Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ'

ПРОБЛЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МАЛЫЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Парафейник Ю.Е., Табунов Е.С.

Проблемы нематериального этнокультурного наследия малых городов скрываются зачастую в наследии абсолютно материальном. Логистика, кадры, материалы определяют образ жизни людей больших и малых городов. Лозунгом развития уличных пространств могут стать слова В.В.Маяковского: “Улицы - наши кисти. Площади - наши палитры. На улицы, футуристы, барабанщики и поэты”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Парафейник Ю.Е., Табунов Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTANGIBLE ETHNO-CULTURAL HERITAGE ON THE EXAMPLE OF SMALL TOWNS

The problems of the intangible ethno-cultural heritage of small towns are often hidden in an absolutely material heritage. Logistics, personnel, materials determine the lifestyle of people in large and small cities. The slogan of the development of street spaces can be the words of V.V.Mayakovsky: “The streets are our brushes. Squares are our palettes. To the streets, futurists, drummers and poets.”

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ»

Проблемы нематериального этнокультурного наследия на примере малых городов

Парафейник Юрий Евгеньевич

аспирант, Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации, s-zce@mail.ru

Табунов Евгений Сергеевич

аспирант, Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации

Проблемы нематериального этнокультурного наследия малых городов скрываются зачастую в наследии абсолютно материальном. Логистика, кадры, материалы определяют образ жизни людей больших и малых городов. Лозунгом развития уличных пространств могут стать слова В.В.Маяковского: "Улицы - наши кисти. Площади - наши палитры. На улицы, футуристы, барабанщики и поэты". Ключевые слова: этнокультурное наследие, малые города.

СО CS

о

CS

О Ш

m

X

<

m О X X

В стенах древнего Казанского Кремля на гостеприимной земле республики Татарстан в апреле 2023 г. прошла XII конференция, посвященная вопросам потенциала историко-культурного наследия нашей страны. Опыт приволжского федерального округа и людей, которые его возглавляют ценен тем, что проблемы, связанные с сохранением исторических зданий, они превратили в свое преимущество. Памятники ЮНЕСКО Казанский Кремль, Успенский собор (Свияжск) и Древний город Болгар стали центрами притяжения для внутреннего туризма. Вера в свое наследие, подкрепленная инвестициями в реставрацию, увеличили количество посетивших эти места туристов более чем в 20 раз. Туризм волнообразно дал новый импульс для развития ремесел и нематериальной этнокультуры этих мест. Посещая Татарстан, мы говорим о театральных премьерах, видим команды спортсменов из различных стран, обсуждаем особенности гастротуризма. КФУ открыт не только для студентов, но и для всех гостей республики. Мы можем любоваться исторической архитектурой соразмерной человеку. Доступ на территорию практически всех исторических зданий открыт для туристов круглосуточно. Отвечая на вопрос, когда закрывается территория Казанского Кремля гиды удивляются, отвечая вопросом на вопрос: а зачем что-то закрывать ведь это все отреставрировано и работает для людей. Культурная столица Санкт-Петербург не может похвастать чистотой улиц, доступностью Петропавловской крепости в любое время суток или возможностью побродить для туриста среди зданий Двенадцати коллегий. Мы жители северо-запада с хорошим чувством зависти смотрим на успехи наших коллег из республики Татарстан на территории которой проживает более 100 народностей. Весной этого года открывая конференцию, посвященную новому экономическому порядку, приуроченную к 65-летию факультета МГИМО МИД РФ ректор А.В. Торкунов отметил: "что в этом году объявленном годом педагога и наставника мы должны обратить особое внимание на наших учителей. Часто слышим от старшего поколения профессоров, что "деревья умирают стоя", но в наших силах сохранить их максимально долго для передачи опыта будущим поколениям".

Определяя основные термины необходимо обратить внимание на официальную составляющую, где под нематериальным этнокультурным наследием - понимают совокупность присущих этническим общностям на определенной территории духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения (Ст.4 ФЗ от 20 октября 2022 г. № 402-ФЗ "О нематериальном этнокультурном достоянии РФ"). На бытовом уровне можно говорить о предмете исследования как об образе жизни на определенной территории. Проблема - это наше знание о незнании, когда есть вопросы, но нет однозначного ответа что делать, кроме этого некоторые предположения о неизвестном, как можно решить сложившуюся на практике ситуацию. Под опытом для целей статьи понимаются знания, приобретённые в процессе музейной работы, профессиональной деятельности, участия в презентационных событиях знания. Опыт - это совокупность знаний в процессе исполнения

требований ФЗ о нематериальном наследии, основанная на том как решались и решаются похожие ситуации.

