___________________Право
Зоя ЕГОРОВА, Алексей ИГЛИН
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В СФЕРЕ СПОРТА
В статье проводится анализ налоговых факторов в международных отношениях, который приобретает все большую актуальность для реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства.
The analysis of tax factors in the international relations which gets more urgency for realization and increase of efficiency of foreign economic activity of each state is considered in the article.
Ключевые слова:
профессиональный спорт, налогообложение, прямые и косвенные налоги, объект налога, доходы в сфере спорта; professional sports, taxation, direct and indirect taxes, taxable object, income in the sport sphere.
ЕГОРОВА
Зоя
Александровна — аспирант, старший преподаватель кафедры
государственного и административного права юридического факультета УлГУ
ИГЛИН
Алексей
Владимирович — к.ю.н., доцент кафедры
государственного и административного права юридического факультета УлГУ
Анализ налоговых факторов в международных отношениях приобретает все большую актуальность для реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятель -ности каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.
Проблемы налоговых отношений (в т.ч. в спорте) обсужда -ются на таких представительных форумах, как Организация Объединенных Наций (ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация американских государств (ОАГ), Организация экономического сотрудничества и развития, Андский пакт и др.
Спортивная деятельность начинается очень рано, в отдельных видах спорта иногда возраст спортсменов не достигает и 14 лет. Несовершеннолетний спортсмен, как и любой несовершеннолет ний гражданин, обладает достаточно широкими правомочиями действовать от своего имени, получать доход, обладать на правах собственности каким либо движимым либо недвижимым имуще ством. При этом мало кто задумывается о проблеме обложения ука -занных материальных благ налогом, будь то налог на доходы физи -ческих лиц или налог на имущество, а также придания указанной категории граждан статуса налогоплательщика.
В силу специфики налоговой правоспособности основную роль в налоговых правоотношениях играет не только возможность путем своих действий самостоятельно приобретать права и нести обязан ности, но и возможность привлечения физического лица к ответственности, возможность принудительного исполнения его обязан ности по уплате налогов и сборов, т.е. его деликтоспособность как составная часть дееспособности1.
Как отмечает М.В. Карасева, поддерживая позицию болгарского правоведа М. Костова, налоговая дееспособность является вторич -ной по отношению к гражданской и трудовой2. По ее мнению, у конкретного физического лица налоговая дееспособность может возникнуть только тогда, когда оно уже приобрело гражданскую или трудовую дееспособность.
В свою очередь В.В. Витрянский замечает, что обязанность упла-
1 Наринян Л.М. Несовершеннолетний спортсмен или налогоплательщик: вопросы применения налогового законодательства в области детского и юно -шеского спорта // Спортивное право: перспективы развития : материалы конференции. - М., 2010, с. 74.
2 Карасева М. Налоговое законодательство и правосубъектность физического лица // Хозяйство и право, 1996, № 7, с. 97-104.
тить налог возникает у лица после появ ления у него соответствующего объекта, подлежащего обложению налогом1.
Нельзя не согласиться и с мнением Д.В. Винницкого, который также отме чает, что налоговую дееспособность (и возраст ее наступления) нельзя определять как производную от гражданской и тру -довой в связи существованием не только личных, но и реальных налогов2.
Иными словами, налог как фискаль -ный инструмент теснее связан не с лич ностью плательщика, а также ее правовым оформлением, а с объектом, на который он начисляется (имущество разных видов, доход).
Несомненное влияние на организаци онную структуру игровых видов профес -сионального спорта оказывает специфика ведения спортивного бизнеса, который нельзя идентифицировать с бизнесом в полном смысле этого слова. Получается, на первый взгляд, парадоксальная для биз неса ситуация: владельцы ведущих команд не заинтересованы в том, чтобы их конку -ренты были слабыми, ибо зритель пере станет ходить на матчи или смотреть их по ТВ, заведомо зная, что его ожидает. В этом и состоит его основная специфика и отличие от других видов развлекательного бизнеса. Кроме того, различен процесс набора рабочей силы и заключения кон тракта, имеющего ряд ограничительных положений, входящих даже в противоре чие, например, с Конституцией США. Не менее важным моментом ведения спор тивного бизнеса является и предоставле ние командам права на территорию, на прием новых команд в лигу.
