УДК 728.5
Степанчук А.В. - ассистент, научный сотрудник Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск»
E-mail: alena.stepanchuk@rambler.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
ТРАДИЦИОННАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СВИЯЖСКА
В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
НА ОСТРОВЕ-ГРАДЕ СВИЯЖСК
АННОТАЦИЯ
Малый исторический город Свияжск относится к сложным социо-природно-культурным объектам наследия. Оживление процесса возрождения Свияжска, происходящее сегодня, актуализирует исследования по выявлению возможностей этого комплексного объекта, с помощью которых можно не только возродить социум, но и сделать его общность с культурным и природным наследием мировым достоянием. Одним из условий возрождения социума Свияжска как части культурного ландшафта является сохранение нематериального культурного наследия.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурный ландшафт, звуковой ландшафт, нематериальное культурное наследие, этнографический комплекс, ремесла.
Stepanchuk A.V. - assistant, research scientist of the State historian-architectural and art museum «Ostrov-grad Sviyazhsk»
Kazan State University of Architecture and Engineering
SVIYAZHSK POPULATION'S TRADITIONAL ACTIVITIES
IN THE CONTEXT OF CREATION AND DEVELOPMENT OF SVIYAZHSK-ISLAND' S
ETHNOGRAPHICAL COMPLEX
ABSTRACT
Small historical town Sviyazhsk is a complex socio-natural-cultural heritage object. Reanimation of the Sviyazhsk revival process, which is going now, making research of this complex object's potential more actual. Using the Sviyazhsk's potential it's possible not only to revive the society of the island, but to make its community with a cultural and natural heritage world property. Preservation of an intangible heritage is one of the conditions to revive Sviyazhsk's society as a part of cultural landscape.
KEYWORDS: cultural landscape, sound landscape, intangible heritage, ethnographical complex,
crafts.
Малый исторический город Свияжск, оказавший влияние на развитие духовной и материальной культуры в регионе Среднего Поволжья, является подлинной сокровищницей истории и архитектуры эпохи русского средневековья.
Расположение острова (в акватории реки Свияги и Свияжского залива) позволяет разномасштабно воспринимать его художественный облик в радиусе 25 км. Изначально задуманный как город-крепость XVI века, Свияжск относится к сложным социо-природно-культурным объектам наследия, обладающим феноменальным качеством триединства художественно-архитектурных, природных и социокультурных качеств. Характерными представителями такого вида наследия являются Валаам, Углич, Суздаль, Переяславль Залесский и другие.
В своем историческом развитии Свияжск прошел этапы взлета и расцвета (XVIII-XIX вв.), падения и утрат (XX в.). В 1917 году в нем были мужской Успенский монастырь, где проживали более 90 монахов, и женский Иоанно-Предтеченский монастырь, содержавший около 400 монахинь, на его территории действовали 12 церквей и жили более 3000 горожан. Свияжск, имевший герб, устав, казну, городского голову и Думу, был компактным, но самодостаточным, красивым и ухоженным городом. Он жил паломничеством, ремеслами, торговлей, ярмарками, коневодством, обслуживанием извозов и постоялыми дворами, производством и переработкой сельхозпродукции, садоводством. В нем было 70
магазинов и торговых лавок, более 30 трактиров и домашних столовых. Мощеные улицы освещались 80 керосиновыми фонарями [1].
Уровень культуры и образованности населения Свияжска был достаточно высок. В городе функционировали три школы: городская, приходская, иконописная; работали три училища: ремесленное мужское, ремесленное женское и духовное при Успенском монастыре. В детском приюте дети из бедных семей, помимо образования, получали первичные навыки ремесла: мальчики -переплетного дела, девочки - рукоделия.
Упадок Свияжска начался в 1924 году - монастыри были упразднены советской властью, на их территориях были организованы совхозы. В 30-х годах было разрушено 6 церквей. До 1953 года на территории Успенского монастыря размещались учреждения ГУЛАГа, до 1993 года -психоневрологический диспансер.
Самыми трагическими стали 1953-1957 годы, когда город затапливался Куйбышевским водохранилищем. Жителей вынуждали покидать родные места, было вывезено 18 организаций. С появлением изолированности острова до 2-2,5 месяцев в году обозначилась устойчивая тенденция окончательного разрушения ранее хорошо сложенной хозяйственно-экономической жизни. Резкое падение интенсивности использования территории города, когда плотность населения упала по сравнению с 1953 годом в 10 раз, искусственное уничтожение застройки в 1953-1957 годы, исчезновение городских функций и образа жизни привело к перерождению городской среды в сельскую. Вместе с утратой 6 уникальных памятников церковной архитектуры это значительно снизило ценность культурного ландшафта и почти полностью уничтожило социум Свияжска.
