Научная статья на тему 'Features of economic conflicts in the electric grid (for example of karachaevo-cherkessia)'

Features of economic conflicts in the electric grid (for example of karachaevo-cherkessia) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / СУБЪЕКТЫ РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ / СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ELECTRIC POWER INDUSTRY / THE SUBJECTS OF THE RETAIL MARKET OF ELECTRIC ENERGY AND POWER GRID COMPANIES / ECONOMIC CONFLICTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников Д.Г.

В данной статье автором исследуется природа экономических конфликтов в электросетевом комплексе. Актуальность данной проблемы обусловлена значимостью электроэнергетики как базовой отрасли народного хозяйства. Приводятся сведения об основных сторонах конфликта в электроэнергетике: субъектах розничного рынка и регуляторах, а также знакомит со структурой электросетевом комплексе Карачаево-Черкесской республики. Раскрываются основные противоречия во взаимоотношениях тарифного органа и сетевых организаций. Разработана математическая модель экономического конфликта между тарифным органом и сетевой организацией в части определения размера необходимой валовой выручки планового периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесников Д.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Features of economic conflicts in the electric grid (for example of karachaevo-cherkessia)»

УДК 338.24

Колесников Д. Г.1

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ Ь 1НФЛИКТОВ В ЭЛЕКТРОСЕТЕВОМ КОМПЛЕКСЕ

(НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Аннотация. В данной статье автором исследуется природа экономических конфликтов в электросетевом комплексе. Актуальность данной проблемы обусловлена значимостью электроэнергетики как базовой отрасли народного хозяйства. Приводятся сведения об основных сторонах конфликта в электроэнергетике: субъектах розничного рынка и регуляторах, а также знакомит со структурой электросетевом комплексе Карачаево-Черкесской республики. Раскрываются основные противоречия во взаимоотношениях тарифного органа и сетевых организаций. Разработана математическая модель экономического конфликта между тарифным органом и сетевой организацией в части определения размера необходимой валовой выручки планового периода.

Ключевые слова: электроэнергетика, субъекты розничного рынка электрической энергии и мощности, сетевые организации, экономические конфликты.

Kolesnikov D. G.

FEATURES OF ECONOMIC CONFLICTS IN THE ELECTRIC GRID (FOR EXAMPLE OF KARACHAEVO-CHERKESSIA)

Abstract.This author investigated the nature of the conflicts in the electric grid. The urgency of this problem is due to the significance of electricity as a basic industry of the national economy. Learn about the main parties to the conflict in the power industry: retail market entities and regulators, as well as introduces the structure of the electric grid complex of the Karachay-Cherkess Republic. The article reveals the basic contradictions in the relations of the tariff authority and network organizations. A mathematical model of economic conflict between the tariff authority and network organization in determining the size of the necessary gross proceeds of the planned period.

Keywords: electric power industry, the subjects of the retail market of electric energy and power grid companies, economic conflicts.

Электроэнергетика по праву считается базовой отраслью народно-хозяйственного комплекса России являясь основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Электроэнергетический комплекс включает в себя хозяйствующие субъекты и инфраструктурные организации, участвующие в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам [1]. Электроэнергетика - особенная отрасль с присущими ей уникальными особенностями [2]:

• Зависимость объемов производства энергии исключительно от потребителей и, соответственно, невозможность наращивать объемы производства по желанию и инициативе энергети-

1 Колеси иковД.К, к. э.н. .старший преподаватель кафедры «Электроснабжение»Северо-Кавказскойгосударственной гуманитарно-технологической академии

Kolesnikov Dmitry, Candidate of Economic Sciences. Senior Lecturer Department of «Energy Supply».

• Необходимость оценивать объемы производства и потребления энергии не только в расчете на год, как это делается в других отраслях промышленности и национального хозяйства, но и часовые величины энергетических нагрузок.

• Планирование энергопотребления на каждые сутки и каждый час в течение года (необходимость разработки графиков нагрузки на каждый день месяца с учетом сезона, климатических условий, дня недели и других факторов).

К специфике товара «электроэнергия» можно отнести:

• Во-первых, невозможность ее хранения. Ее должно производиться ровно столько, сколько потребуется и именно, в определенное время. То есть это - рынок без склада.

• Во-вторых, при передаче (продаже) электроэнергии иногда невозможна ее передача в определенном направлении из-за ограничения пропускной способности линий передач.

