Научная статья на тему '"Теппинг-тест" как метод исследования воздействия светоцветовой среды на качество профессиональной подготовки студентов технических вузов'

"Теппинг-тест" как метод исследования воздействия светоцветовой среды на качество профессиональной подготовки студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7057
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ТЕССТИРОВАНИЕ / ТЕСТ / СВЕТОЦВЕТОВАЯ СРЕДА / ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / РАНЖИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шириев Равиль Рафисович, Закиева Рафина Рафкатовна

Cистема гарантии качества высшего профессионального образования является своевременной, актуальной и острой проблемой для любого технического вуза. Конкуретоспособность вуза на рынке образовательных услуг, приоритеты государственной политики в сфере образования, становление массовой высшей школы, процесс формирования европейского образовательного пространства все это способствует необходимости продвижения, развития и внедрения новых методов и средств в профессиональной подготовке студентов. Метод «Теппинг-тест» предназначен для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям обучающихся. Целью исследования явилось усовершенствование и адаптация метода «Теппинг-тест», обоснование применения в профессиональной подготовке студентов технических вузов. Объектом для исследования явилась методология тестирования в профессиональной подготовке студентов технических вузов. Предметом исследования возможность применения метода «Теппинг-тест» в качестве средства диагностики влияния аудиторного освещения на качество внутривузовского обучения. Задачей исследования явилась оценка влияния светодиодного освещения на зрительную работоспособность в сравнении с люминесцентным и естественным. Гипотезы: 1) метод «Теппинг-тест» применим для оценки степени воздействия светоцветовой среды на качество профессиональной подготовки студентов технических вузов; 2) спектральные особенности излучения источников света оказывают влияние на психомоторную деятельность студентов технических вузов. В данной статье приведены результаты исследований влияния светодиодных светильников при разных цветовых температурах светового потока на работоспособность и эмоциональное состояние человека, от которых зависит эффективность учебного процесса. В результате проведенной работы в ФГБОУ ВО «КГЭУ» сравнительный анализ данных с применением статистических методов не позволил выявить достоверный сдвиг в результатах тестирования, что доказало несостоятельность классической техники проведения тестирования, однако было доказано, что более качественное освещение способствует росту успеваемости студентов. С целью снижения вероятности возникновения ошибок при тестировании, нами создан прототип мобильного приложения, максимально приближенное к описанному экспресс-тесту, но лишенное многих недостатков устаревшей методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TAPPING TEST” AS A METHOD OF INVESTIGATION OF the LIGHT-COLOR ENVIRONMENT INFLUENCE ON THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING of TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The system of guaranteeing the quality of higher professional education is a timely, urgent and acute problem for any technical university. The competitiveness of the university in the educational services market, the priorities of the state policy in the sphere of education, the formation of a mass higher school, the process of the formation of the European educational space, all this contributes to the need to promote, to develop and to introduce new methods and means in the professional training of students. The method of the “Tapping test” is designed to determine the properties of the nervous system according to the psychomotor parameters of students. The purpose of the study was the improvement and adaptation of the “Tapping test” method, the justification of the use in technical training of students of technical universities. The object of the study was the methodology of testing in the professional training of students of technical universities. The subject of the study is the possibility of applying the “Tapping test” method as a means of diagnosing the influence of auditor lighting on the quality of in-university training. The objective of the study was to evaluate the influence of LED lighting on visual performance in comparison with luminescent and natural. Hypotheses: 1) the “Tapping-test” method is applicable for assessing the degree of influence of the light-colored environment on the quality of vocational training of students of technical universities; 2) spectral features of the radiation of light sources affect the psychomotor activity of students of technical universities. This article presents the results of research on the effect of LED luminaires at different color temperatures of the luminous flux on the efficiency and emotional state of a person on which the effectiveness of the learning process depends. As a result of the work done at the Kazan State Power Engineering University, the comparative analysis of data using statistical methods did not reveal a reliable shift in the test results, which proved the inconsistency of the classical testing technique, but it was proved that better lighting contributes to the growth of students' performance. In order to reduce the probability of errors during testing, we created a prototype of a mobile application that is as close as possible to the described express test, but lacks many disadvantages of the outdated methodology.

