ПЕДАГОГИКА
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 451-455
Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 4, pp. 451-455 https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-4-451-455
Научная статья УДК 378.046.2
Анализ подходов оценки качества результатов подготовки студентов в системе профессионального образования за рубежом
Р. Р. Закиева
Казанский государственный энергетический университет, Россия, 420066, г. Казань, ул. Красносельская, д. 51
Закиева Рафина Рафкатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Промышленная электроника и светотехника», [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9513-7672
Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка систематизировать существующие подходы к оценке качества результата подготовки студентов технических вузов в разных странах мира; выделены общие черты оценки качества результата обучения студентов, свойственные всей системе высшего образования Европы и США; отмечены отличительные особенности оценки качества результата обучения студентов технических вузов зарубежных стран. Актуальность исследования определяется спецификой организации и тенденциями развития оценки качества результатов подготовки студентов, которая является одним из самых важных аспектов управления развитием системы высшего образования. Следовательно, выбор методов ее реализации непосредственно влияет на все стороны деятельности вузов и во многом определяет качество образовательных услуг. Цель статьи заключается в изучении и анализе существующих подходов оценки качества результата подготовки студентов технических вузов за рубежом. Представленные результаты и выводы исследования дают возможность сформулировать рекомендации по проведению оценки качества подготовки студентов в системе профессионального образования в России; способствовать созданию единой системы оценки качества высшего образования, направленной на повышение престижа российского высшего образования и его интеграции в международное научно-образовательное пространство.
Ключевые слова: качество образования, результаты обучения, сравнительно-сопоставительный анализ, оценка качества образования
Для цитирования: Закиева Р. Р. Анализ подходов оценки качества результатов подготовки студентов в системе профессионального образования за рубежом // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 451-455. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-4-451-455 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
Analysis of approaches to assessing the quality of the results of student training in the system of vocational education abroad
R. R. Zakieva
Kazan State Power Engineering University, 51 Krasnoselskaya St., Kazan 420066, Russia Rafina R. Zakieva, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9513-7672
© Закиева Р. Р., 2021
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4
Abstract. In this article an attempt to systematize the existing approaches to the assessment of quality of training students of technical universities in various countries is made; features of the assessment result of students' learning common for the whole system of higher education in Europe and the United States are identified; differences in the quality assessment result of training technical university students in foreign countries are also discussed. The relevance of the research is determined by the features of the organization and trends in the development of quality assessment of student training results, which is one of the most important aspects of managing the development of the higher education system. The choice of methods for its implementation directly affects all aspects of university activities in general, and largely determines the quality of educational services. The purpose of the article is to study and analyze existing approaches to assessing the quality of training results of technical university students abroad. It is established that the assessment of the quality of students' training results in Russia requires transformation of our mentality in determining the content of education. The presented results and conclusions of the study make it possible to formulate recommendations for assessing the quality of student training results in the system of professional education in Russia and promote the creation of a unified system for assessing the quality of higher education, which contributes to increasing the prestige of Russian higher education and its integration into the international scientific and educational space. Keywords: quality of education, learning outcomes, comparative analysis, assessment of the quality of education
For citation: Zakieva R. R. Analysis of approaches to assessing the quality of the results of student training in the system of vocational education abroad. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 4, pp. 451-455 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/1819-7671 -2021-21-4-451-455
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Возрастание рош и значения человеческого ресурса для эффективной работы организации определяет актуальность проблемы качества образования.
Создание системы оценки качества в вузе сталкивается с рядом трудностей, связанных со спецификой организации его деятельности. Во-первых, многоуровневая организационная структура со сложными взаимосвязями; во-вторых, несколько групп потребителей образовательных услуг; в-третьих, трудоемкость и многогранность образовательного процесса [1].
Анализ оценки качества результатов подготовки студентов в системе профессионального образования, по нашему мнению, всегда связан с выбором метода, который является наиболее объективным по отношению к конкретной области. Вузы предоставляют различные системы гарантий, в основе которых лежат образовательные программы, соответствующие профессиональным стандартам, рациональное использование материальных ресурсов, материально-техническое обеспечение, трудоустройство выпускников, внедрение четкой структуры управления, укомплектование библиотечного фонда и т. д. Все эти элементы являются условиями обеспечения качества высшего образования. Они позволяют не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг, но и обеспечить развитие высшего учебного заведения в целом.
В России на сегодняшний день существуют следующие виды контроля результатов обучения в вузе: предварительный (входной), текущий, промежуточный и итоговый.
