Научная статья на тему 'Проблемы налоговой системы Республики Казахстан'

Проблемы налоговой системы Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1274
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXES / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альпенова Баян Асановна

В данной статье рассматривается развитие налоговой системы Республики Казахстан и проблемы ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the development of the tax system of the Republic of Kazakhstan and the problems of its perfection.

Текст научной работы на тему «Проблемы налоговой системы Республики Казахстан»

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Альпенова Баян Асановна

докторант PhD Бишкекской финансово-экономической академии,

г. Бишкек, Кыргызская Республика

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается развитие налоговой системы Республики Казахстан и проблемы ее совершенствования.

ABSTRACT

This article discusses the development of the tax system of the Republic of Kazakhstan and the problems of its perfection. Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая система, Республика Казахстан. Keywords: taxes, taxation, tax system, the Republic of Kazakhstan.

С момента возникновения государства необходимым звеном экономических отношений в обществе являются налоги, изменение форм которых неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. Учитывая важную роль налогов в регулировании социально-экономических процессов возникает необходимость совершенствования налоговой системы, а также организации специального аппарата управления и контроля за налогами.

В своем Послании народу Казахстана, Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что, несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса, Казахстан сумел достойно преодолеть трудности и обеспечить экономический рост [1].

Разрешение экономикой политических противоречий требует длительного времени и усилий всех заинтересованных лиц, начиная от верхних эшелонов власти и заканчивая каждым конкретным человеком. Унификация налоговых систем развитых стран мира позволяет ускорить процессы международной интеграции, что обеспечивает успешность решения многих внутренних экономических, политических и социальных проблем.

Совершенствование налоговой системы определяется такими объективными факторами, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и социально-экономические границы налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании налоговой системы. Основные налоговые проблемы состоят в следующем:

1) Современная налоговая система еще сложна для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает изощренные способы уклонения от налогов.

2) Налогообложение заставляет компании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налоговым причинам. Это отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

3) Большие различия в ставках личного подоходного обложения и обложения корпораций вынуждают компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам. Дискриминация дивидендов ведет к тому, что новые

инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств [2].

Также действующая в Казахстане налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

Предметами критики выступают излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой, по сравнению с западными странами, оплате труда; низкое налогообложение природных ресурсов.

Но обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее, выхваченных из комплекса в западных странах, а порой, просто дилетантских.

Все это обусловливает объективную необходимость пристального внимания к налоговой системе и глубокий анализ налоговых отношений. Поэтому можно предложить следующее:

1) проблемы определения пределов налогового администрирования должны решаться через установление пределов властных полномочий налоговых органов и их должностных лиц;

2) властные полномочия налоговых органов и их должностных лиц должны ограничиваться, с одной стороны, существованием конституционных прав и прав налогоплательщика и, с другой стороны, интересами самого государства;

3) налогоплательщики должны иметь реальные, а не нарисованные в законе объекты налогообложения.

4) Казахстану необходима в области налогообложения собственная научная школа или нескольких школ, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

5) Для изменения взаимоотношений различных уровней государственного управления, разработки рекомендаций в области новой фискальной политики, анализа влияния ее изменений на поведение частных лиц и фирм, а также экономики в целом, крайне важно создать в составе Министер-

ства финансов Казахстана подразделение количественного финансового анализа.

6) Необходимо снижение налогового бремени, но не сверх меры. Налоги играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что может вызвать ряд негативных последствий.

7) Порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика.

8) Необходим процесс прогнозирования объемов налоговых поступлений, который может исполнять роль финансового анализа налогооблагаемой базы, корректировать их на объективные и субъективные факторы, прямо или косвенно влияющие на объемы поступлений налогов.

9) Обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Таким образом, совершенствование налоговой системы неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития, от этого зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

Список литературы:

1. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. Казахстан - 2050. Новый политический курс состоявшегося государства // Казахстанская правда от 14 декабря 2012 года.

2. Налоги в Казахстане: Учеб. Пособие / Ф.С. Сейдахме-това. - Алматы: LEM, 2002. - 160 с.

СПОСОБ ЦЕПНЫХ ПОДСТАНОВОК В ДЕТЕРМИНИРОВАННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ФАКТОРНЫХ СИСТЕМ

Антонова Ольга Витальевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономический анализ» Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье исследуются способ цепных подстановок, как прием детерминированного факторного анализа в системе бухгалтерского финансового и управленческого учета.

ABSTRACT

In article receptions of the determined factorial analysis in system of accounting financial and management accounting are investigated

Ключевые слова: бухгалтерский учет, факторный анализ, модели факторного анализа Keywords: accounting, factorial analysis, models of the factorial analysis

В качестве способа измерения влияния факторов в детерминированных моделях широкое распространение в аналитических расчетах получил способ цепной подстановки ввиду возможности использовать его в детерминированных моделях всех типов. Суть этого приема состоит в том, что для измерения влияния одного из факторов осуществляется замена его базового значения на фактическое, оставляя при этом неизменными значения всех других факторов. Последующее сопоставление результативных показателей до и после замены анализируемого фактора дают возможность рассчитать его влияние на изменение результативного показателя. Математическое описание способа цепных подстановок при использовании его, например, в трехфакторных мультипликативных моделях выглядит следующим образом.

Трехфакторная мультипликативная система:

у = а • Ь • с

О О О О

Последовательные подстановки:

у1 = а1 • Ьо • с;

у2 = а1 • Ь1 • со;

у3 = а • ^ • с = уг

Тогда для расчета влияния каждого из факторов надо выполнить такие действия:

а/ = У - y o; А/ = y2 - y1; Аус = У3 - У2.

, y - Уо = Ауа +Ауь + Ayc

Баланс отклонений: Последовательность расчетов способом цепных подстановок рассмотрим на конкретном числовом примере, когда зависимость результативного показателя от факторных может быть представлена четырехфакторной мультипликативной моделью.

В качестве результативного показателя избрана стоимость реализованной продукции. Ставится цель исследовать изменение этого показателя под воздействием отклонений от базы сравнения ряда трудовых факторов: численности рабочих, целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени и среднечасовой выработки. Исходная информация приведена в табл. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.