Научная статья на тему 'Проблемы налогообложения бизнеса в России'

Проблемы налогообложения бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / BUDGET AND TAX POLICY / FEDERAL BUDGET / TAX BURDEN / VALUE ADDED TAX / CUSTOMS DUTIES / MINERAL EXTRACTION TAX / INSURANCE PREMIUMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светозаров Александр Сергеевич

Цель. В основе данной работы анализ проблем налогообложения бизнеса при формировании федерального бюджета в условиях повышения фискальной нагрузки на экономику и продолжающихся антироссийских экономических санкций. Процедура и методы исследования. Проанализированы основные источники доходов федерального бюджета 2019-2022 гг. Рассмотрены основные поправки чч. 1-2 НК РФ, которые начнут применяться с 01.01.2020 г., упрощающие или усложняющие ведение бизнеса, по основным бюджетообразующим налогам: НДС, НДПИ, акцизам, страховым взносам. Результаты проведённого исследования. Проведённый анализ показал, что на протяжении многих лет существенную долю доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы, величина которых в перспективе снизится из-за падения цен на энергоносители. Выявлено, что в 2020 г. будет продолжен курс на рост налоговой нагрузки на бизнес и население в основном за счёт увеличения акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, страховых взносов, более широкого использования кадастровой стоимости при налого-обложении недвижимости. Результатами повышения налогов являются замедление темпов роста ВВП, ухудшение предпринимательского и инвестиционного климата, минимальный рост реальных доходов населения. Теоретическая / практическая значимость. В статье даны рекомендации по изменению подхода к формированию современной фискальной политики в пользу регулирующей составляющей. Достигнутая в настоящее время стабильность на макроуровне, а также планиру-емый в 2020-2022 гг. профицит федерального бюджета дают возможность для проведения маневра снижения налогового бремени, используя различные экономические регуляторы и инструменты, способствующие расширению налоговой базы и увеличению налоговых поступлений в перспективе. Это снижение ставок отдельных видов налогов, расширение налоговых льгот, преференций, налоговые кредиты и другое с учётом скрупулезного экономического обоснования.Purpose. To analyze the problems of business taxation in the formation of the Federal budget in the context of increasing fiscal burden on the economy and the ongoing anti-Russian economic sanctions. Methodology and Approach. The main sources of Federal budget revenues in 2019-2022 are analyzed. The main amendments to Parts 1 and 2 of the Tax Code of the Russian Federation, which came into force on 01.01.2020, are considered. Results. The analysis has shown that for many years a significant share of Federal budget revenues was made up of oil and gas revenues, the value of which will be prospectively reduced due to falling energy prices. It is revealed that in 2020, the course of increasing the tax burden on business and the population will continue, mainly due to an increase in excise taxes, mineral extraction tax, insurance premiums, and a wider use of cadastral value in the taxation of real estate. The result of tax increases is a slowdown in GDP growth, deterioration of business and investment climate, and minimal growth in real incomes. Theoretical and Practical implications. The practical significance is due to the fact that the article provides recommendations for changing the approach to the formation of modern fiscal policy in favor of the regulatory component. The current stability at the macro level, as well as the planned Federal budget surplus in 2020-2022, make it possible to reduce the tax burden, using various economic regulators and tools that help expand the tax base and increase tax revenues in the future. This includes reducing the rates of certain types of taxes, expanding tax benefits, preferences, tax credits, etc., taking into account the scrupulous economic justification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Светозаров Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогообложения бизнеса в России»

УДК 338.22:346.26(470); 336.221 DOI: 10.18384/2310-6646-2020-2-98-105

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ

Светозаров А. С.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская

Федерация

Аннотация.

Цель. В основе данной работы - анализ проблем налогообложения бизнеса при формировании федерального бюджета в условиях повышения фискальной нагрузки на экономику и продолжающихся антироссийских экономических санкций.

Процедура и методы исследования. Проанализированы основные источники доходов федерального бюджета 2019-2022 гг. Рассмотрены основные поправки чч. 1-2 НК РФ, которые начнут применяться с 01.01.2020 г., упрощающие или усложняющие ведение бизнеса, по основным бюджетообразующим налогам: НДС, НДПИ, акцизам, страховым взносам. Результаты проведённого исследования. Проведённый анализ показал, что на протяжении многих лет существенную долю доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы, величина которых в перспективе снизится из-за падения цен на энергоносители. Выявлено, что в 2020 г. будет продолжен курс на рост налоговой нагрузки на бизнес и население в основном за счёт увеличения акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, страховых взносов, более широкого использования кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Результатами повышения налогов являются замедление темпов роста ВВП, ухудшение предпринимательского и инвестиционного климата, минимальный рост реальных доходов населения.

