Целостность процесса профессионального образования
Веслогузова Мария Владимировна,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой сервиса и туризма, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» E-mail: [email protected]
Хадиуллина Резеда Ринатовна,
к.п.н., директор Международного института гостиничного менеджмента и туризма, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
E-mail: [email protected] Закиева Рафина Рафкатовна,
к.п.н., доцент, доцент кафедры «Промышленная электроника и светотехника», ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» E-mail: [email protected]
Шириева Елена Николаевна,
Учитель высшей категории МАОУ «Гимназия № 139 - Центр
образования»
E-mail: [email protected]
Высокие темпы развития современного общества и интенсивное расширение информационного пространства требуют целенаправленной корректировки политики в области высшего образования. Только качественное образование способно подготовить профессионально компетентного специалиста, мобильного, ответственного, творческого, готового к саморазвитию и самосовершенствованию в своей профессиональной деятельности. Статья посвящена вопросу рассмотрения основных условий целостности профессионально образования. В статье классифицированы ограничения внутреннего и внешнего характера, выявлены основные тренды в системе высшего образования, представлены мероприятия по развитию академической мобильности научно-педагогических работников и сотрудников вузов. Особое место отводится инновациям, как ключевому драйверу развития образования. Основываясь на теоретических положениях и результатах собственной педагогической практики, авторы выделяют существенные направлениям развития цифровой трансформации высших учебных заведений как целостность процесса профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, подходы в профессиональном образовании, целостность, образовательная среда, структурирование цифрового контента, качество профессионального образования, подготовка специали-
В 2010-2020 гг. произошла трансформация высших учебных заведений из концепции «Университет 1.0», где осуществлялась качественная подготовка специалистов для профессиональной деятельности в энергетике, в «Университет 2.0», в котором важное место заняла научно-исследовательская работа. На сегодняшний день реализовывается стратегия перехода в «Университет 3.0» [1], как концепция «предпринимательского университета» популярная во всем мире и во многом формирующая тренды в развитии национальной высшей школы [2].
Целевая модель развития университетов ориентированы на:
1. Научно-технологические прорывы в перспективных направлениях развития энергетики и смежных отраслей, которые будут обеспечиваться через реализацию Стратегических проектов университетов.
2. Увеличение контингента обучающихся очной формы обучения с одновременным увеличением доли магистров и аспирантов в общем контингенте очников с опережающей подготовкой кадров по новым направлениям развития.
3. Создание новой устойчивой экосистемы партнерства с ведущими университетами, научными центрами и промышленными корпорациями в рамках существующих и планируемых к созданию Консорциумов по направлениям Стратегических проектов.
Целевая модель развития университетов состоит в формировании новых научных знаний, новых образовательных программ и компетенций, наращиванию кадрового потенциала по таким новым приоритетным направлениям развития научной, образовательной и инновационной деятельности [3], как: декарбонизация; децентрализация; ликвидация накопленного ущерба и цифровая трансформация: развитие цифровых услуг и сервисов в образовании, науке, организационно-управленческой деятельности университетов, формирование цифровых компетенций у сотрудников и обучающихся [4].
Основные ограничения внутреннего характера связаны:
1. С отсутствием должного опыта по доведению научных исследований до конкурентоспособных высокотехнологичных рыночных продуктов с последующей их коммерциализацией.
2. С необходимостью качественного повышения цифровых квалификаций и компетенций у преподавателей и сотрудников вузов. Необходимость создания нового контента и внедрения эффективных технологий, формирующих цифровые компетенции у обучающихся.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
3. С недостаточным уровнем постановки в университетах работы по подготовке исследователей, разработчиков и проектировщиков.
Основные ограничения внешнего характера связаны:
1. С пандемией, которая может внести существенные ограничения в вопросах реализации академической мобильности, в сроки выполнения научных исследований, ослабление партнерств внутри консорциумов, снижению количества иностранных студентов и международного сотрудничества.
2. С возможным экономическим кризисом и инфляцией, которые могут привести к падение реальных доходов вузов из всех источников.
3. Конкуренция за талантливых абитуриентов при росте бюджетных мест в вузах.
Основными вызовами, которые могут существенно повлиять на реализацию программ развития, являются:
1. Высокая межвузовская конкуренция как на региональном, так и национальном рынках.
