Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ФОРМАТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ФОРМАТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / МЕХАНИЗМЫ КОРРЕКТИРОВКИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиева Р. Р., Сериков В. В.

Оценка учебных достижений студентов вузов на основе рейтингового и компетентностного подходов является актуальной проблемой педагогики, психологии и методологии и требует исследования различных подходов и поиска эффективных методов такой оценки. Основной акцент в статье сделан на изучение существующих проблем формирования компетентностной модели выпускника вуза, формирования ключевых компетенций, развития профессиональных навыков и их оценки. Данное исследование посвящено определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков, обеспечению доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника. Объект исследования: качество образования в техническом университете. Предмет исследования: оценка профессионального развития студентов технического университета как инструмент управления качеством образования. Методологическую основу исследования составляет системный подход как способ исследования и проектирования функциональных систем, обеспечивающих достижение образовательных целей. Теоретическую основу исследования составляют основы компетентностного подхода к построению содержания и технологий профессионального образования, нацеливающего на моделирование профессиональной деятельности в процессе обучения. Результатом данной статьи является выявление составляющих компетентностной модели, к которым можно отнести: признак владения деятельностью (компетенцией) - способность достигать результат (получать продукт); критерии владения деятельностью: смысл, ориентировочная основа, опыт; условия овладения компетенцией - решение задач на проектирование и реализацию процесса создания продукта (проектный метод обучения); сущность проектного метода обучения - включение обучающихся в построение «дорожной карты» процесса, внутрикомандное распределение функций, перевод знания в результативное действие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закиева Р. Р., Сериков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HIGHER SCHOOL MODERNIZATION IN THE FORMAT OF COMPETENCE-BASED APPROACH

Evaluation of educational achievements of university students on the basis of rating and competency-based approaches is an urgent problem of pedagogy, psychology and methodology and requires the study of various approaches and the search for effective methods for such an assessment. The main emphasis in the article is made on the study of the existing problems of the formation of the competence model of a university graduate, the formation of key competencies, the development of professional skills and their assessment. This study is devoted to determining the main functions and the importance of their observance when organizing the control of knowledge, skills and abilities, ensuring the availability and quality of the educational process, the result of which should be the formation of a competitive graduate. Object of study: the quality of education at a technical university. Subject of study: assessment of the professional development of students of a technical university as a tool for managing the quality of education. The methodological basis of the study is a systematic approach as a way of researching and designing functional systems that ensure the achievement of educational goals. The theoretical basis of the study is the foundations of a competency-based approach to building the content and technologies of vocational education, which aims at modeling professional activity in the learning process. The result of this article is to identify the components of the competency model, which include: a sign of ownership of an activity (competence) - the ability to achieve a result (receive a product); criteria for ownership of activities: meaning, orienting basis, experience; conditions for mastering competence - solving problems for the design and implementation of the process of creating a product (project-based learning method); the essence of the project method of teaching is the inclusion of students in the construction of a "road map" of the process, intra-team distribution of functions, the translation of knowledge into productive action.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ФОРМАТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

"S % ^^^Я^Ш RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ймР* iL © Zakieva R.R., SerikovV.V., 2022

ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-6-14-21

t&y \t__-. Ч Принята 15.06.2022 | ***

1 УДК 1 378.146

PROBLEMS OF HIGHER SCHOOL MODERNIZATION IN THE FORMAT OF COMPETENCE-BASED APPROACH

Zakieva1 R.R., Serikov2 V. V.

1Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russian Federation

2Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ФОРМАТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Закиева1 Р.Р., Сериков2 В.В.

1ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», г. Казань, Российская Федерация

2ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва, Российская Федерация

Abstract. Оценка учебных достижений студентов вузов на основе рейтингового и компетентностного подходов является актуальной проблемой педагогики, психологии и методологии и требует исследования различных подходов и поиска эффективных методов такой оценки. Основной акцент в статье сделан на изучение существующих проблем формирования

компетентностной модели выпускника вуза, формирования ключевых компетенций, развития профессиональных навыков и их оценки. Данное исследование посвящено определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков, обеспечению доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника. Объект исследования: качество образования в техническом университете. Предмет исследования: оценка профессионального развития студентов технического университета как инструмент

Аннотация. Evaluation of educational achievements of university students on the basis of rating and competency-based approaches is an urgent problem of pedagogy, psychology and methodology and requires the study of various approaches and the search for effective methods for such an assessment. The main emphasis in the article is made on the study of the existing problems of the formation of the competence model of a university graduate, the formation of key competencies, the development of professional skills and their assessment. This study is devoted to determining the main functions and the importance of their observance when organizing the control of knowledge, skills and abilities, ensuring the availability and quality of the educational process, the result of which should be the formation of a competitive graduate. Object of study: the quality of education at a technical university. Subject of study: assessment of the professional development of students of a technical university as a tool for managing

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

управления качеством образования. Методологическую основу исследования составляет системный подход как способ исследования и проектирования функциональных систем, обеспечивающих достижение образовательных целей. Теоретическую основу исследования составляют основы компетентностного подхода к построению содержания и технологий профессионального образования, нацеливающего на моделирование профессиональной деятельности в процессе обучения. Результатом данной статьи является выявление составляющих компетентностной модели, к которым можно отнести: признак владения деятельностью (компетенцией) - способность достигать результат (получать продукт); критерии владения деятельностью: смысл, ориентировочная основа, опыт; условия овладения компетенцией - решение задач на проектирование и реализацию процесса создания продукта (проектный метод обучения); сущность проектного метода обучения - включение обучающихся в построение «дорожной карты» процесса, внутрикомандное распределение функций, перевод знания в результативное действие.

Keywords: компетентностная модель выпускника, технология уровня сформированности компетенций, механизмы корректировки, высшая школа, студент.

REFERENCES

the quality of education. The methodological basis of the study is a systematic approach as a way of researching and designing functional systems that ensure the achievement of educational goals. The theoretical basis of the study is the foundations of a competency-based approach to building the content and technologies of vocational education, which aims at modeling professional activity in the learning process. The result of this article is to identify the components of the competency model, which include: a sign of ownership of an activity (competence) - the ability to achieve a result (receive a product); criteria for ownership of activities: meaning, orienting basis, experience; conditions for mastering competence - solving problems for the design and implementation of the process of creating a product (project-based learning method); the essence of the project method of teaching is the inclusion of students in the construction of a "road map" of the process, intra-team distribution of functions, the translation of knowledge into productive action.

Ключевые слова: competence model of a graduate, technology of the level of competence formation, adjustment mechanisms, higher school, student.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1]. Boikov, V.A. Experience in using a rating system for assessing students knowledge / V.A. Boikov // Pedagogical education and science. 2017. No. 4. P. 130-135.

[2]. Grinevetskaya, T.N. Features of the use of active learning and individual design in the professional training of cadets of the military institute / T.N. Grinevetskaya, E.V. Nyuftin // Pedagogical professionalism in modern education: a collection of scientific papers of the XIV All-Russian scientific and practical conference. - Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2021. - P. 141-145.

[3]. Efimushkina, S.V. On the problems of student knowledge control / S.V. Efimushkina Yu.B. Ikrennikova // Innovations. The science. Education. 2020. No. 13. S. 429-435.

[4]. Ivanova, S.V. Educational space and educational environment: in search of excellence // S.V. Ivanova // Values and meanings. 2015. No. 6 (40). pp. 23-28.

[5]. Kozin, S.V. Precariat - a new class of the XXI century? / S.V. Kozin, R.R. Zakiev, T.P. Zhidyaeva // Philosophy of economy. 2021. No. 3 (134). pp. 199-213.

[6]. Kozin, S.V. Model of sociological education in the USSR (late 1950s - early 1980s) / S.V. Kozin, Zh.B. Litvinova // Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. 2021. No. 1 (30). pp. 112-117.

[7]. Nyuftin, E.V. Influence of organizational and managerial competencies of military personnel of the National Guard Troops on the quality of task performance / E.V. Nyuftin, T.N.

