УДК 338.24
Колесников Д. Г.1
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ Ь 1НФЛИКТОВ В ЭЛЕКТРОСЕТЕВОМ КОМПЛЕКСЕ
(НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Аннотация. В данной статье автором исследуется природа экономических конфликтов в электросетевом комплексе. Актуальность данной проблемы обусловлена значимостью электроэнергетики как базовой отрасли народного хозяйства. Приводятся сведения об основных сторонах конфликта в электроэнергетике: субъектах розничного рынка и регуляторах, а также знакомит со структурой электросетевом комплексе Карачаево-Черкесской республики. Раскрываются основные противоречия во взаимоотношениях тарифного органа и сетевых организаций. Разработана математическая модель экономического конфликта между тарифным органом и сетевой организацией в части определения размера необходимой валовой выручки планового периода.
Ключевые слова: электроэнергетика, субъекты розничного рынка электрической энергии и мощности, сетевые организации, экономические конфликты.
Kolesnikov D. G.
FEATURES OF ECONOMIC CONFLICTS IN THE ELECTRIC GRID (FOR EXAMPLE OF KARACHAEVO-CHERKESSIA)
Abstract.This author investigated the nature of the conflicts in the electric grid. The urgency of this problem is due to the significance of electricity as a basic industry of the national economy. Learn about the main parties to the conflict in the power industry: retail market entities and regulators, as well as introduces the structure of the electric grid complex of the Karachay-Cherkess Republic. The article reveals the basic contradictions in the relations of the tariff authority and network organizations. A mathematical model of economic conflict between the tariff authority and network organization in determining the size of the necessary gross proceeds of the planned period.
Keywords: electric power industry, the subjects of the retail market of electric energy and power grid companies, economic conflicts.
Электроэнергетика по праву считается базовой отраслью народно-хозяйственного комплекса России являясь основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Электроэнергетический комплекс включает в себя хозяйствующие субъекты и инфраструктурные организации, участвующие в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам [1]. Электроэнергетика - особенная отрасль с присущими ей уникальными особенностями [2]:
• Зависимость объемов производства энергии исключительно от потребителей и, соответственно, невозможность наращивать объемы производства по желанию и инициативе энергети-
1 Колеси иковД.К, к. э.н. .старший преподаватель кафедры «Электроснабжение»Северо-Кавказскойгосударственной гуманитарно-технологической академии
Kolesnikov Dmitry, Candidate of Economic Sciences. Senior Lecturer Department of «Energy Supply».
• Необходимость оценивать объемы производства и потребления энергии не только в расчете на год, как это делается в других отраслях промышленности и национального хозяйства, но и часовые величины энергетических нагрузок.
• Планирование энергопотребления на каждые сутки и каждый час в течение года (необходимость разработки графиков нагрузки на каждый день месяца с учетом сезона, климатических условий, дня недели и других факторов).
К специфике товара «электроэнергия» можно отнести:
• Во-первых, невозможность ее хранения. Ее должно производиться ровно столько, сколько потребуется и именно, в определенное время. То есть это - рынок без склада.
• Во-вторых, при передаче (продаже) электроэнергии иногда невозможна ее передача в определенном направлении из-за ограничения пропускной способности линий передач.
Учитывая специфику электрической энергии, потребление этого товара происходит в момент его производства и, соответственно, неразрывно связано с услугами по транспорту или распределению.
Еще одной особенностью электроэнергетики является слабая конкуренция. Например, для приобретения или продажи электрической энергии/мощности на оптовом рынке необходимо преодолеть «административные барьеры» и иметь достаточно большие значения по установленной мощности электроэнергетического оборудования и объемам потребляемой электрической энергии. Согласно п. 23 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности для получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, хозяйствующий субъект должен соответствовать следующим требованиям [3]:
• Поставщик электрической энергии владеет на праве собственности или на ином законном основании генерирующим оборудованием, установленная генерирующая мощность которого в каждой предполагаемой группе точек поставки составляет не менее 5 МВт, или обладает правом продажи электрической энергии и мощности, производимой на указанном генерирующем оборудовании.
