УДК 378.016:006
ББК Ж10Р.Я431 + Ж.Ц(2)Я431 + У9(2Р)0-823.2-21 Я431
ЭКСПРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ «СЛУЖБЫ КОРОТКИХ СООБЩЕНИЙ»
Н Р.Р. Закиева
Аннотация. Создано научно-методическое обеспечение оценки качества подготовки студентов технических вузов методом экспресс-тестирования, зарегистрированная в ФИПС (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2011617140 от 13.09.2011г.). Реализованная программа работает на ОС Windows. В качестве управляющей программы используется язык графического программирования LabView. В эту систему интегрировано множество различных функций, облегчающих работу с аппаратурой.
Предлагаемая программа прошла апробацию, успешно используется в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет» и Казанский физико-технический институт им. Е.К. Завойского (КФТИ КазНЦ РАН).
Идея направлена на популяризацию и повышение качества и престижа обучения в высшем учебном заведении, формирования знаний, умений и навыков через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде обучения.
Ключевые слова: тест, тестирование, экспресс тестирование, программа, компьютерная программа, остаточные знания.
EXPRESS TESTING BASED ON "SHORT MESSAGE SERVICE" ■ R.R. Zakieva
101
Abstract. The scientific-methodical provision of an assessment of quality of training of students of technical colleges with a method of express testing registered in FIPS (Rospatant) (the certificate on the state registration of the computer program No. 2011617140 from 13.09.2011 ) is created. The implemented program works at Windows OS. As the operating program language of graphic programming of LabView is used. The set of various functions facilitating work with the equipment is integrated into this system.
The created program passed approbation, Kazan state power university and E.K. Zavoysky Kazan physics and technology institute (KFTI KASNZ RAHN) is successfully use it in educational process.
2 / 2014
Преподаватель ^
The idea is directed on promoting and improving the quality and prestige of training in a higher educational institution, formations of knowledge, abilities and skills through introduction of nonconventional approaches in training promotion.
Keywords: test, testing, express testing, program, computer program, residual knowledge.
В соответствии с поручением В.В. Путина (№ 597 от 7 мая 2014 г.) и распоряжением Министра науки и образования РФ Д. Ливанова (№2627-р от 25 июня 2012 г.) с сентября 2013 г. заработная плата в вузах должна была повыситься более чем в два раза. Так, оклады преподавателей и ассистентов выросли в 1,8 и 1,7 раза соответственно, а профессоров и доцентов - в 2,4 и 2,2 раза. Администрация вузов приняла ряд решений, в соответствии с которыми предстоит некоторое сокращение кадров преподавательского состава и тем самым объем нагрузки преподавателя увеличивается, а вместе с ним и число обучающихся, приходящего-щп ся на одного преподавателя [1, с. 89]. 102 При этом предъявляются более жесткие требования к составляющим обучения, среди которых важное внимание уделяется проверке знаний. Программное обеспечение для экспресс-тестирования студентов существенно облегчает эту работу. Тестирование обеспечивает обратную связь на лекциях и позволяет оценивать ответы учащихся на предмет понимания содержание и усвоения новой информации. Тем самым преподаватель не только проводит эффективное тестирование, но и экономит время.
Эволюция является необходимым слагаемым современных образовательных систем, без которого нельзя
решить многие современные проблемы образования. Она обеспечивает информацию о соответствии результатов обучения образовательным целям, позволяет прогнозировать различные, в том числе негативные, последствия модернизации программ обучения или образовательных инновационных проектов, которые могут оказывать различное влияние на качество образования [2, с. 23].
Общеизвестны и, очевидно, вечны проблемы, связанные с контролем знаний обучаемых. Тестирование как методика контроля качества подготовки специалистов получило признание и широкое распространение в деятельности высшей школы, особенно в последние годы, когда вопрос о выборе объективных критериев контроля качества встал особенно остро.
Главным отличием экспресс-тестирования для остаточных знаний студентов от имеющихся аналогов является то, что тестирования на основе «SMS сообщений» дешевле компьютерного класса, а также устройств с пультовыми управлениями.