Угрозы и вызовы нематериальному этнокультурному наследию:

Неконкурентоспособность народной культуры. Как пример это ремесленные традиции Вологодской области. Отсутствие материалов нужного качества в нужном объеме по справедливой цене. В Череповце металлургический комбинат, но металл дорогой, ткани сами не изготавливают, лен закупается за валюту в Беларуси, керамика - глазури и пигменты импортные, стоимость привязана к курсу валют. Дерево на севере в избытке, но практически территория области накрыта национальным парком где вырубка запрещена. Там, где разрешена рубка, лес идет на экспорт, что остается - ненадлежащего качества из-за дороговизны естественной сушки или электросушилок.

На территории области более всего представлены ремесла, связанные с деревом - изготовление деревянных предметов, резьба, роспись; с тканями - кружевоплетение, вышивка, изготовление тканых предметов (куклы, лоскутное шитье); керамическое производство. В настоящее время ремесел в «чистом виде» на территории Вологодской области не существует. С течением времени практически все сохранившиеся виды ремесел в той или иной степени претерпели изменения. Мастера вологодской области испытывают сложности с поставкой древесины надлежащего качества. Есть такая поговорка: «Кабы не лыко да береста, и мужик бы развалился». По словам мастера по пошиву карбасов. "Есть силы работать, а материала нет".

Роспись. На территории современной Вологодской области широко бытовали росписи в свободно-кистевой манере, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Мастера расписывали заборки, двери, мебель, прялки. Проблема с материалами и закрытием лакокрасочных заводов в России. Российские дилеры жалуются, что могут потерять все колеро-вочное оборудование, поскольку без продления лицензии на ПО оно превратится «в кирпич». Краски в России останутся, но колеровать их будет не на чем.

Кружевоплетение - традиции плетения кружева могут исчезнуть т.к. у народного промысла уменьшается количество мастеров. Высокая трудозатратность и низкая конкурентоспособность из-за цены на готовые изделия.

Гончарство на территории Вологодской области развивалось в виде небольших локальных центров, т. к. мастерам требуется хорошая глина неподалеку от места их проживания. Проблемы связаны с тем, что гончарный и изразцовый промысел как правило семейный. Дети уезжают из области на заработки в города миллионники. Мастера испытывают дефицит с подмастерьями из-за распространения пьянства. Власти муниципальных образований за право торговать гончарными изделиями на туристических маршрутах заставляют оказывать мастеров спонсорскую помощь на благоустройство территории и не только.

Самым незначительно развитым видом промыслов в Вологодской области является промысел валяльный. Мастер Сайкин изготавливает валенки полностью вручную, они теплы, легки и удобны. Валенки, изготовленные старинным способом, пользуются спросом у туристов. Для местного населения изделия дороги при уровне их доходов.

Изготавливают на территории области оригинальные кондитерские изделия. Места продажи ограничены примерное соотношение 1:10 продуктов локальных производителей и федеральных сетей. Стоимость местных кондитерских изделий в оригинальной упаковке минимум в 2.5 раза выше продукции федеральных сетей.

Деградация социально-культурной и бытовой инфраструктуры. Отсутствие в необходимом объеме малых архитектурных форм показывающих самобытность мест: колодцы, деревянные скульптуры, поклонные кресты, дороговизна локальных продуктов питания (прим. картошка привозится из Египта, рыба в озерный и речной край привозится мороженная из Москвы).

Снижение и исчезновение интереса к сохранению культурной памяти, как чему-то не модному, не крутому в понимании молодежи. Устное словесное и музыкальное этнокультурное наследие (фольклор) и подготовка кадров.

Поколение носителей народных музыкальных этнокультурных традиций, физически стареет и умирает. Обследование территорий области научными экспедициями на предмет фольклора не проводится. Самодеятельная экспедиционная работа, ведется на местах людьми, не имеющими специальной подготовки в области фольклора и этнографии. Низкий образовательный уровень имеющихся кадров. Работники, занимающиеся разработкой проблематики традиционной культуры, не владеют не только теорией этнокультурного наследия и методами освоения и восстановления народных традиций, но даже элементарными знаниями специфики предмета, с которым им приходится иметь дело. Они не могут не только грамотно провести экспедиционные исследования, но и обработать полученные результаты, провести реконструктивные работы и включить имеющиеся материалы практическую деятельность. Проблема кадров и низкий уровень информационно-методического обеспечения проводимых работ, приводят к разрозненности действий учреждений и организаций различной ведомственной подчиненности, отсутствию единого центра, способного обеспечить взаимодействие научно-исследовательского, учебно-методического и практического направлений.

Исчезновение социальной потребности в сохранении предметов материального быта и увлечение 3D технологиями и оцифровкой этнокультурных объектов.