2. Быстрое изменение структуры экономики, требующее новые компетенции и кадры.
3. Сдерживающими факторами реализации могут быть изменения политики компаний партнеров по отношению к университетам и указанные выше ограничения внешнего характера.
4. Рост спроса на онлайн-платформы и их конкурентоспособность. Экспансия зарубежных образовательных франшиз. В Россию придут «университеты для миллиарда», такие зарубежные провайдеры образовательного контента, как Coursera, EdX и др., предоставляющие русскоязычные курсы и связанные с ними возможности для профессионального развития.
Основные тренды в системе высшего образования связаны с вариативностью и гибкостью образовательных программ, индивидуализацией образования - выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий, развитием онлайн обучения, интеграцией в мировое научно-образовательное пространство, развитием трансграничного образования и расширением экспорта образовательных услуг, академической мобильностью, усилением роли науки и инноваций в образовании, сетевыми форматами обучения [5].
Для целостности процесса профессионального образования необходимо создание благоприятной среды для ведения работы во всех сферах деятельности университетов, разработка и формирование новой деловой экосистемы, разработка комплекса мер по совершенствованию процедур согласования документации (устранение и снижение административных и иных барьеров), системная организация обмена лучшими практиками между подразделениями университетов [6]. Основными инструментами могут стать: ежегодно 5 разрабатываемые дорожные карты по ключевым о направлениям, мониторинг исполнения меропри-S ятий дорожных карт, анализ выполнения ежегод-° ных мероприятий и актуализация задач на следу-SB ющий год.
В сфере образования, с учетом политики цифровой трансформации необходимо размещение на сайте вузов, кроме методических материалов, ссылок на доступные открытые онлайн курсы по читаемым дисциплинам таких платформ как openedu.ru, stepik.org и др., что позволит активизировать процесс построения индивидуальных образовательных траекторий и получения дополнительных квалификаций.
Размещение в открытом доступе тем выпускных квалификационных и научно-исследовательских работ студентов, позволит обеспечить анализ таких открытых данных потенциальными работодателями и облегчит процесс трудоустройства выпускников.
Немаловажным в молодежной политике является своевременное информирование и привлечение через интернет участников различных социальных и общественно значимых проектов. Поэтому открытые данные как о проведенных, так и о планируемых проектах так же должны быть на сайте университетов, что привлечет внимание не только студентов, но других жителей страны, способствуя формированию положительного имиджа современного вуза.
Мероприятия по развитию академической мобильности научно-педагогических работников и сотрудников вузов:
- Стажировки в ведущих российских и зарубежных компаниях по профилю деятельности работника.
- Стажировки в ведущих российских и зарубежных научных центрах, вузах, федеральных и научно-исследовательских университетах, в рейтинговых зарубежных вузах по профилю.
- Программа финансовой поддержки международной мобильности научно-педагогических работников и сотрудников в рамках научных грантов, госзадания, бюджета университетов. Политика цифровой трансформации вузов
должна реализовыватся в соответствии с мероприятиями программ «Цифровая экономика Российской Федерации» (направление «Кадры и образование»), «Стратегией цифровой трансформации отрасли наука и высшее образование» (Ми-нобрнауки РФ), Программой цифрового развития КГЭУ (проект «Цифровой университет»). Разрозненность цифровой инфраструктуры, недостаточное количество цифровых сервисов, необходимость цифровой «зрелости» кадров обуславливают следующие ключевые цели политики цифровой трансформации:
- создание единой цифровой инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию с внешними информационными системами;
- оптимизацию всех управленческих процессов на основе единой цифровой платформы, переход на управление, основанном на данных;
- 100% внедрение цифрового обучения;
- обеспечение цифровой «зрелости» всего кадрового состава университетов.
Таким образом, цифровая трансформация означает переход к «Цифровому университету» и осуществляется по следующим направлениям:
1. Совершенствование цифровой системы управления (автоматизация управления всеми бизнес-процессами; ресурсами; информационными потоками; проектами; интеграция с отраслевыми, региональными, федеральными, государственными и другими информационными системами.
