Научная статья на тему 'Особенности финансирования индустрии спорта в США'

Особенности финансирования индустрии спорта в США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5935
932
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / SPORTS INDUSTRY / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / SOURCES OF FINANCING / МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / MODELS OF FINANCING / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СПОРТЕ / STATE – PRIVATE PARTNERSHIP IN SPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободянюк Наталья Викторовна

В статье рассматриваются различные источники поступления финансовых ресурсов в отрасль: бюджетные, внебюджетные и смешанные. Анализ различных систем и моделей поступления денежных средств в спортивную отрасль показал, что необходимо уделить особое внимание государственно-частному партнерству в спорте, так как в этом случае финансирование спорта осуществляется одновременно из бюджетных и внебюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слободянюк Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes different sources of financing the industry, such as budget, non-budget and mixed. Analysis of various schemes and models of cash coming to sports industry shows that it is necessary to pay special attention to state – private partnership in sports, as in this case sports are funded simultaneously by budget and non-budget sources.

Текст научной работы на тему «Особенности финансирования индустрии спорта в США»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Н. В. Слободянюк

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА В США

В статье рассматриваются различные источники поступления финансовых ресурсов в отрасль: бюджетные, внебюджетные и смешанные. Анализ различных систем и моделей поступления денежных средств в спортивную отрасль показал, что необходимо уделить особое внимание государственно-частному партнерству в спорте, так как в этом случае финансирование спорта осуществляется одновременно из бюджетных и внебюджетных средств.

Ключевые слова и словосочетания: спортивная индустрия, источники финансирования, модели финансирования, государственно-частное партнерство в спорте.

Сегодня спортивная индустрия является важной отраслью экономики разных стран. Спорт в целом выступает фактором обеспечения экономического роста, так как интенсивно воздействует на экономическую сферу жизни государства и общества, а именно на качество труда, физическую подготовленность рабочей силы, структуру потребления и спроса, производительность труда, внешнеэкономические связи и другие показатели экономической системы.

В настоящее время спорт все больше проявляется в предпринимательской деятельности человека. Этот процесс, с одной стороны, обеспечивает занятость населения в отраслях спортивной индустрии. С другой стороны, частный сектор участвует в этих отраслях и пополняет федеральные и местные бюджеты за счет различных налогов и платежей. Определенная часть этих финансовых источников направляется на дальнейшее финансирование спортивной индустрии.

С развитием индустрии спорта формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая в свою очередь позволяет заработать деньги в условиях конкуренции в сфере как национального, так и международного спорта1.

Финансирование индустрии спорта в странах с рыночной экономикой предполагает различные источники поступления финансовых ресурсов в отрасль, которые можно объединить в три основные группы:

1) бюджетное;

2) внебюджетное;

3) смешанное.

Источники финансирования индустрии спорта представлены на рис. 1.

1 См.: Орлов А. В. Спорт и спортивная индустрия. - М., 2011.

Государственная поддержка физической культуры и спорта осуществляется на законодательном уровне в виде прямого и косвенного финансирования.

Рис. 1. Основные источники финансирования индустрии спорта

В части прямого финансирования государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на спортивное образование, на содержание спортивных команд, на строительство стадионов, бассейнов и спортивных комплексов, на проведение соревнований. В виде косвенного финансирования государство предусматривает льготное кредитование, частичное или полное освобождение от уплаты налоговых пошлин, предоставление субсидий и субвенций. Например, в США освобождены от налогообложения поступающие в спортивные организации снаряжение и оборудование; освобождается от налогов по всей системе налогообложения Национальный олимпийский комитет США1.

К коммерческому внебюджетному финансированию можно отнести финансирование на основе собственных средств спортивных организаций, спонсорства, рекламной и лицензионной деятельности, продажу прав на теле- и

1 См.: Вапнярская О. И., Золотов М. И. Зарубежный опыт управления массовым спортом // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 3.

радиотрансляцию, мерчандайзинг, спортивные лотереи, игорный бизнес. Во многих развитых странах данные источники активно используются. Так, в США 95% расходов на спорт берут на себя частные компании. В Великобритании же 80% спортивной отрасли финансируются за счет бюджета государства1 .