Особенности организации тестирования:
У каждого человека есть сотовый телефон, следовательно, каждый респондент имеет свой собственный оригинальный номер телефона. Процесс тестирования проходит следующим образом:
Номер вашего телефона
+792Е4 9 4 9
+1
ПЕН
8—0
-Цифровые; .-и те и другие;
1) Сколько цифр испОльЗу^сЯ-ВДВоичой системе исчисления?
-3;
2) Сколько возможн^х^бчетырех разрядном двоичном коде?
16; 4.-17;
3) Скольк ^Вой алгебре логики?
SMS должно содержать без пробелов
Рис 1. Пример попадания вопросов
• преподаватель высвечивает на экран список вопросов;
• студенты отвечают на те вопросы, цифры которых совпали в его номере телефона с комбинацией, которую задает преподаватель (рис. 1), при этом комбинацию цифр от теста к тесту преподаватель меняет;
• обучающиеся отправляют ЯМЯ-сообщения в виде цифр с ответами на номер, который укажет преподаватель;
• в течение 3-5 секунд программа обрабатывает данные и выставляет соответствующие баллы;
• преподаватель на экран выводит результаты экспресс тестирования;
• программа автоматически производит накопление данных, формирование отчетов и статистических данных.
Диагностическое исследование проводилось на базе института электроэнергетики и электроники Казанского государственного энергетического университета. Исследованием охвачены: профессорско-преподавательский сос-
тав вуза — 12 человек, студенты института электроэнергетики и электроники ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет» — всего 1 200 человек. Исследование проводилось на протяжении трех лет и включало ряд логически взаимосвязанных этапов. Созданная программа прошла апробацию, успешно используется в учебном процессе.
Данные, полученные при использовании тестирования на основе «SMS сообщений», используются при:
• сравнении результатов «до» и «после» проверки знаний;
• оценке полученных данных;
• наглядной иллюстрации полученных результатов;
• предоставлении контролеру объективной картины прогресса обучения студентов;
• контроля освоения модулей, а также для семестрового контроля (экзамена).
Преимущества программного комплекса:
103
2 / 2014
Преподаватель XXI
• конкурентоспособная цена (стоимость системы тестирования дешевле компьютерного класса устройств с пультовыми управлениями);
• доступность;
• удобный инструмент для балль-но-рейтинговой системы;
• не требуется выхода в интернет;
• не требуется создание компьютерных классов;
• не требуется установка приложений на мобильные устройства;
• нет необходимости в смартфонах и планшетах.
Основные отличительные особенности программы:
• систематический контроль и объективное оценивание качества профессиональной готовности студентов в течение всего процесса обучения;
• различные способы результатов проверки;
• гибкость программы, что позволяет учитывать особенности обучения;
• индивидуальный подход, учет личностных особенностей каждого
Ш студента;
• возможность формирования Банка тестовых заданий по различным дисциплинам;
• программа имеет интуитивно понятный интерфейс;
• простая и быстрая разработка тестов на основе виртуальных приборов среды графического программирования;
• процесс проверки ответов проходит в течение 3-5 секунд:
• создание архива данных.
Уникальность программы для экспресс-тестирования студентов состоит в том, что для ее использования в учебном процессе не нужен компьютерный класс. Ее можно использовать
в любом предметном кабинете, который оснащен одним компьютером или ноутбуком, модемом и экраном. А также необходимость поддерживания зон покрытия для всех операторов связи. В пользу экспресс-тестирования на основе «службы коротких сообщений» приведены следующие доводы:
• с помощью экспресс тестирования на основе «SMS сообщений» осуществляется моментальная обратная связь (при традиционном способе контроля и оценки осуществляется отсроченная обратная связь);
• с помощью экспресс тестирования на основе «SMS сообщений» легче отслеживать изменения в подготовке обучающихся;
• экспресс тестирования на основе «SMS сообщений» обладает объективностью, экономией времени, затрачиваемого как на выполнение тестов, так и на их проверку;
• с помощью экспресс тестирования на основе «SMS сообщений» можно проверить большой объем учебного материала;
• с помощью экспресс тестирования на основе «SMS сообщений» мы имеем статистических данные и автоматически сформированные отчеты;
• с помощью экспресс тестирования на основе «SMS сообщений» можно отслеживать рейтинг студента, что является необходимым при балльно-рейтинговой системе.
