И.И. НЕБОЛЬСИНА, аспирант (г. Воронеж)
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором В.Г. Розенфель-дом, кандидатом юридических наук, доцентом Д.В. Уткиным.
Аннотация. Рассматриваются сущность, понятие стандартизации и технического регулирования сферы энергосбережения производства и поставки электрической энергии потребителям в условиях экономического кризиса в нашей стране.
Ключевые слова: энергетическая эффективность, энергосбережение, стандартизация, техническое регулирование, электрическая энергия, электрическая мощность.
I.I. NEBOLSINA, Post-graduate student (Voronesh)
NORMATIVE REGULATION PROBLEMS OF POWER SAVING IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract.. The article «Normative regulation problems of power saving in Russian Federation » reviews the main point, the essence of standardization and technical regulation ofpower saving production and supplying electric power to customers in conditions afterwards economic crisis in our country.
Key terms: power utility, power saving, standardization, technical regulation, electric power, electrical capacity.
В России, по данным Международного энергетического агентства, за 2006 год энергоемкость ВВП в 3,5 раза превысила среднеевропейский уровень. В мире за последние 20 лет общая энергоемкость ВВП уменьшилась в среднем на 13 %, а в развитых странах - на 22 % [1].
И хотя в период с 2000 по 2007 в стране наметилась положительная тенденция снижения энергоемкости ВВП, темпы снижения составили примерно 4 % в год, все же в 2006 году Россия оставалась одной из самых неэнергоэффек-тивных стран в мире. Она находится между Казахстаном и Украиной, а другие страны, причем не только более развитые, по уровню энергоемкости ВВП находятся в гораздо более благоприятной позиции. К сожалению, Россия занимает 12-е место в мире по энергорасточительности и даже несмотря на то, что в последние годы энергоемкость уменьшалась [2].
Именно потому вопросы энергосбережения имеют чрезвычайную актуальность как в усло-
виях экономического роста (ввиду постоянного роста тарифов на энергоресурсы), так и в настоящее время в период экономического спада (вследствие необходимости сокращения эксплуатационных издержек). Сегодня вопрос повышения энергоэффективности как в сфере производства, так и потребления приобретает особую значимость. В изменяющихся условиях функционирования мировой экономики, замедления темпов роста, падающего спроса российские компании вынуждены снижать издержки хозяйственной деятельности.
В рамках программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009год политика повышения энергоэффективности экономики вошла в перечень основных направлений деятельности федеральной исполнительной власти.
Решение данной задачи обуславливает важность совершенствования нормативно-правовой базы энергосбережения. Энергетическая политика Российской Федерации реали-
96
зуется на федеральном и региональном уровнях на основе Конституции РФ, законодательных, иных нормативных актов и предусматривает сосредоточение основной работы по использованию потенциала энергосбережения в регионах [3]. Основными мероприятиями по энергосбережению в сфере топливно-энергетического комплекса является создание технических, правовых, экономических и финансовых механизмов, стимулирующих развитие энергосбережения в энергетическом производстве [4].
В настоящее время правовое регулирование энергосбережения осуществляется на федеральном уровне с 1996 года на основании Федерального закона «Об энергосбережении» [5]. Положения этого Федерального закона направлены на создание перспективной правовой системы стандартов и норм, направленных на развитие энергосберегающей сферы. Федеральный закон впервые законодательно закрепил понятие энергосбережения, как «реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии».
В Федеральном законе «Об энергосбережении» определен комплекс требований, предъявляемых к техническому регулированию сферы энергосбережения в форме государственных стандартов, технических норм и правил (специальные технико-экономические требования).
К общим требованиям в сфере энергосбережения относятся:
- обязательное включение показателей эффективности использования энергопотребляющей продукции в государственные стандарты на указанную продукцию (ст. 5 Федерального закона «Об энергосбережении»);
- обязательное включение в нормативно-техническую документацию показателей эффективного использования энергетических ресурсов для каждого этапа хозяйственного оборота, т. е. с момента добычи до момента потребления энергетических ресурсов (ст. 5 Федерального закона «Об энергосбережении»);
- обязательное включение в нормативно-техническую документацию показателей энергопот-
ребления производственных процессов (ст. 5 Федерального закона «Об энергосбережении»);
- обязательная сертификация энергопотребляющей продукции любого назначения, а также энергетических ресурсов на соответствующие показатели энергоэффективности (ст. 6 Федерального закона «Об энергосбережении»);
- обязательная маркировка бытового оборудования как подтверждение соответствия требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления (ст. 6 Федерального закона «Об энергосбережении»).
В развитии общих требований реализуются специальные технико-экономические требования, которые содержатся в государственных стандартах, технических нормах и правилах (далее - нормативно-техническая документация). К основным документам среди нормативно-технической документации, которые регулируют вопросы энергосбережения, справедливо отнести следующие государственные стандарты:
- ГОСТ Р 51379-99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов», утвержден постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 года № 471-ст;
- ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей», утвержден постановлением Госстандарта России от 29 декабря 1999 года № 882-ст;
- ГОСТ Р 51380-99 «Энергосбережение. Методы подтверждения показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям», утвержден постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 года № 472-ст;
- ГОСТ Р 51388-99 «Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения», утвержден постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 года № 486-ст;
- ГОСТ Р 51750-2001 «Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в технологических энергетических системах», утвержден постановлением Госстандарта России от 21 мая 2001 года № 211-ст [6].
Важно, что вышеприведенный перечень нормативно-технической документации не явля-
ется исчерпывающим, еще немалое количество такой документации свидетельствует о том, что отдельно выделяется правовое регулирование сферы энергосбережения в части технического регулирования, устанавливается обязательность требований нормативно-технической документации. Однако при вступлении в силу в 2003 году Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [7], рациональное использование любых видов ресурсов стало являться целью стандартизации, под которой законодатель понимает деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования. Следовательно, начиная с 2003 года соблюдение важной части требований, в частности ГОСТов, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов, перешло из обязательного в добровольное. Разумность и правовая обоснованность подобного решения представляются сомнительной, ведь отказ от обязательной сертификации оборудования может повлечь введение потребителей в заблуждение относительно факта соответствия приобретаемого оборудования установленным в ГОСТах показателям и классам энергоэффективности, а отсутствие обязательной маркировки бытового оборудования попросту исключает предоставление населению ясной и четкой информации об энергопотреблении такого оборудования.
Закон ориентирован на создание условий, максимально приближенных к тем, которые регулируют рынок в промышленно развитых странах, когда изготовитель обязательно должен следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно. Однако так называемая «добровольность» стандартов в развитых странах имеет далеко не тот смысл, который обычно в России приписывают данному термину. В отечественной трактовке «добровольность» обычно эквивалентна произволу, когда можно по своему разумению или исходя из складывающейся обстановки использовать или не использовать стандарты. В западном цивилизованном понимании «добровольность» интерпретируется как необходимость или даже обязанность поставщика добровольно возлагать на себя ответственность за выполнение или
даже превышение требований, изложенных в добровольных национальных или отраслевых стандартах на продукцию, процесс или услугу. Следует отметить, что принятый в 2007 году Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» [8] не исключил указанный существенный недостаток.
Федеральным законом «О техническом регулировании» к числу обязательных для соблюдения требований относятся правила, обеспечивающие защиту жизни, здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц (ч. 1 ст. 6). Однако, как упоминалось выше, требования по рациональному использованию энергетических ресурсов законодателем напрямую отнесены к сфере добровольного применения, т. е. к правилам, несоблюдение которых не представляет угрозу жизни, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц. Совершенно очевидным является тот факт, что рациональное использование энергетических ресурсов способствует сокращению объемов их потребления и, следовательно, снижает нагрузку на энергетическую систему в целом, особенно в пиковые часы потребления энергетических ресурсов. Увеличенная нагрузка на энергетические системы является одним из факторов, способствующим возникновению аварийных ситуаций при передаче потребителям электрической и тепловой энергии, и, следовательно, для возникновения оснований полного и/или частичного ограничения подачи жизненно необходимых населению ресурсов -тепла и света. Следовательно, установленное Федеральным законом «О техническом регулировании» положение о добровольности применения правил технического регулирования правоотношений в сфере энергосбережения как правил, не влияющих на возможность возникновения угрозы жизни и здоровью людей, не является обоснованным и требует перевода в сферу действия норм запрещающего характера [9].
Хотя, как показывает авария на Саяно- Шушенской ГЭС, именно несоблюдение требований технологического регулирования, незамены в течение многих лет отслужившего свой срок оборудования и при том перевод работы агрегатов ГЭС на работу в режиме максимальной
нагрузки, привели к тягчайшей аварии и гибели 75 человек.
Следует отметить, что исполнение указа Президента РФ от 04.06.2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» [10] и поручение Правительству РФ по совершенствованию предложений об изменении в законодательстве о техническом регулировании положений, связанных с энергосбережением и подготовкой технических регламентов, направленных на повышение экологической и энергетической эффективности ряда отраслей, реализуется крайне медленно.
Минэнерго России совместно с Минэкономразвития все еще продолжают проектировать комплекс мер, предусматривающий разработку современной правовой базы энергосбережения, формирование организационных структур повышения энергоэффективности, государственную поддержку и создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения бизнеса в решении данной проблемы на основе взаимодействия сторон на условиях частно- государственного партнерства, усиление ответственности акционерных обществ, частных инвесторов, владеющих энергообъектами, за состояние электрических станций, сетей, энергоустановок, возможность национализации собственности тех компаний, которые не обеспечивают надежное техническое состояние энергообъектов, тем самым создают угрозу жизни и здоровью персонала станций [11].
При рассмотрении в Государственной Думе проекта нового Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» [12], который принят в первом чтении и должен вступить в силу в 2010 году, следует более детально осветить полномочия органов государственного контроля и надзора и процедуру их реализации. Необходим четкий надзор за выдачей предписаний о нарушении требований не только технических регламентов, но и стандартов. Следует обязать Минэнерго России в 3-х месячный срок утвердить соответствующие регламенты.
Считаем необходимым внести изменение в название ст. 9.12 КоАП РФ [13], изложив ее в
следующей редакции: «непроизводительное расходование энергетических ресурсов и нарушение правил использования энергообъектов, связанное с несоблюдением технических требований безопасности и охраны жизни и здоровья производственного персонала». В ч.1 ст.9.12 КоАП РФ увеличить штрафные санкции для должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей и юридических лиц от 200 до 500 тысяч рублей, включить часть 2 ст.9.12 КоАП РФ, указав в ней, что нарушение требований технического состояния энергоустановок, использование отслужившего свой срок и неисправного оборудования в нарушение технических условий, предусмотренных правилами, ГОСТами, стандартами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей для физических лиц, для юридических лиц-от 300 до 1 миллиона рублей.
Вторым важным вопросом, затрагивающим сферу энергосбережения, является возникновение предпосылок совершения сделок на розничном рынке электрической энергии с особым видом товара - электрической мощностью, где особое внимание стоит обратить на:
- наличие оснований для продажи потребителем электрической энергии иным лицам электрической мощности, высвобожденной в результате проведения энергосберегающих мероприятий на принадлежащих ему объектах, потребляющих электрическую энергию;
- целесообразность введения института купли-продажи электрической мощности в случаях продажи потребителем электрической энергии иным лицам электрической мощности, высвобожденной вследствие энергосберегающих мероприятий на принадлежащих ему объектах, потребляющих электрическую энергию;
- порядок и процедура совершения купли-продажи потребителем электрической энергии иным лицам электрической мощности, высвобожденной после энергосберегающих мероприятий на принадлежащих ему объектах, потребляющих электрическую энергию.
Итак, потребитель электрической энергии на розничном рынке получает определенную величину электрической мощности на основании двух договоров:
- договора технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - договор технологического присоединения);
- договора энергоснабжения.
Что касается договора технологического присоединения, то такой договор является публичным. Правила заключения и выполнения договора технологического присоединения установлены «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861) [14] (далее - Правила технологического присоединения).
Согласно подпунктам г) и ж) п. 9, а также подпункту а) п. 18 этих Правил, исполнитель осуществляет подключение потребителя электрической энергии к электрическим сетям с учетом заявленных им величин электрической мощности, т. е. по факту заключения договора на технологическое подключение не происходит передачи права на электрическую мощность как отдельный вид товара или права пользования им. Исполнитель лишь обязуется выполнить работы, в результате которых потребитель электрической энергии получает электрическую энергию в пределах установленной договором величины необходимой ему электрической мощности.
К тому же, потребитель электрической энергии получает электрическую энергию либо на основании заключенного с энергоснабжаю-щей организацией договора энергоснабжения, либо на основании самостоятельно заключенного им с электросетевой компанией договора на оказание услуг по передаче электрической энергии [15]. В вышеуказанных договорах обязательным является лишь указание на конкретную величину электрической мощности, которая планируется к потреблению. В частности, п. 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861) [16] предусматривается, что предельная величина потребляемой в текущий период регули-
рования мощности определяется в договоре между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии. Необходимость указания на величину потребляемой электрической мощности в договоре энергоснабжения установлена п. 67 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530)[17].
Однако показательно то, что рассмотренными нормативными актами не предусматривается выделение электрической мощности как объекта совершения сделки. Следовательно, законодательством не установлено оснований для перехода к потребителю прав на особый вид товара - электрическую мощность или права пользования таким товаром.
Проведенный анализ позволяет констатировать следующий факт: законодательством Российской Федерации не установлено правовых оснований для выделения электрической мощности как отдельного объекта гражданских прав.
Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 539 Гражданского кодекса РФ, к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Следовательно, имеются основания для внесения изменений в правовые акты, действующие в сфере электроэнергетики в части выделения электрической мощности как объекта гражданских прав.
Необходимым условием введения в ГК РФ института купли-продажи электрической мощности является подтверждение прав собственника на указанную мощность. Потребителю электрической энергии гарантируется поставка электрической энергии в рамках величины установленной мощности на основании заключенного договора энергоснабжения. Соответственно целесообразно выделить электрическую мощность как отдельный товар в рамках заключаемого договора энергоснабжения и закрепить данное положение в нормативных правовых актах, регулирующих порядок заключения договора энергоснабжения. Такими нормативными
правовыми актами являются Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [18]и «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530). Основанием для введения такого положения, как отмечалось является ч. 4 ст. 539 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку конечной целью введения института купли-продажи электрической мощности является предоставление законной возможности приобретения электрической мощности, неиспользуемой потребителем электрической энергии иными заинтересованными в получении такой мощности лицами, необходимо законодательно установить ограничения оборота электрической мощности.
Основанием введения ограничений на оборот электрической мощности является ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ, согласно которой виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе, а также виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), и определяются в порядке, установленном законом.
Что касается положений об ограничении оборота электрической мощности, то они должны устанавливаться в специальном законе, регулирующем правоотношения в отрасли электроэнергетики.
Итак, основными ограничениями по обороту электрической мощности должны быть следующие:
- выделение в рамках предмета договора по продаже электрической мощности его отдельного объекта - электрической мощности, высвобожденной в результате проведения энергосберегающих мероприятий;
- установление института купли-продажи только той электрической мощности, которая не требуется потребителю электрической энергии для
нормального обеспечения своих производственных и/или хозяйственных и/или бытовых нужд;
- введение ограничения по субъектному составу сделки: высвобожденная электрическая мощность может передаваться только лицу, которое в дальнейшем обязуется использовать указанную мощность для целей технологического присоединения принадлежащего ему на законном основании строящегося объекта.
Последний момент, на который стоит обратить внимание - это установление единых правил осуществления энергосберегающих мероприятий, целью которых является высвобождение электрической мощности и отдельного порядка заключения и исполнения договоров по продаже электрической мощности. Предложение о введении оснований для оборота электрической мощности безусловно основывается на необходимости таких изменений, и в качестве основных целей введения оборота электрической мощности необходимо выделить:
- сокращение числа законных отказов в технологическом присоединении вновь строящихся объектов к электрическим сетям;
- выделение дополнительных источников электрической мощности без строительства новых генерирующих мощностей, что в свою очередь позволит экономить энергетические ресурсы за счет их эффективного использования.
Строительство любого объекта для его дальнейшей успешной эксплуатации предполагает урегулирование правоотношений по снабжению электрической энергии с энергоснабжающей и электросетевой организациями путем заключения соответствующих договоров. Заключение договоров возможно лишь в случае присоединения объекта строительства к электрическим сетям электросетевой организации. Согласно Правилам технологического присоединения, подключение нового объекта строительства к электрическим сетям осуществляется на основании отдельного договора - договора технологического присоединения. Договор технологического присоединения, как было уже сказано, является публичным договором, и, согласно ч. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, отказ коммерческой организации в заключении публичного договора допускается в случае отсутствия у нее возможности выполнить
в отношении второй стороны договора определенные работы или оказать услуги.
В развитие положений указанной статьи ГК РФ и п. 28 Правил технологического присоединения установлен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых электросетевая организация вправе отказать владельцу нового объекта строительства в технологическом присоединении. Среди таких случаев необходимо выделить случаи наличия ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение, а также необходимость строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя. Наличие любого из перечисленных случаев является законным основанием для отказа заявителю в присоединении объекта нового строительства к электрическим сетям. В данной ситуации последствия такого законного отказа наиболее неблагоприятным образом отражаются на гражданах, будущих собственниках жилых помещений, в случае, если объектом строительства является многоквартирный дом.
