Научная статья на тему 'Розничные рынки электрической энергии: порядок взаимодействия с энергосбытовыми и сетевыми организациями'

Розничные рынки электрической энергии: порядок взаимодействия с энергосбытовыми и сетевыми организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

(интернет-интервью с заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве Д.Н. Тетушкиным в Информационном агентстве «ГАРАНТ») Одной из задач реформирования электроэнергетики Российской Федерации является формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей. В сфере поставок электроэнергии конечным потребителям основным принципом является соблюдение прав потребителей на надежное снабжение электроэнергией. Именно ради конечного потребителя осуществляется производство и передача электрической энергии. Не секрет, что нередко проблемы возникают в связи с технологическим присоединением к электрическим сетям, порядком заключения договоров энергоснабжения, осуществлением расчетов за электрическую энергию. Эти и другие актуальные вопросы в сфере электроснабжения затронул в ходе интернет-интервью заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Дмитрий Николаевич Тетушкин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Розничные рынки электрической энергии: порядок взаимодействия с энергосбытовыми и сетевыми организациями»

48 (141) - 2011

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

розничные рынки

электрической ЭНЕРГИИ: порядок взаимодействия с энергосбытовыми и сетевыми организациями

(интернет-интервью с заместителем руководителя Управления

Федеральной антимонопольной службы по г. Москве

д. Н. Тетушкиным в Информационном агентстве «ГАРАНТ») *

Постоянный рост энергопотребления, обусловленный активным развитием всего производственно-хозяйственного комплекса России, требует максимально надежной и стабильной работы энергопроизводителей. Стабильное, качественное снабжение электроэнергией населения и промышленности является определяющим условием экономического развития страны.

Одна из задач реформирования электроэнергетики Российской Федерации состоит в формировании эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей при поэтапном развитии конкуренции. В сфере поставок электроэнергии конечным потребителям основным принципом является соблюдение прав потребителей на надежное снабжение электроэнергией. Именно ради конечного потребителя осуществляется производство и передача электрической энергии. Указанное право потребителя обеспечивается недискриминационным доступом к услугам естественных монополий, возможностью выбора поставщика услуг в потенциально конкурентных видах деятельности в электроэнергетике, наличием на таких рынках гарантирующих поставщиков.

Правовое регулирование функционирования розничных рынков электрической энергии осуществляется на основе Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ

' Публикуется в сокращении.

«Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»; Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Не секрет, что нередко проблемы возникают в связи с технологическим присоединением к электрическим сетям, порядком заключения договоров энергоснабжения, осуществлением расчетов за электрическую энергию. Эти и другие актуальные вопросы в сфере электроснабжения затронул в ходе интернет-интервью заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Дмитрий Николаевич Тетушкин.

- 35

— Каковы сегодня наиболее распространенные нарушения на розничных рынках электрической энергии, которые чаще всего выявляет Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве?

— Здесь следует обсудить тему, связанную с двумя видами рынков. Во-первых, это рынки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, а также услуги, неразрывно связанные с передачей электрической энергии, услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям. Во-вторых, рынки, на которых функционируют энергосбытовые компании, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии.

Если брать практику Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве, то основная масса нарушений фиксируется на рынке по передаче электрической энергии и технологическому присоединению. Это естественно-монопольный рынок. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям неразрывно связано с передачей электрической энергии и не образует отдельного вида экономической деятельности, поэтому всегда в решениях эти две услуги, оказываемые сетевыми организациями, рассматриваются в комплексе как относящиеся к одному товарному рынку. Продуктовые границы определяются как рынок услуг по передаче электрической энергии к технологическому присоединению.

В практике имеют место нарушения, связанные с препятствованием перетоку электрической энергии, попытки взыскания средств за переток, за передачу электрической энергии по неустановленному тарифу, квалифицируемые как нарушение порядка ценообразования.

Однако более 90 % работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве в сфере электроэнергетики составляют дела о нарушении антимонопольного законодательства, связанные с нарушением правил технологического присоединения к электрическим сетям. И здесь можно детально остановиться на всех видах правонарушений, которые допускают сетевые организации, ущемляя интересы потребителей.

