. Data dostupa: 01.09.2017.

2. Ahmetova Z. Razvitie sektora VIJe v Kazahstane. Prezentacija. TOO «Raschetno-finansovyj centrpopodderzhke vozobnovljaemyh istochnikov jenergii». Rezhim dostupa: http://www.irena. org/remap/Astana/Akhmetova%20WSEC.pdf. Data dostupa: 20.09.2017.

3. Sociokul'turnoe budushchee civilizacij. Chast' 8 Global'nogo prognoza «Budushchee civilizacij» na period do 2050 goda. - M.: MISK, 2009. 307 s. Pod red. Yu.V. Yakovca, B.N. Kuzyka, G.V. Osipova. - C. 139. Rezhim dostupa: http://misk.inesnet.ru/research/subject/. Data dostupa: 01.09.2017.

4. Dushkova D.O., Kirillov S.N. «Zelenaya infrastruktura goroda: opyt Germanii» // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ehkonomika. Ehkologiya. - 136-147 s. Rezhim dostupa: http://ges.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1027. Data dostupa: 01.09.2017.

5. Grozovskij G., Popov V., Polyakova E. «Normativno-tekhnicheskoe regulirovanie v oblasti vozobnovlyaemyh istochnikov ehnergii» // Zhurnal «Standarty i kachestvo». - M.: Reklamno-informacionnoe agentstvo «Standarty i kachestvo», №10, 2010. - S. 34-41. Rezhim dostupa: http://www. ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=44732; http://ekollog.ru/normativno-tehnicheskoe-regulirovanie-v-oblasti-vozobnovlyaemi.html. Data dostupa: 01.09.2017.

6. Shafer O. Mekhanizmy podderzhki vozobnovlyaemoj ehlektroehnergetiki // Byulleten' «Vozobnovlyaemaya ehnergiya», avgust 2005: -M., Intersolarcentr. - S. 2. Rezhim dostupa: http:// solex-un.ru/sites/default/files/energo_files/bulletin_aug_05.pdf. Data dostupa: 01.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.