К некоммерческому внебюджетному финансированию относятся благотворительная деятельность и меценатство. Меценатство является составной частью благотворительности. Его цель - обеспечение сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности. Оно предполагает безвозмездную передачу финансовых и материально-технических средств гражданам или организациям, занимающимися сохранением и развитием национального культурного достояния. При этом меценатство может свободно развиваться в стране только при определенной поддержке как государства, так и общества. В европейских странах поддержка спортивной индустрии для многих частных организаций стала нормой, несмотря на то, что меценаты не имеют от своей благотворительной деятельности значительных государственных и налоговых льгот. В США же к благотворительности и меценатству более деловой подход: средства в размере 10% от прибыли, направляемые на благотворительность, не облагаются налогами2.

Смешанное финансирование в спортивной индустрии предполагает осуществление различных спортивных или околоспортивных мероприятий частным сектором, где государство финансово поддерживает частное предпринимательство. В конечном счете данный вид финансирования выгоден и самому государству, и коммерческой компании. Примером смешанного финансирования является государственно-частное партнерство. Оно представляет собой привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций. В качестве примера партнерства государства и частного сектора можно привести строительство спортивного стадиона в Риге, где половину инвестиций на новый стадион выделили городские власти, а вторую часть - частная компания. Она же получила объект в эксплуатацию на 30 лет, чтобы компенсировать свои расходы и заработать дополнительную прибыль. По окончании этого срока стадион останется в собственности города. Такой механизм может способствовать рациональному использованию спортобъек-

тов3.

В зависимости от доли участия государства в развитии спорта его финансирование может происходить посредством различных организационных моделей. Самыми распространенными моделями финансирования спорта и физической культуры являются европейская и американская.

1 См.: Вапнярская О. И., Золотов М. И. Зарубежный опыт управления массовым спортом

2 См.: Алтухов С. Спонсорство в современном спорте. - URL: http://www.sportmanagement ru/events. php?id=2453

3 См.: Зусман Е., Корнеев М. ГЧП в спорте: зарубежный опыт и перспективы развития в России // Спорт и право. - 2011. - № 1.

Для американской модели характерно отсутствие прямой поддержки спорта из бюджета страны и наличие большого количества налоговых льгот для частного сектора. При этом профессиональный спорт рассматривается как специфическая сфера бизнеса. Спортивная деятельность и ее результаты - это средство достижения прибыли. Особенностью национальных чемпионатов является то, что состав команд, разыгрывающих первенство, стабилен из года в год. Команда, занявшая последнее место, не попадает в низшую лигу. Изменение состава лиги происходит или за счет продажи-покупки клуба, или за счет нового клуба, который должен внести большой вступительный взнос в лигу, распределяемый между всеми командами. К данной модели следует отнести те страны, где государство практически не вмешивается в спортивную жизнь, она целиком автономна, т. е. развитие спорта относится к компетенции самих спортивных движений. Наиболее яркий пример - США, где не оказывается финансовой поддержки спорту со стороны федерального правительства. В других странах (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония) государство осуществляет лишь материальную поддержку спорта при его полной автономии.

Для европейской модели характерно смешанное финансирование, при котором доля участия государства составляет весомую часть. К европейской модели приближены схемы финансирования многих азиатских и латиноаме-рикансих стран. В европейских странах спортивное соперничество является приоритетным фактором и обязательным условием ведения спортивного бизнеса. Команда, занявшая последнее место по итогам чемпионата, выбывает из высшего дивизиона, уступая место другой, отобранной по спортивным результатам. В Европе упор делают именно на спортивные результаты, а потом уже только на прибыльность. Ко второй категории относятся страны, проводящие государственную спортивную политику. Они берут на себя ответственность за развитие спорта. На центральном уровне эта работа поручается спортивному министерству или другому ведомству, в котором существует специальный орган, курирующий физкультурно-спортивную работу.

Общей для обеих моделей является поддержка детско-юношеского спорта и оздоровительного движения из местных бюджетов.