У обывателей складывается впечатление, что технологическое присоединение — это очень сложно и очень дорого. Однако это не так. В 2004 г. принято постановление Правительства РФ1, которое детально регламентирует процесс технологического присоединения. В нем содержатся ответы на вопросы, куда идти, какой комплект документов нести, в какой срок указанный комплект документов должен рассматриваться. Эти нормы защищают потребителя и позволяют антимонопольному органу достаточно эффективно осуществлять контроль за деятельностью сетевых организаций, защищать права потребителей, хозяйствующих субъектов, которым необходимы услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям.

Если говорить обо всех этих нарушениях, то они, как правило, квалифицируются антимонопольным органом по ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Доминирующее положение вытекает из того, что передача электрической энергии отнесена к сфере деятельности естественных монополий. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

За эти правонарушения предусмотрен оборотный штраф. Статья 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает санкции в размере до 15 % от годовой выручки правонарушителя на рынке, на котором совершено правонарушение.

В чем же может состоять нарушение сетевой организации согласно Правилам технологического присоединения?

1 Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Во-первых, самый простой случай — нарушение сроков рассмотрения заявки о технологическом присоединении. Стандартный случай — 30 дней рассмотрения. Если нет реакции от сетевой организации, то появляются основания для вмешательства антимонопольного органа.

Во-вторых, нарушения, связанные с навязыванием невыгодных условий. Указанный вид правонарушений характеризуется разнообразием.

Так, в практике сетевых организаций встречаются нарушения, связанные с возложением на заявителя обязанностей, не предусмотренных Правилами технологического присоединения. Хотя в Правилах технологического присоединения содержится исчерпывающий перечень документов, которые заявитель должен представить, чтобы присоединить свои энер-гопринимающие устройства к электрической сети, часто сетевые организации требуют дополнительные документы, перекладывают свои обязанности на заявителя. Например, при опосредованном присоединении требование сетевой организации представить документ о согласовании с балансодержателем сети, к которой осуществляется непосредственное присоединение энергопринимающих устройств. Это незаконно. В Правилах технологического присоединения строго определено, что мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.

Распространенными при осуществлении технологического присоединения являются нарушения порядка ценообразования. Здесь тоже очень много возможностей для сетевой организации по злоупотреблению доминирующим положением.

Например, Правилами технологического присоединения предусмотрено, что при определенных условиях размер платы за технологическое присоединение не может быть более 550 руб. Сетевая организация и устанавливает плату в размере 550 руб., при этом договор на технологическое присоединение не содержит каких-либо мероприятий, которые должна выполнить сетевая организация.

Однако в постановлении Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 указано, что плата за технологическое присоединение устанавливается исходя из фактически выполняемых мероприятий по технологическому присоединению, но не более 550 руб. Если в договоре нет мероприятий, которые выпол-

няет организация, то взимание 550 руб. получается незаконным.

Но в таком случае в Управление Федеральной антимонопольной службы, как правило, не обращаются: 550 руб. — небольшая сумма, и потребители, хозяйствующие субъекты, сталкивающиеся с сетевой организацией, счастливы, что за 550 руб. они получают акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничений балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Более распространен случай, когда вместо 550 руб. сетевая организация пытается установить иную плату за технологическое присоединение, например по стандартизированным ставкам.

В данном случае процедура может быть следующей: неправильно определяется точка технологического присоединения. Предельный размер платы в 550 руб. предусмотрен для присоединения энергоп-ринимающих устройств максимальной мощности, не превышающей 15 кВт включительно. Определив точку присоединения за пределами границ участка заявителя, в точке, от которой расходятся сети к нескольким потребителям, сетевая организация суммирует мощности энергопринимающих устройств всех потребителей и получает мощность, превышающую предельную. И потребители, подключая устройства до 15 кВт, вместо 550 руб. получают очень большую плату за технологическое присоединение.

Говоря о практике сетевых организаций, которые осуществляют технологическое присоединение, следует отметить нарушения, связанные с неправильным применением тарифов.

Тарифы на технологическое присоединение являются регулируемыми. Уполномоченным регулирующим органом в Москве выступает Региональная энергетическая комиссия. На официальном сайте РЭК Москвы размещены разъяснения, согласно которым при второй категории надежности МО-ЭСК — крупнейшая в Москве сетевая организация применяет тариф на технологическое присоединение, умноженный на два.

