Научная статья на тему 'Проблемы модернизации маркетингового образования в аграрных вузах России'

Проблемы модернизации маркетингового образования в аграрных вузах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации маркетингового образования в аграрных вузах России»

группе число сайтов с количеством ссылок на сервер как минимум 1 тыс. составляет 94,3%.

Ссылки на сервер по данным Яндекса -единственный показатель, где НИУ Россельхозака-демии не только заняли предпоследнее место по средним показателям, но и незначительно отстали

от 4-го места, занимаемого организациями РАМН. Но и здесь, как видно из предпоследней колонки показателей, эти НИУ смогли показать уникальный результат: 6,4% сайтов (6 из 94) оказались вообще без ссылок на их сервер по данным Яндекса.

Таблица 5 - Сводная информация по ссылкам на сервер сайта (Яндекс)

НИУ Кол-во организа- ций В том числе организаций с количеством ссылок на сервер в границах В среднем

более 100 тыс. от 100 до 10 тыс. от 10 тыс. до 1 тыс. от 1 тыс. до 1 ссылки нет ссылок

Минобразования 35 11,4% 40,0% 42,9% 5,7% 0,0% 44109,4

РАН 43 0,0% 7,0% 44,2% 48,8% 0,0% 3422,9

Вузы сельхозпрофиля 51 0,0% 11,8% 56,9% 31,4% 0,0% 5102,2

РАМН 5 0,0% 0,0% 80,0% 20,0% 0,0% 2328,0

МСХ 12 0,0% 0,0% 33,3% 66,7% 0,0% 719,7

РАСХН 94 0,0% 0,0% 87,2% 12,8% 6,4% 2352,1

Итого 240 1,7% 9,6% 63,8% 25,0% 2,5% 9135,8

Вхождение в каталоги популярных россий- точно строгой выморочностью при попадании сайтов

ских сервисов. Здесь ситуацию следующая (табл. 6). в данный каталог, то отсутствие сайтов в каталоге

Вновь налицо бесспорное лидерство органи- Апорт (куда сайты попадают без отбора и почти сразу

заций Минобразования по всем параметрам и суще- после ввода информации о них на сайте сервиса)

ственное отставание (в 1,5—2,0 раза от лидеров) ор- объяснить ничем разумным нельзя. Впрочем, ситуа-

ганизаций Россельхозакадемии. И если их отстава- ция здесь даже у лидеров - вузов Минобразования и

ние в РТ100 (Рамблер) еще можно объяснить доста- сельхозпрофиля - далека от идеальной.

Таблица 6 - Вхождение сайтов в популярные российские каталоги

НИУ Количество организаций Найдено в Яндекс-каталоге Найдено в РТ100 Найдено в Апорт-каталоге

Минобразования 35 82,9% 31,4% 85,7%

РАН 43 58,1% 20,9% 79,1%

Вузы сельхозпрофиля 51 66,7% 13,7% 74,5%

РАМН 5 40,0% 0,0% 100,0%

МСХ 12 25,0% 16,7% 50,0%

РАСХН 94 18,1% 7,4% 37,2%

Итого 240 45,8% 15,0% 61,7%

Выводы и рекомендации. Ситуация с сайтами НИУ Россельхозакадемии выглядит близкой к критической. Налицо отставание (и существенное) почти по всем параметрам и показателям, которые анализировались в данной работе. В качестве главной причины такого положения дел, по нашему мнению, можно назвать отсутствие отраслевых стандартов в данной сфере, недостаточное внимание к данной проблеме на всех уровнях (как внутри организаций, так и на уровне Отделений Академии и самой Академии) как на финансовом, так и на кадровом уровне. Такой подход выливается в попытки решения проблемы создания сайта организации при помощи простых, дешевых, но крайне неэффективных бесплатных решений, что приводит как к чрезмерному

упрощению структурного и контентного состава сайта, так и к отсутствию его поддержки, представления в каталогах и поисковиках, отсутствию рекламы таких сайтов и пр.

