УДК 37 ББК 74.48
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
FORMING A PROFESSIONAL WORLD VIEW
Закиева Рафина Рафкатовна
Доцент кафедры промышленной электроники и светотехники Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный энергетический университет», кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Zakieva Rafina R.
Assistant Professor at the Industrial electronics and light engineering Department, Kazan state power engineering University, PhD in Education E-mail: [email protected]
Аннотация. Модернизация профессионального образования происходит под определяющим воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда. Рыночные преобразования изменили не только спрос на рабочую силу, но и востребовали новые качества человеческого капитала. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (17 ноября 2008 г. № 1662-р) отмечено, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно использовать инновационный потенциал развития. Сейчас перед Россией все более жестко и требовательно встает выбор новой системы образования и фундаментальной науки, начиная со средней и кончая высшей школой, аспирантурой и докторантурой. Динамизм современных социальных преобразований затронул все основные сферы жизни общества. В
Abstract. Modernization of professional education happens under the defining impact of institutional and structural changes of the labor market. Market transformations have changed not only the labor demand, but they have also claimed new qualities of the human capital. In the Concept of a long-term social and economic development of the Russian Federation up to 2020 (No. 1662-r, November 17, 2008) it is noted that in the rapidly changing world those states which will be able effectively to use the innovative potential of development will have strategic advantages. Today Russia faces with the more rigid and exactingly choice of a new education system and fundamental science starting with the secondary school and finishing with the higher education, postgraduate and post-doctoral studies. The dynamism of modern social transformations has affected all main spheres of the life of society. The education
период смены и утверждения новых ценностей образование превращается в важный фактор формирования мировоззрения личности. В статье рассматриваются методолого-аксиологические основания решения задачи педагогического обеспечения формирования профессионального мировоззрения в процессе образования, а также влияние высшего профессионального образования на становление мировоззренческих принципов личности учащихся. Ведущей стратегией модернизации профессионального образования стала ориентация потенциала и ресурсов профессиональной высшей школы на формирование будущего специалиста как личности, способной к самоопределению, самообразованию, самоактуализации, обладающей общекультурными и профессиональными компетенциями. Автор анализирует внутреннюю логику эволюции ценностного мира; понимание характера существования и развития ценностей обусловливает содержательное и технологическое наполнение аксиологически ориентированного непрерывного образования профессионала. Это обязывает систему профессионального образования решать качественно новые задачи и опосредует новый взгляд на процесс формирования профессионального мировоззрения.
turns into an important factor of forming the personality's worldview during the period of change and the establishment of new values. The article covers the methodologic-axiological bases of solving the problem of pedagogical provision of forming the professional mindset in process of training as well as the influence of higher education on formation of the world outlook principles of the students' identity. Orienting potential and resources of the higher vocational school to forming a future expert as a personality capable of self-determination, self-education, and self-actualization, who possesses common cultural and professional competences, has become the leading strategy of modernization of the professional education. The author analyzes the internal logic of evolution of the valuable world; understanding of nature of existence and development of values causes substantial and technological filling of the axiologically-oriented continuous education of a professional. It obliges the system of professional education to solve qualitatively new problems and mediates a new view on process of forming a professional outlook.
Ключевые слова: качество образования, профессиональное мировоззрение, высшая школа, обучение, образование.
Keywords: quality of education, professional worldview, higher education, training, education.
Наступил XXI в. с новой организацией интеллектуального общества, однако, на наш взгляд, роль решающего фактора - постоянного непосредственного общения преподавателя с обучающимися - не только не уменьшилась, но и возросла [1] - в частности, в поиске своего места в обществе и конкретно - в выборе будущей профессии. При этом главным принципом обучения стало не освоение новых знаний, а заучивание уже известных положений и фактов. По нашему мнению, перестали учить самостоятельному освоению материала, развивать способности анализировать новые факты и делать выводы.
Цель исследования - разработать и обосновать концепцию формирования и развития профессионального мировоззрения в процессе образования, а также влияния высшего профессионального образования на становление мировоззренческих принципов личности учащихся.
Для высшей школы стал характерен переход к дистанционному обучению, при котором резко снижается роль преподавателя в процессе интерактивного общения со студентами [2; 3]. В условиях возрастающей формализованной требовательности к ведению массы документов, одновременно - в компьютерном и бумажном вариантах, время на непосредственное общение студентов с преподавателями уменьшается, что, конечно, связывается с возможностями выполнения научных исследований [4].