Необходимо пояснить, что действующим законодательством предусмотрены три категории надежности. Третья категория надежности предполагает подключение от одного источника электроснабжения, вторая и первая — от двух источников. Тарифным законодательством предусмотрено суммирование платы за технологическое присоединение к каждому из источников.

В разъяснениях Региональной энергетической комиссии указано, что стандартизированная ставка установлена исходя из второй категории надежности, т. е. в ней учтены затраты на подключение к двум источникам электроснабжения. Таким образом, удвоение размера платы необоснованно.

Следующий момент, на который стоит обратить внимание, — это то, что тарифы на технологическое присоединение, передачу электрической энергии имеют свойство периодически меняться. Тариф, прописываемый в договоре на техническое присоединение, должен соответствовать действующему на момент заключения договора, на момент отправки проекта договора на технологическое присоединение. В 2010 г. распространенной практикой был случай, когда сетевая организация направляла проекты договоров на технологическое присоединение по тарифам прошлого года, т. е., по сути, отправлялся договор с недействующим тарифом — прямое нарушение порядка ценообразования.

Наконец, примером нарушения порядка ценообразования на технологическое присоединение является заключение разных видов предварительных договоров на ликвидацию технических ограничений, суть которых сводится к выполнению мероприятий по технологическому присоединению по договорной цене, а не по цене, установленной регулирующим органом.

Как правило, по такому договору сетевая организация за счет заявителя строит объекты электросетевого хозяйства, а потом еще дополнительно по стандартизированной ставке осуществляет присоединение энергопринимающих устройств заявителя к построенным за счет заявителя электрическим сетям сетевой организации.

Наверное, целесообразно рассказать, как же потребителю или хозяйствующему субъекту действовать в случае, если его права нарушены. Типовая ситуация, когда потребитель получает договор на технологическое присоединение, в котором условия не соответствуют действующим правилам. Самым правильным с точки зрения потребителя, лица, получившего этот договор, — отправить заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес сетевой организации мотивированный отказ от заключения договора с описанием всех тех условий, с которыми он не согласен. Такие действия предписаны постановлением Правительства РФ № 861.

В Правилах технологического присоединения описано, каким образом, в какой срок сетевая ор-

ганизация должна отреагировать на этот мотивированный отказ. Ей на это дается всего 5 рабочих дней. Если 5 рабочих дней не выдерживаются, и сетевая организация продолжает настаивать на невыгодных для потребителя условиях, — это как раз тот момент, когда во взаимоотношения сетевой организации и заявителя может вмешаться антимонопольный орган, возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотреть его, выдать предписание, применить к нарушителю санкции по всей строгости действующего законодательства.

— Дмитрий Николаевич, центральным субъектом розничного рынка становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, т. е. если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен, и обязать таких продавцов к заключению договора нельзя. Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, может ли он обратиться к гарантирующему поставщику?

— Мы настолько увлеклись рынком по передаче электрической энергии и технологическому присоединению, что про сбыт совсем забыли. Рынок сбыта — это отдельный рынок. Для обеспечения прав потребителей электрической энергии на этом рынке функционирует субъект — гарантирующий поставщик, у которого действующим законодательством, в географических границах которых он является гарантирующим, предусмотрена обязанность заключения договора энергоснабжения.

Гарантирующий поставщик может отказать обратившемуся к нему субъекту в заключении договора энергоснабжения только на двух основаниях. Первый случай — отсутствие надлежащего технологического присоединения. И второй случай—если к нему поступает заявка на заключение договора энергоснабжения, в котором точка поставки находится за границами территории, на которой он является гарантирующим поставщиком. Договор энергоснабжения гарантирующего поставщика является публичным. На гарантирующего поставщика возложена большая социальная нагрузка и задача по обслуживанию всех тех, кто не имеет возможности заключить договор с независимыми энергосбытовыми организациями.