Теоретическая / практическая значимость. В статье даны рекомендации по изменению подхода к формированию современной фискальной политики в пользу регулирующей составляющей. Достигнутая в настоящее время стабильность на макроуровне, а также планируемый в 2020-2022 гг. профицит федерального бюджета дают возможность для проведения маневра снижения налогового бремени, используя различные экономические регуляторы и инструменты, способствующие расширению налоговой базы и увеличению налоговых поступлений в перспективе. Это снижение ставок отдельных видов налогов, расширение налоговых льгот, преференций, налоговые кредиты и другое с учётом скрупулезного экономического обоснования.

Ключевые слова: бюджетная и налоговая политика, федеральный бюджет, налоговая нагрузка, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, страховые взносы

PROBLEMS OF BUSINESS TAXATION IN RUSSIAN FEDERATION

A. Svetozarov

Moscow Region State University

24, Vera Voloshina st., Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation

© CC BY Светозаров А С. , 2020.

ISSN 2072-8549

9

2020/№ 2

Abstract.

Purpose. To analyze the problems of business taxation in the formation of the Federal budget in the context of increasing fiscal burden on the economy and the ongoing anti-Russian economic sanctions.

Methodology and Approach. The main sources of Federal budget revenues in 2019-2022 are analyzed. The main amendments to Parts 1 and 2 of the Tax Code of the Russian Federation, which came into force on 01.01.2020, are considered.

Results. The analysis has shown that for many years a significant share of Federal budget revenues was made up of oil and gas revenues, the value of which will be prospectively reduced due to falling energy prices. It is revealed that in 2020, the course of increasing the tax burden on business and the population will continue, mainly due to an increase in excise taxes, mineral extraction tax, insurance premiums, and a wider use of cadastral value in the taxation of real estate. The result of tax increases is a slowdown in GDP growth, deterioration of business and investment climate, and minimal growth in real incomes.

Theoretical and Practical implications. The practical significance is due to the fact that the article provides recommendations for changing the approach to the formation of modern fiscal policy in favor of the regulatory component. The current stability at the macro level, as well as the planned Federal budget surplus in 2020-2022, make it possible to reduce the tax burden, using various economic regulators and tools that help expand the tax base and increase tax revenues in the future. This includes reducing the rates of certain types of taxes, expanding tax benefits, preferences, tax credits, etc., taking into account the scrupulous economic justification.

Keywords: budget and tax policy, Federal budget, tax burden, value added tax, customs duties, mineral extraction tax, insurance premiums

Введение

в 2015 г. налоговые доходы и платежи, поступающие в бюджетную систему составляли 28,97 % ВВП, то в 2018 г. уже 32,72 %1 . Из-за роста налоговой нагрузки растут издержки корпораций, сокращается производство, снижаются темпы роста экономики . Поэтому в условиях повышения фискальной нагрузки на экономику, а также сложной внешнеэкономической ситуации, связанной с замедлением темпов роста мировой экономики до 3 % в 2019 г. и сохранением ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, актуальным является анализ проблем налогообложения бизнеса в России

Налоги являются основным инструментом государственной финансовой политики В бюджетах многих государств доля налоговых поступлений составляет 75-95 % . Налоги в процессе практической реализации выполняют 2 основные функции: фискальную и регулирующую. В фискальной функции проявляется главное назначение налогов - максимально возможное формирование доходов государства для выполнения своих функций Регулирующая функция налогов проявляется в экономическом регулировании доходов корпораций и граждан, стимулировании отдельных видов деятельности и инвестиционного роста. За последние 5 лет фискальная составляющая налоговой политики превалирует над регулирующей, о чём свидетельствует повышение налоговой нагрузки на экономику По данным Минфина России, если

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. // Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http: //www. minfin. ru/ru (дата обращения: 18.01.2020) .

