Научная статья на тему 'НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ КАК РЕСУРС ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ'

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ КАК РЕСУРС ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
549
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАРОДНЫЙ ЭПОС / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ФОЛЬКЛОР / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Путрик Юрий Степанович, Соловьeв Андрей Петрович

Рассмотрены вопросы включения объектов нематериального культурного наследия в процесс формирования конкурентоспособного туристского предложения, способного обеспечивать стабильный вклад в устойчивое социально-экономическое развитие территории. Изложен авторский взгляд на роль нематериального культурного наследия в контексте повышения привлекательности туристских дестинаций на российском рынке внутреннего и въездного туризма. Представлены многочисленные примеры успешной актуализации некоторых видов нематериального культурного наследия (в т. ч. образцов устного народного творчества, внутрихрамовых религиозных традиций, элементов празднично-обрядовой культуры, исполнительского искусства, народных художественных промыслов и др.), отражающих этнокультурное разнообразие российского государства, в отечественной туристско-рекреационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Путрик Юрий Степанович, Соловьeв Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA'S INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE AS A RESOURCE FOR CREATING TOURISTIC OFFER

The paper considers some issues concerning incorporation of intangible cultural heritage into a process of creating a competitive touristic offer, which is able to provide a stable contribution in sustainable social and economic development of a territory. The authors' views on a role of intangible cultural heritage in the context of elevation of attractiveness of tourist destinations at Russian domestic and incoming travel services market are outlined. The article gives many examples of successful popularization of some types of intangible cultural heritage that reflects ethnic and cultural diversity of the Russian state, including oral folk arts, intra-temple religious traditions, festive and ritual culture performing art, folk crafts, etc., in Russian touristic sector.

Текст научной работы на тему «НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ КАК РЕСУРС ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Научная статья

УДК 338.482.22(470+571)

DOI: 10.32340/2414-9101 -2022-2-49-62

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ КАК РЕСУРС ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1 2 Юрий Степанович Путрик , Андрей Петрович Соловев

1,2Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Институт Наследия), Москва, Россия [email protected], ORCID: 0000-0003-1053-8595 [email protected], ORCID: 0000-0002-5628-4087

Аннотация. Рассмотрены вопросы включения объектов нематериального культурного наследия в процесс формирования конкурентоспособного туристского предложения, способного обеспечивать стабильный вклад в устойчивое социально-экономическое развитие территории. Изложен авторский взгляд на роль нематериального культурного наследия в контексте повышения привлекательности туристских дестинаций на российском рынке внутреннего и въездного туризма. Представлены многочисленные примеры успешной актуализации некоторых видов нематериального культурного наследия (в т. ч. образцов устного народного творчества, внутрихрамовых религиозных традиций, элементов празднично-обрядовой культуры, исполнительского искусства, народных художественных промыслов и др.), отражающих этнокультурное разнообразие российского государства, в отечественной туристско-рекреационной деятельности.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, культурный туризм, туристская инфраструктура, народный эпос, народные художественные промыслы, фольклор, событийный туризм

Для цитирования: Путрик Ю. С, Соловьeв А. П. Нематериальное культурное наследие России как ресурс для формирования туристического предложения // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 2. С. 49-62. DOI: 10.32340/2414-9101 -2022-2-49-62.

Original article

RUSSIA'S INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE AS A RESOURCE FOR CREATING TOURISTIC OFFER

12 Iurii S. Putrik , Andrei P. Solovyov

1,2Likhachyov Russian Cultural and Natural Heritage Research Institute (Heritage Institute), Moscow, Russia

[email protected], ORCID: 0000-0003-1053-8595 [email protected], ORCID: 0000-0002-5628-4087

Abstract. The paper considers some issues concerning incorporation of intangible cultural heritage into a process of creating a competitive touristic offer, which is able to provide a stable contribution in sustainable social and economic development of a territory. The authors' views on a role of intangible cultural heritage in the context of elevation of attractiveness of tourist destinations at Russian domestic and incoming travel services market are outlined. The article gives many examples of successful popularization of some types of intangible cultural heritage that re-

flects ethnic and cultural diversity of the Russian state, including oral folk arts, intra-temple religious traditions, festive and ritual culture performing art, folk crafts, etc., in Russian touristic sector.

Keywords: intangible cultural heritage, cultural tourism, travel industry, people's epos, folk crafts, folklore, event tourism

For citation: Putrik Iu. S., Solovyov A. P. Russia's Intangible Cultural Heritage as a Resource for Creating Touristic Offer. Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts. 2022;(2):49-62. (In Russ.). DOI: 10.32340/2414-9101-2022-2-49-62.

Нематериальное культурное наследие стран и народов с незапамятных времен привлекало внимание путешественников. Национальные традиции, обряды, празднества, исполнительские искусства, народные художественные промыслы, навыки, связанные с традиционными ремеслами, составляют весьма значительную часть историко-культурного цивилизационного потенциала Российской Федерации и являются важнейшим туристско-рекреационным ресурсом.

Использование нематериального культурного наследия в туристской деятельности способствует его защите, сохранению и популяризации путем включения в туристские маршруты и программы знакомства с этнокультурными традициями и обычаями многочисленных народов Российской Федерации, участия туристов в национальных праздниках и событийных мероприятиях в самых разных регионах страны, приобщения туристов к культурным ценностям российской цивилизации, отраженных в легендах, мифах, литературных произведениях и кинофильмах, народных художественных помыслах, в привязке к конкретным территориям и местностям, посещение которых в ходе туристских поездок оставляет неизгладимое впечатление от богатства, глубины и разнообразия российской культуры.

Федеральным законом РФ от 09.10.1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [1] культурное наследие народов России определено как «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию». В принятой в 2003 году Конвенции ЮНЕСКО по защите нематериального культурного наследия [2] предусматривается необходимость обеспечения доступа к нематериальному культурному наследию и его популяризации. И хотя Россия не подписала эту конвенцию, в Список нематериального культурного наследия человечества [3] включены объекты российского происхождения: якутский национальный эпос «Олонхо» и фольклор семейских староверов, живущих в Забайкалье 1.