Если говорить об энергосбыте, в практике Управления ФАС России по г. Москве в текущем году не было дел, возбужденных, рассмотренных в отношении энергосбытовых организаций, в том числе гарантирующего поставщика. Для сравнения, по сетевым организациям с начала 2011 г. рассмотрено более 20 дел, возбуждено более 40 дел, постоянно возбуждаются все новые и новые дела.

Следует, однако, отметить, что большое количество дел во многом связано не с осознанной недобросовестностью наших субъектов, а с тем, что все-таки у нас очень молодое законодательство: его плохо знают потребители, не до конца прочувствовали и профессиональные участники рынка, и где-то, может быть, не успели перестроиться. Например, нарушения, состоящие в несвоевременном рассмотрении заявки на технологическое присоединение. Это такой организационный и управленческий вопрос, от которого, я думаю, мы достаточно быстро уйдем. В отличие от сетевых организаций сбытовые рассматривают заявки оперативно, у них этот процесс налажен достаточно хорошо. Не помню ни одной жалобы, чтобы гарантирующий поставщик отказал кому-либо в заключении договора энергоснабжения при наличии надлежащим образом оформленного технологического присоединения. В качестве примечания, подтверждением надлежащего технологического присоединения выступают акт о технологическом присоединении и акт о разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые составляются по завершении мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора на технологическое присоединение.

Что касается смены энергосбытовой организации, то, действительно, ее можно сменить, при этом потребитель не освобождается от обязанностей исполнения обязательств с прежней энергосбытовой организацией. А так проблем нет, гарантирующий поставщик всегда заключит договор в зоне своей ответственности при надлежащем технологическом присоединении.

— Как сегодня строятся отношения энергосбытовых компаний с товариществами собственников жилья и управляющими компаниями? Какие возникают проблемы в ходе этого взаимодействия?

— Проблемы взаимодействия с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, гражданами в случае непосредственного

способа управления часто возникают у ресурсос-набжающих организаций. Это касается не только энергоснабжения, но и других коммунальных услуг, которые оказывает управляющая компания. Большинство проблем связано с особенностями, которые предусмотрены жилищным законодательством, регулирующим указанные правоотношения. В настоящее время действуют Правила оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ2, в которых п. 15 регламентировано, что в случае заключения ресурсоснабжающей организацией договора на поставку коммунальных ресурсов с управляющей компанией, с ТСЖ, ЖСК или кооперативом, условия договора должны соответствовать условиям договора, на которых управляющая компания имеет договоры с потребителями, населением. Эти договоры предусматривают особый порядок расчетов, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 307, особый порядок ограничения оказания услуг и т. д. Основная проблема, которая возникает, заключается в том, что дополнительные требования, устанавливаемые жилищным законодательством, часто ресурсоснабжающими организациями не учитываются. Если четко следовать нормам жилищного законодательства, то проблем быть не должно.

—На официальном сайте ФАС России было опубликовано разъяснение по применению правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики от 29.01.2008г. Указанное разъяснение гласит, что прямой договор энергоснабжения с гражданином — потребителем гарантирующий поставщик может заключить лишь тогда, когда гражданин осуществляет не-посредственноеуправление домом или ведет садоводческое хозяйство индивидуально, обеспечивая при этом раздельный учет объемов потребления электрической энергии между индивидуальным садоводческим участком и садоводческим товариществом. Актуально ли данное разъяснение на сегодняшний день и может ли гражданин, проживающий в доме, в котором функционирует исполнитель коммунальных услуг, претендовать на заключение прямого договора энергоснабжения сресурсоснабжающей организацией? Вправе ли такая организация отказать в заключении дого-

2 Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

- 39

вора со ссылкой на жилищное законодательство и разъяснения ФАС России?

— Это проблема лежит в плоскости применения жилищного законодательства, с которым ресурсоснабжающая организация не так тесно связана, не так знакома, как с профильным законодательством. Нормами действующего законодательства предусмотрены три способа управления. Это непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья, жилищностроительным кооперативом, иным объединением собственников, а также управление управляющей организацией. В случае непосредственного способа управления здесь не возникает никаких вопросов и проблем в том плане, что граждане сами напрямую заключают прямые договоры, возмещая свои расходы на коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

В случае с выбором управляющей организации по договору управления, который заключается со всеми собственниками помещений на одинаковых условиях, предусмотрено оказание коммунальных услуг электроснабжения. Указанная услуга является одной из коммунальных услуг, и поэтому получается, что исполнителем коммунальной услуги электроснабжения выступает управляющая компания, которая приобретает коммунальный ресурс — электрическую энергию у ресурсоснабжающей, в данном случае электросбытовой организации.