Источники налоговых доходов федерального бюджета

На протяжении многих лет основными бюджетообразующими налогами федерального бюджета являются налоги на добавленную стоимость (НДС) и на добычу полезных ископаемых . Эти налоги вместе с вывозными таможенными пошлинами на нефть, газ и нефтепродукты дают почти 80 % всех налоговых поступлений (табл . 1) . Согласно прогнозу, по отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 18,4 % в 2019 г. и 18 % в 2020 г. до 17,7 % ВВП в 2021 г. и 17,2 % ВВП в 2022 г. Эта динамика будет обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП: с 7,2% ВВП в 2019 г. до 6 % ВВП в 2022 г. в связи со снижением цен на энергоносители в прогнозном периоде и предоставленными льготами предприятиям топливно-энергетического комплекса1

В режиме экономии бюджетных средств планируются накопления профицита фе-деральбного бюджета в следующем объеме: в 2020 г. - 876,1 млрд руб ., в 2021 г. -612,5 млрд руб ., в 2022 г. - 295,0 млрд руб .2 В 2019 г. ситуация в инвестиционном и деловом климате в стране продолжала оставаться негативной, практически не росли реальные доходы населения По данным Минэкономразвития рост ВВП России в 2019 г. составил 1,3 %, в 2020 г. прогнозируется 1,7 % . По прогнозу Минфина России ускорение экономического роста намечается с 2020 г и темп роста ВВП (% к предыдущему году) составит: в 2020 г. - 1,7 %, в 2021 г. - 3,1 %, в 2022 г - 3,2% По прогнозу международных экспертных центров и независимых специалистов, темпы роста российского ВВП в 2020 г. будут на уровне около 1,6 % . По их мнению, помешать может кризис глобальной экономики, вероятность которого сегодня трудно предугадать [6].

Таблица 1 / Table 1

Прогноз доходов федерального бюджета на 2020 г. и плановый период 20212022 гг., трлн руб.

The forecast of federal budget revenues for 2020 and 2021-2022 planning period,

trillion rubles

2019 оценка 2020 2021 2022

Доходы всего, в т. ч . : 19,95 20,37 21,24 22,05

Налог на добычу полезных ископаемых 6,0 6,04 6,5 6,86

Налог на добавленную стоимость 7,02 7,49 7,99 8,56

Таможенные пошлины 2,91 2,4 2,22 1,99

Налог на прибыль организаций 1,18 1,21 1,24 1,3

Акцизы 1,03 1,08 1,07 1,04

Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку -0,38 -0,32 -0,34 -0,36

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья 0,08 0,09 0,08 0,08

Прочие налоги и сборы 2,12 2,44 2,55 2,65

Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации .

URL: https://www.minfin. ru/ru/document/ (дата обращения: 23.02.2020).

1 Вислогузов В . НДС и НДПИ дадут бюджету 2020 две трети доходов // Коммерсантъ . 2020. № 175 . С. 2 .

2 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов // Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http: //www. minfin. ru/ru (дата обращения:18.01.2020).

V4100y

В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (утверж. Минфином России)1 отмечается, что для ускорения темпов экономического роста необходимо добиться решения следующих задач:

1) повышение качества инвестиций в основной капитал и увеличение их объёма до 25 % ВВП;

2) рост уровня занятости в экономике и повышение производительности труда;

3) повышение конкурентоспособности российских товаров и предприятий и рост их вовлечённости в глобальную торговлю .

При этом налоговая политика стимулирования инвестиций включает следующие меры по 3-м ключевым направлениям:

• формирование стабильных и предсказуемых фискальных и финансовых условий ведениябизнеса;

• стабильность и предсказуемость неналоговых платежей и поэтапное включение в НК РФ следующих платежей: утилизационного сбора; налога на доходы, связанные с оказанием услуг связи абонентам в сети связи общего пользования (мобильной связи, домашнего телефона, телевидения и радио, доступа в интернет) и туристического сбора;

• улучшение администрирования доходов бюджетной системы за счёт цифровизации и интеграции всех источников информации в единое информационное пространство, а также развитие новой формы налогового контроля - налогового мониторинга2

Там же .

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов // Министерство финансов Российской Федерации [сайт] URL: http: //www minfin ru/ru (дата обраще-

Изменения налогового законодательства в 2020 г.

