Герасимов Александр Владимирович
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданского права и процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Харитонов Илья Константинович
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Правовое положение гарантирующего поставщика в договоре энергоснабжения:
проблемы и перспективы
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования участия гарантирующих поставщиков в договоре энергоснабжения. Анализируются формы и виды правоотношений с их участием с применением различных договорных конструкций в рамках договора энергоснабжения. Исследуются проблемы заключения и исполнения договора энергоснабжения, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего сферу энергоснабжения в Российской Федерации.
Ключевые слова: энергоснабжение, сетевая компания, гарантирующий поставщик, потребитель.
A.V. Gerasimov, Master of Law, Assistant Professor, Head of the Chair of Civil Law and Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; [email protected];
I.K. Haritonov, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Civil Law and Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
The legal status of a guaranteeing supplier in the contract of energy supply: challenges and prospects
In this article the authors examine the issues of legal regulation of participation in the contract guaranteeing suppliers of energy. Forms and types of legal relations with their participation with various contractual structures within the energy supply contract are analyzed. The problems of conclusion and execution of the contract of energy supply are considered, proposals for improving the existing legislation regulating the sphere of energy in the Russian Federation are formulated.
Key words: energy supply, network company, guaranteeing supplier, consumer.
В последние годы достаточно остро стоит проблема правового регулирования отношений в сфере энергоснабжения с участием гарантирующих поставщиков, до сих пор нет концептуального правового акта, регулирующего их правовое положение и ответственность. Содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации десять статей (ст. 539-548) о договоре энергоснабжения не могут полностью решить все вопросы, возникающие при поставке и потреблении энергии. Разнообразие нормативных актов, регулирующих отношения в сфере энергоснабжения, их различный правовой статус, часто противоречивость, отсутствие единого нормативного акта приводят к многочисленным спорам между поставщиками и абонентами и,
как следствие, к противоречивым решениям судов [1].
В практике судов растет число споров между потребителями и поставщиками электроэнергии по вопросам заключения договоров энергоснабжения. Особые проблемы вызывает финансовая составляющая, иногда необдуманная практика регулирования тарифов [2, с. 100].
Правовые проблемы в рассматриваемой сфере связаны с тем, что в них участвует множество субъектов гражданских правоотношений: потребители электрической энергии; энергосбытовые организации; гарантирующие поставщики; территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления, осуществля-
45
ющие указанное управление на уровне розничных рынков; производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке.
Особое место среди указанных субъектов занимают гарантирующие поставщики. Нельзя не обратить внимание на то, что законодательство устанавливает положение гарантирующего поставщика в договоре оказания услуг по передаче электроэнергии особым образом.
Это обусловлено тем, что данная организация не имеет электроэнергетической инфраструктуры, которая дает ей возможность передавать или принимать электрическую энергию. Гарантирующий поставщик - это посредническая организация, заключающая договоры и принимающая платежи. Она в силу своего статуса не может быть ни потребителем услуги по передаче электрической энергии, ни ее исполнителем. Поэтому при возникновении споров между потребителями и гарантирующим поставщиком возникают вопросы следующего содержания: кто будет надлежащим ответчиком, какой размер его ответственности, какие основания наступления ответственности и т.п. Однако действующее законодательство не содержит исчерпывающих ответов на них.
Договор энергоснабжения, в соответствии Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), рассматривается как разновидность договора купли-продажи. В соответствии с Правилами розничных рынков (далее - ПРР) этот договор приобрел форму смешанного договора. Он может состоять как минимум из двух элементов: продажи электрической энергии и оказания услуг по ее передаче. В ситуациях, когда поставщик выступает в качестве энергоснаб-жающей или сетевой организации, эта дифференциация не влечет за собой каких-либо правовых последствий. Но в тех случаях, когда будет происходить разграничение деятельности по продаже и по передаче энергии, когда у гарантирующего поставщика отсутствует возможность иметь собственные электрические сети, реализация договора энергоснабжения требует от гарантирующего поставщика заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией [3, с. 34]. Исследование правовых отношений между этими договорами приводит к определенным моделям взаимоотношений. Первая из них вытекает из самого определения договора энергоснабжения. Так, установлено, что услуги по передаче электрической энергии по договору электроснабжения гарантирующий поставщик осуществляет через привлеченных третьих лиц. В соответствии со ст. 783 ГК РФ общие положения договора подряда применяются к договорам возмездного оказания услуг,
где сетевая организация будет рассматриваться как третья сторона в рамках субподрядных отношений. Их суть приведена в разд.1 ст. 706 ГК РФ: если закон или договор не предусматривает обязанность подрядчика выполнить по договору работы лично, подрядчик вправе привлечь к выполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этой ситуации подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу п. 3 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № Зб-ФЗ «Об электроэнергетике» [4] границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
При этом в границах территории одного гарантирующего поставщика не может производиться какая-либо деятельность других гарантирующих поставщиков.
