Научная статья на тему 'Основные направления налоговой политики в области исчисления налога на прибыль организаций на 2018 год'

Основные направления налоговой политики в области исчисления налога на прибыль организаций на 2018 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / TAX / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / TAX BURDEN / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / CONSOLIDATED BUDGET / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ВЫЧЕТ / INVESTMENT DEDUCTION / АМОРТИЗАЦИЯ / DEPRECIATION / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширяева Неонила Михайловна, Канкулова Марианна Аслановна, Подкуйко Ксения Владимировна

В статье рассматриваются изменения законодательства Российской Федерации по налогу на прибыль, вступившие в силу с 1 января 2018 г, в частности применение инвестиционного вычета, снижение ставки для резидентов особых экономических зон, нулевая ставка для предприятий туристической направленности на Дальнем Востоке, сетевая форма реализации образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers changes in the legislation of the Russian Federation on income tax, which had entered into the force on 1 January, 2018, in particular: application of investment deduction, rate reduction for residents of special economic zones, zero rate for tourism enterprises in the Far East, network form of educational programs.

Текст научной работы на тему «Основные направления налоговой политики в области исчисления налога на прибыль организаций на 2018 год»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ НА 2018 ГОД

Ширяева Неонила Михайловна

к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения ФГБОУВО «РГЭУ(РИНХ)», г. Ростов-на-Дону

Канкулова Марианна Аслановна студентка гр. ЭК-437 ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ)», г. Ростов-на-Дону

Подкуйко Ксения Владимировна

студентка гр.ЭК-437 ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ)», г. Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье рассматриваются изменения законодательства Российской Федерации по налогу на прибыль, вступившие в силу с 1 января 2018 г, в частности применение инвестиционного вычета, снижение ставки для резидентов особых экономических зон, нулевая ставка для предприятий туристической направленности на Дальнем Востоке, сетевая форма реализации образовательных программ.

Abstract

The article considers changes in the legislation of the Russian Federation on income tax, which had entered into the force on 1 January, 2018, in particular: application of investment deduction, rate reduction for residents of special economic zones, zero rate for tourism enterprises in the Far East, network form of educational programs.

Ключевые слова:

Налог, налоговое бремя, консолидированный бюджет, инвестиционный вычет, амортизация, особая экономическая зона.

Keywords:

Tax, tax burden, consolidated budget, investment deduction, depreciation, special economic zone.

Налог на прибыль - это прямой, федеральный налог, играющий существенную роль в экономике государства, его в той или иной форме применяют во всех развитых странах мира. Через данный налог государство реализует не только фискальную функцию, но и в немалой степени регулирующую, способствуя развитию тем отраслям экономики, которые особенно нуждаются в государственной поддержке и в которых нуждается само государство. Поэтому основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления

хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития организаций. В этом случае достигается обоюдная выгода - максимизация налоговых доходов бюджета и создание предпосылок для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов.

Несмотря на все недостатки и сложности при исчислении и уплате, налог на прибыль был и остается одним из бюджетообразующих налогов и стабильным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации, что подтверждает анализ данных, представленных на рисунке 1.

2016 2017

НДПИ Налог на НДФЛ НДС

прибыль

Рисунок 1 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2016-2017 гг.

Акцизы Имущ-ные налоги

На диаграмме видно, что налог на прибыль иг- бюджета и занимает второе место по поступлениям рает важную роль в формировании доходной части в консолидированный бюджет в 2017 году, уступая

22

лишь налогу на добычу полезных ископаемых, который был и остается одним из самых важных бюджетообразующих доходных источников РФ.

Налог на прибыль организаций, пожалуй, единственный налог, который с момента его принятия в 1991 г. претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения. И в настоящее время из всех уплачиваемых на территории РФ налогов он подвергается изменениям чаще всего, что свидетельствует о его ещё несовершенном механизме исчисления.

С 2018 года у организаций появилась возможность применить новый вычет - инвестицион-ный[2]. Его можно получить после покупки и модернизации основных средств (ст. 286.1 НК). Это возможность одномоментно уменьшить сумму исчисленного налога на прибыль в региональный бюджет на 90 процентов от суммы капитальных вложений в основные средства 3—7 амортизационных групп (то есть со сроком полезного использования от 3-х до 20 лет включительно). Остальные 10 процентов компания спишет за счет налога в федеральный бюджет. Налог можно будет уменьшить при условии, что региональные власти введут инвестиционный вычет на своей территории. Однако те, кто получит вычет, уже не смогут амортизировать основное средство. Поэтому целесообразно заранее просчитать, финансовые последствия и выгоду для предприятия — вычет или амортизация.

Для резидентов особых экономических зон ставка налога на прибыль снижается с 3% до 2% [5]. Нововведение не затрагивает резидентов турист-ско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением правительства РФ в кластер. Для таких организаций продолжит действовать нулевая ставка налога на прибыль. Поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 2017 г.

Таким образом, сумму налога на прибыль за 2017 г., подлежащей уплате в федеральный бюджет, резиденты ОЭЗ исчисляют по ставке 2%. Ставка налога в региональный бюджет не может быть выше 13,5% (до 2018 года - 12,5%).

Кроме того, с 1 января 2018 г. прекратила действие нулевая ставка по налогу на прибыль для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон. С этого года такие организации должны исчислять налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, по ставке 2% [3].

Предприятия туристической направленности на Дальнем Востоке с 2018 по 2022 год включительно могут применять ставку 0% по налогу на прибыль [1]. Однако, чтобы иметь право на её применение, необходимо соответствовать ряду критериев (новая ст. 284.6 НК РФ):

1. На 1 -е число налогового периода у юридического лица в собственности на территории ДФО есть гостиница и (или) другое место размещения отдыхающих, которое прошло кадастровый учет на Дальнем Востоке и используется именно для размещения туристов.

