Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИВОТНОВОДЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ / ENVIRONMENTAL SAFETY / LIVESTOCK PRODUCTS / HUMAN HEALTH PROTECTION / ENVIRONMENTALLY FRIENDLY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Глеба Ольга Владимировна, Чудакова Ксения Андреевна

В статье раскрываются основные проблемы производства животноводческой продукции, в том числе экологически чистой, а также приведены возможные способы решения этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Глеба Ольга Владимировна, Чудакова Ксения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS TO ENSURE THE SAFETY OF LIVESTOCK PRODUCTS

The article reveals the main problems of livestock production, including environmentally friendly products, as well as possible ways to solve this problem.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ГЛЕБА Ольга Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры арбитражного и гражданского процесса ФГАОУ ВО МГИМО МИД России (Одинцовский филиал). E-mail: olga_gleba@mail.ru;

ЧУДАКОВА Ксения Андреевна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономики Западно-Подмосковного института туризма. E-mail: olga_gleba@mail.ru

Краткая аннотация: В статье раскрываются основные проблемы производства животноводческой продукции, в том числе экологически чистой, а также приведены возможные способы решения этой проблемы.

Abstract: the article reveals the main problems of livestock production, including environmentally friendly products, as well as possible ways to solve this problem.

Ключевые слова: экологическая безопасность, животноводческая продукция, охрана здоровья человека, экологически чистая продукция.

Keywords: environmental safety, livestock products, human health protection, environmentally friendly products.

Проблема производства экологически чистой и безопасной животноводческой продукции на сегодняшний день является одной из актуальных, поскольку непосредственно связана с качеством питания и среды обитания человека.

В Российской Федерации качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов регулируется рядом нормативных правовых актов, включая Федеральные законы: от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», от 3 августа 2018 года № 280-ФЗ «Об органической продукции», а также подзаконные нормативные правовые акты.

Так, в Стратегии экологической безопасности России до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176 [4], отражены основные глобальные и национальные экологические проблемы, установлены стратегические цели, учитывающие национальный и международный опыт охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности России на 2020 г. [5] предусматривается системное решение проблем развития пищевой промышленности, ее ресурсное и финансовое обеспечение. Данная Стратегия разработана с учетом положений Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период

до 2020 года, а также с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих требованиям здорового питания, и ряда ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.

Один из проблемных вопросов, возникающих в связи с выращиванием животных и использованием продукции животноводства - это ее общественная безопасность как при потреблении, так и при производстве продукции. В этой связи, в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 [2], в числе основных источников угроз общественной безопасности России определены возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. К ним вполне можно отнести эпидемии и эпизоотии, вызванные заболеваниями, общими для человека и животных. К сожалению, в сельском хозяйстве периодически возникают подобные чрезвычайные ситуации, наносящие колоссальный ущерб сельскохозяйственным предприятиям. Цифры тому подтверждение: экономические потери от болезней животных доходят до 20% стоимости продукции в промышленно развитых странах и до 40% - в развивающихся. [1, с.3].

Отметим, что Россия является участницей многих международных конвенций, направленных на предупреждение и ликвидацию заразных заболеваний животных. В частности, Конвенции о борьбе с заразными болезнями животных (Женева 1935 год, ратифицирована СССР в 1937 г), Конвенции о транзите животных, мяса и иных продуктов животноводства (Женева 1935 год, ратифицирована СССР в 1937 г.), Конвенции о вывозе и ввозе продуктов животноводства иных, чем мяса, мясные продукты, молоко и молочные продукты (Женева 1935 год, ратифицирована СССР в 1937 г).

Согласно статье 1 Международной Конвенции о борьбе с заразными болезнями животных, в целях недопущения распространения заразных заболеваний животных государством должны предусматриваться такие меры, как: наблюдение за поголовьем домашних животных, за всеми учреждениями, представляющими особый интерес в отношении борьбы с эпизоотиями, как то: бойни, помещения для разделки туш, рынки продажи скота или мяса, предприятия для откорма, молочные заведения, стойла постоялых дворов, торговцев и почтовых станций, предприятия по использованию животных продуктов; выработка средств предупреждения заразных болезней животных и борьбы с ними; разработка санкций, подлежащих принятию в случае нарушения изданных мероприятий и прочее.