• Потребитель электрической энергии владеет на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 МВ А и в каждой группе точек поставки составляет не менее 750 кВ А;
• Энергосбытовая организация или энергоснабжающая организация намерена приобретать электрическую энергию и мощность на оптовом рынке в целях последующей реализации на основании заключенных на розничных рынках договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии и мощности) с потребителями, суммарная присоединенная мощность энергопринимающего оборудования которых составляет в соответствующих группах точек поставки не менее 20 МВ А при условии, что в каждой группе точек поставки она равна или превышает 750 кВ А.
Указанные количественные характеристики не применяются к гарантирующим поставщикам электрической энергии.
Что касается услуг по передаче электрической энергии и вопросов технологического присоединения к распределительным электрическим сетям сетевых организаций, то тут налицо естественная монополия, ввиду отсутствия конкуренции между сетевыми организациями, за исключением случаев размещения объектов потребителей на границах смежных сетевых распределительных организаций. В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования, включающего не только тарифное регулирование для установления в той или иной форме соответствующих тарифов (платы) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям, а также технологический и технический контроль.
Сетевыми организациями (согласно п. 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг») считаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть [4].
Структура электросетевого комплекса Карачаево-Черкесской Республики
Юридически электросетевой комплекс Карачаево-Черкесской Республики был создан в 1991 году в результате отсоединения от Ставропольского края Карачаево-Черкесской автономной области.
В ходе реформирования электроэнергетической отрасли России электросетевой комплекс Карачаево-Черкесской Республики претерпел серьезные изменения. Произошло выделение из энергоснабжающих организаций республики следующих сетевых организаций, в том числе
• ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» - Карачаево-Черкесский филиал ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа».
• ОАО «Черкесские городские электрические сети» - Карачаево-Черкесский филиал ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа».
• УМП «Теплоэлектросеть» (г. Карачаевск) - ОАО «Карачаевск-Теплоэнерго».
• Усть-Джегутинское ГМУП «УЖКХ» - ОАО «Электрические сети микрорайона Московский» .
В 2007 году Зеленчукское унитарное дочернее предприятие «Теплоэлектросеть» было реорганизовано в ОАО «Зеленчукские электрические сети» сетевые активы которого впоследствии были переданы Карачаево-Черкесскому филиалу ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа». Такая же участь постигла и Усть-Джегутинское унитарное дочернее предприятие «Теплоэлектросети».
С учетом изменений в законодательстве сетевыми организациями были признаны структурные подразделения Министерства обороны и ОАО «Российские железные дороги», эксплуатирующие находящиеся у них на балансе объекты электросетевого хозяйства.
В результате прошедшими преобразования на 01.01.2015 г. считаются сетевые организации КЧР (рисунок 1).
Конфликты в электросетевом комплексе
Современные условия функционирования электроэнергетической отрасли характеризуются наличием довольно большого количества конфликтов. При этом, большую часть их, учитывая рыночный характер российской экономики, составляют экономические конфликты, в основе которых лежит столкновение экономических противоречий, интересов или субъектов, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой.
Сетевые организации КЧР и границы эксплуатационной ответственности
КЧФ ОАО "МРСК СК" (КЧР. за с ключ, территории обслуживаемых другими сетевыми организациями)
ОАО "Распределите льная сетевая компания" (г. Черкесск)
ОАО "Карачаевск-Теплоэнерго» (г. Карачаевск)
Филиал "Северо-Кавказский" ОАО "Оборон-энерго" (Объекты ведомственной принадлежности)
ОАО "Российские
железные дороги" (Объекты ведомственной принадлежности)
ОАО «Электрические
сети мкрн. "Московский"
(г. Усть-Джегута, мкрн.
"Московский")
Рисунок 1 — Сетевые организации Карачаево-Черкесской Республики по данным на 01.01.2015 г.
(Реестр организаций и индивидуальных предпринимателей Карачаево-Черкесской Республики, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль за 2014 год» содержал следующие сетевые организации (по данным Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам).