Общей тенденцией всех систем оценки стала их ориентация на компетентно стный подход, т. е. переход к оценке результата обучения, представленный совокупностью компетенций.
От контролирующего органа требуется произвести оценку степени освоения компетенций, соответствующих утвержденным направлениям подготовки студентов технических вузов. Каждая компетенция, освоенная студентом, формируется посредством освоения нескольких дисциплин. Поэтому степень освоения компетенции можно установить лишь на итоговой аттестации, когда оценивается степень сформированности студента как специалиста по определенному техническому направлению.
Промежуточный контроль способен выяснить степень освоения только той доли компетенции, которую преподаватель по той или иной учебной дисциплине должен привить. В связи с этим подходы при создании и рекомендации методов, применяемых при разных видах контроля, должны отличаться друг от друга в зависимости от учебной дисциплины. По нашему мнению, в данной ситуации правильным является изучение опыта решения этого вопросы в европейских странах.
В немецких университетах оценка качества результатов обучения студентов технических вузов проходит в виде экзаменов, письменных (домашних) работ и презентаций. Промежуточный контроль осуществляется в форме тестирования, при этом принимается во внимание активность студентов на занятиях. На получение степени бакалавра или магистра в немецких вузах сдается государственный экзамен Staatsexamen, который организуется и принимается специальными государственными учреждениями Prüfungsamt. Природа, структура и проведение данного вида контроля значительно отличаются от экзаменов европейского стандарта.
Никто не опекает студентов в Австрии, они формируют аудиторную нагрузку самостоятель-
но, на лекциях дается только основа, базовые знания, все остальное - самостоятельная работа. Основной формой контроля знаний является экзамен в тестовой или устной форме. Несомненное преимущество австрийских университетов - полная компьютеризация учебного процесса. Консультации и экзамены, рассылки и индивидуальные задания - все это осуществляется с помощью личного кабинета студента [2].
Во Франции мониторинг знаний может принимать разные формы по усмотрению преподавателя. Это может быть серия тестов, письменное домашнее задание, устная презентация, но чаще всего - контрольная работа, выполняемая в аудитории и являющаяся прототипом будущего экзамена. Экзамен чаще всего представляет собой сочетание теоретических вопросов по пройденным лекциям и практическим занятиям [3].
Экзамены в Англии проводятся либо в форме тестов, либо в форме подробных письменных ответов на экзаменационные вопросы. Все студенты получают распечатку с пятью или шестью вопросами, одинаковыми для всех. «Вес» каждого вопроса 25-30 баллов. Студент должен выбрать три или четыре вопроса из списка, чтобы общее количество баллов было близко к 100. Но для того чтобы студенты технических университетов получили высокую оценку, недостаточно просто изучить материал лекции (такая стратегия позволит набрать не более 40 или 50 баллов, самый низкий проходной балл), успешный студент должен показать, что владеет материалом по данной теме и знает, как с ним работать [4].
Итак, можно выделить следующие общие черты оценки качества результата обучения студентов, свойственные всей системе высшего образования Европы:
1. Был провозглашен принцип «академической свободы», т. е. нет жесткой системы обучения в общем обязательном порядке, нет фиксированного расписания занятий. Студент университета не посещает занятия со своими сокурсниками, но в соответствии с выбранной специальностью и ее учебным планом разрабатывает свой учебный план и организует свое время для удовлетворения общих требований по этой специальности (которые довольно высоки) [5].
2. При оценке качества результата обучения в высших учебных заведениях отсутствует понятие «вариант работы», каждый студент в группе получает лист с теми же задачами, что и его сокурсник. В конце аттестации преподаватель обычно объявляет место и время проверки работ, куда любой человек может прийти и понаблюдать за точностью оценки работ [6].
3. Каждый предмет имеет количество кредитов, которые считаются недельно. Чтобы студент считался обучающимся на очной форме обучения, ему необходимо иметь как минимум 12 кредитов за каждый семестр, иначе статус очника меняется на заочника. Срок обучения для студентов технических вузов составляет не более 6 лет для получения степени бакалавра (включая предыдущее обучение в колледже, если таковое было). По истечении этого срока, если студент не защитился, все «классы» будут аннулированы (за исключением наличия уважительной причины) [7].
В системе оценки качества результата обучения студентов технических вузов США имеются следующие отличительные особенности:
1. Все учебные предметы (классы) делятся на две группы: основные (связанные с профессией) и второстепенные. Основные занятия в свою очередь подразделяются на три подгруппы - подготовительные, специализированные и специальные. Все экзамены письменные, обязательно присутствует практическое задание, тесты проходят только в самом начале обучения. Обычно тест содержит 3-4 задания, уровень сложности нарастает от простого к сложному, последнее задание имеет повышенную сложность. После экзамена проводится детальная экспертиза экзамена и решение всех задач вместе с преподавателем [8].