Текст научной работы на тему «"Теппинг-тест" как метод исследования воздействия светоцветовой среды на качество профессиональной подготовки студентов технических вузов»

УДК 378.016:006

DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-84-91

«ТЕППИНГ-ТЕСТ» КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Р. Р. Шириев, Р. Р. Закиева

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

^стема гарантии качества высшего профессионального образования является своевременной, актуальной и острой проблемой для любого технического вуза. Конкуретоспособность вуза на рынке образовательных услуг, приоритеты государственной политики в сфере образования, становление массовой высшей школы, процесс формирования европейского образовательного пространства - все это способствует необходимости продвижения, развития и внедрения новых методов и средств в профессиональной подготовке студентов. Метод «Теппинг-тест» предназначен для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям обучающихся. Целью исследования явилось усовершенствование и адаптация метода «Теппинг-тест», обоснование применения в профессиональной подготовке студентов технических вузов. Объектом для исследования явилась методология тестирования в профессиональной подготовке студентов технических вузов. Предметом исследования - возможность применения метода «Теппинг-тест» в качестве средства диагностики влияния аудиторного освещения на качество внутривузовского обучения. Задачей исследования явилась оценка влияния светодиодного освещения на зрительную работоспособность в сравнении с люминесцентным и естественным. Гипотезы: 1) метод «Теппинг-тест» применим для оценки степени воздействия светоцветовой среды на качество профессиональной подготовки студентов технических вузов; 2) спектральные особенности излучения источников света оказывают влияние на психомоторную деятельность студентов технических вузов. В данной статье приведены результаты исследований влияния светодиодных светильников при разных цветовых температурах светового потока на работоспособность и эмоциональное состояние человека, от которых зависит эффективность учебного процесса. В результате проведенной работы в ФГБОУ ВО «КГЭУ» сравнительный анализ данных с применением статистических методов не позволил выявить достоверный сдвиг в результатах тестирования, что доказало несостоятельность классической техники проведения тестирования, однако было доказано, что более качественное освещение способствует росту успеваемости студентов. С целью снижения вероятности возникновения ошибок при тестировании, нами создан прототип мобильного приложения, максимально приближенное к описанному экспресс-тесту, но лишенное многих недостатков устаревшей методики.

Ключевые слова: метод, тесстирование, тест, светоцветовая среда, диагностика качества, оценка качества, ранжирование, профессиональная подготовка.

"TAPPING TEST" AS A METHOD OF INVESTIGATION OF THE LIGHT-COLOR ENVIRONMENT INFLUENCE ON THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

R. R. Shiriev, R. R. Zakieva

Kazan State Energy University, Kazan

The system of guaranteeing the quality of higher professional education is a timely, urgent and acute problem for any technical university. The competitiveness of the university in the educational services market, the priorities of the state policy in the sphere of education, the formation of a mass higher school, the process of the formation of the European educational space, all this contributes to the need to promote, to develop and to introduce new methods and means in the professional training of students. The method of the "Tapping test" is designed to determine the properties of the nervous system according to the psychomotor parameters of students. The purpose of the study was the improvement and adaptation of the "Tapping test" method, the justification of the use in technical training of students of technical universities. The object of the study was the methodology of testing in the professional training of students of technical universities. The subject of the study is the possibility of applying the "Tapping test" method as a means of diagnosing the influence of auditor lighting on the quality of in-university training. The objective of the study was to evaluate the influence of LED lighting on visual performance in comparison with luminescent and natural. Hypotheses: 1) the "Tapping-test" method is applicable for assessing the degree of influence of the light-colored environment