Между тем, как видно из представленных выше результатов, даже применение достаточно простых, но вполне эффективных типовых решений на базе портала Россельхозакадемии (м№^.аагоаса-dem.ru), позволило бы существенно (для некоторых показателей в разы) увеличить некоторые ключевые показатели эффективности работы сайтов НИУ Рос-сельхозакадемии. Такой подход к формированию виртуальной среды агронауки представляется достаточно привлекательным и недорогим решением проблемы ее отставания для НИУ Россельхозакадемии.

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ РОССИИ

А.В. Пошатаев, проф., зав. каф. Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К.А. Тимирязева, М.А. Кауфман, д.э.н., Президент группы компаний «Уайтхолл»

В современной России, переживающей как и большинство стран мира экономический кризис, значительно возросла роль маркетинга как важнейшего средства антикризисного управления и фактора повышения результативности работы предприятий (организаций) всех сфер экономики и прежде всего агропромышленного комплекса. Отсюда -

объективная необходимость улучшения маркетинговой подготовки специалистов аграрного профиля во всех учебных заведениях страны.

Постоянно развивающаяся востребованность маркетинга на различных уровнях экономики и управления народным хозяйством, в различных отраслях и сферах деятельности выдвинула необходимость под-

готовки специалистов - маркетологов и разработки отдельного Государственного стандарта.

РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева в числе первых аграрных вузов принял решение о введении образовательной программы подготовки специалистов высшей квалификации по маркетингу. Принятию этого решения предшествовала большая подготовительная работа. Уже в начале 90-х гг. в академии стал преподаваться курс «Маркетинг» по всем экономическим специальностям, в 2000 г. открыта специализация «Управление маркетингом», разработаны учебнометодические комплексы, изданы учебник «Маркетинг» и Практикум по маркетингу (издательство «КолосС»), выполнены пять исследовательских проектов, подготовлено и защищено более 100 дипломных проектов и семь кандидатских диссертаций по проблема маркетинга в АПК, в 2004 г. создана кафедра маркетинга.

При подготовке к освоению новой образовательной программы были составлены учебный план, рабочие программы дисциплин общепрофессионального и специального циклов, решены вопросы обеспечения образовательного процесса учебной литературой, материально-техническими средствами, педагогическими кадрами и местами практики.

Не менее важное значение имеет план освоения специальности, позволяющий осуществлять целенаправленный контроль за качеством подготовки специалистов, включая теоретическое обучение, практику, техническое оснащение учебного процесса, методическое обеспечение и приобретение новой учебной литературы.

Процесс трансформации высшего маркетингового образования достаточно динамичный. Налицо переход от чисто философской миссии маркетинга к его практическому использованию как важнейшей бизнес-функции.

Однако достигнутый уровень образования в этой сфере деятельности пока еще не в полной мере отвечает запросам практики. Причин здесь несколько. Это, прежде всего, недостаточная профессиональная подготовка, противоречия между практикой и обучением. Не все выпускники готовы к профессиональной деятельности «с первого дня». Заметную роль играет постоянно развивающаяся востребованность маркетинга на различных уровнях экономики и управления АПК, которая существенно расширяет и углубляет требования к профессиональной маркетинговой деятельности. Функция маркетинга, как показал разразившийся экономический кризис, выдвигается в число приоритетных видов деятельности современного предпринимательства. Известную неопределенность в дальнейшее развитие подготовки специалистов-маркетологов вносит сама переориентация на двух уровневую систему обучения (бакалавр - магистр).

В связи с этим вопросы образовательного уровня в области маркетинга для бакалавров, специалистов и магистров выдвигаются на первый план. Требуется новая классификация требований по уровням подготовки, разработка новых квалификационных характеристик, модели деятельности, учебных планов и учебно-методических комплексов, пересмотр специализации учебных дисциплин в области маркетинга по уровню образования.