Министерством сельского хозяйства России [3] созданы четыре функциональные подсистемы: защиты сельскохозяйственных животных; защиты сельскохозяйственных растений; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства. Подсистема защиты сельскохозяйственных животных создана для решения следующих задач: участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ по предупреждению заболеваний сельскохозяйственных животных и мониторингу инфекционных болезней животных; осуществление мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней сельскохозяйственных животных из иностранных государств; организация контроля за проведением ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения; формирование необходимого резерва биологических и лечебных препаратов, дезинфицирующих средств и материально-технических ресурсов, необходимых для предупреждения возникновения и ликвидации очагов инфекционных болезней сельскохозяйственных животных; организация работы по мониторингу и диагностике заразных болезней сельскохозяйственных животных, а также по вопросам токсикологии и радиологии; проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих ветеринарно-санитарное благополучие животноводства.

В связи со вступлением России в ВТО и Таможенный Союз началась масштабная модернизация законодательной базы в области регулирования качества и безопасности пищевой продукции с целью обеспечения единообразной практики их применения, а также с учетом новых научных достижений в сфере обеспечения ее безопасно-

сти. В частности, разработаны и введены в действие Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) Таможенного союза (далее -Единые санитарные требования), которые являются одним из разделов разрабатываемых Технических регламентов Таможенного союза (а также Евразийского экономического союза) в области безопасности пищевой продукции. В частности, согласно п. 12 Единых санитарных требований, для продовольственного сырья животного происхождения требуется обязательное наличие информации об использовании пестицидов для борьбы с эктопаразитами или заболеваниями животных и птицы, для обработки животноводческих и птицеводческих помещений, прудовых хозяйств и водоемов для воспроизводства рыбы, пчелиных семейств с указанием наименования пестицидов, а также ветеринарных препаратов, применяемых для целей откорма, лечения и профилактики заболеваний скота, птицы, рыб прудовой и садкового содержания и пчелиных семей с указанием наименования ветеринарных препаратов. При этом ввоз и оборот продовольственного сырья растительного и животного происхождения, не имеющего соответствующей информации, не допускается. Запрещено также при изготовлении продовольственного сырья животного происхождения использовать ветеринарные препараты (кормовые добавки, стимуляторы роста животных, в том числе гормональные препараты, ветеринарные лекарственные средства, в том числе антибиотики), препараты для обработки животных, птицы, а также препараты для обработки помещений для их содержания, не допущенные к использованию в соответствии с законодательством государств-членов.

Следует отметить, что в рамках Таможенного союза планируется ввести в действие достаточно большое число Технических регламентов для различных видов пищевой продукции. В настоящее время уже приняты и действуют: Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 027/2011) «О безопасности отдельных видов специализированной продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 024/2011) «Технический регламент на масложировую продукцию», Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 005/2011) «О безопасности упаковки», Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 022/2011) «Пищевая продукция в части ее маркировки», Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 015/2011) «О безопасности зерна».

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры,

ряд важных проблем системного характера, препятствующих производству экологически чистой животноводческой продукции, все же остается. Это, прежде всего, относится к развитию сырьевой базы. Экологические проблемы животноводства начинаются именно с выращивания кормов: правильная обработка почвы с применением чистых органических удобрений, отсутствие химических обработок во время созревания растений - все это должно быть стандартом в сельском хозяйстве. По данным Союза органического земледелия, в настоящее время на территории России зарегистрировано всего 70 сертифицированных производителей органической продукции, среди которых 20 растениеводческих хозяйств, 5 - животноводческих, и всего 2 - перерабатывающих. Однако даже среди этих предприятий далеко не все решаются на отказ от химикатов, лишь отдельные производители пробуют внедрять комплексную беспестицид-ную защиту от болезней и вредителей по стандартам органического земледелия.