on the quality of vocational training of students of technical universities; 2) spectral features of the radiation of light sources affect the psychomotor activity of students of technical universities. This article presents the results of research on the effect of LED luminaires at different color temperatures of the luminous flux on the efficiency and emotional state of a person on which the effectiveness of the learning process depends. As a result of the work done at the Kazan State Power Engineering University, the comparative analysis of data using statistical methods did not reveal a reliable shift in the test results, which proved the inconsistency of the classical testing technique, but it was proved that better lighting contributes to the growth of students' performance. In order to reduce the probability of errors during testing, we created a prototype of a mobile application that is as close as possible to the described express test, but lacks many disadvantages of the outdated methodology.

Keywords: method, testing, test, quality diagnostics, quality assessment, ranking, accreditation, vocational training.

Введение

Проблема эффективности обучения в Российской Федерации является насущной и актуальной. Необходимость ее скорейшего решения диктуется социальными и экономическими процессами, происходящими в нашей стране. Безусловно, этой теме должно уделяться очень пристальное внимание. Мы живет в эпоху больших перемен, которые затрагивают все возможные сферы деятельности человека.

Модернизация высшего образования сегодня происходит под влиянием разных факторов, таких как вступление России в Болонский процесс, введение ФГОС нового поколения и профессиональных стандартов, фактор трансформации системы обучения в вузе. Система образования периодично претерпевает изменения, ведется поиск новых методов и способов обучения, что объясняется неизменно растущим объемом информации - потоком знаний, необходимых для адаптации в изменчивом современном мире [1; 2].

Методологические подходы к мониторингу высшего профессионального образования и различных измерительных средств исследованы в трудах В. В. Чекмарева, А. И. Субетто «Концепция мониторинга качества ВПО», где особое внимание уделено анализу существующих показателей качества, актуальных оценочных систем и действующих статистических систем учета данных. Изучение и анализ результатов диагностики знаний и освидетельствование вопросов оценки качества учебной деятельности реализовывается в работах В. С. Аванесова, А. Ю. Александрова, С. Е. Шишова и других.

Последнее время можно характеризовать как развитие идеи глобальной информатизации. Необходимость применения информационных технологий в педагогическом процессе для реше-

ния задач оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса изучалась такими ученами как Ю. К. Бабанский, В. П. Бес-палко, В. С. Ильиным, В. В. Краевским, Е. И. Маш-биц и другими [3; 5].

Цель исследования

Целью данного исследования является усовершенствование и адаптация метода «Теппинг-тест», обоснование применения в профессиональной подготовке студентов технических вузов. Объектом исследования: методология тестирования в профессиональной подготовке студентов технических вузов. Предметом - возможность применения метода «Теппинг-тест» в качестве средства диагностики влияния аудиторного освещения на качество внутривузовского обучения.

Методы исследования

Одним из известных и малозатратных методов оценки состояния центральной нервной системы является экспресс-диагностика по психомоторным показателям «Теппинг-тест». Он предназначен для отслеживания временных изменений темпа движений кистью руки человека при максимальной и сознательной нагрузке [9]. Этот метод привлек наш интерес по двум причинам. Во-первых, современные достижения технического прогресса позволяют несложно зарегистрировать движения кистью. Во-вторых, именно рука у относительно здорового человека является орудием физического и интеллектуального труда [4]. Частоту движений, выполняемых кистью руки человека, можно измерять различными способами, привлекая сложную измерительную технику или без нее, желательно исключив так называемый «человеческий фактор».

Математическую обработку результатов исследования осуществляли с применением статистических методов (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Условные обозначения для проведения «Теппинг-тест» / Conventional signs for the "Tapping test"

м средняя арифметическая / arithmetic mean

а среднее квадратическое отклонение / mean square deviation

m ошибка средней / average error

ДО доверительное отклонение, р < 0,05 / confidence, p < 0,05

Описание исследования

В соответствии с классическим методом испытуемому выдается бланк, представляющий собой лист бумаги, поделенный на 6-8 равных квадратов, и сообщается порядок выполнения задания (рис. 1).