Оживление процесса возрождения Свияжска, происходящее сегодня, актуализирует исследования по выявлению возможностей этого комплексного объекта, с помощью которых можно не только возродить социум, но и сделать его общность с культурным и природным наследием мировым достоянием.
Сегодня отраслевой подход к наследию, жестко разделяющий природу и культуру и предлагающий различные системы сохранения их основных ценностей, в значительной мере себя исчерпал. С начала 1990-х годов в мире особое внимание уделяется культурным ландшафтам как особому типу наследия. В руководящих документах ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии появляется понятие «культурный ландшафт», который понимается как результат совместного творчества человека и природы.
В исследованиях РНИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва (Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова, Р.Ф. Туровский) культурный ландшафт рассматривается как «... совместное произведение человека и природы, представляющее собой сложную систему материальных и духовных ценностей, обладающих высокой степенью экологической, исторической и культурологической информативности». Культурный ландшафт - это «...природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящий из характерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности» [2].
В 2000-е годы ученые Казанского государственного архитектурно-строительного университета В.Н. Куприянов, Т.П. Копсова и И.Н. Агишева разработали модель детальной комплексной оценки сложных социо-природно-культурных объектов. Потенциал культурного ландшафта рассматривается ими как модельная структура, состоящая из трех элементов: группы дифференцированных качеств (художественно-эстетические, социокультурные и природные качества); группы интегрированных качеств; уровней значимости (рангов) [3].
Согласно Е.Д. Андреевой из РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, еще одной важной составляющей культурного ландшафта является «звуковой ландшафт - целостная акустическая среда, свойственная той или иной культурной территории. Это совокупность звуковых реалий, сопровождающих повседневную жизнедеятельность человека, которая характеризует каждый определенный тип культурной территории» [4].
Звуковой ландшафт - одна из форм выражения нематериального культурного наследия, неразрывно связанного с социумом культурного ландшафта: «устных традиций, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительского искусства; обычаев, обрядов, празднеств; знаний и обычаев, относящихся к природе и вселенной; знаний и навыков, связанных с традиционными ремеслами» [5].
Очевидно, что возрождение культурного ландшафта Свияжска невозможно без возрождения разрушенного и деградированного социума. Для полноценной жизнедеятельности социума необходимо возрождение утраченной материальной основы быта. Сегодня этим процессом начал заниматься Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры РТ «Возрождение» под руководством первого президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева.
Кроме материальной стороны жизни людей, есть еще и не менее важная нематериальная. Государственным историко-архитектурным и художественным музеем «Остров-град Свияжск» разрабатывается концепция создания Этнографического комплекса на острове, основная задача которого - возрождение и развитие материального и нематериального социокультурного наследия Свияжска и передача его следующим поколениям.
В зарубежной практике существуют разные формы демонстрации этнокультурного наследия:
- этнографические музеи, парки-музеи и музеи-заповедники под открытым небом, в которых собраны традиционные здания, перевезенные из других мест без организации проживания туристов на территории (например, Эстонский государственный парк-музей под открытым небом Рокка-аль-Маре (1957 год) [6], Латвийский этнографический музей под открытым небом (Рига, 1928 год) (рис. 3) [7], Приморский музей под открытым небом, посвященный сохранению истории рыболовства (Вентспилс, Латвия, 1954 год) [8], Парк-музей Skansen (Стокгольм, Швеция, 1891 год) [9], Музей деревни Орава в Словакии [10] и др.);
- так называемые «этнографические деревни» (ethno village), «исторические деревни» (historical village), «деревни наследия» (heritage village), некоторые из которых рассчитаны на длительное пребывание туристов с организацией проживания на территории. При этом здания в таких объектах как традиционные, перевезенные из других районов, так и воссозданные (например, Этнографическая деревня Станишики (Босния и Герцеговина) [11], комплекс Музея старинных народных промыслов и технологий «Дудутки» (Белоруссия, Минская область) [12], Швейцарская историческая деревня (New Glarus, Wisconsin) [13], Усадьба пономаря или отель Klockargеrden (X4llberg, Швеция) (рис. 1) [14] и другие).
В России этнографическое наследие экспозиционируется, в основном, в этнографических музеях (Российский этнографический музей (Санкт-Петербург); Музей истории художественных промыслов (Нижегородская область); Ненецкий краеведческий музей (Ненецкий автономный округ); Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» (Краснодарский край); Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник (Республика Татарстан); Историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала» (Ленинградская область); Раздорский этнографический музей-заповедник (Ростовская область); Ибресинский этнографический музей под открытым небом (Республика Чувашия); Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» (Республика Удмуртия) и другие).
Однако в последние годы в нашей стране появляются интерактивные развлекательные этнографические центры и этнографические деревни, соответствующие зарубежным аналогам.