Спецификой ведения бизнеса в игровых видах спорта следует считать и распреде ление между всеми командами лиги дохо дов от продажи прав на трансляцию игр национальным телекомпаниям, а иногда
— и от продажи билетов зрителям.
Когда мы анализируем спортивные правоотношения, следует также учиты вать относительную кратковременность карьеры профессиональных спортсменов
1 Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс. Арбитражно- судебная практика — М.: Изд-во Международного центра финансовоэкономического развития, 1995.
2 Винницкий Д.В. Субъекты налогового права
Российской Федерации : дис. ... к.ю.н.: 12.00.12. — Екатеринбург, 1999.
(в среднем 5—7 лет) и постоянную теку -честь кадров (игроков) в командах.
Среди источников финансирования игровых видов профессионального спорта, которые облагаются налогами, основными являются: продажа билетов на матчи; про -дажа прав на трансляцию игр радио - и телекомпаниям; доход от концессии ста -диона или дворца спорта, парковки авто машин зрителей во время матчей; поступления от коммерческо -лицензионной, рекламно - спонсорской и издательской деятельности; продажа игроков; поступле -ния из центральных фондов лиг; процент на капитал, вложенный в банк, и др.
Помимо названных выше прямых источ -ников доходов, есть еще несколько кос -венных, к которым следует отнести: амор тизационные отчисления на контракты игроков, предоставление командам муни ципальных спортсооружений в аренду по льготным ставкам, невзимание налогов с продажи сезонных билетов фирмам и кор порациям по статье «деловые расходы», доходы от вступительных взносов новых команд в лиги и др.
При анализе финансового состояния команд следует также учитывать и такую их особенность, как сравнительно неболь шой численный состав игроков и админи стративного персонала, что при больших доходах является немаловажным факто ром роста их зарплаты. И все же диффе -ренцированный подход к оплате профес -сиональных спортсменов, который зави сит, прежде всего, от вида спорта, финан сового состояния команды, квалифика -ции игрока, его опыта и стажа, игрового амплуа, взаимоотношений с тренером и владельцем, был и остается непреложным законом спортивного бизнеса3.
Самый очевидный источник доходов в любом профессиональном виде спорта — это плата зрителей за билеты на стадион или спортивную арену. И она была прак тически единственным источником дохо дов для многих видов спорта до насту -пления эры ТВ и появления спортивного маркетинга.
Анализируя этот источник доходов, сле -дует иметь в виду, что в нем существует такой фактор, как ценоустойчивость, т.е. невозможность поднимать цены на билеты до бесконечности. Причем цены
3 Подробнее см.: Иглин А.В. Спорт и право (международный аспект). — М. : Юрлитинформ, 2012.
на билеты определяются не конкуренцией с остальными командами лиги (хотя и учитывается размер цен в других городах), а главным образом конкуренцией с аль тернативными источниками заполнения досуга населения, включая и другие виды профессионального спорта. Руководители и владельцы команд, дворцов спорта хорошо знают рынок развлечений в стране и понимают, что чрезмерный рост цен на билеты может пагубно сказаться на дохо дах.
Налоговое законодательство разрешает владельцу команды уменьшить размер прибыли, подлежащей обложению нало -гом, на расчетную сумму амортизацион ных отчислений. Став обладателем клуба, его владелец оформляет в федеральном налоговом управлении специальное согла шение, где оговаривается, какой процент суммы, затраченной на приобретение команды, может быть амортизирован из стоимости контрактов с игроками.
Немаловажным косвенным источни ком доходов большинства команд явля ется политика многих муниципальных советов городов, в которых размещаются профессиональные команды, направлен ная на предоставление владельцам команд льгот (в т.ч. налоговых) и скидок на аренду спортивных сооружений, принадлежа -щих городу. Так, из 113 команд 4 профес -сиональных лиг (ГБЛ, НФЛ, НБА и НХЛ) около 90 играют на стадионах и во дворцах спорта, построенных на деньги налого плательщиков. Почему городские власти идут на это? Экономист А. Онкер считает, что они делают эти уступки для поднятия престижа города, для обеспечения его населения развлечениями1. Некоторые объясняют это также тем, что казна города возвращает эти деньги в виде получения налогов с товаров и билетов, продаваемых на спортсооружениях.