Рис. 1. Бланк для проведения метода «Теппинг-тест» / Fig. 1. Form for the method "Tapping test"

По команде ведущего испытуемый должен начать максимально быстро ставить точки в квадратах бланка, последовательно, каждые пять секунд, переходя от первого до последнего. Переходить с одного квадрата на другой испытуемый должен по команде, например, «Переход!», не прерывая работы и обращая внимание на нумерацию квадратов - «по часовой стрелке». По окончании работы в последнем квадрате подается команда «Стой!» или «Стоп!» Вся работа проводится в максимальном темпе. Испытуемый обязан за отведенное время нужно проставить как можно больше точек. Точки не должны ставиться друг на друга. С целью интерпретации результатов по окончанию теста необходимо подсчитать количество точек в каждом квадрате и на основе полученных данных построить график работоспособности.

Исследование проводилось при участии студентов ФГБОУ ВО «КГЭУ». В качестве испытуемых в учебных аудиториях с разными типами освещения, а именно при естественном освещении (рис. 2), с люминесцентными светильниками типа ЛВО (рис. 3) и светодиодными светильниками (Рисунок 4) с изменяемой цветовой температурой светового потока от «холодного» (Тц = 5800К) до «теплого» (Тц = 2800К). Целью исследования было изучение возможности применения «Тем-пинг-тест» для оценки влияния освещения на психомоторную деятельность человека.

к

ч

3

60

50

40

30

20

10

1

Номер квадрата

Рис. 2. Результат теста с одной из групп испытуемых при естественном освещении / Fig. 2. Test result from one of the groups of subjects under natural light

0

2

3

4

5

6

7

w

<D

F О H

о «

H о

<D

О «

40 35 30 25 20 15 10 5

1 2 3 4 5 6 7

Номер квадрата

Рис. 3. Результат теста с одной из групп испытуемых при люминесцентном освещении / Fig. 3. Test result from one of the groups of subjects under fluorescent lighting

35

30

25

20

15

£ 10

5

1 2 3 4 5 6 7

Номер квадрата

Рис. 4. Результат теста с одной из групп испытуемых при светодиодном освещении с Тц = 5800К / Fig. 4. The result of the test with one of the groups of subjects under LED illumination with Tc = 5800К

45 40 35

к е

5 30

g 25 т

E 15 о

^ 10

1234567

Номер квадрата

Рис. 5. Результат теста с одной из групп испытуемых при светодиодном освещении с Тц = 2800К / Fig. 5. Test result from one of the groups of subjects under LED illumination with Tc = 2800К

0

8

0

8

8

88

ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2018. Т. 12. № 2

В таблице 2 можно наблюдать усредненное значение результатов «Теппинг-тест» при с люминесцентными светильниками типа ЛВО (ЛЛ) и светодиодными светильниками (СД) с изменяемой цветовой температурой светового потока от «холодного» (Тц = 5800К) до «теплого» (Тц = 2800К) [10].

Таблица 2 / Table 2

Усредненные значения результатов «Теппинг-тест» за весь период / Average values of the results of the "Tapping test" for the whole period

t 5 с. 10 с. 15 с. 20 с. 25 с. 30 с. 35 с. 40 с.

М лл 35 30 28 27 26 27 28 29

R а 5,83 4,11 4,21 4,04 4,63 3,62 4,00 4,14

ч m 1,22 0,86 0,88 0,84 0,97 0,76 0,83 0,86

ДО 2,51 1,76 1,81 1,74 1,99 1,56 1,72 1,78

М сд-1 34 25 26 25 25 23 25 24

СД-1 а 9,23 9,90 8,29 8,59 6,89 7,59 7,01 6,39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m 2,31 2,48 2,07 2,15 1,72 1,90 1,75 1,60

ДО 4,75 5,101 4,269 4,426 3,55 3,911 3,611 3,293

М сд-2 29 25 26 25 24 26 25 25

СД-2 а 8,75 5,69 4,40 4,94 4,28 4,63 4,59 4,98

m 1,52 0,99 0,77 0,86 0,75 0,81 0,80 0,87

ДО 3,14 2,04 1,576 1,773 1,536 1,662 1,647 1,787

Сравнительный анализ данных с применением статистических методов не позволил выявить достоверный сдвиг в результатах тестирования.