В новых Правилах оказания коммунальных услуг, утвержденных в 2011 г. постановлением Правительства РФ3, в п. 18 для собственников нежилых помещений предусмотрено право заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунального ресурса в части его индивидуального потребления. При этом делается оговорка, что это не освобождает собственника помещений от обязанности заключить договор с управляющей организацией для того, чтобы компенсировать ей расходы коммунальных ресурсов, которые расходуются на общедомовые нужды.

Средства, полученные управляющей компанией от собственников помещений, далее перечисляются ресурсоснабжающей организации.

Вместе с тем как в Москве, так и в других регионах распространены прямые договоры энергоснаб-

3 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

жения. Они не в полной мере соответствуют Правилам оказания коммунальных услуг. Энергосбытовые компании осуществляют взаимоотношения непосредственно с потребителями, используют показания индивидуальных приборов учета и возникают проблемы возмещения расходов на общедомовое потребление. Граждане, являясь собственниками какого-то помещения в многоквартирном доме, одновременно являются и собственниками общедомовых сетей. В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений несут бремя содержания общего имущества, включая потери в этих сетях, электричество на освещение мест общего пользования.

Потребление электрической энергии в местах общего пользования должно оплачиваться в рамках коммунальной услуги электроснабжения. Объем общедомового потребления в общем случае находится как разница между показаниями общедомового прибора учета электрической энергии и суммарным потреблением индивидуальных счетчиков. За индивидуальное потребление мы можем рассчитываться с энергосбытовой организацией по индивидуальным приборам учета. Однако всем потребителям хочется напомнить, что общедомовое имущество — это тоже их имущество, и нести бремя его содержания — их прямая обязанность. Что касается общедомового потребления, то от управляющей организации они никуда не уйдут, и все равно будут должны оплатить этот объем потребленной электрической энергии.

—Какова сегодня конкуренция на розничных рынках электроэнергии по городу Москве?

— В период реформирования Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве проводит ежегодный анализ конкурентной среды на розничных рынках. Как правило, в апреле сводится информация за предшествующий год. Соответственно, итоговый анализ по результатам 2011 г. будет готов в апреле 2012 г. Если говорить о 2010 г., то на розничном рынке электроснабжения московского региона два товарных рынка, ограниченных территориями деятельности двух разных гарантирующих поставщиков. Один гарантирующий поставщик действует в границах сетей балансовой принадлежности ОАО «РЖД». Ранее он назывался ООО «РусэнергосбытМ», сейчас — ООО «Энерго-сбытхолдинг». Второй гарантирующий поставщик, который действует на территории оставшейся части города Москвы, — это ОАО «Мосэнергосбыт». На

обоих рынках гарантирующие поставщики занимают доминирующее положение. В Москве у энергосбытовых организаций очень большая доля.

Что касается перспектив, количество энергосбытовых организаций на рынке будет расти с каждым годом. Доля гарантирующих поставщиков будет снижаться. Вероятно, что через какой-то промежуток времени придем к ситуации, когда будет актуальным конкурс по выбору гарантирующего поставщика и по его смене, но сейчас эта ситуация точно не назрела.

Тем не менее реформирование электрической энергии направлено на то, чтобы конкуренция развивалась, на рынке появлялись новые энергосбытовые организации. Они по сравнению с гарантирующим поставщиком оказываются в более выгодном положении, так как не связаны нормами публичного договора и их цены полностью нерегулируемы.

Для гарантирующего поставщика тариф состоит из четырех составляющих. И для всех этих составляющих имеется строго определенный порядок их определения. Независимый энергосбыт полностью свободен в выставлении тарифов. Сейчас наметилась тенденция, что наиболее крупные потребители электрической энергии либо обращаются к услугам независимого энергосбыта, чтобы снизить свои расходы на электрическую энергию, либо сами выходят на оптовый рынок, уходя с розницы и значительно снижая свои издержки на приобретаемую электрическую энергию.