Примером организации этнографической деревни с проживанием туристов является «Русская деревня Шуваловка» (Санкт-Петербург) [15]. На территории деревни расположены: гостиница, кузница, гончарная и ремесленные мастерские, ресторан, крестьянская изба, русская баня и театр водки.
В культурно-развлекательном комплексе «Кремль в Измайлово» (Москва) [16] (рис. 2) экскурсию в прошлое помогают совершить музеи, расположенные на территории комплекса (Музей истории водки, Музей русского костюма, Музей русской игрушки), ветряная мельница, гончарная, ткацкая и кузнечная мастерские с возможностью обучения ремеслу. Проживание туристов на территории комплекса не предусмотрено.
«Чтобы оставаться частью культурного наследия, нематериальные объекты должны быть включены в актуальную культуру, все время воспроизводиться; должны действовать механизмы ретрансляции наследия от поколения поколению - т.е. должна осуществляться актуализация нематериального наследия. Необходимое условие воспроизведения объектов нематериального наследия - наличие посредника, человека, живого "носителя традиции"» [17].
Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами и промыслами, актуализируются через мастера-ремесленника. Сегодня можно выделить следующие формы архитектурно-пространственной организации процессов передачи нематериального наследия:
- мастер-классы на открытом воздухе при проведении Дней ремесленников, ярмарок (например,
ежегодная Спасская ярмарка в Елабуге, ежегодная ярмарка ремесленников в Латвийском этнографическом музее под открытым небом и др.);
- мастерские при музеях (например, золотошвейная мастерская при Национальном музее Республики Татарстан; кузницы в Рижском этнографическом музее; планируется создать «территорию ремесел» в Историко-этнографическом музее «Усадьба Гальских» в г. Череповец и др.);
- мастерские в «этнографических деревнях», «исторических деревнях», «деревнях наследия» (например, гончарные, ткацкие, деревообрабатывающие мастерские, мастерская соломоплетения, кузница, пекарня, сыродельня и другие мастерские в Музее старинных народных промыслов и технологий «Дудутки» в Белоруссии; пекарня, гончарная, стеклодувная, столярная мастерские, типография и кузница в Парке-музее Skansen и др.);
- мастерские в «деревнях ремесел» (например, в деревне ремесел Та'Дбиги (Мальта) представлены кружевоплетение, хлопковые или шерстяные свитера ручной вязки, стекло [18]; деревня ремесел Та'Али (Мальта) - это идеальное место для того, чтобы купить керамику, ювелирные украшения, вязаные, гончарные изделия, увидеть, как стеклодувы выдувают стекло, понаблюдать за работой других ремесленников [19]);
- ремесленные школы, кружки народных художественных ремесел и промыслов (например, в Латвии с 2009 года работает Школа традиционных навыков, где Государственное агентство нематериального культурного наследия Латвии организует обучение резьбе ложек, литью свечей, лепке глиняных горшков, ковке сакты. В этих мероприятиях принимают участие как местные жители, государственные деятели, так и туристы [20]. В Новгородской области (г. Старая Русса) с 1997 года работает Центр художественных народных промыслов и ремесел, где обучают гончарному делу, плетению из лозы, традиционной вышивке, вязанию, ткачеству, лоскутному шитью, плетению из бересты [21]).
Рис. 1. Усадьба пономаря или отель К1оска^аМеп (Та11Ье^, Швеция) [14]
Рис. 2. Кремль в Измайлово [16]
Рис. 3. Латвийский этнографический музей Рис. 4 Керамические изразцы, вышлш^ге
под 0ткрытым неб0м в Риге [7] учащимися Свияжской средней школы. Фото автора
Выбор видов ремесел для мастерских необходимо осуществлять на основе исторического обоснования; наличия мастеров, владеющих традиционными ремесленными техниками, и с учетом востребованности ремесел со стороны туристов и местных жителей;
Как указывается в «Писцовых книгах», в XVI веке свияжский торг на посаде насчитывал 254 торговых помещения, для привозной торговли имелся гостиный двор, а на торговой площади в центре крепости, которая по задумке строителей должна была выполнять роль общегородского центра, существовало всего четыре торговые лавки. Поэтому площадь получила название «Ленивый торжок».
Ремеслами было занято 226 человек [3]. В XVI - начале XVII веков в Свияжске существовало до 60 видов ремесел: скорняжное ремесло, сапожное дело, выпечка хлеба, калачей, пирожков, производство кваса, круп, солода, кузнечное и ювелирное ремесло, плотницкое и столярное дело, гончарное и керамическое производство, изготовление печей и т.д. В XIX - начале XX века наиболее доходным для жителей были рыболовство и охота, плетение сетей.
Сегодня примером сохранения исторической памяти, нематериального культурного наследия, так необходимых для возрождения традиционных ремесел и промыслов на острове, является выпечка «палишек» - изделий из теста, напоминающих пончики, и изготовление свияжскими детьми керамических глазурованных изразцов по древним аналогам (рис. 4).