Кроме того, в последнее время приобретают особую актуальность проблемы подачи стабильного и бесперебойного энергоснабжения гражданам и в промышленности. В этом направлении большое значение имеют не только организационно-экономические меры, но и наличие эффективного правового регулирования.
Считаем необходимым введение процедуры принуждения к заключению договора, что вызвано особой социальной значимостью отношений в энергетической отрасли, так как для потребителей электроэнергия считается товаром первой необходимости и является основой существования. В этом контексте клиенты часто испытывают потребность в материальных и процессуальных гарантиях защиты своих собственных интересов, которые предусмотрены институтом публичного договора.
Тем не менее энергоснабжающая компания, занимающая доминирующее положение на рынке оказания услуг по продаже электроэнергии, не может и не имеет права требовать заключения такого договора от потребителя.
Стоит отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» [б], Федеральный закон от 26 марта № 3б-ФЗ «Об электроэнергетике» (гл. 7 «Розничные рынки») исключают гарантирующего поставщика из числа субъектов, имеющих право на заключение смешанных договоров [6, с. 23].
Данные обязательства возникают из договора поручения, комиссии или агентирования.
46
Учитывая ответственность поставщика за действия сетевой организации, а также то, что гарантирующий поставщик заключает договор на передачу электроэнергии от своего имени, на наш взгляд, наиболее подходящим следует считать договор комиссии с условием взятия на себя ручательства по исполнению сделки (делькредере).
Неоднозначная модель договора энергоснабжения вытекает из абз. 3 п. 6 Правил розничных рынков. В соответствии с ними представление гарантирующим поставщиком интересов обслуживаемых им покупателей электрической энергии в отношениях с территориальными сетевыми организациями, другими собственниками (владельцами) объектов электросетевого хозяйства и системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) не требует специально оформленных полномочий. Эта норма дает гарантию поставщику быть представителем покупателя. С точки зрения положений института представительства, закрепленного в ГК РФ, в соответствии с п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, на указании закона или акта уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности.
Следовательно, использование института представительства в вопросе заключения договора возмездного оказания услуг будет означать, что в этом соглашении стороной будет являться покупатель и все правоотношения будут возникать между ним и сетевой организацией. В данном случае договор поставки может быть определен как некий симбиоз договоров купли-продажи и договора поручения на заключение договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, что, однако, полностью противоречит правовой природе договора энергоснабжения, который включает в себя ответственность поставщика за действия сетевой организации.
Подробно проанализируем правовое регулирование договора оказания услуг по передаче электрической энергии, которые оказываются гарантирующим поставщиком для удовлетворения интересов потребителя. Оно содержится в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - ПНДУП) [7] и сформировано таким образом, что дает возможность рассматривать этот договор как договор в пользу третьего лица.
Соглашение в пользу третьего лица рассматривается как договор, в котором стороны предусмотрели, что должник обязуется произвести исполнение не кредитору, а, как указано в договоре, третьему лицу, которое имеет право требовать исполнения должником обязательства в свою пользу (п. 1 ст. 430 ГК РФ). В этом смысле похожие отношения сторон возникают по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, что означает, что сетевая организация-должник будет оказывать услуги не гарантирующему поставщику, а третьей стороне - потребителю, который имеет право требовать от сетевой организации исполнения обязательства в свою пользу. Отметим также, что с момента заключения договора в соответствии с п. 18 ПНДУП в сетевую организацию должна быть предоставлена информация о потребителе, что, соответственно, не вызовет затруднений при определении третьего лица в договоре.