«Искусственный интеллект» позволит отказаться от индивидуализации обучения [5]. Развивающийся рынок «онлайн» и модулей даст любому студенту доступ к интерактивам с лучшими профессорами мира. Тогда не будет чисто российского рынка образования, и примерно к 2030 г. он будет «онлайновым», частным, глобальным. Со слов Ярослава Ивановича Кузьминова, «Россия представлена в 5% научных и технологических фронти-ров, все остальное мы заимствуем. У более успешно развивающихся стран эта цифра составляет 10-15%. У США - от 38 до 45%» [6].
Следует отметить существенное различие между академической и вузовской наукой в советские годы. Конечно, академические институты, получившие мощную поддержку в своих исследованиях от государства и обладавшие большим материальным и научным потенциалом сотрудников, были способны выполнить более серьезные научные разработки [7-9]. Однако вузы уже в 1960-1970-е гг. стали укрупнять и даже создавать новые самостоятельные научные подразделения в виде проблемных научно-исследовательских лабораторий, усилия сотрудников в которых также сосредотачивались на решении серьезных научно-исследовательских задач [10-12].
На наш взгляд, каждый преподаватель - это главный воспитатель студентов. Постоянное общение студентов с преподавателем должно воспитывать у них такие качества, как желание осваивать новые знания, коллективизм в выполнении общих работ, желание помогать друг другу, чувство ответственности за выполнение поставленных задач. Все это так необходимо для вхождения в будущую производственную и, возможно, общественную деятельность. И наконец, уважение к своим преподавателям, своему университету.
По-настоящему «вырастить» инженера, умеющего трудиться в реальных условиях производства новой техники, выработки электроэнергии, добычи полезных ископаемых можно только при его постоянном общении с реальными, а не виртуальными образцами все более усложняющейся техники и технологий [13]. Конечно, еще раз хотим подчеркнуть, что виртуальные программы в обучении не исключаются, но они могут быть полезными как вспомогательные, при конкретном профессиональном обучении. Например, едва ли можно было создать с помощью только виртуальных технологий, без реальных экспериментов и структурных испытаний такой высокотехнологический продукт, как новый боевой лазер.
Итак, что нужно сделать для повышения заинтересованности студентов в получении новых знаний и оценки правильности выбранного пути?
Во-первых, повысить роль преподавателя. По нашему мнению, для уже образованных специалистов весьма полезно получение новых знаний дистанционно. Это особенно важно, с учетом быстрого развития новых отраслей науки и соответствующих им новых областей промышленного производства. Примером может служить стремительное развитие радиотехники и электроники, что способствовало еще более бурному развитию вычислительной техники, а затем - информационных систем [14]. Такой способ получения новых знаний вполне приемлем для совершенствования специалистов без отрыва от основной деятельности. Студентам же, приступившим к изучению какой-либо новой для них дисциплины и не обладающим достаточными навыками самостоятельного изучения материала, требуется постоянное активное общение с преподавателем. Только постоянный контакт «преподаватель - обучаемый» обеспечивает немедленный ответ на любой вопрос, пояснение непонятного [15]. Именно дополнением к лекционному способу является домашнее дополнительное изучение материала, лабораторные работы на реальных электронных приборах. Использование виртуальных приборов может быть только дополнительным методом обучения при сложном составе устройств.
Обсуждение методик обучения весьма актуально в наши дни, поскольку еще в школьной программе заложено не обучение школьников умению осваивать новый материал, то есть умение учиться, а запоминание набора фактов и законов. Вследствие этого и студенты в лучшем случае благодаря хорошей памяти могут заучивать какие-либо законы или формулы. Плохую услугу в этом случае оказывает Интернет, например Википедия, где в принципе можно получить любую информацию по конкретному вопросу. Однако отсутствие связи с другими разделами научной дисциплины в ряде случаев не позволяет достаточно глубоко изучить конкретный материал, что затрудняет создание целостного представления о конкретной проблеме [16; 17].
Во-вторых, учить студентов самостоятельному постижению нового материала, чего совершенно нет в современной высшей школе. Без такого навыка дистанционное обучение студентов практически бесполезно! По крайней мере, на первых курсах.
В-третьих, уже на первом курсе, а также в течение первой практики знакомить студентов с возможными будущим местом трудовой деятельности. Одновременно на первых двух курсах во время производственной практики или даже в течение первых семестров обучить студентов какой-либо рабочей профессии. На уровне хотя бы второго разряда.