Традиции и живые выражения, унаследованные от предков и передающиеся потомкам, исполнительские искусства, обычаи, обряды, праздники, навыки и практики, касающиеся природных явлений и традиционных ремесел, с одной стороны, достаточно хрупкая материя; с другой - это удивительно устойчивые элементы национальной идентичности, которые составляют основу сохранения национальных культур в условиях глобализации. Поэтому если говорить о туризме, то именно различия в национальных культурах и уникальное культурное наследие России являются одним из драйверов развития внутреннего и въездного туризма. В этом сегменте туристского рынка наблюдается опережающий рост и все более заметная специализация. Одни туристы путешествуют с целью поиска приключений, других привлекает знакомство с культурой, историей, археологическими объекта-

ми, третьи целенаправленно «погружаются» в общение с местными жителями, четвертых интересуют природные ландшафты, флора и фауна, пятых - специфика местной кухни и т. д. В связи с этим привлекательность современных туристских дестинаций и их устойчивое развитие все сильнее обусловлены нематериальной этнокультурной составляющей, локальным культурным контекстом и, конечно, неотделимостью от окружающих природных комплексов.

Фольклор. Города, историко-культурные и природные территории России представляют собой обширный этнокультурный регион в Европе и Азии. Объекты и герои сказок народов России вымышленные, но имеют «географическую привязку» к различным регионам Российской Федерации - Центральной России, Русскому Северу и Северо-Западу, Северному Кавказу, Сибири и Дальнему Востоку. С отсылкой к русским сказкам формируется сеть пунктов и местностей, обустроенных и принимающих туристов и экскурсантов по «сказочной» тематике: родина Деда Мороза (г. Великий Устюг, Вологодская обл.); родина Снегурочки (г. Кострома, Костромская обл.), Емеля (г. Ростов Великий, Ярославская обл.); Колобок (с. Новая Беденьга, Ульяновская обл.); Баба-Яга (с. Кукобой, Ярославская обл.); Кикимора (г. Киров); Хозяйка Медной горы (Свердловская обл.); Змей Горыныч (пос. Приволжский, ранее - Гадово, Тверская обл.); Курочка Ряба (пос. Ермаково, Ярославская обл.), Жар-птица (пос. Палех, Ивановская обл.); Кащей Бессмертный (г. Старица, Тверская обл.); комплекс туристских маршрутов «Малахитовая шкатулка» (Свердловская и Челябинская обл., Пермский край) и др. Культурно-познавательные туры и экскурсии по мифическим местам сказок народов России проводятся туристскими компаниями при поддержке региональных администраций во многих субъектах РФ практически во всех федеральных округах.

Во всех национальных республиках Российской Федерации организованы туры и экскурсии по мотивам народного эпоса, которые вызывают большой интерес и активно привлекают туристов и экскурсантов, как из России, так и из других стран. Так, на основе национального эпоса «Олонхо», представляющего собой корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традицию его воспроизведения в Республике Саха (Якутия) создана система домов Олонхо2 и сформирована система культурно-познавательных и этнографических туров и экскурсий. Туры и экскурсии по мотивам сюжетов якутского народного эпоса «Олонхо» и созданные на это основе объекты является местами туристского притяжения.

По мотивам народного башкирского эпоса «Урал-батыр» создан специальный тур в природном парке «Иремель» в Башкирии (Южный Урал). Протяженность такой туристической тропы составляет 28 км.

Одним из наиболее интересных объектов среди памятников Калмыкии считается «Джангар» (г. Элиста). Этот монумент посвящен герою калмыцкого эпоса - богатырь, калмыцкий стражник, защищающий мирных жителей от чудовищ (мангусов). Трехметровый памятник «Джангар» несет в себе олицетворение стойкости и мужественности народа. В парке «Дружба» (г. Элиста) установлен памятник калмыцкому джангарчи, носителю и создателю народного эпоса, со слов которого и была написана одноименная героическая поэма «Джангар».

Ключевые образы и локации из бурятского героического эпоса «Гэсэр», наполненного живописаниями гор, рек, озёр, отношениями врагов и друзей, отцов и детей, любящих людей, мужчин и женщин, противостояния чудовищу с бережным отношением к перо-источнику адаптированы в системе культурно-этнографических туров в Бурятию и Забайкалье, презентующих туристам бурятский фольклор. Величественный памятник Гэсэру в

виде конного монумента установлен в г. Улан-Удэ (Бурятия). Среди объектов этих увлекательных туров - Этнографический музей народов Забайкалья (г. Улан-Удэ, Бурятия).

Тувинский народ бережно хранит свои национальные традиции - горловое пение хо-омей и карга, игру на национальных инструментах игил, хур и хомыс, борьбу хуреш, резьбу по агальматолиту, лечение и обряды у сильнейших шаманов, национальную кухню, основанную на мясных и молочных блюдах. Все это можно увидеть и ощутить в процессе путешествия по Республике Тыва.

Туры и экскурсии по местам и мотивам карело-финского эпоса «Калевала» сформированы и успешно функционируют в Республике Карелия. Этнографический тур «По земле Калевалы» является обладателем почётного сертификата «Сделано в Карелии». Маршрут проходит по прекрасным локациям северо-карельской природы, включает поездку в этно-деревню Хайколя, этнографические рунопевческие истории, мокрый рафтинг на реке Пистайоки, поездка к водопаду Куми-порог, элементы гастрономического тура (уха, копчение рыбы, карельская трапеза в чуме Shamani) и многое другое, связанное с особенностями карельского эпоса и природы.