Предполагается, что Этнографический комплекс будет демонстрировать культуру быта свияжцев и традиционные для Свияжска ремесла и промыслы в интерактивном режиме. При этом мастерские ремесленников исторически обоснованно расположить в посаде. Предлагается организация экскурсий по ремесленным мастерским; вовлечение посетителей в процесс производства; проведение мастер-классов, обучающих, познавательно-игровых программ по празднично-обрядовой и ремесленно-бытовой культуре; выставка-продажа сувенирной продукции и предметов быта, выполненных в традиционных техниках; организация фестивалей ремесленников, ярмарок, традиционных праздников, народных гуляний. Также на базе ремесленных мастерских планируется организация научно-практической работы по освоению забытых старинных ремесленных техник.
Таким образом, Этнографический комплекс будет выполнять важную роль культурно-духовного воспитания гостей (туристов) и коренного населения, помогать более глубокому осознанию, особенно среди молодых поколений, важности как материального, так и нематериального культурного наследия. Нынешние дети Свияжска, осваивая навыки ремесел, изучая забытые фольклорные традиции, праздники, обряды, являются носителями нематериального культурного наследия, на них основывается идея возрождения социума Острова-града как части культурного ландшафта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социально-экономическое, экологическое и архитектурно-художественное возрождение Острова-града Свияжск. Базовые исходные данные, информация и предложения для разработки государственной федеральной целевой комплексной программы. - Казань, 1998. - 59 с.
2. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурные ландшафты как категория наследия // UNESCO. URL: http://heritage.unesco.ru/index.php?id=101&L=9 (дата обращения 2.09.2009).
3. Куприянов В.Н., Копсова Т.П., Агишева И.Н. Свияжск: Монография. - Казань, 2005. - 416 с., илл.
4. Андреева Е.Д. К проблеме звукового ландшафта в антропологическом кино. Российский фестиваль антропологических фильмов. URL: http://rfaf.ru/rus/library/24_b327_view_p1 (дата обращения 12.09.2009).
5. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия», 2003.
6. Каникулы в музее Рокка-аль-Маре // Газета «Молодежь Эстонии». 18.03.2009. URL: http://www.moles.ee/09/Mar/18/11-2.php (дата обращения 21.10.2010).
7. Латвийский этнографический музей под открытым небом в Риге // Официальный Латвийский туристический портал. URL: http://www.latvia.travel/ru/latviiskii-etnograficheskii-muzei-pod-otkrytym-nebom-v-rige (дата обращения 21.10.2010).
8. Вентспилс. URL: http://www.tourism.ventspils.lv/uploads/krievu_2010.pdf (дата обращения 21.10.10).
9. The Town Quarter // Skansen.se. URL: http://www.skansen.se/en/grid/town-quarter (дата обращения 21.10.2010).
10. Museum of the Orava Village - Open-air museums & popular architecture // Slovakia.travel. URL: http://www.slovakia.travel/entitaview.aspx?l=2&smi=108050&ami=108050&llt=1&idp=5522 (дата обращения 8.12.2009).
11. http://www.etno-selo.com/village.htm - сайт этнографической деревни Станишики в Боснии и Герцеговине на 1.12.09.
12. Музей старинных народных промыслов и технологий «Дудутки» // Музей. URL: http://dudutki.by/museum.html (дата обращения 20.01.2010).
13. Welcom to the New Glarus Swiss Historical Village and Museum. URL: http://www.swisshistoricalvillage.org/welcome.htm (дата обращения 8.12.2009).
14. Hotell K^ka^^en. URL: http://www.klockargarden.com/english/index.htm (дата обращения 28.01.2010).
15. Шуваловка.ру. URL: http://www.russian-village.ru (дата обращения 31.01.2009).
16. Кремль в Измайлово. URL: http://kremlin-izmailovo.com/Schema (дата обращения 10.12.2009).
17. Нематериальное культурное наследие // Российская музейная энциклопедия. Словарь терминов. URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?31 (дата обращения 21.10.2010).
18. Деревня ремесел Та'Дбиги // Официальный туристический сайт Мальты, Гозо и Комино. URL: http://www.visitmalta.com/ta-dbiegi-crafts-village?l=9 (дата обращения 21.10.2010).
19. Деревня ремесел Та'Али // Официальный туристический сайт Мальты, Гозо и Комино. URL: http://www.visitmalta.com/ta-qali-craft-centre?l=9 (дата обращения 21.10.2010).
20. Древние ремесла // Официальный Латвийский туристический портал. URL: http://www.latvia.travel/ru/drevnie-remesla (дата обращения 21.10.2010).
21. Центр художественных народных промыслов и ремесел. URL: http://www.vizitrussa.ru/chnpir.html (дата обращения 09.09.2010).