Учитывая специфику электрической энергии, потребление этого товара происходит в момент его производства и, соответственно, неразрывно связано с услугами по транспорту или распределению.

Еще одной особенностью электроэнергетики является слабая конкуренция. Например, для приобретения или продажи электрической энергии/мощности на оптовом рынке необходимо преодолеть «административные барьеры» и иметь достаточно большие значения по установленной мощности электроэнергетического оборудования и объемам потребляемой электрической энергии. Согласно п. 23 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности для получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, хозяйствующий субъект должен соответствовать следующим требованиям [3]:

• Поставщик электрической энергии владеет на праве собственности или на ином законном основании генерирующим оборудованием, установленная генерирующая мощность которого в каждой предполагаемой группе точек поставки составляет не менее 5 МВт, или обладает правом продажи электрической энергии и мощности, производимой на указанном генерирующем оборудовании.

• Потребитель электрической энергии владеет на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 МВ А и в каждой группе точек поставки составляет не менее 750 кВ А;

• Энергосбытовая организация или энергоснабжающая организация намерена приобретать электрическую энергию и мощность на оптовом рынке в целях последующей реализации на основании заключенных на розничных рынках договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии и мощности) с потребителями, суммарная присоединенная мощность энергопринимающего оборудования которых составляет в соответствующих группах точек поставки не менее 20 МВ А при условии, что в каждой группе точек поставки она равна или превышает 750 кВ А.

Указанные количественные характеристики не применяются к гарантирующим поставщикам электрической энергии.

Что касается услуг по передаче электрической энергии и вопросов технологического присоединения к распределительным электрическим сетям сетевых организаций, то тут налицо естественная монополия, ввиду отсутствия конкуренции между сетевыми организациями, за исключением случаев размещения объектов потребителей на границах смежных сетевых распределительных организаций. В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования, включающего не только тарифное регулирование для установления в той или иной форме соответствующих тарифов (платы) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям, а также технологический и технический контроль.

Сетевыми организациями (согласно п. 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг») считаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть [4].

Структура электросетевого комплекса Карачаево-Черкесской Республики

Юридически электросетевой комплекс Карачаево-Черкесской Республики был создан в 1991 году в результате отсоединения от Ставропольского края Карачаево-Черкесской автономной области.

В ходе реформирования электроэнергетической отрасли России электросетевой комплекс Карачаево-Черкесской Республики претерпел серьезные изменения. Произошло выделение из энергоснабжающих организаций республики следующих сетевых организаций, в том числе

• ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» - Карачаево-Черкесский филиал ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа».

• ОАО «Черкесские городские электрические сети» - Карачаево-Черкесский филиал ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа».

• УМП «Теплоэлектросеть» (г. Карачаевск) - ОАО «Карачаевск-Теплоэнерго».

• Усть-Джегутинское ГМУП «УЖКХ» - ОАО «Электрические сети микрорайона Московский» .

В 2007 году Зеленчукское унитарное дочернее предприятие «Теплоэлектросеть» было реорганизовано в ОАО «Зеленчукские электрические сети» сетевые активы которого впоследствии были переданы Карачаево-Черкесскому филиалу ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа». Такая же участь постигла и Усть-Джегутинское унитарное дочернее предприятие «Теплоэлектросети».

С учетом изменений в законодательстве сетевыми организациями были признаны структурные подразделения Министерства обороны и ОАО «Российские железные дороги», эксплуатирующие находящиеся у них на балансе объекты электросетевого хозяйства.

В результате прошедшими преобразования на 01.01.2015 г. считаются сетевые организации КЧР (рисунок 1).

Конфликты в электросетевом комплексе

Современные условия функционирования электроэнергетической отрасли характеризуются наличием довольно большого количества конфликтов. При этом, большую часть их, учитывая рыночный характер российской экономики, составляют экономические конфликты, в основе которых лежит столкновение экономических противоречий, интересов или субъектов, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой.

Сетевые организации КЧР и границы эксплуатационной ответственности

КЧФ ОАО "МРСК СК" (КЧР. за с ключ, территории обслуживаемых другими сетевыми организациями)

ОАО "Распределите льная сетевая компания" (г. Черкесск)

ОАО "Карачаевск-Теплоэнерго» (г. Карачаевск)

Филиал "Северо-Кавказский" ОАО "Оборон-энерго" (Объекты ведомственной принадлежности)

ОАО "Российские

железные дороги" (Объекты ведомственной принадлежности)

ОАО «Электрические

сети мкрн. "Московский"

(г. Усть-Джегута, мкрн.