Разнообразием этнических путешествий отличается Северный Кавказ. В республиках Северного Кавказа проживают десятки национальностей и народностей, нематериальная культура которых отражена в мифах и легендах, песнях и танцах, народных традициях и обычаях. Дагестан - это живой заповедник Кавказа. Здесь до сих пор носят национальную одежду, предпочитают национальную кухню, живут согласно древним адатам и нормам ислама. Свои яркие национальные особенности имеет каждая из семи республик Северного Кавказа, по которым проложены специальные этнографические маршруты, организованы экскурсии и участие в культурных мероприятиях, в ходе которых туристы знакомятся со всем этим великолепным разнообразием, наслаждаются кавказским гостеприимством и национальной кухней в окружении неповторимой природы горных местностей.

Нематериальная культура стала причиной возникновения и развития многих видов и подвидов событийного туризма, когда путешественники отправляются в поездку, мотивируемые желанием побывать в местах, описанных в том или ином литературном произведении или кинофильме, принять участие традиционных праздниках, фестивалях и других событиях, характерных для данного конкретного региона или местности. Событийный туризм строится на событиях и мероприятиях, так или иначе связанных с культурными и духовными ценностями, не являющимися материальными объектами, но привлекающими туристов в тот или иной регион. Подобно спортивным соревнованиям, являющимся определенной формой наследия древнего обычая проводить Олимпийские игры, значение событийного туризма для развития принимающей территории сейчас никому не нужно доказывать, ибо помимо привлечения финансов, он открывает новые культурно-просветительские, воспитательные, деловые и социальные возможности. В регионах России активно развивается процесс создания собственных туристских событий на основе уникального нематериального культурного наследия народов, в т. ч. народных праздников, фольклора, исторического прошлого, а также мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей науки и искусства. Создаются спортивные сооружения для проведения соревнований мирового уровня. Огромное значение для развития въездного туризма в России имела Универсиада 2013 (г. Казань) и зимние Олимпийские игры 2014 (г. Сочи), а также Чемпионат мира по футболу 2018 г. А важным нематериальным наследием олимпийского проекта, способствующим повышению качества объектов туристской инфраструктуры и оказываемых ими услуг, стал опыт широкомасштабной обязательной

классификации коллективных средств размещения. В 2013 г., впервые в России на федеральном уровне был создан национальный календарь событий.

Туристские события, связанные с нематериальным культурным наследием народов Российской Федерации, сильно различаются как по своей тематике (исторические, спортивные, музыкальные, гастрономические и т. п.), так и по масштабам - от внутрирайонных до международных. Примерами таких культурных событий являются: фестиваль «Ыбица» в финно-угорском этнокультурном парке старинного села Ыб (Республика Коми), праздник Огурца и гусиные бои в Музее деревянного зодчества (г. Суздаль, Владимирская обл.), фестиваль ямщичьей песни (г. Гаврилов Ям, Ярославская обл.), международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» (Белгородская обл.), фестиваль «Вятский лапоть» (п. Кильмезь, Кировская обл.), фестиваль «Дни алтайского сыра» (Алтайский край) и многие другие. Пользуются популярностью фестивали исторической реконструкции: «Времена и эпохи» (Московская обл.), «Абалакское поле» (Тюменская обл.), «Большие маневры» (Пермский край), «Государева дорога» (Карелия), «Юрьевская застава» (Владимирская обл.) и др. Традиционно пользуются любовью туристов музыкальные фестивали: «Сотворение мира» (Казань, Татарстан; Пермь, Пермский край), «Нашествие» (Тверская обл.), «Рок-Холмы» (Брянская обл.), «Rock on the Roof» (г. Москва), «Фестиваль городских романтиков» (г. Москва), «Легенды русского рока» (г. Москва) и десятки подобных социокультурных проектов в разных регионах России, привлекающих туристов, мотивированных на поездки и общение с нематериальными культурными ценностями вне их постоянного места жительства.

Ресурсы событийного туризма в регионах Российской Федерации чрезвычайно разнообразны. Они основаны как на традиционных культурных ценностях (в т. ч. народных обрядах, праздниках, фестивалях, ярмарках), так и на инновационных инициативах энтузиастов и органов управления культурой и туризмом. Получают все большее развитие реставрация и реконструкция исторических событий (боевых сражений, памятных дат, связанных с тем или иным местом). Развивается индустрия и спортивно-зрелищных событий, стимулируемая создаваемой спортивной инфраструктурой для крупных международных соревнований. Таким образом, событийный туризм получает в нашей стране все большее развитие и становится устойчивым брендообразующим фактором для многих российских регионов и туристских центров.

Важной составляющей российской нематериальной культуры и одним из способов изучения и сохранения традиций государства являются народные художественные промыслы. Многие из них стали брендами обширных территорий, национальными символами, отражающими своеобразие и индивидуальность как Российской Федерации в целом, так и многочисленных её регионов, и местностей. Особой популярностью у туристов пользуются: хохломская и городецкая роспись по дереву, гжельский фарфор, ростовская финифть, вологодское и елецкое кружево, богородская и беломорская резьба по дереву, кубачинские ювелирные украшения, холмогорская и тобольская резная кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, скопинская и псковская керамика, торжокское зо-лотное шитье, кисловодский фарфор, оружие златоустовских и тульских мастеров, художественное ткачество и вышивка различных регионов [4].

Народные художественные промыслы имеют государственную поддержку и интегрируются с отраслью туризма. Так, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утвердило перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета [5] в 34 субъектах Российской Федерации. В этот перечень вошли более 80 предприятий народных ху-

дожественных промыслов, расположенных в туристских центрах и исторических городах России. Среди них - такие известные акционерные и частные предприятия, общества как «Тверские узоры» (г. Тверь, Тверская обл.), «Тульская гармонь» (г. Тула, Тульская обл.), «Мастерская майолики Павловой и Шепелева» (г. Ярославль, Ярославская обл.), «Карельские узоры» (г. Медвежьегорск, Карелия), Башкирские художественные промыслы «Аги-дель» (г. Уфа, Башкирия), «Горянка» (г. Нальчик, Кабардино-Балкария), «Кунгурская керамика» (г. Кунгур, Пермский край), Каслинский завод архитектурно-художественного литья (г. Касли, Челябинская обл.), Тобольская фабрика художественных косторезных изделий (г. Тобольск, Тюменская обл.) и многие другие. Всего же народные художественные промыслы развиваются в 64 регионах, где функционирует около 300 разнообразных производств соответствующего профиля. Среди специалистов и общественности обсуждается вопрос о передаче полномочий по государственному регулированию поддержки народных промыслов в ведение Министерства культуры Российской Федерации, так как изготовление художественных изделий требует индивидуального творчества, а это далеко не всегда вписывается в систему промышленного производства.