Поэтому, предполагая, что соглашение об оказании услуг по передаче электрической энергии заключается поставщиком в интересах покупателя, неясно, как услуга может потребляться гарантирующим поставщиком, но в интересах потребителя. Таким образом, анализируя систему договорных отношений между покупателем, поставщиком и сетевой организацией, можно сделать вывод, что закон не дает четкого ответа на вопрос, как складываются отношения между ними. С точки зрения ПРР договор поставки энергии можно рассматривать как модель субподрядных отношений. Существуют основания для утверждения, что отношения по передаче электроэнергии в договоре энергоснабжения основаны на модели договора комиссии. В силу абз. 3 п. 6 ПРР договор энергоснабжения вообще предоставляет гарантирующему поставщику статус представителя во взаимоотношениях покупателя и сетевой организации и может состоять из договоров купли-продажи и поручения. С точки зрения ПНДУП гарантирующий поставщик заключает договор на оказание услуг по передаче в интересах покупателя электрической энергии, т.е. договор в пользу третьего лица. В то же время правовой статус гарантирующего поставщика как потребителя выглядит странно. Думается, что законодатель должен уточнить положение сторон при оказании услуг по передаче электрической энергии при заключении договора энергоснабжения.
Таким образом, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни законодательство в сфере энергоснабжения не дают оснований для гарантирующего поставщика требовать заключения такого договора с лицами, желающими заключить договор на энергоснабжение.
47
Предлагаем четко разграничить ответственность гарантирующих поставщиков, сетевых компаний и потребителей. В частности, это достигается посредством четкого разграничения права собственности сторон договора на энергопринимающие устройства. Целесообразно передать на уровень гарантирующих поставщиков больше обязанностей по техническому обслуживанию потребителей, усилить контроль за их деятельностью. Это позволит избежать дополнительных расходов потребителей и повысит ответственность поставщиков энергии.
Таким образом, для устранения возникших противоречий и с целью дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего отношения в рассматриваемой сфере, целесообразно разработать новую концепцию энергоснабжения в Российской Федерации, суть которой сводилась бы к исключению ненужных посреднических звеньев, единообразию в договорных конструкциях, в том числе с субабонентами, детальному закреплению существенных условий договора энергоснабжения с потребителями, четкой ценовой политике властей в рассматриваемой сфере отношений.
1. Гражданский кодекс РФ: федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 15-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
2. Ильин И.М., Харитонов И. К. Особенности конституционно-правового статуса и основы взаимодействия публичных институтов в финансовой сфере // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2.
3. Рецлов С. О. Проблемы оказания услуг по передаче электрической энергии в договоре энергоснабжения // Terra. № 3. 2010.
4. Об электроэнергетике: федер. закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (в ред. от 3 нояб. 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177
5. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии: постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (в ред. от 4 сент. 2015 г.) //Собр. законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 3008.
6. Экономический вестн. Ростов. гос. ун-та. 2010. Т. 6. № 3.
7. Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям: постановление Правительства РФ от 27 дек. 2004 г. № 861 (в ред. от 30 сент. 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 2004. № 52, ч. II. Ст. 5525.
1. Civil Code of the Russian Federation: fed. law d.d. Jan. 26, 1996 № 15-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation.1996. № 5. Art. 410.
2. Iliyn I.M., Haritonov I.K. Features of constitutional and legal status and basis of interaction of public institutions in the financial sphere // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2016. № 2.
3. Retslov S.O. The problems of rendering services on transmission of electric energy in the contract of energy supply // Terra. № 3. 2010.
4. On electric power industry: fed. law d.d. March 26, 2003 № 35-FL (as amended on Nov. 11, 2015) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2003. № 13. Art. 1177.
5. On the functioning of retail electricity markets, the full and (or) partial restriction of electric power consumption mode: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. May 4, 2012 № 442 (as amended on Sept. 4, 2015) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2012. № 23. Art. 3008.
6. Economic Bull. of Rostov State University. 2010. Vol. 6. № 3.
7. On approval of rules of non-discriminatory access to services of power electric transmission and rendering of these services, the Rules of non-discriminatory access to services for dispatching management in the electric power industry and rendering of these services, Rules of non-discriminatory access to the services administrator of trading system of the wholesale market and rendering of these services and the Rules of technological connection of power receiving devices of consumers of electric energy facilities for the production of electrical energy and power grid facilities owned by the network organizations and other persons to electric networks: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Dec. 27, 2004 № 861 (as amended on Sept. 30, 2015) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2004. № 52, pt. II. Art. 5525.
48