Коснемся основных поправок ч. 1 НК РФ, которые начнут применяться с 01.01.2020 (Федеральный закон от 29.09.2019 №325-Ф33), упрощающие или усложняющие ведение бизнеса4:

установлено, что рассрочка при невозможности единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ по результатам налоговой проверки, может быть предоставлена на срок, не превышающий 1 года, если сумма доначислений по проверке составляет менее 30% суммы выручки от реализации товаров за год, предшествующий году вступления в силу решения налогового органа по результатам такой проверки, и 3-х лет, если сумма доначислений 30% и более (п . 5 .1 ст . 64) (вступает в силу с 01.04.2020);

— установлено, что если сумма недоимки организации или индивидуального предпринимателя вместе с начисленными на неё пенями и штрафами не превышает 3 000 руб , то требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (п . 1 ст. 70) (вступает в силу с 01.04.2020);

— введена возможность представления физическими лицами декларации по уплате налога на доходы физических лиц через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п . 4 ст. 80);

— установлено, что налоговые органы имеют право проводить осмотр территорий, помещений, документов и пред-

ния:18.01.2020) .

3 Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Гарант: [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/72683090/ (дата обращения: 18 01 2020)

4 Налоговый кодекс Российской Федерации . Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.02.2020) . М. : Проспект, 2020. 1184 с.

метов организации при наличии её согласия в случае, если в отношении неё вынесено решение о взыскании недоимки размером более 1 млн руб и такое решение не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия При этом такой осмотр возможен не более 1 раза по одному решению о взыскании недоимки (п 1 ст. 92) (вступает в силу с 01.04.2020) .

Далее отметим основные нововведения Ч . 2 НК РФ1, которые начнут применяться с 01.01.2020 [4; 5]. Главные нововведения гл 21 «Налог на добавленную стоимость» (Федеральные законы от 29.09.2019 № 322-Ф3 и от 29.09.2019 № 324-Ф3) касаются увеличения перечня операций, которые облагаются по нулевой ставке [2; 4]:

— уточнено, что российские железнодорожные перевозчики вправе применять ставку 0 % не только при международных перевозках товаров, но теперь ещё и при транзитной транспортировке порожних железнодорожных вагонов и контейнеров через территорию РФ (подп . 3 .1 и 9 .1 п . 1 ст. 164);

— авиационные компании могут применять ставку 0 % при реализации: гражданских воздушных судов; работ и услуг по их строительству; авиационных двигателей, запчастей и комплектующих для строительства, ремонта или модернизации на территории РФ гражданских воздушных судов; услуг по передаче гражданских воздушных судов по договорам аренды (лизинга) (подп . 15-17 п . 1 ст. 164) .

Основные нововведения гл 22 «Акцизы» (Федеральные законы от 30.07.2019 № 255-ФЗ2 и от 29.09.2019 № 326-ФЗ3) [4]:

1 Налоговый кодекс Российской Федерации Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред . от 20.02.2020) . М . : Проспект, 2020. 1184 с.

2 Федеральный закон от 30 07 2019 № 255-ФЗ (ред от 29.09.2019) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант плюс: [сайт]. URL: http://www.consul-tant. ru/document/cons_doc_LAW_330318/ (дата об-ращения:18.01.2020).

3 Федеральный закон от 29 11 2010 № 326-ФЗ

— дополнен перечень подакцизных товаров, к которым относятся: любые электронные системы доставки никотина; установки для нагревания табака; виноград, использованный для производства вина; пиво крепостью до 0,5 % включительно; виноматериалы (ст. 181);

— откорректирован перечень операций, признаваемых объектом налогообложения (ст. 182) и откорректирован перечень операций, не подлежащих налогообложению (ст. 183);

— уточнены положения ст. 187, связанные с определением налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров;

— средний рост акцизов в 2020 г составит 10 %, повышение коснётся ставок акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию (ст. 193) .

Основные поправки гл . 25 «Налог на прибыль организаций» (Федеральные законы от 29.09.2019 № 325-Ф3 и от 26.07.2019 № 210-ФЗ) 4 касаются новых правил налогового учёта амортизируемого имущества [4].

— уточнено, какие нематериальные активы нужно амортизировать (п 1 ст. 256) . С 1 января 2020 г. начислять амортизацию необходимо по тем объектам нематериальных активов, которые отвечают 2-м критерям: срок полезного использования составляет более 12 месяцев, первоначальная стоимость превышает 100 000 руб . ; иные (малоценные) нематериальные активы амортизировать не надо;

— запрещено менять метод амортизации объектов амортизируемого имущества чаще, чем 1 раз в 5 лет (п 1 ст 259) Ранее пятилетний запрет на смену метода амортизации был предусмотрен

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (последняя редакция) // СПС Консультант плюс: [сайт]. URL: http://www. consultant .ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 18.01.2020). 4 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.02.2020) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред . от 20.02.2020). М .: Проспект, 2020. 1184 с.