2. В системе высшего образования США нет понятия «экзаменационная сессия». Занятия там непрерывные, возможно обучение летом, сдача экзаменов также разрешена. В течение семестра студенты должны запланировать сдачу трех экзаменов (каждый из них оценивается в 15% от общей оценки). Эти экзамены охватывают изучение определенной части материала по предмету в течение месяца [9]. В конце семестра проходит так называемая « последняя неделя», после этого через полторы-две недели начинаются выпускные экзамены. Выпускной экзамен является результатом изучения предмета в течение всего семестра. Как правило, он оценивается в 30% от общего балла. Кроме того, учитывается выполнение домашнего задания (10% от общей оценки) и выполнение теста составляет оставшиеся 15%.
3. В конце обучения студент технического университета должен сдать государственный экзамен под названием «Основы инженерного дела», который стоит около 200 долл. США, длится 8 ч и охватывает большое количество тем, связанных с профессией, а также включает вопросы общего и специализированного характера. Выпускной экзамен может сдать любой, кто получил необходимое количество кредитов. Этот вид контроля проводится два раза в год [9].
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4
4. Входной оценкой качества образования является прохождение предуниверситетской программы, курсов либо практикумов по определенной специальности, которые длятся от 1 года до 2 лет. Пройти эту программу нужно обязательно, это своего рода диплом, без которого не принимают в университеты.
Если же сравнить систему образования России и зарубежья, то можно наблюдать четкое отличие - цель обучения. По нашему мнению, система образования в России основывается на теоретической базе, т. е. главная задача - знания
[10]. В российских вузах студенты получают минимальный опыт работы по своей будущей специальности. Студентов не учат применять полученные знания на практике. За рубежом основная цель обучения - получение практических навыков, второе отличие - профильность обучения. В российских высших учебных заведениях преподают большое количество дисциплин, не связанных с будущей специальностью (профессией). За рубежом основное внимание уделяется профильным и смежным предметам. Третье отличие - стиль общения преподавателей и обучающихся. В зарубежных странах преподаватель для студентов является наставником, помощником. Это способствует воспитанию у личности уверенности в себе, развивает самостоятельность будущих специалистов. В России же принято придерживаться авторитарного стиля.
Основным достоинством высшего образования в России является, на наш взгляд, его доступность. Главное преимущество диплома иностранного вуза - это статус и престиж.
Подводя итоги, можно с уверенность сказать, что оценка качества результатов обучения в России требует трансформации нашего менталитета в определении содержания образования
[11]. Это даст возможность сформулировать рекомендации по проведению оценки качества результатов подготовки студентов в системе профессионального образования. Например, формирование программ и технологий обучения должно осуществляться не так, как может и хочет преподаватель и кафедра, а так, как этого требуют будущая профессия и возможности студента; процедуры оценки следует ориентировать на результаты обучения, а не на условия; все преподаватели и комиссии, участвующие в оценке качества образования, должны быть осведомлены о своих конкретных, четко определенных обязанностях и действовать в соответствии с ними; используемые критерии оценки должны соответствовать предполагаемым результатам обучения и быть доступными для всех преподавателей и студентов; всех сотрудников, участвующих
в реализации программы или ее компонентов,
необходимо вовлекать в разработку и реализацию
целостной оценочной стратегии.
Список литературы
1. Армашова-Тельник Г. С. Многоаспектность проблематики высшего учебного заведения в контексте формирования системы менеджмента качества // Управление качеством в современном вузе : труды Х Международной научно-практической конференции (30-31 октября 2012 г.). СПб. : Издательство МБИ, 2012. Вып. 10. С. 17-19.
2. Система европейского образования // Education in Vienna. 2020. URL: https://edu-vienna.com/ news/obrazovanie-v-evrope/sistema-evropejskogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.05.2020).
3. Халонина А. А. Тонкости учебы во французском вузе // Abroadz. 2018. URL: https://abroadz.com/articles/ Tonkosti_uchebi_vo_frantsuzskom_vuze/ (дата обращения: 05.05.2020).
4. Мотова Г. Н. Результаты обучения и оценка качества результата - по-европейски // Аккредитация в образовании. 2012. № 3 (55). С. 8-11.
5. Система образования в Германии // Rector. 2020. URL: http://www.rector.ru/default.aspx?did=290 (дата обращения: 05.05.2020).
