Рецлов С.О.
Особенности правового регулирования отношений по технологическому присоединению к электрическим сетям
и передаче электроэнергии
Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России» [1] ст. 26 «Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии» ФЗ «Об электроэнергетике» [2] (далее - Закон) изложена в новой редакции. В настоящей публикации будут рассмотрены некоторые проблемы правового регулирования отношений по присоединению к электрическим сетям и передаче электроэнергии, связанные с новой редакцией ст. 26.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Особенности заключения и исполнения этого договора установлены в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям [3] (далее - Правила технологического присоединения, ПТПЭУ).
Интерес представляет вопрос о сроке действия договора о технологическом присоединении. Законодательство содержит множество норм, касающихся регулирования срока договора о технологическом присоединении, которые, однако, носят несогласованный характер.
В п. 16 ПТПЭУ срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства назван существенным условием этого договора. Для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 750 кВА, он не может превышать одного года, более 750 кВА - 2-х лет, если иное не предусмотрено соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон. По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения (п. 19). В то же время Правилами установлено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя в том числе подготовку и выполнение технических условий (п.п. «а» п. 18). Срок действия технических условий не может составлять менее 2-х лет и более 5-ти лет. При невыполнении технических условий в согласованный срок в случае технической возможности технологического присоединения сетевая организация может продлить срок действия ранее выданных технических условий. В случае изменения условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые техусловия, учитывающие выполненные ранее мероприятия, что не влечет за собой недействительность договора о технологическом присоединении при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению (п. 27).
В соответствии с п.п. «в» п. 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг [3] (далее - Правила доступа к услугам по передаче электроэнергии, ПНДУП) обязанностью потребителя услуг по передаче электроэнергии является соблюдение требований, установленных для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств. Более того, в Правилах доступа к услугам по передаче электроэнергии определена специальная мера ответственности за неисполнение этой обязанности (абз. 3 п. 17). Таким образом, из этих Правил следует, что соблюдение технических условий должно происходить в течение всего срока действия договора об оказании услуг по передаче электрической энергии.
Новая редакция ФЗ «Об электроэнергетике» также затрагивает вопрос, касающийся сроков, связанных с выполнением обязательств по технологическому присоединению. В абз. 17 п. 1 ст. 26 Закона установлено, что соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе требований о возможности воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Из приведенных условий видно, что указанные в них сроки не соответствуют друг другу. Вопрос о сроке действия договора об осуществлении технологического присоединения, на наш взгляд, можно решить следующим образом.
Необходимо различать договор о технологическом присоединении и технические условия о технологическом присоединении. Определение договора о технологическом присоединении содержится в абз. 15 п. 1 ст. 26 новой редакции ФЗ «Об электроэнергетике». По данному договору сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке, и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обепечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электороэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). Как следует из этого определения, договор прежде всего является основанием для разработки технических условий. Сами же технические условия содержат конкретные требования, которые необходимо исполнить для технологического присоединения и надлежащей эксплуатации оборудования (см. п. 25 ПТПЭУ). Технические условия являются технической документацией. Они продолжают действовать и после исполнения договора о технологическом присоединении. В этом случае становится очевидно: поскольку техническая документация передается вместе с вещью (в частности, в соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ) при смене собственника или законного владельца объекта электроэнергетики, к нему переходит сопутствующая техническая документация на объект и, следовательно, обязанность по выполнению предусмотренных ею требований. Такой правовой режим технических условий позволит обеспечить безопасность эксплуатации энергооборудования при смене владельца объекта. При этом договор о технологическом присоединении, на наш взгляд, должен быть прекращен с момента составления акта о технологическом присоединении. Это позволило бы защитить лицо, осуществившее технологическое присоединение объекта электроэнергетики в случае перехода прав на него другому лицу.
Обратим внимание, что данная позиция имеет некоторые препятствия. Они вызваны тем, что среди мероприятий по технологическому присоединению, являющихся существенными условиями договора о технологическом присоединении, указаны фактические действия (выделено нами. - Р.С.) по обеспечению работы энергопринимающих устройств в электрической сети (п.п. «ж» п. 18). Из этого следует, что договор необходимо исполнять в данной части и после составления акта о технологическом присоединении. Если требования, связанные с обеспечением работы энергооборудования, включены в договор об осуществлении технологического присоединения, то, на наш взгляд, в нем необходимо специально предусмотреть требование о прекращении этого договора в случае, когда субъект передает право собственности или владения объектом другому участнику гражданского оборота. Однако последовательное проведение в законодательстве позиции, связанной с разделением договора и технических условий, позволило бы более четко обеспечить правовое регулирование рассматриваемой проблемы.
Новой редакцией Закона установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электроэнергии владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, присоединившим к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики регулируется в порядке, установленном ФЗ «Об электроэнергетике» для сетевых организаций. Таким образом, презюмируется, что присоединивший иного потребителя владелец объекта электросетевого хозяйства оказывается в роли сетевой организации.
Интересно, что в Правила доступа к услугам по передаче электроэнергии оснований для подобного вывода не предоставляли. На наш взгляд, ПНДУП исходили из того, что оказание услуги по передаче электроэнергии по правилам, установленным для сетевых организаций, зависит от воли лица, к которому присоединен потребитель. На такое лицо возлагалось только одно требование - не препятствовать перетоку электроэнергии через свои энергоустановки. Получение правомочий сетевой организации возможно было в том случае, если он обратится за установлением тарифа по передаче электроэнергии в соответствующий орган (п. 6). В противном случае договор оказания услуг по передаче электроэнергии заключался с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки лиц, имеющей опосредованно присоединенного потребителя (п. 5).
ФЗ «Об электроэнергетике» значительно усилил требования к лицам, к которым присоединены другие потребители электроэнергии. В него включены следующие положения.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электроэнергии на указанные устройства или
объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электроэнергии, и по требованию собственника или иного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства (абз. 3 ст. 26 Закона).
Закон также ввел гарантию заключения договора купли-продажи и договора энергоснабжения для потребителей в случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. Она заключается в том, что гарантирующий поставщик не вправе в этом случае отказать потребителю в заключении договора купли-продажи или договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения. Однако, как представляется, это правило не позволяет в полной мере гарантировать беспрепятственное урегулирование всех отношений по снабжению электроэнергией. Проблемы возникают в случаях заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии как потребителем самостоятельно, так и действующим в его интересах гарантирующим поставщиком. Дело в том, что правила заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии не содержат положений, позволяющих заявителю заключить этот договор без приложения акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (абз. 4 п.п. «а» п. 18 Правил).
В абз. 5 ст. 26 Закона определено, что при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.
Отметим, что данное правило не соответствует особенностям существующего энергетического законодательства.
В соответствии с п. 152 Правил функционирования розничных рынков переходного периода [4] (далее - Правила розничных рынков) потребление электрической энергии, осуществляемое юридическими или физическими лицами с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям относится к бездоговорному потреблению электрической энергии. Ввод ограничения потребления в этом случае является обязанностью сетевой организации. В соответствии с п. 156 стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, также взыскивается сетевой организацией.
Отказ гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю предусмотрен в случае выявления фактов безучетного потребления электрической энергии (абз. 2 п. 151 Правил розничных рынков). Именно в этом случае в соответствии с п. 156 стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Литература
1. Федеральный закон от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России» // Российская газета. 2007. 8 ноября.
2. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № Э5-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.
3. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть II). Ст. 5525.
4. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» // СЗ РФ. 2006. № 37. Ст. 3876.