лишь при переходе с нелинейного метода на линейный, а теперь его распространили на любую смену метода. Т. е . любой метод амортизации нужно применять последовательно не менее 5 лет

Главные нововведения гл . 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» (Федеральные законы от 02.08.2019 № 284-ФЗ и от 29.09.2019 № 325-Ф3) касаются уточнения видов облагаемых налогом добытых полезных ископаемых [4]:

— расширен перечень редких металлов, добыча которых облагается НДПИ . В список редких металлов, образующих собственные месторождения, добавлена 21 позиция (кадмий, индий и др ) (подп . 4 п . 1 ст. 337);

— в перечень добытых полезных ископаемых добавлены 2 новые позиции: редкие металлы, которые являются попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения (подп 9 п . 2 ст. 337), и извлекаемые полезные компоненты (кроме редких металлов), которые являются попутными в рудах других полезных ископаемых (подп 17 п . 2 ст. 337) .

Важные нововведения гл .30 «Налог на имущество организаций» (Федеральные законы от 15.04.2019 № 63-ФЗ и от 29.09.2019 № 325-ФЗ) касаются перевода более широкого круга объектов недвижимого имущества на налогообложение по кадастровой стоимости [1, с .54]:

— изменено понятие объекта налогообложения Теперь регионы вправе установить, что по кадастровой стоимости налог рассчитывается не только по торговым и деловым центрам, но и по иным видам недвижимости . И больше не имеет значения, как учитывается объект недвижимости - в качестве основного средства или нет Достаточное условие - недвижимое имущество находится на территории РФ и принадлежит организации на праве собственности или праве хозяйственного ведения либо

получено по концессионному соглашению (подп . 2 п . 1 ст. 374);

— расширен перечень видов недвижимого имущества, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость имущества; сюда относятся жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (подп 4 п 1 ст 378 2)

Главные нововведения гл 34 «Страховые взносы» (Федеральные законы от 29.05.2019 № 108-ФЗ, от 29.09.2019 № 324-ФЗ, от 29.09.2019 № 325-ФЗ, от 27.12.2019 № 460-ФЗ)1 [3]:

— предельная база для начисления страховых взносов в 2020 г увеличилась по сравнению с 2019 г. и составила соответственно: в Пенсионный фонд РФ для взносов на обязательное страхование - 129 200 руб . (было 115 000 руб . ); в Фонд социального страхования РФ для взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 912 000 руб . (было 865 000 руб . ) . Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы (ст. 421) . Пенсионные взносы после того, как исчерпан лимит, взимаются по тарифу 10 % (ст 425) Тарифы страховых взносов в 2020 г остались на том же уровне, что и в 2019 г.: на обязательное пенсионное страхование платежи составляют 22 % с доходов в пределах лимита, 10 % -с доходов сверх лимита; на обязательное медицинское страхование платежи

1 Налоговый кодекс Российской Федерации . Часть

первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.02.2020)

и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред . от

20.02.2020) . М . : Проспект, 2020. 1184 с.

Viosy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составляют 5,1 %; взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляют 2,9 % только с выплат, не превышающих 912 000 руб Тарифы страховых взносов на травматизм на 2020 г также остались без изменения;

— все ИП вне зависимости от применяемого режима налогообложения должны уплачивать страховые взносы на ОПС и ОМС за себя . Размер фиксированных взносов ИП на 2020 г. повышен по сравнению с 2019 г. и составит (п 1 ст 430): фиксированные взносы на ОПС, если доход ИП за год не превышает 300000 руб - 32 448 руб (было 29 354 руб ), взносы на ОПС, если доход ИП за год превышает 300000 руб - 32448 руб + 1 % от суммы превышения, но не более 259584 руб (32 448 руб х 8); фиксированные взносы на ОМС - 8426 руб (было 6884 руб )

Заключение

Из проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

— на протяжении многих лет большую долю доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы Из-за снижения цен на энергоносители доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов будет снижаться с 39,3 % в 2019 г. до 35,0 % в 2022 г. ;

— наиболее важные поправки, внесённые в Ч 1 НК РФ, которые начали применяться с 1 января 2020 г. , направлены на улучшение администрирова-