Питание животных также должно быть сбалансированным, содержать все необходимые микроэлементы и витамины, быть максимально натуральным. Кроме прочего, животные не должны подвергаться воздействию антибиотиков и гормонов, которые назначают для профилактики вирусных заболеваний и стимуляции роста. Однако широкое использование в сельском хозяйстве в качестве сырья для крупного рогатого скота генно-модифицированных организмов (далее-ГМО) является одной из острых проблем. Генетически модифицированные корма и произведенные в дальнейшем на их основе продукты питания успешно продвигаются в настоящее время на сельскохозяйственном рынке. Сторонники ГМО утверждают, что использование генно-модифицированных культур является безопасным, содержит больше питательных веществ, нежели естественно выращенные культуры, а также повышает урожайность, снижая количество применяемых пестицидов и принося пользу окружающей среде. Например, самой популярной сельскохозяйственной культурой является соя, большая часть которой сегодня является генно-модифициро-ванной. В этой связи наиболее часто ГМО можно встретить в птицеводческих продуктах — 5 %, молочных продуктах 3,7 %, мясных продуктах - 3,6 %. В целях предупреждения дальнейшего наращивания объемов производства генно-модифицированной продукции Закон РФ «О защите прав потребителей» содержит пункт, в соответствии с которым каждый производитель обязан маркировать продукты, содержащие любое количество генно-модифицированных организмов (ГМО) более 0,9 процента. К сожалению, как признали сами представители Роспотребнадзора, санитарные службы сегодня не в состоянии контролировать вы-

полнение этой нормы закона, так как еще не создана достаточно развитая сеть лабораторий, способных контролировать весь поток продовольствия.

Одной из проблем производства экологически чистой животноводческой продукции до недавнего времени было отсутствие на законодательном уровне механизма, позволяющего регулировать процесс производства органических продуктов. Введенный с 1 января 2017 года национальный стандарт, по которому проводилась сертификация органической продукции ( ГОСТ Р 57022-2016), не решал всех проблем, несмотря на то, что данный документ соответствует основным европейским стандартам производства, маркировки, переработки, контроля качества и сбыта органической продукции, а также базовым принципам Международной федерации органического сельского хозяйства (IFOAM). Самая главная проблема - рекомендательный характер данного стандарта, ввиду чего производитель мог сертифицировать свою продукцию в добровольном порядке. Принятие Федерального закона от 3 августа 20128 года № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (вступил в силу с 1 января 2020 года) [6] в некоторой степени изменило ситуацию в этой области. В частности, производители, желающие продавать продукцию, произведенную методами органического земледелия, должны будут проходить сертификацию на соответствие национальному органическому стандарту. Кроме того, закон закрепляет само понятие «органическая продукция», регулирует нормы производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации. Теперь термин «органик» можно будет использовать только в случае прохождения сертификации на соответствие государственному стандарту органической продукции в аккредитованном органе по сертификации. В законе обозначен перечень требований к выпуску биопродукции, который содержит 11 пунктов (статья 4 Закона). Например, запрещено смешивать органическую продукцию с неорганической при хранении и транспортировке. Производителям запрещено использовать клонирование и методы генной инженерии, а также трансплантацию эмбрионов в животноводстве.

Также закон предусматривает создание общедоступного единого государственного реестра производителей органической продукции, вести который будет Министерство сельского хозяйства. Документ закрепляет и положение о господдержке производителей органической продукции. Это особенно важно, так как производство экологически чистой продукции гораздо затратнее, чем обычной. Например, в органическом животноводстве при работе с крупным рогатым скотом существует требование, что рацион скота должен полностью состоять из кормов собственного производ-

ства. Сбалансировать состав корма так, чтобы достичь нужного уровня привесов сложно, так как экологически чистых кормов на российском рынке нет ввиду неразвитости органического кормопроизводства. К примеру, в Калужской области не растут ни кукуруза, ни рапс, ни бобовые, кормление которыми дает хорошие привесы из-за высокого уровня в них белка. В итоге затраты на содержание животных получаются выше, поэтому и себестоимость органической говядины на 30-40% больше, чем произведенной интенсивным способом.

Несомненно, появление закона является важным шагом для развития экологического сельского хозяйства страны, но полноценно он сможет работать только при наличии всех подзаконных актов и четко выстроенной системы их реализации и контроля со стороны государства.

Следует заметить, что в законе получило правовое закрепление только понятие «органическая продукция», что не позволяет эффективно бороться с недобросовестными производителями, которые называют органической продукцию, которая не является таковой. Это так называемый гринвошинг. Возможно, что те производители, которые сейчас использует термин «органическая продукция» неправомерно, заменят его на какой-то иной. Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях есть статья 14.7, пункт 2 который говорит о наказании за введение потребителя в заблуждение. Штраф для юридического лица за данное нарушение составляет от 100 тыс. до 500 тыс. руб. необходимо, чтобы данная статья распространила свое действие и на сферу органики. В этой связи необходимо усилить властные полномочия Роспотребнадзора по проверке органической продукции на полках магазинов. Сегодня у Роспотребнадзора уже появились полномочия по проведению контрольной закупки, которая представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Проводится она в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», естественно, без уведомления предпринимателя, но с незамедлительным извещением органов прокуратуры.