На основе народных художественных промыслов появляются масштабные межрегиональные и международные проекты и программы, связанные с туризмом и направленные на социально-экономическое развитие мест бытования народных художественных промыслов как социокультурных и туристских центров и формирующих туристские бренды целых регионов. Так, Межрегиональный культурно-познавательный и туристский проект «Узоры городов России», раскрывающий культурно-исторический потенциал регионов, возрождающий интерес к культурному наследию, народным художественным промыслам и ремёслам народов России, реализуется с 2013 года при государственной поддержке Министерства культуры РФ, Ростуризма, Министерства торговли и промышленности РФ, Министерства образования РФ с участием Ассоциации «Народные художественные промыслы России» и других предпринимательских и общественных организаций. Маршрут включает историко-культурные, образовательные и событийные детско-юношеские туристские поездки, посвященные истории, народным традициям, художественным промыслам и ремёслам различных регионов Российской Федерации - Вологодской, Костромской, Владимирской, Московской, Тверской, Тульской, Ярославской, Нижегородской, Ивановской, Кировской областей, Республике Крым и др. Список участников постоянно расширяется.

В ходе реализации масштабного социокультурного проекта «Карельская ремесленно-сувенирная сеть» при поддержке Центра образования взрослых Восточной Финляндии (Йоэнсуу) в рамках программы Европейского союза «Добрососедство. Еврорегион Карелия», Министерства культуры Республики Карелия и ряда других организаций, начиная с 2007 г., создано более 10 ремесленных мастерских в Олонецком, Беломорском и Кемском районах Республики Карелия. На данных творческих площадках регулярно проводятся мастер-классы по ручному вязанию, берестоплетению, деревообработке, ткачеству, принтин-гу, шитью, керамике и машинному вязанию для ремесленников, разрабатывается новая продукция, проводятся выставки и ярмарки карельской сувенирной продукции не только в Карелии, но и в других регионах России, а также в соседних странах, неизменно привлекая внимание туристов и экскурсантов. В 2009 г. был открыт музей знаменитой филимонов-ской игрушки (Тульская обл.), а с 2013 г. проводится Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона» (п. Одоев, Тульская обл.).

Законодательством Российской Федерации место традиционного бытования народного художественного промысла определено как «территория, в пределах которой истори-

чески сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы» [6]. Пребывая в местах бытования народных художественных промыслов, многие из которых постепенно превращаются в туристские центры и дестинации международного, национального, регионального и местного значения, туристы не только виртуально знакомятся с мастерством местных умельцев, в т. ч. путем участия в мастер-классах), но и приобретают, конечно же, продукцию в виде сувениров или полезных предметов, изготовленных с местным колоритом, для практического применения. Сувенирная тема - это тема, соотносящаяся, напрямую с той ролью, которую народные художественные промыслы, в т. ч. благодаря туризму, играют в вопросах социально-экономического развития региона, обеспечивают рабочие места для местных жителей как в процессе производства художественных изделий, так и в сфере продвижения и реализации этой продукции, при формировании инфраструктуры, обслуживающей туристов и экскурсантов. Актуальность «сувенирного» вопроса в туризме, безусловно, не вызывает никаких сомнений, но, несмотря на это, по-прежнему нет проработанной теоретической базы, обобщения разносторонней практики создания сувенирной продукции с разнообразным функционалом. Сувенир является формой трансляции культурных норм и стереотипов, непосредственным инструментом эмоциональной коммуникации с туристом и формированию у него лояльности к туристской дестинации, событию, программе и т. п., побуждения к возвратному посещению данной территории, что, в свою очередь, стимулирует возрождение и развитие народных промыслов [7, с. 89].

Нематериальное культурное наследие часто является стимулом к созданию материальных объектов и таких функциональных территорий культурного досуга и туризма, как тематические парки, парки развлечений. Это прежде фольклор - народные национальные сказки, мифы и легенды, персонажи которых нередко воссоздаются в форме скульптур и других произведений изобразительного искусства на специально оборудованных пространствах. В Российской Федерации в настоящее время формируется сеть тематических парков. И большинство из них в значительной степени представляют направление нематериальной культуры, сложившееся в том или ином конкретном регионе, отражая особенности его исторического и этнокультурного развития. Типичным примером такого парка может служить Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге Вологодской обл. - одном из самых интересных тематических парков России, котором материализуется сказочный персонаж Дед Мороз со своим сказочным окружением. Великий Устюг - признанный центр детского туризма. Мотивы русских народных сказок легли в основу создания и таких тематических парков, как интерактивный парк «Заповедник сказок» (г. Киров, Кировская обл.), «Кудыкина гора» (с. Каменка, Липецкая обл.), Музей Сказок под открытым небом «Берендеево царство» (д. Рудаково, Московская обл.) и др. Получают развитие и ис-торико-тематические парки, отражающие значимые события и особенности развития того или иного региона Российской Федерации. К таким паркам относятся, например, парк «Изумрудная долина» (г. Уссурийск, Приморский край), посетив который можно узнать, как жили местные средневековые народы - бохайцы и чжурчжэни, приобщиться к культуре старой Руси, познакомиться с тем, как шло освоение Сибири. К историко-тематическим парком относятся и формируемая в настоящее время в соответствии с распоряжением правительства РФ [8] сеть парков «Патриот», начало созданию которых положено в Московской области. Парки «Патриот» появятся на острове Русский (Приморский край), в Верхней Пышме (Свердловская обл.), где находится один из крупнейших в России музей военной техники «Боевая слава Урала», в Ленинградской области, в Севастополе и в поселке

