нельзя относить в затраты на обучение своего персонала расходы, на развлечения, отдых и лечение.
Все рассмотренные изменения начинают действовать с 01 января 2018 года. Применять их можно будет до 31 декабря 2022 года включительно [4].
Таким образом, исходя из вышеперечисленных изменений по налогу на прибыль, можно сделать вывод, что данный налог на сегодняшний день еще не совершенен и требует доработок.
Библиографический список:
1. Федеральный Закон от 18 июля 2017 года № 168-ФЗ «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа». http://www.kremlin.ru/acts/bank/42089
2. Федеральный Закон от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/42522
3. Федеральный Закон от 30 ноября 2011 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». http ://www.kremlin. ru/acts/bank/34391
4. Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров». https://nalo gcodex. ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-18.07.2017-N-169-FZ/
5. Федеральный закон от 27 ноября 2017 года № 348-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Феде-рации" .https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1&documentId=303697
6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. https://www.nalog.ru/rn61
7. Официальный сайт «Налоговый кодекс РФ». http://www.nalkod.ru/glava25
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ _ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ_
Ширяева Неонила Михайловна
к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения ФГБОУВО «РГЭУ(РИНХ)», г. Ростов-на-Дону
Подкуйко Ксения Владимировна студентка гр.ЭК-437 ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ) », г. Ростов-на-Дону
Канкулова Марианна Аслановна
студентка гр. ЭК-437 ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ)», г. Ростов-на-Дону
Аннотация
Данная статья содержит анализ основных изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации относительно налога на добавленную стоимость, а также перспективы его реформирования. НДС является одним из самых важных при формировании Федерального Бюджета, и в то же время одним из самых сложных для исчисления налогов в налоговой системе РФ.
Abstract
This article contains an analysis of the main tax legislation of the Russian Federation regarding the value added tax, as well as the prospects for its reform. The value added tax is one of the most important in the formation of the Federal Budget and at the same time one of the most difficult to calculate taxes in the Russian tax system.
Ключевые слова:
Налог на добавленную стоимость, косвенные налоги, налоговая ставка, федеральный бюджет, налогоплательщики.
Key words:
The value added tax, indirect taxes, tax rate, Federal badget, taxpayers.
Главным источником формирования доходной части бюджета государства считаются налоги. Аналоги акцизов, земельного, имущественного налогов известны с древнейших времен. Некоторые, действующие в настоящее время налоги, были введены в практику в XIX веке. Налог на добавленную стоимость относительно молодой налог, так как был разработан лишь в XX веке французским экономистом М. Лоре, и введен во Франции в 1958 году.
В России, налог на добавленную стоимость сменил налог с оборота, действовавший около 70 лет, с 1 января 1992 года. Неизбежность введения
данного налога обусловлена необходимостью пополнения доходов бюджета, нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях для выхода из финансового кризиса. Вторым фактором можно считать построение налоговой системы соответствующей рыночной экономике. Следующей причиной появления НДС в налоговой системе России, явилось присоединение к международному сообществу, которое применяло данный налог.
В настоящее время, в Российской Федерации, налог на добавленную стоимость регламентируется главой 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
24
НДС - федеральный косвенный налог, согласно статье 20 Бюджетного кодекса РФ в полном объеме (100%) поступает в Федеральный бюджет.
Налог на добавленную стоимость с 2015 года по 2017 год стабильно занимал второе место по поступлениям в федеральный бюджет РФ, уступая при этом только НДПИ. В 2015 году поступления от НДС составляли 35,6% федерального бюджета России, в 2016 году этот показатель увеличился до 38,4%, и за 2017 год поступления насчитывали 33,5%.
Достаточно высокая доля поступлений этого налога указывает на его значительное место в налоговых доходах бюджета России, следовательно, основные направления совершенствования налоговой политики по налогу на добавленную стоимость окажет существенное влияние на состояние налоговой системы и экономики государства в целом.
И формирует при этом значительную долю его доходной части, что подтверждают данные, представленные в таблице 1 [7].
Законодатели ежегодно улучшают налог на добавленную стоимость, внося поправки в Налоговый Кодекс РФ. В таблице 2 представлен анализ изменений, вступивших в силу в 2018 году.
В настоящий момент при оказании электронных услуг иностранные организации исчисляют НДС только в том случае, если покупателем услуг выступает физическое лицо.
С 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем - физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо[4].