Проблема юридическая: отсутствие правового статуса имеющихся коллекций, постановки их на государственный учет и специального контроля за их целостностью. Собранные материалы не всегда оформляются в коллекции и не обрабатываются для их дальнейшего использования. Уникальные по своей историко-этнографической, национально-культурной ценности материалы теряют гарантии сохранности, подвергаются опасности полной или частичной утраты. Общественный, как правило, или даже основанный на личном интересе характер собирательской работы обуславливает неопределенность дальнейшей судьбы коллекций в случае возможной реорганизации учреждения или ухода из него людей, заинтересованных в сохранности собранных материалов.

Отсутствие поддержки и содействия в развитии творческих индустрий и креативного предпринимательства в регионе. Создание проблем с оформлением исходно-разрешительной документации для проведения мастер классов, квестов, фестивалей, образовательных программ. Запрет на занятие скотоводством на землях ИЖС, которые находятся на берегах водоемов. В малых городах при наличии свободных земель практически невозможно покататься верхом на лошади или проехать телеге или карете. Запрещено перемещение с луком и стрелами по территории города. Сокращение деятельности, связанной с рекой: запрет на пользование традиционными деревянными лодками с мотором на территории нац. парков, запрет на сезонную рыбную ловлю, как результат браконьерство. Боязнь приезжих приводит к тому что в отелях готовят из рыбных консервов, а излишки рыбы выбрасывают, чтобы не быть пойманными. Запрет на устройство деревянных прича-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

лов и сходней в озеро, заиливание и отсутствие чистки водоемов со стороны администрации нац. Парков, запрет вырубать ивняк по берегам приводит к заболачиванию и замусориванию берегов.

Проблема экономическая, связанная с презентацией традиционных укладов жизни и представлений через проведение праздников, фестивалей. Созданы экскурсионные программы в Центрах традиционной народной культуры. Практический пример: на территории Вологодской области ежегодно проводятся фольклорные праздники и фестивали (Международный фестиваль народных промыслов «Голос ремёсел», Межрегиональный фольклорный фестиваль «Деревня -душа России», Межрегиональный фестиваль вепсской культуры «Древо жизни», Областной фольклорный праздник «Живая старина»). Например, в национальной деревне «Пожарище» население до сих пор не забыло старинные трудовые занятия и обряды. Местные жители знакомят с крестьянским укладом гостей, учат вышивать и ткать древнейшие орнаментальные узоры, косить и жать. Всё это происходит в естественной обстановке живого общения. На практике у ремесленников и у городской власти позиции различны: одни требуют сохранить бюджет и оргкомитет фестиваля, вторые - выступать за еду, сократить расходы, провести фестиваль бесплатно и полностью сохранить содержательную часть программы «Резной палисад» с вывесками с перечислением "всех непричастных".

Износ исторической застройки и ограничение проведения работ по капитальному ремонту домов. Необоснованные штрафы за ремонт и запрет на подвоз строительного материала к месту ремонтных работ. Запрет использования местных сыпучих смесей (песка, щебня, супеси, торфа) основываясь на том, что это территория нацпарка. Как результат профессиональная деградация мастеров из-за отсутствия заказов, материалов нужного качества, инструмента. Как пример работы по реставрации Кирилло-Белозерского монастыря выполняли приезжие бригады из Москвы. Практически нет местных мастеров в сфере услуг, пример. парикмахеров.

Практический пример: проект «Формирование комфортной городской среды» часть национального проекта «Жилье и городская среда». Для оценки качества материальной среды и условий её формирования используются индексы нематериального наследия: идентичность и разнообразие. Проблемы презентации области связаны с практикой реализации положений программы. Из столицы в регион приезжает Федеральный инспектор, который как правило взаимодействует с главным архитектором города, доносит ему популярно задачу. Он в свою очередь используя метафоры "мало воздуха" (когда нужно за счет средств инвестора повысить показатели области) и «найдена прекрасная мера» (когда предприниматели, замученные отказами в согласовании градостроительного облика, соглашаются на дополнительные обременения) добивается решения поставленных задач.

Угроза утраты исторически ценного городского ландшафта. Его уничтожение при выполнении дорожных СМР, прокладке коммуникаций самым дешевым и низкокачественным способом, установка бетонных электрических столбов в зонах охраняемого ландшафта, монтаж кондиционеров и иного оборудования на исторических зданиях администраций и профильных городских комитетов. Устройство стационарных свалок в центре города и отсутствие урн и баков для временного хранения отходов. Отсутствие инициатив местной власти по вовлечению в хозяйственный оборот территорий пустырей и иных свободных неблагоустроенных пространств. Критическое уменьшение количества гостиниц, кафе и коммунально-бытовых центров. Невозможность для приезжих туристов найти свободные открытые места для обеда и ужина в выход-

ные дни. Практический пример: благотворительная программа «Музеи Русского Севера». В 2023 году, после двухлетнего перерыва в реализации очных событий, пройдут выездные стажировки для музейных сотрудников. Участники сотрудники государственных, муниципальных музеев, галерей художественного профиля, музеев иных профильных групп, обладающих художественными собраниями из 12 регионов действия программы.