Кильдинстрой в Мурманской области. Парк развлечений «Остров Мечты» построили в Нагатинской пойме на юге столицы (г. Москва, Московская обл.). Это настоящий «портал» в сказочный мир, где можно покататься на захватывающих аттракционах, посмотреть красочные шоу, встретиться с любимыми героями мультфильмов - Черепашками-ниндзя, Смурфиками, Снежной Королевой и Буратино - и даже попробовать их еду в тематических кафе. Торжественное открытие состоялось 29 февраля 2020 года. По итогам экспертизы редколлегия «Книги рекордов Европы» присвоила «Острову Мечты» официальный рекорд «Самый большой в Европе крытый тематический парк», а также «Самый большой стеклянный купол в Европе».

Тематические и этнографические парки выступают значимыми объектами успешно развивающегося этнографического (этнокультурного) туризма, в процессе посещения которых туристы знакомятся с этнографическими особенностями народов Российской Федерации. К наиболее известным среди них можно отнести такие объекты, как этнографический парк-музей «Этномир» (д. Петрово, Калужская обл.), культурно-этнографический интерактивный парк «Моя Россия» (г. Сочи, Краснодарский край), этнопарк «Золотая Орда» (п. Усть-Ордынский, Иркутская обл.) и десятки других таких объектов, созданных сегодня по всей России [9]. К весьма значимым объектам нематериального культурного наследия, которые активно включаются в туристские программы, является традиции и обычаи казачества в России. Ярким примером тематического парка с представлением традиций и обычаем казачества может служить этнографический комплекс «Казачья станица Атамань» (ст. Тамань, Краснодарский край), который, став центром притяжения для туристов, активно демонстрирует историю и популяризирует культуру кубанских казаков и, как следствие, положительно влияет на социально-экономическую ситуацию в регионе [10, с. 60].

Как видим, тематические парки являются своеобразной формой сохранения нематериального культурного наследия путем материализации образов нематериальной культуры и воспроизводства традиций и ремесел.

Одним из ресурсов для формирования туристического предложения может служить художественная и даже публицистическая литература. Сюжеты из художественных литературных произведений, литературные герои и объекты, описанные в романах, повестях и рассказах, часто имеют четкую географическую привязку и поэтому включаются, как правило, в туристские или экскурсионные маршруты. На базе литературных произведений возникают объекты туристского притяжения. Литературоцентричность русской культуры как особенность национального мировосприятия [11, с. 152] предопределяет ментальный интерес к местам и объектам на местности, так или иначе связанными с сотворёнными в литературе мирами, образами, героями и событиями. Поэтому литературу можно отнести к одному из базовых факторов формирования системы туристских и экскурсионных мотиваций и объектов, в которых переплетаются исторические события и литературный вымысел автора литературного произведения, как, например, в достопримечательных местах Москвы по мотивам романов Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и других. И хотя термин «литературный туризм» не получил широкого распространения, однако значительная часть туристских маршрутов и экскурсий всё же строится на основе литературных образов, которые нередко являются главными мотиваторами конкретных путешествий. К примеру, с 2021 г. начинает реализовываться туристский проект под названием «Золото русской литературы» как одна из культурно-просветительских программ для школьников в рамках национального проекта «Культура» (2021-2024 гг.). Участие в ней принимают дети из 9 регионов нашей страны. Программы нацпроекта направ-

лены на повышение интереса к изучению российской культуры, истории, литературы, традиций народов России. Всего в нынешнем году в проекте принимают участие свыше 14 тысяч школьников. Трёхдневная экскурсионная программа включает знакомство с культурными и историческими объектами Орла, Орловской и Тульской областей. Помимо обзорных экскурсий по городам, изучения экспозиций тематических музеев и прогулок по паркам и заповедникам, школьники посещают музей-усадьбу И. С. Тургенева (с. Спасское-Лютовиново, Орловская обл.), музей-усадьбу Л. Н. Толстого в с. Никольское-Вяземское (Тульская обл.), усыпальницу А. А. Фета (с. Клейменово, Орловская обл.), визит-центр национального парка «Орловское Полесье» (Орловская обл.), Святой источник Казанской иконы Божией Матери (с. Старое, Орловская обл.), мемориальную мастерскую народного художника СССР А. И. Курнакова (г. Орел, Орловская обл.). При формировании групп особое внимание уделяется победителям олимпиад и конкурсов, учащимся школ искусств, общеобразовательных учреждений и кадетских корпусов. Все большую популярность приобретают масштабные событийные мероприятия, тематика которых самым непосредственным образом связана с мотивами произведений известных русских писателей. Это, прежде всего, праздник выпускников петербургских школ «Алые паруса» (г. Санкт-Петербург, Ленинградская обл.) и фестиваль «Песни Бежина луга» (с. Тургенево, Тульская обл.).

Неизменный интерес у российских и иностранных туристов вызывают объекты, связанные с культурно-религиозными духовными ценностями - монастыри, храмы, памятные кресты, святые места (рощи, источники, камни и др.). Религиозно-познавательные туры направлены на ознакомление с религиозными святынями и духовными ценностями всех основных религий, исповедующихся на территории Российской Федерации: христианства, ислама и буддизма/

Основу ресурсного потенциала религиозного туризма составляют объекты религиозного поклонения, т. е. святые места. К таковым, прежде всего, следует отнести:

- православные монастыри, буддийские дацаны,

- храмы православные (в т. ч. староверческие), костёлы,

- протестантские кирхи, мечети, иудейские синагоги;

другие культовые сооружения:

- скиты - места подвижничества преподобных старцев,

- природные сакральные объекты - святые источники, ключи, озера, острова, рощи,

горы.