Так как в США действует американская модель финансирования спорта, рассмотрим внебюджетные источники финансирования более подробно на примере нескольких крупных регионов, а именно Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Северной Америки, Европейского региона.

По данным исследований компании PricewaterhouseCoopers, основными способами получения дохода в спортивной отрасли в мире являются продажа билетов на соревнования, спонсорство, продажа прав на теле- и радиотрансляции, мерчандайзинг. В США посещение спортивных мероприятий является неотъемлемой частью национальной культуры. Доходы от продажи билетов на матчи ежегодно повышаются на 3%, от продажи прав на теле- и радиотрансляцию - на 2,7%, от мерчандайзинга - на 4%, от спонсорства - на 4,2%1.

1 См.: Отчет компании PriceWaterHouseCoopers «Перспективы развития мировой индустрии спорта на период до 2013 года». - URL: http://proreport.ru/reports_detail/2188/chapter3/

Конкретные данные по сегментам рынка спортивной индустрии в различных странах представлены на рис. 2.

Общая выручка от продажи билетов на спортивные мероприятия в разбивке по регионам

Европа, Ближний Восток и Африка 39%

Азиатско-. Тихоокеанский регион 11%

Латинская Америка 2%

Северная Америка 48%

Общая выручка от продажи прав на трансляцию соревнований в разбивке по регионам

Азиатско-Тихоокеанский

Европа, Ближний Восток и Африка 44%

регион 15%

Латинская Америка 2%

Северная Америка 39%

Общая выручка от мерчандайзига в разбивке по регионам

Азиатско-. Тихоокеанский

Европа, Ближний Восток и Африка 13%

регион 10%

Латинская Америка 1%

Северная Америка 76%

Общая выручка от спонсорства в разбивке по регионам

Европа, Ближний Восток и Африка 38%

Азиатско-Тихоокеанский регион 23%

Латинская Америка 2%

Северная Америка 37%

Рис. 2. Общая выручка по сегментам рынка спортивной индустрии в различных странах

Как видно из диаграмм, Северная Америка занимает 2-е место после европейских стран, Ближнего Востока и Африки лишь по продаже прав на теле-и радиотрансляции. В остальных сегментах рынка доходы Северной Америки значительно превышают доходы стран Европы, Ближнего Востока и Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Доходы Северной Америки по всем четырем сегментам, а также прогноз до 2013 г. представлены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Динамика и прогноз финансовых ресурсов по четырем сегментам рынка спортивной индустрии в разбивке по регионам* (в млн долл.)

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Спонсорство 9,022 10,013 11,613 11,308 11,606 12,013 12,617 13,322

Изменение, % 11,0 16,0 (2,6) 2,6 3,5 5,0 5,6

Продажа билетов 18,304 20,075 21,026 20,882 21,278 21,751 22,716 23,781

Изменение, % 9,7 4,7 (0,7) 1,9 2,2 4,4 4,7

Продажа прав на трансляцию 8,306 8,303 9,366 8,606 9,741 9,295 10,664 9,578

Изменение, % 0,0 12,8 (8,1) 13,2 (4,6) 14,7 (10,2)

Мерчандайзинг 14,291 15,250 15,745 14,227 14,446 14,731 15,636 16,641

Изменение, % 6,7 3,2 (9,6) 1,5 2,0 6,1 6,4

* Источник: Отчет компании PriceWaterHouseCoopers «Перспективы развития мировой индустрии спорта на период до 2013 года». - URL: http://proreport.ru/reports_detail/2188/chapter3/

Из приведенных в табл. 1 данных видно, что вплоть до 2013 г. доходы от продажи билетов будут оставаться самым крупным сегментом спортивной индустрии Северной Америки, хотя его рост будет самым медленным.

Наиболее активными спонсорами по объему сделок в период с 2009 по 2011 г. были производители спортивной одежды, тогда как для автомобильных американских компаний в эти периоды они снизились. Так, General Motors снизила объемы поддержки открытого чемпионата Buick Open и спонсирование гольфиста Тайгера Вудса.