Изменения в результатах тестирования при разных режимах освещения для каждого испытуемого было индивидуальным. При люминесцентном освещении графики «разношерстные». При светодиодном освещении (Тц = 5800К) просматривается тенденция к снижению интенсивности моторной деятельности в следствия утомления. При светодиодном освещении (Тц = 2800К) наблюдается более плавное снижение количества точек.

У классического метода выявлен ряд недостатков (рис. 6, 7).

Во-первых, все испытуемые многократно попадают по одной и той же точке дважды, что при подсчете ошибочно фиксируется как одно касание. Во-вторых, недобросовестные испытуемые могут подрисовать себе точки намеренно, либо ошибочно ставить точки не в ту ячейку, что было выявлено в процессе эксперимента. В-третьих, точность результатов зависит и от подающего команды. В-четвертых, каждый индивидуум из группы обладает своими особенностями нервной системы, свойственные определенной типологии [4,6,7]. В-пятых, многое зависит от состояния нервной системы на момент проведения эксперимента, которое зависит от многих внешних и внутренних факторов [9].

о

■О.

w

(D О

н

о «

н о

(D

••■ф" Бадикова А.Р.-1

•Бадикова А.Р.-2

О

Номер квадрата

Рис. 6. Результаты тестирования одного из испытуемых при естественном освещении в разные дни / Fig. 6. Results of testing one of the subjects under natural light on different days

VESTNIK OF THE MARI STATE UNIVERSITY. 2018, vol. 12, no. 2

89

w

<D

F О H

о «

H о

<D

ё О

<S>.

Вафина С.А.-1 -Вафина С.А.-2

Номер квадрата

Номер квадрата

Рис. 7. Результаты тестирования испытуемых с другими типами психомоторики при естественном освещении в разные дни / Fig. 7. Test results of another of subjects under natural light on different days

С целью снижения вероятности возникновения подобных ошибок нами будет создано мобильное приложение, максимально приближенное к описанному экспресс тесту. Приложение будет посчитывать количество касаний за время в определенных площадках. Остальные квадраты

в это время будут не активны. По окончанию времени, отведенного на тест, приложение выдаст звуковое сообщение и прекратит подсчет касаний. Затем на экране отобразятся результаты теста в виде таблицы и диаграммы (рис. 8).

Рис. 8. Результаты «Теппинг-тест» портатипа мобильного приложения / Fig. 8. Results of the "Tapping test" of the mobile application

Основные результаты и выводы

Теперь, когда глобализация достигла сферы образования, высшие учебные заведения начали пересматривать внутреннюю политику контроля образовательной деятельности и предлагать новые методы оценки качества подготовки студентов. Главной целью пересмотра системы оценки качества подготовки обучающихся является, в первую очередь, улучшение качества образования и уровня обучения специалистов, поскольку оценка качества обучения студентов служит механизмом обратной связи, позволяющим преподавателю объективно увидеть результаты деятельности и устранить имеющиеся недостатки.

В результате проведенной работы в ФГБОУ ВО «КГЭУ» сравнительный анализ данных с применением статистических методов не позволил выявить степень влияния спектральных особенностей излучения источников света, оказывающегося на психомоторную деятельность студентов технических вузов, однако было доказано, что более качественное освещение способствует росту успеваемости студентов, что доказало несостоятельность классической техники проведения тестирования. Классическая методика применения метода «Теппинг-тест» глубоко устарела и требует адаптации к существующим реалиям. Адаптированный посредством коррекции методики и авто-матицации с помощью мобильного приложения метод «Теппинг-тест» применим для оценки степени воздействия светоцветовой среды на качество профессиональной подготовки студентов технических вузов.