При формировании новых направлений маркетинговой подготовки следует учесть развитие новой парадигмы маркетинга: переход от маркетинга сделок к маркетингу отношений, приоритет лояльности клиентов, развитие «стыков» маркетинга с микроэкономи-

кой, менеджментом, финансами, социологией, психологией и т.д., усиление языковой и компьютерной подготовки, а также новые требования российской практики к специалистам-маркетологам, формирование у них целостной компетенции (профессиональной, управленческой, социальной).

Нам, представляется, что ключевые маркетинговые умения должны выглядеть следующим образом:

1. Профессиональная компетентность - умение использовать современную технологию маркетинговой деятельности: аналитика; цели и стратегии; маркетинговый инструментарий; исследования; организация; планирование; аудит и др.

2. Управленческая компетентность - умение принимать маркетинговые решения: моделирование; количественные и качественные измерения; прогнозирование; оценка рисков; экономическое обоснование решений и др.

3. Коммуникативная компетентность - умение взаимодействовать во внешней и внутренней маркетинговой среде: личные способности воспринимать и передавать информацию; работа в команде; доклады, презентации, переговоры и др.

Исходя из этого, в качестве квалификационных требований в области маркетинга могут быть: для бакалавра - готовность к профессиональной работе в экономических службах предприятий, требующих базового образования, специалиста маркетолога - обеспечение устойчивого функционирования предприятия в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия, магистра - эффективная профессиональная, научно-исследовательская, педагогическая и аналитическая деятельность.

Маркетинговая подготовка на уровне «бакалавр - специалист - магистр» имеет существенные различия и каждый из этих уровней отличается определенной спецификой.

Основная область знаний и умений бакалавра экономики со специализацией «Маркетинг» состоит в понимании места и роли маркетинга в компании, его взаимодействии с другими функциональными подразделениями, а также в умении использовать основные инструменты маркетинга.

Основная область знаний и умений специа-листа-маркетолога заключается в углубленном освоении современных маркетинговых технологий и экономического обоснования маркетинговых решений, направленных на согласование потенциала предприятия с требованиями рынка.

Основная область знаний и умений магистра менеджмента со специализацией «Маркетинг» заключается в том, чтобы в области профессиональной подготовки овладеть на высоком уровне углубленными маркетинговыми знаниями в части современных технологий и экономических оценок маркетинговой деятельности, знаниями корпоративного маркетинга и стратегического маркетингового планирования, а также современных методов маркетинговой политики и аудита.

На основе научно-исследовательских проектов и учебно-методических разработок вуза составляется программа научных исследований, консалтинговой и педагогической практики.

С учетом обозначенных требований нами предлагается набор учебных дисциплин и их содержание в зависимости от уровня образования.

Так, для бакалавров с маркетинговой специализацией предлагается следующий набор учебных

дисциплин с соответствующим содержанием: основы маркетинга (концепции и методические основы маркетинга, организация и планирование маркетинга в компании); маркетинговое управление (система маркетинга, стратегические и оперативные решения маркетинга, инструменты маркетинга); поведение потребителей (модели поведения, модели маркетинговых коммуникаций); маркетинговые исследования (процедуры и методы, области использования); рекламное дело (рекламный бизнес, планирование рекламной компании); логистика (управление движением материальных потоков в каналах распределения).

Для специалистов (на базе бакалавриата с маркетинговой специализацией): маркетинговые планы и программы (планы маркетинга, программы брэнд-менеджмента, продвижения, лояльности партнерских отношений); экономический анализ в маркетинге (выручка - затраты - прибыль, рентабельность инвестиций в маркетинг); модели маркетинговых решений (компьютерное моделирование, кейс-курсы и др.); маркетинг

в отраслях и сферах деятельности (международный маркетинг, агромаркетинг, маркетинг услуг, маркетинг регионов, некоммерческий маркетинг).