Темпы роста расходов на приобретение прав на телетрансляции спортивных соревнований в течение прогнозного периода будут значительными. Это показывает, что права на трансляцию в меньшей степени подвержены влиянию краткосрочных экономических тенденций, поскольку они закреплены в долгосрочных контрактах.

Сокращение расходов на рекламу под влиянием кризиса, а также формирование трендов в сторону использования моделей абонентского телевидения привели к тому, что компании, предоставляющие услуги платного кабельного телевидения, стали главной движущей силой сделок по приобретению прав на трансляцию спортивных соревнований.

Мерчандайзинг останется наименьшим источником финансирования из четырех сегментов спортивной индустрии не только в Северной Америке, но и в других странах. Он в большей степени подвержен влиянию экономической конъюнктуры, так как сильно зависит от уровня дохода на душу населения. Большое влияние на размер доходов от мерчандайзинга оказывают и крупные

спортивные соревнования. Например, в нечетные годы, когда не проводятся Олимпийские игры или чемпионаты мира по футболу, рост данного сегмента ограничен.

Помимо внебюджетных источников финансирования спортивной индустрии в США существуют и бюджетные. В разных областях спорта и физической культуры финансирование реализуется различными способами (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Источники финансирования спорта в США в зависимости от характера спортивной отрасли

Спортивная отрасль Спортивные организации Источники финансирования

Спорт высших достижений Олимпийский комитет США, Любительский спортивный союз, Американский союз здоровья, физического воспитания и отдыха, Национальная федерация спортивных ассоциаций средних школ, федерации по различным видам спорта Взносы членов спортивных клубов или команд, ассигнования федерального правительства и правительств штатов, доходы от продажи билетов и прав на телетрансляцию

Школьный спорт Федерации по различным видам спорта, Олимпийский комитет США, спортивные школьные ассоциации, Национальная федерация спортивных ассоциаций средних школ штатов Доходы родителей спортсменов, федерации по различным видам спорта, Олимпийский комитет США, спонсоры, поступления от кассовых сборов от продажи билетов и обслуживания зрителей, дотации и пожертвования частных лиц, средства из общих фондов школ

Студенческий спорт Национальная федерация межвузовского спорта, Национальная ассоциация кол-леджского спорта, Национальная ассоциация студенческого спорта, Национальная спортивная ассоциация младших колледжей Продажа прав на трансляцию межвузовских соревнований национальному телевидению, государственные стипендии студентам-спортсменам, вузы,государство

Профессиональный спорт Лиги по различным видам спорта, ассоциации по различным видам спорта, Олимпийский комитет США Спонсорство, продажа билетов на соревнования, продажа прав на теле- и радиотрансляцию, поступления от коммерческо-лицензи-онной, рекламной и издательской деятельности, продажа акций команд, продажа игроков, поступления из центральных фондов лиг

Государственная помощь спорту высших достижений, к которому относится любительский спорт и физическая культура, осуществляется в специфической форме - законодательном освобождении от налогов. Также спорт высших достижений финансируется за счет частных взносов и пожертвований

предприятий и фирм, которые в свою очередь освобождаются от налогообложения.

На школьном и студенческом спорте построен весь национальный спорт страны. Спортсмены - учащиеся школ и вузов составляют главный резерв, из которого комплектуются национальные команды по различным видам спорта для участия в международных соревнованиях и профессиональные клубы. Детско-юношеский спорт и подготовка олимпийского резерва оплачиваются из средств родителей спортсменов. После 18 лет местом тренировок спортсмена может стать колледж или университет. Как только спортсмен начинает показывать достойные результаты, к финансированию для его развития подключается федерация того вида спорта, в котором он прогрессирует, а также Олимпийский комитет США и различные спонсоры. Основным источником финансирования межшкольных соревнований служат поступления с кассовых сборов от продажи билетов и обслуживания зрителей, дотации и пожертвования частных лиц и средства из общих фондов школ.