"Московский")

Рисунок 1 — Сетевые организации Карачаево-Черкесской Республики по данным на 01.01.2015 г.

(Реестр организаций и индивидуальных предпринимателей Карачаево-Черкесской Республики, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль за 2014 год» содержал следующие сетевые организации (по данным Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам).

Кроме того, поскольку электрическая энергия является специфическим товаром, экономические конфликты в электроэнергетике возникают не только из-за разногласий по «равновесной цене» между сторонами продавец-покупатель, но и по ряду других причин.

Рассмотрим природу конфликтов на примере электросетевого комплекса Карачаево-Черкесской Республики. Конфликтные ситуации в данном случае возникают при взаимодействии сетевых организаций с субъектами розничного рынка (рис. 2) и региональными «регуляторами», в том числе:

• Управление федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республи-

• Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам.

• Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор по КЧР).

Субъекты розничного рынка электрознергии и мощности КЧР

Сетевые Производители: Потребители: Гарантирующие Сбытовые

ооганидеции - ОАО Карачаево- - Промышленные; поставщики: компании:

- КЧФ ОАО "МРСК Черчесская - ОАО "Карачаево- ОАО "'Черкесские

СК'; гидосгенериоующа Сельхозпроиззодит Черкесскэнерго»; - городские

-ОАО я компания"; ели; ОАО "Зборэн- электрические

''Распределительная - ОАО "Каргчаево- - Бюджет; знергосбыт".

се-есая компания"; Черкесский - Исполнители

- САО "Карачаезск- сахарный завод'-; коммунальных

Теплээчерго"; - ОСО «Генерация»; услуг;

- ОАО "РЖЦ"; - ЗАО «Фстон». - Население.

- Филиау "Сеееро-

Казказский" ОАО

'Обооонзнерго";

-ОАО

«Электрические сетм

мкрн Московский".

Рисунок 2 — Субъекты розничного рынка электроэнергии и мощности Карачаево-Черкесской Республики [5].

Взаимоотношения между субъектами розничного рынка электрической энергии и мощности регламентируются, в основном, следующими нормативно-правовым документами:

• Федеральным законом от 26.03.2003 №35-Ф3 (ред. от 29.12.2014).

• Федеральным законом от 26.03.2003 №36-Ф3 (ред. от 29.12.2014) «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

• Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 №526 (ред. от 20.03.2013)

«О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

• Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (ред. от 28.02.2015) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»),

• Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

• Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 №628 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №331».

Схему взаимодействия между ними отображает Рисунок 3.

Рисунок 3 — Схема взаимодействия между субъектами розничного рынка электрической энергии и мощности.

В электросетевом комплексе Карачаево-Черкесской Республики существуют следующие противоречия, в том числе, конфликты между:

1. Регуляторами и сетевыми организациями.

2. Сетевыми организациями.

3. Сетевыми организациями и сбытовыми компаниями.

4. Сетевыми организациями и потребителями.

Наиболее значимые конфликты по степени экономических последствий возникают при взаимоотношениях между «тарифным регулятором» - Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам и сетевыми организациями. При этом, предметом обсуждения являются:

1. В области установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и мощности по региональным сетям Карачаево-Черкесской Республики вопросы, связанные с:

1.1. Утверждением:

1.1.1. прогнозных балансов;

1.1.2. структуры полезного отпуска

1.1.3. определения объема потерь электрической энергии и мощности.

1.1.4. плановых объемов по вводу мощностей, объектов, а также источников финансирования инвестиционной программы;

1.1.5. объемов плановых, экономически обоснованных расходов для ведения хозяйственной деятельности по передаче электрической энергии;

1.1.6. объемов выпадающих расходов, необоснованных расходов, избытка денежных средств, полученных организациями в базовых периодах регулирования, в том числе по реализации инвестиционной программы;

1.1.7. объемов перекрестного субсидирования.

1.2. Распределением объемов затрат сетевой организации, относимых на деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным сетям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.3. Балансовой принадлежностью и эксплуатационной ответственностью сторон по содержанию объектов электросетевого хозяйства.

2. В области установления платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителей к электрическим сетям сетевых организаций Карачаево-Черкесской Республики вопросы, связанные с:

2.1. Утверждением:

2.1.1. объемов присоединяемой мощности и количеству Заявителей;

2.1.2. объемов плановых, экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению Заявителей к распределительным электрическим сетям сетевых организаций;

2.1.3. объемов выпадающих расходов, необоснованных расходов, избытка денежных средств, полученных организациями в плановом и базовых периодах регулирования.

2.2. Распределением объемов затрат сетевой организации, относимых на деятельность по технологическому присоединению и на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.

2.3. Наличием технической возможности для технологического присоединения Заявителей к распределительным электрическим сетям сетевых организаций.

2.4. Правомерностью определения размера платы за технологическое присоединение Заявителей к распределительным электрическим сетям сетевых организаций;

2.5. Распределением обязанностей сетевой организации и Заявителей по исполнению технических условий.

2.6. Завышенными требованиями сетевых организаций по установке Заявителями оборудования.

2.7. Сроками технологического присоединения.

Основные противоречия между сторонами возникают из-за разного представления «регулятора» и сетевых организаций объема натуральных и экономических показателей для ведения хозяйственной деятельности регулируемыми организациями, поскольку Совет Директоров напрямую заинтересован в достаточно больших объемах капитальных вложений для модернизации электросетевого комплекса. Кроме этого, у сетевых организаций существуют обязательства перед инвесторами. Цель же тарифного органа - оптимизация уровня экономических тарифов для обеспечения конкурентоспособности отрасли народного хозяйства республики и недопущение снижения жизненного уровня населения. Математическая модель экономического конфликта между тарифным органом и сетевой организацией в части определения размера необходимой валовой выручки планового периода приведена в Приложении. При этом, данная модель построена с точки зрения минимизации размера необходимой валовой выручки при обеспечении надежности и качества электроснабжения.

Часто предметами спора являются правильность определения платы за технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства или энергопринимающих устройств Заявителей к электрическим сетям и выполнение требований действующего законодательства в части соблюдения порядка технологического присоединения.

Еще одним фактором, способствующим появлению конфликтных ситуаций, является огромное количество принимаемых нормативно-правовых актов и поправок в уже принятые документы, регламентирующие основы и порядок функционирования отрасли. Например, действующая редакция:

• Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» является тридцать первой с момента его издания;

• Федерального закона от 23.11.2009 №261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является двадцать первой с момента его издания;

• Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» является тринадцатой редакцией данного нормативного акта.

• Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (ред. от 13.03.2015) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» является тридцать седьмой редакцией данного нормативного акта.

Однако, остается еще довольно много законодательно неурегулированных вопросов, трактуемых сторонами конфликта в свою пользу.

Выводы:

1. Природа экономических конфликтов в электросетевом комплексе отличается от природы конфликтов в других отраслях экономики поскольку электрическая энергия - специфический товар, имеющий признаки услуги.

2. Основными причинами конфликта являются:

2.1. Величина необходимой валовой выручки сетевых организаций для ведения хозяйственной деятельности.

2.2. Несовершенство нормативно-правовой базы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Математическая постановка многокритериальной задачи состоит из описания условий определяющих конечное или счетное множество допустимых решений Х= {х}.

F(x) = (F/x), F/x), F/x), F/x)) -> min

где:

F(x) - векторная целевая функция, критерии, предполагаемые для минимизации:

F/x) - ограничение роста тарифов предельными индексами;

F/x) - изменение федеральных и региональных факторов, в том числе: индексов потребительских цен, ставки рефинансирования;

F/x) - требования к сокращению издержек, в том числе по оптимизации численности персонала;

F/x) - учет необоснованных расходов и избытка средств.

Решением поставленной многокритериальной задачи является выделение паретовского

о о

множества X. На практике ищется полное решение X, которое определяется как X с: X,

F(X) = F{X), где F(X) = {F/x), F/x), F/x), F/x) \ xeX}.

При этом, элемент (аргумент функций критериев) х принадлежит множеству допустимых решений X.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 (ред. от 29.12.2014).

2. Дамбаева Е.Ж. Электроэнергия как специфический товар// Известия Иркутской государственной экономической академии №2 - 2010. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ elektroenergiya-kakspetsificheskiy-tovar

3. Глава II Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172.

4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (ред. от 13.03.2015) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.