Стажировочные площадки:

Музей «Семёнково». Программа стажировки «Документ. Музей. Продукт: к вопросу о способах презентации нематериального культурного наследия в музее» предполагает знакомство с музеем «Семёнково» и опытом по интерпретации нематериального культурного наследия. Формат занятий: от лекционных форм и участия в интерактивных программах до тренингов и практических занятий.

Музей-заповедник «Кижи». Программа стажировки «Ассамблея музейных знаний» предполагает знакомство с опытом музея через семь тематических блоков, в каждом из которых узнают о практиках музея по направлениям. В части нематериального культурного наследия блок: «Музей разный» посвященный организации событийных мероприятий в музее, особенностям проведения тематических программ для разных категорий посетителей, театрализации как способе презентации культурного наследия.

Вывод: Спонсор программы крупное промышленное предприятие меняющее экологию территории, когда зимой реки не замерзают даже в мороз, в воздухе присутствуют выбросы нарушающие предельно допустимые параметры по факторам окружающей среды. Напоминание ему о социальной ответственности через психологическое насилие ведет к выделению средств на организацию презентаций нематериального наследия.

Реализация культурно просветительских и культурно образовательных проектов. Сокращение количества национальных образовательных учреждений, ориентация на дополнительное образование за деньги. Программы перегружены европейской калькированной терминологией. Происходит отказ от общения на классическом русском языке, который мы можем услышать только от гидов. Внедрение псевдо образовательных гадже-тов, как пример 3D ручки. Вместо обучения практическим навыкам труда, пример советской системы изготовление срубов дома, жестяных совков, молотков с использованием станков и инструмента.

Отсутствие поддержки и содействия местных общественных инициатив. Использование населения как ресурса бесплатной рабочей силы при благоустройстве городских территорий на которые выделены бюджетные средства и машино-часы уборочной техники.

Отказ от расширения присутствия культурной повестки в информационной среде. Ориентация на публикацию официальных бюрократических документов. Проведение номинальных мероприятий по разнарядке районной администрации без наличия содержательной части и учета региональных этнокультурных особенностей.

Подводя итоги: за 30 постсоветских лет в России исчезло около 200 народных художественных промыслов (НХП). Государство поддерживает их точечно. Минпромторг РФ предлагает внедрить госстандарт, в соответствии с которым помощь получат до 100 предприятий, а тысячи носителей нематериального и материального наследия разорятся или будут закрыты отказавшись оформить статус самозанятых. Для страны важно перед внешними вызовами сохранять свой традиционный уклад жизни. Сегодня снижая административные

барьеры для тех, кто занят народным творчеством необходимо законодательно освободить их от уплаты налоговых сборов за занятия по популяризации нематериального этнокультурного наследия, запретить взимание штрафов на муниципальном уровне т.к. происходит это традиционно по разнарядке для выполнения плановых показателей.

Литература

1. Ильин И.: О возрождении и обновлении России. Части 1 и 2. Институт наследия. М., 2021 г., 786 с.

2. Национальное культурное наследие России. Региональный аспект. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.М. Артамоновой, В.И. Ионесова, М.В. Курмаева. Самара, Издательство: Самарский государственный институт культуры, 2020 г. 300 с.

3. Поляков Т.: Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. Институт наследия. М., 2019 г. 592 с.

4. Энциклопедия нематериального культурного наследия России. Посвящается Году культурного наследия. Институт наследия. М.,2022 г., 576 с.

Problems of intangible ethno-cultural heritage on the example of small towns Parafeinik Yu.E., Tabunov E.S.

St. Petersburg Institute of Arts and Restoration JEL classification: L61, L74, R53

The problems of the intangible ethno-cultural heritage of small towns are often hidden in an absolutely material heritage. Logistics, personnel, materials determine the lifestyle of people in large and small cities. The slogan of the development of street spaces can be the words of V.V.Mayakovsky: "The streets are our brushes. Squares are our palettes. To the streets, futurists, drummers and poets." Keywords: Ethnocultural Heritage, Towns. References

1. Ilyin I.: On the revival and renewal of Russia. Parts 1 and 2. Heritage Institute. M.,

2021, 786 p.

2. National cultural heritage of Russia. Regional aspect. Materials of the VIII All-

Russian Scientific and Practical Conference. Edited by L.M. Artamonova, V.I. Ionesova, M.V. Kurmaev. Samara, Publisher: Samara State Institute of Culture, 2020 300 p.

3. Polyakov T.: Museum exposition: methods and technologies of cultural heritage

actualization. Heritage Institute. M., 2019. 592 p.

4. Encyclopedia of the intangible cultural heritage of Russia. Dedicated to the Year of

Cultural Heritage. Heritage Institute. M., 2022, 576 p.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.