На территории России сложились зоны преимущественного распространения православия, мусульманства, буддизма и других конфессий. При повсеместном распространении православия другие конфессии распределены по территории страны неравномерно. Мусульманство имеет распространение в основном в Поволжье и на Северном Кавказе, буддизм - Тыве, Калмыкии и Бурятии. Практически все традиционные религии представлены в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Многие регионы России обладают значительным потенциалом для развития религиозного туризма как одного из наиболее перспективных видов туристской деятельности, которому отводится важная социальная роль как в нашей стране, так и за рубежом. В России насчитывается свыше 700 православных монастырей, несколько десятков буддийских дацанов и около десяти католических монашеских общин.

Наиболее известными и посещаемыми в Православии являются такие объекты, как Троице-Сергиева Лавра (Московская обл.); Александро-Невская Лавра (г. Санкт-Петербург); Серафимо-Дивеевский монастырь (Нижегородская обл.); Свято-Троицкий

Александро-Свирский монастырь (Ленинградская обл.); Задонский Богородицкий монастырь (Липецкая обл.); часовня Блаженной Ксении (г. Санкт-Петербург); Оптина пустынь (Калужская обл.); Покровский кафедральный собор (г. Воронеж), Иоанновский ставро-пигиальный женский монастырь (г. Санкт-Петербург), Соловецкий монастырь (Архангельская обл.); Валаамский монастырь (Карелия) и целый ряд других объектов. Сеть маршрутов религиозного туризма на территории России, хотя и весьма разветвлена и разнообразна, продолжает, тем не менее развиваться, охватывая новые религиозные центры в различных уголках страны по мере выявления, возрождения или возникновения новых религиозных объектов.

При посещении религиозных объектов туристы и экскурсанты получают информацию о правилах поведения и тех требованиях, которые предъявляются к каждому посетителю. Так, при посещении христианских храмов, особенно православных, а также мечетей, туристы, паломники должны быть облачены закрытую одежду. При входе в молитвенный зал мечети нужно разуться (в дацане разрешено использовать бахилы). В дацане и мужчины и женщины снимают также головные уборы, В христианских храмах запрещён вход в алтарную часть, здесь могут находиться только священнослужители. В мечети нельзя близко подходить к михрабу (нише в стене, указывающей направление на Мекку), в центре которого расположена шахада (символ веры мусульман), или подниматься на минбар (место, предназначенное исключительно для священнослужителей). В синагоге нельзя слишком приближаться к тому месту, где находится Аарон-а-Кодеш (ниша в стене, где хранится ковчег со свитками Торы); подниматься на специальное возвышение в центре молитвенного зала, с которого в шаббат читают Тору и на котором совершаются религиозные ритуалы; садиться на места, предназначенные для раввина и кантора. В дацане нельзя ходить по центру молитвенного зала, так как там - место для буддийских монахов; сам осмотр зала осуществляется по кругу слева направо; недопустимо поворачиваться спиной к алтарю. На прилегающих к культовым зданиям территориях нельзя курить, распивать спиртные напитки т. д.

Отправляясь по религиозно-познавательным маршрутам, например, на Соловецкие острова, туристы познают мир, овеянный религиозными преданиями и мифами. Кажется, что самим Промыслом Божиим эти острова «на отоце окияна-моря», были предназначены для сохранения монашеской обители от бурь века сего для того, чтобы сохранить и передать нам хотя бы малую часть Святой Руси. В этот дивный, заповедный край в 1429 г. прибыл ученик Кирилла Белозерского преподобный Савватий с помощником - преподобным иноком Германом. Установив крест и построив кельи, они положили начало освящению Соловецкой земли. Их дело продолжил преподобный игумен Зосима, устроивший по особому указанию свыше общежительный монастырь во имя Преображения Господня. Веками складывался особый уклад монашеской жизни: Соловецкий устав, соловецкий распев в богослужении, соловецкие традиции книжного и иконного письма. Работа по преображению мира достигла высшего напряжения в середине XVI века, во время игуменства Филиппа (Колычева), в будущем митрополита Московского и всея Руси. Монастырь украсился чудесными зданиями Преображенского собора и Успенской трапезной церкви. Обо всем этом туристы получают информацию от опытных гидов и экскурсоводов в ходе туристских прогулок и экскурсий. И подобных маршрутов проложены сотни во всех регионах Российской Федерации.

Пристального внимания с точки зрения перспектив развития религиозного туризма заслуживает не только европейская часть России, с ее тысячелетней историей христианства и многовековым культурным наследием, но и другие регионы России. Каждый из них

обладает своими особыми чертами и уникальными духовными святынями, которые создают неповторимый духовно-культурный образ, дающий возможность вариативного подхода к формированию туристских маршрутов различного территориального охвата, протяженности, сочетания с иными туристскими ресурсами и различными средствами размещения. Настоящим откровением для рынка внутреннего туризма стала открытая в 1999 году экскурсионная программа «Кижи + Валаам + Соловки», которая и в настоящее время является очень популярной. Предлагаются программы поездок «Легендарная летопись земли Русской», «О, дивный остров Валаам», «Средневековые крепости России», «Тысячелетняя Казань», «Природа гор и мифы аланских народов», «Муром - Дивеево», «Суздаль -Владимир - Боголюбово» и многие другие. Туры, реализуемые туристскими компаниями, оказывают серьезное влияние на развитие религиозного туризма в России и являются ориентиром для поисков и новых открытий на внутреннем рынке [12, 13, 14].