[1]. Бойков, В.А. Опыт использования рейтинговой системы оценки знаний студентов / В.А. Бойков // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 130-135.

[2]. Гриневецкая, Т.Н. Особенности использования средств активного обучения и индивидуального проектирования в профессиональной подготовке курсантов военного института / Т.Н. Гриневецкая, Е.В. Нюфтин // Педагогический профессионализм в современном образовании: сборник научных трудов XIV Всероссийской научно-практической конференции.- Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. - С. 141-145.

[3]. Ефимушкина, С.В. О проблемах контроля знаний студентов / С.В. Ефимушкина Ю.Б. Икренникова // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 13. С. 429435.

[4]. Иванова, С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // С.В. Иванова // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 23 -28.

[5]. Козин, С.В. Прекариат - новый класс XXI века? / С.В. Козин, Р.Р. Закиева, Т.П. Жидяева // Философия хозяйства. 2021. № 3 (134). С. 199-213.

[6]. Козин, С.В. Модель социологического образования в СССР (конец 1950-х - начало 1980-х годов) / С.В.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[8].

[9].

Grinevetskaya, V.V. Zateev // World of science, culture, education. 2021. No. 3(88). pp. 274-277.

Nyuftin, E.V. Influence of means of individual design on the formation of organizational and managerial competencies among cadets of a military institute / E.V. Nyuftin // Militarylegal and humanitarian sciences of Siberia. 2021. No. 2(8). pp. 202-209.

Serikov, V.V. Methodology of Pedagogy: State and Directions of Development / V.V. Serikov // Innovative projects and programs in education. 2020. No. 4 (70). pp. 6266.

[10]. Serikov, V.V. Evaluation of students' professional development as a tool for managing the quality of education in a technical university / V.V. Serikov, R.R. Zakiev // Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1. No. 2 (83). pp. 75-86.

Козин, Ж.Б. Литвинова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1 (30). С. 112117.

[7]. Нюфтин, Е.В. Влияние организационно-управленческих компетенций военнослужащих войск национальной гвардии на качество выполнения задач / Е.В. Нюфтин, Т.Н. Гриневецкая, В.В. Затеев // Мир науки, культуры, образования.

2021. № 3(88). С. 274-277.

[8]. Нюфтин, Е.В. Влияние средств индивидуального проектирования на формирование организационно-управленческих компетенций у курсантов военного института / Е.В. Нюфтин // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2021. № 2(8). С. 202209.

[9]. Сериков, В.В. Методология педагогики: состояние и направления развития / В.В. Сериков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 4 (70). С. 62-66.

[10]. Сериков, В.В. Оценка профессионального развития студентов как инструмент управления качеством образования в техническом вузе / В.В. Сериков, Р.Р. Закиева // Отечественная и зарубежная педагогика.

2022. Т. 1. № 2 (83). С. 75-86.

Author Contributions. Zakieva R.R. - literature review, writing a text; Serikov V.V. - collection and processing of materials, writing a text.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Zakieva R.R. - SPIN ID: 7893-8536; ORCID ID: 0000-0001-9513-7672 Serikov V.V. - SPIN ID: 3698-3080; ORCID ID: 0000-0002-5872-3979

Вклад авторов. Закиева Р.Р.- обзор литературы, написание текста; Сериков В.В.- сбор и обработка материалов, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Закиева Р.Р. - SPIN ID: 7893-8536; ORCID ID: 0000-0001-9513-7672 Сериков В.В. - SPIN ID: 3698-3080; ORCID ID: 0000-0002-5872-3979

For citation: Zakieva R.R., Serikov V.V. PROBLEMS OF HIGHER SCHOOL MODERNIZATION IN THE FORMAT OF COMPETENCE-BASED APPROACH // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №6. P. 14-21. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-6-14-21.

Для цитирования: Закиева Р.Р., Сериков В.В. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ФОРМАТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №6. С. 14-21. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-6-14-21.