2. Доходы предприятия от рассматриваемой деятельности составляют от 90% доходов, подпадающих под налог на прибыль.

3. Предприятие не применяет пониженных ставок по налогу на прибыль по другим основаниям.

4. Предприятие не проводит в налоговом периоде операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами

5. У предприятия нет обособленных подразделений, кроме как, на Дальнем Востоке

6. Юридическое лицо должно подать в налоговую инспекцию соответствующее письменное заявление.

Все эти условия должны быть соблюдены одновременно, чтобы применить нулевую ставку налога на прибыль. Если предприятие не соответствует хотя бы одному из перечисленных выше критериев или не предоставит сведения о соблюдении критерия доли туристических доходов по завершении каждого налогового периода, в течение которого организация применяла ставку 0%, то ей придется заплатить налог по общей ставке 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Если работодатель заинтересован в подготовке квалифицированных кадров, значит, налог на прибыль с 2018 года он может платить в меньшем размере, так как появилась возможность списать в расходы на оплату по договору о сетевой форме реализации образовательных программ (новая редакция п. 3 ст. 264 НК РФ).

Данная налоговая мотивация была введена с целью увеличения заинтересованности компаний в подготовке высококвалифицированных сотрудников, введения и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, совмещения теоретических лекций и практическим обучением в организациях, повышения эффективности труда и унифицируя систему среднего профессионального образования.

Перечень расходов на сетевую форму обучения персонала/физических лиц в Налоговом Кодексе РФ - открытый. К затратам включаются: содержание помещений и оборудования работодателя, которые участвуют в обучении; оплата труда; стоимость имущества, которое передано для организации процесса обучения; иные расходы в рамках договора о сетевой форме обучения.

Признать затраты по сетевым договорам образования персонала работодатель может в том налоговом периоде, когда они были понесены. Но есть условие, выполнение которого обязательно - в рассматриваемом налоговом периоде хотя бы один практикант должен завершить своё обучение по сетевой форме и подписать трудовой договор с предприятием на срок - не менее одного года.

В целом условия отнесения на прочие расходы затрат на обучение по основным и дополнительным профессиональным программам, а также прохождение независимой оценки квалификации остались неизменными, за исключением того, что теперь можно взаимодействовать и с чисто научными предприятиями, у которых есть право на ведение образовательной деятельности. Как и прежде,

нельзя относить в затраты на обучение своего персонала расходы, на развлечения, отдых и лечение.

Все рассмотренные изменения начинают действовать с 01 января 2018 года. Применять их можно будет до 31 декабря 2022 года включительно [4].

Таким образом, исходя из вышеперечисленных изменений по налогу на прибыль, можно сделать вывод, что данный налог на сегодняшний день еще не совершенен и требует доработок.

Библиографический список:

1. Федеральный Закон от 18 июля 2017 года № 168-ФЗ «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа». http://www.kremlin.ru/acts/bank/42089

2. Федеральный Закон от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/42522

3. Федеральный Закон от 30 ноября 2011 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». http ://www.kremlin. ru/acts/bank/34391

4. Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров». https://nalo gcodex. ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-18.07.2017-N-169-FZ/

5. Федеральный закон от 27 ноября 2017 года № 348-Ф3 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Феде-рации" .https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1&documentId=303697

6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. https://www.nalog.ru/rn61

7. Официальный сайт «Налоговый кодекс РФ». http://www.nalkod.ru/glava25

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ _ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ_

Ширяева Неонила Михайловна

к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения ФГБОУВО «РГЭУ(РИНХ)», г. Ростов-на-Дону

Подкуйко Ксения Владимировна студентка гр.ЭК-437 ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ) », г. Ростов-на-Дону

Канкулова Марианна Аслановна

студентка гр. ЭК-437 ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ)», г. Ростов-на-Дону

Аннотация

Данная статья содержит анализ основных изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации относительно налога на добавленную стоимость, а также перспективы его реформирования. НДС является одним из самых важных при формировании Федерального Бюджета, и в то же время одним из самых сложных для исчисления налогов в налоговой системе РФ.

Abstract

This article contains an analysis of the main tax legislation of the Russian Federation regarding the value added tax, as well as the prospects for its reform. The value added tax is one of the most important in the formation of the Federal Budget and at the same time one of the most difficult to calculate taxes in the Russian tax system.

Ключевые слова:

Налог на добавленную стоимость, косвенные налоги, налоговая ставка, федеральный бюджет, налогоплательщики.

Key words:

The value added tax, indirect taxes, tax rate, Federal badget, taxpayers.

Главным источником формирования доходной части бюджета государства считаются налоги. Аналоги акцизов, земельного, имущественного налогов известны с древнейших времен. Некоторые, действующие в настоящее время налоги, были введены в практику в XIX веке. Налог на добавленную стоимость относительно молодой налог, так как был разработан лишь в XX веке французским экономистом М. Лоре, и введен во Франции в 1958 году.

В России, налог на добавленную стоимость сменил налог с оборота, действовавший около 70 лет, с 1 января 1992 года. Неизбежность введения

данного налога обусловлена необходимостью пополнения доходов бюджета, нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях для выхода из финансового кризиса. Вторым фактором можно считать построение налоговой системы соответствующей рыночной экономике. Следующей причиной появления НДС в налоговой системе России, явилось присоединение к международному сообществу, которое применяло данный налог.

В настоящее время, в Российской Федерации, налог на добавленную стоимость регламентируется главой 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.