ния доходов бюджетной системы страны; главные нововведения Ч 2 НК РФ, которые также вступил в силу 1 января 2020 г , связаны с упрощением или усложнением ведения бизнеса, а также с ростом ставок по отдельным налогам;

— продолжен курс на рост налоговой нагрузки на бизнес и население . Это связано с повышением ставок акцизов, имущественных налогов, тарифов страховых взносов, уплачиваемых работодателями и ИП, переводом более широкого круга объектов недвижимого имущества на налогообложение по кадастровой стоимости и другими изменениями;

— повышение налоговой нагрузки в 2020-2022 гг будет препятствовать намеченному ускорению развития экономики страны, поэтому необходимо менять подходы к государственной фискальной политике Достигнутая в настоящее время стабильность в макроэкономической сфере, а также планируемый профицит федерального бюджета в 2020-2022 гг дают возможность для налогового маневра снижения ставок отдельных видов налогов и использования инструментов (налоговых льгот), способствующих расширению налоговой базы и увеличению налоговых поступлений в перспективе Это улучшит налоговый и предпринимательский климат в экономике и повысит инвестиционную активность

Статья поступила в редакцию 04.03.2020.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авелян А . Пять новшеств по налогу на имущество, и только два из них упростят работу //

Российский налоговый курьер. 2020. № 1-2. С. 54-59. 2 . Волохова А . Налоговые новшества - 2020 [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь . 10. 01.2020. URL: https://www. eg-online. ru/article/413573 (дата обращения:18. 02.2020).

3. Гаврилина О . Что изменилось по НДФЛ и взносам в 2020 году // Российский налоговый курьер. 2020. № 1-2. С. 64-65.

4. Перемены 2020. 155 изменений в работе с 2020 года // Учёт. Налоги . Право . 2020. №1-2. URL: http://www. gazeta- unp. ru/781893 (дата обращения: 18.01. 2020).

5. Светозаров А. С. Проблемы налогообложения предпринимательских структур в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного универ-

ситета. Серия: Экономика. 2014. № 2. С. 109-114. 6. Титов Д. Новогодние «подарки» от Минэкономразвития: 2019-й получает 1,3 % прироста, настоящий год - 1,7 % ... если не будет глобального кризиса // Экономика и жизнь . 2019 . № 50 . URL: https://www. eg-online .ru/article/413130 (дата обращения: 15. 01.2020).

REFERENCES

1. Avelyan A. [Five innovations in property taxation, and only two of them will make the work

easier]. In: Rossiiskii nalogovyi kurer [Russian Tax Courier], 2020, no. 1-2, pp. 54-59. 2 . Volokhova A . [Tax Innovations - 2020]. In: Ekonomika i zhizn [Economy and Life], 10. 01.2020. Available at: https://www. eg-online .ru/article/413573/ (accessed: 18.02. 2020).

3. Gavrilina O. [What has changed personal income tax and contributions in 2020]. In: Rossiiskii nalogovyi kurer [Russian Tax Courier], 2020, no. 1-2, pp. 64-65.

4. [Changes 2020. 155 changes in work in 2020]. In: Uchet. Nalogi. Pravo [Account. Taxes. Law], 2020, no. 1-2. Available at: http://www. gazeta- unp. ru/781893 (accessed: 18. 01.2020).

5 . Svetozarov A. S . [Problems of taxation of enterprise structures in the Russian Federation], In:

Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2014, no. 2, pp. 109-114.

6 . Titov D. [Christmas «gifts» from the Ministry of Economic Development: 2019 receives

1 3% growth and the present year - 1 7% growth in the absence of the global crisis] In: Ekonomika i zhizn [Economy and Life], 2019, no. 50 . Available at: https://www. eg-online. ru/ article/413130 (accessed: 15.01. 2020).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Светозаров Александр Сергеевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры антимонопольного регулирования Московского государственного обласного университета; e-mail: svetozar-57@rambler. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Alexander S. Svetozarov - PhD in Economic sciences, associate professor at the Department of Antimonopoly Regulation, Moscow Region State University; e-mail: svetozar-57@rambler. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Светозаров А С. Проблемы налогообложения бизнеса в России // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Экономика 2020 № 2 С 98-105 DOI: 10.18384/2310-6646-2020-2-98-105

FOR CITATION

Svetozarov A . S . Problems of Business Taxation in the Russian Federation. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2020, no . 2, рp . 98-105. DOI: 10.18384/2310-6646-2020-2-98-105

Viosy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.