С целью снижения вероятности возникновения ошибок при тестировании, нами создан прототип мобильного приложения, максимально приближенный к описанному экспресс-тесту, но лишенный многих недостатков устаревшей методики.

Литература

1. Бубнов Г. Г., Никульчев Е. В., Плужник Е. В. Опыт внедрения инновационных информационных технологий в образовательную деятельность // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 159-161. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_22900040_73489663.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

2. Голянич В. М. Управление персоналом как направление научно-образовательной и эмпирико-прикладной деятельности: методологические основания и перспективы развития // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2012. Т. 3. Выпуск 3 (7). С. 94-115. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_29223035_93869302.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

3. Закиева Р. Р. Оценка качества подготовки студентов технических вузов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 273-278. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25579103_23180520.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

4. Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А., Шабалина О. Л., Крылов Д. А. Формирование профессиональной конкурентоспособности студентов вуза: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2016. 171 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 27669346.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

5. Михайлова Ю. П., Михайлова Ю. Л. К вопросу о формировании профессиональных компетенций обучающихся // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики сборник докладов Международной научно-практической конференции: в 6 т. 2017. С. 209-212. URL: https://elibrary.ru/ full_text.asp?id=29154453.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

6. Осипова О. П. Основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов // Открытое и дистанционное образование. 2015. Т. 2. № 58. С. 76-82. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24004882.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

7. Соболев В. Ю., Киселева О. В. Интерактивные методы обучения как основа формирования компетенций // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 70-74. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22575098_88579385.pdf

8. Хадиуллина Р. Р.. Мухаметшин Р. Р. Структура электронных курсов в виртуальной обучающей среде MOODLE для студентов, обучающихся в вузах физической культуры // Международный научно-исследовательский журнал, 2013. № 8-3 (15). С. 123-125. URL: http://research-journal. org/wp-content/uploads/2011/10/8-3-15.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

9. Шириев Р. Р., Садыков М. Ф., Черкасова О. С., Павлова А. В. Светодиодное освещение как способ стимулирования учебно-познавательной деятельности // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2016. № 2 (30). С. 144-152. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 01.03.2018).

10. Шириев Р. Р., Садыков М. Ф. Светодиодное освещение с управлением интенсивностью и спектром светового потока // Вопросы технических наук: новые подходы в решении актуальных проблем сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 139-141. URL: https://elibrary.ru/fuil_text.asp?id=26365227.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

References

1. Bubnov G. G., Nikulchev E. V., Pluzhnik E. V. Opyt vnedreniya innovatsionnykh informatsionnykh tekhnologii v ob-razovatel'nuyu deyatel'nost' [Experience of introduction of innovative information technologies in educational activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2015, № 2, pp. 159-161. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_22900040_73489663 .pdf (accessed 01.03.2018). (In Russ. )

2. Golyanich V. M. Upravlenie personalom kak napravlenie na-uchno-obrazovatel'noi i empiriko-prikladnoi deyatel'nosti: metodo-logicheskie osnovaniya i perspektivy razvitiya [Personnel management as a direction of scientific-educational and empirical-applied activity: methodological bases and development prospects]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituía upravleniya RANKhiGS = Scientific works of the North-West Institute of

Management of the Russian Academy of Science, 2012,vol. 3 (7), pp. 94-115. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_29223035_93869302.pdf (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

3. Zakieva R. R. Otsenka kachestva podgotovki studentov tekhnicheskikh vuzov [Evaluation of the quality of preparation of students of technical universities]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of the Volgograd Business Institute, 2016, no. 1 (34), pp. 273-278. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_25579103_23180520.pdf (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