Все более тесные связи между нематериальным наследием проявляются и по мере расширения исследования в области изучения и сохранения такого вида нематериального наследия, как традиционное судостроение. Так, на специальной регате, посвященной восстановленным образцам старинных судов на Онежском озере, собрались десятки мастеров-реставраторов и получилось мероприятие событийного туризма, когда возможности и достоинства старинных плавсредств демонстрировались многочисленным туристам, посещающим в эти дни Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (Карелия). Туристы не только наблюдали за регатой, но и принимали в ней непосредственное участие. В Республике Карелия активно развивается водный туризм. Так, на маршруте «Пять озер» работают шесть деревянных лодок, на маршруте «Три озера» - две деревянные и три пластиковые лодки, пользующиеся у туристов популярностью. Летом туристический поток увеличивается, основные предпочтения: Лекшмозеро или Ке-нозеро. Приезжают туристы и зимой: на подледный лов, для катания на снегоходах и лошадях с санями. Активная заинтересованность в сохранении традиционного судостроения мастерами-реставраторами, руководством национального парка на Лекшмозере уже привела к положительным результатам - лодки местной постройки используются на водных туристических маршрутах. Опыт музея-заповедника «Кижи» показал, что многолетняя системная работа по изучению и популяризации традиционного судостроения, ежегодное проведение конкурсов мастеров-лодочников и народной гребли, способствуют сохранению исчезающих традиций лодкостроения и привлечению молодежи к этой деятельности. Это важный момент для сохранения этого вида нематериального культурного наследия и развития туризма в стране.

Неотъемлемой частью не только киноиндустрии, но и туризма давно уже стали кинофестивали. В XXI в. все большее развитие в сфере путешествий получает и такое направление, как кинотуризм, возникшее под влиянием киноиндустрии, на базе возрастающих мотиваций к посещению мест и событий, показанных в кинофильмах. По мере роста активности посещений данные локации постепенно превращаются в популярные туристские дестинации. Такую функцию выполняют десятки и сотни фильмов, способствующие развитию туристской инфраструктуры в самых разных регионах России. Кино - важный инструмент для развития туристского потенциала территорий. При этом не имеет значения, о каком именно продукте идёт речь. Это может быть полнометражная картина, снятая много лет назад, или проект в стадии производства, короткометражное кино, мультипликационный фильм и даже небольшая кинолента, снятая любителем и размещаемая в социальных сетях. Примеров можно привести великое множество. Проиллюстрируем эти положения двумя примерами. Фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил»

(2013) благодаря таланту режиссёра очень привлекательно презентует красоты Преду-ралья, в которые после просмотра фильма сложно не влюбиться. И дело не только в главном герое и сюжете, но и в величественной красоте Предуралья. Почувствовать себя персонажем картины и проникнуться атмосферой красивейших мест Пермского края можно на реке Усьва, где проходили съемки картины. Именно здесь расположены Усьвинские столбы - огромный каменный массив из известняков, от вида которого буквально захватывает дух. Массив достигает высоты в 120 метров и тянется на километры. Сегодня сюда приезжают сотни туристов ради прекрасных природных пейзажей, активного отдыха (скалолазания), интересных экскурсий в пещеры и гроты. Это и следы жизни древних людей, и окаменелости, и отпечатки древних кораллов. Кроме Усьвинских столбов, путешественников ждут и другие природные памятники: камни Большое Бревно и Омутной, скала Панорамная. Какое бы противоречивое мнение не сложилось у зрителя после просмотра картины Андрея Звягинцева «Левиафан» (2014), визуальная составляющая фильма впечатляет многих. В центре - красивая северная природа Кольского полуострова (молчаливое море, и низкие горы, и упоительная атмосфера тишины и единения с природой), которая, благодаря фильму, привлекает многочисленных туристов не только из России, но и из других стран. Кинотуризм имеет в нашей стране большие перспективы. В Общенациональном Союзе Индустрии Гостеприимства (г. Москва, Россия) создан комитет по развитию кинотуризма [15], в задачи которого входит содействие кинопроизводству в реализации проектов, поддержка региональных властей в создании медиаконтента, содействие организации и работы кинокластеров, работа в составе оргкомитетов кинофестивалей, формирование турпродуктов и тематических маршрутов, новых способов продвижения фильмов, разработка юридических и методологических основ, в соответствии с которыми у кинопроизводства появится ещё один источник формирования доходной части бюджета.

Таким образом, нематериальное культурное наследие имеет много форм и проявлений и его значение для туризма постоянно возрастает, в отдельных случаях оно выступает в роли «катализатора» развития региональных туристских дестинаций, а в целом способ-ствет формированию конкурентоспособного туристского предложения в отечественной туристско-рекреационной дятельности.

Список литературы

1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : федер. закон Рос. Федерации от 9 окт. 1992 г. № 3612-1 / «КонсультантПлюс», инф.-правовой портал: [сайт]. [Москва]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 15.04.2022).

2. Конвенция об охране нематериального культурного наследия : принята 17 окт. 2003 г. Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры / Организация Объединённых наций: [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 04.03.2022).

3. [Lists of Intangible Cultural Heritage and the Register of Good Safeguarding Practices] / United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization: [site]. URL: https://ich.unesco.org/en/lists (accessed: 13.01.2022).

4. Адашова Т. А., Косарева Н. В. Народные художественные промыслы как элемент стратегии развития этнографического туризма в России // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России : матер. междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 9-10 марта 2017 г.). М. : Изд-во Рос. гос. ун-та физ. культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2017. С. 15-21. URL: https://kostromka.ru/tourism/adashova.php (дата обращения: 04.03.2022).

5. Об утверждении перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сфере народных художественных промыслов : приказ Министерства промышленности и торговли Рос. Федерации от 22 дек. 2016 г. № 4641 / «Кодекс», электрон. фонд правовых и нормативно-тех. документов: [сайт]. Москва. URL: https://docs.cntd.ru/document/420389207 (дата обращения: 16.02.2021).

6. О народных художественных промыслах : фед. закон Рос. Федерации от 6 янв. 1999 г. № 7 / «КонсультантПлюс», инф.-правовой портал: [сайт]. [Москва]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21497/4fdc493704d123d418c32ed33872ca5b3fb169 36/ (дата обращения: 04.03.2022).

7. Пенкина Н. В., Шахова О. Ю., Никифорова А. А., Чернявская О. В. Туристско-рекреационная система: теория и практика организации. Нижневартовск : Нижневартовский гос. ун-т, 2020. 122 с.