В-четвертых, значительно повысить уровень изучения, особенно на первом курсе, фундаментальных дисциплин (математики, физики, химии).
И наконец, пожалуй, самое главное. Необходимо резко сократить прием на полный курс магистерского обучения, принимая на него только бакалавров, уже имеющих двух-или трехлетний производственный стаж по данной специальности.
Возможно, данные предложения покажутся нереальными в современных условиях экономической жизни России. Но мы, возможно, приближаемся к новому периоду «перестройки».
Делая вывод, можно с уверенностью утверждать, что именно в процессе выполнения серьезных научных исследований возможно становление будущих крупных специалистов, способных в дальнейшем самостоятельно руководить новыми научными разработками. Более того, они способны увлекательно выступать перед студентами, разрабатывать учебные курсы, соответствующие современному уровню научных знаний и состоянию техники.
Список литературы
1. Рыжиков С. Н. Стратегическое управление профессиональной образовательной организацией. Методы и модели. Т. 2: учеб. пособие. М.: Русайнс, 2017. 288 с.
2. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Стратегические тенденции развития системы высшего образования в Российской Федерации // Гуманитарные исследования Центральной России. 2017. № 2. С. 7-20.
3. Высшее образование в немецкой и русской традициях: колл. моногр. / М. В. Богуславский, Е. В. Неборский, В. В. Неборская [и др.]; под общ. ред. М. В. Богуславского. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2016. 272 с.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2018. № 2. С. 14-18.
5. Репина А. В., Рощина Г. О., Жаворонкова Л. В. Модернизация технологий и содержания повышения квалификации, переподготовки педагогов в условиях внедрения инклюзивного образования // Образовательная панорама. 2016. № 2 (6). С. 17-23.
6. Ушаков Д. В. Проблема понятия профессионально-статусной самореализации // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. Сер.: Политические, социологические и экономические науки. 2016. № 2. С. 43-46.
7. Закиева Р. Р. Образовательный менеджмент // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 2. С. 1836-1843.
8. Berson D. M., Dunn F. A., Takao M. Phototransduction by retinal ganglion cells that set the circadian clock // Science. 2002. Vol. 295, No. 5557. P. 1070-1073.
9. American conference of governmental industrial hygienists. Nonionizing radiation in the field of environmental and hygienists. Cincinnati, 2006. P. 34-46.
10. Tarlau R. From a language to a theory of resistance: Critical pedagogy, the limits of "Framing", and social change // Educational Theory. 2014. Vol. 64 (4). P. 369-392.
11. Improving Information and Technical Support of HR Management System in the Educational Establishment / T. N. Bochkareva, V. A. Drozdov, E. M. Akhmetshin [et al.] // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. P. 3582-3589.
12. Ермаков А. В. Основные направления в преподавании учебной дисциплины «Теория и методика служебно-прикладных единоборств» // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2011. № 1 (20). С. 20-25.
13. Мотова Г. Н. Три этапа развития аккредитации в России // Аккредитация в образовании. 2015. № 2 (78). С. 6-13.
14. Агранович М. Л., Кондрашов П. Е. Индикаторы оценки качества образования // Директор школы. 2007. № 5. С. 5-16.
15. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. М.: Рос. пед. агентство, 1998. 354 с.
16. Болотов В. А., Ковалева Г. С. Опыт России в области оценки образовательных достижений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С. 3-10.
17. Закиева Р. Р. Образовательный менеджмент // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 2. С. 1836-1843.
18. Арапов С. В. Нормативно-правовая нагрузка на социосистему // Аллея науки. 2018. Т. 3, № 6 (22). С. 810-813.
19. Закиева Р. Р. Отбор и структурирование содержания профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2235-2245.
20. Лопина Н. И. Формирование позиции педагога в условиях компетентностного обучения от теории к практике // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: материалы международной научной конференции, посвященной 50-летию кафедры русского языка и культуры русской речи. 2018. С. 35-37.
21. Аванесов B. C., Володин Б. В. Методические вопросы оценки знаний студентов высшей школы. М.: Наука, 1978. 208 с.
22. Борченко И. Д. Содержание дополнительных профессиональных программ в аспекте современных запросов общества // Методист. 2018. № 4. С. 6-8.
References
1. Ryzhikov S. N. Strategicheskoe upravlenie professionalnoy obrazovatelnoy organizatsiey. Metody i modeli: Vol. 2. ucheb. posobie. Moscow: Rusayns, 2017. 288 p.
2. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Strategicheskie tendentsii razvitiya sistemy vys-shego obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Gumanitarnye issledovaniya Tsentralnoy Rossii. 2017, No. 2, pp. 7-20.
3. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V., Neborskaya V. V. et al. Vysshee obrazovanie v nemetskoy i russkoy traditsiyakh: koll. monogr. Izhevsk: In-t kompyuternykh issledo-vaniy, 2016. 272 p.
4. Natsionalnaya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Narodnoe obrazovanie. 2018, No. 2, pp. 14-18.
5. Repina A. V., Roshchina G. O., Zhavoronkova L. V. Modernizatsiya tekhnologiy i soderzhaniya povysheniya kvalifikatsii, perepodgotovki pedagogov v usloviyakh vnedreniya inklyuzivnogo obrazovaniya. Obrazovatelnaya panorama. 2016, No. 2 (6), pp. 17-23.
6. Ushakov D. V. Problema ponyatiya professionalno-statusnoy samorealizatsii. Vestn. Kemerovskogo gos. un-ta. Ser.: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki. 2016, No. 2, pp. 43-46.
7. Zakieva R. R. Obrazovatelnyy menedzhment. Professionalnoe obrazovanie v sovremen-nom mire. 2018, Vol. 8, No. 2, pp. 1836-1843.
8. Berson D. M., Dunn F. A., Takao M. Phototransduction by retinal ganglion cells that set the circadian clock. Science. 2002, Vol. 295, No. 5557, pp. 1070-1073.
9. American conference of governmental industrial hygienists. Nonionizing radiation in the field of environmental and hygienists. Cincinnati, 2006. Pp. 34-46.
10. Tarlau R. From a language to a theory of resistance: Critical pedagogy, the limits of "Framing", and social change. Educational Theory. 2014, Vol. 64 (4), pp. 369-392.
11. Bochkareva T. N., Drozdov V. A., Akhmetshin E. M. et al. Improving Information and Technical Support of HR Management System in the Educational Establishment. In: Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. Pp. 3582-3589.
12. Ermakov A. V. Osnovnye napravleniya v prepodavanii uchebnoy distsipliny "Teoriya i metodika sluzhebno-prikladnykh edinoborstv". Teoriya i praktika prikladnykh i ekstre-malnykh vidov sporta. 2011, No. 1 (20), pp. 20-25.
13. Motova G. N. Tri etapa razvitiya akkreditatsii v Rossii. Akkreditatsiya v obrazovanii. 2015, No. 2 (78), pp. 6-13.
14. Agranovich M. L., Kondrashov P. E. Indikatory otsenki kachestva obrazovaniya. Direktor shkoly. 2007, No. 5, pp. 5-16.
15. Shishov S. E., Kalney V. A. Monitoring kachestva obrazovaniya. Moscow: Ros. ped. agent-stvo, 1998. 354 p.
16. Bolotov V. A., Kovaleva G. S. Opyt Rossii v oblasti otsenki obrazovatelnykh dostizheniy. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2011, No. 4, pp. 3-10.
17. Zakieva R. R. Obrazovatelnyy menedzhment. Professionalnoe obrazovanie v sovremen-nom mire. 2018, Vol. 8, No. 2, pp. 1836-1843.
18. Arapov S. V. Normativno-pravovaya nagruzka na sotsiosistemu. Alleya nauki. 2018, Vol. 3, No. 6 (22), pp. 810-813.
19. Zakieva R. R. Otbor i strukturirovanie soderzhaniya professionalnogo obrazovaniya. Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire. 2018, Vol. 8, No. 4, pp. 2235-2245.
20. Lopina N. I. Formirovanie pozitsii pedagoga v usloviyakh kompetentnostnogo obu-cheniya ot teorii k praktike. In: Aktualnye problemy mezhkulturnoy kommunikatsii. Proceedings of International scientific conference, dedicated to the 50th anniversary of the department of the Russian language and culture of Russian speech. 2018. Pp. 35-37.
21. Avanesov B. C., Volodin B. V. Metodicheskie voprosy otsenki znaniy studentov vysshey shkoly. Moscow: Nauka, 1978. 208 p.
22. Borchenko I. D. Soderzhanie dopolnitelnykh professionalnykh programm v aspekte sovremennykh zaprosov obshchestva. Metodist. 2018, No. 4, pp. 6-8.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 5
Статья поступила в редакцию 15.03.2019 The article was received on 15.03.2019