6. Мотылева Э. В. Отзывы об образовании во Франции студентов французских университетов // Academ France. 2020. URL: https://academfrance.com/reviews/ higher-education/review-4.html (дата обращения: 05.05.2020).
7. Чикина Е. Е. Актуальные вопросы изучения иностранных языков : лингвистический, методический, культурологический аспекты // Сборник материалов научно-практической конференции студентов факультета иностранных языков в рамках Дней науки студентов ВлГУ-2015 (г. Владимир, 25 марта -10 апреля 2015 г.). Владимир : Издательство ВлГУ, 2015. Вып. 2. С. 88-108.
8. Как организовано обучение в американских вузах // Mechanismone. 2019. URL: https://bigpicture. ru/?p=536056 (дата обращения: 05.05.2020).
9. Как проходит процесс обучения в американском вузе // LiveJournal. 2019. URL: https://slavikap-2. livejournal.com/1513519.html (дата обращения: 05.05.2020).
10. Сухорукова Д. В. Оценка качества высшего образования : традиционные подходы и международные рейтинговые системы // Высшее образование сегодня. 2018. № 9. С. 49-53.
11. Чекмарев В. В. Пассионарная рапсодия // Экономика образования. 2013. № 1. С. 8-15.
References
1. Armashova-Telnik G. S. Multiaspect issues of higher education institutions in the context of the formation of a quality management system. Upravlenie kachestvom
v sovremennom vuze: Trudy XMezhdunarodnoy nauch-noprakticheskoy konferentsii [Quality Management in a modern University: Proceedings of the X International scientific and practical conference]. St. Petrsburg, Izdatel'stvo MBI, 2012, iss. 10, pp. 17-19 (in Russian).
2. Sistema evropeyskogo obrazovaniya (The System of European Education). Education in Vienna, 2020. Available at: https://edu-vienna.com/news/obrazovanie-v-evrope/ sistema-evropejskogo-obrazovaniya (accessed 5 May 2020) (in Russian).
3. Halonina A. A. Tonkosti ucheby vo frantsuzskom vuze (Subtleties of Studying in a French University). Abroadz, 2018. Available at: https://abroadz.com/articles/Tonko-sti_uchebi_vo_frantsuzskom_vuze/ (accessed 5 May 2020) (in Russian).
4. Motova G. N. Training results and assessment of the quality of the result - in European University. Akkredi-tatsiya v obrazovanii [Accreditation in Education], 2012, no. 3 (55), pp. 8-11 (in Russian).
5. Sistema obrazovaniya v Germanii (Education System in Germany). Rector, 2018. Available at: http://www. rector.ru/default.aspx?did=290 (accessed 5 May 2020) (in Russian).
6. Motyleva E. V. Reviews of French University students education in France. Academ France, 2020. Available at: https://academfrance.com/reviews/higher-education/ review-4.html (accessed 5 May 2020) (in Russian).
7. Chikina E. E. Topical Issues of Foreign Language Learning: Linguistic, Methodological, Cultural Aspects. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov fakul 'teta inostrannykh yazykov v ramkakh Dney nauki studentov VlGU-2015 (g. Vladimir, 25 marta - 10 aprelya 2015 g.). [Collection of Articles. Proceedings of the Scientific and Practical conference of students of the Faculty of Foreign Languages within the framework of the Days of Science of students of VlGU-2015 (Vladimir, March 25 - April 10, 2015)]. Vladimir, Izdatel'stvo VlGU, 2015, iss. 2, pp. 88-108 (in Russian).
8. Kak organizovano obuchenie v amerikanskikh vuzakh (How Education is Organized in American Universities). Mechanismone, 2019. Available at: https://bigpicture. ru/?p=536056 (accessed 5 May 2020) (in Russian).
9. Kak prokhodit protsess obucheniya v amerikanskom vuze (How to Complete the Training Process at an American University). LiveJournal, 2019. Available at: https:// slavikap-2.livejournal.com/1513519.html (accessed 5 May 2020) (in Russian).
10. Suhorukova D. V. Assessing the quality of higher education: traditional approaches and international rating systems. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2018, no. 9. pp. 49-53 (in Russian).
11. Chekmarev V. V. Рassionary rhapsody. Ekonomika obrazovaniya pconomics of Education], 2013, no. 1, pp. 8-15 (in Russian).
Поступила в редакцию 13.12.2020, после рецензирования 16.12.2020, принята к публикации 01.05.2021 Received 13.12.2020, revised 16.12.2020, accepted 01.05.2021