Кроме того, поскольку электрическая энергия является специфическим товаром, экономические конфликты в электроэнергетике возникают не только из-за разногласий по «равновесной цене» между сторонами продавец-покупатель, но и по ряду других причин.
Рассмотрим природу конфликтов на примере электросетевого комплекса Карачаево-Черкесской Республики. Конфликтные ситуации в данном случае возникают при взаимодействии сетевых организаций с субъектами розничного рынка (рис. 2) и региональными «регуляторами», в том числе:
• Управление федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республи-
• Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам.
• Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор по КЧР).
Субъекты розничного рынка электрознергии и мощности КЧР
Сетевые Производители: Потребители: Гарантирующие Сбытовые
ооганидеции - ОАО Карачаево- - Промышленные; поставщики: компании:
- КЧФ ОАО "МРСК Черчесская - ОАО "Карачаево- ОАО "'Черкесские
СК'; гидосгенериоующа Сельхозпроиззодит Черкесскэнерго»; - городские
-ОАО я компания"; ели; ОАО "Зборэн- электрические
''Распределительная - ОАО "Каргчаево- - Бюджет; знергосбыт".
се-есая компания"; Черкесский - Исполнители
- САО "Карачаезск- сахарный завод'-; коммунальных
Теплээчерго"; - ОСО «Генерация»; услуг;
- ОАО "РЖЦ"; - ЗАО «Фстон». - Население.
- Филиау "Сеееро-
Казказский" ОАО
'Обооонзнерго";
-ОАО
«Электрические сетм
мкрн Московский".
Рисунок 2 — Субъекты розничного рынка электроэнергии и мощности Карачаево-Черкесской Республики [5].
Взаимоотношения между субъектами розничного рынка электрической энергии и мощности регламентируются, в основном, следующими нормативно-правовым документами:
• Федеральным законом от 26.03.2003 №35-Ф3 (ред. от 29.12.2014).
• Федеральным законом от 26.03.2003 №36-Ф3 (ред. от 29.12.2014) «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».
• Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 №526 (ред. от 20.03.2013)
«О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».
• Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (ред. от 28.02.2015) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»),
• Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».
• Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 №628 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №331».
Схему взаимодействия между ними отображает Рисунок 3.
Рисунок 3 — Схема взаимодействия между субъектами розничного рынка электрической энергии и мощности.
В электросетевом комплексе Карачаево-Черкесской Республики существуют следующие противоречия, в том числе, конфликты между:
1. Регуляторами и сетевыми организациями.
2. Сетевыми организациями.
3. Сетевыми организациями и сбытовыми компаниями.
4. Сетевыми организациями и потребителями.
Наиболее значимые конфликты по степени экономических последствий возникают при взаимоотношениях между «тарифным регулятором» - Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам и сетевыми организациями. При этом, предметом обсуждения являются:
1. В области установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и мощности по региональным сетям Карачаево-Черкесской Республики вопросы, связанные с:
1.1. Утверждением:
1.1.1. прогнозных балансов;
1.1.2. структуры полезного отпуска
1.1.3. определения объема потерь электрической энергии и мощности.
1.1.4. плановых объемов по вводу мощностей, объектов, а также источников финансирования инвестиционной программы;
1.1.5. объемов плановых, экономически обоснованных расходов для ведения хозяйственной деятельности по передаче электрической энергии;
1.1.6. объемов выпадающих расходов, необоснованных расходов, избытка денежных средств, полученных организациями в базовых периодах регулирования, в том числе по реализации инвестиционной программы;
1.1.7. объемов перекрестного субсидирования.
1.2. Распределением объемов затрат сетевой организации, относимых на деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным сетям.
1.3. Балансовой принадлежностью и эксплуатационной ответственностью сторон по содержанию объектов электросетевого хозяйства.
2. В области установления платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителей к электрическим сетям сетевых организаций Карачаево-Черкесской Республики вопросы, связанные с:
2.1. Утверждением:
2.1.1. объемов присоединяемой мощности и количеству Заявителей;
2.1.2. объемов плановых, экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению Заявителей к распределительным электрическим сетям сетевых организаций;
2.1.3. объемов выпадающих расходов, необоснованных расходов, избытка денежных средств, полученных организациями в плановом и базовых периодах регулирования.