Указанные основания отказа электросетевой организации в осуществлении технологического присоединения устраняются путем проведения энергосберегающих мероприятий на объектах, потребляющих электрическую энергию, принадлежащих уже подключенным потребителям электрической энергии. Результатом проведения энергосберегающих мероприятий будет высвобожденная дополнительная электрическая мощность, на которую можно подключить вновь построенный объект. Лицом, заинтересованным в приобретении высвобожденной дополнительной электрической мощности, безусловно, является владелец объекта строительства, которому отказано в технологическом присоединении. Однако законные основания для приобретения электрической мощности все еще отсутствуют, либо потребитель электрической энергии, на объекте которого высво-
Каэачстан Россия Украина Беларусь Канада Китай США Мир ОЭСР1 Индия Европа (ОЭСР) Япония
о
бождена дополнительная электрическая мощность, не является собственником указанной мощности. Соответственно применение вышеизложенной конструкции и стимулирования рационального использования электрической энергии как ее результата невозможно без установления законных оснований для оборота электрической мощности, высвобожденной в результате проведения энергосберегающих мероприятий.
В заключение следует отметить важность указанных правовых проблем и закрепления в законодательстве соответствующих положений, касающихся технологического регулирования энергосистемы и возможности реализации потребителям излишков электрической энергии, полученной в результате энергосбережения.
Реализация предложенных выводов позволит практически решить остро стоящую в ряде регионов проблему энергетического дефицита по следующим причинам:
- институт купли-продажи электрической мощности и закрепление понятия электрической мощности как объекта гражданских прав станут рычагом к стимулированию потребителей экономить электрическую энергию;
- за счет купли-продажи избыточной электрической мощности будет предоставлена законная возможность осуществлять техническое присоединение вновь строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства в тех случаях, когда у электросетевой организации отсутствует резерв электрической мощности, необходимый для подключения указанных объектов.
1
--
-1-1.....1
-
-^^^^
1 1
в
тнэ/тыс. дслл. США -1-
О 0,1 0,2 0,3 0,4
*ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.
0,5
0,6
102
Примечания:
1. Энергосбережение - перспективный вид бизнеса // Энергополис. - 2009. - № 1-2.
2. Данные Международного энергетического агентства (МэА), в долл. США, Энергосбеоежение №1-2009. С15.
*ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.
3. Указ Президента РФ от 7 мая 1995 года № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1739.
4. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 796 «О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4621.
5. СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1551
6. Приведено по данным СПС «Консультант- плюс».
7. СЗ РФ. 2002. № 52. Ст. 5140
8. СЗ РФ. 2007. № 19. Ст. 2293
9. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В. В. Лаптева, С. С. Занковского.- М., 2006.
10. Приведено по данным СПС «Консультант- плюс».
11. Табунщиков Ю. А. Выученные и невы1ученны1е уроки энергосбережения /Ю. А.Табунщиков // Энергосбережение. - 2009. - № 1.
12. По материалам сайта: http://www.ines-ur.ru/ page_188.html
13. СЗ РФ. 2002.№1.Ст. 1
14. СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. II). Ст. 5525.
15. П. 82 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 // СЗ РФ. 2006. № 37. Ст. 3876.
16. СЗ РФ. 2006. № 37. Ст. 3876.
17. СЗ РФ. 2006. № 37. Ст. 3876.
18. СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177
И.И. НЕБОЛЬСИНА, аспирантка (г. Воронеж)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В ХХ- ХХ! ВЕКАХ
Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором В.Г. Розенфель-дом, кандидатом юридических наук, доцентом В.А. Сиринько.
Аннотация. В статье анализируется зарубежный опыт государственного регулирования в сфере энергетики, который во многом применим для России в период продолжающегося реформирования энергетического комплекса страны. При этом подчеркивается важность развития диалога по расширению доступа российских энергоресурсов на мировые рынки между Россией, с одной стороны, США и Европейским союзом, с другой, и разработки международных конвенций, регулирующих энергетический рынок государств.
Ключевые слова: электрическая энергия, энергосистема зарубежных стран, Министерство энергетики, Федеральная Комиссия по регулированию электроэнергетики, Федеральные агентства по энергосбережению, оптовый рынок электроэнергии, розничный рынок электрической энергии, независимый регулятор рынка.
i.i. NEBOLSINA, Post-graduate student (Voronezh)
LEGAL CONTROL OF POWER INDUSTRY IN FOREIGN COUNTREIES
Abstract.The article reviews government control foreign experience in power industry which is applicable in Russia during power industry complex reforming.
The importance of development of power dialog between Russia and USA, Russia and European Union, and other countries, is emphasized in this article. The dialog promotes to widening access of Russian energy resources to the world markets, statutory acts projects discussion which is regulating the states power market.
Key terms: electric power, state power network system, Department of Energy, Federal Commission of Electric Power Regulation, Energy-saving Federal Agencies, electric power wholesale market, electric power retail market, independent market regulator.
- 103 -