8. О создании федерального государственного автономного учреждения «Военно-патриотический парк культуры и отдыха "Патриот" Западного военного округа», федеральных государственных бюджетных учреждений «Военно-патриотический парк культуры и отдыха "Патриот" Восточного военного округа», «Военно-патриотический парк культуры и отдыха "Патриот" Центрального военного округа», «Военно-патриотический парк культуры и отдыха "Патриот" Южного военного округа», «Военно-патриотический парк культуры и отдыха "Патриот" Северного флота» и отнесении их к ведению Минобороны РФ : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 03.10.2018 г. № 2126-р / «КонсультантПлюс», инф.-правовой портал: [сайт]. [Москва]. URL: https://base.garant.ru/72069126/ (дата обращения: 04.03.2022).

9. Этнопарки России [сайт]. [Москва], 2015-2022. URL: https://этнопаркироссии.рф/ (дата обращения: 04.03.2022).

10.Нельзина О. Ю. Историко-культурный потенциал территорий и его использование при организации комплексов этнографической направленности // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2020. № 2. С. 57-62. 10.32340/2414-9101-2020-257-62.

11.Перова Е.Ю. Литературоцентричность русской культуры как особенность национального мировосприятия // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2014. № 21. С. 152-159.

12. Рекомендации по развитию религиозного туризма в России. М. : Междунар. туристская акад., 2010. 243 с.

13.Житенёв С. Ю. Управление объектами культурного наследия: научные, методологические и практические аспекты // Вопросы культурологии. 2015. № 7. С. 18-28.

14. Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи. М. : МТА : ИПСИ, 2015. 213 с.

15. Общенациональный союз индустрии гостеприимства [сайт]. Москва, 2019-2022. URL: https://ocig.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).

References

1. Fundamental Principles of the Law on Culture of the Russian Federation of 1992, Oct. 9, Publ. L. No. 3612-I [Internet] [cited 2022 Apr. 15]. Available from: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1870/. (In Russ.).

2. Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage : Assepted 2003, Oct 17 by The General Conference of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization [Internet] [cited 2022 March 4]. Available from: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ cultural_heritage_conv.shtml. (In Russ.).

3. [Lists of Intangible Cultural Heritage and the Register of Good Safeguarding Practices] [Internet] [cited 2022 Jan 13]. Available from: https://ich.unesco.org/en/lists. (In Eng.).

4. Adashova T. A., Kosareva N. V. Folk Arts and Crafts as a Part of the Development Strategy of the Ethnographical Tourism in Russia. In: Modern Teddencies and Current Issues of Development of Tourism and Hotel Business in Russia. Moscow: Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism Publ. Office; 2017. p. 15-21. (In Russ.).

5. On the Approval of the List of Organizations of Folk Arts and Crafts Supported on the Federal Budget, and on Anulling Some Regulatory Legal Acts Released by the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation in Folk Arts and Crafts Sector: the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation Order of 2016, Dec 22, Publ. L. No. 4641 [Internet] [cited 2021 Feb 16]. Available from: https://docs.cntd.ru/document/420389207. (In Russ.).

6. On Folk Arts and Crafts: Federal Law of 1999, Jan 1, Publ. L. No. 7 [Internet] [cited 2022 March 4]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21497/ 4fdc493704d123d418c32ed33872ca5b3fb16936/. (In Russ.).

7. Penkina N. V., Shakhova O. Iu., Nikiforova A. A., Cherniavskaia O. V. Touristic and Recreational System Management: Theory and Practice. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University; 2020. (In Russ.).

8. On Establishing a Federal State Autonomous Institution "Military and Patriotic Culture and Leisure Park 'Patriot' of Western Military District", Federal State Budgetary Institutions "Military and Patriotic Culture and Leisure Park 'Patriot' of Eastern Military District", "Military and Patriotic Culture and Leisure Park 'Patriot' of Central Military District", "Military and Patriotic Culture and Leisure Park 'Patriot' of Southern Military District", "Military and Patriotic Culture and Leisure Park 'Patriot' of Northern Fleet", and Relating them with the Ministry of Defence of the Rusian Federation: Government of the Russian Federation Decree of 2018 Oct. 13, Pl. L. No. 2126-r [Internet] [cited 2022 March 4]. Available from: https://base.garant.ru/72069126/. (In Russ.).

9. Ethnic and Cultural Parks of Russia [Internet] [cited 2022 March 4]. Available from: https://этнопаркироссии.рф/ (In Russ.).

10. Nel'zina O. Iu. Regional Historical and Cultural Potential, Its Appliance in Establishing Ethnographic Complexes. Uchyonye zapiski (Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv = Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts. 2020;(2):57-62. DOI: 10.32340/2414-9101-2020-257-62. (In Russ.).

11. Perova E. Iu. The Central Part of Literature in Russian Culture as Feature of National Perceptions. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Vest-nik of Moscow State Linguistic University. Humanities. 2014;(21): 152-129. (In Russ.).

12. Guidelines for Development of Religious Tourism in Russia. Moscow: Tourism International Academy; 2010. (In Russ.).

13. Zhitenev S. Iu. Zhitenev S. Iu. Managing Cultural Heritage Sites: Scientific, Methodological and Practical Aspects. Voprosy kul'turologii = Issues of Cultural Studies. 2015;(7): 18-28. (In Russ.).

14. Using Objects of Russians' Cultural and Natural Heritage for Patriotic and Moral Upbringing of Young People. Moscow: International Tourism Organization: Institute of Contemporary Art; 2015. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Nation-Wide Union of Hospitality Industry [Internet] [cited 2022 Feb. 20]. Available from: https://ocig.ru/. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 18.05.2022; одобрена после рецензирования 14.07.2022; принята к публикации 12.09.2022.

The article was submitted 18.05.2022; approved after reviewing 14.07.2022; accepted for publication 12.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.