Для магистров (специализация - маркетинг): профессиональная подготовка (учебные дисциплины для специалистов, корпоративный маркетинг, стратегическое планирование маркетинга, маркетинг-аналитика); научные исследования (программа научно-исследовательских работ вуза, факультета, кафедры); педагогическая практика (программа учебно-методической деятельности вуза, факультета, кафедры).

Подводя итог проведенному исследованию следует отметить, что эволюция маркетингового образования в перспективе будет развиваться по следующим этапам: индивидуализация (новые технологии обучения), глобализация (международная сертификация маркетинговых российских программ, привлечение иностранных студентов, использование Интернет), непрерывность (система дополнительного образования).

ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Р.А. Бандурин, к.э.н., ст. преп. Брянской государственной сельскохозяйственной академии

Вряд ли найдутся противники той точки зрения, что советская, и до недавнего времени российская система образования в целом, и высшая школа в частности, были лучшими в мире. На них ориентировались и продолжают ориентироваться ведущие экономически развитые страны мира: Китай, страны Евросоюза. Наши специалисты в области высоких технологий, образования, физики, химии, биотехнологии по показателю цитирования выводили страну на одно из первых мест в мире. Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев отмечает, что сейчас по качеству образования «...российские вузы скатываются все ниже и ниже». [1] В настоящее время в силу инерционного эффекта маститые и молодые российские педагоги и ученые, опираясь на прошлые достижения, продолжают высоко котироваться в мире. Однако, продолжая проводить параллели с физикой, это состояние не может долго сохраняться, поскольку к нему с исключительно негативным эффектом прикладываются внешние силы. Нашими задачами является анализ современных тенденций развития среднего и высшего профессионального аграрного образования, оценка влияния факторов нормативно-правового и административного характера на систему высшего образования.

В настоящее время престиж аграрного образования заметно упал. Как правило, спросом пользуются специальности и специализации в тех сферах, где трудоустройство сулит достойный заработок и социальные гарантии. Причем количество абитуриентов, претендующих на бюджетные и коммерческие места по соответствующим специальностям, как правило не совпадает с реальной потребностью экономики в специалистах, владеющих данной профессией. Общеизвестен тот факт, что в настоящее время наблюдается перепроизводство специалистов с высшим юридическим и экономическим образованием. В то же время в аграрных вузах к специальностям, непосредственно связанным с сельхозпроиз-водством, - «Агрономия», «Зоотехния», «Ветеринария» и ряду других происходит спад интереса. С одной стороны, это объясняется тем, что положение

дел в аграрной сфере большинства российских регионов оставляет желать лучшего. Оно еще больше ухудшилось в связи с рецессией, обусловленной экономическим кризисом. Но парадокс заключается в том, что спрос на таких специалистов в селе есть, и он год от года растет. Например, по данным Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области на 01.01.2008 г. суммарная потребность в кадрах с высшим сельскохозяйственным образованием составила 578 человек (табл. 1).

Как показывают данные ежегодного мониторинга, в настоящее время в регионе наблюдается несоответствие спроса и предложения специалистов с высшим аграрным образованием.

Таблица 1 - Наличие вакансий в сельхозорганизациях на 01.01.2008 г.

Наименование должностей Количество вакансий

Главный агроном 80

Главный зоотехник 98

Главный ветеринарный врач 91

Главный инженер 73

Главный экономист 52

Специалисты:

агрономы 29

зоотехники 30

ветеринарные врачи и фельдшеры 43

инженеры и техники 22

Итого 518

Во-первых, оно обусловлено тем, что выпускники сельскохозяйственных вузов считают работу на селе бесперспективной и после окончания вуза трудоустраиваются в других отраслях экономики. Во-вторых, отсутствует административное влияние в плане доведения вузам обязательных «заданий» по подготовке специалистов. К этому добавляется и неблагоприятная демо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.