В вузах развиваются и финансируются в основном национальные виды спорта, такие, как американский футбол, баскетбол, бейсбол, легкая атлетика и др. Выдающимся спортсменам-студентам выплачиваются специальные стипендии. Ведущей организацией в межвузовском спорте является Национальная ассоциация межвузовского спорта, созданная в 1905 г. В ее состав входят 650 университетов и колледжей, 25 региональных спортивных объединений, 8 национальных ассоциаций тренеров по видам спорта, Ассоциация спортивных директоров вузов.

Спорт в школах и высших учебных заведениях составляет основу любительского спорта. Руководством любительского спорта в США занимается множество организаций, к которым относятся Олимпийский комитет США, Любительский спортивный союз, Национальная ассоциация студенческого спорта, Национальная федерация спортивных ассоциаций средних школ, Национальная спортивная ассоциация младших колледжей, Американский союз здоровья, физического воспитания и отдыха, федерации по различным видам спорта.

Основными источниками финансирования любительского спорта и спорта высших достижений являются доходы от продажи билетов и прав на телетрансляцию соревнований, взносы членов спортивных клубов или команд, ассигнования федерального правительства и правительств штатов. Любительские спортивные организации также освобождены от уплаты налогов.

Профессиональный спорт в США возник параллельно с любительским. Устойчивое положение профессионального спорта в США базируется на высоком спросе на его продукт - зрелище. Если вид спорта становится убыточным, то он прекращает свое существование как профессиональный. Зрелище представляет собой продукт деятельности всех команд лиги. Поэтому клубы, несмотря на борьбу на соревнованиях, на самом деле являются партнерами. Одна из основных задач лиги - уравновешивание сил соперников, так как появление суперкоманды может привести к снижению посещаемости соревнований. Известны случаи, когда владельцы лиг шли на кардинальные меры, вплоть до роспуска сильнейшей команды, если она начинала побеждать с очевидным преимуществом.

Команды изначально поставлены в разные условия, и потенциально кто-то из них может разориться. Это в свою очередь может ударить по финансовому положению остальных клубов, так как нарушится календарь, снизится количество игр в сезоне, создастся опасный прецедент. Чтобы не допустить этого, лиги установили принцип распределения доходов от продажи билетов, а также равномерно делят между командами деньги телеконтрактов, подписанных лигой. Это является одним из главных факторов экономического благосостояния команд на современном этапе.

Таким образом, можно заключить, что внебюджетное финансирование спорта в США осуществляется тремя секторами экономики:

1. Различными предприятиями и населением через потребление спортивных товаров и услуг.

2. Телевидением через продажу прав на телетрансляцию спортивных мероприятий у организаторов.

3. Компаниями, которые используют спорт в рекламных целях, в частности, посредством спонсорства.

Бюджетное финансирование спортивной отрасли США осуществляется двумя способами: посредством прямых ассигнований из местного, регионального или федерального бюджета и посредством различных льгот при кредитовании, лицензировании или налогообложении. При этом в основном преобладает косвенное финансирование.

Проведя анализ финансирования физической культуры и спорта США, нами были сформированы следующие принципы финансирования:

1. Принцип коммерциализации спорта.

2. Принцип массовости спорта.

3. Принцип сбалансированности финансовых интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, необходимо уделять особое внимание смешанному финансированию спортивной индустрии, так как это позволяет государству контролировать денежные потоки в тот или иной спортивный проект, а частному сектору дает государственную поддержку при разделении рисков и гарантированную прибыль.

Список литературы

1. Алтухов С. Спонсорство в современном спорте. - URL: http://www. sportmanagement. ru/events.php?id=2453

2. Вапнярская О. И., Золотов М. И. Зарубежный опыт управления массовым спортом // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 3.

3. Зусман Е., Корнеев М. ГЧП в спорте: зарубежный опыт и перспективы развития в России // Спорт и право. - 2011. - № 1.

4. Махакова Т. И. Международный опыт финансирования физической культуры и спорта // Сборник докладов Международного форума «Россия -спортивная держава». - М., 2010.

5. Орлов А. В. Спорт и спортивная индустрия. - М., 2011.

6. Починкин А. В., Сейранов С. Г. Экономика физической культуры и спорта. - М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.