— Насколько сегодня по Москве актуальна проблема, когда потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности)?

— Надо иметь в виду, что Москва в плане розничного рынка — это несколько иной рынок по своей структуре, чем какие-либо другие региональные рынки. Здесь очень большую долю рынка составляют население и группы, приравненные к населению. Вместе с тем основные тенденции на рынке будут повторяться, как я уже ранее обозначил. На рынок будет выходить независимый энергосбыт, первоначально именно с целью подключения по более выгодным тарифам крупных производственных потребителей. В Москве процесс идет такой же, как и в целом по стране.

— Какие существуют сегодня барьеры при входе на рынок, выявленные Управлением ФАС России по г. Москве?

— Барьеров при входе на рынок, именно в плане энергосбыта, сегодня практически нет. Если говорить об естественных монополиях, то здесь вообще не логично говорить о каких-либо барьерах.

—Насколько в настоящее время сохраняется необходимость разработки новых и совершенствования действующих нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, устанавливающих в том числе правила проведения очередных и внеочередных конкурсов по присвоению статуса гарантирующего поставщика в целях создания предпосылок для развития конкуренции на первом этапе за статус гарантирующего поставщика?

— Мы должны прийти к тому, что гарантирующие поставщики должны будут выбираться по конкурсу. Это должен быть конкурентный отбор. Говорить о том, что именно для розничного рынка Москвы есть сегодня острая потребность каких-либо изменений законодательства в вопросе выбора гарантирующего поставщика, наверное, не приходится. Когда появятся предпосылки, создадутся условия, в которых возможна будет конкуренция за статус гарантирующего поставщика, такая необходимость, наверное, появится. К этому моменту, думаю, можно будет присмотреться к опыту других регионов и сделать свои выводы.

— Какое постановление или положение регулирует ценообразование для конечных потребителей — юридических лиц вообще на сегодняшний день?

— Правовое регулирование функционирования розничных рынков электрической энергии осуществляется на основе Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»; Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.

— При каких условиях покупатель, имеющий заключенный договор с гарантирующим поставщиком, может перейти на обслуживание к энергосбытовой организации? В каких случаях гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения?

— Основным случаем, когда прекращаются отношения по договору энергоснабжения и возникают препятствия для перехода к другому энергосбыту, является невыполнение своих обязанностей потребителем. То есть неоплата электрической энергии, как правило, является основанием, не позволяющим перейти к другому энергосбыту. Чтобы энергосбыт был способен выполнять свои обязательства перед потребителем, у него должны быть урегулированы вопросы передачи электрической энергии, т. е. энергосбыт, с которым заключается договор, должен быть способен выполнить свои обязательства перед потребителем.

—Какие организации поставляют потребителям электрическую энергию по регулируемым ценам (тарифам)?

— Есть перечень тарифов, в отношении которых ведется регулирование. Полностью регулируемыми являются тарифы для населения и для групп, приравненных к населению. Иные группы потребителей приобретают электрическую энергию по нерегулируемым тарифам. Более того,

если это независимый энергосбыт, то стоимость электрической энергии определяется договором купли-продажи электрической энергии. А если это гарантирующий поставщик, то его цена включает четыре составляющие. Первая составляющая — это плата за услуги инфраструктурных организаций на оптовом рынке — это тоже разновидность естественно-монопольного вида деятельности. Эта часть регулируемая. Вторая составляющая — это плата за передачу электрической энергии — тоже регулируемый тариф. Третья составляющая — это сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, она тоже регулируется в установленном порядке. Четвертая составляющая, которая позволяет говорить, что тариф нерегулируемый, — это средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке.

—Дмитрий Николаевич, спасибо Вам большое за подробные и исчерпывающие ответы. Желаем Вам успехов в вашей профессиональной деятельности и в борьбе со всеми злоупотреблениями, которые возникают с сфере энергоснабжения!

— Спасибо большое! Я тоже надеюсь, что энергоснабжение будет надежным, что у потребителей не будет возникать проблем с бесперебойным получением электрической энергии.

Вела интервью Наталия Карпунина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.