Введение. В связи с глубокими преобразованиями, связанными с процессами демократизации, присущими практически всему мировому сообществу, с ускорением научно-технического прогресса, с возникновением «информационного» общества, предъявляют принципиально новые требования к системе образования. Если рассмотреть «уходящую» Болонскую систему, то можно выделить некоторые положительные и негативные моменты: открытость системы

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

высшего образования за счет интеграции в европейское образовательное пространство; обмен студентами и преподавателями, обеспечение академической мобильности; введение системы кредитов, увеличение возможности эксперта своих образовательных услуг; не все пункты Болонского соглашения приемлемы и реализуемы в системе высшего образования России: сложность внедрения, применения технологий практического воплощения, несоответствие реалиям и тд. [2].

Функционирование системы высшего образования в условиях стремительно меняющегося мира требует глубокого и качественного научного анализа, оценки последствий и исторического опыта, выработки и научного обоснования вариантов и сценариев развития [6]. В современных условиях цели образования корректируются наряду с необходимостью обеспечения интересов государства, все больше внимания уделяется удовлетворению потребностей личности в саморазвитии, формировании и развитии у подрастающего поколения потребности в активном овладении основами науки; способности самостоятельно анализировать проблемы, возникающие в определенных ситуациях, находить альтернативные решения и вырабатывать критерии их обоснования.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы развития высшей школы рассматриваются в трудах B.C. Аванесова, Н.В. Геровой, Е.Н. Дзятковской, В.А. Ермоленко, С.В. Ивановой, В.В. Кондратьева, М.И. Кузнецова, А.В. Леонтьева, Е.В. Лопановой, А.Н. Майорова, Г.В. Мухаметзяновой, Ф.Ш. Мухаметзяновой, М.М. Поташника, В.В. Серикова, Т.Ш. Шихнабиевой и др.

Проблемы управления качеством образования представлены в работах В.А. Кальней, Г.Н. Мотовой, М.В. Никитина, М.М. Поташника, Н.Л. Селивановой, Н.Л. Смакотиной, С.Е. Шишова, В.А. Федорова и др.

Вопросы оценки качества, изменений и тенденций развития образовании, теории педагогических измерений рассматривали В.А. Болотов, Н.В. Беляева, Н.Ф. Виноградова, О.И. Долгая, В.И. Звонников, В.М. Казакевич, А.Н. Майоров, М.И. Макаров, И.М. Осмоловская, А.Н. Привалов, Ю.А. Романенко, И.Д. Рудинский, А.О. Татур, Л.А. Харисова, Е.В. Чернобай, С.Н. Чистякова, Ю.А. Шихов.

Использование информационных ресурсов в образовательном процессе высшей школы представлено в работах Г.Л. Абдулгалимова, В.П. Беспалько, М.В. Богуславского, В.В. Гриншкуна, Е.В. Данильчук, Г.И. Ибрагимова, А.М. Кондакова, Н.К. Нуриева, А.К. Орешкиной, В.П. Полякова, И.В. Роберт, А.Н. Сергеева и др.

Современные методы обучения и контроля учебных достижений студентов в техническом университете исследованы в работах B.C. Безруковой, В.А. Касторновой, Т.Ю. Ломакиной, М.С. Мирзоева, Л.М. Митиной, В.Н. Михелькевич, В.М. Нестеренко, А.В. Овчинникова, Н.О. Омаровой, Н.Д. Подуфалова, Н.В. Чигиринской.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Материалы и методы. Методом исследования в данном исследовании послужил теоретический: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, государственных и нормативных документов по проблеме исследования.

Для системы образования в целом и высшего образования в частности вопрос стандартов имеет фундаментальное значение. В контексте внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, обеспечении образовательных учреждений всех уровней при широких правах в формировании содержания образования, создании гибких многофункциональных образовательных систем, особое значение приобретают государственные образовательные стандарты, которые призваны стать основой для объективной оценки уровня образования выпускников вузов. Стандарты должны стать основой, связывающей различные уровни и подуровни системы непрерывного образования [5]. Наряду со стандартами уровней образования должны быть разработаны также стандарты качества обучения - единые требования к конечным результатам обучение [7, 8]. Реализация этих целей возможна только путем обеспечения объективной оценки уровней подготовленности студентов, проверки соответствия требований к подготовке выпускников вузов стандартам знаний, выявления пробелов в подготовке студентов в ходе их образовательной деятельности.