2.2. Распределением объемов затрат сетевой организации, относимых на деятельность по технологическому присоединению и на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
2.3. Наличием технической возможности для технологического присоединения Заявителей к распределительным электрическим сетям сетевых организаций.
2.4. Правомерностью определения размера платы за технологическое присоединение Заявителей к распределительным электрическим сетям сетевых организаций;
2.5. Распределением обязанностей сетевой организации и Заявителей по исполнению технических условий.
2.6. Завышенными требованиями сетевых организаций по установке Заявителями оборудования.
2.7. Сроками технологического присоединения.
Основные противоречия между сторонами возникают из-за разного представления «регулятора» и сетевых организаций объема натуральных и экономических показателей для ведения хозяйственной деятельности регулируемыми организациями, поскольку Совет Директоров напрямую заинтересован в достаточно больших объемах капитальных вложений для модернизации электросетевого комплекса. Кроме этого, у сетевых организаций существуют обязательства перед инвесторами. Цель же тарифного органа - оптимизация уровня экономических тарифов для обеспечения конкурентоспособности отрасли народного хозяйства республики и недопущение снижения жизненного уровня населения. Математическая модель экономического конфликта между тарифным органом и сетевой организацией в части определения размера необходимой валовой выручки планового периода приведена в Приложении. При этом, данная модель построена с точки зрения минимизации размера необходимой валовой выручки при обеспечении надежности и качества электроснабжения.
Часто предметами спора являются правильность определения платы за технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства или энергопринимающих устройств Заявителей к электрическим сетям и выполнение требований действующего законодательства в части соблюдения порядка технологического присоединения.
Еще одним фактором, способствующим появлению конфликтных ситуаций, является огромное количество принимаемых нормативно-правовых актов и поправок в уже принятые документы, регламентирующие основы и порядок функционирования отрасли. Например, действующая редакция:
• Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» является тридцать первой с момента его издания;
• Федерального закона от 23.11.2009 №261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является двадцать первой с момента его издания;
• Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» является тринадцатой редакцией данного нормативного акта.
• Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (ред. от 13.03.2015) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» является тридцать седьмой редакцией данного нормативного акта.
Однако, остается еще довольно много законодательно неурегулированных вопросов, трактуемых сторонами конфликта в свою пользу.
Выводы:
1. Природа экономических конфликтов в электросетевом комплексе отличается от природы конфликтов в других отраслях экономики поскольку электрическая энергия - специфический товар, имеющий признаки услуги.
2. Основными причинами конфликта являются:
2.1. Величина необходимой валовой выручки сетевых организаций для ведения хозяйственной деятельности.
2.2. Несовершенство нормативно-правовой базы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Математическая постановка многокритериальной задачи состоит из описания условий определяющих конечное или счетное множество допустимых решений Х= {х}.
F(x) = (F/x), F/x), F/x), F/x)) -> min
где:
F(x) - векторная целевая функция, критерии, предполагаемые для минимизации:
F/x) - ограничение роста тарифов предельными индексами;
F/x) - изменение федеральных и региональных факторов, в том числе: индексов потребительских цен, ставки рефинансирования;
F/x) - требования к сокращению издержек, в том числе по оптимизации численности персонала;
F/x) - учет необоснованных расходов и избытка средств.
Решением поставленной многокритериальной задачи является выделение паретовского
о о
множества X. На практике ищется полное решение X, которое определяется как X с: X,
F(X) = F{X), где F(X) = {F/x), F/x), F/x), F/x) \ xeX}.
При этом, элемент (аргумент функций критериев) х принадлежит множеству допустимых решений X.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 (ред. от 29.12.2014).
2. Дамбаева Е.Ж. Электроэнергия как специфический товар// Известия Иркутской государственной экономической академии №2 - 2010. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ elektroenergiya-kakspetsificheskiy-tovar
3. Глава II Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172.
4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (ред. от 13.03.2015) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей».