001: 10.24411/2072-4098-2018-10125
Качество электроэнергии: проблемы нормативного правового регулирования
Г.Ф. Ручкина
руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», профессор, доктор юридических наук (г. Москва)
Гульнара Флюровна Ручкина, [email protected]
Глава 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) относит договор энергоснабжения к разновидности договора купли-продажи. Пунктом 5 статьи 454 предусмотрено, что к отдельным видам договора купли-продажи положения, предусмотренные § 1 «Общие положения о купле-продаже», применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров.
В соответствии с понятием договора энергоснабжения, закрепленного в статье 539 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Следует отметить, что такое понятие договора энергоснабжения является нетипичным для разновидности договора купли-продажи, так как для договоров, указанных в главе 30 ГК РФ, основной целью является передача вещи (товара) в собственность.
О специфике правового регулирования договорных отношений свидетельствует и норма пункта 3 статьи 539 ГК РФ, которой предусматривается, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Закрепляет специфику и пункт 4 статьи 539 ГК РФ, который устанавливает приоритет специального законодательства об энергоснабжении и иных нормативных правовых актов перед правилами
§ 6 главы 30 ГК РФ.
Следует согласиться с Ю.А. Канцер, что квалификация договора энергоснабжения не является сугубо теоретическим аспектом. По сути, от этого логического процесса зависит применение того или иного ряда правовых норм [2].
В связи с этим возникают два основных вопроса:
1) можно ли применить § 1 главы 30 ГК РФ к договору энергоснабжения?
2) по каким критериям договор энергоснабжения был отнесен к разновидности договора купли-продажи?
Следует отметить, что российский законодатель в основном не изменил логическую последовательность отнесения договора энергоснабжения к разновидности договора купли-продажи - в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (далее - Основы) была закреплена глава 9 «Купля- продажа», включавшая статью 84 «Договор о снабжении энергетическими и другими ресурсами», в соответствии с которой по договору о снабжении энергетическими и другими ресурсами через присоединенную сеть снабжающая сторона обязывалась обеспечить другую сторону - потребителя (абонента) предусмотренными договором ресурсами, а потребитель обязывался оплачивать стоимость принятых ресурсов. Снабжающая сторона должна обеспечить подачу ресурсов в количестве, сроки и качества, соответствующих установленным техническим требованиям и условиям договора.
Пункт 4 указанной статьи отсылал к специальному законодательству, которым могли быть установлены особенности снабжения отдельными видами энергетических и других ресурсов.
Необходимо обратить внимание на то, что Основы оперируют энергетическими ресурсами, а глава 30 ГК РФ закрепляет в общих положениях передачу вещи (товара), причем товаром могут быть любые оборо-тоспособные вещи, при этом § 6 главы 30 в качестве объекта называет энергию.
Исходя из логики законодателя можно сделать вывод о том, что отнесение договора энергоснабжения к разновидности договора купли-продажи связано с необходимостью распространения на отношения по энергоснабжению вещно-правовой конструкции, предусматривающей в том числе возможность использования вещно-правовых способов защиты сторон правовых отношений, в частности, энергоснаб-жающей организации.
Электрическая энергия как товар - это юридическая фикция, но она позволяет, например, продавцу электрической энергии, взыскивать с покупателя-потребителя оплату за переданный в его собственность товар. Таким образом, законодатель определяет обязанность стороны-потребителя в части оплаты в связи с технической функцией энергосбытовой организации, передающей электрическую энергию по присоединенной сети. Технологическая функция энергосбытовой организации обеспечивается нормами ГК РФ о договоре энергоснабжения как гарантия оплаты энергии, переданной по присоединенной сети потребителю.
Необходимо учитывать и то, что абонент-потребитель фактически заключает публичный договор, который в широком смысле нарушает его права, поскольку он вступает в правовые отношения, целью которых является получение вещи в собственность, а правовая форма договора энергоснабжения не соответствует этой цели.
При этом товар по классической схеме
договора купли-продажи не передается, покупатель его не получает и титул собственника не принимает. Энергия характеризуется динамическим свойством, она не статична, поэтому в ее отношении не могут совершаться сделки по распоряжению товаром собственником-потребителем. Заметим, что энергия всегда в сети, она динамична, и такой способ ее предоставления через присоединенную сеть, как, впрочем, и для других подобных энергоресурсов, является единственно возможным.
Покупатель-потребитель по договору энергоснабжения получает возможность использовать электрическую энергию для удовлетворения своих потребностей, достигая при этом какой-либо полезный эффект. Товар используется на основании показаний приборов учета. При этом защитить право абонента, потребовав исполнение обязательства в натуре, объективно невозможно.
Специфика электрической энергии как особого товара выявляет неспособность традиционного правового инструментария, характерного для договора купли-продажи, быть эффективным правовым регулятором при ее обороте.
Анализ положений § 1 главы 30 ГК РФ с очевидностью приводит к выводу о том, что распространение конструкции договора купли-продажи на договор энергоснабжения в настоящее время является нелогичным, не отвечающим интересам стороны-потребителя и не имеет практической значимости. Нормы, регулирующие договорные отношения купли-продажи, в абсолютном большинстве не могут быть применимы к договору энергоснабжения. Используемый законодателем способ регулирования, в соответствии с которым общие положения о договоре восполняют специальные нормы ГК РФ и специальное законодательство, в данном случае законодательство об электроэнергии, применительно к договору об энергоснабжении не эффективен. Можно констатировать, что ГК РФ теряет свое регулирующее воздей-
ствие на специальную сферу предпринимательской деятельности оборота энергоресурсов.
Указанная позиция находит подтверждение и в научных работах. Так, например, Е.Б. Белова отмечает, что нормы ГК РФ направлены на регулирование отношений, связанных с продажей электрической энергии лицу, которое будет потреблять таковую, как правило, для собственных нужд, а не для перепродажи, в связи с чем сфера применения правил о договоре энергоснабжения, предусмотренных ГК РФ, фактически ограничена розничным рынком. Существующее законодательство не дает оснований для отказа в применении к договору энергоснабжения, заключенному на оптовом рынке, норм ГК РФ. Вместе с тем анализ показывает, что нормативные акты, регулирующие указанный договорный тип, предопределяют его самостоятельность и практически исключают применение правил ГК РФ к соответствующим правоотношениям (см. [4, с. 137]).
Представляется, что в настоящее время нормативное наполнение договора энергоснабжения призвано исключительно восполнять случаи пробелов в нормативных правовых актах применительно к снабжению энергией и другими подобными ресурсами.
Следует согласиться с авторами, отмечающими, что само по себе право собственности потребителя на энергию лишено смысла (подробнее см. [5]). Потребитель заинтересован в использовании энергии для удовлетворения своих потребностей, например бытовых (для граждан).
Достижение такого результата использования энергии, безусловно, зависит от ее качества, а также от надлежащего состояния технологических процессов, сетевого хозяйства и присоединенных сетей, обеспечивающих безопасность использования электрической энергии.
Следует отметить, что в числе принципов, закрепленных в статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон
об электроэнергетике), обеспечивающих организацию экономических отношений и основу государственной политики в сфере электроэнергетики, выступают:
• обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;
• использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии.
Статьям 469 и 474 ГК РФ, регулирующим отношения по поводу качества товара, как нормам общих положений о договоре купли-продажи корреспондирует статья 542 ГК РФ, в соответствии с которой качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. Можно констатировать, что указанные нормы не несут практической значимости, так как не отвечают техническим требованиям к качеству электроэнергии и, соответственно, не могут выступать и как восполняющие нормы при отсутствии специального регулирования применительно к Закону об электроэнергетике, а также техническому стандарту, определяющему технические параметры качества электроэнергии [7].
Необходимо учитывать, что условие договора о качестве товара не является существенным, так как это правило надлежащего исполнения обязательства, предусмотренное общими положениями об обязательствах (ст. 309 ГК РФ). Особенностью статьи 542 ГК РФ является прямая отсылка к требованиям, установленным в соответ-
ствии с законодательством Российской Федерации. Под указанными императивными требованиями подразумеваются международные и национальные стандарты, предусмотренные в том числе международными актами, Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принятыми в его развитие специальными подзаконными актами. Указанные требования, как было отмечено, имеют обязательный характер и должны выполняться независимо от условий соответствующего договора.
О специфике договора энергоснабжения свидетельствует и положение, закрепленное в пункте 2 статьи 542 ГК РФ, а именно: в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, что, по сути, является особым способом защиты прав абонента-потребителя.
Вместе с тем защита прав потребителя в случае предоставления ему некачественного ресурса (электрической энергии, мощности) сталкивается с чисто техническими трудностями (в товарных договорах купли-продажи такие сложности не возникают), так как высчитать в подключенной мощности качественный и некачественный ресурс затруднительно.
Абонент (потребитель) в силу закона может быть подключен к сети только одной энергоснабжающей организации 1.
Контролировать качество предоставляемой энергии абонент не может, так как для этого требуется специальное оборудование.
Фактически энергоснабжающие организации могут предоставлять некачественный ресурс (и предоставляют таковой, как показывает практика), но такой ресурс не причиняет объективного вреда в режиме текущего времени. Технически невозможно просчитать длящийся вред, например, причиняемый бытовой техникой вследствие не соответствующей стандарту энергии.
Так, статьей 18 Закона об электроэнергетике устанавливается гражданско-правовая ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления, в частности, за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии. Субъекты оперативно-диспетчерского управления несут ограниченную ответственность в пределах, установленных Законом об электроэнергетике.
Убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями (бездействием) субъектов оперативно-диспетчерского управления, действовавших в пределах своих полномочий, возмещаются согласно договорам, заключаемым в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков.
1 Например, в Германии отличительной особенностью подключения абонента к сетевому хозяйству является свобода выбора поставщика электрической энергии. Электрические сети на определенной территории принадлежат одному гарантирующему поставщику с наиболее высокими тарифами, который является базовым поставщиком. Любой собственник имеет возможность выбрать поставщика электрической энергии. Законодательство Германии беспрепятственно допускает к энергосистеме любого поставщика и потребителя. В онлайн-режиме любой потребитель может оставить заявку поставщику с наиболее низкими тарифами, который прекратит ранее заключенный договор энергоснабжения и представит новый договор (см. Коммунальные услуги в Германии. и^: http://germany.myftp.org/versorgung.php).
Полагаем, что Россия может заимствовать опыт Германии. Если любому поставщику и любому потребителю будет предоставлена возможность заключить договор об энергоснабжении, это позволит создать реальную конкуренцию между сбытовыми организациями. В этом случае потребитель энергии (мощности) при выборе контрагента будет исходить из таких факторов, как цена и качество ресурса. Заинтересованность поставщика электрической энергии в расширении клиентского обслуживания должна способствовать внедрению технических средств контроля качества электрической энергии. Для реализации этих положений в нашей стране необходимо внести изменения в законодательные акты и подзаконные акты, определяющие принадлежность электрических сетей в рамках единой энергосистемы Российской Федерации и возможность их использования поставщиками электрической энергии.
Убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями (бездействием) субъектов оперативно-диспетчерского управления, действовавших с превышением своих полномочий, возмещаются в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусматривающем возмещение реального ущерба в полном объеме и упущенной выгоды в случае, если в судебном порядке будет доказано, что указанные действия (бездействие) совершены умышленно или по грубой неосторожности.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») (в редакции от 13 августа 2018 года) прослеживается аналогичная позиция - в соответствии с пунктом 7 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергос-набжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Наличие оснований и размер ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями за действия (бездействия), повлекшие за собой неблагоприятные последствия, определяются в соответствии
с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за ограничение режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения, отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется в том числе в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пункт 30 Основных положений (см. постановление № 442) предусматривает, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.
Если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через
энергопринимающие устройства, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Учитывая закрепленное в пункте 1 статьи 547 ГК РФ правило об обязанности стороны по договору энергоснабжения возместить причиненный неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств реальный ущерб, для его взыскания необходимо доказать следующие обстоятельства:
• факт причинения убытков и их размер;
• причинно-следственные связи между возникшими убытками и действием (бездействием) стороны, допустившей противоправное поведение;
• наличие вины причинителя.
Следует отметить, что именно такой
практики придерживаются суды в исках о взыскании реального ущерба.
Представленный анализ основных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что фактически потребитель не может контролировать качество ресурса (энергии, мощности):
• если он не имеет специального оборудования;
• если он не привлек к замерам параметров энергии специализированного субъекта (в случае судебного спора указанный субъект должен доказать возможность осуществления таких замеров на основании допусков, лицензий, аккредитации и т. д.).
Большинство потребителей не обладают финансовыми возможностями для осуществления указанных действий.
Следует согласиться с Т.И. Брыновой, которая отмечает, что практика рассмотрения дел, касающихся оплаты коммунального ресурса ненадлежащего качества, в том числе электрической энергии (о взыскании убытков, причиненных оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества, о взыскании неосновательного обогащения, об обязании поставлять коммунальный ресурс надлежащего качества), показала, что в большинстве случаев причиной возникновения судебного спора явилось несоблюдение абонентами предусмотренного законом порядка доказывания фактов нарушения ресурсоснабжающими организациями требований к качеству поставляемых ими коммунальных ресурсов, вследствие чего суды признавали правомерным взыскание платы за них (см. [11, с. 33]).
Разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (см. постановление № 354) установлены алгоритмы действий потребителей коммунальных услуг ненадлежащего качества. В настоящее время определение фактического потребления электрической энергии абонентом осуществляется в соответствии с данными приборов учета. Порядок учета электрической энергии определяется ведомственными нормативными правовыми актами (см. [12]). Как правило, учет электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей ресур-соснабжающей организации и потребителя (исполнителя) посредством установления индивидуального прибора учета.