Основы компетентностного подхода были впервые заложены в психологии Б. Ананьевым, Л. Выготским, А. Леонтьевым, С. Рубинштейном. В дальнейшем ученые-педагоги Сериков В.В., Скородумова Е.А., Синева И.С., Руденко О.В., Никулин В.В., Дубровин В.С. и др. принимали активное участие в разработке компетентностного подхода. Этот подход в образовании охватывает, наряду с конкретными знаниями и навыками, такие категории, как готовность учиться в течение профессиональной жизни. В данном исследовании следует проводить различие между компетенцией и компетентностью. Компетентность является неотъемлемой характеристика студента, то есть динамический набор знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которые студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы [1]. Компетентность - это уже сформированная личностная характеристика студента, готовность создавать «инженерный продукт» в определенной области и по конкретному направлению (профилю) подготовки. [9]. Считаем также необходимым четко разграничить понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда». Так опираясь на работы С.В. Ивановой, в данной работе под «образовательным пространством» следует понимать «совокупность имеющих отношение к образованию объектов, создающих и наполняющих это пространство, и одновременно предмет субъектной деятельности, заключающейся в восприятии, действии, воздействии субъектов на это пространство. Образовательная среда - окружение участников образовательного процесса в пространстве образования, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединенными общностью педагогической и учебной деятельности» [4]. Образовательная среда обладает качественными характеристиками, которые напрямую связаны с оценкой качества образования. Поэтому считаем, что в данной работе уместным будет использовать понятие «образовательная среда».

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 18 ~

Результаты и обсуждение. Специфику дидактического обоснования обучения и его атрибутов можно охарактеризовать как:

1. Целостность рассмотрения образовательной проблемы: преподаватель - обучающийся (преподавание - учебная деятельность); содержание - метод (содержательное -процессуальное).

2. Содержание как система видов опыта - опыта готовых знаний, опыт способов, опыт творчества, опыт эмоционально-ценностного отношения, опыт продуктивно-созидающей деятельности (компетентности).

3. Полнота функций обучения - обучающая (предметный опыт), развивающая (метапредметный опыт), воспитательная («надпредметный» опыт) [10].

Все компоненты устойчивой цифровой экосистемы высшего учебного заведения формируется на основе следующих принципов:

• полноты - охвата всех сторон деятельности вуза;

• детерминированности - определенности содержания и назначения каждой компоненты;

• нормализованности - отсутствие пересечения и дублирования функционала компонентов;

• связанности - совокупная взаимосвязанная деятельность всех участников образовательной, научной, воспитательной и другой деятельности;

• автономности - самостоятельное значение, правила и законы развития;

• ресурсоемкости - каждая компонента использует входной поток ресурсов;

• продуктивности - каждая компонента ориентирована на результат;

• динамичности - изменения происходят в соответствии с актуальными задачами и появляющимися новыми цифровыми технологиями [3].

Действующую систему оценки качества учебных достижений обучающихся сложно совместить с современными требованиями модернизации образования, поскольку она направлена на внешний контроль и оценивает лишь часть репродуктивного уровня усвоения. Поэтому одним из основных условий обновления системы мониторинга и оценки учебных достижений студентов технических специальностей является внедрение новых методов, форм и средств оценки динамики движения в учебной деятельности. В то же время традиционные средства контроля должны постепенно совершенствоваться, ранжироваться в соответствии с компетентностным подходом, а инновационные средства должны быть адаптированы для широкого использования в университетской практике.

Организация учебного процесса с использованием индивидуальных траекторий обучения студентов является педагогической инновацией, которая направлена на стимулирование самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающегося. Это помогает повысить внутреннюю мотивацию в получении знаний за счет использования различных форм анализа, четкой организации учебного процесса. Прогноз развития путей совершенствования самообразования и мотивации к обучению будущих специалистов в процессе обучения в вузе

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

поможет улучшить контроль за направлением творческой и профессиональной деятельности специалиста технической направленности.