На рис. 2 можно увидеть результаты тестирования студентов. Детальные отчеты, полученные по завершению тестирования, помогают преподавателю анализировать ответы учащихся и наиболее полно и объективно оценить уровень их знаний.
В ходе эксперимента произошли определенные изменения в уровне
I
Х.З
ш'гт
X 3ÜD DC-i М
Шипи
^НРЯТППНН |Сдфр01кМ
li~l
M-J-M ЗС-i-M
y.-.J-W
1ЛМ
1з~ ~|
Ii" Т~
IТ > i з
I.
— I
I" и
(Г
тг
ГТС
~Г
тг
иг
.1
ЕГ|
' _В
I 5
В
Рис. 2. Результаты тестирования за пять отвеченных вопросов
профессиональной компетентности студентов. Явные изменения наблюдались в отношении роста оценочных показателей студентов в течение учебного семестра. Полученные результаты отражены в таблице.
По результатам таблицы видно, что применение экспресс-тестирования в образовательном процессе вуза является более результативным, чем использование традиционной технологии обучения.
На графике можно увидеть определенные изменения в уровне профессиональной компетентности студентов для экспериментальных и контрольных групп.
Одним из наиболее удачных решений в направлении разработки универсальных систем автоматизации является подход компании "National Instruments" (NI) — технология виртуальных приборов на основе среды графического программирования. В качестве управляющей программы используется язык графического программирования LabView 8.5. В эту систему интегрировано множество различных функций, облегчающих работу с аппаратурой. .
Универсальная система, способ- 105 ная к быстрой перестройке и адаптации к конкретному эксперименту, должна удовлетворять следующим взаимосвязанным условиям:
Таблица
Рост оценочных показателей студентов
Баллы Традиционная проверка знаний Экспресс тестирование
Модули Модули
1 2 3 4 1 2 3 4
Промежуточное тестирование
Ср. балл за группу по модулям 3,4 3,3 3,5 3,9 3,7 3,6 3,9 3,9
Среднее за 4 модуля 3,525 3,775
Итоговое тестирование
Ср. балл за группу по модулям 3,8 3,8 3,6 3,9 4,1 4,1 4,3 4,4
Среднее за 4 модуля 3,775 4,225
2 / 2014 Преподаватель XX_
ВЕК
50,00%
106
45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
контр. гр
эксперимент гр.
1. В основе управления лежит программа, которая способна взаимодействовать с аппаратной частью, позволять работать с базовыми знаниями программирования, быть интуитивно понятной для неспециалиста в программировании, позволять легко модифицировать части программы, т.е. быть наглядной и логически прозрачной.
2. Аппаратная часть установки должна легко интегрироваться в современные информационные системы, иметь широкий спектр диапазонов и каналов измерения, иметь определенный набор управляющих и измерительных устройств.
□ Приобретение знаний 27,80% 39,20%
□ Овладение профессиоей 29,10% 48,80%
□ Получение диплома о высшем образовании 43,10% 12%
График. Изменения в уровне профессиональной компетентности студентов
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Подымов, В.Н. Оценивание знаний [Текст] / В.Н. Подымов // Вестник КГЭУ. - 2009. - № 3. - С. 89-98. Бурлакова, И.И. Эволюция в образовании [Текст] / И.И. Бурлакова // Инновации в образовании. - 2013. - № 3. - С. 23-27.
REFERENCES
Podymov V.N. Ocenivanie znanij [Assessment of knowledge], Vestnik KGJeU, 2009, № 3, pp. 89-98.
Burlakova I.I. Jevoljucija v obrazovanii [Evolution in education], Innovacii v obrazovanii, 2013, No 3, pp. 23-27. ■
Закиева Рафина Рафкатовна, аспирантка кафедры светотехники и медико-биологической
электроники Казанского государственного энергетического университета, [email protected] Zakiyeva R.R., Post-Graduate Student, Lighting Engineering and Medical and Biological Electronics Department, Kazan State Power University, [email protected]