Норма пункта 1 статьи 543 ГК РФ возлагает на абонента обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать
энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Указанное законоположение, применяемое в неразрывном единстве с принятыми в его развитие подзаконными нормативными актами, в частности с абзацем 3 пункта 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которому обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, возлагается на собственника такого прибора учета.
Пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов возлагает на собственника жилого или нежилого помещения обязанность оснащения приборами учета, ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену (см. [13]).
В Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6, предусмотрена обязанность потребителя обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованием этих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов, а также обязанность потребителя (персонала энергообъекта) обеспечивать сохранность и целостность приборов коммерческого учета, а также обязательство потребителя поддерживать в состоянии, отвечающем техническим требованиям, и обеспечивать поверку, замену приборов учета, отнесенных к его балансовой и эксплуатационной ответственности.
Нормой пункта 9 статьи 11 Федерально-
го закона от 23 ноября 2009 года № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность собственников зданий, строений, сооружений, собственников помещений в многоквартирных домах обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы посредством организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21 января 2011 года № 57 «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии» установлены технические требования к системам и приборам учета электрической энергии.
В целях защиты прав абонентов-потребителей от ненадлежащего исполнения обязательств, связанных с предоставлением электрической энергии (мощности), предлагаем:
1) дополнить пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» словами: «требования к характеристикам приборов учета, в том числе к качеству используемых энергетических ресурсов, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации»;
2) внести изменения и дополнение в раздел X Правил [13] в части фиксации предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, касающейся качества электрической энергии;
3) внести изменения в ведомственные нормативные правовые акты в части определения учета качества электрической энергии, в частности, в Правила учета электрической энергии [12];
4) внести следующие изменения и дополнения в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии: возложить обязанность на собственника прибора учета качества электроэнергии по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного к эксплуатации прибора учета качества, сохранности и целостности такого прибора, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене;
5) внести изменения и дополнения в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21 января 2011 года № 57 «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии» в части установления технических требований к системам и приборам учета электрической энергии, касающиеся определения качества электрической энергии.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Канцер Ю. А. Ресурсоснабжение жилищно-коммунального хозяйства России: вопросы теории и практики : монография / отв. ред. В. А. Вайпан. М. : Юстицин-форм, 2017. 196 с.
3. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, 1991, № 26, ст. 733 (с изменениями от 3 марта 1993 года).
4. Белова Е. Б. Общественные отноше-
ния в сфере электроснабжения // Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. № 2.
5. Свирков С. А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии : монография. М. : Статут, 2013. 480 с.
6. Об электроэнергетике : Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177 (в редакции от 29 июля 2018 года).
7. ГОСТ 32144-2013. Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения : приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июля 2013 года № 400-ст. М. : Стандартинформ, 2014.
8. О техническом регулировании : Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140 (в редакции от 29 июля 2017 года).
9. Коммунальные услуги в Германии. URL: http://germany.myftp.org/versorgung.php
10. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») : постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 23, ст. 3008 (в редакции от 13 августа 2018 года).
11. Брынова Т. И. Споры, связанные с расчетами по оплате коммунальных услуг ненадлежащего качества // Арбитражные споры. 2014. № 3.
12. Правила учета электрической энергии : утверждены Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996 //
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996. № 9.
13. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») : постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168 (в редакции от 15 сентября 2018 года).
14. Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей : приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года
№ 6 // Российская газета. 2003. № 139.
15. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711 (с изменениями и дополнениями действует с 10 августа 2018 года).
16. Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии : приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21 января 2011 года № 57 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2011 (часть II). № 7.
СТНТУТ ШКОЛА ПРАВА Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа права «СТАТУТ» ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ Телефон: (499) 956-08-65 http://www.statut.ru/ Е-таМ: [email protected]
Место проведения: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Москва
23.01-29.04.2019 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
28.01-01.02 ДОГОВОРНОЕ ПРАВО: РЕФОРМА ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
05-06.02 ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА: практика применения в работе юриста и адвоката
07-08.02 ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: последние изменения законодательства и практика правоприменения
11-15.02 БАНКРОТСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ и ГРАЖДАН: комментарий новелл законодательства и анализ судебной практики
18-21.02 РЕФОРМА ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ: комментарий изменений гражданского законодательства
28.02-01.03 РАСПОРЯЖЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВАМИ: договоры отчуждения исключительного права, лицензионный договор, служебные произведения