Между тем, в новом Федеральном законе об органической продукции имеется ряд положений, которые вызывают вопросы, например, в нем нет никаких указаний о гармонизации отечественного и международных стандар-

тов производства экопродукции, а также процедуры взаимопризнания таких стандартов. Поэтому производители, сертифицируются по российскому нацстандарту, не смогут экспортировать свою продукцию как органик, так как российская органик-маркировка не признается в мире. Такую продукцию нужно будет сертифицировать дополнительно: если экспорт в Европу, то на соответствие европейской директиве. Очевидно, что данные обстоятельства препятствуют развитию межгосударственной торговли, и поэтому требуют решения данного вопроса как можно быстрее. В этой связи нужно привести российский органический стандарт в соответствие международному (Постановление ЕС 2018/848 Европейского парламента и Совета от 30 мая 2018 года об органическом производстве и маркировке органических продуктов), что создаст здоровую конкуренцию, позволит сертифицирующим компаниям с мировыми именами работать в России и конкурировать между собой, бороться за клиента, предлагать производителю органики лучшие условия. А Союз органического земледелия, как независимая общественная организация, может заняться анализом потенциальных сертификаторов.

Заметим, что закон обходит стороной импортную органическую продукцию. Получается, что торговля такой продукцией на территории России возможна только после прохождения сертификации на соответствие нашему национальному органическому стандарту, без чего невозможно позиционировать свою продукцию на российском рынке как «органическую». Ничего не говорится в законе о возможности использования частных систем органик-сертификации, что не стыкуется с международной практикой. Хотя сейчас в России легально, в соответствии с Законом о Техническом регулировании, действуют зарегистрированные частные системы добровольной сертификации, присваивающие продукту название «органик», например, Листок жизни. Органик-Экологический союз, СтО «Агрософия». Получается, что теперь органик-знаки частных систем серти-фикаций, подтверждающие соответствие частным стандартам, нельзя будет использовать.

Нерешенным в законе остается вопрос юридической ответственности тех производителей, которые при маркировке своей продукции используют слово «органический» без прохождения сертификации аккредитованным органом. Каких-либо изменений на этот счет в Кодекс об административных правонарушениях не было внесено. В то время как в европейской практике за незаконное размещение органик-знака или термина применяются серьезные штрафы и вся партия изымается из оборота.

В процессе органического производства очень много требований, связанных с контролем качества процес-

са, что требует повышение квалификации работников сельского хозяйства, развитие инфраструктур сопутствующей продукции - удобрений, кормов, средств защиты урожая, используемых при производстве органической продукции. Потребуется также целенаправленная работа по развитию рынков сбыта: сейчас мелкие хозяйства испытывают трудности с реализацией своей продукции. Предлагается организовать заготовительную сеть мелкооптовых магазинов, либо активизировать создание потребительских кооперативов органик-фермеров, которые, объединившись смогут транспортировать свою продукцию в различные регионы России.

Библиография:

1. Иванов А.В. Обеспечение биологической безопасности России/ А.В. Иванов// Ветеринарный врач. 2006. №4. С. 2-5

2. Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685// СПС Консультант плюс (дата обращения 15.03.2020).

3. Приказ Минсельхоза РФ от 21 июля 2006 г. № 213 (в ред. от 14 декабря 2009 г.) «О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Минсельхоза России» (вместе с «Положением о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных животных единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 сентября 2006 г. № 8228).

4. Стратегия экологической безопасности России до 2025 года, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176// СПС Консультант плюс (дата обращения 15.03.2020)

5. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности России на 2020 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р //Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 18. Ст. 2246.

6. Федеральный закон от 3 августа 20128 года № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»// Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5073.

В заключение отметим, что недостатки правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения экологической безопасности, в том числе в сфере защиты жизни и здоровья людей и животных, создают угрозу национальной безопасности в целом. Необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере не вызывает сомнений. Целенаправленная реализация политики государственной поддержки экологически чистой животноводческой продукции выступает важным условием для достижений конкурентных преимуществ производителей на рынке животноводческой продукции, а также повышения эффективности производства отечественной продукции в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.