Итак, физкультурно - спортивные орга -низации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодатель ством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в т.ч. за трудо -вые и природные ресурсы, пользование водными объектами.
1 http://www.ЫЫtofond.ru/view.aspx?id=456672
Отчисления организаций, спонсоров, меценатов на нужды физического вос питания граждан, содержание спортив ных команд, сборных команд по раз личным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно - спортивных объединений, перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указан ных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с зако нодательством.
Не включаются в совокупный доход при налогообложении с физических лиц:
— стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спорт сменами и работниками физкультурно -спортивных организаций для учебно тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
— премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсме -нами от организаторов за завоевание пер вых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы.
В любой экономической системе должны действовать 5 основополагающих принципов:
1) подданные государства должны уча ствовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они поль зуются под покровительством и защитой государства (соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приво дит к равенству или неравенству в нало -гообложении);
2) налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа);
3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как пла тельщику удобнее всего оплатить его;
4) каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит каз начейству государства;
5) объект налога должен иметь защиту от двойного обложения2.
На основе этих принципов к настоя щему времени сложились и основные кон
2 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1962, кн. V, гл. II, с. 588—589.
цепции налогообложения в сфере спорта. Во многих государствах, в т.ч. и в России, федеральное налоговое законодательство предусматривает для спортивных органи -заций и отдельных спортсменов опреде -ленные налоговые и таможенные льготы.
Еще одной проблемой налоговых пра -воотношений в международном спорте является двойное налогообложение. Действительно, будучи гражданином одного государства, субъект спортивного правоотношения зачастую работает в дру -гом. Так, футболисты, хоккеисты часто меняют клубы, меняя при этом и государ -ство выступления, т.е. выполнения работ. Теннисисты участвуют в течение года во многих международных турнирах, получая при этом призовые в различных странах. Не секрет, что в последнее время появи -лась «мода» приглашать для работы ино -странных специалистов, тренеров, вра чей, которые также являются резидентами налогообложения в своих государствах, а работают за границей.
Международное налоговое право решает указанную проблему путем двусторонних договоров между государствами об избе -гании двойного налогообложения. По мнению С.В. Алексеева, в основу подоб -ных соглашений положены два принципа: 1) подоходный налог (налог на доходы физических лиц) уплачивается по месту постоянного местонахождения платель -щика (lex domicilii); 2) налог на недвижимое имущество уплачивается по месту нахож дения этого имущества (lex rei sitae)1.
Следовательно, налогоплательщик — субъект спортивных правоотношений — обязан сам уплачивать налоги исходя из законодательства государства, граждани ном которого он является, и деклариро
вать свои доходы, полученные в результате трудовой деятельности в государстве, в котором он постоянно выступал на сорев нованиях и получал гонорар. Вместе с тем при определении порядка уплаты подо ходного налога необходимо руководство ваться соответствующими соглашениями между этими государствами.
Что касается косвенных налогов (НДС, акцизы), то международные проблемы, связанные с ними, возникают обычно при импорте — экспорте, в т.ч. спортив -ных товаров. При решении этих проблем могут применяться 2 принципа: 1) прин цип страны происхождения (в этом случае при импорте НДС и акцизы не взимаются в стране импорта, а в стране экспорта уплаченные в ней НДС и акцизы не воз мещаются экспортеру; 2) принцип страны назначения (НДС и акцизы в этом случае взимаются в стране импорта, а потери производителя/экспортера от уплаты кос -венных налогов в стране происхождения ему компенсируются2.
Таким образом, проблема двойного налогообложения должна решаться в спе циальных межгосударственных соглаше ниях.
В целом международные спортивные налоговые правоотношения — это право отношения субъектов международной спортивной деятельности в связи с дого ворным перераспределением ими налого вых полномочий и обязанностей, а также комплекс мер, направленных на обеспе чение их функционирования с тем, чтобы исключить злоупотребление льготами международных соглашений налогопла -тельщиками — субъектами спортивной деятельности (спортсменами, тренерами, агентами, врачами и т.д.).
1 Алексеев С.В. Международное спортивное
право. - М., 2008, стр. 617.
2 Там же, с. 617-618.