Нововведения Нормативный акт, внесший изменения Вступил в силу
Обновлены перечни медицинских товаров, реализация которых облагается НДС по ставке 10%. Поправки касаются двух перечней кодов: по внутрироссийскому классификатору продукции и по ТН ВЭД. Постановление Правительства РФ от 23.01.2018 N 50 25 января 2018 года
Реализация лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, сырых шкур животных облагается НДС, который должны считать и уплачивать покупатели. Сумму налога определяют расчетным методом, ставка 18/118. Продавцы должны составлять счета-фактуры без учета сумм налога, проставляя отметку "НДС исчисляется налоговым агентом". В случае, если продавец освобожден от обязанностей плательщика НДС или не признан плательщиком НДС, то в договоре и первичке это следует указать или проставить отметку "Без налога (НДС)". Федеральный закон от 27.11.2017 N З35-Ф3 1 января 2018 года
В ст. 164 НК РФ внесены поправки, позволяющие отказаться от применения ставки 0% при реализации товаров, вывезенных в процедуре экспорта, а также при выполнении в отношении таких товаров следующих работ или услуг: - услуги по международной перевозке товаров; - работы и услуги, выполняемые и оказываемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке, перевалке или перегрузке нефти и нефтепродуктов; - услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа. Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-Ф3 1 января 2018 года
Таблица 1
Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет Российской Федерации в 2015-2017гг., млрд.рублей._
2015 год Доля в % 2016 год Доля в % 2017 год Доля в %
Всего в федеральный бюджет 6 880,5 100 6 929,1 100 9 162,0 100
из них:
Налог на прибыль организаций 491,4 7,1 491,0 7,1 762,4 8,3
НДС 2 448,3 35,6 2 657,4 38,4 3 069,9 33,5
Акцизы 527,9 7,7 632,2 9,1 909,6 9,9
НДПИ 3 160,0 45,9 2 863,5 41,3 4 061,4 44,3
Остальные налоги и сборы 252,8 3,7 285,1 4,1 358,7 3,9
Таблица 2
Анализ изменений механизма налогообложения добавленной стоимости в 2018 году.
Применяется ставка 0% к реэкспорту товаров в следующих случаях: - реэкспорт заявляется после процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада; - вывозятся продукты переработки, отходы или остатки, полученные при переработке товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории; - вывозятся товары, изготовленные из товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада. Для применения нулевой ставки нужно представить в инспекцию пакет документов, в том числе: - оригинал или копию внешнеторгового контракта; - оригинал или копию таможенных деклараций; - копии транспортных и товаросопроводительных документов. Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-ФЗ 1 января 2018 года
Подтверждать ставку 0% по зарубежным посылкам можно документами об оплате и декларацией CN 23 Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-ФЗ 1 января 2018 года
В п. 4 ст. 170 НК РФ внесены следующие уточнения: - выполнение правила 5% позволяет, как и прежде, принимать "входной" НДС к вычету в полном объеме. Однако при этом обязательно нужно вести раздельный учет; - закреплено, что правило 5 процентов не работает, когда товар используется только в не облагаемых НДС операциях. Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ 1 января 2018 года
Закреплены в НК РФ положения о tax-free. В ст. 169.1 НК РФ установлен механизм компенсации иностранцам (не из стран ЕАЭС) сумм НДС, уплаченного ими при покупках. Продавцы, которые участвуют в этой системе, могут принимать к вычету НДС, компенсированный физ. лицам. Федеральный закон от 27.11.2017 N 341-ФЗ 1 января 2018 года
С 1 января 2019 года организации и индивидуальные предприниматели, использующие специальный налоговый режим для сельхозтоваропроизводителей, станут плательщиками НДС, что будет способствовать привлекательности и развитию данного налогового режима, так как появится возможность применять к вычету, на общих основаниях, а не относить к расходам при расчете сельхозналога, входной налог, уплаченный поставщикам. Произойдут изменения в применяемых критериях по ст. 145 НК РФ, в соответствии с которой, налогоплательщики имеющие право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности без учета НДС не превысила в совокупности:
1. 100 миллионов рублей за 2018 год,
2. 90 миллионов рублей за 2019 год,
3. 80 миллионов рублей за 2020 год,
4. 70 миллионов рублей за 2021 год,
5. 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.
Не смотря на значительное количество принимаемых поправок, касающихся совершенствования механизма налогообложения по НДС, остаются проблемы, нуждающиеся в их решении. К основным проблемам, связанных с исчислением НДС можно отнести:
— высокую трудоемкость, связанную с администрированием;
— возникающие схемы уклонения от уплаты налога в бюджет;
— длительный срок (3 месяца) возмещения НДС в заявительном порядке при применении
ставки 0% по экспорту и по вывозу товаров в страны ЕАЭС;
— различие в ставках по НДС с государствами ЕАСН, имеющих единое экономическое пространство.
На современном этапе в налоговой политике государства продолжается трансформация и реформирование системы налогообложения, что демонстрируют вводимые законодателями поправки в механизм исчисления налога на добавленную стоимость, ориентированные на повышение собираемости налоговых доходов бюджета и эффективного разрешения проблем связанных с уклонением от уплаты и незаконного возмещения НДС в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 20 февраля 2018 года. — Москва: Проспект, 2018. — 1168 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2018 г. - Москва: Проспект, 2018. — 352 с.
3. Постановление Правительства РФ от 23.01.2018 N 50// Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ// Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-ФЗ// Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 27.11.2017 N341-ФЗ// Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
7. www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральная налоговая служба.