Учёт закономерностей обучения при обосновании учебных материалов в условиях открытой информационной образовательной среды состоит из:

1. Закономерности усвоения культурного опыта: учебная деятельность + ориентирующее сопровождение преподавателя;

2. Закономерности представления содержания в задачно-деятельностной форме, поскольку ни в кой иной форме оно не может быть усвоено;

3. Закономерности «зоны ближайшего развития» - переход от совместности (с преподавателем) к автономности; закономерности делегирования субъектной позиции обучающемуся.

Цифровая трансформация означает переход к «Цифровому университету» и должны осуществляться (на наш взгляд) по следующим направлениям [10]:

1. Совершенствование цифровой системы управления (автоматизация управления всеми бизнес процессами; ресурсами; информаци-онными потоками; проектами; интеграция с отраслевыми, региональными, федеральными, государственными и другими информационными системами.

2. Развитие цифровой образовательной среды (перевод процесса и содержания обучения в цифровой формат, построение в цифровом виде индивидуальных образовательных траекторий, предоставление полного набора 1Т--сервисов и функционала в личном кабинете; библиотека 4.0; расширение количества используемых онлайн курсов, виртуальные лаборатории).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Развитие цифровой среды научной деятельности (внедрение цифровой платформы управления научно-исследовательскими проекта-ми, расширение использования специализированного программного обеспечения для научной деятельности; целевые научные проекты с использованием цифровых интеллектуальных решений.

4. Развитие технического и базового программного обеспечения, системы информационной безопасности, информационной инфраструктуры.

5. Совершенствование цифровых компетенций обучающихся и кадрового состава.

Считаем, что совокупность указанных направлений позволит обеспечить конкурентоспособность высших учебных заведений и вывести деятельность по всем направлениям на новый качественный уровень.

Компетентностная модель (специфика обучения деятельности) должна включать в себя: признак владения деятельностью (компетенцией) - способность достигать результат (получать продукт); критерии владения деятельностью: смысл, ориентировочная основа, опыт; условия овладения компетенцией - решение задач на проектирование и реализацию процесса создания продукта (проектный метод обучения); сущность проектного метода обучения - включение обучающихся в построение «дорожной карты» процесса, внутрикомандное распределение функций, перевод знания в результативное действие.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 20 ~

Внедрение в образовательный процесс современных технологий, методов проверки и оценки профессионального развития студентов в условиях открытой информационной образовательной среды способствует тому, что:

1. Устраняется предвзятость в оценке знаний будущих специалистов.

2. Формируется позитивное средство поощрения учебной и познавательной деятельности.

3. Повышается ответственность студента за результаты своего обучения.

4. Реализуется принцип индивидуализации обучения.

5. Устраняется проблема посещения занятий и дается больше времени для занятий по интересам.

6. Каждый студент с любым уровнем подготовки имеет возможность проявить себя, почувствовать свой прогресс, занять свое постепенный шаг к лучшему, и ощущение успеха в то же время является лучшим стимулом для дальнейшей работы и учебы.

Выводы. Оценка уровня профессиональной готовности выпускника технического университета должна предусматривать обновление инструментально-методической составляющей оценочной деятельности, сущностью которой должно служить формирование всех процессов оценочной деятельности в виде последовательности процедур, направленных на гарантированное получение достоверной информации о качестве функционирования и развития образовательного процесса университета. При этом должна сохраняется преемственность с доказавшими свою эффективность традиционными оценочными методами и средствами, а механизм корректировки содержательных и процессуальных компонентов обучения, должна образовывать условия для восполнения дефицита знаний, умений и компетенций студентов на основе оценки их профессионального развития.

Corresponding Author: Zakieva Rafina Rafkatovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Industrial Electronics, Kazan State Power Engineering

University, Kazan, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Ответственный за переписку: Закиева Рафина Рафкатовна -кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры промышленной электроники ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», г. Казань,

Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВаАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.