2. Развитие цифровой образовательной среды (перевод процесса и содержания обучения в цифровой формат, построение в цифровом виде индивидуальных образовательных траекторий, предоставление полного набора IT-сервисов и функционала в личном кабинете; библиотека 4.0; расширение количества используемых онлайн курсов, виртуальные лаборатории);
3. Развитие цифровой среды научной деятельности (внедрение цифровой платформы управления научно-исследовательскими проектами, расширение использования специализированного программного обеспечения для научной деятельности; целевые научные проекты с использованием цифровых интеллектуальных решений (для региона, предприятий-партнеров);
4. Развитие технического и базового программного обеспечения, системы информационной безопасности, информационной инфраструктуры;
5. Совершенствование цифровых компетенций обучающихся и кадрового состава.
Подытоживая, можно сделать вывод, что целостность процесса профессионального образования как совокупность указанных эффектов позволит обеспечить конкурентоспособность вузов и вывести деятельность по всем направлениям на новый качественный уровень.
Литература
1. Гусинец, Е.В. Особенности потребительских предпочтений, занимающихся в фитнес-клубах г. Гомеля / Е.В. Гусинец //Эпоха науки. 2020. № . 21. С. 96-108.
2. Веслогузова М.В., Петрик Л.С., Никоно-ва Т.В. Экономические аспекты применения дистанционных технологий при подготовке специалистов по направлению обучения 43.00.00 «Сервис и туризм». Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 11 (193). С. 37-45.
3. Закиева Р.Р., Сулейманов Р.А. Интеграционные процессы в профессиональном образовании. В сборнике: Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, качество. Материалы VIII Всероссийской
научно-методической конференции. В 3-х томах. 2018. С. 91-94.
4. Закиева Р.Р. Определение качества обучения инженерных кадров. Инновации в образовании. 2018. № 5. С. 43-47.
5. Зацепин А.В., Севдалев С.В., Гусинец Е.В. Исследование динамики физической подготовленности школьников Гомельского региона // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2014. № 5 (86). С.22-25.
6. Хадиуллина Р.Р. Галяутдинов М.И. Виртуальная образовательная среда вуза физической культуры. Физическая культура: воспитание, образование,тренировка. 2014.№ 3. С. 68-70.
INTEGRITY OF THE PROFESSIONAL EDUCATION PROCESS
Vesloguzova M.V., Khadiullina R.R., Zakieva R.R., Shirieva E.N.
Volga Region State University; Kazan State Power Engineering University; MAOU "Gymnasium No. 139-Center of Education"
The high rates of development of modern society and the intensive expansion of the information space require a purposeful adjustment of the policy in the field of higher education. Only high-quality education is able to prepare a professionally competent specialist, mobile, responsible, creative, ready for self-development and self-improvement in their professional activities. The article is devoted to the issue of considering the main conditions for the integrity of vocational education. The article classifies internal and external restrictions, identifies the main trends in the higher education system, presents measures to develop academic mobility of research and teaching staff and university staff. A special place is given to innovations as a key driver of the development of education. Based on the theoretical provisions and the results of their own pedagogical practice, the authors identify significant areas of digital development.
Keywords: professional education, approaches in professional education, integrity, educational environment, structuring of digital content, quality of professional education, training of specialists.
References
1. Gusinets, E.V. Features of consumer preferences, practicing in fitness clubs of Gomel / E.V. Gusinets // Epoch of science. 2020. No. 21. P. 96-108.
2. Vesloguzova M.V., Petrik L.S., Nikonova T.V. Economic aspects of the use of distance technologies in training specialists in the field of study 43.00.00 "Service and tourism". Bulletin of the Samara State University of Economics. 2020. No. 11 (193). S. 37-45.
3. Zakieva R.R., Suleimanov R.A. Integration processes in vocational education. In the collection: Topical issues of engineering education: content, technology, quality. Materials of the VIII All-Russian Scientific and Methodological Conference. In 3 volumes. 2018.S. 91-94.
4. Zakieva R.R. Determination of the quality of training for engineering personnel. Innovation in education. 2018.No. 5.P. 4347.
5. Zatsepin A.V., Sevdalev S.V., Gusinets E.V. Investigation of the dynamics of physical fitness of schoolchildren of the Gomel region. Izvestiya Gomel State University. F. Skaryna. 2014. No. 5 (86). S. 22-25.
6. Khadiullina R.R. Galyautdinov M.I. Virtual educational environment of the higher educational establishment of physical culture. Physical culture: upbringing, education, training. 2014. No. 3. S. 68-70.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со