4. Lavrentyev S. Y, Komelina V A., Shabalina O. L., Krylov D. A. Formirovanie professional'noi konkurentosposobnosti studentov vuza [Formation of professional competitiveness of university students] Mar. state. un-t. Yoshkar-Ola, 2016. 171 p. Available at: https://elibrary. ru/item.aspid = 27669346.pdf (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

5. Mikhailova Y. P., Mikhailova Y. L. K voprosu o formiro-vanii professional'nykh kompetentsii obuchayushchikhsya [To the question of the formation of professional competencies of students]. Nauka. Kul'tura. Iskusstvo: aktual'nye problemy teorii i praktiki sbornik dokladov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii: v 6 t. = In the collection: Science. Culture. Art: actual problems of theory and practice. A collection of reports of the International Scientific and Practical Conference: in 6 v., 2017, pp. 209-212. Available at: https://elibrary.ru/full_text.aspid= 29154453.pdf (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

6. Osipova O. P. Osnovnye etapy pedagogicheskogo proek-tirovaniya i ekspertizy elektronnykh obrazovatel'nykh resursov [The main stages of pedagogical design and expertise of electronic educational resources]. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie = Open and distance education, 2015, vol. 2. (58), pp. 76-82. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=24004882.pdf (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

7. Sobolev V Y, Kiseleva O. V Interaktivnye metody obuche-niya kak osnova formirovaniya kompetentsii [Interactive methods

of teaching as the basis for the formation of competencies]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher education today, 2014, no. 9, pp. 70-74. Available at: https://library.ru/download/ elibrary_22575098_88579385.pdf (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

8. Hadiullina R. R. Struktura elektronnykh kursov v virtu-al'noi obuchayushchei srede MOODLE dlya studentov, obucha-yushchikhsya v vuzakh fizicheskoi kul'tury [Structure of e-courses in the virtual learning environment MOODLE for students studying in high schools of physical culture]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International scientific and research journal, 2013, no. 8-3 (15), pp. 123-125. Available at: http:// research-journal.org/wp-content/uploads/2011/10/8-3-15.pdf (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

9. Shiriev R. R., Sadykov M. F., Cherkasova O. S., Pavlova A. V. Svetodiodnoe osveshchenie kak sposob stimulirovaniya uchebno-poznavatel'noi deyatel'nosti [LED lighting as a way to stimulate learning and cognitive activity]. Vestnik Kazanskogo gosudarstven-nogo energeticheskogo universiteta = Bulletin of Kazan State Power Engineering University, 2016, no. 2 (30), pp. 144-152. Available at: https://elibrary.ru/query_results.asp (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

10. Shiriev R. R, Sadykov M. F. Svetodiodnoe osveshchenie s upravleniem intensivnost'yu i spektrom svetovogo potoka [Led lighting with control of intensity and spectrum of light flux]. Voprosy tekhnicheskikh nauk: novye podkhody v reshenii ak-tual'nykh problem sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdu-narodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Issues of technical sciences: new approaches to solving urgent problems. Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference, 2016. pp. 139-141. Available at: https:// elibraiy.ru/full_text.asp?id=26365227.pdf (accessed 01.03.2018). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 14.01.2018 г.

Submitted 14.01.2018.

Для цитирования: Шириев Р. Р., Закиева Р. Р. «Теппинг-тест» как метод исследования воздействия светоцветовой среды на качество профессиональной подготовки студентов технических вузов // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 84-91. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-84-91

Citation for an article: Shiriev R. R., Zakieva R. R. "Tapping test" as a method of investigation of the light-color environment influence on the quality of professional training of technical university students. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 84-91. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-84-91

Шириев Равиль Рафисович, кандидат технических наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Shrr@list.ru

Закиева Рафина Рафкатовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань,

Rafina@bk ги

Ravil R. Shiriev, Ph. D. (Engineering), associate professor, Kazan State Energy University (Kazan), Shrr@list.ru

Rafina R. Zakieva, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, Kazan State Energy University, Kazan, Rafina@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.